Правописание суффиксов - это не столько сложная тема, сколько очень объёмная. Суффиксы есть у всех самостоятельных частей речи. Каждая из них имеет свои правила их написания.

В задании 10 проверяются знания правописания всех суффиксов, кроме Н-НН и суффиксов причастий. По данным темам есть отдельные задания.

Задание 10 звучит следующим образом: выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква (далее даётся какая-то буква: Е, И, О и другие). Предложены пять слов. Ответ нужно записывать словом, верно вставив в него пропущенную орфограмму.

Внимательно вдумайтесь в каждое слово, определите, какой частью речи оно является, и вставьте орфограмму.

В данной теме есть несколько трудных случаев правильного определения правописания суффиксов. На нашем сайте вы можете прочитать о них в разделе ТЕОРИЯ. Трудные случаи правописания суффиксов.

Выполнение любого вида задания начинается со знания теории. Предлагаю вам таблицу по данной теме.

Задание 11. Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов

Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов - одна из трудных для учащихся тем. Думаю, это связано с незнанием правил. Если хорошо выучить правила, запомнить все исключения, то особых сложностей с написанием не будет.

Задание 1 на ЕГЭ по русскому языку звучит так: выпишите слово, на месте пропуска в котором пишется та или иная буква, например, Е.

В данном задании необходимо знать два правила.

Первое правило: правописание личных окончаний глаголов.

Задание №12. Слитное и раздельное написание НЕ, разграничение на письме НЕ и НИ


Задание 12 формулируется следующим образом: определите предложение, в котором НЕ со словами пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Алгоритм выполнения задания:

    Внимательно прочитайте все предложения, возможно, по мере прочтения вы уже поймёте, какой ответ будет верным.

    Определите, какой частью речи являются слова с НЕ.

Задание 13 Слитное, раздельное, дефисное написание слов


Задание 13 –одно из трудных, потому что оно предполагает знание большого количества теоретического материала.

Звучит задание 13 так: определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Будет дано 5 предложений. И только в одном из них оба слова пишутся слитно. Значит, что в других предложениях они могут писаться либо слитно, либо через дефис. Поэтому необходимо знать все случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов.

Алгоритм ответа:

Задание №14. -Н- и –НН- в частях речи

Задание 14 на ЕГЭ по русскому языку предполагает знание правил написания –Н- и –НН – в частях речи. Будет дано предложение, в котором на месте пропусков нужно вставить одну или две Н, в ответе необходимо записать цифры, на месте которых пишется – Н- или –НН-.

Может быть предложен и другой тип задания: даны слова, необходимо определить ряд, в котором все слова пишутся с Н одинаково, записать эти слова в ответе.

Таким образом, чтобы правильно ответить на вопрос задания 14, необходимо хорошо знать правила по данной теме и исключения, которых в данном правиле очень много.

Русский язык Задание №15

Алгоритм выполнения задания № 15

Алгоритм выполнения задания № 15.

    Прочитайте предложение, найдите в нём грамматические основы.

    Если основа одна, то это простое предложение. Посмотрите, сколько союзов И в данном предложении. Если всего один, то нет запятой.

    Если в предложении несколько союзов И, тогда посмотрите, ЧТО именно они соединяют: одинаковые члены предложения или разные. Если одинаковые(например, определения),то перед союзом ставите запятую, если разные(например, один союз соединяет два определения, а другой- два дополнения), то это разные ряды однородных членов, запятая не ставится.

    Помните, что однородные члены могут соединяться двойными союзами, то есть такими, первая часть которых находится перед первым однородным членом, а вторая - перед вторым). В таких предложениях всегда есть запятая.

    Двойные союзы: как, так и; не только, но и; не столько, сколько.

    Если в предложении две основы, то оно сложное. Запятая перед союзом И в основном ставится.

    Исключением, при котором даже в сложном предложении перед союзом И нет запятой, является наличие общего второстепенного члена ПЕРЕД началом предложения.

Таков алгоритм ответа. Помните, что в ответе должно быть два номера предложений, за каждый вы получаете балл. Таким образом, за данное задание можно получить два балла.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира

Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)

УМК любой

Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

ОТВЕТ:

2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

ОТВЕТ:

3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.

В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

ОТВЕТ:

4) Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

ОТВЕТ:

5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

ОТВЕТ:

6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

ОТВЕТ:

7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

ОТВЕТ:

8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

ОТВЕТ:

9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

ОТВЕТ:

10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

ОТВЕТ:

11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

ОТВЕТ:

12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

ОТВЕТ:

13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

ОТВЕТ:

14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

ОТВЕТ:

15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

ОТВЕТ:

16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

ОТВЕТ:

17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

ОТВЕТ:

18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

ОТВЕТ:

19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

ОТВЕТ:

20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

ОТВЕТ:

21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.

ОТВЕТ:

22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

ОТВЕТ:

23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

ОТВЕТ:

24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

ОТВЕТ:

25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

ОТВЕТ:

26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

ОТВЕТ:

27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

ОТВЕТ:

28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

ОТВЕТ:

29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

ОТВЕТ:

30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

ОТВЕТ:

31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

ОТВЕТ:

32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».

ОТВЕТ:

33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

ОТВЕТ:

34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

ОТВЕТ:

35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

ОТВЕТ:

36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

ОТВЕТ:

37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

ОТВЕТ:

38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

ОТВЕТ:

39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

ОТВЕТ:

40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

ОТВЕТ:

41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

ОТВЕТ:

42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг

ОТВЕТ:

43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Ответы:

1) 1,3,4

3 ) 3,4

4) 3,4

5) 2,3,4

6) 2.3,4

8) 1,2,3,4

9) 1,2,4

11) 1,3,4

12) 1,2,3,4

13) 1,2,3,4

14) 3,4,5

15) 3,4

17) 1,2,4

18) 1,2,3,4

19) 1,3,4

20) 1,2,3,4

21) 1,2,5

22) 1,3

23) 1,3,4

24) 1,3,4

25) 1,2,4

26) 1,2,4

27) 1,3,4

28) 1,3.4

29) 2,3,4

31) 1,3,4

32 ) 1,4

33) 1,2

34) 1,2,3,4

37) 1

38 ) 2,4

39) 1,2,3,4

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

Одна запятая необходима:

в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

Цель

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

Например:

рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание :

Общая схема : О , О , О .

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : .

Пример 3

Пример 4

Общая схема : О , О и О .

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

И

И

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 :

Пример 4 :

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

Обратите внимание :

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

Схема: О , а/но/да О

Пример 1:

Пример 2:

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

Схема: О , илиО , или О

Пример 1:

Чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько

Пример1: .

Пример 2:

Пример 3:

А снег шёл и шёл.

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

Пример:

без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

[О Сказ и О Сказ].

Листья багряные, золотые

общего второстепенного члена .

Пример 1 : .

через год

только на­ча­ло предложения

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

Пример 2 запятая ставится .


ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.

М.: 2017. - 128 с.

Издание содержит большое количество типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает: диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма, зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы.

Формат: pdf

Размер: 1,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Диагностический тест 5
Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
Вспомним теорию 11
Разберём примеры 11
Потренируемся 13
Тестовые задания... 14
Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и неоднородные определения 19
Вспомним теорию 19
Разберём примеры 20
Потренируемся 24
Тестовые задания 25
Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
Вспомним теорию 32
Разберём примеры; 33
Потренируемся 36
Тестовые задания 37
Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
Вспомним теорию 43
Разберём примеры 43
Потренируемся 44
Тестовые задания 45
Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных конструкций 51
Вспомним теорию 51
Разберём примеры 51
Потренируемся 52
Тестовые задания 53
Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и предложениях 59
Вспомним теорию 59
Разберём примеры 60
Потренируемся 63
Тестовые задания 63
Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
Вспомним теорию 69
Разберём примеры 69
Потренируемся 70
Тестовые задания 70
Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
Вспомним теорию 77
Разберём примеры 78
Потренируемся 81
Тестовые задания 82
Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
Вспомним теорию 87
Разберём примеры 88
Потренируемся 89
Тестовые задания 90
Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
Разберём примеры 97
Потренируемся 98
Тестовые задания 98
Занятие 11. Зачёт 104
Тестовые задания 104
Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
Ключи 115

Вспомним теорию
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
если оба главных члена предложения выражены именами существительными или числительными в именительном падеже;
глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
перед словами вот, это, значит.
Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, что;
если при сказуемом есть частица не;
если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
если подлежащее выражено личным местоимением.
Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое (иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
Разберём примеры
1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая ставится Запятая не ставится
Между однородными членами, не связанными союзами Между двумя однородными членами, связанными союзом «и»
Вчера я читала, убиралась, готовила. Вчера я читала, убиралась и готовила.
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. Вчера я читала и готовила.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: В устойчивых сочетаниях
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям
Вчера не только читала, но и готовила.
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого
Вчера я и читала, и готовила. Пойду почитаю книгу.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая перед союзом «и» не ставится, если
Если есть общий член предложения Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
(общий член предложения– «весной»)
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом.
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали.
Предложение вопросительное Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь?
Предложение побудительное Внимательно прочитайте задание и сделайте его!
Предложение восклицательное Как ярко светит солнце и как красиво море!
Предложение неопределенно-личное В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку.
Предложение безличное Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради.
Предложение назывное Мороз и солнце!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку

Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.

Ответ: 2, 4.

Первый вариант задания

  1. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  3. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  4. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.

Ответ: 2, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. - Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. - В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. - В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. - Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Ответ: 2, 5.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. - Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. - Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. - Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».