Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Репетиционная работа по обществознанию для 11 класса

Вариант 2. Часть 1.

1. запишите слово, пропущенное в таблице

Ответ_____________

2. найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1.чувственное познание, 2.познавательная деятельность, 3.субъекты познания, 4. Объекты познания, 5.рациональное познание

Ответ __________

3. ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к проявлениям интенсивного пути развития сельского хозяйства

1.механизация, 2.расширение посевных площадей, 3.повышение энерговооруженности, 4.увеличение числа работников, 5.совершенствование агротехнологии

Найдите два термина, выпадающие из ряда и запишите цифру, под которой они указаны

Ответ____________

4. выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны

1.критерием истины может быть ее признание авторитетными лицами

2.критерием истины может быть ее соответствие ранее открытым законам науки

4.истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений

5.истиной является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут

5. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Особенности общественных отношений тип стратификации

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юридическое закрепление прав и обязанностей 1)кастовая

за основными социальными группами 2)классовая

Б) преимущественно наследственный 3)сословная

характер принадлежности к элите общества

В) запрещение перемещения из

одной социальной группы в другую

Г) в основе деления на группы -

различия в характере труда и размерах и формах его оплаты

Д) запрет на браки с представителями других групп

1) кастовая

2) сословная

3) классовая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

6. гражданку А. отличает крепкое здоровье, тем не менее она любит ходить на прием к врачам и не только проходить профилактическое обследование, но и беседовать с ними на разные темы, далекие от болезней. Какие потребности реализуются в этих действиях гражданки А.? запишите цифры, под которыми они указаны.

1.в поддержании своего здоровья

2.в физическом развитии

3.в материальной поддержке

4.в общении

5.в отдыхе

6.в профессиональном образовании

Ответ_____________

7. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов

2. Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности

3. Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство

4. Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей

5. Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство

Ответ____________

8. Установите соответствие между проявлениями развития и путями экономического роста, к каждой позиции подьерите соответствующую

ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А.рациональная организация 1.экстенсивный

производства 2.интенсивный

Б.повышение процентной ставки по

кредиту

В.внедрение более производительной

технологической линии

г.разведка новых месторождений цветных металлов

д.обучение персонала новым приемам

обработки информации

9. Страны с теплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивать и поставлять на мировой рынок кофе. Бразилия лидирует по производству кофейных зерен, поэтому любой погодный катаклизм в этой стране всегда резко сказывается на динамике цен на кофе. На фоне сильнейшей засухи в Бразилии 2014 года сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет. Какие экономические явления можно проиллюстрировать данной ситуацией.

1.инфляция 4.монополизация

2.конкуренция 5.информатизация

3.специализация 6.гуманизация

Ответ________________

10. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров с плазменным экраном: линия спроса D переместилась в новое положение Dl (Р - цена товара, Q - величина спроса товара).

Чем, в первую очередь, может быть вызвано такое изменение спроса?

1) уменьшением числа производителей телевизоров

2) изменением технологии производства плазменных экранов

3) снижением доходов потребителей

4) распространившимися среди населения слухами о вреде для здоровья плазменных телевизоров

5) усилением конкуренции товаропроизводителей

11. выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны

1.социальная мобильность представляет собой любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы

2. и вертикальная, и горизонтальная мобильность приводит к изменению социального статуса

3. социальная мобильность проявляется в изменении индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре общества

4. социальная мобильность проявляется во внутреннем состоянии человека и во взаимодействиях между людьми

5. социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества

Ответ_____________

12.

В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «Как Вы считаете, успешная карьера - это больше везение или упорная работа?» Результаты опроса представлены в приведенной ниже диаграмме (в %).

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Все возрастные категории опрошенных считают основной причиной успешной карьеры везение.

2) Число респондентов, считающих основной причиной успешной карьеры упорную работу, с возрастом увеличивается.

3) Подавляющее большинство отвечавших молодого возраста связывает успешную карьеру с упорной работой.

4) Респонденты старшего возраста одинаково важными причинами считают везение и упорную работу.

5) Равное количество в категории молодежи и людей от 35 до 44 лет затруднились ответить

Ответ_________________

13. Выберите верные суждения о политических партиях и запишите цифры, под которыми они указаны

1. политические партии отличает от иных общественных объединений стремление овладеть властью

2. каждое добровольно организованное политическое объединение граждан является политической партией

3. политические партии отличает наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе

4. по участию во власти выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические

5. по идеологической ориентации различают правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские партии.

Ответ______________

14. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую из второго

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕН-

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НОЙ ВЛАСТИ

А. РЕШЕНИЕ вопроса о возмож- 1. Президент РФ

ности использования Вооруженных 2. Совет Федерации

Сил РФ за пределами РФ

Б. назначение на должность судей

Верховного Суда РФ

В. Назначение на должность и освобождение

От должности Генерального Прокурора

Г. Назначение на должность и освобож-

дение высшего командования Вооруженных Сил

д. формирование Совета Безопасности РФ

15. Школьник-старшеклассник готовит доклад на тему «Принципы демократии». Какие положения характеризуют это понятие?

1. народ – источник власти

2. коллективные интересы выше личных

3.идеологическое единство – основа общества

4. интересы и мнения меньшинства заслуживают уважения

5. политическая свобода граждан – одна из высших ценностей

6. равенство всех перед законом – норма жизни

Ответ____________

16. Что из перечисленного ниже характеризует республиканскую форму правления, установленную Конституцией РФ? Запишите цифры

    Глава государства избирается народом

    Охраняются труд и здоровье людей

    Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда

    Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей

    Высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок

    Устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Ответ__________

17. установите соответствие между функциями и правоохранительными органами:

ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

А. надзор за соблюдением за- 1.прокуратура

конов всеми гражданами и ор- 2.полиция

Ганизациями

Б. охрана общественного порядка

В. Борьба с правонарушениями

Г. Надзор за соблюдением прав заключенных

Д. пресечение, выявление и раскрытие

Преступлений

18. гражданин Н. ввел в заблуждение гражданку А., заявив при подаче заявления на регистрацию брака, что холост. Брак был зарегистрирован и гражданин Н. получил прописку на жилплощади жены. Дома бывал редко, оказалось, что уже год он живет в другом браке. От потрясения гражданка А. попала в больницу. Какие положения Семейного кодекса РФ помогают признать этот брак недействительным?

1.брак был заключен между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным

2. отсутствовало взаимное согласие мужчины и женщины

3. брак был заключен между близкими родственниками

4. брак был заключен без намерения создать семью

5. вступившее в брак лицо скрыло факт психического заболевания

6. вступившее в брак лицо состояло в нерасторгнутом браке

Ответ____________

19.. Татьяна и Леонид познакомились во время вступительных испытаний в университет и решили заключить брак сразу после поступления. Однако у них возникли сомнения, может ли данный брак быть зарегистрирован. Какие могут быть препятствия для регистрации брака в общем порядке?

1) Брачующиеся не достигли возраста 18 лет.

2) У будущих супругов отсутствуют источники доходов.

3) Один из брачующихся не является гражданином России.

4) Брачующиеся состоят в близком родстве.

5) Медосмотр, который прошли будущие супруги, выявил у одного из них наследственное заболевание.

6) Один из будущих супругов вступает в брак по принуждению родственников.

20. Прочитайте текст, заполните пропуски. Каждое слово используется один раз. « Прогресс и регресс – противоположные формы развития _________(А) в целом или отдельных его сторон, означаются либо поступательное развитие общества по восходящей линии, ____________(Б), либо возврат к старым, застой. Критерием служит степень развития _________(В), экономического строя, науки, культуры и самой личности. С общей точки зрения мерой ___________ (Г) может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации систем. В экономике нужно исходить не столько из уровней и темпов развития ___________(Д), сколько из уровня жизни трудящихся и роста благосостояния, качества жизни. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увеличении __________(Е) человека в научном, философском, эстетическом познании мира.»

Список терминов:

    Развитие

    Расцвет

    Упадок

    Потребности

    Производство

    Прогресс

    Регресс

    Производительные силы

    Общество

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания

Содержание брачного договора

Прежде всего необходимо отметить, что брачный договор может регулировать только имущественные отношения супругов. Так, брачный договор не может регулировать права и обязанности супругов в отношении детей, устанавливать, например, обязанность жены не отлучаться из дома после одиннадцати часов вечера и т.д., т.е. не может регулировать личные неимущественные отношения.

Какие же вопросы может решать брачный договор?

Во-первых, брачный договор может изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Это означает, что возможно сочетание различных режимов в отношении разных объектов (например, дом находится в совместной собственности, а все иное имущество – в раздельной), возможно установление определенных прав супруга на личное имущество другого супруга, нажитое им еще до вступления в брак, и т.д. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества.

Во-вторых, брачный договор может определить иные имущественные права и обязанности супругов:

Права и обязанности по взаимному содержанию (алиментные обязанности,

Способы участия в доходах друг друга,

Порядок несения каждым из них семейных расходов,

Имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака,

Иные имущественные права и обязанности.

Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов (например, запретить жене совершать сделки по распоряжению имуществом, находящимся в ее собственности), их право на обращение суд за защитой своих прав, ограничить право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Такие условия являются ничтожными с момента заключения брачного договора.

(Т.В. и А.В.Кашанины)

21. Какие вопросы семейных правоотношений могут быть зафиксированы в брачном договоре? Какие стороны семейных отношений брачный договор не может регулировать?

22. Как брачный договор может изменить установлены законом режим совместной собственности супругов? Проиллюстрируйте свой ответ примером.

23. Как Вы думаете, почему заключение брачного договора является распространенной практикой в западных странах? Кого и почему, по вашему мнению, заключение брачного договора может настораживать?

24. В чем лично вы видите преимущества заключения брачного договора? Сформулируйте три таких преимущества.

25. Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «познание»? Привлекая знания, составьте два предложения: одно, содержащее информацию о видах знаний, и одно, раскрывающее особенности одного из видов знаний.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три недостатка рыночной системы хозяйствования.

27. Наука считает, что человек- это существо открытое. Его цели, желания, возможный образ и путь жизни определяются и даже формируются не видовой программой, а социальной средой. Опираясь на знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.

28. Вам поручено составить план на тему «Политические партии и политические движения ». План должен содержать не менее трех пунктов, два из которых детализированы.

29. Выберите одно из высказываний и напишите мини-сочинение, раскрывающее его смысл.

29.1. Философия. «История- это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков» (В.О.Ключевский)

29.2 . Экономика . «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф.Хайек)

29.3. Социология . «Личность творится не тем. Что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью» (А.Эйнштейн)

29.4. Политология . «Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном полную свободу занятий и не отнимая у них ими заработанный хлеб.» (Т.Джефферсон)

29.5. Правоведение . «Наказание не может быть вечным, но вина прибывает вовек» (из римского права)

Спецификация диагностической работы по обществознанию для 11 классов

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня освое-ния учащимися курса обществознания в рамках программы среднего общего образования.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание и основные характеристики диагностических материалов оп-ределяются на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования и науки РФ от 9.03.2004 года № 1312).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразова-ния России от 09.03.2004 года № 1312)

О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 года № 1122).

3. Условия проведения диагностической работы, включая дополнитель-ные материалы и оборудование

При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются.

4. Время выполнения диагностической работы

На выполнение всей работы отводится 90 минут.

5. Структура и содержание диагностических материалов

Вариант диагностической работы состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности: 3 задания с выбором ответа, 14 заданий с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом.

Распределение заданий по основным содержательным блокам представ-лено в таблице 1.

Таблица 1

п/п

Содержательные блоки

Человек и общество

Экономика

Социальные отношения

Политика

Всего:

Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2.

Таблица 2

п/п

Блоки проверяемых умений

Количество заданий в варианте

Знать и понимать место и роль человека в системе общественных отношений.

Знать и понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов.

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и зна-чение в жизни общества как целостной системы.

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать со-ответствия между существенными чертами и признаками изучен-ных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представ-ленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных тек-стов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массо-вой информации. Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные зна-ния в процессе решения познавательных задач по актуальным со-циальным проблемам.

6. Система оценивания

За верное выполнение каждого задания кроме 4, 6, 10, 16-19 учащийся получает по 1 баллу, если ответ совпадает с эталоном. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 4, 6, 10, 16, 17 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и от-сутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону (отсутствует одна из цифр, указанных в эта лоне ответа). Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Порядок записи цифр в ответе:

не имеет значения для заданий 3, 4, 5, 10 и 15,

имеет существенное значение для заданий 7, 8, 11, 12, 14, 16, и 17. Задания 18 и 19 оцениваются по критериям. Максимальный балл за каждое из этих заданий - 3.

Максимальный балл за всю работу - 28.

7. Обобщённый план диагностической работы

Используются следующие условные обозначения: КЭС - контролируемый элемент содержания (коды приведены в соответствии с кодификатором ФИПИ). В - задание с выбором ответа, К - задание с кратким ответом, Р - задание с развёрнутым ответом.

задания

Контролируемые требования (КТ), умения

Коды

КЭС

Тип

задания

Макс. балл

Знать и понимать биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; ме-сто и роль человека в системе общественных отноше-ний; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития об-щества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость ре-гулирования общественных отношений, сущность соци-альных норм, механизмы правового регулирования; осо-бенности социально-гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне).

1.1 - 4.5

1.1 - 4.5

1.1 - 4.5

1.18

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

1.18

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

1.18

1.18

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

2.1 - 2.16

2.4

Уметь применять социально-экономические и гумани-тарные знания в процессе решения познавательных за-дач по актуальным социальным проблемам.

2.1 - 2.16

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

2.1 - 2.16

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

3.1 - 3.13

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

3.1 - 3.13

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

4.1 - 4.6

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

4.1 - 4.6

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптиро-ванных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по задан-ным.

1.1 - 4.5

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптиро-ванных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по задан-ным.

1.1 - 4.5

Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.

1.1 - 4.5

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

1.1 - 4.5

Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по обществознанию (включая экономику и право) 11 класс

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из двух частей из 19 заданий. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом и выбором ответа. Часть 2 содержит 2 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение диагностической работы отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Ответом к заданиям Части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задания Части 2 требуют развернутого ответа. Ответ запишите в строках для записи ответа. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1-17 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ценные бумаги

Ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капи-тале компании и получении дохода

Облигация

Ценная бумага, выражающая долго-вые обязательства

Ответ:

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных по-нятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) мотивы; 2) цель; 3) деятельность; 4) действия;

5) результат.

Ответ:

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, пред-ставляют формы государства.

1) республика; 2) идеология; 3) федерация; 4) политика; 5) демократия; 6) монархия.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в табли-цу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. В стране Z натуральное хозяйство является основой экономики. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в стране Z господствует тради-ционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

Природные факторы оказывают решающее воздействие на занятия жителей.

Урбанизация.

Господствует общинно-государственная форма собственности.

Большая часть населения занята в сфере услуг.

Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ:

5. Что из перечисленного ниже относится к духовным потребностям?

потребность в познании мира

потребность в принадлежности к определенной социальной группе

потребность в безопасности

потребность быть востребованным на рынке труда

Ответ:

6. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

Относительная истина в отличие от абсолютной истины является ложным знанием о предмете.

Истина - знание, соответствующее объекту познания.

Одним из критериев истинного знания является его соответствие фундаментальным законам науки.

Объективность является свойством, как абсолютной истины, так и от-носительной истины.

Истинно лишь то знание, которое отвечает представлениям большин-ства людей.

Ответ:

7. Установите соответствие между характеристиками и видами знаний: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ЗНАНИЙ

A) Отражает стремление к объективности

Б) Получено вследствие житейской практики

B) Системность

Г) Использование особого понятийного аппарата

Д) Сводится к констатации фактов и их описанию

1) обыденное

2) научное

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

8. Установите соответствие между характеристиками и факторами экономи-ческого роста: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) экономия на масштабе

Б) привлечение новых трудовых ресурсов

В) повышение квалификации работников

Г) рациональное использование ресурсов

Д) развитие НТП

1) интенсивный

2) экстенсивный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

9. На графике изображено изменение предложения стиральных машин на по-требительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения Si в положение SP? (На графике Р - це-на товара, О - количество товара.)

ожидание в будущем увеличения цен на стиральные машины

уменьшение числа продавцов на рынке бытовой техники

снижение налогов на малый и средний бизнес

государственные дотации на производство стиральных машин

увеличение числа покупателей

Ответ:

10. Владельцы фирмы «Лучшие туры России» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

выпуск ценных бумаг

налоговые отчисления

таможенные пошлины

амортизационные отчисления

привлечение инвестиций из-за рубежа

лицензирование предприятия

Ответ:

11. Установите соответствие между примерами и функциями рынка: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФУНКЦИИ РЫНКА

ПРИМЕРЫ

1) посредническая

2) регулирующая

3) санирующая

4) ценообразования

A) Алексей в ближайшем салоне приобрел новый автомобиль

Б) Анатолий переместил свои сбережения из угледобывающей отрасли в нефтегазовую отрасль

B) Арина распределила продукцию своей фирмы по торговым точкам

Г) Предприятие «Лютик» не выдержало конкуренции и объявило о своем закрытии в связи с банкротством

Д) В связи с повышением цен на отечественную продукцию произошел

десятипроцентный рост цен на фермерскую продукцию

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

12. Установите соответствие между примерами и социальными санкциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

А) Альберт получил премию за качест-венную работу

Б) Друзья Олега устроили сюрприз на его день рожденья

В) Анна отказалась посетить званый ужин у своей подруги из-за присутствия там общего знакомого, с кото-рым она в ссоре

Г) Максим был уволен с предприятия по причине частых пропусков рабо-ты без уважительной причины

Д) Суд принял решение о лишении сво-боды гражданина Сидорова за совершение преступления

1) формальные позитивные

2) формальные негативные

3) неформальные позитивные

4) неформальные негативные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

13. Что из перечисленного ниже относится к критериям стратификации?

темперамент

мобильность

доход

Ответ:

14. Установите соответствие между признаками и видами республик: к каж-дому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ РЕСПУБЛИК

А) избрание президента законодательным собранием

Б) отсутствие у президента права роспуска парламента

В) ответственность правительства перед парламентом

Г) отсутствие поста премьер-министра

Д) формирование правительства президентом

1) парламентская

2) президентская

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

15. Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запи-шите цифры, под которыми они указаны.

публичность власти

разделение властей

всеобщие альтернативные выборы

легитимность применения силы

реальные гарантии защиты прав и свобод человека

суверенитет

Ответ:

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозна-чено определённой буквой.

(А) Мировая экономика - это совокупность национальных экономик, свя-занных между собою экономическими отношениями на основе междуна-родного разделения труда. (Б) 132 государства являются развивающимися странами с рыночной экономикой. (В) Это большинство государств. (Г) Мировая торговля - часть международных экономических отношений, развивающаяся на основе международного разделения труда и специали-зации. (Д) Всемирная торговая организация крайне необходима всем госу-дарствам мира.

Определите, какие положения текста имеют

фактический характер

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Становление и развитие личности, её ________ (А) выступают как форми-рование системы её специфических социальных характеристик. Система __________ (Б) свойств личности включает в себя систему её общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов её __________ (В), систему её духовного мира. Формирование личностей надо начинать с совершенствования _________ (Г), то есть всей системы прису-щих ему общественных отношений. Любой человек в своём развитии проходит такие стадии, как _________ (Д), отрочество, юность, взрослое состояние, старение. Одни люди достигают социальной зрелости в относительно раннем возрасте благодаря своим широким познаниям и активному включению в различные виды деятель-ности. Другие - намного позже. Каждый человек как особая ________ (Е) и индивидуальность может быть полезен для себя и общества на своём мес-те. В этом выражается его социальная значимость - главное проявление его социальной зрелости».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

социализация

деятельность

молодость

социальный

детство

стратификация

индивидуальность

личность

общество

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выра-жающую его характер.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ:

Выполните задания 18 и 19, которые требуют развернутого ответа

18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мо-бильность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете осве-щать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический ре-жим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее осо-бенности демократического режима.

Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

акция

246

234

21221

12111

145

12134

13422

12122

146

31132

142957

Критерии для оценивания заданий 18 и 19

18. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие социальной мобильности.

2. Виды социальной мобильности:

а) горизонтальная;

б) вертикальная:

Восходящая;

Нисходящая.

в) индивидуальная;

г) групповая и др.

3. Каналы (лифты) социальной мобильности:

а) армия;

б) школа;

в) профессиональный спорт;

г) церковь;

д) собственный бизнес;

е) семья и брак и др.

4. Факторы, влияющие на социальную мобильность:

а) социальные революции;

б) иностранные интервенции;

в) межгосударственные и гражданские войны;

г) военные перевороты;

д) смена политических режимов;

е) создание империй.

5. Значение социальной мобильности для развития общества.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в названой, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2 и 3 пунктов /пана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная
тема не может быть
раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Баллы

Три или более пунктов, любые два из которых детализированы

в подпунктах

Два

Два пункта детализированы в подпунктах. И три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два


искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

Один

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы

Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не
искажают план по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

19.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделе-ния типов политических режимов, опирающейся на знание кур-са, например: критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свобо-ды общества;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержа-щее информацию о критериях(-и) выделения типов политиче-ских режимов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима, например: Особенно-стью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскры-вающее с опорой на знание курса особенности демократиче-ского режима.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчиты-ваются при оценивании.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требова-нием задания составлены два предложения, содержащие ин-формацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требова-нием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требо-ванием задания составлены два предложения, содержащие ин-формацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требо-ванием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. Или ответ неправильный

Максимальный балл

Данная работа предназначена для проверки знаний студентов по темам: Общество. Человек. Познание. Духовная сфера. Экономика. Социальная сфера. Работа выполнена в виде тестов с закрытыми ответами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию проводится на основе тестовых заданий. Состоит из 30-ти тестовых заданий с кратким закрытым или открытым ответом. Задания соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

Тестовые задания включают вопросы по следующим темам:

  • Общество. Человек. Познание.
  • Духовная жизнь общества
  • Экономика
  • Социальные отношения

Представленные в диагностической задания отвечают следующим целям:

  1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  2. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
  3. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма)
  4. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  5. устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

Работа рассчитана на 45 минут.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Каждое задание - 1 балл

Максимальный балл за всю работу - 30 баллов

Оценка «отлично»: 28 - 30 баллов

«хорошо»: 22 – 27 баллов

«удовлетворительно»: 15 – 21 баллов

«неудовлетворительно»: менее 15 баллов

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ВАРИАНТ 1

1.Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом 2) революцией 3) контрреформой 4) эволюцией

2. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура

3. Какую функцию науки иллюстрирует разработка учеными новых градостроительных принципов?

1) познавательную 2) мировоззренческую

3) прогностическую 4) социальную

4. Верны ли суждения о личности?

А) Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б) Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий 1) традиционное

Б) механизация промышленного 2) индустриальное

Производства

В) выдвижение на первый план 3) постиндустриальное

Сферы услуг

Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

6. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов

2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения

3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченных ресурсов

4) Производители товаров и услуг конкурируют за запрос потребителей

5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

7. В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

3) города являются центрами экономической жизни

4) собственником земли и предприятий является государство

8. Современная смешанная система экономики – это

1) традиционная система с элементами рынка

2) рыночная система с элементами государственного регулирования

3) командно-административная система

4) рыночная система с элементами традиционной экономики

9.Устаносите соответствие между примерами из жизни и экономическими системами

ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

А) правительство определило размер налога 1) традиционная

С предпринимателей 2) командно-административная

Б) предприятие установило оптимальную 3) рыночная

Цену на продукцию 4) смешанная

В) крестьяне обеспечили себя овощами

До следующей весны

Г) государство снизило цены на молочные продукты

10.Верны ли следующие суждения о деньгах?

А) Деньги являются универсальным эквивалентом товаров и услуг

Б) Выпуск денег – исключительное право государства

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11.К функциям коммерческих банков относится

1) выпуск юбилейных монет 2) прием вкладов у населения

3) выпуск акций 4) контроль доходов предпринимателей

12. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам денег. Найдите термин, выпадающий из этого ряда, и выпишите его

Банкноты, монеты, акции, чеки

13.Центральный банк в отличие от коммерческих банков

1) осуществляет финансовые операции

2) производит эмиссию денег

3) участвует в торгах на валютной бирже

4) работает с вкладами граждан и фирм

14.Верны ли суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

15. К критериям социальной стратификации относится (-ятся)

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

16. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

17. Верны ли суждения об особенностях социальной мобильности?

А) Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп

Б) Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жесткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

19. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества представляет собой

1) процесс социализации

2) социальную дифференциацию

3) мобильность личности в социуме

4) личностную самореализацию

20. Гражданин А. после развода продолжает посещать родительские собрания в школе, где учится его дочь. Это пример:

1) применения социальных санкций

2) выполнения социальной роли

3) проявления социальной мобильности

4) соблюдения социальной нормы

21. Светлана А. после окончания университета 15 лет работает по специальности. Какая информация ее трудовой биографии является примером вертикальной социальной мобильности?

1) Светлана получила диплом врача в столичном вузе

2) она специализировалась на кафедре детских болезней, руководимой ректором

3) дважды она становилась победителем конкурса «Лучший работник года»

4) после 10 лет работы участковым врачом она стала заведующей отделением

22. Что служит примером формальной позитивной санкции?

1) одобрение друзей

2) вынесение благодарности

3) награждение орденом

4) поощрение родителями ребенка

23. Установите соответствие между типами групп и примерами.

24. Ниже перечислен ряд позиций. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «социальный статус». Найдите и укажите позицию «выпадающую» из этого ряда.

Предписанный, достигаемый, культурный, смешанный, личный

25. Установите соответствие между видами семьи и их определениями

26. Установите соответствие между социальными группами и их признаками

Социальные группы

Признаки

А) мусульмане

1) КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Б) индусы

2) ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ

В) испанцы

Г) христиане

27. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СТАТУСОВ

А) мужчина 1) прирожденный статус

Б) высшее образование 2) приобретенный статус

В) 25 лет

Г) инженер

Д) женат

28.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина «выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они записаны

1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5 движение 6) общение 7) отдых

29.Запиши слово, пропущенное в схеме

_________________________

Буддизм Христианство Ислам

30. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своем слиянии.

(Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний.

(В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер.

(Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка»

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ВАРИАНТ 2

1.Качества человека как личности проявляется прежде всего в

1) особенностях мышления и памяти

2) участия в жизни общества

3) протекании психических процессов

4) наследуемых качествах

2. Российский ученый А.И. Кравченко подчеркивает:

«Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое

развитие культуры возможно только при взаимодействии с

другими культурами, при всемерном обогащении собственного

опыта».

О каком явлении говорится в высказывании?

1) традиции в культуре 2) культурном поиске

3) диалоге культур 4) культурной изоляции

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

4. Верны ли суждения об областях (формах) культуры?

А) Философия (наука) обращается прежде всего к разуму.

Б) Искусство обращается прежде всего к чувствам

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии

6. Группа программистов, работающая в фирме по разработке

компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма

«Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа

выступает в качестве

  1. субъекта 2) средства 3) объекта 4) мотива

7. Запишите определение

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

товаров и услуг, произведенных за

год непосредственно внутри _______________________

страны

общая стоимость всех конечных

товаров и услуг, созданных

производителями данной страны в

течение года внутри страны и за ________________________

рубежом

8. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

А) конкуренция производителей СИСТЕМ

Б) централизованное распределение 1) рыночная

В) директивное ценообразование 2) командная

Г) свобода предпринимательства

9. Что относится к факторам производства?

1) организационная форма предприятия

2) рыночная стоимость товара

3) размер дефицита бюджета

4) денежный капитал

10. Что характерно для традиционной экономической системы?

1) натуральное хозяйство

2) свободная конкуренция

3) развитые товарно-денежные отношения

4) дефицит товаров и услуг

11. Верны ли суждения о деньгах?

А. Деньги являются универсальным эквивалентом товаров и услуг.

Б. Выпуск денег – исключительное право государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. К функциям коммерческих банков относится:

1) выпуск денег

2) учет доходов граждан

3) выдача заработной платы

4) выдача кредитов

13. Установите соответствие между примерами из жизни и экономическими системами

ПРИМЕР

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

А) Государство дало заказ предпринимателям

1)традиционная

Б) предприниматель решил производить другой товар

2) командно-административная

В) гончар выменял у соседа мешок картофеля за свою продукцию

3) рыночная

Г) государство централизованно повысило цены на бензин

4) смешанная

14. Как называется обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий?

1) налог

2) субсидия

3) пенсия

4) компенсация

15. В экономике страны Z доминирует тяжелая промышленность, отсутствует конкуренция, цены устанавливает государство. Какая экономическая система существует в этой стране?

1) традиционная

2) рыночная

3) командная

4) смешанная

16. В ходе социологического опроса 2010 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

17. Укажите признак, характеризующий стратификационную группу:

1) пол; 2) интеллект; 3) образование; 4) особенности характера

18. Процесс усвоения на протяжении всей жизни индивидом общественных норм называется:

1) адаптацией; 2) приспособлением; 3) социализацией; 4) образованием

19. Люмпенами называют людей, которые:

1) занимаются физическим трудом

2) опустились «на дно» общества

3) занимают промежуточное положение в обществе

4) имеют малый доход

20. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую

21. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке служит примером социальной:

1) мобильности; 2) положения; 3) статуса; 4) роли

22. Установите соответствие между формами социальной мобильности и

конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

столбца

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ

А) Медсестра перевелась из больницы в

поликлинику, ближе к дому.

Б) Офицер-пограничник получил 1) восходящая

внеочередное воинское звание за

удачное проведение операции.

В) Учитель переехал из провинции в

столичный город, устроился на работу 2) нисходящая

в школу.

Г) Директор банка по состоянию

здоровья перевелся на должность

начальника филиала банка. 3) горизонтальная

Д) Преподаватель вуза после защиты

кандидатской диссертации перешел

на должность доцента.

23. Установите соответствие между санкцией и ее типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

24. Решение проблемы через взаимные уступки называется

1) конкуренцией

2) конфронтацией

3) компромиссом

4) арбитражем

25. Ниже приведен список терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию

Инцидент, противоречие, воздействие, стратификация, соперничество

26. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) молодежь 1) этнические

Б) славяне 2) демографические

В) мужчины 3) территориальные

Г) французы

Д) горожане

27. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

(А) Сотрудники научного института получили новейшее лабораторное оборудование для проведения исследовательских работ. (Б) Это, скорее всего, позволит добиться новых значительных результатов. (В) Однако сама по себе техника не может обеспечить быстрого продвижения в научном поиске. (Г) Успехов в науке добивается лишь тот, кто бескомпромиссно ищет истину.

28. Установите соответствие между признаками и типами семей.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ СЕМЬИ

А) совместное проживание нескольких поколений 1) современная партнерская

Родственников семья

Б) добровольное распределение обязанностей 2) патриархальная семья

Между членами семьи

В) ограничение роли женщины ведением

Домашнего хозяйства

Г) беспрекословное подчинение младших старшим

Д) освобождение женщины от экономической

Зависимости от мужа

29. Запиши слова, пропущенные в схеме

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ____________________________

30. К глобальным проблемам современности относится

1) проблема культурного взаимодействия стран СНГ

2) демографическая проблема

Материалы к экзаменам (11 класс)

Тематические тренировочные задания ЕГЭ по обществознанию

В этом разделе размещены тренировочные тестовые задания ЕГЭ всех типов (A,B,C)сгруппированные по тематическим блокам: "Человек и общество", "Социальные отношения", "Политика", "Экономика", "Право". Первый файл в каждом тематическом блоке содержит тексты заданий, второй файл - ответы к заданиям.

1. Повторение всех параграфов одного из разделов по учебника.

2. Решение всех тестовых заданий соответствующего раздела.

3. Самопроверка по файлу с ответами, исправление ошибок.

4. Самоанализ ошибок (количество, возможные причины).

5. Повторное повторение тех параграфов раздела, с содержанием которых связано большинство ошибок.

6. Консультации с учителем по проблемным вопросам.

Памятки по выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию (С1 - С9)

Единый государственный экзамен по истории и обществознанию 2012:

демонстрационный вариант заданий по истории и обществознанию

  • демонстрационный вариант заданий единого государственного экзамена 2011 года,
  • кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2011 года - обратите внимание на разделы выбранного Вами предмета, включенные в экзамен, которые необходимо повторить
  • спецификация экзаменационной работы единого государственного экзамена 2011 года - материалы, предназначенные для учителей.

На сайте представлены контрольные измерительные материалы по истории, обществознанию и другим предметам.

ЕГЭ (обществознание): примеры заданий типа "С"

Третья часть (C) заданий ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемых развернутых ответов. Это практически ориентированная часть экзаменационной работы, дающая максимальное количество баллов за каждое задание.

Посмотреть

Последнее задание блока С предполагает изложение экзаменуемым своей точки зрения, позиции по поводу проблем, поднятых в приведенных высказываниях (экзаменуемый выбирает одно из шести высказываний разных мыслителей, связанных с такими гуманитарными науками как: философия, психология, социология, экономика, политология, правоведение, религиоведение и т.д.). Для подготовки к успешному выполнению заданий "С 9" учащимся предлагаются данные рекомендации (памятка).