Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства “пользы”, утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: “Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя”. Заметим – “по своему высшему, свободному свойству”

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу “священный дар” поэта, его поэзия, не старея,

Всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. “Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

К этим “истинным поэтам” принадлежали

Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился “более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг. В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила”

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева – “Я не Поэт, а Гражданин”, но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил “Войнаровского” именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть “живые чувства”.

Гоголь, писал о Пушкине: “Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, – что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе”. “Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его” .

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы “Войнаровский” Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, – Я не Поэт, а Гражданин.

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам “Евгения Онегина “, в котором писал: “Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, – то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”.

Сочинения по темам:

  1. Это – единственный в своем роде манифест русской поэзии 1860-х годов, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную...
  2. Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин,...

Я не поэт, а гражданин.

Декабрист К. Ф. Рылеев в посвящении своей поэмы декабристу А. А. Бестужеву.

Я обвиняю!

Знаменитое J’accuse! Эмиля Золя: открытое письмо к президенту республики в газете Клемансо Homme Libre 13 января 1898 г., в котором он обвинял французский генеральный штаб и военное министерство в сознательном направлении дела Дрейфуса по ложному следу и разоблачал подлоги и обманы. См. Дрейфусиада.

Я отдал бы тебе половину моего царства, чтобы только научиться управлять другою.

Такие слова произнес будто бы Петр I перед гробницею кардинала Ришелье.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.

Пушкин (1836).

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.

«Памятник» Г. Р. Державина (1796). И пушкинский, и державинский, и многие другие «памятники» (в том числе Брюсова) - переводы или перепевы «Памятника» Горация.

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты.

Пушкин, «Элегия» (1821).

Я погибал, -
Мой злобный гений
Торжествовал.

А. И. Полежаев, «Провидение». Злобный гений поэта - Николай I, сославший его рядовым на Кавказ за шуточную поэму «Сашка».

Я пользуюсь животными для поучения людей.

Французский баснописец Лафонтен, в посвящении басен дофину.

Я поставил свое дело ни на чем.

Начало стихотворения Гете «Суета сует».

Я по ушам узнал его как раз.

Пушкин, «Ex ungue leonem» - «По когтю льва» (1825). «Узнать (или: «дорисовать») по когтю льва» встречается у греческого поэта Софрона Сиракузского, в V веке до нашей эры, но приписывается Фидию (500 г. до нашей эры) и еще более древнему источнику - Алкею (610 г. до нашей эры). См. Ex ungue leonem.

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Н. А. Некрасов, «Неизвестному другу» (1866).

Я пришел к тебе с приветом -
Рассказать, что солнце встало…

Это стихотворение, некогда непременный завсегдатай всех хрестоматий, ныне цитируется нередко - но иронически. Принадлежит А. Фету (1820-1892).

Я прогрессист, но без нахальства:
Мне страшен каждый генерал…
Но, с дозволения начальства, -
Я либерал, я либерал!

Герой эпохи 1905 г. Анонимный (подписанный «А») «Гимн в честь воскресающего, с дозволения начальства, либерализма российского».

Я проснулся в одно утро и увидел себя знаменитым.

Слова Байрона о неожиданном для него самого успехе двух первых песен «Чайльд Гарольда», заимствованные из его дневника.

Ярмарка жизни.

См. Базар житейской суеты.

Ярмарка невест.

В пушкинские времена - Москва. См. «Евгений Онегин», глава 7-я, строфа 26-я.

Ярмарка тщеславия.

См. Базар житейской суеты.

Я сам свой предок.

Приписываемый А. Жюно, герцогу Абрантесу, наполеоновскому генералу (1771-1813) ответ, когда его спросили о предках. Аналогичный ответ был дан по такому же поводу герцогу Монморанси маршалом Сультом, также сподвижником Наполеона. См. Это мы - предки.

Я слышу звуки одобренья
Не в сладком рокоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

«Крылато» со времени цитирования Лениным («Мы слышим» и т. д.) в статье «Удержат ли большевики государственную власть» (1917).

Я слышу молчание!

Так уверял московский полицеймейстер во времена Герцена и Огарева, в начале 40-х годов прошлого века (А. И. Герцен, «Былое и думы», глава 38-я).

Я сын скептического века,
Я твердо верю в человека,
Я не боюся за него.

«Беседа в Трианоне» К. К. Павловой-Яниш (1810-1893).

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, я раб, я червь, я бог!

Ода «Бог» Г. Р. Державина.

Я устал царить над рабами.

Фраза Фридриха II (в одном из его кабинетских приказов 1785 г.).

Я царь, я раб.

См. Я телом в прахе истлеваю.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Афоризм принадлежит Теренцию (185-155 г. до нашей эры), римскому писателю комедий, из его «Самоистязателя», действие 1-е, сцена 1-я. Эти слова, впрочем, приписываются также Диоклециану, римскому императору (239-313).

Я человек, который смеется; он человек, который убивает.

В. Гюго, «Король веселится», действие 2-е, сцена 1-я.

Ящик Пандоры.

По греческой мифологии (сообщенной в «Делах и днях» Гезиода, поэта VIII века до нашей эры), Пандора, получив от Зевса ящик (ларец, или, точнее по подлиннику, кадку), которого не следовало открывать, подняла крышку, и оттуда вылетели все беды человечества: болезни, смерть, голод и пр. Это была месть Зевса за похищение Прометеем небесного огня, построенная на расчете на женское любопытство.

ПРИМЕЧАНИЕ

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ. Я НЕ ПОЭТ, А ГРАЖДАНИН

Говоря о творчестве Кондратия Рылеева – литератора, общественного деятеля, декабриста, – сразу следует отметить то, что отмечали и он сам, и его современники, в частности, Пушкин: художественные особенности его поэзии незначительны. Тем не менее, Рылеев не только внес свой вклад в наследие русской литературы, но в значительной мере на века вперед сформировал общественную гражданскую мысль относительно роли поэта в русском обществе.
Примечательно в этом смысле одно из немногих стихотворений Кондратия Рылеева, которые условно можно отнести к любовной лирике – послание

Ты посетить, мой друг, желала
Уединенный угол мой,
Когда душа изнемогала
В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный
Хотел страдальца оживить,
Хотела ты покой целебный
В взволнованную душу влить.
<…>
Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею;
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.
<…>
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет, –
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

Это стихотворение Кондратия Рылеева адресовано Теофании Станиславовне К., которой он был увлечен в 1824-25 годах. Но в то же время это был период его активной гражданской деятельности в атмосфере обсуждений будущего России во всевозможных тайных обществах. В одно из них – Северное – Рылеев был принят в 1823 году. В этом же году вместе со своим близким другом – также будущим декабристом – Александром Бестужевым он начал выпускать литературно-публицистический альманах «Полярная звезда», ставший рупором идей декабристов. Здесь Рылеев публиковал свои стихотворения и думы. Так же «Думы» Рылеева были выпущены отдельным изданием в 1825 году, в них можно найти такие исторические имена, как Димитрий Донской, Ермак, Петр Великий. Но именно в думах Пушкин не увидел ни характеров, ни исторической правды – лишь схематические однообразные сюжеты, использованные автором для выражения собственных идей.

Рылеев болезненно воспринял эту критику, но, тем не менее, принял ее с достоинством. А свою авторскую позицию предельно четко выразил не только в критических статьях, но и в поэтической форме, в частности, в послании к Бестужеву:

Хоть Пушкин суд мне строгий произнес
И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,
Но от того, Бестужев, еще нос
Я недругам в угоду не повесил.

Моя душа до гроба сохранит
Высоких дум кипящую отвагу;
Мой друг! Недаром в юноше горит
Любовь к общественному благу!
<…>
А вот и отрывок из в первую очередь подвергшейся критике неоконченной думы Кондратия Рылеева «Исповедь Наливайки», которая, надо сказать, несмотря на пушкинскую оценку, оставила свой след в русской литературе (достаточно вспомнить, что строки Рылеева «Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?» взяла эпиграфом к стихотворению, посвященному декабристам, графиня Ростопчина, а впоследствии эти строки стали крылатыми):

<…> угрюм, суров и дик мой взор,
Душа без вольности тоскует.
<…>
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!..

Причину неприятия Пушкиным дум Рылеева хорошо объяснил впоследствии Николай Огарев, который стал идейно-эстетическим последователем поэта-декабриста: «Пушкин, с своей всеобъемлющей впечатлительностью, не мог понять исповеди Наливайки; публика поняла ее и откликнулась. Пушкин искал образа казацкого вождя, чтоб быть вполне удовлетворенным этим отрывком, и не находил его – и был прав; он только забыл в заглавие поставить: исповедь Рылеева, и тогда бы удовлетворился».

И действительно, не только эту думу, но вообще любое стихотворение Кондратия Рылеева можно считать его личной исповедью, его идеологическим, эстетическим, философским манифестом, где поэзия – всего лишь сильная форма подачи гражданской мысли:

Как странник грустный, одинокий,
В степях Аравии пустой,
Из края в край с тоской глубокой
Бродил я в мире сиротой.

Уж к людям холод ненавистный
Приметно в душу проникал,
И я в безумии дерзал
Не верить дружбе бескорыстной.
Незапно ты явился мне:
Повязка с глаз моих упала;
Я разуверился вполне,
И вновь в небесной вышине
Звезда надежды засияла.

Прими ж плоды трудов моих,
Плоды беспечного досуга;
Я знаю, друг, ты примешь их
Со всех заботливостью друга.
Как Аполлонов строгий сын,
Ты не увидишь в них искусства:
Зато найдешь живые чувства, –
Я не Поэт, а Гражданин.

Это послание также адресовано самому близкому другу Рылеева – Александру Бестужеву, и написано оно в тот же активный период формирования новой гражданской мысли – в 1823-24-м годах. «Живые чувства», благородный пафос, которыми наполнено творчество Кондратия Рылеева – это не просто художественное поэтическое средство: он и в жизни был таким же страстным, прямым и благородным, и эти качества отмечали многие его современники: «В его взгляде, в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна», – писал о Рылееве барон Розен. А декабрист Николай Бестужев, старший брат Александра, утверждал, что Рылеев «готов был на всякую жертву для друга». Примечательно, что будучи признанным радикалом в среде декабристов, он возражал против кровавых сценариев переобустройства российского общества.

Жизнь Кондратия Рылеева была короткой, но яркой и последовательной в его стремлении служить общественному благу. Родился поэт и декабрист 18 (29) сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье Федора Рылеева, управляющего делами князя Голицина. Отец был семейным деспотом, и мать, желая избавить сына от его жестокости, поспешила в 1801 году определить Кондратия в кадетский корпус. Здесь он впервые начал пробовать себя как стихотворец. В 1814 году стал офицером конной артиллерии, в этом же году, а затем в 1815 совершал походы во Францию. В 1818 году вышел в отставку, в 1820 году женился, после женитьбы переехал в Петербург, и здесь вошел в круг литераторов. Немаловажную роль в этом сыграла его сатирическая ода того же 1820 года «К Временщику», не только недвусмысленно высмеивающая Аракчеева, но и предсказывающая народный гнев, готовый вылиться в восстание против тирании:
<…>
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть…
Не зная о своем ужасном положенье,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье,
Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь:
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он – что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довел до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты…
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Все трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство!

В 1821 году Рылеев был принят в «Вольное общество любителей российской словесности», а также стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В этом же году от дворянства он был избран заседателем уголовной палаты, и на этом поприще прославился своей неподкупностью и стремлением к справедливости, невзирая на чины и звания.

Примером пламенного служения общественному благу был и для него, и для многих его современников Джордж Гордон Байрон – английский поэт, весть о смерти которого в апреле 1824 года из Греции, куда тот отправился для участия в освободительном движении, потрясла многих. «На смерть Бейрона» откликнулся и Рылеев, в который раз сформулировав свое понимание предназначения поэта:
<…>
Царица гордая морей!
Гордись не силою гигантской,
Но прочной славою гражданской
И доблестью своих детей.
Парящий ум, светило века,
Твой сын, твой друг и твой поэт,
Увянул Бейрон в цвете лет
В святой борьбе за вольность грека.
<…>
Исчезнут порты в тьме времен,
Падут и запустеют грады,
Погибнут страшные армады,
Возникнет новый Карфаген…
Но сердца подвиг благородный
Пребудет для души младой
К могиле Бейрона святой
Всегда звездою путеводной.

Британец дряхлый поздних лет
Придет, могильный холм укажет
И гордым внукам гордо скажет:
«Здесь спит возвышенный поэт!
Он жил для Англии и мира,
Был, к удивленью века, он
Умом Сократ, душой Катон
И победителем Шекспира.

Он все под солнцем разгадал,
К гоненьям рока равнодушен,
Он гению лишь был послушен,
Властей других не признавал…
<…>

Проявив себя как организатор и активный участник восстания 14 декабря 1825 года, Кондратий Рылеев вошел в число пяти декабристов, приговоренных к казни «вне разряда». Документы свидетельствуют, что находясь под арестом и давая показания, Рылеев брал всю ответственность на себя, оправдывая товарищей и возлагая надежды на милость к ним императора. Он оказался одним из трех несчастных, под которыми 13 (25) июля 1826 года во время повешения оборвалась веревка…

В истории России этот факт всегда служил поводом для отмены казни. Но не в этот раз: слишком опасными представлялись Николаю I те идеи, которые внедряли заговорщики в общественное сознание. Троих казнили повторно. Как признали и современники, и историки – тогда в России впервые судили не за деяния, а за убеждения. И влияние этих убеждений было сильнее оттого, что они выражались не только в форме деклараций и манифестов, а в художественной, доступной широкому читателю, форме. И роль Кондратия Рылеева в становлении гражданской мысли в России трудно переоценить: именно в этом он видел истинное предназначение поэта, много позже эхом отозвавшееся в творчестве поэтов-шестидесятников двадцатого столетия: «Поэт в России больше, чем поэт»...

Виктория ФРОЛОВА

«Я не поэт, а гражданин…»

Урок, посвящённый жизни и творчеству

Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 – 1826 г.г.)

Цель: раскрытие понятия революционного романтизма на примере гражданской лирики Рылеева; обучение анализу поэтического текста; воспитание гражданской позиции на примере жизни К.Рылеева.

Заплатимте тому презрением

Холодным,

Кто хладен может быть

К страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель

Жизни человека,

Постичь дух времени

И назначенье века.

Кондратий Рылеев

Ход урока

Учитель. Ранний час 13 июля 1826 года. Едва забрезжил дождливый рассвет, Петербург стал просыпаться, Группы людей встали на Троицком мосту, на узком берегу у крепости. Чьи-то тёмные тени качались в яликах на Неве, Люди видели, как с Адмиралтейской стороны привезли виселицу на нескольких ломовых извозчиках. Войска уже стояли на местах дугою.

Пятерых вывели на казнь . Кандалы, надетые ещё ночью, мешали двигаться. Они увидели сумеречный рассвет и самое страшное – виселицу…

Их заставили надеть длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых было написано «Цареубийца». Палач натянул колпаки на лица, надел петли. Забили барабаны, «как для гонения сквозь строй». Для двоих прервался бой барабанов. Трое, упав на помост, услышали его снова.

Свидетели запомнили, как кто-то в окровавленном колпаке, поднимаясь, крикнул:

Обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется, вы видите, мы умираем в мучениях…

«Операция была повторена и на этот раз свершилась удачно»,- доносил начальник кронверка.

Одним из казнённых был Кондратий Фёдорович Рылеев. Чем же он так был страшен властям, какую опасность таил в себе этот человек?

1-й ученик. Рылеев родился в семье отставного подполковника, происходившего из старинного дворянского рода. В шесть лет он, в сущности, стал сиротой при живых отце и матери. В шесть лет его отдали в Первый кадетский корпус, м можно только поражаться, как без любви и дружества в пучине армейской муштры этот человек сформировался в поэта, героя и вождя. Архивы сохранили нам письма юного кадета к отцу – жестокому, скупому холодному человеку.

«Дражайший родитель! Вот уже почти три года, как не имею я от вас никаких известий. Много писал писем, но не получал на иные ни одного ответа…»

И ещё строчки – из письма к матери, три года спустя:

«О дражайшая матушка! Неужели Бог не слышит те ежедневные, пламенные моления, сопровождаемые током слёз, которые я ежедневно воссылаю к нему! Вы пишете, дражайшая матушка, что не имеется у вас денег, дабы выкупить последнюю фамильную драгоценность, сыновнее сокровище – ваш портрет! Не присылайте лучше ко мне ни копейки, я, право, не нуждаюсь в деньгах, ей-богу, не нуждаюсь, постарайтесь только выручить портрет!..»

2-й ученик. Рылеев провёл в корпусе более двенадцати лет, и каждый день из этих лет Рылеева и ему подобных готовили к верноподданной офицерской службе во имя царя – отечество называлось вторым.

В 1812 году Рылееву семнадцать лет. Само время растило прапорщика Рылеева. В составе конно-артиллерийской бригады он два года (с 1814 г.) провёл за границей.

«Мои лета и некоторый успех в науках, - пишет он отцу, - дают мне право требовать чин офицера артиллерии, чин, пленяющий молодых людей до безумия, и который мне также лестен, но ни чем другим, как только тем, что буду иметь я счастье приобщиться к числу защитников своего отечества, царя и алтарей земли нашей…»

Но уже в 1818 году Рылеев пишет в письме матери: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть…»

На пятом году службы Рылеев подал в отставку, Это решение полностью поддержала его невеста Наталья Михайловна Тевяшова, с которой он встретился в воронежской глуши. Женившись, Рылеев осенью 1819 года переехал к матери в Батово.

3-й ученик. Семьдесят с небольшим вёрст отделяют Батово от Петербурга. Наезжая в Петербург, Рылеев Познакомился с Дельвигом, Глинкой, Булгариным, Пушкиным. Он продолжает занятия литературой, сочинение стихов. В 1820 году петербургское общество было потрясено предерзостной выходкой прапорщика Рылеева, напечатавшего в «Невском зрителе» стихотворение «К временщику». Прототип был настолько узнаваем, что все ожидали наказания смелого поэта. Аракчеев, действительно, подал в суд, но, когда его попросили указать, какие именно строки он принимает на свой счёт, вельможа предпочёл отмолчаться. Перед чтением стихотворения «К временщику» задание классу:

Обратите внимание на средства художественной выразительности, используемые поэтом для достижения цели. Что делает прообраз «временщика» узнаваемым? Почему автор выбирает жанр сатиры?

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником, затем - беседа с классом.

После столь яркой заявки Рылеев привлекает к себе внимание читающей публики, Этому способствовало также совместное с Бестужевым издание альманаха «Полярная звезда», в котором публиковались и сами составители, и басни Крылова, и стихи Пушкина, Вяземского, Баратынского, Жуковского, Дельвига. Несмотря на широкий круг авторов, разнообразие жанров, их объединяло главное – мотив любви к родине и борьбы за её свободу.

В это же время происходит знакомство Рылеева с Пущиным, который и принял его в тайное общество будущих декабристов. Рылеев стал активнейшим участником тайного общества, одним из его руководителей.

Лучше всего, полнее о поэте говорят его стихи.

На партах у ребят – карточки со стихами Рылеева и вопросами к ним. Работа организована по творческим группам (одна карточка на две парты). Ученики читают стихотворения, обсуждают коллективно ответы на вопросы, затем, по мере готовности, отвечают.

Жестокой

Смотри, о Делия, как вянет сей цветочек,

С какой свирепостью со стебелька Сколько частей

Вслед за листочком рвёт листочек в стихотворении?

Суровой осени рука!

Ах! скоро, скоро он красы своей лишится,

Не станет более благоухать;

Последний скоро лист свалится , Каков принцип

Зефир не будет с ним играть. его построения?

Угрюмый Аквилон нагонит тучи мрачны, Какое впечатление

В уныние природу приведёт, остаётся после

Оденет снегом долы злачны,- прочтения?

Твой взор и стебля не найдёт…

Так точно, Делия, дни жизни скоротечной Над чем заставляет

Умчит Сатурн завистливый и злой задуматься?

И блага юности беспечной

Ссечёт губительной косой…

Всё изменяется под дланью Крона хладной:

Остынет младости кипящей кровь;

Но скука жизни безотрадной

Под старость к злу родит любовь!

Тогда, жестокая, познаешь, как ужасно

Любовью тщетною в душе пылать

И на очах не пламень страстный,

Но хлад презрения встречать.

(1821)

Давно мне сердце говорило:

Пора, младый певец, пора,

Оставив шумный град Петра, Ваши впечатления после прочтения?

Лететь к своей подруге милой,

Чтоб оживить и дух унылый, Какое создаётся настроение?

И смутный сон младой души

На лоне неги и свободы, Как вы поняли, о чём стихотворение?

И расцветающей природы

Прогнать с заботами в тиши. Лирический герой – какой он?

Настал желанный час – и с тройкой

Извозчик ухарский предстал,

Залился колокольчик звонкой –

И юный друг твой поскакал…

Едва заставу Петрограда

Певец унылый миновал,

Как разлилась в душе отрада,

И я дышать свободней стал,

Как будто вырвался из ада…

К N N

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить, Можно ли назвать это стихотворение

Хотела ты покой целебный элегией?

В взволнованную душу влить.

Твоё отрадное участье, Каким вы увидели лирического

Твоё вниманье, милый друг, героя?

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг.

Я не хочу любви твоей, Что главное для него в жизни?

Я не могу её присвоить;

Я отвечать не в силах ей,

Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда

Одних прекрасных ощущений,

Ты бурных чувств моих чужда,

Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –

Я не знаком с сим чувством нежным

И оскорбителям моим

Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,

Движеньями души владею;

Не христианин и не раб,

Прощать обид я не умею.

Мне не любовь твоя нужна,

Занятья нужны мне иные:

Отрадна мне одна война,

Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдёт на ум:

Увы! моя отчизна страждет, -

Душа в волненьи тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.

1824 или 1825

А.П.Ермолову

Наперсник Марса и Паллады!

Надежда сограждан, России верный сын, Каким вам представляется тот,

Ермолов! Поспеши спасать сынов Эллады, кому адресовано стихотворение?

Ты, гений северных дружин!

Узрев тебя, любимец славы, Почему так узнаваем генерал

По манию твоей руки, Ермолов, хотя имени его

С врагами лютыми, как вихрь, на бой кровавый в стихотворении нет?

Помчатся грозные полки –

И, цепи сбросивши панического страха, Какими средствами создаёт

Как Феникс молодой, Рылеев образ генерала?

Воскреснет Греция из праха

И с древней доблестью ударит за тобой!..

Уже в отечестве потомков Фемистокла

Повсюду подняты свободы знамена,

Геройской кровию земля промокла

И трупами врагов удобрена!

Проснулися вздремавшие перуны,

Отвсюду храбрые текут!

Теки ж, теки и ты, о витязь юный,

Тебя все ратники, тебя победы ждут…

Весна 1821

Стансы

(К А. Б(естуже)ву)

Не сбылись, мой друг, пророчества

Пылкой юности моей: О чём это стихотворение?

Горький жребий одиночества

Мне суждён в кругу людей. Что печалит героя?

Слишком рано мрак таинственный

Опыт грозный разогнал,

Слишком рано, друг единственный,

Я сердца людей узнал.

Страшно дней не ведать радостных,

Быть чужим среди своих,

Но ужасней истин тягостных

Быть сосудом с дней младых.

С тяжкой грустью, с чёрной думою

Я с тех пор один брожу

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.

Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей…

1824

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья. Каков образ автора

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, в стихотворении?

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы Кому адресовано

За угнетенную свободу человека. стихотворение?

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

1824

После анализа стихотворений – вывод.

Есть стихотворения агитационные, прокламации. Но когда поэт оказывается во власти высоких чувств, то и его стихи приобретают большую лиричность, наполняются переживаниями героя: тоской, грустью. Заслуга Рылеева в том, что он создал индивидуальный, лиричный образ поэта-гражданина, человека способного переживать все «бедствия своей отчизны», всю мировую несправедливость как личное своё страдание и стремящегося бороться с несправедливостью до конца.