Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

А.Блок

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С.Есенин

Пою мое отечество…

В.Маяковский

Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.

Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.

Александр Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Каждое лето, приезжая в Шахматово, будущий поэт еще ребенком начал понимать красоту сельской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят, как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Ранняя лирика Блока близка к фольклору. Например, его героиня обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой – царевич, князь, жених. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. Так, в стихотворении «Русь» перед нами предстает чудная, таинственная, волшебная страна, которая появилась из сказки:

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Но постепенно отношение поэта к России как к чарующей сказке меняется. В его творчестве появляются страшные картины. Лирический герой попадает в мир, где звезды и зори сменяет царство мхов, болот, ржавых кочек и пней. Ужасен и облик людей, обитающих в этом мире. Это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть, принять и полюбить страну в таком неприглядном виде.

Революционные события вплотную подвели А.Блока к теме Родины, настоящей, а не выдуманной. Теперь образ России поэт связывает не с мистическими, а реальными, земными представлениями. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народному сознанию, постижению судеб страны. В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором ярко прозвучал патриотический настрой лирики Блока.

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя! –

так восклицал поэт, обращаясь к России.

Александр Блок говорит о Родине с бесконечной любовью, проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой. Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах поэта. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей – такова блоковская Россия.

Александр Блок создал особенный лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы, возлюбленной, невесты, «светлой жены»:

О, Русь моя! Жена моя!

По мнению поэта, каков русский народ, такова и истинная Русь. В цикле стихов «На поле Куликовом» идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!»

Напоминая о подвиге былых времен, А.Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.

Таким образом, если сначала поэт воспевал романтически необычайную, дремучую, колдовскую Русь, то в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлениям о реальной, живой и могучей Родине.

Еще одним певцом России, ее удивительной природы, является выдающийся русский поэт Сергей Есенин. Его неповторимый талант признан практически всеми. С.Есенин родился на рязанской земле. Здесь прошло детство поэта, затем юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина и девичий смех. Все это можно найти в есенинских стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родному краю. «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорит поэт.

Ранние стихи Есенина полны звуков, красок. В них природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в бесконечном движении, в непрерывном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него спит «в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».

С приходом революции начинается новый этап в творчестве С.Есенина. Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:

О Русь, взмахни крылами!

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Есенин приветствовал революционное обновление России, но, когда начались преобразования в деревне, поэт с неприязнью отнесся к вторжению цивилизации, «железного гостя» в деревенские просторы. Лишь после зарубежной поездки изменились взгляды Есенина на те перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Теперь он готов всем сердцем воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Совсем иначе тема Родины отражена в творчестве другого русского поэта – Владимира Маяковского. Этот своеобразный поэт все свое творчество поставил на службу Родине, своему народу и революции. Он активно участвовал в жизни страны, был в курсе всех политических событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к искоренению пережитков прошлого.

По мнению поэта, для того, чтобы старый мир стал вчерашним днем, нужно активно строить мир новый, хотя это очень сложно в обстановке голода, разрухи и нищеты, воцарившихся в первые годы после революции. Но эта же революция породила нового советского человека, свободного и сильного, преображающего свою землю, проявляющего при этом небывалый героизм. Маяковский чувствует свою крепкую связь с такими людьми, с теми, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Трудолюбие советских людей, их готовность к лишениям во имя построения нового мира вселяют в сердце поэта радость, оптимизм и веру в создание на земле «города-сада»:

Я знаю –

город

будет,

Я знаю –

саду

цвесть,

когда

такие люди

в стране

в советской

есть!

Маяковский верил в новую страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и всю свою жизнь. Поэт невероятно гордился тем, что живет в единственной на свете социалистической стране. Горячей любовью к своему отечеству наполнены строки:

Читайте,

завидуйте,

я –

гражданин

Советского Союза.

Маяковский искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны и настанет светлое и счастливое будущее. Поэтому стихи поэта проникнуты гордостью за свою Родину, чувством глубокого патриотизма:

…главное в нас

это – наша

Страна Советов,

советская воля,

советское знамя,

советское солнце.

Таким образом, в творчестве и А.Блока, и С.Есенина, и В.Маяковского теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу. Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.

Как весну человечества,

Рожденную

В трудах и в бою,

Мое отечество,

Республику мою!

В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только "народа водитель", но и "народный слуга". На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению "пережитков". Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой "дрянью": бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо - грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти - живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле "города-сада":

Город Будет,Я знаю - Саду Цвесть,Когда Такие ЛюдиВ стране Советской

Маяковский говорил об "адовой" работе, совершаемой гражданами молодой страны: "освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды". По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

ТамЗа горами горяСолнечный край непочатый.За голод,За мора мореШаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, "с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден". Ему по душе и "громадье" планов строителей новой жизни, и "размаха шаги саженьи", и марш, "которым идем в работу и в сраженья". Будучи причастен к сотворению Отечества, "которое будет", Маяковский ощущает искреннюю радость:

Граждане!Сегодня рушится тысячелетнее "Прежде".Сегодня пересматривается миров основа.СегодняДо последней пуговицы в одеждеЖизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

Главное в нас

Это - наша Страна Советов.Советская воля, Советское знамя, Советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Описание событий в романах и других произведениях - это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

Сквозь револьверный лай,Чтобы, Умирая, ВоплотитьсяВ пароходы, В строчки И в другие долгие дела.

Александр Блок и Владимир Маяковский - два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого - пушкинского - века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих "сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности". У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.

Единственное, что их объединяет, - это горячая любовь к Родине.

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая - такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне, -

признается поэт в стихотворении "Грешить бесстыдно, беспробудно...".

Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..". Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: "Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным..." ("Новая Америка"), "...плат узорный до бровей...", "...мгновенный взор из-под платка...".

Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие "Россия", сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении "Осенний день" он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия - в каждом слове, в каждой строчке.

Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки "сверхъестественного". Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине ("Русь"):

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна...

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на поляк,

]Л ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении "Коршун" 1916 г.:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

"Коршуну кружить" оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме "Двенадцать", прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия - великая, истинная - никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме "Хорошо" Маяковский написал об этом времени:

Россия Блока... Незнакомки,

дымки севера шли на дно,

обломки и жестянки

консервов.

Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество

которое есть, но трижды -

которое будет.

В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны - оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:

где воздух,

как сладкий морс, Бросишь

и мчишь, колеся, - но землю,

с которою

вместе мерз, вовек

разлюбить нельзя... Я

землю эту

где и когда пузы растил и зобы, но землю,

с которой

вдвоем голодал, - нельзя

Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить

и умереть в Париже, если б не было

такой земли - Москва.

Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: "Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!". И пусть от этого некоторым "скривляло ожогом рот", пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.

В лирических произведениях двух величайших поэтов России - Блока и Маяковского - Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.

С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.

Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены,--

Не остановить в его неслышном карьере.

Республик и царств беря барьеры.

Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи — это летопись жизни с её взлётами и падениями.

Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает — «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).

Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.

Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня — образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.

Сойди, явись нам, красный конь!..

…О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села — всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.

Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.

С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…

О «странной любви» к Отечеству первым заговорил , а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.

В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.

Первым, к кому пришел совсем еще юный в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?

Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.

И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?

Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?

«Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений . И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.

«Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.

А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».