Одним из самых выдающихся промышленников своего времени являлся Джон Юз - основатель Донецка. Благодаря ему появился этот один из крупнейших промышленных городов Украины. Чем же ещё была примечательна биография Джона Юза? Давайте более подробно узнаем, кто он такой и чем занимался.

Молодые годы

Прежде всего давайте узнаем, в каком году родился Джон Юз, где и в чьей семье. Будущий крупный промышленник был рожден в 1814 году в городке Мертир-Тидвил, что в Уэльсе. Происходил он из валлийской семьи инженера Юза (в современном произношении - Хьюза), который управлял местным металлургическим заводом.

В ранней молодости Джон Джеймс Юз работал на предприятии отца, но к 28 годам смог накопить определенный капитал и приобрел собственную судостроительную верфь.

Деятельность в Великобритании

В 1850 году Джон Юз приобретает ещё одно предприятие - литейный завод в Ньюпорте. Впрочем, это не мешало ему одновременно самосовершенствоваться, работая инженером на Мильвольском железно-прокатном заводе, куда он перешел в конце 50-х годов XIX века. Уже в 1860 году Джон Юз стал директором этого предприятия.

Одним из его достижений того времени было создание лафета для тяжелых пушек, который он спроектировал в 1864 году. Этот механизм привлек внимание многих европейских стран, откуда посыпались заказы. Кроме того, Джон Юз занимался разработкой брони для кораблей.

Имя Джона Юза стало одним из самых известных в британской металлургии и судостроении.

Предложения из России

Разработки Джона Юза заинтересовали Адмиралтейство Российской империи, которое планировало использовать броню для укрепления форта «Константин» в Кронштадте.

В ходе переговоров по поставке брони у Юза завязались тесные знакомства с российскими чиновниками, среди которых были полковник Оттомар Герн и генерал Эдуард Тотлебен. Они предложили британскому промышленнику воплотить проект на юге Российской империи по постройке завода по производству железных рельсов, за который ранее брался князь Кочубей. Юз согласился.

Причины принятия предложения

Главной причиной, которая побудила Джона Юза сконцентрировать свое основное направление деятельности на Российской империи, являлся промышленный кризис, разразившийся в Великобритании после катастрофического падения Лондонской биржи в 1866 году. Это породило значительный рост уровня безработицы в стране и отток инвестиций. В это время значительно упал объем заказов от покупателей.

Россия же тогда была государством, экономика которого развивалась семимильными шагами, пытаясь сократить отставания от стран Запада. Поэтому она представляла собой довольно привлекательное поле деятельности для иностранного промышленника. Он намеревался привлечь в проекты, реализуемые в России, рабочую силу из Великобритании, на которую в родной стране резко упал спрос.

К тому же российские чиновники сделали Юзу ряд довольно выгодных предложений, которые в данной ситуации казались ещё привлекательнее.

Начало деятельности в России

Итак, Джон Юз вплотную занялся российским проектом, который обещал большую прибыль.

В 1868 году он поехал в Россию, оставив жену на Родине, так как она напрочь отказывалась от переезда.

Первым делом Юз приобрел право добывать каменный уголь на землях, которые принадлежали князю Павлу Ливену. В том же году британский промышленник выкупил концессию на деятельность в металлургическом производстве в Екатеринбургской губернии у князя Сергея Кочубея, чему способствовал сам являвшийся братом императора Александра. Официально сделка была зарегистрирована в апреле того же года.

Таким образом, Джоном Юзом была подготовлена почва для развития крупного металлургического производства и угледобывающей отрасли.

Новороссийское общество

Но чтобы запустить производство, требовались немалые финансовые инвестиции. Джон Юз решил привлечь их, создав акционерное общество. С его помощью он хотел направить британский капитал для развития промышленности на юге Российской империи. Организация стала называться «Новороссийское общество», и специализировалась на привлечении инвестиций в металлургическое, каменноугольное и рельсовое производство. Регистрация общества состоялась в 1869 году в Лондоне.

Главным акционером компании стал член парламента Великобритании Дэниэл Гуч, а общее количество участников достигло девятнадцати человек. Были среди них и россияне, в частности, упомянутые выше Сергей Кочубей и Павел Ливен.

Основание Донецка

Теперь давайте выясним, в каком году Джон Юз основал Донецк. Точной датировки этого события не существует, но принято считать годом основания 1869-й, когда «Новороссийское общество» около села Александровка начало строить металлургический завод. Одновременно возникло рабочее поселение, которое в честь Джона Юза называли Юзовка, или Юзово. Из этого населенного пункта и вырос современный город Донецк.

Первоначально Юзовка имела статус посада с упрощенным городским управлением, и территориально принадлежал к Бахмутскому уезду Екатеринославской губернии. На 1870 год он насчитывал 164 жителя.

Тогда же, в 1869 году, возник ещё один поселок - Смолянка. Близ него строились кузница и две шахты, принадлежащие Юзу.

Развитие производства

Хотя первоначально завод планировалось запустить в 1870 году, завершили строительство первой только в апреле 1871 года. К 1872 году постройка завода была полностью закончена. Он насчитывал восемь В самом начале 1872 года началась выплавка чугуна.

Рабочими на заводе были не только подданные российского императора, но и лица, завербованные в Великобритании, в которой из-за кризиса появилось много свободных рабочих рук. Особенно большой приток рабочей силы был из родного для Юза Уэльса. Большинство британских работников жили в квартале Юзовки, который назывался Английской колонией.

Если на первых порах развивалось производство довольно тяжело, то со временем оно достигло значительных масштабов. Завод Юза стал одним из крупнейших металлургических предприятий в Российской империи.

В 1880 году в эксплуатацию была запущена фабрика по производству огнеупорного кирпича. Через девять лет также начало функционировать чугунолитейное и машиностроительное предприятие. Правда, это уже было делом рук не Юза, а других промышленников - Геннефельда и Боссе. Но тем не менее именно Джон Юз является тем человеком, благодаря которому в регионе семимильными шагами начала развиваться промышленность.

Для обеспечения транспортной доступности развивающегося региона в 1872 году была запущена Константиновская железная дорога.

Дом Юза

Первоначально Джон Юз жил в имении, купленном у помещицы Смоляниновой, где возникло селение Смолянка. Дом, где он жил, представлял собой строение, сходное с украинской хатой. Стены его были из самана, а крыша из соломы. Впрочем, до наших дней это строение не сохранилось.

Значительную историческую и архитектурную ценность представляет другой дом Джона Юза. Он строился в Юзовке специально для валлийского промышленника. Начало строительства было приурочено ко второй половине 1873 года. Уже в середине следующего года дом был построен. Он представлял собой одноэтажное кирпичное здание красного цвета и состоял из восьми комнат. Крыша была покрыта листами железа. Кроме того, к дому примыкало множество построек хозяйственного типа, начиная от подвала и заканчивая псарней. На территории усадьбы имелся сад. Также в доме были такие атрибуты нового времени, как водопровод и электричество.

Дом Юза находился на расстоянии полтора километра от его завода.

Жена Джона Юза переехала из Англии в Юзовку гораздо позже мужа, уже когда особняк был построен. Её не устроил его внешний вид, в частности, то, что дом был одноэтажным. Поэтому было решено перестроить его в два этажа.

Но ни один проект российских архитекторов не смог удовлетворить вкус семейства Юзов, поэтому специалиста наняли в Великобритании. О том, с какой ответственностью подходили к проектированию, свидетельствует тот факт, что оно растянулось на несколько лет. Причем в 1880 году работы над проектом были прерваны в связи с рядом форс-мажорных обстоятельств, а именно из-за смерти сына и жены Джона Юза. Возобновились работы только через три года после их приостановки. В итоге проект представлял собой план здания в стиле ренессанс.

Непосредственно строительство началось в 1887 году и закончилось через четыре года, то есть уже после смерти Джона Юза. Ни он, ни его жена не дожили до того момента, когда дом был окончательно построен. Впрочем, другие представители семейства вселились в особняк уже осенью 1891 года. Они прожили в доме до 1903 года, после чего уехали из этих мест насовсем.

В настоящее время здание, которое когда-то было домом Юзов, является одной из достопримечательностей, украшающей город Донецк, хотя и находится в полуразрушенном состоянии. Расположено оно по адресу ул. Клиническая, 15. Современный вид здания можно наблюдать на фото выше.

Смерть

Как уже говорилось выше, Джон Юз (1814-1889) умер, не дождавшись завершения строительства своего нового дома. Случилось это в июне 1889 года, когда Юз пребывал в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Смерть его настигла в семидесятипятилетнем возрасте в гостинице «Англетер».

Похоронен Джон Юз у себя на родине, в Великобритании, на лондонском кладбище Западный Норвуд.

Семья

Теперь кратко взглянем на других представителей семейства Юзов.

Джон Юз был женат на Элизабет Льюис. Она долго не решалась переехать из родной Британии на юг Российской империи. Но в конце концов последовала за мужем и сыновьями. Умерла за девять лет до смерти Джона Юза, в ноябре 1880 года.

У семейства Юзов было семь детей: пять сыновей и две дочери. Старшая дочь, Сара Анна Юз, в замужестве Лемон, родилась в 1846 году, а умерла в 1929 году в Лондоне. Другая дочь - Маргарет - умерла молодой в Юзовке. В 1948 году её могила была вскрыта и разграблена.

Старшего сына семейства Юзов звали Джон Джеймс. Родился он в 1848 году, а умер в 1917 году. Именно Джон Джеймс после смерти отца в 1889 году стал главой семейства Юзов.

Второй сын, Артур Юз, родился в 1852 году, а умер, как и брат, в 1917 году. Он был женат на Огасте Джеймс, в браке с которой были рождены четыре дочери.

Айвор Эдвард, рожденный в 1855 году, был третьим сыном Джона Юза. Умер он в 1917 году в Лондоне.

Ещё одним ребенком в доме Юзов был Альберт Эвеллин (р. 1857 г.), умерший в 1907 году в Лондоне. Его дочерью являлась Кира Юз, которая была замужем сначала за россиянином Сергеем Бурсаком, а затем англичанином Амбемарлем Блэквудом. От обоих браков у неё имелись дети.

Младшими детьми в доме Юзов были Дэвид и Овэн Тюдор.

Кроме того, у Джона Юза был внебрачный сын Иван, рожденный 1870 году, а умерший в 1910 году. У него было девять детей.

Увлечение Джона Юза

Главным увлечением Джона Юза, помимо занятия инженерным делом, было коллекционирование. Значительную часть своего состояния он тратил именно на приобретение различных ценных реликвий. Он постоянно поддерживал связи с антикварными магазинами.

К концу своей жизни Джон Юз собрал довольно внушительную коллекцию древностей.

Наследие Джона Юза

Трудно переоценить то наследие, которое оставил после себя Джон Юз. Он первый поставил на промышленные рельсы в донецком регионе металлургическую отрасль, внес значительный вклад в развитие угледобычи и машиностроения. Но, более всего, он известен нашим современником, как основатель города Донецка.

В то же время нужно констатировать факт, что о молодости Джона Юза, его личной жизни, мотивации при принятии важных решений мы знаем слишком мало.

Память о Джоне Юзе

Ещё при жизни британского промышленника именем Юза был назван рабочий поселок, который в будущем стал центром всего Донецкого региона. К 1884 году население этого города насчитывало почти 5,5 тыс. человек, к 1897 году - 29 тыс. чел., а к 1918 году в Юзовке уже проживало 67 000 человек.

Но после Октябрьской революции правительственные круги старались всеми силами затушевать роль Юза в развитии региона, так как, по их мнению, иностранный капиталист недостоин народной памяти. В 1924 году было принято решение о переименовании города Юзовка в Сталино. В 1961 году город приобрел свое нынешнее название - Донецк.

После падения коммунистического режима стало возможным переосмысление прошлого. Британский промышленник наконец смог занять то место в отечественной истории, которого он достоин. В сентябре 2001 года в Ворошиловском районе города Донецка был открыт памятник Джону Юзу. Автор этого творения - украинский скульптор Александр Скорых.

Основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.

Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.

Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.

При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.

Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.

Здесь, между прочим, им были изобретены известные "юзовские" лафеты для дальнобойных орудий.

Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт "Константин" в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.

Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.

Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.

Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.

В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.

Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.

Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.

Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.

Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун - в Петербурге.

Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.

Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.

Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.

Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. "Новости и Биржевая Газета", 1889 г., № 168. - "Сын Отечества", 1889 г., № 163. - "Новое Время", 1889 г., № 4779. - "Русский Календарь" на 1890 г., стр. 254. - "Всеобщий Календарь" на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes, современная транскрипция - Хьюз) (1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - валлийский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.


Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

Как известно, официальной датой основания Донецка считается 1869 год. Наиболее распространенная версия связывает это с началом строительства Джоном Юзом металлургического завода. Но правда ли, что нога британца Юза, обутая в английский сапог, ступила тогда с немецкой брички на совершенно пустынные и голые степи донецких земель?

Тема засыпанных городов активно развивается многочисленными альтернативными исследователями. Представляем читателям портала Крамола ещё одно интересное исследование на эту тему, которое провёл внимательный житель Донбасса.

Итак, Джон Хьюз (Jonh Hughes) в 1869 году выкупает за крупное вознаграждение — 24 тысячи фунтов стерлингов — концессию на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов у князя Кочубея Сергея Викторовича. В этом же году он закладывает свой завод, а уже в 1872 году выдаёт первую партию чугуна.




Свою концессию Сергей Кочубей продал — но не Джону Юзу лично, а Новороссийскому обществу, которое было образовано принятием Устава 29 мая 1869 г. При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили семь человек: Даниил Гуч, Томас Брасси, Александр Оугилви, член британского парламента Томас Брасси- младший, Чарльз Ф. Гуч, В. С. Уэйзман, Джозеф Уитворт.

Согласно уставу правление насчитывало шесть человек, из которых четверо избирались акционерами привилегированного разряда «А» и двое — акционерами обычного разряда «В». Два последних являлись директорами-распорядителями завода. Ими стали Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Директорам-распорядителям назначалось жалованье 1000 фунтов стерлингов в год и 1000 акций разряда «В», гарантировавшие 10% дохода. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества. Держателям акций разряда «А» гарантировался доход в 15% годовых.

Почетным директором Общества стал князь Сергей Кочубей, который получил 980 акций на общую сумму 240 000 рублей.


Новороссийское общество - не сборище дилетантов, мечтающих разбогатеть на просторах России. Это были матёрые сэры-пэры и князья, а сделку курировал непосредственно сам великий князь Константин Романов, являвшийся братом императора Александра, который тоже следил за Обществом.

Почему же эти люди, связанные с промышленной и властной элитой того времени, стремились именно сюда, в богом забытое село Александровка? Альтернативное исследование этого вопроса можно увидеть в двух нижепредставленных частях.