Вариант

Часть А.

1.Межвидовые отношения начинают проявляться:

а. На биогеоценотическом уровне б. На популяционно-видовом

в. На организменном уровне г. На биосферном уровне

2.Белки пищи перевариваются в:

а. Нейтральной среде б.Щелочной среде

в. Слабощелочной среде г. Кислой среде

3.В каком из названных веществ растворяются липиды:

а. Эфир б. Спирт в. Вода г. Соляная кислота

4.Действие ферментов в организме зависит от:

а. t среды б. рН среды в. Концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента

г. Всех перечисленных условий

5.Прочная химическая связь в молекуле ДНК возникает между:

а. Нуклеотидами б. Дезоксирибозами соседних нуклеотидов

в. Остатками Н 3 РО 4 и углеводом соседних нуклеотидов

6.Ферментативную функцию в организме выполняют:

а. Углеводы б. Нуклеиновые кислоты в. Аминокислоты г. Белки

7.На видовую принадлежность клетки указывает следующий признак:

а. Наличие ядра и цитоплазмы б. Количество хромосом

в. Количество митохондрий г. Наличие хромосом

8.Роль ядрышка заключается в формировании:

а. Хромосом б. Лизосом в.Рибосом г. Митохондрий

9.Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:

а. Кислород б. Ферменты в. Энергия света г.Углекислый газ

10.В одном гене закодирована информация:

а. о структуре нескольких белков б. о структуре одной из цепей ДНК

в. о первичной структуре одной молекулы белка г. о структуре аминокислоты

11.Клеточным циклом называется:

а. период жизни клетки в течении интерфазы б. период жизни клетки от профазы до телофазы

в. период жизни клетки от деления до деления г. период жизни клетки от появления клетки до ее смерти

12.Если диплоидный набор хромосом свиньи равен 40, то сколько хромосом

содержит:

а. Яйцеклетка б. Сперматозоид в. Зигота г. Нейрон

13.Бесполое размножение папоротников осуществляется:

а. Гаметами б. Антеридиями и архегониями в. Спорами г. Частями листьев (вайями)

14.Триплоидный набор хромосом имеет следующее образование цветкового

растения:

а. Генеративная клетка б. Вегетативная клетка в. Эндосперм г. Зигота

15.Клетки гаструлы содержат:

а. Гаплоидный набор хромосом б. Диплоидный набор хромосом

в. Триплоидный набор хромосом г. Тетраплоидный набор хромосом

16.При выведении новой породы животных основным методом контроля

должен быть:

а. Метод испытания по потомству б. Отдаленная гибридизация

в. Близкородственное скрещивание (инбридинг) г. Массовый отбор

17.Суть третьего закона Г. Менделя заключается в том, что:

а. Гены каждой пары наследуются независимо друг от друга

б. Гены не оказывают никакого влияния друг на друга

в. Гены каждой пары наследуются вместе

г. Один ген определяет развитие одного признака

Часть В

В 1.При выполнении задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.

Выбрать из перечня признаков количественные признаки:

а. Половой диморфизм

б. Яйценоскость

в. Плодовитость

г. Форма плодов

д. Урожайность коров

е. Рост человека

В 2. При выполнения данного задания установите последовательность биологических процессов (процесс биосинтеза в клетке).Ответ представьте в виде последовательности букв, например, Б,В, Г …..

А. Синтез и-РНК на ДНК

б. Присоединение аминокислоты к т-РНК

в. Доставка аминокислоты к рибосоме

г. Перемещение и-РНК из ядра к рибосоме

д. Нанизование рибосом на и-РНК

е. Присоединение молекул т-РНК с аминокислотами к и-РНК

ж. Взаимодействие аминокислот, присоединенных к и-РНК, образование

пептидной связи.

Часть С

Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос (Решение запишите в бланк ответов).

При скрещивании черного и белого кролика было получено восемь крольчат. Пятеро из них оказались черными, а трое - белыми. Почему в первом же поколении произошло расщепление? Каковы генотипы родителей и крольчат

Итоговая контрольная работа по биологии в 10 классе

2вариант Часть А.

К каждому зданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Высшим уровнем организации жизни является:

а. Биосферный б. Биогеоценотический

в. Популяционно-видовой г. Организменный

2.Какой из элементов входит в состав хлорофилла:

а. Na б. К в. Мg г. Сl

3.В клетках животных запасным углеводом является:

а. Целлюлоза б. Крахмал в. Глюкоза г. Гликоген

4.Молекулы белков отличаются друг от друга:

а. Последовательностью чередования аминокислот б. Количеством аминокислот в молекуле

в. Формой третичной структуры г. Всеми указанными особенностями

5.Мономерами ДНК и РНК являются:

а. Азотистые основания б. Дезоксирибоза и рибоза

в. Азотистые основания и фосфатные группы г. Нуклеотиды

6.Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка

переносится к месту синтеза:

а. Молекулой ДНК б. Молекулой т-РНК в. Молекулой р-РНК г. Молекулой и-РНК

7.Любой клетке принадлежит следующее из перечисленных свойств:

а. Способность к образованию гамет б. Способность проводить нервный импульс

в. Способность сокращаться г. Способность к обмену веществ

8.Основное отличие прокариот от эукариот заключается в том, что:

а. У прокариот нет оформленного ядра б. У прокариот нет ДНК

в. У прокариот нет РНК г. Прокариоты не имеют клеточного строения

9.Исходным материалом для фотосинтеза служит:

а. Кислород и углекислый газ б. Вода и кислород

в. Углекислый газ и вода г. Углеводы

10Транскрипцией называется:

а. Процесс образования и-РНК б. Процесс удвоения ДНК

в. Процесс образования белковой цепи на рибосомах

г. Процесс соединения т-РНК с аминокислотами

11.Биологическое значение митоза заключается:

а. В образовании половых клеток

б. В сохранении постоянства числа хромосом в клетках

в. В обеспечении генетического разнообразия организмов

г. В обеспечении комбинативной изменчивости

12.Наиболее продолжительна:

а. Метафаза б. Профаза в. Интерфаза г. Телофаза

13.Телофаза 2 мейоза завершается:

а. Расхождением к полюсам гомологичных хромосом б. Расхождением хроматид

в. Расхождением четырех гаплоидных ядер г. Конъюгацией хромосом

14.Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл:

а. Н. И. Вавилов б. И.В. Мичурин в. С. Г. Навашин г. Б. А. Астауров

а.Внутриутробное б Прямое в. Непрямое г. Наружное

16.В растениеводстве чистая линия-это:

а. Потомство, полученное перекрестным опылением б. Потомство одной самоопыляющейся особи

в. Гетерозиготное потомство г. Полиплоидное потомство

17.Диплоидный организм содержит в клетке:

а. Один аллель любого гена

б. Два аллеля любого гена

в. Четыре аллеля любого гена

г. Множество аллелей любого гена

ЧАСТЬ В

В 1. При выполнении данного задания установите правильную последовательность действия селекционера по выведению нового сорта. Ответ представьте в виде последовательности букв, например, Б,В, Г …..

а. Гибридизация

б. Искусственный отбор

в. Отбор исходного материала

г. Размножение гибридных особей

В 2.При выполнении данного задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В первом столбце таблицы представлены названия зародышевых листков.Во втором- названия органов, которые формируются из этих листков. Объедините их правильно в таблицу:

Зародышевые листки

1. Эктодерма

2. Энтодерма

3. Мезодерма

а. Печень

б. Органы зрения

в. Скелет

д. Головной мозг

е. Кровеносная система

ж. Орган слуха

з. Спинной мозг

Часть С

Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос. (Решение запишите в бланк ответа).

У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили самку коричневой окраски меха с самцом голубой окраски. Среди потомства

Два щенка оказались коричневыми и один голубой. Чистопородна ли самка?

Каковы генотипы родителей?

3 вариант

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.ДНК- это уровень организации живой природы:

а. Клеточный б. Молекулярный

в. Организменный г. Популяционный

2.Ионы….. входят в состав гемоглобина:

а. Mg б. Fe в. Zn г. Ca

3.Оформленного ядра, отграниченного от цитоплазмы оболочкой, многих органоидов не имеют:

а. Бактерии б. Дрожжи в. Одноклеточные водоросли г. Простейшие

4.На мембранах аппарата Гольджи происходит синтез:

а. Белков б. ДНК в. Жиров и углеводов г. АТФ и РНК

5.Вторичная структура ДНК представляет собой:

а. Последовательность аминокислот б. Двойную спираль

в. Последовательность нуклеотидов г.  - спираль

6Избирательная проницаемость клеточной мембраны связана с:

а. Наличием в ней мелких пор

б. Присутствием специфических липидов

в. Особым строением белково-липидного слоя

г. Особенностями жизнедеятельности клетки

7.В процессе фотосинтеза происходит:

а. Освобождение энергии в результате окисления

б. Превращение солнечной энергии в тепловую энергию

в. Превращение солнечной энергии в энергию химических связей

г. Запасание тепловой энергии в органических веществах

8.В отрезках молекулы ДНК-генах зашифрована информация о строении:

а. Молекулы липидов

б. Полипептидной цепи молекулы белка

в. Молекулы полисахаридов

г. Молекулы АТФ

9.Клетки, в которых в процессе обмена используются готовые органические вещества, а не создаются из неорганических, называют:

а. Автотрофными б. Прокариотными

в. Эукариотными г. Гетеротрофными

10.Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки в:

а. Анафазе 1 мейоза

б. Метафазе митоза

в. Анафазе митоза

г. Метафазе 2 мейоза

11.Развитие растения, которое начинается с деления оплодотворенной яйцеклетки путем митоза и заканчивается смертью, называется:

а. Эмбриональным б. Онтогенезом в. Постэмбриональным г. Эволюцией

12.Особи, которые образуют гаметы одного сорта при скрещивании с себе подобными и не дают в потомстве расщепления, являются:

а. Гетерозиготными

б. Доминантными

в. Гибридными

г. Гомозиготными

13.Модификационная изменчивость в отличие от мутационной:

а. Передается по наследству

б. Носит приспособительный характер

в. Носит случайный характер

г. Не адекватна условиям среды

14.Из зародышевого листка мезодермы формируются:

а. Клетки крови

б. Нервные клетки и волокна

в. Клетки эпидермиса

г. Клетки слизистого и железистого эпителия

15.Принципы искусственного партеногенеза разработал:

а. Б.Л.Астауров

б. С.Г.Навашин

в. И.В.Мичурин

г. К.Линней

16.При скрещивании генетически различающихся форм удается получить высокую гетерозиготность у гибридов, которую называют:

а. Полиплоидией

б. Мутагенезом

в. Чистой линией

г. Эффектом гетерозиса

17.Использование живых организмов и биологических процессов в производстве продуктов питания-это:

а. Клеточная инженерия

б. Генная инженерия

в. Мутагенез

г. Биотехнология

Часть В.

В.1.При выполнении задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите в бланк ответов через

запятую напротив номера вопроса.

Выберите из списка событий те, которые относятся к овогенезу:

а. Происходит в женском организме

б. Происходит в мужском организме

в. Заканчивается образованием 4-х гамет

г. Заканчивается образованием одной гаметы

д. Происходит в яичниках

е. Происходит в семенниках

ж. Начинается про половом созревании

з. Начинается при эмбриогенезе

В.2.При выполнении данного задания распределите события, перечисленные ниже, по их принадлежности к митозу или мейозу. Объедините их правильно в таблицу:

а. Репликация ДНК

б. Коньюгация хромосом

в. Расхождение гомологичных хроматид без кроссинговера

г. Кроссинговер

д. Образование диплоидных клеток

е. Образование гаплоидных клеток

ж. Образование 4 -х дочерних клеток

з. Образование 2-х дочерних клеток

Часть С.

У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

4 вариант

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Уровень организации жизни обозначен цифрой:

а. Биохимический б. Функциональный

в. Клеточный г. Прокариотный

2.Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка- единица:

а. Строения организмов

б. Жизнедеятельности организмов

в. Размножения организмов

г. Генетической информации

3.Рибосомы представляют собой:

а. Комплекс микротрубочек

б. Два мембранных цилиндра

в. Комплекс двух округлых мембранных телец

г. Две немембранные субъединицы грибовидной формы

4. Запасной полисахарид, который содержится в клетках печени и мыщц человека и ряда животных, называют:

а. Крахмалом б. Клетчаткой в. Сахарозой г. Гликогеном

5.Выполняют разнообразные функции в клетке, являются многофункциональными молекулы:

а. ДНК б. Белков в. и-РНК г. АТФ

6.Реакции окисления органических веществ в клетке, сопровождаемые синтезом молекул АТФ за счет освобождаемой энергии, называют:

а. Энергетическим обменом б. Пластическим обменом

в. Фотосинтезом г. Хемосинтезом

7.В результате митоза из одной материнской клетки образуются:

а. 4 гаплоидные клетки

б.2 дочерние клетки с набором хромосом, равным этому набору в

материнской клетке

в. 4 диплоидные клетки

г. 2 дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

8.Органогенез в ходе эмбрионального развития приводит к образованию:

а. Зародышевых листков

б. Трехслойного зародыша

в. Двухслойного зародыша

г. Систем органов зародыша

9.Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах, контролирующие проявление одного и того же признака, называют:

а. Аллельными б. Доминантными в. Рецессивными г. Сцепленными

10.У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют:

а. Зародышевым б. Послезародышевым в. Прямым г. Непрямым

11.Последовательность триплетов в молекулах ДНК, определяющая порядок расположения аминокислот в молекулах белка, представляет собой:

а. Ген б. Генотип в. Генетический код г. Хромосому

12.Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют:

а. Гетерозиготными б. Гомозиготными в. Рецессивными г. Доминантными

13.Генные мутации в отличие от модификационной изменчивости:

а. Не наследуются б. Служат причиной изменения признаков у потомства

в. Имеют приспособительный характер г. Носят массовый характер

14.Рекомбинация генов в результате перекреста хромосом при мейозе- причина ….. изменчивости:

а. Комбинативной б. Мутационной в. Фенотипической г. Модификационной

15.Искусственным выделением клеток из организма, их выращиванием в стерильных условиях на специальной питательной среде с целью получения лекарственных препаратов, питательных веществ, занимается:

а. Селекция б. Генная инженерия в. Клеточная инженерия г. Микробиология

16.Что представляет собой сорт или порода?

а. Искусственную популяцию б. Естественную популяцию в Вид г. Род

17. Метод выведения новых высокопродуктивных сортов растений путем кратного увеличения набора хромосом в клетках называют:

а. Полиплоидией б. Мутагенезом в. Искусственным отбором г. Скрещиванием

Часть В

В.1. При выполнении задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.

Выбрать правильные утверждения:

а. Мономеры белков играют самостоятельную роль в организме

б. Большинство химических реакций в организме идет при участии ферментов

в. АТФ – производное тиминового нуклеотида и фосфорной кислоты

г. В молекуле АТФ – два остатка фосфорной кислоты

д. Энергия солнца превращается в химическую энергию молекулы АТФ

е. АТФ в больших количествах содержится в мышечных и нервных клетках

В.2.При выполнении данного задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В первом столбце таблицы представлены названия клеточных структур. Во втором- перечислены функции, которые выполняют данные структуры. Объедините их правильно в таблицу:

Структура

Клеточная мембрана

Клеточная стенка

Хлоропласт

Гладкая ЭПС

Рибосома

Митохондрии

Аппарат Гольджи

Цитоскелет

    Место синтеза белка

2. Создание тока жидкости внутри клетки

    Жесткий защитный покров некоторых клеток

    Фотосинтез

    Синтез липидов

    Синтез АТФ

    Хранение генетической информации

    Регуляция транспорта веществ в клетку и из нее

    Накопление и выведение в цитоплазму клеточных продуктов

Часть С.

Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос (Решение запишите в бланк ответа).

Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Какими будут их второй сын, дочь?

Вариант 1

№ вопроса


Часть В.

В 1 : Б,В,Д,Е

Часть С.

А- черные

Р: черный х белая

F 1: черные: белые

Найти: генотипы и фенотипы Р и F 1

Решение: Расщепление произошло в первом же поколении, так как черный кролик гетерозиготен

Р: О Аа Х О аа

Ответ: расщепление произошло в первом же поколении, так как черный кролик гетерозиготен: генотипы родителей Аа и аа; генотипы потомства: черные – АА и белые – аа.

    Вариант

Часть А

№ вопроса


Часть В

В 1: В, А, Б, Г

Зародышевые листки

Органы

Эктодерма

б, г, д, ж, з

Энтодерма
Мезодерма

Часть С

А- коричневый

а- голубой

Р коричневый Х голубой

F 1: 2 коричневых: 1 голубой

Найти: генотипы и фенотипы Р и F

Решение: самец –аа. самка –А? Так как в потомстве один щенок голубой- самка гетерозиготна (нечистопородна).

Р: О Аа Х О аа

коричневый


Ответ: Самка гетерозиготна (нечистопородна), генотипы самки: Аа, самца –аа,

Потомство: коричневые – Аа, голубой – аа.

Ответы к итоговой контрольной работе по биологии в 10 классе

Вариант 3

№ вопроса

ЧастьВ.

В 1: а, г, д, з

А, б, г, е, ж

А- карий цвет

а –голубой цвет

В - праворукость

В – леворукость

Р кареглазая правша Х голубоглазый правша

F 1: 1 кареглазый левша: 1 голубоглазый правша

Найти: Р(голубог. левшей)

Решение: Так как у детей сочетание рецессивных генов(вв и аа), следовательно, родители гетерозиготны по данным признакам. Следовательно, выпишем гаметы и составим решетку Пеннета для ответа на поставленный вопрос.

Р: О ааВв Х О АаВв

G: аВ; ав; АВ;Ав;аВ;ав

F: А……вв и ааВ…..

Ответ: Голубоглазые левши – 1/8 или 12,5% (Р (голюлев.) = 1/8 100%=12,5%)

Ответы к варианту 4.

№ вопроса

В 1: а, б, д, е

Структура

Клеточная мембрана

Клеточная стенка

Хлоропласт

Гладкая ЭПС

Рибосома

Митохондрии

Аппарат Гольджи

Цитоскелет

Х А - гипоплазия эмали

Х а - - норма

Р: гипоплазия эмали Х гипоплазия эмали

F: сын с нормальными зубами

Найти: генотипы и фенотипы детей

Р: Х А Х а х Х А У

G: Х А; Х а Х А; У

Решение: так как Х- хромосому сын всегда получает от матери, то она была гетерозиготна.

Выпишем гаметы:

Ответ: Девочки все будут с гипоплазией эмали, а среди мальчиков расщепление 1:1

(вероятность рождения сыны с нормальными зубами 25%).

Итоговый тест по биологии за курс 10 класса

(2010/2011 учебный год)

1 вариант

Часть А

один правильный ответ

А1. Общая биология изучает:

1) строение и функции организма животных и растений

2) взаимосвязи живой и неживой природы

3) закономерности развития и функционирования живых систем

4) проблемы исторического развития жизни на Земле

А2 Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ - это

2) популяционно-видовой

3) организменный

4) клеточный

А3 Открытость живых систем связана с

1) их строением и функциями

2) обменом веществами, энергией и информацией, с внешней средой

3) процессами исторического развития

4) их способностью к самовоспроизведению

А4 Первым надорганизменным уровнем жизни считается:

1) биосферный

2) биогеоценотический

3) популяционно-видовой

4) организменный

А5 Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

1) вода и минеральные соли

2) жиры и углеводы

3) соединения серы, фосфора

4) нуклеиновые кислоты и белки

А6 Сущность клеточной теории точнее отражена в положении

1) клетки всех организмов выполняют одинаковые функции

2) клетки всех организмов одинаковы по своему строению

3) все организмы состоят из клеток

4) клетки в организме возникают из неклеточного вещества

А7 Клетка листа бегонии от клеток печени человека отличается:

1) присутствием пластид и клеточной стенки

2) присутствием запасных углеводов

3) другим генетическим кодом

4) отсутствием настоящего ядра

А8 Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

1) единстве живой и неживой природы

2) единстве химического состава клеток

3) единстве происхождения живых систем

4) сложности строения живых систем

А9 У собаки и мухомора сходны:

1) типы питания

2) размножение спорами

3) строение клеточной стенки

4) наличие пластид в клетках

А10 В клетке возбудителя чумы нет:

1) рибосом

2) цитоплазмы

3) мембраны

А11 Барьерную функцию в клеточной мембране выполняют:

1) билипидный слой

2) пронизывающие белки

3) углеводы

4) минеральные соли

А12 Транспорт веществ через мембрану против градиента концентрации называется:

1) активный ионный транспорт

3) пиноцитоз

4) фагоцитоз

А13 Лизосомы образуются в:

2) на рибосомах

3) на внутренней стороне клеточной мембраны

4) в комплексе Гольджи

А14 Функция шероховатой (гранулярной) ЭПС клетки:

1) транспорт веществ и синтез белков

2) переваривание органических веществ

3) участие в межклеточных контактах

4) образование рибосом

А15 Не мембранным компонентом клетки является:

2) рибосома

3) митохондрия

А16 Выберите организм, клетки которого содержат целлюлозу

1) мухомор

4) подберезовик

А17 Основными биогенными элементами считаются:

1) калий, сера, фосфор, хлор

3) способность растворять неполярные соединения

4) способность растворять полярные соединения

А20 При восхождении в горы для быстрого поддержания сил целесообразно съесть:

1) кусочек сахара

2) немного сала

А21 Во всех аминокислотах, входящих в состав белков, содержится:

1) аминогруппа и карбоксильная группа

2) только радикал

3) только карбоксильная группа

4) радикал и карбоксильная группа

А22 Из аминокислот не построена молекула:

1) гемоглобина

2) инсулина

А23 Укажите состав одного из нуклеотидов ДНК:

1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, Тимин

2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

4) остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

А24 Исключите лишнее понятие

1) радикал

2) аминогруппа

3) карбоксильная группа

4) аминокислота

А25 Информационная РНК выполняет следующие функции

1) перенос аминокислот на рибосомы

2) снятие и перенос информации с ДНК

3) формирование рибосом

4) синтез второй цепи ДНК

А26 Мономерами ДНК и РНК являются:

1) азотистые основания

2) дезоксирибоза или рибоза

3) аминокислоты

4) нуклеотиды

А27 Если молекула ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?

А28 Какой из фактов в большей степени подтверждает, что ДНК является генетическим материалом клетки?

1) ДНК состоит из четырех видов нуклеотидов, поэтому способна хранить информацию

2) В соматических клетках количество ДНК вдвое больше, чем в гаметах

3) У каждой особи ДНК индивидуально по своей нуклеотидной последовательности

4) Азотистых оснований Т примерно столько же, сколько оснований А.

А29 К месту трансляции аминокислоты доставляются:

А30 Синтез белка не п роисходит

1) в матриксе митохондрий

2) в цитоплазме

3) на рибосомах

4) в пузырьке аппарата Гольджи

А31 Между первым и вторым понятием существует определенная связь. аналогичная связь существует между третьим и одним из приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

Целлюлоза: глюкоза=белок:?

1) нуклеотид

2) глицерин

3) аминокислота

А32Из двух субъединиц состоит

1) рибосома

2) лизосома

3) митохондрии

4) аппарат Гольджи

А33 Больше всего митохондрий содержится в клетках:

1) мозга человека

2) коры дуба

3) шерсти млекопитающих

4) кожицы листа

А34 Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерий, вызывающей холеру:

1) наличием клеточного ядра

2) большим количеством лизосом

3) отсутствием клеточной оболочки

4) наличием митохондрий

А35 К размножению способны:

1) лизосомы

2) аппарат Гольджи

3) рибосомы

4) хлоропласты

А36 Из названных пар организмов к фотосинтезу способны:

1) подберезовик и лисичка

2) липа и ряска

Особенности Процесс

в) начинается у эмбриона

б) происходит утолщение и спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки, образование веретена деления.

Часть С

С1 Какими путями вещества попадают в клетку?

1) Джеймс Уотсон и Френсис Крик – расшифровали структуру молекулы ДНК и генетический код. 2) Теодор Шванн – открыл клеточное строени6е организмов. 3) Академик Навашин открыл двойное оплодотворение у цветковых растений. 4) Матиас Шлейден – один из создателей клеточной теории. 5) – доказал, что при фотосинтезе растения выделяют кислород. 6) - открыл вирус табачной мозаики.

С3. Что общего в строении хлоропластов и митохондрий?

С4. Каковы достоинства и недостатки полового и бесполого размножения?

С5. Фрагмент гена состоит из 40 нуклеотидов в каждой цепи. Определите число водородных связей между азотистыми основаниями, если известно, что в верхней цепи гена 4 адениновых нуклеотида, 7 тиминовых, 4 цитозиновых, 5 гуаниновых нуклеотидов.

С6 Какая клеточная структура изображена на рисунке? Назовите ее функции.

Итоговый тест по биологии за курс 10 класса

(2010/2011 учебный год)

2 вариант

Часть А

На предложенные вопросы дайте один правильный ответ

4). эвглена зеленая

А37 Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для синтеза:

2). глюкозы

3). белков

4). углеводов

А38 В темновой фазе фотосинтеза происходит:

1). синтез АТФ

2). синтез углеводов

3). образование углекислого газа

4). фотолиз воды

А39 Смысл аэробного этапа энергетического обмена заключается в:

1). образование молочной кислоты, АТФ, воды и переносчиков водорода

2). образование глюкозы, АДФ, воды

3). образование 36 молекул АТФ

4). распаде белков на аминокислоты

А40 Триплет несет в себе информацию:

1). строении белков, жиров, углеводов

2). первичной структуре белка

3). последовательности нуклеотидов в ДНК

4). об аминокислоте, входящей в состав белка

А41 В состав РНК не входит азотистое основание:

1). Тимин 4) цитозин

2). урацил 5) аденин

3). гуанин

А42 К репликации способна:

А43 Транскрипция – это процесс

1). репликации ДНК

2). синтеза и-РНК

3). синтез белка

4). присоединения т-РНК к аминокислоте

А44 Трансляция – это:

1). синтез полипептидной цепи на рибосомах

2). репликация ДНК

3). синтез и-РНК по матрице ДНК

4). синтез р-РНК в рибосомах

А45 Мейозу предшествует:

1). деление ядра

2). удвоение хромосом

3). цитокинез

4). гаметогенез

А46 Количество хромосом в половых клетках человека после мейоза равно:

А47 В результате митоза количество хромосом в образовавшихся ядрах:

1). удваивается

2). остается прежним как и в материнской клетке

3). уменьшается вдвое

4). утраивается

А48 Смысл коньюгации и кроссинговера в мейозе заключается в:

1). узнавании гомологичными хромосомами друг друга

2). обмене гомологичными участками хромосом

3). независимом расхождении хромосом

4). сближении хромосом для совместного попадания в гамету

А49 У цветкового растения диплоидный набор хромосом содержится в:

1). оплодотворенной яйцеклетке

2). эндосперме

3). вегетативной клетке

4). семядоле

А50 Митозом не делятся:

1). клетки кожи человека

2). яйцеклетки папоротника

3). споры гриба

4). дрожжевые клетки

Часть В

В1 Выберите только 3 признака молекулы РНК

1). состоит из одной цепи

2). состоит из двух цепей

3). мономерами являются аминокислоты

4). молекула не способна к репликации

5). мономерами являются нуклеотиды

6). молекула способна к репликации

В2 Выберите три углевода, которые не входят в состав растений

1). муреин

3). гликоген

4). целлюлоза

5). крахмал

В3 В прокариотических клетках нет (3 ответа):

1). настоящее ядро

2). аппарат Гольджи

4). рибосомы

5). клеточная оболочка

6). митохондрии

В4 Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена

Процессы Этапы

а) начинается с расщепления глюкозы 1) бескислородный

б)образуется 2 молекулы ПВК 2) кислородный

в) происходит в мембранах крист

г) синтезируется 36 молекул АТФ

д) одним из результатов является спиртовое брожение

В5 Соотнесите особенности спермато - и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.

Особенности Процесс

а) протекает в семенниках 1). Сперматогенез

б) протекает в яичниках 2) Овогенез

в) начинается у эмбриона

г) в результате образуется 4 гаметы

д) начинается в подростковом возрасте

е) завершается образованием 1 гаметы

В6 Установите последовательность протекания процессов при митозе

а) образуется 2 клетки с диплоидным набором хромосом

б) происходит утолщение и спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки, образование веретена деления.

в) хроматиды расходятся к полюсам клетки

г) хромосомы выстраиваются по экватору клетки, прикрепляясь к веретену деления своими центромерами.

Часть С

С1 Какова роль бактерий в природе?

С2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1). Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2). Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3). Белки входят в состав плазматической мембраны. 4). Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5). В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6). Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.

С3. Дайте характеристику царству растений?

С4. Какое биологическое значение имеет процесс митотического деления клеток?

С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните.

С6 Какая клеточная структура изображена на рисунке. Назовите ее функции.

1..Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических веществ
С) обменом веществ
В) наличием катализаторов
Д) взаимодействием молекул друг с другом

2. Основными веществами в живых организмах являются:
A) Углеводы.
B) Витамины.
C) Жиры.
D) Белки.

3. Биологической системой называют:
А) объединение однородных клеток
С) несколько рядом расположенных органов
В) органы живого организма
Д) любые биологические объекты

4. Межвидовые отношения начинают проявляться:
A) На биогеоценотическом уровне.
B) На популяционно-видовом уровне.
C) На организменном уровне.
D) На биосферном уровне.

5. Предметом изучения биологии является:
A) Строение и функции организма.
B) Природные явления.
C) Закономерности развития и функционирования живых систем.
D) Строение и функции растений и животных.

6. В 1988 году вышел 4-томный труд А.А.Слудского и А.Бекенова:
A) «Флора Казахстана».
B) «Заповедники Казахстана».
C) «Биологические открытия Казахстана».
D) «Млекопитающие Казахстана»

7. К прокариотам относятся:
А) растения
В) животные
С) грибы
Д) бактерии и цианобактерии

8. Только у прокариот встречаются органоиды:
А) пластиды
С) клеточный центр
В) митохондрии
Д) рибосомы

9. Рибосомы участвуют в синтезе:
А) АТФ
В) белков
С) липидов
Д) углеводов

10. Размножение - это процесс: А) увеличения числа клеток;
В) воспроизведения себе подобных;
С) развития организмов в процессе эволюции;
Д) усложнения строения и функций органов

11. Набор половых хромосом у мужчин:
А) XX;
В) XY;
С) ХО;
Д) YY.

12. Клетка - структурная и функциональная единица живого, так как:
А) в состав клетки входит около 70 химических элементов;
В) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
С) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
Д) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

13. Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки:
А) Амитоз;
В) мейоз;
С) амитоз;
Д) биоценоз.

14. При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается?
А) митоз;
В) митоз и мейоз;
С) мейоз и амитоз;
Д) мейоз.

15. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеотиды;
В) аминокислоты;
С) пептиды;
Д) моносахариды.

16. Какое число хромосом у человека?
А) 46;
В) 25;
С) 47;
Д) 48

17. Уровень, являющийся высшим уровнем организации жизни:
А) биосферный;
В) биогеоценотический;
С) популяционно-видовой;
Д) организменный.

18. Ядро – это:
А) двумембранная структура;
В) одномембранная структура;
С) немембранная структура;
Д) трехмембранная структура.

19. Ассимиляция – это процесс:
А) катализа;
В) распада;
С) биосинтеза;
Д) гидролиза.

20. В реакциях распада веществ:
А) энергия накапливается;
В) энергия не изменяется;
С) энергия выделяется;
Д) энергия сохраняется.

21. Один триплет ДНК содержит информацию:
А) о последовательности аминокислот в белке;
В) об одном признаке организма;
С) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь;
Д) о начале синтеза и-РНК,

22. Количество этапов в энергетическом обмене:
А) один;
В) два;
С) три;
Д) четыре.

23. Автотрофные организмы получают энергию:
А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических;
В) из готовых органических веществ;
С) за счет распада неорганических веществ;
Д) за счет распада воды.

24. К гормонам не относится:
А) инсулин;
В) окситоцин;
С) меланин;
Д) прогестерон.

25. Индивидуальное развитие организма называется:
А) филогенез;
В) овогенез;
С) метаморфоз;
Д) онтогенез.

26. У всех цветковых растений происходит:
А) двойное оплодотворение;
В) двойное опыление;
С) простое оплодотворение;
Д) тройное оплодотворение.

27. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
А) гамета;
В) гаструла;
С) бластула;
Д) зигота.

28. Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, зубная эмаль образуются во время органогенеза:
А) из эктодермы;
В) из мезодермы;
С) из энтодермы;
Д) из гаструлы.

29. Способность организма на должном уровне поддерживать постоянство своего строения и функциональных возможностей называется:
А) гомеостаз;
В) раздражимость;
С) онтогенез;
Д) обмен веществ.

30. Заключительной фазой в митозе является:
А) анафаза;
В) профаза;
С) телофаза;
Д) метафаза.

1С 16А
2С 17А
3А 18В
4С 19В
5В 20В
6Д 21А
7Д 22В
8Д 23В
9С 24А
10А 25В
11Д 26А
12С 27А
13С 28А
14В 29Д
15Д 30Д

Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

1. Какая наука изучает строение, химический состав и процессы жизнедеятельности клетки?

1) гистология;
2) цитология;
3) эмбриология;
4) физиология.

Ответ: 2

2. Впервые описал клетку:

1) Р. Вирхов;
2) Т. Шванн;
3) Аристотель;
4) Р. Гук.

Ответ: 4

3. Какой признак характерен для живых организмов в отличие от неживых объектов?

1) способность к передвижению;
2) способность менять окраску;
3) обмен веществ и превращение энергии;
4) способность разрушаться под воздействием окружающей среды.

Ответ: 3

4. Наиболее крупной систематической единицей в ряду названных является:

1) вид;
2) семейство;
3) род;
4) класс.

Ответ: 4

5. Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:

1) зеленых;
2) диатомовых;
3) красных;
4) бурых.

Ответ: 4

6. Какие приспособления к уменьшению испарения воды сформировались у хвойных растений в процессе эволюции?

1) мощная крона;
2) развитая корневая система;
3) восковой налет и небольшое число устьиц;
4) быстрое передвижение воды по сосудам.

Ответ: 3

7. Взаимовыгодное сожительство грибов и корней растений называют:

1) меристемой;
2) микоризой;
3) метаморфозом;
4) мицелием.

Ответ: 2

8. Соцветие пшеницы называется:

1) щитком;
2) колосом;
3) метелкой;
4) сложным колосом.

Ответ: 4

9. Растения семейства Бобовые богаты белками, так как они:

1) имеют две семядоли;
2) опыляются как насекомыми, так и при помощи ветра;
3) эффективно используют растворы минеральных солей;
4) находятся в симбиозе с клубеньковыми бактериями.

Ответ: 4

10. Соответствие формы цветка форме тела насекомого-опылителя является примером:

1) ароморфоза;
2) идиоадаптации;
3) дегенерации;
4) модификации.

Ответ: 2

11. Смена разных хозяев есть в цикле развития:

1) аскариды;
2) белой планарии;
3) дождевого червя;
4) печеночного сосальщика.

Ответ: 4

12. Трахеи являются органами дыхания у:

1) стрекозы;
2) острицы;
3) речного рака;
4) устрицы.

Ответ: 1

13. Развитие с неполным превращением характерно для:

1) жуков;
2) мух;
3) бабочек;
4) саранчи.

Ответ: 4

14. Позвоночных животных с трехкамерным сердцем, размножение которых тесно связано с водой, объединяют в класс:

1) кольчатые черви;
2) хрящевые рыбы;
3) земноводные;
4) птицы.

Ответ: 3

15. Мозжечок лучше всего развит у:

1) рыб;
2) пресмыкающихся;
3) птиц;
4) земноводных.

Ответ: 3

16. Возбудителем малярии является:

1) малярийный комар;
2) малярийный плазмодий;
3) человек, больной малярией;
4) болотный воздух.

Ответ: 2

17. Внутренний скелет – главный признак:

1) позвоночных;
2) насекомых;
3) ракообразных;
4) паукообразных.

Ответ: 1

18. Млекопитающие заселили области, недоступные для пресмыкающихся, благодаря:

1) особенностям пищеварительной системы;
2) более развитой нервной системе;
3) теплокровности и высокому уровню обмена веществ;
4) особенностям опорно-двигательного аппарата.

Ответ: 3

19. Способность мышечных клеток к сокращению обеспечивается:

1) нуклеиновыми кислотами;
2) углеводами;
3) липидами;
4) белками.

Ответ: 4

20. Основной признак безусловных рефлексов:

1) индивидуальные;
2) кратковременные;
3) наследственные;
4) приобретенные.

Ответ: 3

21. Расщепление крахмала до глюкозы в организме человека начинается:

1) в желудке;
2) в ротовой полости;
3) в тонкой кишке;
4) в толстой кишке.

Ответ: 2

22. Кожу называют органом чувств, так как в ней находятся:

1) потовые железы;
2) сальные железы;
3) корни волос;
4) рецепторы (болевые, холодовые и др.).

Ответ: 4

23. Автоматия сердца обусловлена импульсами в:

1) сердечной мышце;
2) сердечных клапанах;
3) околосердечной сумке;
4) стенках основания аорты.

Ответ: 1

24. Водородные связи между полинуклеотидными нитями в молекуле ДНК образуются между:

1) комплементарными азотистыми основаниями;
2) остатками фосфорной кислоты;
3) аминокислотами;
4) остатками дезоксирибозы.

Ответ: 1

25. Железо входит в состав:

1) фибрина;
2) гемоглобина;
3) фибриногена;
4) каталазы.

Ответ: 2

26. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:

1) глюкоза превращается в гликоген;
2) вырабатывается желчь;
3) обезвреживаются ядовитые вещества;
4) белки могут превращаться в жиры и углеводы.

Ответ: 3

27. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

1) спинного мозга;
2) головного мозга;
3) печени и почек;
4) желудка и кишечника.

Ответ: 2

28. Примером модификационных изменений является:

1) замена нуклеотида ДНК;
2) форма клюва у дятла;
3) болезнь Дауна;
4) увеличение удоя коровы.

Ответ: 4

29. Дегенерацией считается:

Ответ: 3

30. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:

1) мейоза;
2) оплодотворения;
3) митоза;
4) конъюгации;

Ответ: 2

31. У человека парасимпатическая нервная система:

1) усиливает работу кишечника;
2) повышает тонус скелетной мускулатуры;
3) увеличивает концентрацию сахара в крови;
4) учащает пульс.

Ответ: 1

32. Популяция является структурной единицей:

1) отряда;
2) семейства;
3) рода;
4) вида.

Ответ: 4

33. Какой основной лимитирующий фактор для растений в степной зоне?

1) недостаток влаги;
2) высокая температура;
3) отсутствие перегноя;
4) интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Ответ: 1

34. Вакцина содержит:

1) Т и В лимфоциты;
2) форменные элементы крови;
3) антитела;
4) ослабленные возбудители болезни.

Ответ: 4

35. Возбудителем СПИДа являются:

1) вирус;
2) плесневые грибы;
3) бактерии;
4) одноклеточные водоросли.

Ответ: 1

36. Основным потребителем свободного азота в биосфере является:

1) жук-плавунец;
2) береза;
3) лось;
4) клубеньковые бактерии.

Ответ: 4

37. Какой процесс у ланцетника осуществляется одновременно с питанием:

1) размножение;
2) дыхание;
3) выделение;
4) регенерация.

Ответ: 2

38. В агроценозе в отличие от биоценоза:

1) единственным источником энергии является солнце;
2) отсутствует естественный отбор;
3) ведущую роль играет искусственный отбор;
4) все поглощенные растениями элементы возвращаются в почву.

Ответ: 3

39. Действие какого фактора ведет к уменьшению видового разнообразия птиц в современную эпоху?

1) абиотического;
2) биотического;
3) антропогенного;
4) климатического.

Ответ: 3

40. Образование новых видов в природе происходит в результате:

1) сезонных изменений в природе;
2) взаимодействия движущих сил (факторов) эволюции;
3) природообразующей деятельности человека;
4) природоохранной деятельности человека.

Ответ: 2

1) щука — окунь;
2) рак-отшельник – актинидия;
3) аскарида – человек;
4) ель — береза.

Ответ: 3

42. Естественный отбор в отличие от искусственного отбора:

1) способствует формированию полезных для человека признаков;
2) проводится для создания новых сортов растений;
3) используется для улучшения пород животных;
4) происходит в живой природе постоянно.

Ответ: 4

43. Какой фактор вызывает увеличение частоты дыхания человека при тяжелой физической работе?

1) насыщение крови углекислым газом;
2) увеличение числа эритроцитов;
3) накопление в мышцах молочной кислоты;
4) удаление гликогена из печени.

Ответ: 1

44. Повреждение затылочной доли коры больших полушарий головного мозга у человека приводит к потере способности:

1) ориентироваться при помощи зрения;
2) различать звук;
3) координировать движения;
4) ощущать вкус.

Ответ: 1

45. Высшая нервная деятельность человека характеризуется:

1) наличием безусловных рефлексов;
2) формированием условных рефлексов;
3) абстрактным мышлением и речью;
4) элементарной рассудочной деятельностью.

Ответ: 3

1) трахеи;
2) гортани;
3) пищевода;
4) альвеол.

Ответ: 2

47. Какие структуры клетки при митозе распределяются поровну между материнской и дочерней клеткой?

1) рибосомы;
2) митохондрии;
3) хлоропласты;
4) хромосомы.

Ответ: 4

48. Какие структуры клетки не являются органоидами?

1) вакуоли;
2) лейкопласты;
3) митохондрии;
4) крахмальные зерна.

Ответ: 4

49. Почему численность завезенных в Австралию кроликов возросла во много раз?

1) на новой территории не было хищников;
2) на континенте преобладает сухой климат;
3) питаются травянистыми растениями, пища в избытке;
4) для них характерна забота о потомстве.

Ответ: 1

50. В процессе эволюции расселение вьюрков на разные острова Галапагосского архипелага привело к:

1) образованию новых видов;
2) обострению конкуренции между особями;
3) усилению действия абиотических факторов;
4) обострению внутривидовой борьбы.

Ответ: 1

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с тремя вариантами ответов из шести возможных. Занесите в матрицу правильные ответы, располагая цифры по порядку.

1. Выберите характерные признаки соединительной ткани:

1) выстилает поверхность стенок воздухоносных путей;
2) относят кровь, лимфу, компактное вещество кости;
3) обладает сократимостью и проводимостью;
4) образует хорошо выраженное межклеточное вещество;
5) выполняет транспортную функцию;
6) входит в состав коры больших полушарий.

А) 2, 4, 6.
Б) 1, 2, 4.
В) 1, 4, 5.
Г) 2, 4, 5.

Ответ: Г

2. По венам большого круга кровообращения у человека кровь течет:

1) от сердца;
2) к сердцу;
3) насыщенная углекислым газом;
4) насыщенная кислородом;
5) быстрее, чем в капиллярах;
6) медленнее, чем в капиллярах.

А) 1, 3, 5.
Б) 2, 3, 5.
В) 2, 3, 6.
Г) 2, 4, 6.

Ответ: Б

3. К ароморфозам относят:

1) возникновение хорды у животных;
2) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных;
3) наличие у коров четырехкамерного желудка;
4) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата;
5) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков;
6) возникновение полового размножения.

А) 1, 2, 6.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 2, 4.
Г) 1, 2, 3.

Ответ: А

4. Выберите антропогенные факторы, оказывающие влияние на численность и разнообразие злаков на лугу.

1) промерзание почвы;
2) внесение минеральных удобрений;
3) массовое размножение грызунов;
4) распашка дернового покрова;
5) засушливость в летний период;
6) выпас крупного рогатого скота;

А) 1, 4, 6.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 2, 3, 6.

Ответ: В

5. К пластинчатожаберным рыбам относятся:

1) китовая акула;
2) латимерия;
3) катран;
4) мегалодон;
5) окунь;
6) корюшка.

А) 1, 3, 4.
Б) 1, 3, 5.
В) 1, 3, 6.
Г) 1, 2, 3.

Ответ: А

6. Каково строение и функции митохондрий?

1) расщепляют биополимеры до мономеров;
2) характеризуются анаэробным способом получения энергии;
3) содержат граны;
4) имеют ферментативные комплексы на кристах;
5) окисляют органические вещества с образованием АТФ;
6) двумембранные органоиды.

А) 1, 2, 3.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 4, 5, 6.

Ответ: Г

7. Растения семейства Крестоцветные можно узнать по признакам:

1) цветок четырехчленного типа;
2) цветок пятичленного типа;
3) соцветие кисть;
4) соцветие корзинка;
5) плод стручок или стручочек;
6) плод боб.

А) 1, 3, 5.
Б) 2, 3, 6.
В) 1, 3, 6.
Г) 2, 3, 5.

Ответ: А

8. Оптическая система глаза состоит из:

1) хрусталика;
2) стекловидного тела;
3) зрительного нерва;
4) желтого пятна сетчатки;
5) роговицы;
6) белочной оболочки.

А) 1, 2, 3.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 2, 6.
Г) 1, 2, 4.

Ответ: Б

9. Примеры общей дегенерации:

А) 1, 3, 5.
Б) 2, 4, 6.
В) 2, 5, 6.
Г) 1, 2, 5.

Ответ: В

10. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

1) превращение передних конечностей в ласты;
2) дыхание кислородом, растворенным в воде;
3) дыхание кислородом воздуха;
4) обтекаемая форма тела;
5) толстый подкожный слой жира;
6) постоянная температура тела.

А) 1, 4, 5.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 2, 4, 5.

Ответ: А

Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.

1. Вирусы – клеточная форма жизни.
2. Ламинария относится к отделу Зеленые водоросли.
3. На корнях бобовых растений поселяются азотфиксирующие бактерии.
4. К суккулентам относятся очиток и молодило.
5. Устьица у водных растений расположены с верхней стороны листа.
6. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
7. Возбудителем малярии является малярийный плазмодий.
8. Кишечнополостные животные имеют радиальную симметрию тела.
9. Тело белой планарии покрыто голым слизистым эпителием.
10. Сердце моллюсков состоит из желудочка и предсердия.
11. Выделительная система пауков представлена почками.
12. У рыб позади брюшных плавников имеется три отверстия – анальное, половое и мочевое.
13. Позвоночник лягушки состоит из 3 отделов – шейного, туловищного и крестцового.
14. Птицы не различают цвета.
15. Повышение активности щитовидной железы замедляет рост и развитие у детей.
16. В выдыхаемом воздухе содержится около 21% кислорода и 79% азота.
17. Превращение артериальной крови в венозную происходит в капиллярах большого круга кровообращения.
18. Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц называется фагоцитозом.
19. Переход предков человека к прямохождению способствовал усилению обмена веществ.
20. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы т-РНК.

Ответ: Да-3,4,5,7,8,12,17,18. Нет-1,2,6,9,10,11,13,14,15,16,19,20

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

1. Установите соответствие между грибом и типом питания.

Гриб:
А) пеницилл;
Б) фитофтора;
В) спорынья;
Г) дрожжи;
Д) головня;
Е) шампиньон.

Ответ: А-1, Б-2, В-2, Г-1, Д-2, Е-1

2. Установите соответствие между признаком животных и систематической группой, к которой его относят.

Признаки:
А) хорда сохраняется всю жизнь;
Б) в головном мозге хорошо отличимы отделы;
В) нервная система образована однородной трубкой;
Г) у большинства представителей хорда имеется только на ранних стадиях развития;
Д) скелет головы отсутствует;
Е) представлены разнообразными по внешнему виду и строению организмами.

Систематическая группа:
1) Бесчерепные;
2) Позвоночные.

Ответ: А-1, Б-2, В-1, Г-2, Д-1, Е-2

3. Установите соответствие между признаком и способом регуляции, для которого он характерен.

Признак:
А) скорость проведения информации сравнительно невысокая;
Б) является более древней формой взаимодействия клеток и органов;
В) эволюционно более поздний способ регуляции;
Г) осуществляется посредством электрических импульсов;
Д) осуществляется посредством химически активных веществ, поступающих в кровь, лимфу и тканевую жидкость;
Е) скорость проведения информации сравнительно высокая.

Способ регуляции:
1) нервная;
2) гуморальная.

Ответ: А-2, Б-2, В-1 Г-1, Д-2, Е-1

4. Установите соответствие между причиной видообразования и способом, для которого она характерна.

ПРИЧИНЫ
А) разделение ареала вида;
Б) образование новой популяции на территории прежнего местообитания;
В) стабильность ареала вида;
Г) расширение ареала;
Д) появление ранее не существующих преград рельефа;
Е) наступление ледника.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ
1) экологическое
2) географическое

Ответ: А-2, Б-1 ,В-1, Г-2, Д-2, Е-1

Вконтакте

Тест по теме: «Биология­наука о жизни…»
1.Общая биология – это наука:
А) о закономерностях жизни на всех уровнях ее организации, механизмы биологических процессов
и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.
Б) о растениях
В) о животных
2.Среди названных уровней организации живого уберите лишнее: молекулярный, организменный,
атомарный, биосферный, элементарных частиц, клеточный.
3.Соотнесите какому уровню организации соответствует объект:
Береза карельская
Кожа
Заяц
Клетка крови
Вода
4.Найди соответствия:
Обмен веществ
Самовоспроизведение
Изменчивость
Эволюция
Наследственность

Молекулярный
Клеточный
Органно­тканевой
Организменный
Популяционно­видовой
Способность к размножению
Способность к развитию
Способность передавать свои признаки
Способность поглощать и выделять вещества
Способность приспосабливаться к условиям среды
5.Соотнеси свойство живой системы с конкретным примером:
А) зимняя спячка у млекопитающих;
Б) поглощение кислорода при дыхании и выделении углекислого газа;
В) рост гибридного мицелия под землей;
Г) сезонные миграции (перелеты) птиц.
а) способность к обмену веществ, энергии и информации с окружающей средой;
б) способность адаптироваться к условиям среды;
в) способность к движению;
г) способность к размножению по законам наследственности и изменчивости.
6.Перечислите свойства живых организмов.
7.Назовите уровни организации живой материи.

Тест по теме: «Клетка»
А1. Р. Гук впервые увидел под микроскопом и описал клетки:
1) простейших
2) пробки
3) клубня картофеля
4) кожи угря
А2. Основная функция лизосомы в клетке – это:
1) внутриклеточное пищеварение
2) синтез белка
3) образование молекул АТФ
4)репликация ДНК
А3. Синтез белка в прокариотической клетке происходит:
1) на рибосомах в ядре
2)на рибосомах в цитоплазме
3) в клеточной стенке
4) на внешней поверхности цитоплазматической мембраны.
А4. Грибы относятся к эукариотам, так как:
1) в них клетка имеется ядро, окруженное двойной мембраной
2) они не имеют тканей
3) размножаются спорами
4) их клетки не имеют пластид
А5. Синтез белка происходит в:
1) гранулярном эндоплазматическом ретикулуме
2) гладком эндоплазматическом ретикулуме
3) ядре
4) лизосомах
А6. Клетки растений в отличие от клеток животных не способны:
1) осуществлять дыхание
2)к фагоцитозу
3) осуществлять фотосинтез
4) к синтезу белка
А7. Клетка имеет жгутик у:
1) амебы
2) инфузории­туфельки
3) трипаносомы
4) радиолярии
А8. В аппарате Гольджи образуются:
1) лизосомы
2) рибосомы
3) хлоропласты
4)митохондрии
А9. Митохондрии отсутствуют в клетках
1) бактерий
2) животных
3)грибов
4)растений
А10. К неклеточным формам жизни относится:
1) бактерии
2)вирусы
3) простейшие
4) грибы

А11. Способностью к фотосинтезу обладают:
1) простейшие
2) вирусы
3) растения
4) грибы
А12. Клетки растений, также как и клетки животных:
1) имеют ядро
2) имеют целлюлозную клеточную стенку
3) способы к фагоцитозу
4) содержат хлоропласты
А13. Растительная клетка в отличие от клетки гриба:
1) содержит рибосомы
2)имеет плазматическую мембрану
3) содержит пластиды
4) содержит вакуоли.
А14. Клетка бактерий в отличие от клетки животных:
1) не содержит рибосом
2) не имеет внешней мембраны
3) имеет внешнюю мембрану
4) имеет клеточную стенку
А15. Двумембранными органоидами являются:
1) рибосомы
2)эндоплазматическая сеть
3) лизосомы
4) митохондрии
А16. Процесс синтеза белка осуществляют клеточные органоиды, которые называются:
1) лизосомы
2) хромосомы
3)хлоропласты
4) рибосомы
А17. Животные клетки в отличие от растительных способны к:
1) синтезу белка
2)фагоцитозу
3) обмену веществ
4) делению
А18. В клетках бактерий отсутствуют:
1) цитоплазма и внешняя мембрана
2)ДНК и РНК
3) митохондрии
4) рибосомы
А19. Для клеток всех живых организмов характерно наличие:
1) рибосом
2) митохондрий
3) плазматической мембраны
4) клеточной стенки
А20. Каналы эндоплазматической сети ограничены:
1) одной мембраной
2) полисахаридами
3) двумя мембранами
4) слоем белка
А21. Бактерии в отличие от животных клеток имеют:
1) клеточную стенку
2)ядро
3) специализированный органы размножения

4) цитоплазму
А22. Основные постулаты «клеточной теории» сформулировали:
1) Броун, Крик
2) Гук, Левенгук
3)Шванн, Шлейден
4) Дарвин, Вавилов
А23. Двухмембранные органоиды клетки, имеющие складки внутренней мембраны – кристы, называются:
1)пластиды
2) аппарат Гольджи
3) эндоплазматическая сеть
4)митохондрии
А24. Неклеточной формой жизни является:
1) бактерия
2) циста амебы
3) сине­зеленая водоросль
4) вирус
А25. Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез, называются:
1) митохондрии
2) рибосомы
3) вакуоли
4) пластиды
А26. К эукариотам не относится:
1) инфузория туфелька
2) палочка Коха
3)эвглена зеленая
4) человек
А27. Двухмембранный органоид, встречающийся только в растительных клетках, называется:
1) митохондрии
2) пластиды
3) эндоплазматическая сеть
4) рибосомы
А28. Клеточный центр обнаружен в клетках
1) только растений
2) только животных
3) всех животных и низших растений
4) всех организмов
А29. Бактерии как и растения имеют:
1) митохондрии
2) хлоропласты
3) ядро
4) клеточную стенку
А30. Систему одномембранных цистерн и отшнуровывающихся от них пузырьков называют:
1) аппарат Гольджи
2) эндоплазматическая сеть
3)лизосома
4) центриоль
А31. Функцией ядра является:
1) образование лизосом и митохондрий
2)защита клетки от вредных веществ
3)синтез и транспорт белков, жиров и углеводов
4) хранение генетической информации
А32. Термин клетка в науку ввел
1) Шванн
2) Шлейден

3)Гук
4) Левенгук
А33. Синтез белка в клетке осуществляют
1) митохондрии
2) пластиды
3) рибосомы
4) лизосомы
А34. Рибосомы в клетках эукариот расположены
1) в цитоплазме
2) в цитоплазме на мембранах гранулярной ЭПС
3) в цитоплазме, на мембранах гранулярной ЭПС, в митохондриях и хлоропластах
4)на мембранах гранулярной ЭПС
А35. Клетки растений в отличие от грибов имеют:
1) хитиновую клеточную стенку
2) обособленное ядро
3)пластиды
4) способность к размножению
А36. Содержимое клеточного ядра называется:
1) кариоплазма
2) цитоплазма
3) клеточный сок
4)гиалоплазма
А37.Новые митохондрии образуются в клетке в результате
1) деления и роста других митохондрий
2) деления и роста лизосом
3) синтеза, протекающего в ядрышке
4) выпячивания мембран аппарата Гольджи
А38. Клетки животных в отличие от клеток растений имеют способность к
1)синтезу белка
2) фотосинтезу
3)фагоцитозу
4) дыханию
А39. Лизосомы образуются
1) путем самостоятельного деления
2) на каналах ЭПС
3) на ядерной мембране
4)на аппарате Гольджи
А40. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в
синтезе белков, жиров, сложных углеводов?
1) эндоплазматическая сеть
2) наружная клеточная мембрана
3) комплекс Гольджи
4) цитоплазма
А41. Каждая клетка появляется
1) из бесструктурного межклеточного вещества
2) путем деления материнской клетки
3) путем самозарождения из органических веществ
4) за счет клеточных стенок соседних клеток
А42. В состав рибосомы входит
1) участок ДНК и белки
2)т­РНК и участок ДНК
3)р­РНК и белки
4) и – РНК, р­РНК и ДНК
А43. Все живые организмы объединяет:

1) клеточное строение
2) способность к фотосинтезу
3) наличие ядра в клетке
4) способность к движению
А44. Бактериальная клетка не имеет
1) рибосом
2) плазматической мембраны
3) обособленного ядра
4) цитоплазмы
А45.Клеточное строение всех организмов свидетельствует о
1) способности к неограниченному росту
2) наличии хлоропластов
3) единстве происхождения
4) одинаковом наборе органоидов в клетке.
Тест по теме: «Фотосинтез»
1. Организмы, образующие органические вещества только из органических:
1.гетеротрофы 2.автотрофы
3.хемотрофы 4.миксотрофы
2. В световую фазу фотосинтеза происходит:
1.образование АТФ 2.образование глюкозы
3.выделение углекислого газа 4.образование углеводов
3. При фотосинтезе происходит образование кислорода, выделяющегося в процессе:
1.биосинтеза белка 2.фотолиза
3.возбуждения молекулы хлорофилла 4.соединения углекислого газа и воды
4. В результате фотосинтеза энергии света превращается в:
1. тепловую энергию 2.химическую энергию неорганических
соединений
3. электрическую энергию тепловую энергию 4.химическую энергию органических
соединений
5. Дыхание у анаэробов в живых организмах протекает в процессе:
1.кислородного окисления 2.фотосинтеза
3.брожения 4.хемосинтеза
6. Конечными продуктами окисления углеводов в клетке являются:
1.АДФ и вода 2.аммиак и углекислый газ
3.вода и углекислый газ 4.аммиак, углекислый газ и вода
7. На подготовительном этапе расщепления углеводов происходит гидролиз:
1. целлюлозы до глюкозы 2. белков до аминокислот
3.ДНК до нуклеотидов 4.жиров до глицерина и карбоновых кислот
8. Обеспечивают кислородное окисление ферменты:
1.пищеварительного тракта и лизосом 2.цитоплазмы
3.митохондрий 4.пластид
9. При гликолизе 3моль глюкозы запасает в форме АТФ:
1. 240 кДЖ 2. 80 кДЖ 3. 160 кДЖ 4. 120 кДЖ
10.Два моль глюкозы подверглось полному окислению в клетке животного, при этом выделилось
углекислого газа:
1. 3 моль 2. 6 моль 3. 12 моль 4. 18 моль
11. В процессе хемосинтеза организмы преобразуют энергию окисления:
1.соединений серы 2.органических соединений
3.крахмала 4.жиров
12. Одному гену соответствует информация о молекуле:
1.аминокислоты 2.крахмала

3.белка 4.нуклеотида
13.Генетический код состоит из трех нуклеотидов, значит он:
1. специфичен 2.избыточен
3.универсален 4.триплетен
14. Всю совокупность химических реакций в клетке называют
1) фотосинтезом
2) хемосинтезом
3) брожением
4) метаболизмом
15. Если нуклеотидный состав ДНК – АТТ­ЦГЦ­ТАТ, то нуклеотидный состав и­РНК:
1.ТАА­ЦГЦ­УТА 2.УАА­ГЦГ­АУА
3.УАА­ЦГЦ­АУА 4.УАА­ЦГЦ­АТА
Тест по теме «Обмен веществ и энергии».
1.Где происходят основные стадии обмена веществ и энергии?
1) в тканях 2) в клетках 3) в легких 4) в кишечнике
2. Распад и окисление части органических веществ, поступивших в клетку, происходит в ходе:
1) энергетического обмена 3) химического обмена
2) пластического обмена 4) биологического обмена
3. Энергетический обмен характеризуется:
1) превращением поступивших веществ в клетку в собственную протоплазму
2) синтезом из аминокислот, глюкозы и других веществ, присущих клетке
3)обеспечением процессов роста и самообновления клетки
4) распадом высокомолекулярных соединений, сопровождающимся выделением энергии
4. Какие неорганические вещества являются исходными для фотосинтеза?
1)водород и кислород
2) вода и углекислый газ 3) углерод и вода
5,Какой процесс является частью энергетического обмена?
1)окисление глюкозы 2) растворение солей натрия в воде 3) синтез белка
6.В ходе реакций световой фазы фотосинтеза…
1)происходит возбуждение электронов светом
2) образуется вода
3) тратится углекислый газ
7. Какие из перечисленных ниже веществ, образующихся в реакциях, вызываемых светом,
необходимы для фиксации углерода?
1)СО2 и Н2О 3)АТФ и Н2О
2)АТФ и НАДФ.Н2 4)О2 и Н2О
8.Где происходит процесс биологического окисления?
1) в митохондриях 3) в рибосомах
2) в хлоропластах 4) в лизосомах
9.При больших физических нагрузках в клетках мышц накапливается:
1) избыток СО2 3) избыток молочной кислоты
2) избыток АТФ 4) избыток О2
10. Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18
молекул АТФ?
1)18 2) 38 3)9 4) 27

Тест "Биосинтез белка"
1. Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов
1) 100 2) 200 3) 300 4) 400
2. К пластическому обмену относят процесс
1) биосинтеза белка
2) расщепления РНК
3) дыхания
4) гликолиза
3. Единый аппарат биосинтеза белка
1) эндоплазматическая сеть и рибосомы
2) митохондрии и клеточный центр
3) хлоропласты и комплекс Гольджи
4) лизосомы и плазматическая мембрана
4. Принцип комплементарности (дополнительности) лежит в основе взаимодействия
1) аминокислот и образования первичной структуры белка
2) нуклеотидов и образования двуцепочечной молекулы ДНК
3) глюкозы и образования молекулы полисахарида клетчатки
4) глицерина и жирных кислот и образования молекулы жира
5. Роль матрицы в синтезе молекул и­РНК выполняет
1) полипептидная нить
2) плазматическая мембрана
3) мембрана эндоплазматической сети
4) одна из цепей молекулы ДНК
6.Определите последовательность антикодонов т­РНК, если и­РНК сняла информацию с фраг­
мента ДНК, имеющего последовательность нуклеотидов АГЦ­ТТА­ГЦТ.
1) АУТ­ЦАГ­УУА 2) АГЦ­УУА­ГЦУ
3) ТЦГ­ААТ­ЦГА 4) ЦГА­УАГ­ЦУЦ

Тест по теме: «Вирусы и фаги»
Вариант 1
1. Вирусы открыл:
А­ Виноградский Б­ Павлов В­ Ивановский Г­ Вернадский
2. Клеточного строения не имеют:
А­ сине­зеленые водоросли(цианеи)
Б­ бактерии
В­ дрожжи
Г­ вирусы
3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки­хозяина потому, что:
А­ разрушает клеточную мембрану
Б­ клетка теряет способность к репродукции
В­ разрушает митохондрии в клетке хозяина
Г­ ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.
4. Вирусы размножаются:
а­ только в клетке хозяина
б­ самостоятельно
в­ варианты а и б
г­ не способны у размножению.
5.Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а­ полиомиелита
б­ оспы
в­ гриппа
г­ ВИЧ
6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой
природы?
а­ вирусы; б­ бактерии;
в­ лишайники; г­ грибы.

в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.
7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.
8. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является
синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и
делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
а­ антигены
б­ антибиотики
в­ вакцины
г­ интерфероны
9. Вирусы состоят из
а­ белков и нуклеиновой кислоты
б­ целлюлозы и белков
в­ ДНК и РНК
г­ ядра и цитоплазмы
10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.
А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку­хозяина
Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага
В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии
Г проникновение бактериофага в клетку бактерии
Д выход бактериофага из клетки, заражение других