Шесть падежей русского языка часто вызывают сложности у школьников при изучении. Бывает трудно запомнить последовательность падежей, а также вопросы, на которые они отвечают. Здесь на помощь приходят смешные стишки и фразы, с помощью которых можно быстро запомнить этот материал. Образы, заключенные в небольших стихотворениях и поговорках, бывают настолько яркими, что в большинстве случаев запоминаются на всю жизнь.

Стихи и поговорки для заучивания падежей

Самый распространенный вариант стихотворения для заучивания падежей звучит так:

И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П еленку.

Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван - именительный падеж, Родил - родительный, Девчонку - дательный, Велел - винительный, Тащить - творительный и Пеленку - предложный.

Обычно этот стишок запоминается очень легко, и дети больше не имеют проблем с заучиванием последовательности падежей.

Существует и другой вариант:

И ван Р убил Д рова, В асилиса Т опила П ечь.

Этот вариант запоминается хуже, поскольку в нем отсутствует рифма, но он считается более литературным. По этой причине многие учителя предлагают школьникам для запоминания именно его. Встречаются небольшие различия в этой поговорке, например:

И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу.

Есть варианты, более сложные для запоминания, но сохраняющие последовательность падежей:

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.

Можно придумать такую поговорку самостоятельно. При этом вы можете использовать имена и события, которые будут близки и понятны именно вашему ребенку.

Как запомнить вопросы к падежам

Каждый падеж должен с чем-то ассоциироваться, чтобы в уме появлялась картинка или история, связанная с его названием. Тогда вопросы к падежу будет просто запомнить.

Вопросы к именительному падежу

Именительный падеж запоминается очень легко: это обычные вопросы "кто?" и "что?". В большинстве случаев он не вызывает затруднений.

Вопросы к родительному падежу

Родительный падеж немного сложнее, но и его можно запомнить раз и навсегда. Представьте себе родителей, которые дали своей дочке почитать книжку и ушли. Вернувшись, они не обнаружили ни дочки, ни книжки. Родители задают вопрос: "нет кого?" - "дочки", "нет чего?" - книжки. Оказывается, дочка убежала вместе с книжкой на улицу.

Вопросы к дательному падежу

Дательный падеж тоже прост в запоминании. Дать кому? Дать чему?

Вопросы к винительному падежу

Винительный. Виню кого? Например, сестру, они забрала игрушки. Виню что? Дождь за то, что он испортил мне прогулку на улице.

Вопросы к творительному падежу

Творительный. Чаще всего для запоминания этого падежа используют слово "горжусь" - "кем?", "чем?". Но можно использовать и слово "творю" - "чем?". Обычно мы творим карандашами, красками, инструментами.

Вопросы к предложному падежу

Предложный падеж можно запомнить следующим образом. Предлагаю подумать - "о ком?", "о чём?". Предлагаю подумать о погоде, о друзьях, о новом задании.

Если суммировать всю вышеперечисленную информацию, то можно составить следующую таблицу падежей:

Именительный

подруга

вода

яблоко

Родительный

Кого? Чего?

друга

стола

подруги

воды

яблока

Дательный

Кому? Чему?

другу

столу

подруге

воде

яблоку

Винительный

Кого? Что?

друга

подругу

воду

яблоко

Творительный

другом

столом

подругой

водой

яблоком

Предложный

О ком? О Чём?

друге

столе

подруге

воде

яблоке

Заключение

Главное при изучении падежей - не давить на ребёнка, а постараться объяснить ему правила в игровой форме. Смешные стишки и поговорки подходят в этих целях лучше всего. Снижение уровня стресса в ходе обучения приводит к улучшению памяти и упрощает запоминание материала.

При выполнении домашнего задания можно помочь ребенку усвоить материал с помощью личных ассоциаций, придумывая проверочные предложения и формулируя вопросы вместе с ним. Лучше всего запомнятся те проверочные фразы, которые ребенок придумает самостоятельно. Элемент игры при выполнении заданий позволит дополнительно развивать творческую сферу мышления.

Роды – это прекрасно! Да, мне говорили, что у медиков извращённое чувство красоты. Тем не менее, даже наши обросшие шерстью души начинают трепетать при появлении на свет нового человечка.

Первый раз я столкнулась с родами прямо в первое же самостоятельное дежурство. Собственно, это была моя третья смена. Обещанные два месяца стажировки в качестве «второго помощника у кого-нибудь» закончились подозрительно быстро даже для такой математически странной особы, как я. Ну, да Бог с ними, пусть это останется на совести начальства (если она есть). Итак, роды! Как правило, каждые следующие роды протекают быстрее предыдущих. Во всяком случае, так говорят акушеры. В тот раз это были великолепные третьи (восхищаюсь семьями, отважившимися в наше время более, чем на одного ребёнка), в анамнезе – двое стремительных. Чтобы не смущать терминологией, поясняю: стремительные роды – это роды длительностью менее шести часов от появления первых схваток до отделения последа. Проще сказать, дитя вылетает, как пробка из бутылки хорошо разогретого шампанского, которое долго трясли. Вот у моей тогдашней пациентки и случились двое таких родов. Понятно, что третьих она ожидала с некоторым замиранием сердца, поскольку при стремительных родах часто приходится испытать сомнительное удовольствие от последующего наложения швов на все места. Живые ткани не любят, когда их тянут быстро и резко, от такого обращения они рвутся. Но не это самое неприятное. Самое неприятное, что роды имеют обыкновение приключаться именно тогда, когда их меньше всего ждут. То есть, когда глава семейства отбыл в командировку, благо до ПРЕДПОЛАГАЕМОГО срока оставалось две недели. Предполагаемый срок родов – это дата, соответствующая сорока неделям беременности. Высчитывается по мудрёному акушерскому календарю, которым я всё время забываю, как пользоваться. Но дело-то в том, что нормальные человеческие роды наступают на сроке тридцать восемь – сорок две недели беременности. Вот в тридцать восемь они и наступили.
А с ними, как водится, пришёл песец с большим пушистым хвостом: муж уехал, в доме двое мелких детей, двух и четырёх лет. Одних не оставишь. Правда, через два подъезда в этом же доме (их двадцать два, негласное прозвище этой постройки – «Китайская стена») проживает свекровь. Но песцы ходят стаями. Всякие бывают свекрови, но анекдоты рассказывают только про тёщ. Потому что про некоторых свекровей впору фильмы ужасов снимать. И в нашем случае дорогая бабушка долго кочевряжилась и выпендривалась.
Короче, у двери мы столкнулись втроём: я, свекровь роженицы и мама роженицы, прилетевшая с другого конца города. Ладно, разобрались, погрузились, тронулись.
Наш славный город расположился на берегах двух могучих рек. Но мостов в нём до смешного мало, это сейчас достроили четвёртый, а тогда было всего три. Это через Оку. Через Волгу по сие время один. В миллионном городе это служит причиной всяких транспортных катаклизмов. Да, а ещё в Нагорной части города всего один родильный дом! И он, конечно, был закрыт на чистку. И мы отправились в дежурный, расположенный через два района, почти на краю города. Сирена и проблесковые маячки – это хорошо. При условии, что соседи по дороге не слепые, не глухие и им есть, куда сместиться. А на мосту? Не взлетать же…
Ну, мы останавливаемся и рожаем девочку. Честное слово, самой рожать вполовину не так страшно, как принимать роды в машине на третью смену от начала работы, в первое же самостоятельное дежурство! Да, а народу тогда не хватало, работали всё больше по одной. В общем, роды – это кошмар! Или что я там в начале написала? А, прекрасный кошмар. Ну, вот, а самое прекрасное, что в роддоме у меня эту мамочку принимать не хотели. Медсестричка в приёмном покое, сикушка, простите, года на три меня помоложе, заявляет: типа, уличные роды не берём! Но я была уже за гранью разума, так пере…пусть будет «сильно перенервничав» дорогой, что стала вполне похожа на злую собаку. Я, вообще-то, крайне редко повышаю голос, берегу горло, но в тот раз наоралась я от души. Охрипла даже. На мои вопли примчался дежурный врач, испепелил сестричку взглядом и без звука принял и пациентку, и верещащий кулёк с дитём, и пакет с последом. Вот так. Но роды я с тех пор вожу только с включенной мигалкой. На всякий случай.

Ещё один случай запомнился мне не по причине осложнений, а просто потому, что странная была женщина. Кого она родила, не знаю, отвезла в ближайший роддом и в панике убежала. Но по порядку.
Итак, поступил вызов: роды вторые. Обычно имеющие опыт мамочки ждут Скорую уже с собранным «тревожным чемоданчиком» и с документами наготове. То есть сели – и поехали. Не тут-то было!
Отворяется дверь, и моему взору предстаёт неопределённых лет особа в распахнутом грязном халатике, всклокоченная и вообще производящая странноватое впечатление. Не вызывает сомнений только сильно грушевидной формы живот.
- Ой, а вы за мной что ли?
А что, у вас тут коммуна беременных?
- Не забудьте документы.
- А они у свекрови, - и глазами хлоп-хлоп, - на Мещерке (это Заречная часть).
- Роды которые по счёту?
- Вторые.
Ну, да. А то, что обменную карту надо постоянно брать с собой, даже вынося мусор, мы не знаем. Далее выясняется, что старшему детёнышу пятнадцать лет, а этого как бы уже и не ждали. Но всё равно, ведь не мамочке пятнадцать-то лет? Где-то что-то вроде мозга должно скопиться?
- Схватки есть?
- Нет, нету.
Интересно. А я тут започём?
- А у меня воды вчера отошли.
Песцы, как я уже говорила…
Если отошли воды, ребёнку ТАМ плохо. Его надо скорее сюда, на свет Божий, потому что много всяких осложнений бывает.
- А…ладно, одевайтесь, поехали уже.
Ушла куда-то в сторону кухни-ванной-туалета. И пропала. А всякое думается ведь. Иду следом, и слышу ужасный звук! Характерное алюминиевое шкрябанье. Словно по дуршлагу ложкой. Заворачиваю в кухню и вижу картину маслом: стоит красота в одних панталонах и отбрасывает вермишель!!!
- ???
- Муж вечером придёт с работы, покушает!
…(нет цензурных слов)!!!

А ещё расскажу случай откровенно страшный.
Это была какая-то аномальная зима. Не в плане погоды – совсем нет! Снегу было в меру, холод терпимый, оттепелей не много. Но что-то жуткое носилось в городском воздухе. Что-то ядовитое и мерзкое, как дыхание Антихриста. Старушки тишком приговаривали: «Последние времена!». Город был тёмен и мрачен. Очередные выборы съели городской бюджет, и на уличное освещение денег не осталось. По нечищеным дорогам ползали раздолбаные скоропомощные «ГАЗели». И ползали всё чаще вокруг многочисленных в нашем районе студенческих общежитий, собирая выкинутых в мусорные баки новорождённых младенцев. Очень много их было. До такой степени все были в ужасе, что даже водители дёргались от каждого писка: в итоге двое обзавелись кошками, а один – щенком, выуженными из мусорных контейнеров, куда бросили их добрые люди, пожалевшие утопить. Право же, гораздо гуманнее дать живому существу околеть своей смертью от голода на лютом морозе!
Но речь не о том. Приехала как-то тёмным вечером с вызова наша Наташа. Белая, трясётся. А Наташа вообще человек отчаянный. Временами просто агрессивный. И тут, впрочем, тряслась она от ярости. Сыпля нецензурностями, она принялась рассказывать.
Жила-была у папы с мамой хорошая девочка. Хорошо училась. Красавица. Благодаря папа-маминым связям и денежкам поступила в престижный ВУЗ. Вероятно, где-то там и настиг её роман. А, может, просто на разудалой студенческой вечеринке слегка перебрала. Но суть не в том. Через какое-то время вполне совершеннолетняя барышня обнаружила, что беременна. Может, я чего-то не понимаю в этой жизни. Даже, пожалуй, вообще ничего я в этой жизни не понимаю. По-моему, в девятнадцать лет и родить можно. И с родителями как-то договориться. Да, в конце концов, даже и замуж выйти, пёс с ним!
Но хорошая девочка рассудила иначе. Делать аборт вредно для здоровья. Всю беременность она утягивала живот и сидела на диетах. Роды произошли в ванной, вечером, пока родители были на концерте. Милая барышня перерезала пуповину маникюрными ножницами максимально близко к животику малыша, надеясь, что тот истечёт кровью. Но природа, видимо, учитывала возможные умственные дефекты мамочек, поэтому придумала систему свёртывания крови и ослабление пуповинного кровотока перед родами. Тогда хорошая девочка пошла к соседке-алкоголичке, чтобы посоветоваться, в какой воде лучше утопить чадо: в холодной, или в тёплой? Соседка от ужаса протрезвела и вызвала Скорую.
Привезённая в единственный наш роддом, специализирующийся на выхаживании недоношенных детей, эта хорошая девочка после осмотра гинекологом просто развернулась и ушла. Ей предлагали хоть на руки малыша взять, покормить, благо молозиво есть. Они в роддомах каждый раз надеются на внезапное пробуждение материнского инстинкта. Наивные люди! Красавица даже отказ официальный писать не стала. Ей вообще было наплевать.
Спустя год Наталья опять попала к ней на вызов. Нежная лилия «умирала» от мигрени. Вокруг суетились папа-мама и лысоватый молодой супруг (не первой молодости). Самое странное, Наталью красавица узнала. Голова у неё махом прошла. Даже денег предложила, но Наталья её невежливо послала.
С тех пор я тихонько восхищаюсь Наташей. У неё трагедия – нет детей. Как она не придушила тогда хорошую девочку – уму непостижимо…

Даже если ваш последний звонок отзвенел давно, будет не лишним сегодня вспомнить падежи из русского языка. Как вы помните ещё со школьных времён, их насчитывается всего шесть.

В отличие от нашего языка, в эстонском их целых 12, а в финском – 15. Если вы сейчас как раз изучаете такой язык, грамматика которого не из лёгких, то эта статья особенно будет вам полезна.

Ниже представлены падежи:

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный

Наверняка, учась ещё в начальной школе, запоминание этих шести падежей составляло для вас трудность…Поэтому на уроках вы старались уложить в свою память названия всех падежей при помощи акростихов.

Акростихи – это стихи, в которых первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий падежей. Стихов для запоминания падежей множество, но самый распространённый среди них – это конечно же:

Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Также представляю вашему вниманию другие стихи:

Иван рубил дрова Варвара Топила Печку

Имя Родители Дали Винительный Творцом Предложили

Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу

Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать

О том, как быстро запоминать стихи,

Сейчас для нас такое запоминание со стихами не представляется сложным, но для учеников начальных классов оно может быть отнюдь непростым. Поэтому в данной статье я хочу представить вам пример запоминания падежей с помощью визуальных образов.

Создание образов на падежи

Для названия каждого падежа придумайте образ по созвучию, либо основанный на ваших личных ассоциациях. Главное, чтобы этот образ был легко представимым.

Примеры:

  • Именительный – ИМЯ (образ бейджа с вашим именем);
  • Родительный – РОДственник (образ какого либо вашего родственника);
  • Дательный – ДАТа (образ перекидного календаря);
  • Винительный – ВИНо;
  • Творительный – ТВОРец (образ Иисуса);
  • Предложный – ПРЕДЛОЖение (образ коробочки с обручальным кольцом).

Соединение образов на падежи

На данном этапе запоминания необходимо последовательно связать образы на падежи. Сделать это можно с помощью метода «Цепочка», «Необычная история» или «Локации».

Способ «Цепочка»

Начиная с образа на именительный падеж, присоединяем друг за другом картинки на остальные падежи. Непосредственно сами связи должны представляться нами чётко, иметь необычный характер.

Также вы должны для закрепления удерживать их в воображении 5-7 секунд.

Пример:

На бейдже висит родственник, у этого родственника в зубах календарь. Из календаря торчит бутылка. За горлышко бутылки держится Иисус, а у него на голове коробочка с кольцом.

Способ «Необычная история»

Образы на падежи соединим с помощью истории, в которой один образ будет вытекать из другого.

Пример:

Из бейджа вылезает родственник, у родственника из кармана падает календарь, календарь разбил бутылку вина. По осколкам от бутылки вина идёт Иисус и несёт в руках коробочку с кольцом, чтобы сделать вам предложение.

О том, как выучить падежи, смотрите моё видео:

Способ «Локации»

Чтобы запомнить падежи с помощью локаций, можно воспользоваться методом «Коттедж» или методом «Городки». Вам необходимо подготовить 6 локаций в вашей комнате или на уличном маршруте.

Образы локаций с образами на падежи удерживайте в течение 5-7 секунд.

Пример:

  • Диван –в диван воткнут большой бейдж;
  • Шкаф –Родственник сидит в шкафу;
  • Кресло –большой календарь врос в кресло и так далее…


После того, как вы запомнили падежи одним из предложенных способов, вам следует далее воспользоваться интервальным повторением, суть которого заключается в периодическом вспоминании этих образов ближайшие 3-4 дня.

Так вы сможете надолго запомнить этот вид информации.

Как вы теперь считаете, действительно ли такой способ запоминания легче по сравнению с акростихами? Предложите такой метод вашим детям, младшим братьям/сестрам или племянникам, которые возможно как раз сейчас изучают падежи.

В комментариях под данной статьёй напишите ваши мысли и мнения о таком способе запоминания, а также пишите ваши вопросы по теме развития памяти и интеллекта.