Притулякова Ольга Анатольевна, старший воспитатель
БДОУ г. Омска "Детский сад общеразвивающего вида № 293"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
ЦЕЛЬ: повышение уровня практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков работы с детьми по развитию связной речи
УЧАСТНИКИ: воспитатели, педагог-психолог
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ _____________________
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта;
развития децентрации (умения менять точку отсчета);
развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
ПЕРЕСКАЗ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”. Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
выделение значимых объектов картины;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.
А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.
Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.
Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
логопед читает сказку ребенку;
ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
ребенок пересказывает сказку по модели.
ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.
В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.
Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:
Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.
С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
Где находилось осиное гнездо?
Кто жил в гнезде?
Почему все боялись осу?
Как можно назвать осу?
Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?
А что бы сделали вы?
Какое еще название можно придумать для сказки?
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-практикум, то родители оказываются непосредственными участниками мероприятия и имеют возможность на практике опробовать предложенный материал. В течение всего времени собрания практическая деятельность педагога и родителей сопровождается красочной презентацией, что делает это собрание ещё интереснее.

Цель:
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:
Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Форма проведения: семинар – практикум.

Участники: учитель-логопед,воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: платочки (по количеству участников); природный материал (жёлуди, шишки, каштаны); фасоль, боб, горох, счётные палочки; клубки ниток; массажеры; буклеты.

План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум «Приёмы формирования речи детей»
3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:
Изготовление приглашений на собрание для родителей (ответственные воспитатели группы).
Разработка буклетов для родителей.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.
Логопед: — Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко и нас беспокоит, что растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно поиграть.

2. Семинар – практикум.

Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать вспомним основные задачи речевого развития детей.
Слайд 2.
Развитие у детей коммуникативных способностей.
Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.
Слайд 3.

Необходимо развивать и обогащать словарный запас. Когда мы говорим о словаре необходимо вспомнить, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Слайд 4.
И одна из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями – формирование словаря.
Взрослые должны:
расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (там, тут, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина)

Слайд 5.
Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. И здесь я выделю несколько пунктов.
Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Слайд 6.
Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.
Слайд 7.
Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
Слайд 8.
Следующая важная задача – развитие связной речи.
Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)
Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Слайд 9.
Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?
Телефон
— разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;
Ситуация общения
-взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом
— А ты меня научишь…?
— А как ты думаешь…?
— Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.
Слайд 10.
Следующая задача – формирование звуковой культуры речи.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Слайд 11.
Чистоговорки.
В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к).
Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:
Та – та – та — …
Ку – ку – ку — ..
Бы – бы – бы — …
Речевые игры:
«Скажи наоборот»
«Назови одним словом»
«Подбери много слов»

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус.
Слайд 12
Пальчиковые игры:
«Две сороконожки»
«Проглот»

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. А гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру («Сорока белобока»).

Давайте вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
У меня живет проглот,
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и т.п.), любые мелкие игрушки, мозайки, детали конструктора, палочки, спички без серы и многое другое. Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно.(Игра «Золушка», «Выложи дорожку»)
Слайд 13.
Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
Слайд 14.
В детских садах традиционно уделяется большое внимание играм – драматизациям. Эти игры способствуют не только развитию речи, но и гармонизации эмоционального состояния. Было бы просто замечательно, если и дома вы будете использовать элементы игр – драматизаций. Например разыграли знакомые сказки.
Логоритмика – игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.
В качестве примера я вам покажу игру «Едем, едем…»

Едем, едем к бабе с дедом
На лошадке, в красной шапке
В дырявых лапоточках,
По рытвинам, по кочкам,
В ямку, в канавку бух!

Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.
Слайд 15.
Игры на развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. На выставке представлены игры, которые помогут развить правильное речевое дыхание.
Для развития речи ребенка полезно знать приёмы массажа и самомассажа. Он обычно включает поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить массаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней, стоп. Именно здесь находятся зоны и точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
3.Заключительная часть.
Логопед: — Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №45»

Семинар-практикум по развитию речи

«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Подготовила

педагог-психолог

Иванова С. В.

Оренбург 2017

Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

Совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

В игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

Развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

Повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

ХОД СЕМИНАРА

Педагог-психолог: Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед , их мышцы уже будут подготовлены).

· Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.

· Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходимо зрительный контроль. Постепенно темп увеличивается.

· Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»

· Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого врем

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

Разминка. Педагог-психолог предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем «спасибо» и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки.

· Знание органов артикуляции. Педагог-психолог поочерёдно задаёт вопросы командам.

· - Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

· - Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

· - Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость. Что в дальнейшем облегчит ребёнку овладение навыками письма.

· Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.

· Сначала упражнения выполняются медленно.

· Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой, и наконец двумя руками одновременно.

· Знание упражнений пальчиковой гимнастики. Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонема тический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово», «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучание слова. Формируют умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

· «Придумай рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина и т. п.)

· «Определите место звука в слове».

Педагог-психолог предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое произнесу, звук [Л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – положите руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.)

. «Глухомань»

Один участник из команды стоит в наушниках и слушает музыку, а другой говорит ему слова, предложенные педагогом-психологом, в итоге вычисляется, за какое время каждая команда угадала 10 слов.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

· Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.

· Объясняют значение сложных слов.

· Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.

· Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

· Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая его двумя руками, проговорить скороговорку.

Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами , которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Конкурс «Формирования правильного звукопроизношения и дикции»

· Психолог предлагает выбрать командам карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – тоже быстро и с определённой интонацией.

Карточка №1.

Гризли продавал гриву льва за гриву.

Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито.)

Карточка №2.

Вера и Люда кормили двугорбого верблюда .

Саша шустро сушит сушки (Удивлённо.)

Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами»

Психолог предлагает командам выбрать карточки с заданиями.

Карточка №1.

Продолжите пословицы .

С волками жить – (по-волчьи выть).

С миру по нитке – (голому рубаха).

Всяк сверчок – (знай свой шесток)

- «Переведите пословицы на русский язык .

Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

(Яблоко от яблоньки недалеко падает.)

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

(Шила в мешке не утаишь).

Бойся тихой реки. А не шумной. (Греция)

(В тихом омуте черти водятся.)

Карточка №2.

Продолжите пословицы.

Двое пашут – (а семеро руками машут.)

Кончил дело – (гуляй смело.)

Гром не грянет – (мужик не перекрестится.)

- «Переведите» пословицы на русский язык.

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)

(Слово – серебро, а молчание – золото.)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

(Язык до Киева доведёт.)

Ошпаренный петух от дождя убегает.(Франция)

(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)

- Назовите пословицы про труд.

Педагог-психолог объявляет об окончании семинара-практикума. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду победителя.


В рамках подготовки педагогического совета в ДОУ прошёл семинар на тему: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников», посвящённый важнейшей из образовательных областей - речевому развитию дошкольников.

Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие - это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое - без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь - это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте…

Именно эту тему в разных формах работы педагоги раскрыли на семинаре. Основные направления работы по развитию речи дошкольников выделили в чётком соответствии задачам речевого развития. Каким же содержанием они будут наполнены, решают сами педагоги. Решают, возможно, по-разному, используют и различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное - достижение цели. Тем не менее, присутствующие вспомнили и конкретизировали структуру основных методов.

«Карта - схема» семинара соответствовала основным направлениям работы по развитию речи. Педагоги поработали над развитием словаря детей с помощью дидактических игр, соответствующих возрастным требованиям той или иной возрастной группы.

Затем воспитатель подготовительной группы Шестёркина Татьяна Александровна раскрыла направление «Воспитание звуковой культуры речи», предложив присутствующим свой опыт работы по теме «»Развитие мелкой моторики - подготовка руки к письму». Она провела с педагогами практикум, используя тот материал, который всегда находится в шаговой доступности: крупы, прищепки, пуговицы, бусинки, бросовый материал и т.п. В конце практикума каждый педагог получил памятку «Игры для развития мелкой моторики с предметами».

О формировании грамматического строя языка, о том, какие грамматические формы чаще всего вызывают затруднения у младших, старших дошкольников, говорила старший воспитатель Ударцева Нина Павловна. По традиции была проведена и «Минутка русского языка», где педагоги автоматизировали употребление слов и выражений, наиболее часто встречающихся в их педагогической практике: согласовывали окончания существительных множественного числа родительного падежа (много матрёшек, тортов …), образовывали глагольные формы (повелительное наклонение поезжай…) , ставили правильные ударения в отдельных словах (сливовый…) и т. д.

Педагоги практиковались в использовании педагогических технологий по развитию связной речи: особое внимание привлекла их технология «синквейн». У многих педагогов эта технология ассоциировалась с уже знакомыми всем играми «Продолжай» или «Дополни предложение» с мячом:

Ребёнок — называет слово

Добавляет слово, чтобы они согласовывались

Продолжает

Заканчивает предложение (ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ В ОКОНЦЕ).

О формировании элементарного осознания явлений языка и речи как условии подготовки дошкольников к обучению грамоте, а также воспитанию любви и интереса к художественному слову говорила заместитель заведующего Зыкова Вера Александровна. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу - овладению грамотой и чтением. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки, глазомера и прочее.

Таким образом, педагоги ещё раз на практике подтвердили то, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является и нашем дошкольном учреждении одной из самых актуальных. Педагоги используют в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии - это инструментарий, при помощи которого решаются поставленные на определённый период задачи.

В заключительной части семинара педагоги с удовольствием использовали «синквейн» со словом «СЕМИНАР». Итогом семинара стали слова Чарльза Диккенса: «Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!






Этапы становления речи детей 1 этап Подготовительный (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2 этап Преддошкольный (от 1 года до 3 лет). С появлением первых слов начинается этап становления активной речи. 3 этап Дошкольный (от 3 до 7 лет). Формирование фонематического восприятия, увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, монологической речи. 4 этап Школьный (от 7 до 17 лет). Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, формируется письменная речь.


Речь педагога Уместность (употребление единиц, соответствующих ситуации и условиям Богатство (умение использовать все языковые единицы) Чистота (отсутствие элементов чуждых литературному языку) Выразительность (интонация, темп, сила, высота голоса и др.) Логичность (выражение в смысловых связях компонентов речи) Правильность (соответствие языковым нормам) Точность (соответствие смыслового содержания и информации)


Хорошо владеет устной речью может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения может выделять звуки в словах у ребенка складываются предпосылки грамотности Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования




Овладение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы


1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение слов К концу 1 года жизни до слов К концу 2 года жизни до 1500 слов К концу 3 года жизни до 1900 слов К концу 4 года жизни до К концу 5 года жизни до слов 6 – 7 лет


2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование