«Солнце русской поэзии….»

В.Ф. Одоевский


Период

Детство поэта

Годы

Болдинская осень

Петербург

Последние годы жизни




Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)

Мария Алексеевна Ганнибал








Наумов. «Дуэль Пушкина с Дантесом.»

Адриан Волков. «Последний выстрел Пушкина»



Политическая лирика

Патриотические мотивы:

А)любовь к родной природе; б) гордость за героическое прошлое своего народа; в) чувство национальной гордости

Вольнолюбивые мотивы:

г)протест против самодержавия и крепостничества; д) стремление к «святой вольности»; е) воспевание свободолюбия, независимости человека


Стихотворения:

Ода «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар» , «Узник», «Птичка», "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "К морю" (1824).


Пейзажная лирика

Стихотворения: «Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня», "Редеет облаков летучая гряда..." (1820), "Кавказ" (1829), "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю..." (1829), "Осень" (1833), "...Вновь я посетил..." (1835)


Философская лирика

Размышления поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия.

Стихотворения : «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия», "Я пережил свои желанья..." (1821), "Бывало в сладком ослепленье..." (1823), "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), "Анчар" (1828),"Бесы" (1830) и др.


Тема поэта и поэзии:

а)отношения поэта и власти; б) назначение художника в обществе; в) поэт и народ; поэт и толпа; г) оценка собственного творчества.

Стихотворения : «Пророк», »Памятник»,

«Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н. Я. Плюсковой», «Поэт»


Тема дружбы:

а)дружба как братский союз лицеистов; б) дружба как единство единомышлен-

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу»,


Любовная лирика:

а)любовь как идеальное, высокое чувство человека; б) любовь безответная

Стихотворения: «Я вас любил»,

«Я помню чудное мгновенье …», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы»,

«Мадонна», «Сожжённое письмо», "На холмах Грузии лежит ночная мгла...« и др.


Был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский . Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением .

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как

Шедевры пушкинской лирики - сложнейший сплав, в котором все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Нот почему тщательный анализ текста произведений - основа правильного понимания их смысла и художественного своеобразия. Нельзя ограничиваться только тематической характеристикой стихотворений - следует изучить их образный строй, особенности жанра и стиля. Очень важно освоить образный «словарь» пушкинской лирики. В большинстве стихотворений мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, литературный или психологический контекст. «Свобода» и «воля», «самовластье», «судьба», «дружба» и «любовь», «жизнь» и «смерть», «море» и «берег», «покой» и «буря», «зима», «весна» и «осень», «поэт» и «толпа» - в каждом из этих слов, в их смысле и звучании, Пушкин находил множество красок и оттенков. Они - как бы «длинное эхо» его идей и настроений.

В лирике Пушкина сложилась сложная, многоуровневая система лирических «зеркал», отражающих духовный и творческий облик поэта, основные черты его динамичной художественной системы. Изучение ведущих тем и мотивов пушкинской лирики требует внимательного отношения как к их устойчивости, повторяемости, так и к вариациям, движению, внутренним перекличкам.

Представления Пушкина о самых значительных жизненных ценностях отразились в стихотворениях о свободе, любви и дружбе, о творчестве. Эти лирические темы представляют разные стороны цельной, гармоничной личности. Они взаимодействуют, поддерживая, как бы «прошивая» друг друга, легко выходят за пределы лирического творчества, в мир пушкинского эпоса. Это единый круг размышлений поэта о том, что ему особенно дорого.

Тема свободы - одна из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась « святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы (см. стихотворение «И.И.Пущину», 1826). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки «присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.



Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода остановится то высшим общественным благом - предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта(«тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Лирика 1817-1819 гг. - эхо пушкинских представлений о свободе. Поэтические образы, отражающие их в стихотворениях «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», - это образы аллегорические: Свобода и «Вольность святая» (ода «Вольность»), «звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), «Свободы просвещенной... прекрасная Заря» («Деревня»).Эти образы - в одном ряду с «положительными» аллегорическими образами Закона («Вольность»), «обломков самовластья» («К Чаадаеву»), «народа неугнетенного» («Деревня»).Аллегории свободы противопоставлены «отрицательным» аллегориям «Тиранов мира», «неправедной Власти», «увенчанного злодея», «Рабства» («Вольность» и «Деревня»), «Барства дикого», «насильственной лозы», «Неумолимого Владельца», «Рабства тощего» («Деревня»).



В социально-философской оде «Вольность» (1817) поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага.

В романтической лирике Пушкина 1820-1824 гг. тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик - о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов («Кинжал»), о вожде восставших сербов Георгии Черном («Дочери Карагеоргия»), о Байроне или Наполеоне («Наполеон», «К морю»), о своих думах и повседневных занятиях в посланиях к друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик. В послании «Дельвигу» опальный поэт провозгласил: «Одна свобода мой кумир».

Море - символ любой природной и человеческой стихии. В его своенравии явлена неукротимая воля, мощь и непредсказуемость мировой стихии, окружающей человека. Оно вызывает ассоциации и со «стихиями» общественной жизни: бунтами, революциями, восстаниями. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». В стихотворение включены своеобразные «эпитафии» Наполеону и Байрону. Вспоминая об этих «умчавшихся» гениях, Пушкин не только видит в них яркое воплощение стихийных начал человеческой души, но и углубляет символическое значение центрального образа стихотворения - образа моря.

Море - это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Для того, чтобы подчеркнуть безграничность моря-жизни, Пушкин называет его «океаном», огромной водной пустыней. Поэта может поразить в ней только «одна скала, гробница славы» - остров Св. Елены, где «угасал Наполеон».

В конце 1820-х - 1830-е гг. Пушкин приходит к пониманию свободы, как личной независимости, «достоинства личного». Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы узника, изгнанника, то в творчестве последних лет она стала самостоятельной, охватив гораздо более широкий круг явлений общественной, частной и творческой жизни. В одной из заметок он подчеркнул: «Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное». Любое нарушение прав личности, какими бы обстоятельствами оно ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление человека, покушение на его «самостоянье», стремление унизить его, низвести до положения раба.

Дружеская и любовная лирика - заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина - спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.

Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам («первому другу» И.И.Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А.А.Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В.К.Кюхельбекеру), «неизменному другу» П.Я.Чаадаеву, поэтам П.А.Вяземскому, Н.М.Языкову, Е.А.Баратынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него - это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - седьмая строфа стихотворения «19 октября».

Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей «судьбины», ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства - Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба (в стихотворении созданы романтические портреты умершего в Италии Н.А.Корсакова и Ф.Ф.Матюшкина, говорится об И.И.Пущине, А.М.Горчакове и А.А.Дельвиге, с которыми поэт встречался в Михайловской ссылке, о В.К.Кюхельбекере).

Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза - творчество, вдохновение.

Лирика (от греч. lyга -- музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ -- это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни -- природы и общества -- могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,-- законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич -- в Польше, Гюго -- во Франции, Байрон -- в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев -- в России).

Виды и тематика лирики

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

· философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева)

· гражданская («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Прощай, немытая Россия"» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия"» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского)

· пейзажная («Осенний вечер» Ф.И. Тютчева, циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» А. А. Фета, “Зеленая прическа”, «Белая береза» С. А. Есенина)

· любовная («Я Вас любил» А.А. Пушкина, «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова)

· политическая («Наполеон», «Как дочь родную на закланье...» Ф.И.Тютчев) и пр.

Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

Выделяют следующие лирические жанры:

· Ода - жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.

· Песня - жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня Мери из «Пира во время чумы» А.С. Пушкина.

· Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина.

· Послание - жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому-то лицу: «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.

· Сонет - жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.

· Эпиграмма - короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина.

· Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый…» А.С. Пушкина. Сатиру часто относят к эпическому виду.

Такое деление на жанры очень условно, потому что в чистом виде они представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание.

Основная форма лирических произведений - стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина отличается тематическим разнообразием и богатством идейного содержания. Центральное место в поэзии А.С. Пушкина занимает тема свободы: она звучит и в гражданской лирике (как призыв к разрушению «самовластья» и освобождению народа от «барства дикого»), и в любовной лирике (как признание права любимой на свободный выбор, на счастье с «другим»), и в размышлениях об искусстве и судьбе художника (провозглашение свободы творчества, его независимости от мнений «толпы»). На развитие свободомыслия поэта большое влияние оказали сочинения французских просветителей XVIII в. и А. Радищева. дружба с П. Чаадаевым и Н.М. Карамзиным. Ещё в начале своего творческого пути, в лицейский период, поэт высказывает мысль о губительности деспотизма: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён» («Лицинию», 1815 г.). Эту мысль Пушкин развивает в оде «Вольность» (1817 г.), напоминая самодержцам: «Владыки! вам венец и трон // Дает Закон - а не природа; // Стоите выше вы народа, // Но вечный выше вас закон». В стихотворении «К Чаадаеву» (1818 г.) отражены этапы гражданского взросления лирического героя. На смену мечтам о любви и «тихой славе» приходит осознание своего гражданского долга и потребность активного действия: «Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы, // Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! // Товарищ, верь: взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!». В 1819 г. А.С. Пушкин создаёт стихотворение «Деревня», в котором мотив вольности обретает новое звучание. Страстно обличая крепостное право, лирический герой уповает уже не на революцию, а на реформы: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный // И рабство, падшее по манию царя, // И над отечеством свободы просвещенной // Взойдет ли наконец прекрасная заря?». Тема свободы получает дальнейшее развитие в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.): поэт с горечью замечает, что тем, кто не понимает, что такое свобода, она не нужна: «Паситесь, мирные народы! // Вас не разбудит чести клич. // К чему стадам дары свободы?». Олицетворением свободы - политической, духовной, творческой - в поэзии А.С. Пушкина стало море. Находясь в Михайловской ссылке, поэт пишет элегию «К морю» (1824 г.), в которой шлёт прощальный привет «свободной стихии». После подавления восстания декабристов А.С. Пушкин пытался поддержать сосланных друзей, уверяя, что их жертва не напрасна: «Не пропадёт ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье» («В Сибирь», 1827 г.). Не боясь монаршего гнева, поэт прямо заявлял в своём творчестве о верности идеалам свободы: «Я гимны прежние пою» («Арион», 1827 г.). Именно это качество А.С. Пушкин считает несомненной заслугой своего творчества («Памятник», 1826 г.). Свобода для Пушкина и его лирического героя - мерило всех ценностей. В неопубликованной десятой главе романа «Евгений Онегин» автор делится с читателем своими мечтами о независимой частной жизни: « Мой идеал теперь - хозяйка. // Мои желания - покой, // Да щей горшок, да сам большой». Свобода личности невозможна без свободы творчества. Высокая миссия поэта и назначение его творчества - вот ещё одна важная тема в лирике А.С. Пушкина, над которой он размышлял на протяжении всей жизни. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.) поэт на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - гордо отвечает: «Свободу». Назначение поэта - подобно эху откликаться на все проявления жизни («Эхо», 1831 г.), исполнять Божью волю, «глаголом жечь сердца людей» (Пророк», 1826 г.). Поэт - избранник Божий: «Поэзия - удел избранных: // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв» («Поэт», 1827 г.). О независимости творчества от мнений толпы заявляет автор в стихотворении «Поэту» (1830 г.): «Поэт! не дорожи любовию народной»; «Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. ». Для поэта главное - служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни». Именно об этом говорит Пушкин в стихотворении «Памятник». » (1836 г.): «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал». Философским раздумьям поэта о смысле и цели бытия, о жизни и смерти, о добре и зле посвящены стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829 г.), «Телега жизни» (1823 г.), «Анчар» (1828 г.), «Сцена из Фауста» (1825 г.), «Безумных лет угасшее веселье» (1830 г.), «О нет, мне жизнь не надоела. » (1836 г.) и др. Несмотря на уныние и тревожные предчувствия, лирический герой стихотворения «Элегия» (1830 г.) охвачен жаждой жизни: «Но не хочу, о други, умирать, // Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Лирический герой стихотворения «Пора, мой друг, пора!» (1835 г.) знает, что жизнь несовершенна, но он принимает её и находит в ней смысл: «Летят за днями дни, и каждый час уносит // Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем // Предполагаем жить. И глядь - как раз умрем. // На свете счастья нет, но есть покой и воля». В рукописи этого стихотворения Пушкин оставил заметки: «О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь еtс. - религия, смерть». Мысль о бесконечности жизни, о нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «. Вновь я посетил. » (1835 г.), написанного Пушкиным во время его последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест навевает лирическому герою мысли о вечности бытия, о том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. Пейзажная лирика занимает важное место в поэзии А.С. Пушкина. Для поэта гармоничная жизнь невозможна без единения с природой. В лирике А.С. Пушкина можно найти и романтические южные пейзажи («Редеет облаков летучая гряда»,1820 г.; «Кавказ»,1829 г.; «Обвал»,1829 г. и др.), и реалистические картины неброской северной природы («Зимний вечер»,1825 г.; «Зимняя дорога»,1826 г.; «Зимнее утро»,1829 г.; «Осень»,1833 г.; «Туча»,1835 г.). Объединяет их то, что у А.С. Пушкина они проникнуты «глубоким чувством жизни и объективности» (М. Леднёв). Как замечают исследователи пушкинского творчества, он не навязывает природе своих чувств, зная, что она равнодушна к человеку. Пушкинский пейзаж - это великолепные, «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины» (В.Г. Белинский). Шедевром пушкинской пейзажной лирики по праву считается стихотворение «Осень» (1833 г.), в котором поэт размышляет не только о русской природе и сельском уединении, но и о жизни в целом, о творческом вдохновении. Сравнивая разные времена года, лирический герой признаётся, что более всего ему мила осень с её «красою тихою, блистающей смиренно», дарящей лирическому герою прилив творческих сил. Осенью поэт испытывает мощный душевный подъем, он бодр, к нему приходит вдохновенье: «И забываю мир - и в сладкой тишине // Я сладко усыплен моим воображеньем, // И пробуждается поэзия во мне. // И мысли в голове волнуются в отваге, // И рифмы легкие навстречу им бегут, // И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута - и стихи свободно потекут». Именно картиной осени открываются воспоминания А.С. Пушкина о лицейском братстве: «Роняет лес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто по неволе // И скроется за край окружных гор» («19 октября», 1825 г.). Мотив дружбы пронизывает всё творчество поэта. Такие произведения, как «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «К Языкову», «В Сибирь», «Арион» свидетельствуют, что А.С. Пушкин навсегда остался верен лицейским друзьям. Дружба для лирического героя - это высшая ценность, защита от «сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Строки стихотворения «19 октября» звучат гимном дружбе: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен - // Неколебим, свободен и беспечен - // Срастался он под сенью дружных муз. // Куда бы нас ни бросила судьбина, // И счастие куда б ни повело, // Все те же мы: нам целый мир чужбина; // Отечество нам Царское Село». Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. »(1836 г.) А.С. Пушкин посвятил последней лицейской годовщине. Говоря о нерушимости дружбы, о верности редеющему год от года лицейскому братству, поэт сопоставляет начало жизни и ее конец; отмечает перемены, происходящие в судьбе России, и делает философское заключение: «Недаром - нет! - промчалась четверть века! // Не сетуйте: таков судьбы закон; // Вращается весь мир вкруг человека, - // Ужель один недвижим будет он?». Философски мудрое, благодарное приятие жизни во всех её проявлениях, радостных и печальных, свойственно и любовной лирике А.С. Пушкина. Для лирического героя любовь - это возвышенное, одухотворяющее чувство («Я помню чудное мгновенье. »,1825 г.). В XIX в. существовали строгие каноны женской красоты: «овальное лицо с тонкими правильными чертами, изящный рисунок прозрачных глаз, в меру полные нежные губы, чистая гладкая свежая кожа, прекрасной формы голова, хорошо поставленная на стройной шее, точеные округлые плечи, высокая грудь и тонкая талия». Пушкин был великим ценителем женской красоты, однако только физическое совершенство, без духовного, не имело для него особого значения. Лишь гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты могло вызвать восхищение поэта, дать стимул к творчеству: появление «гения чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье») воскрешает для лирического героя «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Женский идеал А.С. Пушкина - «чистейшей прелести чистейший образец» - нашёл яркое выражение в стихотворении «Мадонна» (1830 г.), посвящённом Наталье Николаевне Гончаровой. ставшей женой поэта. Любовь, даже безответная, наполняет жизнь человека смыслом, дарит ему ощущение полноты бытия: «Мне грустно и легко; печаль моя светла; // Печаль моя полна тобою, // Тобой, одной тобой. Унынья моего // Ничто не мучит, не тревожит, // И сердце вновь горит и любит - оттого, // Что не любить оно не может» («На холмах Грузии. »,1829 г.) Истинная любовь - не эгоистична, самоотверженна, поэтому лирический герой желает своей возлюбленной быть счастливой с другим: «Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим» («Я вас любил. », 1829 г.) Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Высочайшая оценка поэта звучит в отзыве В.Г. Белинского. «. Он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем искусства. К особым свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека. Несмотря на генеалогические свои предрассудки, Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Придет время, когда он будет в России поэтом классическим. ». Видеолекция «Основные мотивы лирики А.С. Пушкина».