Построение. Ребята, вчера у нас был очень тяжелый день, но и в то же время достаточно плодотворный, и к тому же, мы создали свою армию. Сегодня у нас день отдыха, а точнее экскурсия на природу. Но начнем мы ее не совсем обычно, а с экскурсии в «тропический» лес. Вы все знаете, что такое «тропический лес» - это настоящий рай для животного и растительного мира.

Какое, вы знаете, самое высокое тропическое дерево? (Эвкалипт)

Самое толстое дерево? (Баобаб)

Самая длинная по протяженности река Южной Америки? (Амазонка)

Какая, самая большая в мире змея, обитает в пойме этой реки? (Анаконда)

Назовите, какое самое большое животное, вы знаете? (Слон)

А какое, животное, самое высокое? (Жираф). Хотя, если сравнивать жирафа с древними животными, динозаврами, то жирафы выглядели бы, как муравьи рядом со слонами. Вам известно о том, что муравьи самые древние насекомые? А вопрос к вам такой.

От каких насекомых произошли муравьи? (от ос, термитов, тараканов)

Тараканы – это самые древние насекомые, а из растений до наших дней дожили только папоротники, и хвощ, конечно, очень сильно поубавившись в размерах. В эпоху динозавров это были огромные деревья.

В литературных произведениях встречаются факты выживания в дикой природе, джунглях детей, оставленных людьми. Какие, из этих героев, вам известны? (Тарзан, Маугли.)

Нам остается надеяться на то, что никто из вас сегодня не будет потерян в лесу, и мы вернемся домой в том же составе. Но перед тем, как отправиться в поход, мы проведем, еще один конкурс, а называется он «Собери рюкзак». Перед вами карточки, с названием вещей, которые понадобятся вам в походе, но среди них есть и не нужные вещи, которые вам не понадобятся. Отделить нужные от ненужных, и будет вашим заданием, а мы проверим, насколько вы готовы идти в поход.

Определяется команда, победитель конкурса, и группа выходит из лагеря. Для отдыха и игры подойдет любая поляна в лесу, поход по времени ограничен, поэтому уходить далеко не следует. После выхода из леса, объявляется остановка «Веселая полянка», где и будут, проводится конкурсы и игры.

Первый конкурс называется «Переправа». На землю кладется веревка длиной 3 – 4 метра. Участники с завязанными глазами должны «переправиться на другой берег». Капитан команды должен корректировать движение участников, говорить, куда ставить ногу. Учитывается время «переправы» команды, и точность движения.

Второй конкурс «Тарзанка». На небольшой высоте, к толстой ветке дерева, выступающей на поляну, привязывается веревка, к ней крепится свежесрубленная перекладина, для рук. Имитируется переправа через овраг. Учитывается длина прыжка. В этом конкурсе желательно участие не всей команды, а только старших, наиболее физически подготовленных мальчиков.

Третий конкурс «Изобрази животных». Каждая команда представляет «стадо, стаю животных», имитирует их движения, повадки, но не произносит звуков. Учитывается максимальное количество правильно угаданных животных, соответственно команда, давшая их, получает жетон.

Следующий конкурс, точнее не конкурс, а массовая игра, называется «Птицы». Я буду называть не только птиц, и если вы услышите другое слово, то хлопайте в ладоши. Итак:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны, «Это было легко, начнем сначала»:

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

чибисы, чижи, галки и стрижи.

Комары, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

Сейчас мы, ребятки, вместе с вами будем определять знатоков грибов. Узнаем, с кем не страшно ходить за грибами. Если знаете правильный ответ, поднимите руку.

1. Этот гриб можно найти не только под березой. Но чаще всего он растет именно под ней. (Подберезовик, обабок)

2. Живут эти грибы большими семьями, на деревьях и на пнях. Встретил такие грибы, смотри, «надета ли на них юбочка». (Опята)

3. Эти грибы узнаешь по цвету. И еще по капелькам оранжевого сока, который появляется на срезе, приятно пахнущий хвойной смолой. (Рыжик)

4. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (Белый)

5. В сухую погоду шляпка этого гриба ни чем не примечательна, а в сырую блестит, словно маслом смазанная. (Масленок)

А теперь хотелось бы узнать, сколько песен о природе вы знаете, исполнять можно одну, две строчки. Последний исполнивший песню, получает жетон.

Следующий конкурс «Меткий стрелок». Один представитель от команды держит в руках корзинку. Остальные участники с расстояния двух метров, бросают в корзину шишки. Каждый участник делает по два «выстрела». Учитывается количество шишек, оставшихся в корзинке.

Постарайтесь представить, вас разбудили среди ночи и сказали, что на наш лагерь бежит огромное стадо зубров. Вы быстро одеваетесь и убегаете. Но вышло так, что вы вдвоем одели одни и те же штаны, т.е. одна штанина на одном, другая на другом. Но переодеваться некогда, и вы так и убегаете. В этом и заключается суть следующего конкурса. Два участника команды одевают одни штаны, бегут до «маячка», возвращаются и передают эстафету. Учитывается время прохождения дистанции всей командой. Команда, показавшая лучшее время, зарабатывает жетон.

Конкурсы заканчиваются, команды возвращаются в лагерь. Все идут на обед. После обеда построение, подсчет жетонов. Объявляется команда – победитель. Дети уходят домой.

Анализ работы

лагеря с дневным пребыванием детей « Экологическая тропа » на территории

МБОУ Таятская ООШ Каратузского района Красноярского края

за июнь 2017 года

Лето – это прекрасная пора, когда мир становится ярче, красочнее и чуточку счастливее! Именно таким он должен быть для наших детей – добрым, светлым и безопасным!

С 1 по 26 июня обучающихся школы встречал летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Экологическая тропа», в котором 26 детей отдохнули с удовольствием и пользой для здоровья и души.

Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение для всех. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Цель программы - организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период.

Задачи программы:

  • расширение экологических знаний об окружающей живой природе своего края;
  • формирование у учащихся бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • максимальное использование возможностей природного окружения;
  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • организация активного отдыха и оздоровление детей;

развитие творческих и коммуникативных способностей

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Распорядок жизни строился так, что в определенное время ребята объединялись по способностям и пожеланиям. Ребенок выбирал для себя «Мастерскую», имея возможность заниматься интересным ему делом, чему-то научиться, чем-то послужить примером другим.

Педагоги постарались сделать отдых детей в лагере организованным. Дети были разделены на два отряда «Добродеятели» и «Юные экологи». Ребята оформили отрядные уголки, где поместили свой девиз, речевку, эмблему. Кроме того был создан общий стенд лагеря на котором была размещена информация: план работы на каждый день, режим дня, охрана жизни и здоровья.

Каждый день пребывания в лагере был подчинён определённой тематике. Очень ярко и увлекательно для детей прошли День открытия лагерной смены, День грибов, День планеты, Тропою смелых, «День леса, День воды, День птиц, День древних сражений, День России, День Воздуха, День творчества, День животных, День Нептуна, День чудес, День экологических сказок, День приключений, День компаса, День погоды, День памяти и скорби, День исследователей, День природы родного края.

В первый день работы была проведена операция «Уют». Детей ознакомили с помещениями - с отрядными кабинетами, где каждый ребёнок выбрал себе место. Первый день – День открытия лагеря был ознаменован праздником Дня защиты детей. Воспитатели приготовили интересное мероприятие, которым и открыли лагерь. Дети помогли Лешему и Бабе Яге найти волшебные пузыри желаний, отгадывая загадки Мальвины. Пели и танцевали задорный танец «Летк- енка» все вместе. Затем все отправились в сельский центр культуры, где состоялся праздничный концерт, в котором активное участие приняли обучающиеся нашей школы. В программе концерта были зажигательные танцы и лирические композиции, ансамблевые, сольные и дуэтные песни различной тематики, звучавшие от всего сердца для зрителя.

2 июня - «День грибов». Прошли такие мероприятия: минутки здоровья, «В гостях у Айболита», игра «Жизнь грибов», спортивные состязания. Всем очень весело и интересно!

3 июня в лагере дневного пребывания «День планеты». Прошёл экологический ликбез «Экология родного края», минутка безопасности «Мы и дорога», викторина «Знаешь ли ты?».

5 июня играем в познавательно-развлекательную игру «Тропою смелых», минутка здоровья «Зелёная аптека», экологический марафон «Красная книга».

6 июня объявлен «Днём леса» в лагере дневного пребывания. В этот день воспитатели говорили о пользе леса, влиянии на него человека, об охране леса, правилах поведения в лесу. Ребята отвечали на вопросы, читали стихи. Библиотекарь зачитала правила поведения на природе и обращение М. Пришвина о том, что нужно любить и охранять природу: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». В конце дня была организована викторина «Лес – богатство России» и конкурс «Птицу отгадай».

9 июня в лагере дневного пребывания «День древних сражений», прошёл конкурс «Наше поколение выбирает спорт и здоровье». А затем прошла интересная и полезная встреча с работником ПДН, которая рассказала о ПДД и ответственности за правонарушения.

12 июня – особая дата в многовековой истории России. В связи с празднованием Дня России, 10 июня был проведен день России. В этот день прошёл конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия», беседа с сопровождением презентации «Символы России в разные времена». По итогам презентации была проведена интеллектуальная игра « Символы России в разные времена» . В игре участвовали все дети.

Все мероприятия были направлены на воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, к государственным праздникам и символам страны.

В конце дня прошёл праздничный концерт «Моя Россия». На концерте звучали стихи и песни о России.

13 июня в лагере дневного пребывания был «День воздуха». Для ребят были организованы: экологический час «Атмосфера – наше защитное покрывало», развлекательное мероприятие» Праздник воздушных шаров», конкурс «Сказка на новый лад».

14 июня в «День творчества» прошла минутка безопасности «Один дома…», мини-проект «Отходы не во вред природы», где дети изготовили цветы из пластиковых бутылок.

15 июня был «День животных» в рамках которого прошла спортивная игра «Зоологические забеги», конкурс рисунков «Необычное животное».

16 июня в традиционный «День Нептуна» прошла минутка здоровья и безопасности «Как вести себя на воде?» и спортивно-развлекательная игра, сельский библиотекарь провела с детьми викторину о воде.

С 17 июня В целях формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах и на воде в лагере с дневным пребыванием детей прошла неделя безопасности, в рамках которой организованы игры, соревнования и викторины.

19 июня прошёл день экологических сказок. Отрядам было предложено поучаствовать в игре «Кто хочет стать сказочным миллионером». Первым этапом игры была разминка. Каждому отряду было предложено по 12 вопросов. На все вопросы ребята ответили верно. Следующим этапом была «Своя игра по сказкам», в которой ребятам были предложены вопросы по следующим темам: сказки Г.Х. Андерсена, сказки А.С.Пушкина, сказочные предметы, музыка из мультфильмов, сказочные персонажи и цитаты из сказок. В конце такого насыщенного конкурсами дня все успешно справились с творческим заданием – нарисовали своих сказочных героев и показали сказки собственного сочинения.

20 июня прошёл день приключений каждый отряд представил карту своих приключений и поиску клада, показал художественный номер и атрибутику пиратов.

21 июня День компаса. Там, где подвижная игра, нет места скуке. Особенность подвижных игр - их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать сообща в непрерывно меняющихся условиях. И ключевым делом дня стала игра-путешествие «Тропа испытаний». Дети на первом этапе игры путешествовали по школьному стадиону, где на восьми станциях добывали ключи, демонстрируя свою эрудированность, ловкость, смекалку и сноровку, командный дух.

На втором этапе игры команды боролись в интеллектуальном поединке. По итогам всей игры воспитанники лагеря отметили, что узнали много нового и интересного, еще больше сдружились друг с другом, получили яркие положительные эмоции.

22 июня День памяти и скорби, именно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день мы почтили воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества. Русские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Воспитателями была подготовлена презентация и беседа об этом памятном дне.

23 июня День погоды. В течение всего дня дети развлекались, участвовали в увлекательных конкурсах, радовались сами и вызывали улыбки у друзей и окружающих.

Большое внимание педагогами уделялось подвижным играм на свежем воздухе и укреплению здоровья. Каждое утро начиналось с бодрой зарядки, которая проходила на свежем воздухе, для ребят проводились минутки здоровья, а после - повара кормили ребятишек вкусным и полезным завтраком.

Поварами и администрацией школы постоянно осуществлялся контроль за приготовлением пищи и соблюдением питьевого режима, а воспитатели лагеря строго следили за соблюдением детьми личной гигиены до и после приема пищи, во время игр и пребывания на воздухе.

В рамках оздоровительной работы в лагере проводились спортивные мероприятия: первенства лагеря по игровым видам спорта, спортивные эстафеты (как командные, так и личные первенства), в которых были задействованы все дети. С большим удовольствием дети участвовали в спортивных конкурсах, где проявляли силу, выносливость, терпение, умение сопереживать, сочувствовать. В таких мероприятиях у ребят происходил выброс отрицательной энергии и зарядка положительными эмоциями..

В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей были проведены следующие мероприятия: КВН «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», в ходе которого повторили основные правила поведения в природе, на улице и дома; беседы на тему безопасного поведения на водоёмах; беседы по правилам пожарной безопасности, основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность» и викторин на знание правил поведения в экстремальных ситуациях.

Дети приняли активное участие в концертах, посвящённых открытию и закрытию лагеря.

В лагере дети занимались общественно-полезным трудом: следили за чистотой в комнатах, ухаживали за комнатными растениями, поливали цветники на территории школы.

Для детей летнего оздоровительного лагеря было организовано полноценное двухразовое питание в столовой школы. Здесь неустанно трудились повар и помощник повара. Ежедневно дети с удовольствием съедали завтрак и очень вкусный обед. А после приема пищи можно было заняться своим любимым делом. Дети рисовали, лепили, читали, просто играли, разгадывали кроссворды, танцевали, пели, играли на свежем воздухе.

Время, которое ребята провели в смене, им очень понравилось и конечно запомнилось. Они провели его с пользой для себя и своего здоровья.

26 июня в последний день работы лагеря состоялось заключительное мероприятие «До свидания, лагерь!». Была составлена концертно-развлекательная программа, в ходе которой дети участвовали в играх, пели песни, танцевали.

Подводя итог, дети отметили, что каждый день пребывания в лагере был полон эмоций, насыщен мероприятиями и зарядом бодрого настроения и здоровья.

За активное участие в конкурсах и мероприятиях дети награждались грамотами, сладкими призами и подарками.

Организованный отдых и оздоровление детей на базе нашей школы создали условия для физического развития и укрепления здоровья, способствовали воспитанию у ребят дисциплины, трудолюбия, дружбы и коллективизма, ответственности, коммуникабельности, толерантности. Каждый из ребят за время смены нашел себе дело по душе, проявил свои лучшие качества.

Анализ результатов показал, что у детей сложились положительные впечатления от пребывания в школьном лагере. Так же высоко оценили организацию работы лагеря родители учащихся.

Поэтому можно уверенно сказать, что время, проведенное в лагере, не прошло бесследно для детей и на следующий год они с удовольствием примут участие в работе лагеря.

В полной мере можно сказать задачи и цели, которые были поставлены при планирование работы лагеря, выполнены в полном объёме.

Смена закончилась, но остались бодрый дух, хорошее настроение и приятные воспоминания.

Руководитель лагеря: Ткачёва Н.М.


Лагерь – это большая, умная игра, которая помогает детям
радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А. Шлаков

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых.

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Это период, когда школьники полностью освобождены от проблем школьной жизни и часто предоставлены сами себе. Проблему полноценного отдыха и оздоровления детей эффективно решают лагеря с дневным пребыванием детей.

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Летняя практика работы с детьми убеждает нас, что каждый день лагерной смены может стать в умелых руках педагога прекрасной площадкой для самораскрытия, самоутверждения, самореализации ребенка. Сколько различных умений, навыков, знаний о себе и других могут приобрести за это время ребята, смогут много узнать нового, понять цену дружбы и товарищества, ощутить радость труда на общую пользу, научиться жить в коллективе.

Эффективной формой такого воспитательного процесса в условиях летнего отдыха является проведение тематического дня.

Область применения разработки: оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Возраст: с 6 до 15 лет

Цель проведения тематического дня: организацияинтересного отдыха детей,углубление знаний, развитие навыков, умений, личностных качеств в рамках конкретно взятой темы.

  • создание условий для проведения тематического дня
  • организация совместной деятельности детей и взрослых
  • подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения мероприятий
  • составление плана

Ожидаемые результаты: полноценный, интересный отдых, формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей, развитие умений и навыков ребят.

Формы и методы реализации: в рамках тематического дня используются разнообразные формы (викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.) объединенные одной темой.

Материально-техническое обеспечение: подручные материалы, техническое оборудование, канцелярские товары, спортивный инвентарь, методические разработки, методическая и художественная литература и т.д.

1. Понятия и определения.

Что нужно понимать под термином “Тематический день?”. Тематическим днем называется такой день, в котором проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематика таких дней разнообразна:

  • интеллектуальная (игры, викторины, защиты, тренинги).
  • творческая (концерты, конкурсы, конференции).
  • спортивная (соревнования, турниры, спартакиады)

Тематические дни, как правило, имеют название, точно указывая сферу отбора содержания: например: День цветов, День именинника, День мам. Или образное “название-символ” (строки из песен, стихов, пословиц и другое...), например: “Помнит мир спасенный...”, “Его величество, театр...”

Программа дня может включать различные направления деятельности:

  • интеллектуальное (викторины, игры)
  • трудовое (трудовые десанты, работа в творческих мастерских, сбор и заготовка..)
  • творческое (конкурсы, праздники, концерты..)
  • спортивное (соревнования)
  • организаторское (советы дел, ведущие, творческие группы, члены жюри и др.)

3. Вариативные модели организации тематических дней.

Модель № 1.

Тематические дни выделяются в плане работы всего лагерного коллектива. И тогда в содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня. Например: “День мира”. В программу можно включить:

  • Конкурс рисунков на асфальте, плакатов “Мы мечтою о мире живем” (ответственные: творческая группа. Участвуют младшие отряды).
  • Военно-спортивная эстафета “Смелые. Сильные. Ловкие.” Участвуют команды отрядов (разновозрастные). Ответственные: совет дела, представители отрядов)
  • Час встреч. “У нас в гостях участники войны, труженики тыла”. Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.
  • Программа “А песня ходит на войну”

Модель № 2.

Тематические дни определяются в плане на каждый день. Тогда планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа из числа ребят, выражающих интерес к определенной теме. Такие дни могут быть как в общелагерных так и в отрядных планах. Например: “День спорта” (соревнования, награждение), “День туриста” (поход, туристическая эстафета,), “День памяти” (линейка, конкурс рисунков, возложение венков к памятнику), “День веселых мастеров” (работа в мастерских, конкурс-выставка “Своими руками”, награждение, концерт-экспромт, “День барона Мюнхгаузена” (конкурс на лучший рассказ-небылицу, отыскать ошибки в рассказе Барона и др.), “Веселая пятница” - День забот и развлечений, “День смеха” (смехопанорама), “День фантазеров” (конкурс фантастических проектов), “День музыки” (концертный зал “Мелодия”)

Модель № 3.

Тематические дни могут быть включены в циклограмму работы лагеря. Тогда программы этих дней будут представлены различным содержанием. Ответственность за организацию таких дней могут нести:

  • дежурный отряд;
  • совет дела (представители разных отрядов);
  • творческие группы

Пример:

  • Понедельник - День леса
  • Вторник - День игры и игрушки
  • Среда - День сказки
  • Четверг - День творчества
  • Пятница - День здоровья
  • Суббота - День великих открытий
  • Воскресенье - День путешественников

Тематический день включает программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.

Удобство такого дня прежде всего организационно – содержательное: не надо ломать голову, что провести с детьми утром и что в обед. Логика дня выстраивается сама собой, тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что - то творческо-конкурсное, что – то из разговорного жанра. Например, если планируешь, День Леса, то программа дня будет такой:

  • “Зоологические забеги” (что - то спортивное);
  • Викторина “Загадки леса” (что - то познавательное);
  • Беседа “Человек – дитя природы” (что - то из разговорного жанра).
  • Конкурс и фантазия (что - то творческое).

При организации любого другого дня алгоритм остается тем же. Может меняться только очередность. И может что- то добавиться, например: танцевально – игровая программа или концерт и т.д. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

Тематический день позволяет внести “что-то свеженькое в скучные организационные моменты. Ведь и зарядка и завтрак становятся тематически нацеленными. В результате появляются на свет “смотр индейских войск” вместо зарядки, “процедура заправки топливом” вместо “завтрака” и др.

4. Порядок разработки тематического дня.

Все начинается с выбора тематической темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как педагогу хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы чем-то похож на придумывание названия отряда.

  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика...)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать.
  • Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
  • Тематический день может быть отрядным или общелагерным.
  • Тема дня - всё что угодно (День индейца, Нептуна, красоты, любви, науки и т.д....)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)

Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.

Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска...)

“Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому после обеда: великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров.

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения - общелагерные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  • Тема Дня так или иначе перекликается с темой сезона.
  • В простом тематическом дне не менее двух отрядных и лагерных мероприятий.
  • У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  • Важно предвидеть результаты тематического дня.

5. Условия разработки тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий;
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное лагерное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот возможные темы:

  • День рекордов (приложение №1),
  • День здоровья.
  • День сказочных затей (приложение №2).
  • День спорта.
  • День цветов.
  • День проказов и приколов.
  • День космонавтики (приложение №3).
  • День дружбы.
  • День наоборот.
  • День хороших манер.
  • День государственности и др.

Таким образом получается, что тематический день - замечательная организационная находка.

6. Примеры методических разработок тематических дней

Вариант №1

День творчества “Мой Называевск, родной”

  • театрализованное представление: “Говорит Называевск”
  • конкурсы (на разных площадках): ораторов – “Приезжайте в город к нам”, певцов – “Мелодии Сибири”, умельцев – “Сибирский сувенир”, реклам – “Сделано в Называевске”, рисунков – “Уголки родного города!”
  • представление лауреатов, награждение, демонстрация лучших работ, выступлений.

Вариант № 2

День творчества “Русские узоры”

  • посиделки “А у нас...”;
  • конкурсы: частушечников “Сибирские попевочки”, шумовых оркестров “Перезвон”, мастеров росписи “Матрешка”, плясунов “Веселый каблучок”, скороговорщиков “Тараторки”;
  • галерея лауреатов: представление, награждение, выступления.

Вариант № 3

День творчества “Его величество театр”

  • конкурсная программа “Театральные мастера”,
  • конкурсы: художников (“Афиша” спектаклю), пантомимы, выразительного чтения, сценического движения, моя роль...(в костюме), веселых рассказчиков анекдотов, театрального костюма.
  • гала-концерт. Награждение.

Таким образом, тематические дни представляют собой интересную форму организации жизнедеятельности детского коллектива, позволяющие объединить детей и взрослых, придать самобытность лагерной смене, сформировать привлекательный имидж лагеря.

Примерные программы проведения тематических дней в лагере дневного пребывания:

“День мальчиков”

  • Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты, фотоколлажи встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.
  • Театрализованное приветствие
  • Праздничный приказ “Мы вам точно сказать хотим”.
  • Конкурсы: спортивный, военный, бизнес, этикета, хозяин, эрудит (жюри только девочки)
  • Концерт “На сцене только девочки”
  • Парад мальчишек

“День именинника”

  • Газеты Поздравительные телеграммы, открытки от ребят, сказочных и эстрадных звезд и др.
  • Стол подарков от друзей.
  • Шоу-программа “Под знаком “Близнецы”
  • Концерт-капустник “Посвящаем Вам” (по заявкам)
  • “Благодарим...” (ответное слово именинников)

В ходе конкурсов выявляется уровень знания участницами лекарственных растений, грибов, фруктов, ягод, овощей, умения определять название дерева по контуру его листа, а также изображать с помощью пантомимы действия, иллюстрирующие летние работы.

Победительница становится обладательницей титула «Сударыня Лето» и короны.

Ведущий. Уважаемые зрители! Конкурсную программу «Сударыня Лето» мы начинаем со знакомства с участницами, которые будут приглашаться в зал по очереди и отвечать на наши вопросы. При этом жюри будет оценивать умение девочек преподнести себя, непринужденность, находчивость, оригинальность ответов.

Ведущий представляет каждую участницу, задает ей вопросы, затем предлагает зрителям задать свои вопросы.

Примерные вопросы ведущего

♦ За что вы любите лето?

♦ При слове «лето» какие ассоциации у Вас возникают?

♦ Самый красивый, на Ваш взгляд, летний цветок?

♦ Есть ли что-нибудь, не нравящееся Вам в лете?

♦ Если бы Вас попросили нарисовать эмблему лета, что бы Вы изобразили на ней в первую очередь?

♦ Вам бы хотелось, чтобы лето продолжалось круглый год?

Зрители задают свои вопросы. Жюри оценивает конкурс.

Ведущий . Следующий конкурс носит название «Лесная аптека».

Лес — это наше богатство, это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства, с помощью которых предупреждаются и излечиваются различные болезни.

Проверим, насколько хорошо наши участницы знают лекарственные растения. Я буду читать загадку, а девочки строго по номерам будут записывать на листках отгадки.

1. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива)

2. Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид. (Подорожник)

3. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

4. Белая корзинка, золотое донце;

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

5. Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей)

6. «Кошачья травка» —

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

7. Зелены кусточки,

Алые цветочки;

Коготки-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Жюри оценивает результаты конкурса. В это время зрители отвечают на вопросы по теме «Лесная аптека».

Какое растение сводит бородавки? (Чистотел)

Цветок ярко-синего цвета, который можно найти во ржи. (Василек)

Какое дерево имеет эффектный, «боярский» вид, откуда и произошло его название? (Боярышник)

Травка от 99 болезней с золотисто-желтыми цветками, собранными в метелку, которая не только лечит, но и калечит, правда, в основном, животных. (Зверобой)

Желтые и оранжевые цветы, название которых имеет что-то общее с календарем. (Календула)

Дерево с душистыми цветками, название которого иногда употребляется в значении «подделка», «фальшивка». (Липа)

В названии этого растения упоминается родная и неродная мама. (Мать-и-мачеха)

Серебристо-зеленые веточки сплошь облеплены оранжевыми ягодками: сидят они, плотно прижавшись друг к другу. (Облепиха)

Ведущий . Теперь посмотрим, хорошо ли претендентки на звание «Сударыня Лето» знают деревья, растущие в нашей местности. Конкурс «Деревья». Их задача — по контуру листа назвать дерево. (См. приложение)

Девочки на листах бумаги под соответствующим номером записывают название дерева.

Ответы: 1. Дуб. 2. Ольха. 3. Береза. 4. Клен. 5. Рябина.

Пока жюри оценивает работу участниц, зрители выполняют задание ведущего: «В данном слове заменить всего одну букву на другую, чтобы получилось название дерева».

Сла ва — сли ва, д ва — и ва, к уб — д уб, кли н — кле н, ла па — ли па, бы к — бу к, во з — вя з, Г алина — к алина, кеды — кедр , пин та — пих та.

Ведущий. Следующий конкурс называется «Грибной кузовок».

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: — Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой!

Из-под елки фыркнул еж:

— Все грибы ты растрясешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха.

♦ КА — РО — MAC — ЛЁ — СЫ — ЕЖ — ВИК,

♦ НОК — ПОД — ОСИ — ВИК — РЫ — КА — ЖИК,

♦ КА —СИЧ — ЛИ — ПОД — РЁ — БЕ — ЗО — НО,

♦ НУШ — ИК — КА — ИН — ПЁ — МОК — ВОЛ — ОВ — О.

Задание : составить из данных слогов как можно больше слов, обозначающих названия грибов. (Каждая участница получает по набору карточек со слогами.)

Ответы : масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит со зрителями игру: рассыпает по полу рисунки грибов и устраивает соревнование между двумя игроками — кто больше «грибов» успеет собрать в кузовок, при условии, что собирать нужно «грибы» по одному.

Ведущий . А сейчас — конкурс под названием «Во саду ли, в огороде». Участницы в порядке очередности будут называть все, что растет в саду и на огороде: овощи, фрукты, ягоды. Та участница, чье молчание будет длиться более трех секунд, выбывает из конкурса. Соответственно, побеждает оставшаяся в игре. Начинаем!

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий . Чтобы выяснить, насколько хорошо претендентки на звание «Сударыня Лето» знакомы с разными видами летних работ, мы проведем конкурс, который называется «Хозяюшка». С помощью жестов и мимики участницам нужно показать действия, которые записаны на карточках. Задача зрителей — узнать и назвать эти действия.

КАРТОЧКИ

♦ Вы полете грядки.

♦ Вы собираете яблоки с дерева в корзину.

♦ Вы собираете грибы.

♦ Вы поливаете огород.

♦ Вы косите траву.

♦ Вы варите варенье.

Ведущий. Слово жюри. Оно подведет окончательные итоги и назовет победительницу.

Вручение короны победительнице, вручение поощрительных призов всем участницам.

В дачном сражении участвуют 2 команды с любым количеством игроков. Ответы на все задания записываются капитаном и передаются жюри. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

Мероприятие актуально для учащихся 2—4 классов.

Ведущий. Дача — это и место отдыха, где нас ждут купание, рыбалка, грибы, и место неустанной работы по возделыванию земельного участка. Дачный сезон длится с ранней весны до поздней осени. И каждый сможет найти себе на даче занятие по душе!

А мы с вами сегодня проведем дачный поединок и выясним, какая команда более компетентна в дачных вопросах.

Открываем сражение двух команд задачами про дачу. Каждую задачу я читаю один раз. Будьте внимательны. (После совместного обсуждения и решения капитан передает ответ в письменном виде жюри.)

ЗАДАЧИ

♦ Дядя Вася высадил на грядку 20 Капустин. 3 Капустины затоптал соседский индюк. 5 Капустин сломал сын дяди Васи футбольным мячом. 4 — съели вредители. Остальные Капустины выросли. Сколько кочанов капусты выросло? (8)

♦ Одна сторона участка дяди Васи длиной 18 метров примыкает к зоопарку, где живет очень любопытный жираф. Один шаг жирафа — 3 метра. Сколько шагов он делает, когда идет от одного края участка до другого? (6)

♦ Жираф из предыдущей задачи таскает с участка все, что там растет. Дядя Вася поставил со стороны зоопарка забор, вкопав через каждые 3 метра по столбу и натянув на них сетку. Сколько столбов понадобилось дяде Васе? (7)

Ведущий. Дачники используют на своих участках различные сельскохозяйственные орудия труда. Загадки о них я сейчас предложу командам. (Строго по номерам капитан записывает отгадки и передает жюри.)

ЗАГАДКИ

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок. (Пила)

Где прошла гребенка,

Выросла копенка. (Грабли)

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор)

Согнута в дугу,

Летом на лугу.

А зимой на крюку. (Коса)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (Лопата)

Нос дырявый у колодца —

И оттуда дождик льется. (Лейка)

Старая бабка по двору шныряет,

Чистоту соблюдает. (Метла)

Ведущий. Что только не растет на даче! Деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды... А какие растения вы найдете на моей даче? Ответ получится, если в каждом данном слове заменить всего лишь одну букву.

Команды получают карточки.

Карточка

Слава — ..., река — ..., маг — ..., грех — ..., машина — ..., плюс — ..., луч — ..., линия — ..., порох

Ответы: слива, репа, мак, орех, малина, плющ, лук, лилия, горох.

Ведущий. Лакомством для дачников являются ягоды. Следующее здание называется «Слово рассыпалось». «Соберите» слова и получите названия ягод.

Команды получают карточки.

КАРТОЧКА

ИЛМААН, МРНСДИООА, ИОЫРЖВНКК, ЛБИКАНУК, ИЯНВШ, ЛОЕИАБПХ.

Ответы: малина, смородина, крыжовник, клубника, вишня, облепиха.

Ведущий. Конечно же, ни одна дача немыслима без овощей и фруктов. Что обычно выращивают дачники на своих земельных участках? Ответ кроется в загадках. Но в каждой загадке пропущена одна строчка. Нужно найти эту строчку в наборе карточек, которые я выдам каждой команде, и вписать ее в загадку.

Команды получают карточки с текстом загадок и наборы карточек с пропущенными строчками.

КАРТОЧКИ С ЗАГАДКАМИ

♦ Раскололся тесный домик

На две половинки,

……………….

Бусинки-дробинки.

♦ Привязан кустик к колышку.

На кустике — шары.

……………….

Краснеют от жары.

♦ ……………….

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

♦ Я румяную матрешку

……………….

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.

♦ Долгоножка хвалится:

……………….

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка.

♦ ……………….

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

КАРТОЧКИ С ПРОПУЩЕННЫМИ СТРОЧКАМИ

♦ И посыпались в ладони

♦ Бока подставив солнышку,

♦ Неказиста, шишковата,

♦ От подруг не оторву.

♦ — Я ли не красавица?

♦ Расселась барыня на грядке,

Ведущий. Следующее задание носит название «Дачное ассорти». На карточке записаны слова. По определенному принципу их нужно разделить на три группы.

КАРТОЧКА

Огурец, малина, земляника, абрикос, груша, тыква, клубника, редис, яблоко.

Ответ.

1. Огурец, тыква, редис — овощи.

2. Малина, земляника, клубника — ягоды.

3. Абрикос, груша, яблоко — фрукты.

Ведущий . Дачный сезон совпадает с грибным. Многие дачники пользуются возможностью пособирать в ближайшем лесочке съедобные грибы. Перед вами кроссворд, в который за три минуты нужно вписать как можно больше знакомых вам названий съедобных грибов (в единственном числе).

Ответы. 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Груздь. 4. Подосиновик. 5. Боровик. 6. Волнушка (свинушка). 7. Рыжик. 8. Дождевик.

Ведущий. Слово жюри для подведения окончательных итогов.