В ЧЕМ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
РАСКОЛЬНИКОВА?

(по роману Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание”)


В мировой
литературе Достоевскому принадлежит честь
открытия неисчерпаемости и многомерности
человеческой души. Писатель показал
возможность сочетания в одном человеке
низкого и высокого, ничтожного и великого,
подлого и благородного. Человек - это тайна,
в особенности русский человек. “Русские
люди вообще широкие люди... широкие, как их
земля, и чрезвычайно склонны к
фанатическому, к беспорядочному; но беда
быть широким без особой гениальности”, -
говорит Свидригайлов. В словах Аркадия
Ивановича заключается ключ к постижению
характера Раскольникова. Сама фамилия
героя указывает на двойственность,
внутреннюю неоднозначность образа. А
теперь послушаем характеристику, которую
дает Родиону Романовичу Разумихин: “Полтора
года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен
и горд; в последнее время... мнителен и
ипохондрик... Иногда, впрочем, вовсе не
ипохондрик, а просто холоден и
бесчувственен до бесчеловечия, право, точно
в нем два противоположных характера,
поочередно сменяются... ужасно высоко себя
ценит и, кажется, не без некоторого права на
то”.


Мучительная
внутренняя борьба ни на минуту не утихает в
Раскольникове. Родиона Романовича мучает
не примитивный вопрос - убивать или не
убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли
человек, весь вообще род, то есть
человеческий”. Рассказ Мар-меладова о
великости Сониной жертвы, письмо матери о
судьбе Дунечки, сон о Савраске - все это
вливается в общий поток сознания героя.
Встреча с Лизаветой, воспоминания о
недавнем разговоре в трактире студента и
офицера об убийстве старухи-процентщицы
подводят Раскольникова к роковому для него
решению.


Внимание
Достоевского приковано к уяснению
первопричин преступления Раскольникова.
Слова “убить” и “ограбить” могут
направить мысль читателя по ложному пути.
Дело заключается в том, что Раскольников
убивает совсем не для того, чтобы ограбить.
И совсем не потому, что живет в нищете, что “среда
заела”. Разве не могбы
он, не дожидаясь денег от матери и сестры,
обеспечить себя материально, как сделал это
Разумихин? Человек у Достоевского
изначально свободен и сам совершает свой
выбор. В полной мере это относится и к
Раскольникову. Убийство - результат
свободного выбора. Однако путь к “крови по
совести” довольно сложен и длителен.
Преступление Раскольникова включает в себя
создание арифметической теории “права на
кровь”. Внутренняя трагичность и
противоречивость образа заключается
именно в создании этой логически почти
неуязвимой теории. Сама же “великая идея”
является ответом на кризисное состояние
мира. Раскольников - явление отнюдь не
уникальное. Схожие мысли в романе
высказывают многие: студент в трактире,
Свидригайлов, даже Лужин...


Основные
положения своей бесчеловечной теории герой
излагает в исповедях перед Соней, в
разговорах с Порфирием Петровичем, а до
этого, намеками - в газетной статье. Родион
Романович комментирует: “...необыкновенный
человек имеет право... разрешить своей
совести перешагнуть... через
иные препятствия, и единственно в том
только случае, если исполнение его идеи (иногда
спасительной для всего человечества) того
потребует... Люди, по закону природы,
разделяются, вообще, на два разряда: на
низший (обыкновенных)... и собственно на
людей.. .” Раскольников,
как мы видим, обосновывает свою идею
ссылкой на благо всего человечества,
исчисленное арифметически. Но может ли
счастье всего человечества основываться на
крови, на преступлении? Впрочем,
рассуждения героя, мечтающего о “свободе и
власти. ..
над всей дрожащей тварью”, не лишены и
эгоизма. “Вот что: я хотел Наполеоном
сделаться, оттого и убил”, - признается
Раскольников. “От Бога вы отошли, и вас Бог
поразил, дьяволу предал!” - с ужасом
говорит Соня.


Нравственные
и психологические последствия
преступления прямо противоположны тем,
которых ожидал Раскольников. Распадаются
элементарные человеческие связи. Герой
признается самому себе: “Мать, сестра, как
любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я
их ненавижу, физически ненавижу, подле себя
не могу выносить...” Одновременно Родион
Романович решительно переоценивает
масштабы собственной личности: “Старушонка
вздор!.. Старуха была только болезнь... Я
переступить поскорее хотел... я не человека
убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а
переступить-то не переступил, на этой
стороне остался... Эх, эстетически я вошь, и
больше ничего!” Заметим, что Раскольников
не отказывается от теории вообще, он лишь
себе отказывает в праве на убийство, лишь
себя выводит из разряда “необыкновенных
людей”.


Индивидуалистическая
теория - источник постоянных страданий
героя, источник незатухающей внутренней
борьбы. Последовательного логического
опровержения “идеи-чувства”
Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли
оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд
уязвимых мест: как разграничить
обыкновенных и необыкновенных людей; что
будет, если все возомнят себя Наполеонами?
Несостоятельность теории обнаруживается и
в соприкосновении с “реальной
действительностью”. Будущее нельзя
арифметически прогнозировать

.
Та самая “арифметика”, о которой говорил в
трактире незнакомый студент, терпит полный
крах. Во сне Раскольникова об убийстве
старухи удары топора не достигают цели. “Он...
тихонько высвободил из петли топор и ударил
старуху по темени, раз и другой. Но странно:
она даже не шевельнулась от ударов, точно
деревянная... Старушонка сидела и смеялась...”
Бессилие Раскольникова, неподвластность
окружающего его воле выражается сложной
образной символикой. Мир далеко еще не
разгадан, он и не может быть разгадан
,
привычные причинно-следственные связи
отсутствуют. “Огромный, круглый, медно-красный
месяц глядел прямо в окно”. “Это от месяца
такая тишина, - подумал Раскольников, - он,
верно, теперь загадку загадывает”. Таким
образом, теория не опровергается, а как бы
вытесняется из сознания и подсознания
героя. Суть духовного воскресения
Раскольникова заключается в обретении
через страдания “живой жизни”, любви, веры
в Бога. Острожный сон о моровой язве
знаменует собою выход из тьмы лабиринта.
Уменьшается пропасть между героем и
простыми каторжанами, расширяются
горизонты личности героя.

Подведем
некоторые итоги. Внутренний трагизм
Раскольникова связан с отъединением героя
от людей и с созданием бесчеловечной теории
“крови по совести”. В своих поступках
человек свободен и независим от социальных
обстоятельств. Непрекращающаяся
внутренняя борьба указывает на то, что в
Родионе Романовиче одновременно
сосуществуют мученическая мечта избавить
людей от страданий и эгоистическая
уверенность в собственном праве “перешагнуть
через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном
стать”. В финале романа Раскольников
приходит к духовному воскресению не в
результате отречения от идеи, а через
страдания, веру и любовь. Евангельская
притча о воскрешении Лазаря причудливо
преломляется в судьбах Сони и
Раскольникова. “Их воскресила любовь,
сердце одного заключало бесконечные
источники жизни сердца другого”. В эпилоге
писатель оставляет героев на пороге новой,
неведомой жизни. Перед Раскольниковым
открывается перспектива бесконечного
духовного развития. В этом проявляется вера
писателя-гуманиста в человека - даже в
убийцу! - вера в то, что человечество
главного своего слова еще не сказало. Все
впереди!

На вопрос Ваше ЛИЧНОЕ отношение,чувства к Раскольникову?("Преступление и наказание".Достоевский.) заданный автором Простой лучший ответ это Люблю Раскольникова как, наверно, мало кого из литературных героев.
хотя бы за те черты характера, которые описал Разумихин:
"угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. "
вот только за эти качетва простила бы ему и его теорию, и последствия его теории.. . наверно.
но в любом случае, люблю. Вообще странных людей, непонятных, не похожих на других, способных к умственному развитию.
ну и, наверно, Раскольников бы вполне подошел и под эту характеристику.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ваше ЛИЧНОЕ отношение,чувства к Раскольникову?("Преступление и наказание".Достоевский.)

Ответ от Sperato [гуру]
Вот до чего жизнь доводит! Парень совсем запутался. Жалко его.


Ответ от Присосок [гуру]
поганец


Ответ от Binder [гуру]
Жалость и сочувствие


Ответ от Вровень [активный]
нормуль


Ответ от Иллариония [гуру]
Мне этот герой неприятен. Не умея усторить свою собственную жизнь (не учится, не работает, и не хочет, живет на деньги матери, ходит грязный, оборвыный) он считает, что может решать судьбы мира. Сколько таких Раскольниковых сейчас. Чем ниже человек по уровню своего существования, тем он больше о себе мнит.



Ответ от Булочка [гуру]
однако, симпатия. вот так вот! никакого отвращения лично у меня он не вызвал. разумеется, я против насилия, убийства и т. д. но вот лично образ раскольникова какого-то жуткого разражения или антипаии не вызвал. почему-то. правда. читала это произведение еще в школе, потом как-то перечитывала прошло несколько лет, возможно, если перечитаю сейчас, уже будет другая оценка. но вряд ли..


Ответ от Мусеныш [гуру]
Удавил пиявку-душегубку, молодец! Но личность его особой симпатии не вызывает, так как был начисто лишен чувства юмора и обаяния, а я таким людям не доверяю.


Ответ от Џ [гуру]
Нет личного отношения, не суди, да не судим будешь.... каждый отвечает сам за свои поступки.. . от сумы и от тюрмы не зарекаются.... можно долго продолжать, но навернео понятно, что это и есть ответ на вопрос.


Ответ от Ytne vtyz [гуру]
пакостная зловредная старушонка!


Ответ от Slava [гуру]
Мне его жалко, как и любого человека, который пытается жизнь перестроить сообразно своим представлениям о ней. Вот жизнь его и научила, только цена страшная.


Ответ от Козловски Анна. 49 лет [гуру]
Моё отношение к Раскольникову отрицательное.


Ответ от Sombre [гуру]
его собственная теория загнала его в пропасть. Неследует путать жизнь с её законами и свои личные фантазии, размышления. "Тварь ли я дрожащая или право имею? " человек всегда хочет чувствовать себя особенным. Так и Раскольников, в затуманеном сознании, самопровозгласил себя вершителем судеб. За ято и пострадал. Кароче, говнюк этот Раскольников и всё))


Внимательно прочти текст! О ком он? «…угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право точно в нём два характера противоположных характера по очереди сменяются».

Слайд 15 из презентации «Герои «Преступления и наказания»» . Размер архива с презентацией 158 КБ.

Литература 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Никитин «Утро»» - Здравствуй, солнце да утро веселое! (И. С. Никитин.). А восток все горит-разгорается. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут. Едет пахарь с косой, едет - песню поет. Тишь, безлюдье вокруг. По плечу молодцу все тяжелое... Не боли ты, душа! В огне облака. Дремлет чуткий камыш. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Обратите внимание на использование автором знаков препина­ ния.

«Новогодняя сказка» - Новый год. Наша героиня сильно изменилась с тех пор. Алексей нашел себе другую девушку; красивую, но не очень умную. Надеется в этой жизни нужно не на чудеса и волшебство. Опоздаю на час, посмотрим, хватит ли у него терпения дождаться меня. Новогодняя сказка для взрослых. Парень оказался симпатичным, порядочным. Прошло полчаса, затем еще полчаса. Оля вспомнила про бабушкину шкатулку. В зеркале она увидела очень красивую девушку.

«Композиция «Ионыча»» - Авторские позиции. Роль композиционных единиц. Найдите сюжетные элементы. Лингвистическая теория композиции. Композиционные приёмы и средства. Деловая жизнь. Композиционные приёмы. Сопоставить начало и конец каждой главы. Финал рассказа. Композиция художественного произведения. Эволюция в душе Ионыча. Люди. Виды композиции. Композиция – это состав и определённое расположение частей. Составить простой план рассказа.

«Тест по «Войне и миру»» - Завершите фразу. Сколько времени длится действие в «Войне и мире». Сколько лет Наташе Ростовой. После какого сражения князь Андрей разочаровался. Определите кульминацию первого тома. В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории. Кто противопоставлен Наполеону. Тест по творчеству Л.Н.Толстого. Первое опубликованное произведение. Брак Андрея и Наташи. Князю Андрею было грустно и тяжело. Жанр «Войны и мира».

«Биография Александра Островского» - Период поиска. Жанр психологической драмы. Щелыково. Рождение репертуарного театра. Печатается в журнале «Современник». Театр Островского. Детство. Замоскворечье. Гроза. Александр Николаевич Островский. Образование. Сцена из спектакля «Доходное место». Москвитянский период. Снегурочка. Черты поэтики Островского. Литературная экспедиция. Колумб Замоскворечья. Пореформенный период. Создает московский артистический кружок.

«Интегрированный урок литературы и МХК» - Обучение сопоставительному анализу. Интегрированный урок литературы и МХК. Работа над словарной статьёй. Шинель. Когти. Место сочувствию. Маленький человек. Заповедь. Возлюби ближнего своего. Титулярный советник. С какими словами после нашего урока вы бы обратились к людям. Золотое правило. Родители. Кроссворд. Станционный смотритель. Литературный тип «маленького человека». Павел Федотов.

Отвечая на них, он проговорил три четверти часа, беспрестанно прерываемый и переспрашиваемый, и успел передать все главнейшие и необходимейшие факты, какие только знал из последнего года жизни Родиона Романовича, заключив обстоятельным рассказом о болезни его. Он многое, впрочем, пропустил, что и надо было пропустить, между прочим и о сцене в конторе со всеми последствиями. Рассказ его жадно слушали; но когда он думал, что уже кончил и удовлетворил своих слушательниц, то оказалось, что для них он как будто еще и не начинал.

– Скажите, скажите мне, как вы думаете… ах, извините, я еще до сих пор не знаю вашего имени? – торопилась Пульхерия Александровна.

– Дмитрий Прокофьич.

– Так вот, Дмитрий Прокофьич, я бы очень, очень хотела узнать… как вообще… он глядит теперь на предметы, то есть, поймите меня, как бы это вам сказать, то есть лучше сказать: что он любит и что не любит? Всегда ли он такой раздражительный? Какие у него желания и, так сказать, мечты, если можно? Что именно теперь имеет на него особенное влияние? Одним словом, я бы желала…

– Ах, маменька, как же можно на это все так вдруг отвечать! – заметила Дуня.

– Ах, боже мой, ведь я совсем, совсем не таким его ожидала встретить, Дмитрий Прокофьич.

– Это уж очень естественно-с, – отвечал Дмитрий Прокофьич. – Матери у меня нет, ну, а дядя каждый год сюда приезжает и почти каждый раз меня не узнает, даже снаружи, а человек умный; ну, а в три года вашей разлуки много воды ушло. Да и что вам сказать? Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. Ну, что еще?.. Мне кажется, ваш приезд будет иметь на него спасительнейшее влияние.

– Ах, дай-то бог! – вскричала Пульхерия Александровна, измученная отзывом Разумихина об ее Роде.

А Разумихин глянул, наконец, пободрее на Авдотью Романовну. Он часто взглядывал на нее во время разговора, но бегло, на один только миг, и тотчас же отводил глаза. Авдотья Романовна то садилась к столу и внимательно вслушивалась, то вставала опять и начинала ходить, по обыкновению своему, из угла в угол, скрестив руки, сжав губы, изредка делая свой вопрос, не прерывая ходьбы, задумываясь. Она тоже имела обыкновение не дослушивать, что говорят. Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку, в сердце его вселился страх, и он стал бояться за каждое слово свое, за каждый жест, что было, конечно, стеснительно для человека и без того себе не доверявшего.

– Вы много сказали любопытного о характере брата и… сказали беспристрастно. Это хорошо; я думала, вы перед ним благоговеете, – заметила Авдотья Романовна с улыбкой. – Кажется, и то верно, что возле него должна находиться женщина, – прибавила она в раздумье.

– Я этого не говорил, а впрочем, может быть, вы и в этом правы, только…

– Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит, – отрезал Разумихин.

– То есть не способен полюбить?

– А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем! – брякнул он вдруг, для себя самого неожиданно, но тотчас же, вспомнив о том, что сейчас говорил ей же про брата, покраснел как рак и ужасно сконфузился. Авдотья Романовна не могла не рассмеяться, на него глядя.

– Насчет Роди вы оба можете ошибаться, – подхватила несколько пикированная Пульхерия Александровна. – Я не про теперешнее говорю, Дунечка. То, что пишет Петр Петрович в этом письме… и что мы предполагали с тобой, – может быть, неправда, но вы вообразить не можете, Дмитрий Прокофьич, как он фантастичен и, как бы это сказать, капризен. Его характеру я никогда не могла довериться, даже когда ему было только пятнадцать лет. Я уверена, что он и теперь вдруг что-нибудь может сделать с собой такое, чего ни один человек никогда и не подумает сделать… Да недалеко ходить: известно ли вам, как он, полтора года назад, меня изумил, потряс и чуть совсем не уморил, когда вздумал было жениться на этой, как ее, – на дочери этой Зарницыной, хозяйки его?

– Знаете вы что-нибудь подробно об этой истории? – спросила Авдотья Романовна.

– Вы думаете, – с жаром продолжала Пульхерия Александровна, – его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть, может быть, с тоски, наша нищета? Преспокойно бы перешагнул через все препятствия. А неужели он, неужели ж он нас не любит?

– Он ничего и никогда сам об этой истории со мною не говорил, – осторожно отвечал Разумихин, – но я кой-что слышал от самой госпожи Зарницыной, которая тоже, в своем роде, не из рассказчиц, и что слышал, то, пожалуй, несколько даже и странно…

– А что, что вы слышали? – спросили разом обе женщины.

– Впрочем, ничего такого слишком уж особенного. Узнал я только, что брак этот, совсем уж слаженный и не состоявшийся лишь за смертию невесты, был самой госпоже Зарницыной очень не по душе… Кроме того, говорят, невеста была собой даже не хороша, то есть, говорят, даже дурна… и такая хворая, и… и странная… а впрочем, кажется, с некоторыми достоинствами. Непременно должны были быть какие-нибудь достоинства; иначе понять ничего нельзя… Приданого тоже никакого, да он на приданое и не стал бы рассчитывать… Вообще в таком деле трудно судить.

– Я уверена, что она достойная была девушка, – коротко заметила Авдотья Романовна.

– Бог меня прости, а я таки порадовалась тогда ее смерти, хоть и не знаю, кто из них один другого погубил бы: он ли ее, или она его? – заключила Пульхерия Александровна; затем осторожно, с задержками и беспрерывными взглядываниями на Дуню, что было той, очевидно, неприятно, принялась опять расспрашивать о вчерашней сцене между Родей и Лужиным. Это происшествие, как видно, беспокоило ее более всего, до страха и трепета. Разумихин пересказал все снова в подробности, но на этот раз прибавил и свое заключение: он прямо обвинил Раскольникова в преднамеренном оскорблении Петра Петровича, на этот раз весьма мало извиняя его болезнию.

– Он еще до болезни это придумал, – прибавил он.

– Я тоже так думаю, – сказала Пульхерия Александровна с убитым видом. Но ее очень поразило, что о Петре Петровиче Разумихин выразился на этот раз так осторожно и даже как будто и с уважением. Поразило это и Авдотью Романовну.

– Так вы вот какого мнения о Петре Петровиче? – не утерпела не спросить Пульхерия Александровна.

– О будущем муже вашей дочери я и не могу быть другого мнения, – твердо и с жаром отвечал Разумихин, – и не из одной пошлой вежливости это говорю, а потому… потому… ну хоть по тому одному, что Авдотья Романовна сама, добровольно, удостоила выбрать этого человека. Если же я так поносил его вчера, то это потому, что вчера я был грязно пьян и еще… безумен; да, безумен, без головы, сошел с ума, совершенно… и сегодня стыжусь того!.. – Он покраснел и замолчал. Авдотья Романовна вспыхнула, но не прервала молчания. Она не промолвила ни одного слова с той самой минуты, как заговорили о Лужине.

А между тем Пульхерия Александровна, без ее поддержки, видимо находилась в нерешимости. Наконец, запинаясь и беспрерывно посматривая на дочь, объявила, что ее чрезвычайно заботит теперь одно обстоятельство.

– Видите, Дмитрий Прокофьич… – начала она. – Я буду совершенно откровенна с Дмитрием Прокофьичем, Дунечка?

– Уж конечно, маменька, – внушительно заметила Авдотья Романовна.

– Вот в чем дело, – заторопилась та, как будто с нее гору сняли позволением сообщить свое горе. – Сегодня, очень рано, мы получили от Петра Петровича записку, в ответ на наше вчерашнее извещение о приезде. Видите, вчера он должен был встретить нас, как и обещал, в самом вокзале. Вместо того в вокзал был прислан навстречу нам какой-то лакей, с адресом этих нумеров и чтобы нам показать дорогу, а Петр Петрович приказывал передать, что он прибудет к нам сюда сам сегодня поутру. Вместо того пришла сегодня поутру от него вот эта записка… Лучше всего прочтите ее сами; тут есть пункт, который очень меня беспокоит… вы сейчас увидите сами, какой это пункт, и… скажите мне ваше откровенное мнение, Дмитрий Прокофьич! Вы лучше всех знаете характер Роди и лучше всех можете посоветовать. Предупреждаю вас, что Дунечка уже все разрешила, с первого шагу, но я, я еще не знаю, как поступить, и… и все ждала вас.

Разумихин развернул записку, помеченную вчерашним числом, и прочел следующее:

«Милостивая государыня Пульхерия Александровна, имею честь вас уведомить, что, по происшедшим внезапным задержкам, встретить вас у дебаркадера не мог, послав с тою целью человека, весьма расторопного. Равномерно лишу себя чести свидания с вами и завтра поутру, по неотлагательным сенатским делам и чтобы не помешать родственному свиданию вашему с вашим сыном и Авдотьи Романовны с ее братом. Буду же иметь честь посетить вас и откланяться вам в вашей квартире не иначе как завтрашний день, ровно в восемь часов пополудни, причем осмеливаюсь присовокупить убедительную и, прибавлю к тому, настоятельную просьбу мою, чтобы при общем свидании нашем Родион Романович уже не присутствовал, так как он беспримерно и неучтиво обидел меня при вчерашнем посещении его в болезни и, кроме того, имея лично к вам необходимое и обстоятельное объяснение по известному пункту, насчет коего желаю узнать ваше собственное истолкование. Имею честь при сем заранее предуведомить, что если, вопреки просьбе, встречу Родиона Романовича, то принужден буду немедленно удалиться, и тогда пеняйте уже на себя. Пишу же в том предположении, что Родион Романович, казавшийся при посещении моем столь больным, через два часа вдруг выздоровел, а стало быть, выходя со двора, может и к вам прибыть. Утвержден же в том собственными моими глазами, в квартире одного, разбитого лошадьми, пьяницы, от сего умершего, дочери которого, девице отъявленного поведения, выдал вчера до двадцати пяти рублей, под предлогом похорон, что весьма меня удивило, зная, при каких хлопотах собирали вы сию сумму. При чем, свидетельствуя мое особое почтение уважаемой Авдотье Романовне, прошу принять чувства почтительной преданности вашего покорного слуги

ТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

1. В каком из отрывков описана комната Раскольникова?

А) «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, …имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты».

Б) «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Всё было разбросано в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».

В) «Комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника,.. В углу, направо, находилась кровать, подле неё, ближе к двери, стул… У самых дверей… стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетёных стула… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

2. Найдите портрет Раскольникова.

А) «Это был господин… чопорный и осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией».

Б) «Худосочный и золотушный человек, малого роста, до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет».

В) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

3. Что отнёс Раскольников старухе-процентщице в залог, когда ходил на «пробу»?

А) Колечко, подаренное Дуней;

Б) серебряные часы на цепочке;

В) серебряную папиросочницу.

4. Как ударил Раскольников старуху?

А) Лезвием топора;

Б) обухом топора.

5. Куда убийца дел награбленное?

А) Подкинул к глухому деревянному забору;

Б) схоронил в углублении под камнем;

В) выбросил в Неву.

6. «Я себя убил, а не старушонку!.. А старушонку эту … убил, а не я». Вставьте слово, употреблённое Раскольниковым:

А) Свидригайлов;

Б) чёрт;

В) Миколка

Г) случай.

7. «Свобода! Свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, наваждения». Эта мысль возникает у Раскольникова:

А) после первого сна о забитой кляче;

Б) после четвёртого сна о «трихинах».

8. Что заставило Раскольникова сделать явку с повинной?

А) Множество неопровержимых улик против него;

Б) раскаяние в содеянном;

В) невозможность жить, на каждом шагу притворяясь.

9. Что мучило Раскольникова на каторге пуще всего?

А) Ужасы каторжной жизни;

Б) ненависть к нему каторжников;

В) стыд за то, что должен смириться с «приговором слепой судьбы».

10. Кто из героев считал, что Раскольников и он- «одного поля ягоды»?

А) Свидригайлов;

Б) Лужин;

В) Разумихин;

Г) Мармеладов.

11. Какую библейскую легенду читала Соня Раскольникову?

А) О возвращении блудного сына;

Б) о воскресении Лазаря;

В) о бедном самаритянине.

12. Найдите портрет Сони.

А) «Девушка очень молоденькая, простоволосая, без зонтика и перчаток. На ней было шёлковое, из лёгкой материи платьице, едва застёгнутое, и сзади, у талии, в самом начале юбки, разорванное».

Б) «Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные».

В) «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».

13. «Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него». Это описание из сцены признания Раскольникова:

А) в убийстве;

Б) в любви.

14. «Сон это продолжается или нет,- думал он и чуть-чуть, неприметно опять приподнял ресницы поглядеть: незнакомый стоял на том же месте и продолжал в него вглядываться». Кто этот «незнакомый»?

А) Лужин;

Б) Порфирий Петрович;

В) Свидригайлов.

15. «Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Так думал Раскольников:

А) о Дуне;

Б) о Сонечке;

В) о Катерине Ивановне;

Г) о Поленьке

16. Кто из героев «из последних средств своих помогал своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжение года»?

А) Раскольников;

Б) Разумихин;

В) Зосимов.

17. Кому дана характеристика: «Угрюм, мрачен, надменен и горд… Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце»?

А) Разумихину;

Б) Раскольникову;

В) Порфирию Петровичу;

Г) Свидригайлову.

18. Кто из героев живёт по принципу «возлюби, прежде всех, самого себя, ибо всё на свете на личном интересе основано»?

А) Лужин;

Б) Свидригайлов;

В) Лебезятников.

19. Кто из героев был раздавлен на улице лошадьми?

А) Катерина Ивановна;

Б) Мармеладов;

В) Свидригайлов.

20. Кто из героев помог поместить детей Катерины Ивановны в сиротское заведение?

А) Раскольников;

Б) Дуня;

В) Лужин;

Г) Свидригайлов.

21. Какой чин имел Мармеладов?

А) Коллежский регистратор;

Б) коллежский асессор; В) титулярный советник.

22. Какой отрывок характеризует Катерину Ивановну?

А) «В благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе»;

Б) «она хлеб чёрный один будет есть да водой запивать, а уж душу свою не продаст, а уж нравственную свободу свою не отдаст за комфорт».

КЛЮЧИ.

1-1; 2-3; 3-2; 4-2; 5-2; 6-2; 7-1; 8-3; 9-3; 10-1; 11-2; 12-3; 13-2; 14-3; 15-2; 16-1; 17-2; 18-1; 19-2; 20-4; 21-3; 22-1.