В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

1)1,2 3) 1,2,3,4

Ответ: 2

В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с берёзы, затёртой высокими елями, слетел медленно вниз жёлтый листик.

2)2,3 4) 1,2,3,4

Ответ: 4

Шёл снег (1) однако (2) правда (3) в лесу было очень тихо и тепло.

Ответ: 1

Из всех дорог (1) мне помнится (2) чёрная лента асфальта,мокрая от росы, и листья ясеня на ней, дорога, по которой (3) мне помнится (4) мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня, счастливое сегодня.

1)3,4 3) 1,2,3,4

Ответ: 1

Чтобы нарисовать тебя, я (1) конечно (2) выберу тихое лесное озеро в зелёной камышовой раме и (3) наверное (4) буду ждать, когда настанет светлое сентябрьское утро, пахнущее мятой и сосновыми иглами, и тогда я примусь за работу.

2)1,2,3,4 4)1,2,3

Ответ: 2

Моей знакомой из третьего подъезда шесть лет (1) как мне кажет­ся. Кажется (2) вечностью время ожидания той встречи, что (3) несо­мненно (4) изменит нашу жизнь.

Ответ: 1

Всю ночь (1) наверное (2) в огромном доме светилось одно окно. За окном (3) уверяли меня (4) жил сказочник: он писал сказки и дарил их лю­дям, потому что без сказок людям живётся трудно.

Ответ: 3

Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) ко­нечно (5) очень смутила.

2)4,5 4)1,2,3,4,5

Ответ: 2

По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вы­зывает беспокойство по поводу того, что теперь (4) очевидно (5) пло­щадь не покрытой льдом части океана будет больше.



1)1,2,3,4,5 3)2,3,4,5

Ответ: 1

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно.

1)3,4 3)1,2,3,4

2)1,2,3 4)1,3,4

Ответ: 2

Продолжается исследование одной из наиболее (1) может быть(2) интересных антропологических находок последнего времени. Речь идёт об останках древнего человека, обнаруженных в тающем алъпийском леднике шестнадцать лет назад, и итог исследования (3) может быть (4) сенсацией.

Ответ: 1

С падением Римской империи костёр на Александрийском маяке (1) к сожалению (2) потух, от землетрясений вXIV веке обвалиласьверхняячасть башни, фундамент (3) однако (4) оказался прочнее. Это (5)наконец-то (6) оценили практичные турки, которые на основании маяка по­строили крепость, существующую до наших дней.

1)1,2,5,6 3)3,4,5,6

2)1,2,3,4 4)1,2,3,4,5,6

Ответ: 2

Об отцовском доме сложено и (1) мне кажется (2) до сих пор слага­ется несчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимо­сти родной дом (3) мне кажется (4) таким же понятием, как смерть, жизнь, добро, зло, Бог, совесть, родина, земля, мать, отец.

Ответ: 1

Огромное здание сельского клуба стояло (1)напротив (2) нашей шко­лы, а вот стадион (3) напротив (4) был очень далеко.

Ответ: 2

За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.

1) 1,2 3) 1,2,3,4

2) 1,2, 5,6 4) 1,5

Ответ: 1

Бесчисленные золотые звёзды (1) казалось (2) тихо текли, все наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и (3) право (4) глядя на цих, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостано­вочный бег земли.

Ответ: 2

Иногда случается, что лес и горы имеют привлекательный и весёлый вид, так (1) кажется (2) и остался бы среди них навсегда, а иногда (3) наоборот (4) горы кажутся угрюмыми и дикими.

2)3,4 4) 2, 3, 4

Ответ: 3

Однако (1) во-первых (2) в городе была только одна библиотека (3) во-вторых (4) хотя склад был завален книгами, привезёнными из поме­щичьих усадеб, на эти книги, в огромном большинстве иностранные, в лопахинской библиотеке (5) всё-таки (6) не было спроса.

1)1,2,3,4 3)1,2,3,4,5

2)1,2,3,4,5,6 4)5,6

Ответ: 1

В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.

Ответ: 4

Кульминация фестиваля рыбной ловли наступает (1) как правило (2) на рассвете, когда рыболовы с сетями и сосудами из тыквы - калебасами - выстраиваются у кромки воды в ожидании сигнала. Когда же сигнал (3) наконец (4) раздаётся, толпы людей под крики и песни уст­авляются к мутной воде. Однако (5) не всякую рыбу удаётся про­ткнуть в калебасы.

Ответ: 2

Черноголовый нападающий был очень быстрым и ловким игроком, но (1) пожалуй (2) бестолковым. Как только ему попадал мяч, он прорывался к воротам. Но тут его перехватывали защитники. Он извивался, пританцовывал, делал финты и (3) в конце концов (4) так запутывался, что бил мимо в двух шагах от ворот.

Ответ: 1

В своей статье Фазиль Искандер «почти пропел гимн недосказанно­сти в искусстве». Однако (1) он отмечает, что самые великие произве­дения искусства, такие (2) скажем (3) как «Война и мир» Толстого иди «Возвращение блудного сына» Рембрандта, сильны (4) в конечномсчёте (5) своей ясностью, хотя и в них есть элементы недосказанности.

1)1,2,3,4 3)2,3,4,5

Ответ: 2

Пусть не подтвердятся гипотезы (1) скажем (2) телепатической свя­зи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение (3) наверное (4) поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а (5) значит (6) углубить наши представления о мире.

1)1,2,3,4,6 3)1,2,3,4,5,6

2)3,4,5,6 4)1,2,5,6

Ответ: 1

В течениевеков астрологию (1) например (2) усиленнокультивировали как вполне пристойное занятие,и (3) потому (4) к нейприобщалосьнемало учёных.

Ответ: 4

Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников,заинтриговав (3)якобы (4) В. Бехтерева и К. Циолковского. Например (5) известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателемС. Аксаковым дажеиздавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей.

1)1,2,5 3)1,2,5,6

2)3,4,5,6 4) 1,3,4,5

Ответ: 1

Ведь (1) чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой куль­туре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому (2) в конечном счёте (3) нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой пре­красной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. Всё это из области вечно­го, к которому (4) конечно (5) нельзя относиться без волнения.

1)1,2,3,4,5 3)1,4,5

Ответ: 4

Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время ко­торого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.

1)1,2,3,4,5,6 3)1,2,5,6

2)1,2,3,4 4)3,4,5,6

Ответ: 3

Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целе­устремленной и (3) к тому же (4) холодной, заносчивой и аристократи­чески наивной. Например (5) она считала деньги тяжким бременем.

1)1,2,3,4 3)1,2,5

2)1,2,3,4,5 4)1,2,3,5

Ответ: 3

«Покой нам только снится...» - через много лет печально констатиро­вал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благо­творный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

1)1,2,3,4,5 3)1,2,3

2)1,4,5 4)2,3,4,5

Ответ: 2

Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следова­тельно (5) должна быть заменена.

1)1,2,3,5 3)1,3,4

Ответ: 2

Управлять своей речью, властвовать над нею - значит (1) не произ­носить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом (2) всё-таки (3) пожалеешь. Слова (4) ведь (5) не забываются. Конечно (6) лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвётся опрометчивое слово.

2)2, 3, 4, 5 4) 6

Ответ: 4

Не раз в дождливые осенние вечера мне (1) бывало (2) тоскливо. Но (3) бывало (4) бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

Ответ: 3

В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3) конечно (4) святое, тайное и берёт много сил. Но что при­думать иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, очищение, а дневник помогает ему в этом.

1)1,2,3,4,5 3)1,3,4,5

2)1,2,3,4 4)1,2,5

Ответ: 2

Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и (1) к тому же (2) наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Та­кое утверждение (3) кажется (4) странным. Почему (5) в самом деле (6) садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись?

2)3,4,5,6 4) 1,2,5,6

Ответ: 3

Ленинград (1) как говорили (2) славился своими букинистами.Передвойной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была (3) буквально (4) сплошными книжными магазинами. Здесь (5) уверяют (6) можно было найти всё: старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники.

1)1,2,5,6 3)3,4,5,6

2)1,2,3,4 4)1,2,3,4,5,6

Ответ: 1

От блокады книга (1) несомненно (2) сильно страдала. Её жгли по­жары, она гибла при бомбёжке, ею (3) наконец (4) топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать.

Ответ: 1

Вандалу (1) бесспорно (2) свойственна ненависть (3) буквально (4) ко всему прекрасному. Но (5) очевидно (6) от ненависти ко всему прекрас­ному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

1)1,2,3,4,5,6 3)1,2,5,6

Ответ: 3

Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек сло­ва». Значит (3) на такого человека можно положиться - он (4) как считают (5) выполнит своё обещание без напоминания.

1)1,2,4,5 3)3,4,5

2)1,2,3,4,5 4)1,2,3

Ответ: 2

Для меня (1) вообще (2) чрезвычайно загадочен этот слой, который называется новые русские. Чем они берут и почему оболтус, казавший­ся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех облас­тях, неожиданно (3) вдруг (4) воспарил и смотрит на всех сверху вниз? Эти люди (5) с одной стороны (6) вызывают у меня какую-то такую Улыбку, а (7) с другой стороны (8) они мне абсолютно противопоказаны и страшны.

1)5,6,8 3) 1,2,3,4,5,6,7,8

2)5,6,7,8 4)1,2,3,4


Придадим теме несколько иной поворот. Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Она допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия (с ними еще встретимся), позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления), НЛО и прочие события (кои еще ждут своего разговора).

Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие имеют более осторожные мнения: не следует заведомо, не учинив специального досмотра, объявлять одно ложью, а другое - истиной. Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Наука нередко начинается даже и не с нуля, а, так сказать, с отрицательных значений. В свое время Н. Бор заметил: "Очень часто говорят о мистике в современной физике. В действительности речь идет по большей части о еще неясно сформулированных понятиях". Мы пытаемся именно на основе новых результатов "контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов".

Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домысел. Очевидно, такие явления надобно исследовать. Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих "космических тарелок", кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. А. Миг-дал высказывается решительно за изучение, например, телепатии, член-корреспондент В. Троицкий призывает заняться фиксированными аномальными событиями в атмосфере, о странных явлениях ведут разговор научные и особенно научно-популярные журналы, средства широкой информации.

Словом, лед раскололся. Но сколько убойных снарядов пущено по интересующимся феноменом "Д" (Джуны Давиташвили ). Наиболее важные блюстители чистоты науки, вроде медицинского академика Н. Блохина, обвиняют экстрасенсов в знахарстве, а самые бдительные - даже "в пособничестве американскому империализму" (профессор И. Акулиничев ). Но вот академик Ю. Гуляев в серии выверенных опытов доказывает, что приборы регистрируют повышение температуры тела в области бесконтактного массажа, проводимого Джуной, на целых три градуса. При этом сильнее нагреваются как раз пункты, соответствующие больным участкам. И достигается это не внушением Джуны, а благодаря излучению ее рук.

Так рассыпается предвзятость. Чего стоят после этого высокоученые неистовства запретителей? Правы те, кто советует руководствоваться в оценке аномальных процессов правилом "презумпции естественности" (своего рода аналог практикуемой в судопроизводстве "презумпции невиновности"). Это принципиальная допустимость того, что наблюдаемое явление имеет естественную природу, а вовсе не плод галлюцинации, иллюзий, самообмана. С другой стороны, разумно и такое правило: не науке доказывать ложность спорной идеи, но автору идеи - ее истинность.

Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Все загадочное надо изучать. Однако при одном условии: следует придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых (мы еще назовем их). Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания.

На рубеже двух последних столетий вспыхнуло внимание к парапсихологии, сохранившееся до сего дня. Ей отдали время такие умы, как французский психиатр П. Жаннэ, английские физики В. Крукс и В. Баррей , лауреат Нобелевской премии физиолог Ш. Рише (в последние годы - президент Парижской академии наук). Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал "Ребус", в котором находили приют телепаты и спириты.

Так, большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется речь назвать их лжеучеными? Ибо никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний.

Возникает вопрос: почему Т. Лысенко , не отмеченный пристрастием к оккультным темам, считается лжеученым, а некоторые ученые, причастные к оккультизму, вокруг которого всегда водят хороводы темные личности, оставлены вне подозрений? Именно так. И демаркация проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы. И это существенно меняет подходы.

Или такая ситуация. Астрологи прошлого много заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществлении которой и сосредоточивались их усилия. Однако у себя в XIV-XVI веках, даже в XVII столетии, они, как правило, не унижались до обмана, искажения фактов и т. п. действий, сопровождающих лженауку. Более того, ими получено немало ценных сведений. Но со временем астрология во многом растеряла лучшие позиции, превратившись в лжеучение, ставшее тормозом развития знаний. И в наши дни занятия астрологией часто сопровождаются мошенничеством.

Как-то Московский планетарий посетил астролог одного из небольших государств. Осмотрел, послушал лекцию и в книге отзывов дал высокую оценку работе сотрудников в борьбе... с суевериями. Это немало удивило служащих. Преодолев стеснение, они сказали про это астрологу. Однако, вовсе не смутившись, гость пояснил. Конечно, сам он ни во что подобное не верит" и свою "науку" не принимает всерьез. Но эти занятия создают ему престиж в государстве. Иначе сказать, мы встретились здесь с настоящей лженаукой, и такое не редкость в наши просвещенные дни.

Притязания на славу и популярность, а более всего увлеченность наживой - вот мотивы, склоняющие большинство современных астрологов, а также магов, чародеев и т. п. к околонаучной активности. Внешне все, как в приличном доме: общества, съезды, интервью. Худо ли, хорошо ли, но используются даже современные научно-технические новшества, издаются журналы, монографии.

Надо признать, что в наш широконаучный век волна обращений к магии не слабеет. Оккультные деятели находят пути к больным, одиноким, нуждающимся в опоре, обретаемой хотя бы ценой иллюзорных надежд. К магам обращаются различного рода дельцы, финансовые короли. Не чуждаются гаданий политические деятели.

Увы, в огромной армии чародеев лишь немногие сохраняют честь и достоинство порядочного человека, не прибегающего к сознательному обману. В значительной же массе работают люди, разменявшие совесть на купюру или престиж.

Примечательно следующее. Чудодеи кое в чем потеснили профессионалов фокуса. И размежевание между ними по тому же нравственному критерию. Профессионал не скрывает намерений. Предъявляя фокус как своего рода "честный обман", он не выдает иллюзию за полновесную монету, а только скрывает формулу обмана. Характерный эпизод. На конгрессе магов и волшебников в 1986 году в Италии факир Кумар, демонстрируя свое умение, был на целых 17 часов полностью зарыт в землю. После того, как его откопали, он заявил! "Истина - это истина, и реальность - это реальность. Волшебство - это не истина, это трюк".

Совсем иное понимание профессиональной чести у ловцов оккультных сил, когда трюк выдается за правду.

Как видим, обращение к паранаучным эффектам имеет для ученого и оккультного деятеля расходящиеся цели. Поэтому научный исследователь имеет право обращаться к паранаучной теме, для него не должно быть запретных зон. Проблема в другом: продиктовано ли такое обращение интересом к явлению или оно имеет иной подтекст: некритическое внимание к фактам, попустительство сомнительной деятельности, вообще отход от моральных норм.

Итак, границу между наукой и лженаукой прочерчивает не внутренняя науке гносеологическая (теоретико-познавательная) линия, а нравственно-этическая. Верно, нравственный показатель воспринимается здесь чужим, пришедшим со стороны. Однако, останавливаясь в решении дилеммы на позиции "рационально - иррационально" и еще сильнее "истина - ложь", мы ходим " по кругу, разомкнуть который и помогает этот моральный критерий.

Конечно, еще лучше было бы искать решение на полях практического оправдания. Но оно свои достоинства развертывает обычно лишь во времени, а нам надо определиться и отсечь лженауку здесь, сейчас. Словом, как ни поворачивай, однозначных ответов не отыскивается.

Применяя этические оценки, надо помнить, что это лишь первые шаги в отборе исследовательских результатов. Затем вступают в силу уже собственно научные показатели с точки зрения истинности или ложности и еще более строго - с позиций новизны. Ведь может быть так, что знание добыто честным путем, но оно не в ладах с истиной, либо, если и в ладах, ничего нового не несет. Роль "этического сторожа" та, что сначала необходимо избавить науку от сознательных искажений и уже потом подвергнуть результаты исследований анализу с точки зрения собственно познавательных характеристик (научно, истинно), до которых в самом начале движения бывает порой трудно подняться.

Ясно, что нравственные постулаты далеко не всегда в силах оградить науку от лженауки. Но они по крайней мере предостерегают от одного. В науку нельзя идти с нечестными помыслами. Соприкасаясь с таинственным, непонятным, ученый способен сделать неверный шаг, извлечь ошибочные заключения, которые, возможно, покажутся ему безупречными. Мы доверяем науке, ученым. Поэтому они не имеют права ни вступать на дорогу обмана, ни позволить увлечь себя по этой шаткой дороге, неизбежно ведущей в топи лженауки. И единственная гарантия от этих недугов - честный, непредвзятый исследовательский труд.

(1) Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2) Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3) Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4) Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5) Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной. (6) Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7) Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8) Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9) 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10) Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11) Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12) Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13) Все загадочное надо изучать. (14) Однако при одном условии... (15) Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16) В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17) Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20) Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21) Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22) Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23) «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24) Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25) У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(А. Сухотин)

Об авторе: Анатолий Константинович Сухотин – известный ученый, философ XX века, автор научно-популярных книг «Парадоксы науки», «Ритмы и алгоритмы».

Словарная работа

Телепаты – люди, владеющие телепатией.

Телепатия – научно не объясненное явление передачи на расстоянии информации о состоянии одного живого существа другому или мыслей одного человека другому.

Спириты – люди, занимающиеся спиритизмом.

Спиритизм – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними.

Демаркация – линия, разделяющая воюющие стороны на время перемирия.

Алхимия – донаучное направление в развитии химии, главная цель которого – нахождение так называемого философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия и т. д.

Оккультный – имеющий отношение к оккультизму.

Оккультизм – общее название учений, признающих существование в человеке и космосе скрытых сил, доступных лишь «посвященным».

Паранаука – околонаучное знание (пара – греч. «возле, вне»).

Декретировать – подчинить декрету.

Декрет – постановление верховной власти, имеющее силу закона.

Задания к тексту 1

а) Многие великие ученые интересовались паранормальными явлениями.

б) Изучение оккультных наук надо запретить.

в) Ученый должен быть честен и объективен.

г) Изучение мистических явлений поможет расширить представления человека о мире.

2. Из предложения 23 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

3. Из предложения 25 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Из предложений 5–6 выпишите словосочетание со связью согласование.

5. Из предложений 21–25 выпишите номер предложения, где есть фразеологизм.

6. Из предложений 11–12 выпишите разговорное слово, замените его общеупотребительным.

7. Из предложений 4–5 выпишите краткое причастие.

13. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

14. Выберите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении 5.

Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной .

б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение дополняет первое.

15. Из предложений 7–15 выпишите номер сложноподчиненного предложения с придаточным уступки.

16. Среди предложений 19–25 найдите предложения с обособленными определениями. Запишите номера этих предложений.

17. Среди предложений 1–6 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите номера этих предложений.

18. Среди предложений 11–17 найдите сложное предложение, частью которого является односоставное неопределенно-личное предложение.

19. Из предложений 10–14 выпишите вводные слова.

20. Соотнесите средства выразительности с номерами предложений:

а) ряды однородных членов;

б) метафора;

в) контекстные синонимы;

Номера предложений: 3, 5, 23, 24.

I. Напишите вступление к сочинению, размышляя над актуальностью проблемы текста.

С давних времен людей привлекало…

Необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры – вот…

II. Сформулируйте проблему текста.

Так как же относиться к…?

III. Прокомментируйте проблему текста, учитывая следующие вопросы:

1. Какие точки зрения на отношение людей к оккультным наукам приводит автор статьи?

3. Какой образ у читателя рождает метафора отгораживая его бетоном запретов?

Для того чтобы разобраться в проблеме, А. Сухотин приводит противоположные точки зрения:

Одни ученые считают оккультное знание…, другие говорят о том…

Слухи и домыслы плодятся возле мистических явлений из-за недостаточной…

Метафора «отгораживая его бетоном запретов» помогает представить…

Все загадочное надо…, но при этом ученый, занимающийся…, должен быть…

Честность и объективность ученого – гарантия…

Метафора «оказались в плену больших оккультных страстей» подчеркивает притягательность…

На риторический вопрос «Можно ли этих ученых назвать лжеучеными?» читатель ответит отрицательно, потому что…

Вспомните великих ученых (Коперника, Эйнштейна, Лобачевского, Менделя), открытия которых были признаны не сразу. Почему со временем эти открытия были признаны? Какими качествами, необходимыми для человека, занимающегося наукой, обладали эти люди?

Ключи к заданиям по тексту 1

2) нравственно-этических;

3) известных;

4) какие-либо темы;

6) чураться – сторониться;

7) связано;

8) приставочно-суффиксальный;

9) б (гипотеза – предположительное суждение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);

10) вырастает, подогревает;

12) избранных;

13) надо изучать (сказуемое);

19) скажем, значит;

20) а – 3, б – 23, в – 24, г – 5.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту 1

С давних времен людей привлекало неизвестное, труднообъяснимое, непонятное, и проблема, поставленная автором статьи, актуальна и сейчас, ведь людей по-прежнему интересуют необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры.

Как же относиться к оккультным наукам? Над этим вопросом размышляет автор статьи.

Для того чтобы разобраться в проблеме, А. Сухотин приводит разные точки зрения: одни ученые категорично считают оккультное знание лженаукой, другие опасаются с уверенностью отрицать то, чего пока никто не может понять.

Автор убежден в том, что запрет на изучение каких-либо мистических явлений бессмыслен и даже вреден: ведь именно из-за недостаточной изученности этих явлений вокруг них плодятся слухи и домыслы. По мнению А. Сухотина, не следует отгораживаться от таинственного «бетоном запретов». Эта метафора помогает читателю представить стену, за которой находится нечто запретное и через которую хочется перебраться, чтобы узнать, что же там на самом деле.

Все загадочное надо изучать, но при этом ученый, занимающийся таинственным, должен быть честным, объективным, ответственным – такова идея текста. Доказывая эту мысль, автор говорит об известных ученых Бехтереве, Циолковском, Бутлерове, которые «оказались в плену больших оккультных страстей» (этой метафорой подчеркивается притягательность необъяснимого). «Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?» – на этот риторический вопрос любой читатель ответит отрицательно, потому что эти ученые не подтасовывали факты, не шли на обман, завоевывая дешевую славу.

Автору трудно возразить: неизвестное, таинственное нужно изучать, и все научные открытия были сделаны для того, чтобы объяснить таинственное. Несколько веков назад гроза воспринималась человеком как Божий гнев, а сейчас о природе этого явления можно прочитать в учебнике физики, и, может быть, через десятилетия тема «Телепатия» войдет в школьную программу. В науке известны случаи, когда великие открытия признавались не сразу; так, например, Коперник, утверждавший, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли, не воспринимался серьезно, а Менделю, открывшему законы генетики, пришлось долго убеждать ученый мир в своей правоте. Но открытия этих ученых были оценены потомками, потому что их честность, ответственность гарантировали объективность полученных результатов.

(1) В редакции мне сказали: поскольку вы все равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал. (З) Было у меня, конечно, и некоторое свое отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

– (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или по крайней мере умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет – и все. (10) Пустота. (11) Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.

(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) 3атем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».

(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны – беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, ее стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чужой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

Задания к тексту 2

1. Какой вопрос находится вне поля зрения автора статьи?

а) Как влияет телевизор на формирование отношения человека к жизни?

б) Чем отличается творческое восприятие жизни от пассивного?

г) Какие телепрограммы интересны зрителю?

2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.

а) Научный, рассуждение.

б) Публицистический, рассуждение.

в) Художественный, повествование.

г) Художественный, описание.

3. Значение какого слова определено неверно?

а) Досуг – свободное от работы время;

б) грядущий – настоящий;

в) пассивность – вялость, безучастность;

г) симфонический – оркестровый.

4. Из предложения 12 выпишите все пары контекстных антонимов и контекстные синонимы.

5. Из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

6. Из предложения 12 выпишите слова с чередованием гласных в корне.

7. Из предложений 23–24 выпишите все глаголы 1-го спряжения.

8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

9. Среди предложений 13–20 найдите бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого – неполное предложение. Запишите его номер.

10. Среди предложений 6–12 найдите простое односоставное назывное предложение. Запишите его номер.

11. Определите способ подчинения придаточных в предложении 13.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

13. Укажите тип сказуемого в предложении 22.

14. Выберите верное объяснение постановки двоеточия в предложении 11.

Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

а) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение раскрывает смысл первого.

в) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение указывает на причину.

г) Бессоюзное сложное предложение, первое предложение указывает на условие.

15. Из предложения 27 выпишите словосочетание с типом связи согласование. Замените это словосочетание синонимичным с типом связи управление.

16. Из предложения 12 выпишите устойчивое словосочетание (идиому).

17. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое существительное.

18. Среди предложений 9–15 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите их номера.

19. Среди предложений 15–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения , перешедшего в существительное. Запишите его номер.

20. Соотнесите средства выразительности с предложениями текста:

а) ряды однородных членов;

б) вопросно-ответная форма изложения;

в) лексический повтор;

г) метафора.

Предложения: 9, 12, 13, 24–26.

Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту

I. Напишите вступление к сочинению. Во вступлении постарайтесь поразмышлять о том, какую роль в нашей жизни играет телевидение, какие передачи интересны зрителю.

Все мы время от времени смотрим…

Разных людей привлекают разные…: одним нравятся…, другим…, третьим…

II. Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.

Какое отношение к искусству и к жизни вырабатывает…?

Какие телепрограммы интересны…? Над этими вопросами задумывается…

III. Прокомментируйте проблемы, поставленные автором текста, сформулируйте авторскую позицию (по каждой проблеме), учитывая следующие вопросы:

2. Какое языковое средство помогает выразить мысль о том, что телевизор поглощает время и энергию человека?

Метафорой… выражена мысль о бессмысленности…

Контекстные антонимы… подчеркивают контраст между активным и пассивным…

V. Напишите о своем отношении к авторской позиции. Подумайте о том, можно ли считать просмотр художественного фильма или спектакля пустой тратой времени. В каких случаях просмотр телепрограмм лишь отнимает время человека и ничего не дает ему? Интересны ли, на ваш взгляд, передачи, в которых рассказывается о том, с чем человек не сталкивается в своей жизни и деятельности, о тайнах других профессий?

Однако если телепрограмма плохого качества…

Каждому человеку, наверное, интересно узнавать о чем-то новом…, поэтому…

Ключи к заданиям по тексту 2

4) контекстные антонимы: творец – зритель, раньше – теперь, поют – слушают, пляшут – смотрят; потребительское – активное, живое, творческое; контекстные синонимы – активное, живое, творческое;

5) пассивность;

6) считая, творец, творческое;

7) думаете, стали, слушать;

8) рассказ интереснее;

11) однородное соподчинение;

13) составное глагольное;

15) городскому человеку – согласование, человеку из города – управление;

16) играть роль;

20) а – 12, б – 24–26, в – 13, г – 9.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту 2

Все мы время от времени смотрим телевизор, и всех нас привлекает разное: один больше тяготеет к просмотру художественных фильмов, другого интересуют политические программы, а третьего – передачи научно-популярной тематики.

Какое отношение к искусству вырабатывает просмотр телепрограмм и что интересно зрителям? Над этими вопросами размышляет автор статьи.

Вспоминая разговор с английским фермером, который считал телевизор бедствием, В. Солоухин пытается убедить читателя в том, что телевизор вырабатывает у человека потребительское отношение к искусству; контекстные антонимы (пели – слушают, плясали – смотрят) подчеркивают контраст между активным и пассивным восприятием действительности.

Что же нужно зрителю? Проанализировав результаты опроса, проведенного среди жителей деревни, автор приходит к интересным выводам: из всех телепрограмм зрителей особенно интересуют художественные фильмы, театральные постановки, спортивные и научно-популярные передачи, концерты, и неожиданным показалось автору то, что сельских жителей совершенно не интересуют передачи, посвященные сельскому хозяйству .

Задумавшись над таким результатом опроса, В. Солоухин задается вопросом: стали бы поэты смотреть передачу об основах стихосложения? Будучи литератором, поэтом, автор отвечает на этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь». Таким образом, по мнению автора статьи, человеку интереснее «коснуться тайны чужой профессии», чем смотреть о том, что давно известно и хорошо знакомо.

Мысль автора о том, что телевизор вырабатывает потребительское отношение к искусству, представляется несколько категоричной, ведь если человек смотрит хороший фильм, спектакль, он думает над тем, что видит на экране, переживает за героев, сравнивает свои представления о книге (если перед ним экранизация литературного произведения) с видение м режиссера, и таким образом обогащается внутренний мир человека. Другое дело, если просмотр передач не самого хорошего качества занимает все свободное время зрителя, тогда действительно телевизор является для человека серым пятном, поглощающим время, которое можно было бы потратить на более интересные и полезные занятия.

И. А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова

Текст№25

Задание№1. Прочитайте текст А.Сухотина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое - истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Всё загадочное надо изучать. Однако при одном условии: ...Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

(А. Сухотин)

1.Какова тема текста?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3.Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· нравственная;

· экологическая;

· социальная;

· психологическая;

· философская;

· социально-психологическая;

· социально-философская;

· социально значимая;

· социально-нравственная…

Задание№2. Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

В тексте А.Сухотинаподнимается проблема непростых взаимоотношений истинной науки с так называемыми оккультными науками, чье содержание является «доступным пониманию только избранных».

Проблема«непростой, подчас трагической связи» науки и псевдонаучных знаний, теорий» является важной. Многим из нас, молодых людей, предстоит вскоре сделать выбор: по какому пути пойти в своем профессиональном развитии - обоснованному наукой, выверенному, или поддаться искушению вступить на путь тернистый, неясный, возможно ложный…

А.Сухотин обращает внимание читателя на то, что в свое время среди лженаук были астрология и парапсихология, а теперь они доказали свою состоятельность. Кроме того, автор текста просит читателя не спешить выносить приговор, «наглухо перекрывать доступ в науку» новым, только вступившим на путь своего формирования научным мыслям. Он призывает быть «осторожными» тех ревнителей истины, кто пытается учинить специальный «досмотр» неокрепшим наукам.

О драматических последствиях слепого следования ошибочным теориям идет речь в произведениях многих русских писателей, критиков, журналистов. Так, трагически в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» обрывается жизнь Евгения Базарова, который оказался в тисках собственной теории «вульгарного материализма». Его нигилистические убеждения, основанные на отрицании всего нематериального (любви к ближним, уважения к старшим, поклонения природе…) завели героя в тупик, сделали Евгения Базарова несчастным.

Примечательно, что весь ход развития истории науки является доказательством сложных отношений различных теорий и псевдотеорий – споров, столкновений, открытого неприятия их теоретических положений. Многие из открытий в астрономии, сделанных Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем, в 13-15 веках не были приняты их современниками. Некоторые из этих первооткрывателей поплатились своей жизнью за идеи, которые, по словам их оппонентов, были ересью, «бесовыми словесами».

Итак, прочитав текст А.Сухотина, я пришла к выводу, что определить, «где ложь, а где истина» в науке, очень важно, хотя и очень трудно. Но это необходимо делать, чтобы давать возможность ей развиваться, а первооткрывателям идти вперед. Главное – не поддаться на этом пути лженаучным теориям, которые могут привести исследователя, ученого, мыслителя к горьким разочарованиям.

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ** )

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста А.Сухотина?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста А.Сухотиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП*** )

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (А.Сухотина), рассуждающего о взаимоотношениях науки и псевдонаучных теорий? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА ****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста А.Сухотина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ *****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2 ).

Вариант 4

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из слов дано в правильном произношении?

1) снег [с"н"эх] 3) крем [крэм]

2) Бог [бох] 4) пюре [п"ур"э]

А2. Укажите пример без нарушения норм лексической сочетаемости.

1) Это беспрецедентная вещь.

2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.

3) Текст написан очень понятливым языком.

4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.

A3. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.

1) Обращение к правительствам мира подписали более семиста известных учёных.

3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.

4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.

А4. Укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок.

1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления.

2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.

3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, не­жели чем автомобилями, выпущенными в 20-х - 30-х годах прошлого века.

4) У более половины горожан есть дачные участки.

А5. Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для

пропущенной части фразы: В шахматах, как и в жизни,.........,лишь осознав свои ошибки и недостатки.

1) успех может быть достигнут,...

2) можно достичь успеха,...

3) успех достигается,...

4) достижение успеха возможно,...

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

A. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось рань­ше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.

Б. А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.

B. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка.

Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человече­ское общество, которое бы пользовалось письмом, не обла­дая речью.

А6. Какой вопрос можно поставить в начале текста?

1) Сколько лет назад появилась письменность?

2) Как возник язык?

3) Какая форма речи возникла раньше: устная или пись­менная?

4) Благодаря чему было изобретено письмо?

А7. После какого предложения должна следовать данная ниже фраза?

Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существо­вании или отсутствии звучащей речи в дописьменный период пред­ставить вообще не в состоянии.

1) между А и Б 3) между В и Г

2) между Б и В 4) после Г

А8. Укажите правильное утверждение о предложении В.

1) состоит из 3-х частей; нераспространённых нет

2) состоит из 2-х частей; обе распространённые

3) состоит из 3-х частей; одна из них - нераспространённое предложение

4) состоит из 4 -х частей; две из них - нераспространённые

А9. Какая характеристика соответствует предложению Г?

1 ) сложноподчинённое

2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

А10. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?

1) в именительном

2) в родительном

3) в дательном

4) в винительном

All . Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях В и Г.

1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели,

2) определённый слой населения, отличающийся от других сло­ев условиями жизни, образованием и т. п.; класс, сословие

3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях

4) государство, страна

А12. На месте каких цифр пишется НН?

В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

2) 2,3,4 4) 1,3,4

А13. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

1) пор..сль, компань..н, г..рячий

2) р..стение, кр..пива, прик..саться

3) прот..реть, нат. .рать, к..снуться

4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть

А14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) пр..ветствие, пр..образовать

2) пр..двещать, пр..украсить

3) без..нициативный, контр..гра

4) транс..ранский, сверх..нициативный

А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?

1) дыш..щий, (они) выскоч..т

2) плач..щий, (они) изуч..т

3) служ..щий, (они) скач..т

4) реж..щий, (они) выдерж..т

А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) помощ.., помощ..ник, ветош..

2) спряч..тесь, добит..ся, создаст..ся

3) восем..десят, мен..шинство, настеж..

4) в..ющийся, разоб..ётся, из..ян

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1 ,5 4) 4

А18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходи­мости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.

2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблём, вздымав­шим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от вре­мени смолой борта.

3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утончённость чувств толпы.

4) (С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху напол­ненный водой.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить соб­ственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

4) Занятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второ­степенный член.

А20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.

2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубле­ние в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело ры­бы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.

3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.

4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.

А21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть за­пятые ?

В тот день белая луна стояча в небе, с утра (I) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, ка­жется (3) наступила зима.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесе­нью и почерневшей от времени смолой борта.

А23. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто на­зываемое Голландией.

2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая на­дёжная в мире.

4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками кам­ней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли .

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.

1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4 4) 1,2,3,5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным обо­ротом?

1) Люди, которые жили 20 назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2) Было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3) Грядущая третья технологическая революция, которая изме­нит саму природу труда, будет основываться на силе умст­венной активности человека.

4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются изза испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

А27. Прочитайте текст.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказы­вало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие свои­ми методами, методологическими и мировоззренческими установка-

ми и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным явля­ется такое воздействие в нашу Эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знаний уже немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В наше время воздействие естествознания на все науки яв­ляется особенно мощным.

2) Естествознание играет всё большую роль в развитии всех на­ук, включая гуманитарные, и фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях требует ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

3) Естествознание является основой всякого знания. Оно игра­ет главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов в областях знаний немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием есте­ствознания.

4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом чело­веке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (ано­мальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увле­чениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специ­ального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3аирет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, пло­дит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результа­тов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических эле­ментов». (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изуче­ние поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опро­метчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение ал­химией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолков­ского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притя­заний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий поря­дочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У нею недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(А. Сухотин)

А28. Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора ?

1) ...не придавать этому изучению серьезного значения.

2) ...придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

3) ...отказаться от выводов, сделанных классической наукой.

4) ...обязательно внедрить открытие в жизнь.

А29. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль; описание

2) научный стиль; описание

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; рассуждение

АЗО. Какое слово или словосочетание объясняется через контекст ?

1) оккультная паука

2) хиромантия

4) телепатическая связь

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запитыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 17-19 выпишите существительное, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

82. Из предложений 2-3 выпишите все одушевленные существи­тельные.

83. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

85. В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

87. Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помо­щью местоименного наречия? Напишите номер этого предло­жения.

88. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

(предложения 18, 19, 20, 21 и др.),_(например, в предложениях 8, 9,

12, 17), используются разговорные грамматические средства (_в предложениях 8, 9, 10, 11) и книжные синтаксические конструкции (_в предложениях 3, 8, 9, 11).

Одно из средств, подчёркивающих ироническое отношение автора как к псевдоучёным, гак и к слишком недоверчивым специа­листам, -_(в предложениях 4, 5, 7).»

Список терминов:

1) малоизвестные термины

3) слова с уменьшительными суффиксами

4) фразеологизмы

5) частицы

6) метафора

7) экспрессивный лексический повтор

8) сравнительные обороты

9) ряды однородных членов

10) нарушение логической однородности

Дли ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочине­ние.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

соотечественников

(в)человеке избранных

3,4,7,8,9

(не)ясных науке