Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Сравнивая роман с его великими предшественниками девятнадцатого века, Камю и Кальвино, очевидно, имел в виду его непримиримую озабоченность «конечными вопросами» об искусстве, гении, истории, индивидуальной свободе и самой жизни. Сам Юрий Живаго признает, что русскость искусства прямо связана с такими проблемами. Для Пастернака и его героя, не меньше, чем для Толстого, Достоевского и их главных героев, расследование этих вопросов составляет саму цель жизни.

Но это, как признает Кальвино, - это то, где заканчивается сходство. «Пастернак, - замечает он, - не заинтересован в психологии, характере, ситуациях, а в чем-то более общей и прямой жизни». Есть только персонажи, чтобы показать, как проявляется «жизнь», больше в творческих людях, чем в конформистских хаках. Вид глубокого исследования подсознания, который мы связываем с Достоевским, полностью отсутствует у Доктора Живаго. Точно так же беспрецедентное понимание самых маленьких движений сознания делает романы Толстого настолько реалистичными.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

Творчество Б. Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с З. Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.

Доктор Живаго нацелен не на реализм, а на символизм. Он раскрывает следы жизненной силы и, кроме того, бессмертия, термин, который повторяется. Вот почему Пастернак развивает свою эстетику совпадения, в которой неправдоподобные собрания становятся повествовательным эквивалентом рифмы в стихах. В обоих случаях удивительное совпадение - либо в звуке, либо во времени - неожиданно раскрывает более глубокий смысл. Сюжет не должен быть правдоподобным, как в толстовском реализме, но откровением, как в религиозном символизме.

За миром простой последовательности лежат загадки жизни и смерти. Как писал Пастернак Стивену Спендеру, «как будто сама реальность имела свободу и выбор и сочинялась из бесчисленных вариантов и версий», и поэтому совпадение показало «свободу бытия, его правдоподобие, касающееся, соединяющее невероятность».

Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» — присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.

Знаменитые описания природы книги работают примерно так же. Когда арк-реалист Тургенев описывает пейзажи, он учит, чтобы кто-то обнаружил, что делает каждую сцену особенной. Там, где неподготовленный глаз видит статическую композицию, Тургенев показывает нам все в движении, как если бы кто-то присутствовал и обращал пристальное внимание. Пастернак раскрывает каждую прозаическую деталь, звук или запах, чтобы намекнуть на что-то вне их, на Жизнь. В мире, где интеллектуалы предполагают материализм, Пастернак предлагает витализм, мистический смысл жизни, необъяснимый с точки зрения этого мира.

Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.

Появление героини совершенно преображает действительность. Оно предваряется «сомненья дрожью» даже на портьере. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии. Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам. Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.

Чудо, тайна, мистическое, чудо: эти слова часто появляются, поскольку автор, откладывая отдельные события в стороне, затрагивает то, что делает их значимыми. Когда они встречаются с Живаго, он пишет стихи. Живаго - доктор и поэт, потому что он может различать дух в материи. Даже когда он рассекает труп, «присутствие тайны было ощутимым во всем, от неясной судьбы этих распространенных тел до загадки жизни и самой смерти». Его научные исследования посвящены сетчатке, то есть с видением, и «этот интерес к физиологии зрения говорил для других сторон природы Юры - его творческих даров и его размышлений о сущности художественного образа».

Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.

Сегодня для ученых интеллигенции, как и для россиян столетие назад, смысл, мораль и духовность - это просто субъективные, несущественные вещи. Они - призраки, которые неосведомленные умы воспринимают по-настоящему, или, как мы говорим сегодня, они просто «строят». Пастернак утверждает обратное. В дополнение к миру материальных причин существует еще один мир, не менее реальный, который регистрирует смысл. Каждое действие, которое мы принимаем, можно понимать двумя способами, горизонтально в терминах последовательности причин и вертикально, в структуре значений.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Искусство показывает нам два мира вместе. Все великое подлинное искусство, - размышляет Живаго, - напоминает и продолжает «Откровение святого». Настоящий поэт обращается не к грандиозным темам, завоеванию героев и драматическим событиям вроде «революции», а к самым прозаическим деталям повседневной жизни где он обнаруживает следы божественного. Лужи отражают солнце, а двери сарая открываются в мир смысла.

Все открыто - конюшни, коровники. Голуби клюют в овес в снегу. И исполнитель и пожиратель всего этого. Навоз пахнет свежим в воздухе. Тайна в навозе, мелодрама, сделанная волшебным, очарование разочарованного мира, и поэтому поэзия в прозе: это суть доктора Живаго.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Читайте другие стихи Пастернака Бориса:

Выбрать стихи.. Август Балашов Баллада (Бывает, курьером на борзом...) Без названия (Недотрога, тихоня в быту..) Болезни земли Борису Пильняку Брюсову Быть знаменитым некрасиво... В больнице Венеция Весенний дождь Весна (Весна, я с улицы...) Весна (Все нынешней весной особое...) Весна (Что почек, что клейких...) Весна в лесу Ветер (Кому быть живым...) Ветер (Я кончился...) Во всем мне хочется дойти... Возможность Вокзал Волны Все наденут сегодня пальто... Встав из грохочущего ромба... Вторая баллада Гамлет Годами когда-нибудь в зале концертной... Гроза моментальная навек Давай ронять слова... Двор Девочка Десятилетье Пресни Дик прием был, дик приход... До всего этого была зима Дождь Дорога Дурной сон Душа (Душа моя, печальница...) Душа (О, вольноотпущенница...) Душистою веткою машучи... Ева Единственные дни Зазимки Звезды летом Зеркало Зима Зима приближается Зимнее небо Зимняя ночь (Мело, мело по всей земле...) Зимняя ночь (Не поправить...) Золотая осень Ивака Из поэмы Из суеверья Имелось Импровизация Иней Июль Июльская гроза Как бронзовой золой жаровень... Как у них Когда разгуляется Конец (Наяву ли всё?..) Красавица моя, вся стать... Кругом семенящейся ватой... Ландыши Ледоход Лето в городе Липовая аллея Любимая,- жуть! Когда любит поэт... Любимая,- молвы слащавой... Любить - идти,- не смолкнул гром... Любить иных - тяжелый крест... Любка Магдалина Марбург Март Мельницы Метель Мне хочется домой, в огромность... На пароходе На ранних поездах Не волнуйся, не плачь, не труди... Не как люди, не еженедельно... Не трогать Нежность Никого не будет в доме... Нобелевская премия Ночь О, знал бы я, что так бывает... Образец Объяснение Определение души Определение поэзии Опять весна Осень (Я дал разъехаться домашним...) Отплытие Оттепелями из магазинов... Памяти демона Памяти Рейснер Перемена Петербург Петухи Пиры Плачущий сад По грибы Под открытым небом Подражатели После грозы После дождя Послесловье (Нет, не я вам печаль причинил...) Поэзия Про эти стихи Разлука Раскованный голос Рослый стрелок, осторожный охотник... Свидание Свистки милиционеров Сегодня мы исполним грусть его... Сегодня с первым светом встанут... Сестра моя - жизнь... Сирень Сложа весла Смерть поэта Снег идет Сон Сосны Стога Стрижи Тема с вариациями Тишина Тоска Трава и камни Три варианта Ты в ветре, веткой пробующем... Ты так играла эту роль!.. Урал впервые Уроки английского Февраль. Достать чернил и плакать!.. Шекспир Эхо Я понял жизни цель и чту... Я рос. Меня, как Ганимеда...