Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.


Психологический рост

Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более "высоких" потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.

Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье.

Маслоу подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям.

2.3.Препятствия росту

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен: 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивмом поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.

К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

Десакрализация - это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих.

Комплекс Ионы " - это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития. Это встречается и среди студентов, довольствующихся "прохождением" курса, требующим лишь части их талантов и способностей. Это можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными.

2.3.Теория самоактуализации

Маслоу определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п." "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями".

"Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным"

В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

    "Прежде всего, самоактуализация означает переживание с полной концентрацией и полным впитыванием, полным сосредоточением и погруженностью. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя … Ключом к этому является бескорыстие. " Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

    Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста . В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление . Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день - значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация - это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

    Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой.

    Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.

    Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора . Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

    Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала . Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.

    " Пик-переживания " - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты "пика". В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

    Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии . Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

2.4.Характеристики самоактуализуриющихся людей

Самоактуализирующие люди представляют собой "цвет" человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже приведенные характеристики дают представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистического персонолога.

Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Высшая степень восприятия реальности .

Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это свойство.

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле.

Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и во всяком случае диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

3. Повышенная спонтанность.

Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме .

Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.

5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению.

Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать внутри себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.

6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре.

Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.

7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

8. Более частые прорывы на пик переживания .

Вот это качество как раз нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия.

К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими силами.

Он становится в наибольшей степени богоподобным, говорит Маслоу, а это значит, что он не испытывает ни малейшей нужды и желаний и находит удовлетворение во всех вещах.

9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим .

Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.

10. Изменения в межличностных отношениях.

Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не вне себя.

11. Более демократичная структура характера .

Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов.

В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы должности и какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.

12. Высокие творческие способности .

В каком-то высшем смысле понятия человек и творец совпадают. Если в наличии этого мы не видим, если вокруг, как нам кажется, серые, незначительные, незаметные люди, значит, это общество дурно устроено, оно не дает человеку возможности, простора для самоактуализации.

13. Определенные изменения в системе ценностей.

Люди, достигшие определенной степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это в словах. Иначе говоря, у них положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но обладают определенной и, как правило, твердой положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.

14. Креативность .

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

15. Сопротивление окультуриванию .

Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Следует признать, однако, что его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.

Самоактуализирующиеся люди - не ангелы.

Сказанное выше может привести к заключению, что самоактуализирующиеся люди избранная группа "суперзвезд", приближающаяся к совершенству в искусстве жить и стоящая на недосягаемой для остального человечества высоте. Маслоу недвусмысленно опровергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей человеческой природе, самоактуализирующиеся люди также подвержены глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам, как и мы, смертные. Они могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при каких обстоятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия, чрезмерной гордости и пристрастия к своим друзьям, семье и детям. Вспышки темперамента не так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его испытуемые способны проявлять определенную "хирургическую холодность" в межличностных конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа, развелась с ним с решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись после смерти близких им людей настолько легко, что казались бессердечными.

Далее, самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и сомнений в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они зачастую не переносят пустых сплетен и легкого разговора. Фактически они могут говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других. И наконец, их доброта к другим может сделать их уязвимыми к бесполезному для них общению (скажем, им грозит опасность погрязнуть в общении с надоедливыми или несчастными людьми). Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализирующиеся люди рассматривались Маслоу как великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли.

Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.

Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

В наше время, когда дефицитарные потребности искусственно культивируются торговыми компаниями, через СМИ лозунгами, вроде: «Если вы несчастливы, значит вы мало потребляете!», уводя внимание людей от истинных потребностей, тем самым провоцируя рост невротических отклонений, проявляющихся в бесконечном количестве психо-соматических заболеваний, концепция Маслоу звучит невероятно актуально.

Список использованной литературы

1.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

2.Гуманистическая теория личности А. МАСЛОУ (по книге Л.Хьелл и Д.Зиглер "Теории личности"СПб., 1997).

3. Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и А.А.Пузырея. М., 1982.

4.Немов Р.С. Психология / Учебное пособие. М., 1990.

САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ

Характеристика творческих, самоактуализирующихся личностей . По А. Маслоу , внутренняя активность личности проявляется прежде всего... уровень мотивации роста формирует самоактуализирующуюся личность . А. Маслоу детально проанализировал и обобщил биографические...

Маслоу (50-60-е годы ХХ века): “наиболее высокая потребность человека - потребность в самоактуализации. По Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать.

Самоактуализация - это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен.

Существуют самоактуализированные люди, их черты:

Стремление к реализации своего творческого потенциала

Доброжелательность

Философское невраждебное чувство юмора

Адекватная самооценка

Опыт внешних переживаний.

Пути достижения самоактуализации:

1. неравнодушие к себе, самопознание.

2. умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; способность к самоуправлению - умение управлять собой.

3. умение делать адекватный жизненный выбор.

4. умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление.

5. отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.

Самоактуализация - это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала.

Структура потребностей по Маслоу:

Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию:

1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации

1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал.

По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь более низшими по сравнению с потребностью самоактуализации, в то же время являются самыми насущными. До тех пор пока не удовлетворены потребности 1-4 уровня активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.

Способы удовлетворения потребностей.

Самоактуализация (А.Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

В ранних работах самоактуализация для А. Маслоу - это устремленность личности "ввысь". "Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности". Одновременно с этим самоактуализация определяется как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п. "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями" [Лоури Р., ред. 1973. "А.Г. Маслоу: интеллектуальный портрет" с.91]. В этом понимании самоактуализация - это процесс, процесс полного разворачивание личностного потенциала, личностный рост вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой.

В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации - личностным здоровьем.

"Я считаю, что с точки зрения психологической стратегии было бы полезно различать понятия зрелости, дочеловечивания, самоактуализации, с одной стороны, и понятие здоровья - с другой. Здоровье разумнее было бы трактовать как "развитие и движение в сторону самоактуализации": в такой трактовке концепция здоровья наполняется особым смыслом и становится вполне доступной для научного изучения". (А. Маслоу. "Мотивация и личность").

Таким образом, для зрелого А. Маслоу, самоактуализация - это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек - достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация - достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность.

"Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи...". (Отрывок из книги Дж. Фейдимена, Р. Фрейгера. "Личность и личностный рост" - "Абрахам Маслоу и психология самоактуализации".

По А.Маслоу, эти люди представляют собой “цвет” человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Исходя из своего исследования, А. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Более эффективное восприятие реальности.

Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно распространяется на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие “бытийным, или Б-познанием”. С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.

2. Приятие себя, других и природы.

Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги -- эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

3. Непосредственность, простота и естественность.

Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

4. Центрированность на проблеме.

Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Абрахам Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: “работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок”.

5. Независимость: потребность в уединении.

Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто “нормальные” люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализируюшихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня -- общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: “Когда я один -- я с моим лучшим другом”. Такое замечание можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.

Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна “правильная” академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой “самодостаточный” организм.

У здоровых людей высока степень самоуправления и “свободы воли” . Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.

7. Свежесть восприятия.

Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим событием.

8. Вершинные, или мистические переживания.

Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут “включиться” без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего “Я” или выходят за его пределы. .

9. Общественный интерес.

Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим “смертным” собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие межличностные отношения.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем “обычные” люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями (“два сапога пара”), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократичный характер.

Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу самые “демократичные” люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.

В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: “Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти”.

12. Разграничение средств и целей.

В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу также отметил у обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. В то же время, они часто наслаждались собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).

13. Философское чувство юмора.

Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить примером. Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания или притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

14. Креативность.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии.

15. Сопротивление окультуриванию.

И наконец, самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сфеpax человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

А. Маслоу в своей концепции самоактуализации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.) Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с самоактуализацией. Автор полагал, что “люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной”. Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как “желающее существо”, редко достигающее удовлетворения.

А. Маслоу рассматривает все потребности человека как врожденные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

«дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые»,

которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу,

существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире; работе)

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в

другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоактуализации, компетенции,

достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте,

целостности и т.д.).

13. Логотерапия в. Франкла.

Логотерапия – это метод психотерапии и экзистенциального анализа созданный В.Франклом (с древнегреческого logos - смысл). Логотерапия представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Логотерапия занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно логотерапии, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о «стремлении к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе - «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.

Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии логотерапия занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне невроза, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению.

Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний - это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Ценности - смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Выделяются 3 группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания и 3) ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, обладающей богатым смысловым потенциалом.

Парадоксальная интенция. Метод, предложенный В.Франклом (в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Как мы уже отметили выше, логотерапия включает в себя два специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.

Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Парадоксальная интенция применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:

1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта и т.д. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например, стараются не выходить из дома.

2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

Парадоксальная интенция построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так опасается. (При фобии осуществили другие, при обсессии, чтобы он сам осуществил то, чего боится). При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.

Дерефлексия - это психотерапевтический метод, помогающий пациенту нейтрализовать компульсивную наклонность к самонаблюдению, посредством концентрации на позитивных аспектах своего существования. Например, одна из пациенток В.Франкла страдала компульсивным стремлением наблюдать свой акт глотания: испытывая неуверенность, она с тревогой ожидала, что пища «пойдет вниз неправильным способом», или что она подавится. Антиципированная тревога и компульсивное самонаблюдение до такой степени нарушили у нее процесс принятия пищи, что она стала совершенно худой. В ходе терапии ее научили доверять своему организму и его автоматически регулируемому функционированию. Пациентка была терапевтически дерефлексирована посредством формулы: «Я не нуждаюсь в том, чтобы наблюдать глотание, потому что я фактически и не нуждаюсь в том, чтобы глотать, потому что фактически не я глотаю, а скорее бессознательное делает это». И таким образом пациентка избавилась от невротической фиксации на акте глотания.