ТЮТЧЕВ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1803-1873), русский поэт. Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губ. в стародворянской семье. Детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг, в Москве и подмосковном имении Троицкое. В семье царил патриархальный помещичий быт. Тютчев, рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был поэт и переводчик С.Е.Раич (1792-1855), познакомивший Тютчева с произведениями античности и классической итальянской литературы. В 12 лет будущий поэт под руководством своего наставника переводил Горация и писал в подражание ему оды. За оду На новый 1816 год в 1818 был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности. В «Трудах» Общества в 1819 состоялась его первая публикация - вольное переложение Послания Горация к Меценату.

Тем не менее Тютчев получил общенациональное признание как поэта, хотя многое в его жизни и работе остается неизвестным широкой общественности. Тютчев написал около 300 коротких стихотворений. Его удивительный, звучный, музыкальный и лирический стих - это то, что каждый русский узнает в раннем возрасте. Школьники с готовностью читают строку «Я люблю ливень в начале мая». Старшие любовники поэзии наслаждаются лирическими описаниями русских пейзажей.

Второй сын землевладельцев, Федор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг, примерно в 30 километрах к северу от Брянска, в то время в Орелской губернии. Деревня Овстуг была расположена на берегу реки Десны в густонаселенной части юго-западной России. Семья провела зиму в Москве.

В 1819 Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета. В годы учебы сблизился с М.Погодиным , С.Шевыревым , В.Одоевским . В это время начали формироваться его славянофильские взгляды. Будучи студентом, Тютчев писал и стихи. В 1821 окончил университет и получил место в Коллегии иностранных дел в Петербурге, в 1822 был назначен сверхштатным чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене.

Важные даты биографии Тютчева

Мальчика воспитывали в семье, где французы говорили почти исключительно, хотя крепостные, слуги, няньки и местное духовенство использовали русский язык. Это сделало Тютчева эффектно двуязычным. На протяжении всей своей жизни он говорил по-французски. Его письма в подавляющем большинстве по-французски, как и его статьи и несколько стихов. Тютчев не был обычным человеком. Влюбившись в литературу, он начал переводить Горация на русский язык в возрасте двенадцати лет и написал свое первое стихотворение в шестнадцать.

В Мюнхене Тютчев как дипломат, аристократ и литератор оказался в центре культурной жизни одного из крупнейших городов Европы. Изучал романтическую поэзию и немецкую философию, сблизился с Ф.Шеллингом , подружился с Г.Гейне . Перевел на русский язык стихотворения Г.Гейне (первым из русских поэтов), Ф.Шиллера, И.Гете и других немецких поэтов. Собственные стихи Тютчев печатал в российском журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира».

Те, кто знал его в молодости, отмечали его быстрый ум, его замечательную память, его эрудицию и его поэтический дар. После окончания школы, в возрасте 19 лет, он поступил на государственную службу в Управление иностранных дел в Санкт-Петербурге. В стимулирующей атмосфере большого города многие поэты-поэты вносили небольшие вклады в российские письма и играли свою роль в быстро развивающихся культурной жизни. Тютчев всегда был в центре внимания общественности.

Третья жизнь Тютчева за границей. Живя в Западной Европе, Тютчев не мог не думать о судьбе России и ее отношениях с Западом. Он написал несколько статей, а также трактат по этому вопросу. Тютчев был настоящим патриотом; это можно почувствовать в его стихах, статьях и письмах. Вот что он написал своей дочери Анне, родившейся и выросшей в Германии, незадолго до того, как она впервые приехала в Россию в качестве 16-летней девочки: В России вы найдете больше любви, чем где-либо еще. Тогда вы сможете почувствовать все величие страны и благость народа, вы будете горды и счастливы, что вы русские.

В 1820-1830-е годы были написаны шедевры философской лирики Тютчева Silentium ! (1830), Не то, что мните вы, природа... (1836), О чем ты воешь, ветр ночной ?.. (1836) и др. В стихах о природе была очевидна главная особенность тютчевского творчества на эту тему: единство изображения природы и мысли о ней, философско-символический смысл пейзажа, очеловеченность, одухотворенность природы.

Но его роль в этой области также была недооценена. Биограф Вадим Кожинов говорит: Я пытался доказать, что Тютчев сыграл большую роль в дипломатии. Ему удалось стать ближайшим помощником и главным советником министра иностранных дел России Горчакова. Следует отметить, что в одной из своих статей Тютчев предсказал Крымскую войну за десять лет до ее начала и даже предвидел, как это закончится. Его публикации были анонимными. Он подписал их либо со словом «русский», либо с его инициалами. Люди узнали о его авторстве гораздо позже.

Только сто пятьдесят две линии его переводов Гете остаются, а остальные потеряны. По какой-то причине Тютчев бросил свою работу. Такое отношение привело к тому, что он был известен как поэт достоинства только среди нескольких близких друзей и отчасти объясняет, почему он не играл непосредственного участия в золотом веке русской поэзии. Его 300 коротких стихов - единственные произведения, которые он когда-либо писал на русском языке.

В 1836 в пушкинском журнале «Современник» по рекомендации П.Вяземского и В.Жуковского была опубликована за подписью Ф.Т. подборка из 24 стихотворений Тютчева под названием Стихи, присланные из Германии . Эта публикация стала этапной в его литературной судьбе, принесла ему известность. На гибель Пушкина Тютчев откликнулся пророческими строками: «Тебя ж, как первую любовь, / России сердце не забудет» (29-е января 1837 ).

Тютчев и Пушкин

Личная жизнь Тютчева и «слезы» для женщин. Немецкие писатели и философы, особенно Шеллинг, были в хороших отношениях с поэтом. Шеллинг назвал Тютчева «отличным и культивируемым человеком, с которым всегда приятно разговаривать». В Мюнхене Тютчев влюбился в баварскую графиню Амали Лерхенфельд. Стихотворение Тютчева «Слезы» совпадает с одной из дат и, скорее всего, посвящено Амалии. После того, как они оба были женаты, Тютчев и Амалия продолжали быть друзьями и часто посещали то же самое дипломатическое общество в Мюнхене.

В 1826 Тютчев женился на Э.Петерсон, затем пережил роман с А.Лерхенфельд (ей посвящено несколько стихотворений, в числе которых знаменитый романс «Я встретил вас - и все былое...» (1870). Роман с Э.Дернберг оказался настолько скандальным, что Тютчев был переведен из Мюнхена в Турин. Тютчев тяжело пережил смерть жены (1838), но вскоре вновь женился - на Дернберг, самовольно выехав для венчания в Швейцарию. За это был уволен с дипломатической службы и лишен звания камергера.

Вместе у них было еще трое детей. Оба были непрактичными людьми и испытывали финансовые трудности. Немного документировано о его дочери Дарье, но Анна и Екатерина раскрываются в воспоминаниях различных людей как умных, энергичных и творческих женщин по-разному. Сам Лев Толстой показал больше, чем любовь к Екатерине. А Анна была любимой Тютчевым, она вышла замуж за Ивана Аксакова, первого биографа поэта.

Тютчев путешествовал по Германии, Австрии и Швейцарии. Он побывал в Париже, и его обязанности были далеки от обременительного, пользовались полной общественной жизнью. Ряд стихотворений, написанных в эти ранние годы в Европе, показывает возрастающее значение красоты западной европейской природы в его жизни, а также тенденцию использовать образы мрачности при изображении восточной европейской деревни.

В течение нескольких лет Тютчев оставался в Германии, в 1844 вернулся в Россию. С 1843 выступал со статьями панславистского направления Россия и Германия , Россия и Революция , Папство и римский вопрос , работал над книгой Россия и Запад . Писал о необходимости восточноевропейского союза во главе с Россией и о том, что именно противостояние России и Революции определит судьбу человечества. Считал, что русское царство должно простираться «от Нила до Невы, от Эльбы до Китая».

Кажется, что Элеонора Тютчева, обремененная тремя маленькими детьми и няней, проявила большую храбрость и одним из последних покинула корабль. Скорбь не помешала Тютчеву отправиться в озеро Комо, в то время, когда его посещали члены русской императорской семьи. Он нашел свое новое место жительства внеконфессиональным своим распоряжением и ушел из службы, чтобы поселиться в Мюнхене.

Решение Тютчева оставить свой пост, несмотря на то, что его превосходящий отказ удовлетворить его просьбу оставил его безработным. Проза жизни для него не существовала, он разделил свою жизнь между поэтическими и политическими впечатлениями. - Мещер, редактор «Гражданина».

Политические взгляды Тютчева вызвали одобрение императора Николая I. Автору было возвращено звание камергера, в 1848 он получил должность при министерстве иностранных дел в Петербурге, в 1858 был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В Петербурге Тютчев сразу же стал заметной фигурой в общественной жизни. Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. К этому времени относится и подъем поэтического творчества Тютчева. В 1850 в журнале «Современник» была воспроизведена подборка стихов Тютчева, некогда опубликованных Пушкиным, и напечатана статья Н.Некрасова, в которой он причислил эти стихи к блестящим явлениям русской поэзии, поставил Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В 1854 в приложении к «Современнику» было опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И.Тургенева был издан его первый поэтический сборник. Славу Тютчева подтвердили многие его современники - Тургенев, А.Фет, А.Дружинин, С.Аксаков, А.Григорьев и др. Л.Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Последующая любовная интрига скандала вежливое общество и вызвала у партнеров сильные эмоциональные страдания и горечь. Мать Елены была директором «Смольного института», школы девочек, где участвовали Дарья и Екатерина. Но, тем не менее, Тютчев не мог переносить жизнь без Денисевой. Полностью осознавая все это, Эрнестин оставался стоически верным, хотя однажды она предложила отделить их на некоторое время. В любовном романе появилось небольшое количество текстов, которые по праву считаются одними из лучших любовных стихотворений на русском языке.

Поэзия Тютчева определялась исследователями как философская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль «никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». В полной мере эта особенность его лирики сказалась в стихах Видение (1829), Как океан объемлет шар земной... (1830), День и ночь (1839) и др.

Короткие, очень лирические и глубокие стихи Денисевой обнажили любовный роман, как открытая рана. Его личное счастье было омрачено несколькими ударами. Дети Елены умерли, а также его старший сын Дмитрий, его дочь Мария и его брат. Возрастающее плохое здоровье и мучительные мысли о его собственной смерти мучили Тютчева в последние годы его жизни.

Федор Иванович мыслит стихами

Как только Тютчев сказал, что больше всего он любил свою Родину и поэзию, но только после его жены. Он имел в виду свою первую жену, но его любовь к его второй супруге была не меньшей. Он переживал страстную любовь перед его браком, и его последняя любовь также была ошеломляющей. Он обожал своих женщин и не мог жить без любви.

Славянофильские взгляды Ф.Тютчева продолжали укрепляться, хотя после поражения России в Крымской войне он стал видеть задачу славянства не в политическом, а в духовном объединении. Суть своего понимания России поэт выразил в стихотворении Умом Россию не понять... (1866). Несмотря на эти взгляды, образ жизни Тютчева был исключительно европейским: он вращался в обществе, живо реагировал на политические события, не любил деревенской жизни, не придавал большого значения православным обрядам.

Взгляд Тютчева на Россию простудился. Стихотворение раскрывает его растущее нетерпение публичного консерватизма и национализма, которые он должен был наблюдать на протяжении всей своей жизни; а также его взгляд на Россию как холодное, нежелательное место, как в прямом, так и в переносном смысле. Озабоченность Тютчева опасностью революции, особенно близкой к границам России, стала одной из его страстей вплоть до его смерти.

Политические труды Тютчева отвечали на другую потребность и были рассчитаны на то, чтобы заставить влиятельных людей видеть вещи с его точки зрения, не говоря уже о том, чтобы в конечном итоге убедить своих бывших работодателей снова полюбить его и после его брака дать ему работу.

Как и всю свою жизнь, в зрелые годы Тютчев был полон страстей. В 1850, будучи женатым человеком и отцом семейства, влюбился в 24-летнюю Е.Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьевой отрекся отец, ее перестали принимать в свете. Все это привело Денисьеву к тяжелому нервному расстройству, а в 1864 она умерла от туберкулеза. Потрясение от смерти любимой женщины привело Тютчева к созданию «денисьевского цикла» - вершины его любовной лирики. В него вошли стихи О, как убийственно мы любим... (1851), Я очи знал, - о, эти очи !.. (1852), Последняя любовь (1851-1854), Есть и в моем страдальческом застое... (1865), Накануне годовщины 4 августа 1865 г. (1865) и др. Любовь, воспетая в этих стихах как высшее, что дано человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стала для поэта символом человеческой жизни вообще - муки и восторга, надежды и отчаяния, непрочности того единственного, что доступно человеку, - земного счастья. В «денисьевском цикле» любовь предстает как «роковое слиянье и поединок роковой» двух сердец.

Он получил образование дома до 17 лет и воспитывался в атмосфере благочестия, патриотизма и почтения к престолу, который часто характеризовал москвичами дворянства этого периода. Несомненно, эта атмосфера также помогла сформировать будущие славянофильские взгляды Тютчева. Райх, второстепенный поэт того времени, Тютчев получил сильные знания классиков как европейских, так и русских, и ему было предложено написать стихи.

Известный политический публицист

Публичная литературная карьера Тютчева началась, когда ему было всего 15 лет, когда «Благородник» был прочитан вслух в «Обществе любителей русской литературы», организованной группой профессора литературы в Московском университете. Немецкий романтизм на сочинении Тютчева был замечательным, и в этот период он был опубликован во множестве журналов второго уровня.

После смерти Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провел в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем матери. За этими трагедиями последовали смерти еще одного сына, единственного брата, дочери. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении Брат, столько лет сопутствовавший мне... (1870). В строках этого стихотворения поэт предчувствовал свою «роковую очередь».

Когда он вернулся на русский язык и снова присоединился к петербургскому обществу, он начал более серьезную литературную карьеру. Хотя он женился дважды, Тютчев не мог найти духовного удовлетворения ни одной из своих жен, и он постоянно участвовал в внебрачных делах. Один из них оказался самым значительным событием в поздней жизни Тютчева. Елена Александровна Денисева была обедневшей молодой дворяниной, с которой у Тютчева было долгое и напряженное дело в течение четырнадцати лет. Денисиева стала вторичной женой поэта, родила ему трое детей, ухаживали за ним через болезнь и поддерживали его во время его частых приступов меланхолии.

Умер Тютчев в Царском Селе 15 (27) июля 1873.

Литература

Чулков Г. Летопись жизни и творчества Ф.И.Тютчева. М. - Л., 1933
Тютчев Ф. Полное собрание сочинений . Вступит. статья Б.Бухштаба. Л., 1957
Пигарев К. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева . М., 1962
Брюсов В. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества . - В кн.: Брюсов В. Собрание сочинений, т. 6. М., 1975
Озеров Л. Поэзия Тютчева . М., 1975
Ф.И.Тютчев. Библиографический указатель произведений и литературы о жизни и деятельности. 1818-1973 . Сост. И.Королева, А.Николаев. Подред. К.Пигарева. М., 1978
Тютчев Ф. Сочинения , тт. 1-2. М., 1980
Осповат А. Как слово наше отзовется... М., 1980
Тютчев Ф. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1988

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в коллегию иностранных дел, его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим Федор Иванович вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.