Казусы случаются на каждом шагу

С наступлением холодов участились жалобы родителей на школьные турникеты. Федеральные законы предписывают руководителям образовательных учреждений обеспечить безопасность учащихся. Турникеты сейчас установлены практически во всех школах. Однако многие утверждают, что вреда от них больше, чем пользы. Хуже всего приходится родителям младшеклассников - их надо провожать и встречать из школы. А значит, ждать своих детей в крошечном «предбаннике» перед турникетом или в специальной зоне ожидания. А иногда и вовсе стоять на улице, ожидая своих полуодетых малышей.

Наша школа находится в одном здании с детским садиком, - говорит Наталья, мама первоклассника из школы №1206. - В сентябре мы еще могли заходить в помещение и ждать детей внутри. Потом объявили, что на дверь будут установлены валидаторы и каждый посетитель получит пропуск для прохода в здание. Мы написали заявление о том, кто может забирать детей, и стали ждать получения электронных пропусков. Но так и не получили их. Приходится ждать своих детей не улице.

По словам Натальи, они обращались к директору школы с просьбой выдать им пропуска, но дело с места не сдвинулось. Поставили только звонок на входные ворота во двор, который дистанционно открывает охранник. Теперь родителям нельзя пройти внутрь школьного здания, а также приходится ждать ребенка буквально под открытым небом: дождь, снег, перемена погоды - всё вынуждены терпеть. Чтобы забрать свое чадо из школы, взрослые просто стучат в дверь и называют фамилию ребенка. Его выводит охранник. Кто пришел за школьником, охрана не проверяет. В результате происходят неприятные ситуации.

Одна мама пришла и увидела, что ее ребенок уже гуляет за дверью. Как такое могло получиться? Девочка просто сказала охраннику, что за ней скоро придут, и ее выпустили, - продолжает Наталья. - Хотя мама была еще далеко от школы. При этом, так как на воротах звонок, войти на территорию школы может кто угодно. По факту нет никакой защиты.

В самой школе нам пояснили лишь, что у них установлена информационная система «Проход и питание». Все сделано с учетом закона и технических требований. Этот проект по предоставлению госуслуг в сфере образования с использованием электронной карты действует с 2012 года и реализуется Департаментом образования города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий столицы.

О проблеме встречи первоклашек после уроков нам рассказала и мама из другой школы, Елена:

Для нас, меня и бабушки, первый класс был сплошным стрессом. Детей очень много, родителей перед турникетами полно. Если ребенок пробился через эту толпу без ссадин и ушибов, то повезло. Мы нашли для себя такой выход: утром приходим раньше, когда еще нет основной толпы. Если же людей уже много, то переодеваемся сразу за дверью. Да, там сквозняки, но зато ребенку не приходится тщетно искать свободное местечко. А вечером ребенок ходит в продленку. Забираем его около 14.00, когда основной вал детей и родителей уже схлынул.

Не секрет, что вещи у школьников младших классов периодически теряются. Казусы случаются на каждом шагу: кто-то по ошибке надел чужую футболку, кто-то забыл дневник на столе учителя, кто-то собирается так долго, что родители начинают беспокоиться, все ли в порядке.

Вот как прокомментировал ситуацию Илья Новокрещенов, член ассоциации «Менторы столичного образования», директор школы «Покровский квартал»:

Во всех зданиях школ действует пропускной режим, который призван исключить проникновение в школу посторонних. Конечно, родитель для своего ребенка не чужой, а вот для остальных детей точно посторонний. Поэтому сотрудники охраны и администрация школы действовали правильно.

По словам специалиста, вопрос с зоной ожидания может быть решен, если такую зону позволяет организовать конструкция самого здания. Чтобы уточнить это, родителям можно и нужно обратиться к директору школы или в управляющий совет.

При передаче детей родителям младших классов обычно присутствует классный руководитель, который знает «своих» родителей в лицо и может идентифицировать их без предъявления документов. Если же родители хотели бы, чтобы ребенка забирали родственники или няня, то об этом необходимо просто письменно проинформировать классного руководителя, - подытожил Новокрещенов.

В настоящее время очень сильно возрос спрос на услуги по установке в различные учебные заведения (колледжи, институты, школы) системы контроля и управления доступом. Еще их называют сокращенно СКУД. – это одна из составных частей этой системы.

Вариантов таких систем несколько, но принцип их работы практически одинаков. Минимальная комплектация самой простой СКУД включает в себя следующее:

  • Преграждающее устройство (это турникет и электронная проходная);
  • Система ограждений;
  • Программная поддержка;
  • Бесконтактные карты-пропуска, содержащие информацию об их владельце.

Возможности СКУД

Алгоритм работы такой пропускной системы простой. Учащимся и сотрудникам учебного заведения выдаются специальные карты. Информация на них заносится в память СКУД. Для того чтобы пройти через турникет, человеку надо приложить карту к считывающему устройству. Турникет пропускает его, а в память системы заносятся данные о дате и времени прохода этого человека через него. Таким образом, родителям можно всегда быть в курсе посещаемости школы своим ребенком. А руководитель учебного заведения сможет всегда просмотреть информацию о времени прихода и ухода своих сотрудников.

Некоторые системы контроля и управления даже могут присылать родителям SMS, где указывается время посещения ребенком школы.

Также имеется возможность установить дополнительное оборудование и, например, не допустить прохода по чужому пропуску (благодаря видео верификации) и т.д.

Таким образом, СКУД существенно повышает дисциплину, исключает проникновение в школу посторонних лиц и делает удобной возможность ознакомления с отчетами посещаемости. Казалось бы, это идеальный вариант защиты детей и контроля дисциплины. Остаются довольны все стороны: руководство, родители, дети. Но нашлась и четвертая сторона, которая такой пропускной системой осталась недовольна – пожарные инспекторы.

Почему ГПН стал против турникетов?

Внедрение СКУД в школы существенно тормозится проверяющими инспекторами госпожнадзора. Особенно остро это ощущается в ряде регионов, среди которых Санкт-Петербург и Тула. При этом ситуация с трактовкой закона, регламентирующего установку ограждающих устройств, доходит до абсурда: ведь в Московской области при всем этом не было демонтировано по приказу ГПН ни одного турникета! Почему один и тот же пункт закона трактуется проверяющими инспекторами разных областей по-своему?! Ведь он един для всех.

Давайте остановимся подробнее на этом и постараемся разобраться сами.

Установка ограждающих устройств в школах, колледжах и т.д. началась давно, но популярность приобрела, начиная с 2008 года. В ПБП поправки вносятся постоянно, но за 8 лет не было принципиальных изменений там, где закон касался установки турникетов. У сотрудников ГПН, для оценки требований и норм ПБ есть три основных документа, которыми они при своих проверках руководствуются:

  1. ФЗ №123 от 22.10.2008 г.;
  2. ППБ 01-03, утвержденные в 2003 г.;
  3. Свод правил 1.13130.2009.

В ППБ 01-03 есть пункт 53, в котором говориться, что турникеты и любые другие ограждающие устройства не должны быть установлены на путях эвакуаций. Потому что они могут препятствовать быстрой эвакуации людей при возникновении пожара или любой другой опасной ситуации.

Но тогда возникает вопрос – почему предписания на демонтаж турникетов инспектора ГПН стали давать только с 2012 года, ссылаясь на п. 36, утвержденных в 2012году Правил противопожарного режима. В этом документе, практически слово в слово, повторяется п.53, о запрете установки ограждающих устройств, которые могут помешать безопасной упорядоченной эвакуации людей. Этот же пункт мы может прочесть и в ФЗ №123 от 2008 года. Только там это статья 89, п.7.

Как видно эти требования к турникетам были с 2003 года. И лишь начиная с 2012 года, пожарный надзор запретил их установку. Возникает резонный вопрос – почему? Ведь это служит прямым доказательством их не профессиональности в данных сферах деятельности.

Однако, если даже поверить в то, что теперь сотрудники государственного пожарного надзора стали более трепетно относиться к выполнению своих прямым обязанностей, то все же установку турникетов возможно провести даже и с их ужесточенными требованиями.

Важные моменты при установке СКУД

  1. Надо выбрать такого производителя оборудования СКУД, который имеет государственное заключение о возможности установки своего оборудования в учебных заведениях. Такие заведения имеют класс Ф4 по функциональной пожарной опасности. В этом случае сотрудники пожарного надзора не смогут предъявить никаких претензий относительно самого оборудования.
  2. На путях эвакуации необходимо устанавливать турникеты с системой «Антипаника».
  3. Если турникет уже установлен не по правилам, то можно просто исключить его из списка эвакуационных путей. По законам ПБ пути, где установлены ограждающие устройства, могут быть лишь авариными. Поэтому нужно всего лишь скорректировать вывески на путях эвакуации, и на этих путях повесить световой указатель «Авариный выход». Но все равно придется проходную оборудовать калиткой или турникетом с устройством «Антипаника».
  4. Все запоры дверей эвакуационных выходов должны открываться дистанционно. Как правило, такие требования инспектора ГПН предъявляют и к калиткам с поворотными секциями. Выполнить это требования ГПН сложно, но вполне возможно.

Если на путях эвакуации установлена калитка, то блокировка с нее должна сниматься либо прекращением подачи напряжения на нее, либо подачей сигналов от пожарной сигнализации, либо от системы контроля и управления доступом.

Если все же инспектора ГПН все же предъявили свои претензии и выписали предписание на демонтаж турникета, то остается последний шанс – обжаловать их действия в суде.

Как показывает практика, с 2012 года такие суды часто выигрывают не инспектора. Так что если вы считаете, что все меры ПБ в полном объеме соблюдены при установке СКУД, а инспектора ГПН не разрешают ее использование – то обращайтесь к арбитражному суду.

Яркий пример и подтверждение этому – суд в городе Владивостоке. МОУ СОШ №9 подала иск на инспектора ГПН, который предписывал демонтировать турникеты в учреждении и заплатить штраф за нарушение ПБ. Однако суд рассмотрел планы эвакуации, согласился что пропускные устройства на путях эвакуации не находятся и отменил предписание проверяющего инспектора.

Еще одним примером является МОУ СОШ №26 в городе Ярославль. В Ярославской области до того момента не было ни одной организации, которая рискнула бы установить СКУД. Проект установки системы был официально согласован с пожарной частью, закрепленной за данным учреждением. Но, несмотря на это, два месяца спустя проверяющий инспектор ГПН выдал предписание на демонтаж турникетов. Руководство школы обратилось в суд. И через полгода суд отменил предписание, изучив все документы и ранее подписанное согласование с пожарными.

Главное – сделать все по правилам, а потом не побояться бумажной волокиты и доказать свою правоту в суде.

Турникеты – неотъемлемый элемент системы СКУД

Проход через турникет остается одним из возможных путей эвакуации, несмотря на то, что тут четко не выполняется главное требование эвакуационных выходов – его ширина менее 1,2 м, а это значит, что свободного прохождения людей через него достичь невозможно.

Однако, турникеты все равно оборудуются системой «Антипаника». Все мы понимаем, что в стрессовых ситуациях люди могут позабыть о существующем и утвержденном пути спасения, поэтому могут покинуть опасное помещение и через турникет.

Запрет инспекторов ГПН на использование турникетов может повлечь за собой серьёзные последствия. Риск пожарной безопасности, по их словам, уменьшится, но тогда в свою очередь возрастет риск возникновения криминальных ситуаций в учебных учреждениях, туда смогут попасть распространители наркотиков под видом учащихся, а родители будут лишены возможности контролировать посещение школы своими детьми.

В школе ребенок проводит 2/3 своего времени, поэтому важно, чтобы он был в безопасности, как от пожаров, так и от криминала. Только в этом случае родители будут спокойны за свое чадо. Вот почему необходимо учитывать все опасности и риски. Установка СКУД без турникетов не сможет в полной мере справиться со всеми ими.

02.07.2013, 17:11

    Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» определена система мер по сохранению объектов культурного наследия. Но специальных норм пожарной безопасности под такие объекты не существует. В некоторых случаях разрабатываются специальные технические условия применительно к конкретному объекту. Но даже в них основную роль играют требования не по противопожарной защите памятника, а требования по возможности эксплуатации (вопросы режима, содержание путей эвакуации и т.п.). Интересное решение по данному вопросу есть у скандинавских коллег. Они провели практические испытания, на основе которых было выбрано оптимальные решения по противопожарной защите деревянных зданий.

  • На сегодняшний момент времени большинство мобильных СКУД обладают схожими друг с другом составными частями. Как правило, присутствует четыре основных компонента: мобильный идентификатор, мобильный считыватель, мобильное приложение, портал администратора. Но есть много других параметров на которые необходимо обратить внимание при выборе системы мобильного доступа, чтобы сделать действительно грамотный выбор.

  • В условиях, когда к уровню защиты идентификации в системах контроля доступа предъявляются все большие требования, появляются новые технологии, позволяющие обеспечить высокую безопасность: защита карт доступа от копирования, идентификация по смартфону и биометрическим данным. Эти и другие решения, максимально отвечающие текущим запросам рынка систем безопасности, представлены в новой линейке продукции PERCo.

    Что такое мобильный контроль доступа? Это уже возможности программного обеспечения для управления системой, ее адаптивность для работы с различных устройств, в том числе со смартфонов. Мобильность в сегменте СКУД целесообразно разделять на две категории: возможность внедрения мобильной идентификации в действующие СКУД и расширения возможностей СКУД на уровне программного обеспечения с точки зрения мобильности управления системой путем переноса функционала в веб-интерфейс. При этом в исследованиях отмечается, что частота внедрения мобильных считывателей на сегодняшний день превосходит скорость использования мобильных учетных данных для СКУД.

  • Информационным поводом для этой статьи является, конечно же, громкая кража картины с выставки Куинджи. Директора Третьяковки наказали и призвали наказать подчиненных за нарушение приказа «Об утверждении типовых требований...». Это единственный нормативный документ, который, по прямому назначению, должен регламентировать защиту произведений искусства в залах музея. Ниже мы увидим, что прямое соблюдение этого документа в контексте конкретной кражи, либо невозможно, либо не привело бы к желаемому результату. А современный уровень техники и характер угроз требует новых подходов к проблеме.

  • Для формирования единого подхода к терминологии и основополагающим понятиям, определяющим состав беспроводных объектовых систем охранной сигнализации, функциональное назначение и классификацию устройств, входящих в состав таких систем, было решено разработать национальный стандарт ГОСТ Р «Системы беспроводные объектовые охранной сигнализации. Классификация. Общие положения». Данный стандарт призван стать первым основополагающим документом в линейке стандартов на беспроводные системы охранной сигнализации. В настоящее время проект стандарта прошел публичное обсуждение и готовится к публикации соответствующими уполномоченными органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

  • Источники питания: как выбрать лучший? / А отвечать кто будет? Пушкин? О комплексном подходе к оборудованию объекта / Тепловизоры: реальность и ожидания. Мнения экспертов / Методология портирования и выбор технологического стека...

    Нестандартный взгляд на датчики угарного газа и дыма / Сетевое видеонаблюдение – новая высота аэропорта. Обзор оборудования и решений / Как инфракрасное излучение используется для биометрической идентификации / Какие задачи решает система видеонаблюдения на крупных складах...

В последние годы все актив-нее становится кампания по оборудованию школ и других учебных заведений системами контроля и управления доступом (СКУД). Одним из элементов СКУД являются преграждающие устройства, проще говоря, турникеты.

На рынке предлагается несколько систем для школ от различных производителей, но работают они по схожему алгоритму. В состав системы в минимальной комплектации входят следующие компоненты:

■ Электронная проходная или турникет с контроллером и двумя считывателями бесконтактных карт доступа.

■ Ограждения, в том числе поворотная секция ограждения « антипаника».

■ Программное обеспечение.

■ Бесконтактные карты доступа, например, « Карты учащихся». Ученикам, преподавателям и сотрудникам учебного заведения выдаются карты доступа, информация о выданных картах заносится в память системы. Данные о проходах через турникет сохраняются в системе и служат для оперативного информирования родителей, а также для формирования отчетов о посещаемости. Система позволяет оградить школу от проникновения посторонних лиц, контролировать время прихода и ухода учеников и отправлять родителям SMS-сообщения о времени прихода и ухода детей из школы.

Система обеспечивает контроль посещаемости и автоматизацию получения дисциплинарных отчетов, что ведет к повышению дисциплины.

В системе есть возможность видеоверификации (защиты от прохода по чужому пропуску), видеонаблюдения, дополнительной защиты блоков помещений или отдельных кабинетов путем установки электронных замков, контроллеров доступа и считывателей.

Казалось бы, замечательная система. Посторонних не пускает, родители в курсе, когда дети пришли (и пришли ли вообще) в школу, и могут спокойно работать. Администрация школы тоже уверенней себя чувствует, ощущая, что вопросы безопасности и дисциплины под контролем.

Турникеты

PERCo-AS-05 — Планка преграждающая стандартная для турникета Praktika-t-04 — 900мм, центральный элемент ОМА-36.787 — Турникет-трипод электромеханический

Но на пути внедрения систем контроля доступа для школ встало серьезное препятствие — усиленное противодействие сотрудников Государственного пожарного надзора (ГПН) установке турникетов в школах. В некоторых регионах отношение ГПН к турникетам прямо-таки пристрастное. Так, например, в Санкт-Петербурге в 2011 году прокуратура по требованию Госпожнадзора направила 16 исков по поводу демонтажа турникетов, а к началу 2012 года все имеющиеся турникеты в школах города были демонтированы. Аналогичная ситуация сложилась и в Тульской области, где в нескольких школах по требованию сотрудников МЧС турникеты были демонтированы из-за несоответствия нормам пожарной безопасности. Причем ситуация доходит до абсурда: законы по пожарной безопасности федеральные, а сотрудники контролирующих органов разных регионов трактуют их совершенно по-разному. « Турникеты в школе однозначно не соответствуют нормам пожарной безопасности, принятой в нашем регионе. И, если мы говорим о том, что московские школы ими оборудованы, вероятно, в этом регионе в нормы безопасности внесены какие-то свои поправки», — так прокомментировал вопрос о демонтаже турникетов в школе временно исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС по Тульской области Борис Шовкун.

Картина складывается странная — получается, что не только производители и инсталляторы СКУД не думают о безопасности детей, но и администрации школ и сами родители тоже не заботятся об этом. Одни только сотрудники ГПН стоят на страже интересов детей. А так ли это?

Ведь запрещение установки систем контроля доступа и турникетов в школе приводит к тому, что возрастает риск всяческого криминала на территории школы — от отъема денег и избиений учащихся до продажи им наркотиков. Родители не могут контролировать, когда ребенок пришел в школу или вышел из школы, чтобы вовремя поднять тревогу и принять меры.

По данным статистики, в Москве и Петербурге 70% учащихся, познакомившихся с наркотиками, сделали это в школе. По всей стране участились случаи преступлений против детей, причем зачастую повторяется одна и та же ситуация: « ушел/ушла из школы, но домой не пришел/не пришла». А родители хватились только вечером.

Конечно, от пожаров детей тоже нужно защищать, только вот не в ущерб защите от других угроз, которые по частоте и тяжести зачастую превосходят пожары.

Итак, попробуем разобраться, насколько правомерны действия сотрудников ГПН, в чем же проблемы и как их можно решить.

Начнем с того, что не совсем понятна активизация деятельности сотрудников ГПН по вопросам установки турникетов в последние годы. Установка турникетов в школах ведется уже много лет, но особенно активно с 2008 года. Правила пожарной безопасности в России регулярно меняются, но в последние годы не был кардинальных изменений, которые касались бы установки турникетов. Сложность оценки требований и норм пожарной безопасности заключается еще и в наличии нескольких нормативных документов, которые в отдельных случаях могут дополнять друг друга. До недавнего времени к основным документам при оценке относились:

■ Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

■ Правила пожарной безопасности в РФ, утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №313 (так называемые ППБ 01-03).

■ Свод правил 1.13130.2009 « Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Наша компания, как производитель, в последнее время часто получает запросы от партнеров, устанавливающих системы и турникеты в учебных заведениях, о правомерности запрета установки турникетов в школах со стороны сотрудников ГПН, которые ссылаются на статью 36 Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года. Этим Постановлением Правительство РФ утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации (еще один нормативный документ!). В статье 36, пункт а) Правил противопожарного режима сказано, что « при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей». Но этот запрет действовал и раньше. Читаем Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), в п. 53 сказано « при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей». Соответствующее требование было и в « Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон № 123 от 28 июля 2008 года) — статья 89, пункт 7.

Таким образом, никаких новых кардинальных требований, предъявляемых к установке турникетов, связанных с пожарной безопасностью, в 2012 году не появилось. Поэтому ссылки сотрудников ГПН на статью 36 непонятны, особенно если турникеты установлены до апреля 2012 года. Выглядит это, мягко говоря, не вполне профессионально (получается, что до апреля 2012 года сотрудники не учитывали требований нормативных документов, или не хотели учитывать).

Допустим, это действительно так, и теперь они стали относиться к своим обязанностям более пунктуально. Каким же образом в новых условиях действовать инсталляторам и администрации школы, чтобы и своих целей добиться, и не вступать в противоречие с требованиями сотрудников ГПН?

В первую очередь, не должно быть претензий к самому оборудованию, которое устанавливается в школе: турникетам, электронным проходным, ограждениям. Ответственный производитель должен иметь (и предоставлять своим партнерам и клиентам) Заключение экспертных органов противопожарных служб о возможности установки производимого им оборудования в вестибюлях, холлах и коридорах зданий класса функциональной пожарной опасности Ф4, к которому относятся учебные заведения. Если такое заключение есть, то по оборудованию системы « Школа» претензий у сотрудников ГПН быть не должно. Вопросы могут возникнуть относительно расположения оборудования, в первую очередь, турникетов и калиток.

Рассмотрим несколько важных моментов:

1. Желательно устанавливать турникеты не на путях эвакуации, т.е. не в коридорах и дверных проемах, а в фойе и вестибюлях учебных учреждений, причем турникеты должны быть расположены перпендикулярно к плоскости входных дверей (направление прохода через турникет перпендикулярно направлению пути эвакуации). На пути эвакуации в этом случае должна быть расположена поворотная секция ограждения « антипаника» или нормально открытая калитка с шириной прохода не менее 1200 мм. Стандартная схема расположения турникетов в этом случае такова:

■ справа и (или) слева от входа в школу в вестибюле перпендикулярно к плоскости входных дверей расположены турникет (турникеты);

■ прямо перед входной дверью на расстоянии не менее 1500 мм расположено ограждение с поворотной секцией « антипаника» или нормально открытая калитка с шириной прохода не менее 1200 мм (поворотных секций « антипаника» или калиток может быть больше одной).

Схема размещения может быть несколько иной:

■ турникеты расположены в вестибюле напротив входа в школу;

■ пути эвакуации проходят в вестибюле вдоль стен справа и слева от входа в школу, проходы оборудованы ограждением « антипаника» или калитками с шириной прохода не менее 1200 мм. Приведенные варианты расположения путей эвакуации должны быть обязательно обозначены на плане эвакуации, утвержденном руководителем учебного заведения.

Такой проект проходной требует более значительных площадей и, как правило, использования дополнительных несъемных секций ограждения. Но в этом случае установка турникетов не нарушает никаких норм и требований нормативной документации, и у сотрудников ГПН не должно быть претензий.

2. Исключение выхода, оборудованного турникетами из списка эвакуационных путей. В случае, если по причинам планировки (недостатка площадей), предложенную в п. 1 схему осуществить невозможно, турникеты устанавливаются на путях эвакуации. Идея этой схемы такова — если в соответствии с Техническим регламентом выход можно не рассматривать как эвакуационный или рассматривать его только в качестве аварийного выхода и использовать для повышения безопасности людей при пожаре. В этом случае нужно скорректировать план эвакуации, убрать световые указатели « Выход» или поменять их на « Аварийный выход». При этом проходную все равно необходимо оборудовать калиткой или ограждением « антипаника», обеспечивающим проход шириной не менее 1200 мм.

Этот вариант менее предпочтительный, по сравнению с п. 1, есть случаи, когда сотрудники ГПН заявляли, что выход, оборудованный турникетами и исключенный из плана эвакуации, не перестает от этого быть эвакуационным выходом. Кроме того, в этом варианте, скорее всего, будет необходим расчет пожарных рисков, учитывающий исключение этого входа из плана эвакуации.

3. Судебное разбирательство. Решения сотрудников ГПН не всегда адекватны величине пожарного риска, поэтому даже при выполнении требований п. 1 и 2 (или двух одновременно) сотрудник ГПН может вынести решение о запрете использования турникетов. В такой ситуации есть возможность обжаловать в суде решения ГПН относительно запрещения турникетов. Возможно, это не самое удобный вариант, но в том случае, если вынесено решение о запрете на использование турникетов на объекте, а, по вашему мнению, все требования при установке соблюдены, другого выхода нет. Приведем несколько примеров таких разбирательств.

В средней общеобразовательной школе № 9 города Владивостока были установлены 2 электронных проходных. Инспектор ГПН, проверив школу № 9, вынес решение о привлечении директора школы к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в установке турникетов. Директор школы направила жалобу в суд на постановление инспектора ГПН. В апреле 2012 года Ленинский районный суд города Владивостока решил постановление инспектора в отношении директора школы отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Суд на основе представленных документов (в том числе заключения экспертного центра по оборудованию, плана эвакуации учебного заведения) признал, что турникеты в школе не находятся на путях эвакуации, т.е. состава правонарушения нет.

В средней общеобразовательной школе № 26 города Ярославля в апреле 2012 года были установлены электронные проходные в составе системы « Школа». Школа № 26 стала первым учебным учреждением Ярославля, в котором были установлены турникеты. Кроме установки электронных проходных для контроля входа/выхода, были установлены электронные замки на некоторые помещения здания (учительская, гардероб младших классов и др.). В планах администрации был проект оплаты питания учеников с использованием электронных карт доступа. Но в мае 2012 года школе № 26 отделом надзорной деятельности по Дзержинскому району г. Ярославля Управления МЧС России по ЯО было выдано предписание с требованием демонтировать турникеты. Руководство учебного заведения подало иск в суд об отмене предписания, ведь установка турникетов была в свое время согласована с теми же пожарными. В январе 2013 года Арбитражный суд Ярославля вынес решение, которое отменяет предписание отдела надзорной деятельности по Дзержинскому району ГУ МЧС по Ярославской области о запрещении электронных проходных.

Кроме правильного расположения оборудования систем безопасности, согласно противопожарным нормам, остановимся еще на одном важном моменте. В Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в

статье 84 « Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях» в п. 1, п.п. 5 есть следующее требование: « дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов». C дверьми эвакуационных выходов все понятно, но на практике сотрудники ГПН предъявляют такое же требование и к калиткам или к поворотным секциям ограждения, расположенным на путях эвакуации — их замки должны автоматически открываться. На практике это достигается следующими способами:

■ калитка, находящаяся на путях эвакуации, должна быть нормально открытой (т.е. разблокироваться при снятии напряжения) и также разблокироваться от сигнала СКУД или пожарной сигнализации;

■ поворотная секция « антипаника», находящаяся на путях эвакуации, должна быть автоматической, т.е. также разблокироваться при пропаже питания, от сигнала СКУД или пожарной сигнализации. Кроме того, при нажатии на створку с определенным усилием (которое способен создать один человек), она также должна открываться без повреждения.

Что касается турникетов, возможность прохода через турникет (неважно, со свободно вращающимися планками, или через свободный проход, оборудованный планками « антипаника») в случае экстренной ситуации (пожара) не рассматривается сотрудниками ГПН. Проходы через турникеты не учитываются в расчетах, так как не обеспечивают минимальную ширину эвакуационного выхода — 1200 мм. Исходя из этого, возможно, и не было бы смысла оборудовать турникеты планками « антипаника» — выход все равно осуществляется через специальные проходы. Но такое решение было бы психологически неправильно оценено как пользователями турникета, так и представителями ГПН (еще один лишний повод для предъявления претензий). Поэтому установку планок « антипаника» следует считать необходимой, хотя в нормативных документах никаких замечаний на этот счет нет.

Установка турникетов ни в коем случае не должна отрицательно сказываться на требованиях и нормах пожарной безопасности. Ведь, как показывают примеры, возможна правильная установка турникетов, не влияющая на пожарную безопасность учебных заведений. В то же время искусственное ограничение использования турникетов негативно сказывается на безопасности учебных заведений. Турникеты являются составной частью систем безопасности, и установка лишь отдельных частей таких систем ,