Стихотворение было написано поэтом в 1957 г. по поводу необыкновенно раннего московского снегопада.

С первого взгляда произведение кажется простым и похожим на обыкновенную детскую считалочку. Это подчеркивается многократно повторяемым рефреном «снег идет» и самим построением стихотворения. Его ритм рваный с чередующимися рифмами.

Однако постепенно Пастернак от простого описания снегопада переходит к сложной метафоре, уподобляя падающий снег небосводу, спускающемуся на землю «в заплатанном салопе».

В стихотворении ставится один из центральных философских вопросов - проблема времени и существования в нем человека. Поэт отмечает, что за этим размеренным снегопадом (спускающимся небосводом) незаметно проходит время, «жизнь не ждет».

Время и, следовательно, человеческая жизнь проходит в одном темпе с этим завораживающим снегопадом. Автор ставит вопрос о том, каков же этом темп? Или, точнее, относительно чего следует измерять скорость этого движения?

Относительно неба – это ленивая смена одного года за другим. Относительно же человека – годы бегут, как «слова в поэме». Жизнь незаметно проходит.

Заключительная строфа особенно подчеркивает эту мысль. Темп стихотворения значительно возрастает. Три раза подряд повторяется основной рефрен, а затем следует перечисление обыденных вещей (пешеход, растения, перекресток), промелькнувших на мгновенье в непрерывном потоке снегопада-времени.

Анализ стихотворения Снег идет по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

    Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.

  • Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова

    Стихотворение написано Лермонтовым в 1830 году. Касательно данного стихотворения начинать с даты написания действительно важно. Стихотворение оказалось на самом деле судьбоносным

  • Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью…

    Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств

  • Анализ стихотворения Есенина Отговорила роща золотая

    Это стихотворение Сергей Есенин написал всего за год до своей смерти, точней – до самоубийства. Оно проникнуто грустью. Природа одушевлена: даже роща говорит, у неё свой язык.

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).

Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

Стихотворение «Снег идет»

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет».

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.

Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».

Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» только с первого взгляда кажется рядовым представителем пейзажной лирики, на самом деле в не присутствуют очень глубокие мысли и переживании, относящие произведение скорее к лирике философской. Чтобы эти мотивы и эмоции прочувствовать, необходимо провести анализ стихотворения «Снег идет».

С самого начала, в первых строфах мы видим картину падающего снега. Сильный снегопад подчеркивается тем, что поэт использует большое количество глаголов, которые помогают создать картину движения, бесконечного и упорядоченного - как сильный зимний снегопад. Все в смятении, вся природа тревожится, и, кажется, не хлопья падают, а небосвод. Все вокруг погружается в картину падающего снега: и цветы герани, и ступени лестницы.

Но во второй части стихотворения начинают звучать совсем другие ноты. И начинается это настроения с первого же стиха пятой строфы: «потому что жизнь не ждет». Тут лирический герой уже видит не просто идущий снег, не просто зимнюю вьюгу за окном. Он уже смотрит дальше, сквозь белую пелену, сквозь природу, сквозь все земное. И что же видит поэт в белых снежинках? Что за таинство открывается ему в картине снежной метели? Жизнь. Поэт видит и делится со своим читателем тем, насколько быстротечна и угасающа наша земная жизнь. Как снежинки за окном в своем вечном танце падают на землю, так и жизнь человека быстро проходит от начала до конца своего пути и тает, упав на землю.

Поэт пишет о том, насколько быстро сменяют друг друга разные моменты нашей жизни, вот сегодня «святки», а совсем скоро уж «там и новый год». Не успеваешь оглянуться, как одни события сменяют другие, и тебе остается только бежать вслед за свое жизнью.

В последней строфе поэт повторяет все свои мысли, а в последней картине появляется странник. Кто этот странник? Убелен ли он хлопьями снега, которые кружат вокруг него в зимней метели или же он убелен сединами, потому что вместе с хлопьями снега прошла и вся его жизнь? Он находится рядом с перекрестком - еще одним символом жизни, символом ее поворотов и перемен.

На протяжении всего стихотворения поэт повторяет одни и те же слова: «снег идет». Это создает картину движения, но не только движений природы, таких как снег, но и движений жизни, которая также проходит за окном. Все это помог понять нам анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака.

.

Если вы ищите где найти или скачать Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идёт, то Вам точно к нам!

Похожие произведения

К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы - не анализ стихотворения “от первого слова до последнего” (Ю.Лотман) и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы - самостоятельное постижение художественного произведения.

В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б.Л. Пастернака я предложила ученикам письменную работу «Время и пространство в стихотворении Пастернака “Снег идёт”». Большинство ребят с заданием справились, проявив умение внимательно вчитываться в художественный текст, выделять в нём главное. Любое литературное произведение несёт сведения о художественном пространстве, организованном особым образом, и временных связях. “Основой художественного мира является хронотоп, координаты которого - время и место - часто указываются в названии произведений... Это могут быть циклические координаты, в частности, название времени года. Также в заглавии могут быть обозначены и «точки» на временной оси, и целые «отрезки»... Автор, фокусируя внимание читателя на определённом временном промежутке, стремится передать и суть бытия...” (Ламзина А.В. Заглавие // Введение в литературоведение). В данном стихотворении акцент сделан на пространственной и временной интерпретации. Произведение продолжает лирическую традицию русской поэзии, и прежде всего на память приходят «Бесы» А.С. Пушкина. Подробно говорить об этом не имеет смысла, поэтому отметим основные параллели: как и в стихотворении Пушкина, у Пастернака “всё в смятеньи”; движение круговое - через синтаксис; пространство “метельно”, “вьюжно”, непроницаемо для зрения; один стихотворный размер - четырёхстопный хорей; заблудиться в пространстве - значит заблудиться и во времени. По замечанию В.С. Франка, “у каждого поэта есть свой элемент: снежная вьюга - у Блока, земля - у Есенина. Родной элемент Пастернака - текущая вода...” Вода как воплощение однообразного могучего движения, вода в форме атмосферных осадков: дождь - это живая вода, снег - вода мёртвая. В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется...» снег окончательно завладевает территорией.

С первой же строфы стихотворения «Снег идёт» пространство расширяется по вертикали и по горизонтали.

К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Всё живое устремлено вверх - к бесконечности, где “всё пускается в полёт”, и поэтому нельзя ограничить это движение ни пространственными, ни временными преградами.

Можно ли определить время в стихотворении? Кажется, это совсем просто: время года, бесспорно, зима. Но вместе со снегом происходит движение времени: “Может быть, проходит время? // Может быть, за годом год // Следует, как снег идёт...” В то же время есть в стихотворении указания на реальные праздники (святки, Новый год), что делает ритмичность, периодичность времени не абстрактным, а близким и родным человеку. Прежде всего цикличность времени прослеживается через рефрен “снег идёт”. Кроме этого, все глаголы в стихотворении - в форме настоящего времени, здесь соблюдается формально-грамматический принцип повествовательности. Может показаться, что автор “схватил” момент настоящего. Особенно это заметно в первом катрене. Но основное событие - снегопад - растягивается во времени. Так создаётся впечатление, что событие уже совершилось: оно относится и к прошлому, и к будущему. “Святки”, “промежуток краткий”, “Новый год” - всё это в одной строфе. Действительно, “есть только миг между прошлым и будущим - // Именно он называется жизнь”. Вечность сочетается с мимолётностью, и создаётся ощущение гармонии.

Пространство в стихотворении циклично расширяется. Всё как будто выходит за пределы и стремится к какой-то одной точке, всё земное пытается обрести максимальную свободу, “чёрной лестницы ступени” ведут вверх, а небо, наоборот, спускается на землю. В каждой строфе как бы два разнонаправленных движения: и вниз, и вверх, и по вертикали, и по горизонтали.

В самом названии стихотворения содержится указание на мотив движения: “снег идёт”. Время и пространство соединены в одно целое: во-первых, “снег идёт” - снегопад - вертикальное пространство, антитеза: небо–земля (или их соединение?). Кроме этого, в названии стихотворения есть указание на то, что события происходят в настоящее время, и на то, что этот процесс непрерывен (“идёт”). И это становится символом времени, которое нельзя остановить ни на мгновение. Его не замечаешь в данный момент, но, оглянувшись в прошлое, задумываешься о быстротечности времени. Итак, в центре стихотворения - движение, вечное и непрерывное, и “снег” становится символом перемен, быстротечности времени, цикличности жизни. Это стихотворение-“карусель”. “Снег” стирает пространственные и временные границы: “Снег идёт, и всё в смятеньи, // Всё пускается в полёт...” За счёт такого бурного движения пространство заполняется и становится густым, почти материализуется: “Снег идёт, густой-густой”. Но эта “густота” в то же время размывает видимые, чёткие очертания предметов, вследствие чего пространство становится неопределённым, иллюзорным. Небо сливается с землёй (“Сходит наземь небосвод”) через снегопад, и происходит встречное движение. Вот что об этом пишут учащиеся (привожу фрагменты их работ).

“Снег переворачивает всё с ног на голову, вносит в жизнь беспорядок и хаос. Но в то же время он является объединяющей силой земли и неба, «горизонтали» и «вертикали».

А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

А пространство в стихотворении бесконечное. Это и ширь небосвода, и звёзды в буране, и перекрёстка поворот. Неопределённость - и в движении пространства: оно то сужается до размеров лестничной площадки, то расширяется до небосвода. И эта бесконечность пространства не только даёт ощущение свободы, но и будет существовать вечно, значит, и времени определённого нет и не будет. Время и пространство органично связаны, неразрывны. Человека «закруживает» жизнь” (Олеся С.).

“Пастернак изображает движение, вечное и непрерывное. «Снег идёт, снег идёт» - рефрен стихотворения. Так же идёт жизнь, идёт время... Автор подводит читателя к восприятию мира как части космоса, глобальной системы.

Сходит наземь небосвод...
Сходит небо с чердака.

Границы реального мира стираются. Пространство безграничное, необъятное. Но в то же время поэту дороги мелкие детали земной жизни; цветы герани, лестницы ступени... И жизнь человека в этом необычном пространстве и глобальна, и значима - на уровне вселенной, и «опущена» до бытового уровня. Жизнь эта органично вписывается и в скоротечное время: «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» Время у Пастернака тоже космическое, как и пространство, и тоже «перемалывает» мелкие, бытовые события” (Женя Г .).

Во второй части стихотворения движение в пространстве отступает на второй план, важнейшими становятся философские мысли о времени. Над снегопадом лирический герой избавляется от “смятенья”, получает возможность посмотреть на обыденные вещи иными глазами. Поэтому-то, оторвавшись от суеты, от всего земного, он приходит к мысли о том, что всё в мире, в природе относительно, что скорость времени можно чувствовать по-разному: для одних оно летит, для других неторопливо тянется. Для “убелённого пешехода” это “смятенье”, снегопад; круговорот, сиюминутное восприятие мира, жизни, а для лирического героя время иное.

Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.

Время скоротечно и необратимо. Важно, чтобы жизнь человека органически вписалась в это время, “успела” за ним: “В ногу с ним, стопами теми...”

Интересно объяснила это одна из учениц: “На лирического героя похожи цветы герани, которые тянутся «к белым звёздочкам», пытаясь преодолеть «буран» и выйти «за оконный переплёт». Таким препятствием для героя становится «перекрёстка поворот». Когда вокруг «смятенье» и «всё пускается в полёт», трудно выбрать нужное направление, находясь на перекрёстке. И только поднявшись над землёй вместе с бураном, закружившись в снегопаде, лирический герой смог иначе взглянуть на время, чего было не дано «убелённому пешеходу»” (Оля К.).

В этом стихотворении прослеживается одна из характерных черт поэтики Пастернака - умение одновременно видеть жизнь в подробностях и схватывать общий план, смешение быта и бытия, сочетание мелкого, конкретного и бесконечного (в пространстве), сиюминутного и вечного (во времени).

К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани...

А в заплатанном салопе
Сходит небо с чердака.

Обыденное, каждодневное имеет для автора значение вечного, общечеловеческого. По замечанию одной ученицы, “автор создаёт картину мироздания, через простые, обыденные явления выходит во вселенную, через предчувствие Нового года говорит о вечности. Небольшое событие - снег идёт - становится очень важным. Это наша жизнь” (Лида П. ).

И ещё фрагмент ученической работы.

“Ход времени в стихотворении неумолим. Его нельзя ограничить ни настоящим, ни прошлым, ни будущим. Здесь какое-то особое свойство времени.

В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Этот риторический вопрос даёт возможность каждому ответить на него по-своему” (Саша Б. ).

Итак, “снег идёт, и в ногу с ним... проходит время”. Так вечно падающий снег связывает небо и землю, миг и вечность, так неразрывно соединяются время и пространство, становятся гармоничным целым: “...всё в смятеньи”, “всё пускается в полёт”...