Неожиданность, самопроизвольность, самодвижение, инстинктивность Словарь русских синонимов. спонтанность см. самопроизвольность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов
- (спонтанный) (от лат. spontaneus добровольный произвольный), самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами … Большой Энциклопедический словарь
СПОНТАННЫЙ, ая, ое; анен, анна (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный. Спонтанное излучение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- (от лат. spontaneus произвольный) самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии… … Философская энциклопедия
- [Словарь иностранных слов русского языка
- (от лат. spontaneus добровольный, произвольный) англ. spontaneity; нем. Spontaneitat. Самопроизвольность, самодвижение, вызванные внутренними импульсами. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
спонтанность - и, ж. Свойство спонтанного. БАС 1. Лекс. Ож. 1952: спонта/нность … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Спонтанность - – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.] Рубрика термина … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
СПОНТАННОСТЬ - самопроизвольное явление (процесс), вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами, напр. (см.) … Большая политехническая энциклопедия
СПОНТАННОСТЬ - En.: Spontaneity Невозможно приказать «быть спонтанным», однако замечено, что гипнотическое функционирование ощутимо приближает нас к спонтанности (см.: непроизвольные виды поведения). В рамках психотерапии цель гипноза помочь пациентам вновь… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Книги
- Спонтанность сознания , В. В. Налимов. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природусмыслов и строит вероятностно…
- Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности , Налимов Василий Васильевич. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной (трансперсональной) психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природу смыслов и…
Что такое Спонтанность? Значение и толкование слова spontannost, определение термина
1) Спонтанность - проявление самости, самодеятельности, способность активно действовать, процесс саморазвития как следствие разрешения внутреннего противоречия.
2) Спонтанность - (от лат. spontaneus произвольный) - самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.
3) Спонтанность - (лат. spontaneus самопроизвольный) - самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “ условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.
Спонтанность
проявление самости, самодеятельности, способность активно действовать, процесс саморазвития как следствие разрешения внутреннего противоречия.
(от лат. spontaneus произвольный) - самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.
(лат. spontaneus самопроизвольный) - самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “ условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.
Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:
Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...
Spontaneus) (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без воздействия извне. Спонтанное влечение к чему-нибудь.
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Синонимы :
Смотреть что такое "СПОНТАННЫЙ" в других словарях:
Неожиданный, самопроизвольный, инстинктивный Словарь русских синонимов. спонтанный см. самопроизвольный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
- [лат. spontaneus самопроизвольный] вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами; самопроизвольный, стихийный (напр., с. деление атомных ядер). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. спонтанный (лат. spontaneus… … Словарь иностранных слов русского языка
спонтанный - ая, ое. spontané. Возникающий вследствие внутренних причин, без воздействия извне. Спонтанное влечение к чему л. Уш. 1940. Самопроизвольный, непосредственный. Ганшина. Все свежее, детское, личное, spontané в человеке. А. Д.Блудова. Восп. // РА… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СПОНТАННЫЙ, ая, ое; анен, анна (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный. Спонтанное излучение. | сущ. спонтанность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
спонтанный - ая, ое; а/нен, а/нна, книжн. Возникающий вследствие внутренних причин без внешних воздействий. Спонтанное брожение. Спонтанная инфекция. Спонтанная мутация. Синонимы: самопроизво/льный Родственные слова: спонта/нно, спонта/ … Популярный словарь русского языка
спонтанный - savaiminis statusas T sritis chemija apibrėžtis Vykstantis be išorinio poveikio. atitikmenys: angl. spontaneous rus. самопроизвольный; спонтанный ryšiai: sinonimas – spontaninis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
спонтанный - savaiminis statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Sukeltas vidinių jėgų, pats kylantis, vykstantis. atitikmenys: angl. spontaneous rus. самопроизвольный; спонтанный ryšiai: sinonimas – spontaniškas … Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas
- (лат. spontaneus) самопроизвольный, возникающий без внешнего воздействия (о биологическом эффекте, болезни и др.) … Большой медицинский словарь
Прил. Вызванный внутренними причинами; самопроизвольный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Спонтанный, спонтанная, спонтанное, спонтанные, спонтанного, спонтанной, спонтанного, спонтанных, спонтанному, спонтанной, спонтанному, спонтанным, спонтанный, спонтанную, спонтанное, спонтанные, спонтанного, спонтанную, спонтанное, спонтанных,… … Формы слов
Книги
- Братья Стругацкие. Лучшие рассказы. Выпуск 1 (аудиокнига MP3) , Братья Стругацкие. Представляем вашему вниманию сборник лучших рассказов Братьев Стругацких. Благодаря этому изданию вы сможете послушать рассказы "Спонтанный рефлекс", "Человек изПасифиды" и другие в… аудиокнига
- Резистентный асцит у больных циррозом печени , В. Т. Ивашкин, Е. А. Федосьина. В книге обсуждаются вопросы особенностей развития и течения таких осложнений цирроза печени, как резистентный асцит, гепаторенальный синдром, гипонатриемия разведения, спонтанный…
Спонтанность , о которой пойдет речь в этой статье – это медитативное переживание природы собственного ума в истинном свете. Тысячи переживаний без всякого смысла и основания спонтанно появляются и растворяются. Попытка удержать что-либо, или избавиться от чего-либо создает напряжение, ограничивает восприятие, приковывает к объекту двойственности. Все так называемые события – иллюзии, т.к. на самом деле являются неустойчивыми, неуловимыми, спонтанными мыслями и образами в сознании. Просто, оставив все как есть, не превращая оставление в движение, или напряжение, вы освобождаетесь от всеобъемлющей погруженности в переживания и открываете великую спонтанность происходящего. Это – практика невыбирания, недеяния. Сложно найти решение всем проблемам и беспокойствам. Легко осуществить тонкое различение, которое впускает поток, смывающий все понятия о проблемах, и приводит к осознанию спонтанности всех вещей.
Вначале «невыбирание» может проявляться как тонкий выбор, а недеяние как тонкое действие. Это остаточное напряжение – мысль, которая говорит: «я практикую». В это время мы можем отчетливо увидеть парадоксальность происходящего. Казалось бы, мы просто есть здесь и сейчас, но что-то по-прежнему действует, и действует в спонтанности, помимо нашей воли. Получается, существует «Я», которое просто есть, и отдельное от него – «я» которое действует. Существует ли между ними разница? Где этот незримый переход из одного «я» в другое? Понять это невозможно, т.к. это и есть граница ума и того, что запредельно мысленному пониманию.
И когда мы просто продолжаем пребывать в таком подвешенном расслабленном состоянии, не ограничивая себя частным пониманием, не производя шум грубым анализирующим умом, то начинаем постепенно видеть все ясней то, что есть по-настоящему здесь и сейчас. Уму открывается непостижимая тайна о его собственной природе – ум не имеет никакой основы, у него нет собственной сущности, он даже не является живым. Все это условности. Мы видим как есть, что ум по-прежнему рефлексирует, производит вычисления, создает свойственное ему напряжение, что-то анализирует, пытается вогнать озарения в новую систему, производит отличия, строит формулы. И все это происходит спонтанно, само собою, без нашего участия, просто в силу природы интеллекта – в силу его заряда.
Отождествление с умом, или растождествление с ним – просто мысль, еще одна двойственность. Когда нет разделений и предпочтений, тогда есть то, что есть – бытие, всегда новая реальность настоящего момента, грандиозная спонтанность . Это возможно только благодаря расслабленному невмешательству в то самое присутствие, которое и без того происходит помимо любых стараний.
Почему если реальность и просветление так естественны, человек пребывает в напряженной двойственности и зажат в мыслях? Никто не может иначе. Парадокс в том, что и наше привычное состояние является естественным и спонтанным, хоть и выглядит как нечто, отталкивающееся от сомнений и планирования. Это просто происходит, как и все в этой реальности. Человек пребывает в иллюзии творения, в иллюзии того, что есть действия, и эти действия не просто случайное движение, а движение, наделенное жизненным смыслом. Действия, не имеющие смысла, мы не делаем. Каждая ситуация на разных уровнях, каждый миг для нас – сделка и компромисс.
Есть действие – есть результат. Когда результат неочевиден, возникает ощущение неудовлетворенности, несправедливости и обмана. Щемящая пустота, как небольшой просвет, сквозь который ощущается бессмысленность всей этой механической мешанины побуждает нас впервые за долгое время сна задуматься о собственной жизни. И тогда возникает ощущение, что «ничего не хочется, все надоело, все бессмысленно». Хоть это ощущение и отражает реальность в какой-то степени, отражение это происходит по-прежнему на уровне ума, и является всего лишь очередной иллюзией, мыслью. Когда этот просвет, в ходе практики осознанности становится шире, все переживания временно усиливаются. Начинается процесс очищения, в ходе которого, бессмысленность и пустотность неожиданно проявляют себя как свобода, ясность и чистота.
Если взять для рассмотрения плоскость напряжения и расслабления, получается, что мы почти всегда находимся в таком вот подвешенном состоянии. Нам не свойственно – ни тотальное напряжение, ни тотальная открытость. Мы лавируем от одного небольшого напряжения к другому, называя череду этих моментов жизнью. Вся наша жизнь – это непрерывная погруженность в сотни механических (спонтанных) выборов, продиктованных мириадами бессознательных импульсов.
Мы не ощущаем, как это происходит, наше внимание скользит по следствиям бессознательных причин, вытекающих в привычную жизнь, которую мы принимаем как должное. Проявленная мысль в какой-то степени осознается, а механичность выбора – нет. Спонтанность – природа всех явлений . При рассмотрении умом спонтанность может выглядеть чем-то ограничивающим. Однако в сфере души – это свобода. Если выбор всегда протекает механически, соответственно, само понятие выбора – иллюзия. Ум всегда ограничен, в этом его природа. Однако сознание свободно от выбора и сомнений, оно – сама спонтанность , сознание просто есть, как вечный зритель этого действа на безбрежной сцене океана жизни.
Сверхусилия спонтанно приводят к усталости и расслаблению. Возможно, по этой причине опыт концентрации неизбежен. Пресытившись погруженностью в сомнения, умудренный разум выбирает . Когда внимание, закаленное практикой становится острым, нам уже не требуются усилия, чтобы расслабиться. Мы осознаем обычную жизнь как сверток напряжений и работаем с ними, не создавая лишнего волнения. Это происходит без усилий ума – интуитивно.
Каждый знает, как напрячь тело физически и затем отпустить. Нечто подобное происходит и на тонких, причинных уровнях. Мы привносим осознание в собственный ум, без побуждений, просто смотрим на то, что способны увидеть. Более тонких граней высматривать не нужно. Наша работа – это наш уровень. То, что происходит сейчас гораздо важней того, что, как зачастую кажется уму, могло бы происходить. Истинно срединный путь – это интуитивное доверие реальности настоящего. Тогда расслабление становится естественным. То, что есть – гораздо проще и светлей, чем то, что кажется. Спонтанность – естественный ход всех вещей во вселенной.