Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

  1. Евгений – о нем нам известно немного; жил в Коломне, там же служил. Был беден, но не имел пагубной склонности к деньгам. Несмотря на совершенную обычность героя, а он легко бы затерялся среди тысячи таких же серых жителей Петербурга, он имеет высокую и светлую мечту, которая полностью отвечает идеалам многих людей – женитьба на любимой девушке. Он – как любил сам Пушкин называть своих персонажей – «герой французского романа». Но мечтам его не суждено сбыться, Параша погибает при наводнении 1824 года, а Евгений сходит с ума. Поэт нарисовал нам слабого и ничтожного молодого человека, чье лицо мгновенно теряется на фоне фигуры Петра Первого, но даже этот обыватель имеет свою цель, которая по силе и благородству соизмерима или даже превосходит личность Медного всадника.
  2. Петр Первый – во вступлении его фигура представлена, как портрет Творца, Пушкин признает в правителе невероятный ум, но подчеркивает деспотизм. Сначала поэт показывает, что хоть император и выше Евгения, но он не выше Бога и стихий, которые ему не подвластны, но сила России пройдет сквозь все невзгоды и останется невредимой и непоколебимой. Автор не раз замечал, что реформатор был слишком самовластен, не обращал внимания не беды обычных людей, которые становились жертвами его глобальных преобразований. Наверное, мнения на эту тему всегда буду разниться: с одной стороны, тирания — плохое качество, которого не должно быть у правителя, но с другой – а возможны были бы такие обширные изменения, если бы Петр был мягче? Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос.

Тематика

Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

Проблематика

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
  • Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

Медный всадник – это одна из известных поэм Пушкина. Она написана в интересном стиле, так как среди главных героев есть только человек Евгений и памятник Медный всадник.

В начале произведения памятник показан, как живое существо, которое способно чувствовать, думать. Смысл всадника в том, что он символизирует Петра 1, правителя, который построил город Петербург.

Действия происходят осенью. Евгений – это трудолюбивый молодой человек, который верит, что все его дела обязательно приведут к чести и независимости. У него есть возлюбленная Параша.

Однажды начался сильный ливень, настоящее наводнение, которое привело в смятение весь город. Люди в панике спасались. Сам Евгений смог забраться на статую льва. Все время он думал о любимой, так как ее дом находился возле залива.

Вторая часть поэмы описывает то, чтобы было после потопа. Евгений спешит к возлюбленной, чтобы убедиться в ее безопасности. Но видит, что все снесено. Даже привычных деревьев нет.

От шока главный герой начинает сходить с ума, он дико хохочет и не может взять себя в руки. Скоро город снова зажил своей жизнью, только Евгений не смог оправиться. Он стал жить на улице, ел то, что находил.

Долгое время он существовал подобным образом, пока снова не вернулся к Медному всаднику. Помешательство заставило его думать, что памятник гонится за ним. Конец поэмы – это быстрая кончина главного героя.

Тема и идея произведения заключаются в самых острых вопросах, которые Пушкин часто понимал в своих произведениях. Он хотел понять, что именно нужно народу для того, чтобы быть свободными. Пушкин сильно разуверился в правлении царя и мечтал о свободе. Свои переживания он описал в этой поэме.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-08-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историческая мысль в поэме «Медный всадник»

«Медный всадник» поднимает проблемы взаимоотношений государства, власти и личности, несовместимости подчас их интересов. Но «Медный всадник» - поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее историческом развитии. Центральной здесь в этой связи становится фигура Петра Великого. На его образе мне и хотелось бы остановиться подробнее.

Стоял он, дум великих полн.

«нездешнесть» поэт передает курсивом: он. Он «дум великих полн», мыслит об укрощении стихии, о том, как он возведет из «топи блат» город откуда «грозить мы будем шведу», в который «все флаги в гости будут к нам». Размышляя об этих великих свершениях, великий государь не замечает ни «бедного челна», ни «приюта убогого чухонца». Этого человека не волнует жизнь ничем не примечательных людей, ведь перед его взором открывается картина будущего величия Северной столицы. Но разве можно творить великое, забывая о людях, тех, для кого все делается? Разве можно при этом оставаться человеком?

В прологе к поэме Петр еще жив, но он уже как будто стал тем медным всадником, образ которого будет преследовать «бедного Евгения». Он забронзовел, перестал принадлежать миру людей. Но Пушкин во всей поэме и не называет его по имени! Он в начале и медный всадник - потом. Да действительно ли это Петр?

император действует в «Арапе Петра Великого» и «Пире...»: это человек, полный жизни, способный на милосердие, на ошибки; относящийся с юмором к самому себе. Медный всадник на милосердие неспособен.

«назло надменному соседу», уничтожив то, что было дорого «финскому рыболову, печальному пасынку природы», а назло нельзя делать что-то хорошее. Кстати, исторический Петр заложил Петербург как торговую столицу, то есть для целей вполне позитивных.

«Назло» довлеет над Петербургом Медного всадника. «Строитель чудотворный» не включает в свои великие замыслы жизнь простых людей. Петербург был построен на костях. Насилие, которое совершил медный всадник, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!..

В «Медном всаднике» стихия природы сливается с бунтом народа, но это пока протест только одного его представителя - маленького человека Евгения. Этот бунт подавлен, но образ его, как и образ стихии, проходящий через всю поэму, остается предостережением для сильных мира сего, для правителей всех времен и народов. Разрушения в городе огромны, велико число жертв.

Над самой бездной,

Россию поднял на дыбы...

«бессмысленный и беспощадный бунт» уже потряс Россию в 1917 г. Великая страна над бездной и сейчас: правители, в том числе и современные, не вынесли урока из истории. Что же произойдет? Упадет ли Россия в бездну? Перепрыгнет ли пропасть? Или так и останется на ее краю? Хочется надеяться на лучшее. По моему мнению, это зависит не только от правителей, но и от самого народа. Ведь Божья кара в виде разъяренной стихии, как природной, так и народной, послана и сильным мира сего, и народу за то, что одни превратились в кумиров, а другие - в рабов. Пушкину одинаково ненавистны и «барство дикое», и «рабство тощее», о чем он говорит не только в поэме «Медный всадник», но во всей своей гражданской лирике.

На уроке вы прочитаете отрывки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»; отметите художественное и тематическое своеобразие произведения, которое стало итогом размышлений поэта о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории.

Тема: Из литературы XIX века

Урок: А.С. Пушкин «Медный всадник»

Насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы.

Тема Петра - «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств.

Одним из самых известных произведений Пушкина, посвященным Петру І, стала поэма «Медный всадник».

Поэма необычна тем, что в ней сам Петр І не действует, а ее главным героем является памятник (рис. 1). Медный всадник - это образ Петербурга и символ Северной столицы.

Рис. 1. Медный всадник. Памятник Петру І в Санкт-Петербурге. Скульптор Э. Фальконе ()

21 год шла война, которая позволила вернуть России захваченные в ХVІІ веке земли по берегам Балтийского моря. Россия добилась победы, вернула себе эти завоеванные земли, но они были пустынны, а берега Невы - болотисты, безжизненны. Угрюмый лес шумел в тумане, жилища северных жителей были редки и убоги. Петр І принимает построить город. Он получил название Санкт-Петербург.

А.С. Пушкин в своем произведении использует былинные способы изображения исторической личности. Образ героя дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать и покорить.

Рис. 2. Санкт-Петербург с высоты птичьего полета ()

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Рис. 3. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург ()

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Рис. 4. Певческий мост в Санкт-Петербурге ()

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса

Рис. 5. Нева зимой ()

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

На сквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царской дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

Вступление написано Пушкиным в жанре Ломоносовской оды высоким слогом. Кроме того, в поэме есть приемы ораторской речи, использован троп-перифраза . Троп, в котором вместо одного понятия используется несколько. Слово «город» заменен Пушкиным «приют убогого чухонца», «Петра творение», «полнощных стран краса и дива».

В поэме особенная звуковая организация речи . Это повелительные интонации, торжественность, использование старославянизмов «отсель», «ветхий», «град».

Словарная работа

Полнощных - полуночных, северных.

Блат - болот.

Порфироносная - облаченная в порфиру, в пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях.

Вступление призвано подвести читателя к пониманию конфликта, основного конфликта истории и личности.

Сюжет поэмы «Медный всадник» трёхмерный.

Рассказ о наводнении формирует первый смысловой план поэмы — исторический. Документальность рассказа отмечена в авторском «Предисловии» и в «Примечаниях». Наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт. Он взглянул на него как на своеобразный итоговый «документ» эпохи. Это как бы «последнее сказанье» в ее петербургской «летописи», начатой решением Петра основать город на Неве. Наводнение — историческая основа сюжета и источник одного из конфликтов поэмы — конфликта между городом и стихией.

Второй смысловой план поэмы — условно-литературный, вымышленный — задан под заголовком: «Петербургская повесть».

Рис. 6. Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» ()

Евгений — центральный персонаж этой повести. Лица остальных жителей Петербурга неразличимы. Это «народ», толпящийся на улицах, тонущий во время наводнения (первая часть), и холодный, равнодушный петербургский люд во второй части. Реальным фоном рассказа о судьбе Евгения стал Петербург: Сенатская площадь, улицы и окраина, где стоял «ветхий домик» Параши. Обратите внимание на то, что действие в поэме перенесено на улицу: во время наводнения Евгений оказался «на площади Петровой», домой, в свой «пустынный уголок», он, обезумевший от горя, уже не возвращается, становясь обитателем петербургских улиц.

Третий смысловой план — легендарно-мифологический. Он задан заголовком поэмы — «Медный всадник». Этот смысловой план взаимодействует с историческим во вступлении, оттеняет сюжетное повествование о наводнении и судьбе Евгения, время от времени напоминая о себе (прежде всего фигурой «кумира на бронзовом коне»), а в кульминации поэмы (погоня Медного всадника за Евгением) доминирует. Появляется мифологический герой, ожившая статуя — Всадник Медный. В этом эпизоде Петербург как будто теряет реальные очертания, превращаясь в условное, мифологическое пространство.

Таким образом, конфликт в поэме разветвлен, имеет несколько сторон. Это конфликт между маленьким человеком и властью, природой и человеком, городом и стихией, личностью и историей, реальным и мифологическим.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  • Как в поэме «Медный всадник» Пушкин отобразил тему «маленького человека»?
  • Найдите в тексте поэмы черты высокого, торжественного стиля.
  • Ключевым персонажем произведения, наряду с Медным Всадником, является Евгений, представленный поэтом в образе мелкого петербургского чиновника, не отличающегося никакими талантами и не имеющего особых заслуг.

    Евгений имеет дворянские корни, но поскольку в настоящее время беден, то он сторонится встреч со знатными людьми аристократического круга, проявляя трусость и меланхоличность.

    Жизненным смыслом героя является мечта о хорошем месте работы, семье, финансовом благополучии, детях. Свою мечту Евгений связывает с обыкновенной девушкой из бедной семьи Парашей, живущей с матерью на берегу Невы в обветшалом домике.

    В один из дней на город обрушивается стихия в виде наводнения, сопровождающегося сильной бурей, в результате которой Параша погибает, а ее ветхий домик оказывается разрушенным, как и многие другие в городе. Убитый горем и утратив надежду на счастье в будущем, Евгений теряет рассудок и становится невменяемым человеком, скитающимся по улицам, собирающим милостыню, ночуя на сырой земле и порой терпя побои злых прохожих, которые относятся к мужчине с презрением и насмешками.

    В какой-то момент Евгений начинает думать, что виновником всех его жизненных потрясений является памятник основателю города Петру Первому, сотворенный в виде Медного Всадника. Юноше представляется, что монументальное творение издевается над его горем, преследует его даже во сне, насмехаясь над страданиями отчаявшегося человека.

    Несмотря на ненастную погоду, Евгений подходит к величественному памятнику, желая лишь взглянуть в его наглые глаза, произнося бранные высказывания в отношении железного истукана, не понимая, что памятник не может быть виноват в произошедших несчастьях.

    Мелкий и ничтожный человечек осмеливается грозить самодержцу в виде монумента, проклиная его и обещая божье возмездие в будущем. Во время монолога Евгения, обращенного к основателю Петербурга, происходит новое стихийное бедствие в виде разрушительной бури, в результате которой герой находит упокоение, погибая.

    Повествуя о жизни главного героя поэмы, автор в образе Евгения раскрывает преображение обычного человека, пережившего жизненные потрясения, в протестующего мятежника, осмелившегося поднять протест против существующей несправедливости, вступая в неравную схватку и выражая нежелание молчаливо смиряться с жестокостью злого рока и судьбы.

    Сочинение про Евгения

    Главным героем поэму Пушкина « Медный всадник» является Евгений. Главный персонаж – типичный житель Петербурга, думает лишь о материальном достатке и о том, как скорее продвинуться по карьерной лестнице ввысь.

    Евгений весь в семейных хлопотах, не задумывается о будущем, о своем долге и Родине. Если все эти компоненты соединить воедино, получится образ маленького человека. Таких Александр Сергеевич не любит.

    У данного героя нет фамилии. В этом элементе, в принципе, проявляется отношения автора к персонажу. Таким приемом Пушкин пытается доказать читателю, что на роль главного персонажа данного произведения подойдет любой житель Петербурга.

    Во время наводнения в городе, Евгений не пытается никак помочь в ситуации, он просто наблюдает. В этом и заключается эгоизм персонажа, он не думает ни о чем, кроме своей выгоды и себя. Все его мысли заняты весьма банальными вещами.

    После происшествия в городе Евгению становиться не по себе, ему кажется, что он медленно сходит с ума. Он постоянно блуждает по любимым улицам Петербурга. В голову лезут мысли о прошлом, как же раньше было хорошо. Для Пушкина это положительное качество живого и настоящего человека.

    На фоне всего этого стресса выступает природа. Окружающий шум хорошо гармонирует с шумом в душе Евгения. После того, как к нему приходит осознание всего произошедшего, к Евгению возвращается здравый ум. Он начинает ощущать огромную потерю.

    Наконец-то в главном герои просыпается патриотизм. Он хочет отомстить за все, поэтому и поднимает восстание. Читая произведение, на данном этапе можно заметить коренные изменение в герои.

    Главной задачей Пушкино было показать насколько может быть беспощадным маленький человек, который затеял бунт. Хоть этот случай и можно назвать трагедий, но, не смотря на эмоции, люди могут и хотят бороться за правду.

    Можно сказать, что Евгений – прототип русского народа, который иногда слеп, но главное вовремя открыть глаза. Русский народ может и хочет менять свою жизнь к лучшему. Наверное, это то главное, что хотел донести своим читателем Александр Сергеевич Пушкин. Он своим произведением призывал всех идти до конца и бороться за правду.

    Вариант 3

    Евгений - главный персонаж бессмертной поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Он «молод и здоров». У Евгения аристократическое происхождение: его родословная берет своё начало из старинного боярского рода. Несмотря на свое почетное происхождение, Евгений не снискал славы среди людей высшего общества, потому как его некогда уважаемый род подвергнут забвению.

    Герой работает на государственной службе. Евгений - мелкий чиновник, финансовое положение которого, оставляет желать лучшего. Герой трудолюбив: для того, чтобы заработать на жизнь, Евгений готов трудиться сутки напролет. Он снимает небольшую комнату в одном из спальных районов Петербурга. Герой влюблен в девушку по имени Параша, с которой он искренне надеется создать крепкую и дружную семью, однако его планы, к сожалению не осуществились. Трагическая гибель Параши перечеркивает все планы влюбленного на счастливую семейную жизнь.

    Потрясенный смертью любимой, Евгений не находит себе места. В его глазах больше нет огонька, а сердце и душа разбиты горем. Словно одичалый, он практически в бессознательном состоянии, бродит по улицам Петербурга. Некогда опрятный и полный жизненных сил человек, влачит бессмысленное и жалкое существование.

    Во время стихийного бедствия герой крепко держится за медного всадника. В этом эпизоде, автором подчеркивается такая мелкая деталь, как взгляд героя: Евгений смотрит в том же направлении, что и всадник. Однако, взгляд Петра устремлен вглубь веков(всадник думает об исторических свершениях, его не заботят людские судьбы), а чиновник смотрит на ветхое жилище любимой, которое, так же как и сотни домов, находится в центре бушующей стихии.

    Сопоставляя Евгения и медного всадника, автор дает читателю понять, что у героя, в отличии от основателя Петербурга, есть любящее сердце: Евгений переживает за судьбу любимого человека, в то время как Петр I (и в его лице государство) на это не способен.

    Автор, в произведении «Медный всадник», подчеркивает конфликт государства и отдельно взятой личности. Памятник Петра I, олицетворяет государство, а Евгений выступает простым бедным чиновником, жертвой обстоятельств. Во всех своих бедах герой винит Россию, в частности медного всадника, который построил город в столь неблагополучном месте.

    Судьба героя трагична. История Евгения - олицетворение феодальной России, государства, где «историческая необходимость» превалирует над сотнями человеческих жизней.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение по картине Брюллова Всадница 8 класс описание

      Одним из самых известных потретов, написанных живописцем, считается полотно Всадница

    • История создания Путешествия из Петербурга в Москву Радищева: история написания и публикации книги

      Повесть Путешествие из Петербурга в Москву можно с уверенностью назвать энциклопедией русской жизни 18 века. Она раскрывает все пороки российского общества того периода. В связи с этим, ценность данного произведения

    • Анализ романа Приключения Тома Сойера Марка Твена

      Произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера» является одним из самых любимых и известных повестей среди школьников. Эта книга впервые вышли в печать в 1876 г., а в 1877 г. его уже опубликовали в Российской империи.

    • Анализ рассказа Куприна Барбос и Жулька сочинение

      В рассказе описываются детские воспоминания о двух собачках, живущих в одном дворе. Собаки совершенно разные, по описаниям – полные противоположности. События разворачиваются здесь же, во дворе

    • Сочинение по роману Анна Каренина

      Ни для кого не секрет, что «Анна Каренина» Л.Н. Толстого является одним из самых известных произведений в русской литературе. Знают этот роман не только у нас, но и во всем мире. По роману ставят спектакли, мюзиклы, снимают фильмы.