23.09.2014 7869 0

Цели: Формировать представление о свойствах предметов: форма, величина. Упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине и толщине, в умении объяснять различия между предметами, определять на глаз величину предметов: длине, раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем порядке. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Воспитывать интерес к математике.

Словарная работа: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, длинный-короткий.

Билингвальный компонент: высокий -, низкий -

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Сообщает, что в стране Математике в городе Величин случилась беда, жителям этого города нужна помощь.

Предлагает отправиться в город Величин, помочь жителям

Проводит разминку.

Если стол выше стула, то стул?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если верёвка толще нитки, то нитка?
- Если сестра старше брата, то брат?
- Молодцы! Вы готовы отправиться в город Величин!

Проявляют интерес.

Проявляют желание помочь

Отвечают:

Ниже стола

Уже дороги.

Короче линейки.

Тоньше верёвки.

Младше сестры.

Организационно –поисковый

Побуждает детей к выполнению заданий.

1. Задание – упражнение «Сравни».

2. Задание – игра «Кто в каком домике живет?»

3. Задание – игра «Кто какой?»

4. Задание упражнение – «Разложи».

Выполняют задания.

Сравнивают предметы путем наложения по длине, выражают увиденное в речи.

Определяют на глаз величину предметов, рассказывают о высоте всех домов. (Например, красный дом – самый низкий, желтый – выше, оранжевый – еще выше, голубой – еще выше, синий – самый высокий.)

Сравнивают предметы по форме и ширине.

Раскладывают предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.

Рефлексивно – корригирующий

Просит подвести итог, о том как помогли жителям города Величины.

Благодарит от имени жителей города Величины за хорошее выполнение заданий.

Преподносит от жителей сюрприз.

Подводят итог.

Благодарят жителей.

Ожидаемый результат:

Знать: слова определений величин:высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, длинный-короткий; геометрические фигуры.

Иметь: представление о свойствах предметов: форма, величина

Уметь: сравнивать предметы по высоте, длине, ширине и толщине; объяснять различия между предметами; определять на глаз величину предметов; раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем порядке; высказывать и обосновывать свои суждения.

Возрастная группа : старшая «Солнышко».

Образовательная область: « Познание».

Раздел: « ФЭМП».

Закрепление: названий геометрических фигур; цифрового ряда до 5; знания цифр; порядковый и обратный счет в пределах пяти; навыков решения простейших задач.

Знакомство с числом и цифрой 6; учить соотносить цифру и число предметов; формировать представление о получении числа путем прибавления 1; развитие навыков количественного и порядкового счета в пределах 6; формирование понятия «шестиугольник». Развивать внимание и логическое мышление; развивать мелкую моторику руки.

Оборудование и материалы: карточки с геометрическими фигурами, цифровые карточки от 0 до 6, рабочие тетради и карандаши.

Словарная работа : шестиугольник, число и цифра 6.

Билингвальный компонент : здравствуйте - сәлеметсіз бе, алты – шесть, до свидания – сау болыныз.

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями, присутствующими на открытом занятии на казахском языке и под музыку на «поезде» отправиться в путешествие в страну «Математики». Сәлеметсіздерме. Строятся в «поезд» и двигаются к первой станции.
Организационно-поисковый Первый город, куда мы с вами попали, город Геометрических фигур. В этом городе живут удивительные жители. Чтобы их увидеть нужно отгадать загадки:

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?

Проявляют интерес к путешествию.
2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад,

А зовут его

Квадрат.
3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины

Если станешь по углам

Ты скорей подскочишь сам

Треугольник.
4. Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность

Круг приплюснутым стал

Получился вдруг

Овал.
5. Четыре угла, как квадрат я имею

Но только квадратом называться не смею,

И все же, похож на квадрат, между прочим

Две длинные стороны и две покороче.

Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску (в один ряд). Вот мы и встретили своих знакомых.

Прямоугольник.
А сейчас мы оправимся дальше, в следующий город. Мы попали в город Цифр. А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим.

Сколько лет в яйце цыпленку,

Сколько крыльев у котенка,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только цифра…

Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции».
Сколько ушек на макушке,

У лисички и зайчонка,

И передних лап у льва

Знает только цифра…

Два.
У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели!

Один убежал,а второй все сидит

Сколько у домиков зайцев сидит?

Один.
Сколько глаз у светофора

Отвечайте быстро хором!

Три.
Нарисовала кошкин дом

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно,

Посчитай окошки, в домике у кошки.

Четыре.
У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек

Сколько было в них лягушек?

Пять.
Молодцы! Цифры такие непоседы, они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, выставить их в правильном порядке.

Давайте расставим карточки с числами под каждой фигурой, слева направо.

Разминка «Которая по счету».

Мы проведем разминку, которая называется «Которая по счету». Педагог задает вопрос, кидая мяч ребенку. Ребенок отвечает, кидая мяч обратно.

Выкладывают слева направо.

Порядковый и обратный счет в пределах 5.

Которая по счету фигура с тремя углами? Это фигура?

Которая по счету фигура, похожая на яйцо? Это фигура?

Которая по счету фигура, похожая на кольцо? Это фигура?

Которая по счету фигура, у которой все стороны одинаковой длины? Это фигура?

Которая по счету фигура красного цвета? Это фигура?

Стук в дверь.

Ой извините я тоже фигура,

Меня вы не знаете,

Но будем знакомы.

Я не круг и не квадрат

Я пятиугольника брат.

Меня зовут многоугольник

А точнее я шестиугольник!

(третья по счету). Треугольник.

(четвертая по счету). Овал.

(первая по счету). Круг.

(вторая по счету). Квадрат.

(пятая по счету). Прямоугольник.

Чтобы было веселей, потанцуем мы скорей. (танец с фигурой).

Чтоб меня не забывали

Вам на память оставляю! (шестиугольник на листе.)

Давайте посчитаем сколько углов у шестиугольника (6), поэтому этот многоугольник и называется шестиугольник.

Танец с «шестиугольником».
Дети садимся за столы и давайте еще раз посчитаем наши геометрические фигуры и добавим шестиугольник и посчитаем еще раз сколько теперь стало геометрических фигур? Как получилось? 6 это 5 геометрических фигур да еще одна фигура. Мы к пяти прибавили один получилось шесть. Посчитаем по порядку и обратно. 1,2,3,4,5
Число шесть обозначают цифрой 6, на казахском языке шесть это алты. Повторим.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Напишем ее в воздухе. Смотрите, как правильно нужно писать эту цифру: закругленная линия сверху вниз, затем закругляем и ведем вверх, закругляем влево немного выше середины клетки.

Алты
Физминутка: пальчиковая игра

Девочки и мальчики!

Посчитаем пальчики.

Я пальчик первый. Я большой!

Указательный – второй!

Третий пальчик – средний.

Четвертый – безымянный.

А пятый мизинчик, маленький, румяный! (2 раза).

Выполняют пальчиковую гимнастику.
Теперь возьмем карандаш и обведем и напишем цифру 6 в тетради. В тетрадях выполняют работу.
Рефлексивно-корригирующий Давайте скажем в какой стране мы с вами пребываем?

Какой первый город мы с вами посетили?

Какой второй город мы посетили?

С какой фигурой мы познакомились?

Сколько углов у шестиугольника?

С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились?

Как на казахском языке будет шесть?

Воспитатель благодарит детей.

Математика.

Город Геометрических фигур.

Город Цифр.

Шестиугольник.

Число и цифра шесть.

Прощаются с гостями на каз. языке. Под музыку отправляются в группу на «поезде».

Ожидаемый результат.

Знать : число и цифру 6 и шестиугольник.

Иметь представление о шестиугольнике; о письме цифры 6; представление о получении числа путем прибавления 1.

Уметь : отгадывать заданные загадки, находить ответы; распознавать шестиугольник и цифру 6.

Татьяна Титова
НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Времена года»

Цели :

Закрепить знания детей о различных временных промежутках ;

Закрепить умение составлять модель суток, недели, года , ориентироваться на модели;

Познакомить детей с моделью суток, недели, года .

Демонстрационный материал :

Модель частей суток в виде круга, разделенные на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов) ;

Модель недели в виде «Семицветика» ;

Модель года с выраженными временами года ;

Картинки зубной щетки, игрушечная тарелка, игрушка Степашка, подушка;

Раздаточный материал : карточки разного цвета (белый, розовый, серый, черный) ;

Цифры от 1 до 7.

Сегодня мы закрепим с вами знания о разных временных промежутках и познакомимся с основными правилами отсчета времени .

1. Вначале я познакомлю вас с понятием «сутки» .

Кто знает что такое сутки?

День и ночь.

Да, правильно. Кто-то слышал как люди говорят «День и ночь сутки прочь» . Но посмотрите, у меня в руках модель суток кружок, разделенная почему-то не на 2, а на 4 части и цвет у каждой части свой. Заметили?

Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым, черным, белым и розовым?

Ночь, день…

Хорошо, я помогу вам : на каждый цвет я положу подсказочки – предметы (зубная щетка, глубокая тарелка, Зайка – Степашка и подушка) . Кто мне скажет к какому цвету подойдет этот предмет ?

Д : Утро (розовое) – зубная щетка, день (белый) – глубокая тарелка (суп кушаем, вечер (серый цвет) – Степашка, ночь (черный) – подушка.

В : Молодцы. А сейчас я задам вам трудную задачку (показываю модели зимних и летних суток) . Подумайте и скажите летние и зимние сутки чем различаются? Почему на модели летних суток больше белого, а на зимней – черного?

Д : Потому что летом день длиннее, а зимой короче. А зимой ночь длиннее, а день короче.

В : Ребята, а зимой и летом изменяется последовательность частей суток?

Д : Нет, не изменяется.

2. Игра «Что мы делаем?»

дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Вопрос задается о других частях суток. Сначала угадывает воспитатель то, что изображают играющие, а затем один из детей.

3. Гимнастика для глаз.

Потереть ладонью о ладонь

Закрыть глаза и положить ладони на них

Поморгать, открыть глаза (ладони не убирать, поморгать, закрыть глаза

Потереть глаза кулачками, поморгать и открыть глаза.

4. Работа над закреплением понятия «неделя» .

В : Ребята, кто знает, как называется промежуток времени , состоящий из семи суток?

Д : Неделя.

Воспитатель показывает детям «Семицветик» .

Проводится игра «Живая неделя» карточки с цифрами (от 1 до 7) перемешиваются и раскладывают на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они «превратились в дни недели» . Первый ребенок делает шаг вперед и говорит : «Я первый понедельник. Кто следующий?»

Я второй – вторник … и т. д.

В : Задание : сделайте шаг «выходные дни» , … «рабочие дни» … Какой день между понедельником и средой, четвергом и пятницей? и т. д.

Ответы детей.

5. Игра с пальчиками.

В понедельник я стирала

Пол во вторник подметала

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чешки в пятницу купила

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

6. Сравнение моделей «Сутки» и «Времена года » .

В : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на еще одну модель времени . Кто помнит, это модель чего?

Д : Модель года .

В : Чем отличается и чем похожа модель года и модель суток ?

Д : Они похоже тем, что состоят из четырех частей, а отличаются цветом частей.

В : Что на модели года мы отмечаем синим , зеленым, красным, желтым?

Д : Времена года . Синий цвет – это зима, зеленый цвет – это весна (листочки, трава, красный цвет обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени (желтых листочков) .

В : Посмотрите, на модели года все части равны , а на модели суток серая и розовая части меньше, чем черная и белая. Кто-то догадался почему?

Д : Времена года все равны , а части суток разные утро и вечер короче дня и ночи.

Физкультминутка.

Мы руками - хлоп - хлоп- хлоп,

Мы ногами - топ- топ – топ,

Кулачками постучим,

Повернемся и молчим

(рот закрыть рукой) .

7. В : Ребята, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?» . Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте. И показывайте кружочек (модельный знак) того цвета, когда это бывает?

В : Дел у меня немало : я белым одеялом всю землю убираю. Белые поля, леса, дома, а зовут меня?

(Дети показывают карточку белого цвета. Зима)

В : Тает снежок, ожил кружок, день прибывает, когда это бывает?

(Дети показывают зеленый – весна.)

Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.

Побежим купаться, с рыбками плескаться.

(Дети показывают красный – лето) .

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

под ногами шелестят и летят, летят, летят.

(Дети показывают кружок желтого цвета - осень) .

В : Какое время года между зимой и летом ?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

В какое время года мы отмечаем Новый год?

Назовите осенние месяцы.

1. сюрпризный момент: Воспитатель сообщает детям, что в детский сад пришло письмо(открывает конверт).

Приглашаю всех детей в путь отправится скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Путь не в Антарктиду,не в Артику-на острова Математики!

Испытать себя хотите?

На корабль поспешите!

Здесь нет подписи, думаю в конце путешествия мы узнаем автора письма.

Итак, принимаем приглашение? Но нам нужны билеты, чтобы пройти на корабль.

– на корабль нет билетов служат пропуском ответы.

2.игра на логику (с мячом)

2.сколько солнышек на небе?

3.сколько пальцев на руке?

4.какое число входит в название сказки о Ниф- Нифе,Наф-Нафе,Нуф-Нуфе?

5.В каких сказках встречается число 7?

6.какая цифра вкусная?

7. назови2 месяц зимы.

8. какой день недели был вчера?

9.сколько пальцев на руке?

10.какой сегодня день недели?

11.назови цифру больше 4.

12.какой завтра будет день недели?

Воспитатель хвалит детей, приглашает на корабль. Вот мы и на корабле. Что необходимо всем путешественникам, чтобы не сбиться с пути? Карта! Такая карта есть и у нас.

Ты не знаешь куда плыть?

Подскажу уж так и быть!

Быстро карту рассмотри.

Где сигнал туда плыви!

3. «остров Занимательных задач»

На этом острове много диких животных. Нам нужно посчитать сколько всего зверей

– что нужно сделать, чтобы животных стало 10?

– сколько стало зверей?

Что больше 10 или 9? На сколько больше? На сколько меньше?

– десять животных это…

– какой цифрой обозначается число 10?

3. «остров Цифроград»

Здесь цифры в беспорядке маются

И в вашей помощи нуждаются.

А кто посчитает до 10 на каз.яз?

Мы, цифры вас благодарим!

А еще сказать хотим, что мы запомнили того, кто нас местами переставил.очень просим вас, друзья

Его фоторобот составить.

3. «остров Подумай»

Вот и следующий остров.(выставляет картинку с изображением человечка из геом.фигур).

Вот как описали цифры того, кто их перепутал.(убирает картинку)

Вам он кого нибудь напоминает?

4.Разминка. «ничего не говори, лишь руками покажи».

Чтобы попасть на следующий остров, необходимо проплыть канал, который называется « ничего не говори, лишь руками покажи»

Воспитатель говорит: «высоко, далеко, низко, близко,слева, справа, широко, узко, много, мало, поровну, быстро, медленно!»

5 «остров Линиягорск»

карандашик, устремись

Вправо, влево, вверх и вниз.

От исходной точки

Вверх 2 клеточки, вправо 1, вверх 2,вправо1, вверх2,вправо1,вниз2, вправо 6, вверх 4,вправо 6, вниз 8.

– цветные палочки нам послужат вагонами. Разложите палочки в одну линию, начиная от самой короткой до самой длинной. всего 6 вагонов.

Каким по порядку стоит красный вагон?

Вагон какого цвета стоит 6?

Какой по порядку вагон находится между2 и 4?и т.д.

6. « морской шторм»

Звучит аудиозапись.воспитатель задает вопросы на временные ориентиры.

Сколько дней в неделе? Назови будние дни, выходные.

Сколько частей в сутках?разложи правильно.

Назови времена года по порядку? Скажи,к какому времени года относится картинка.

6. «остров Посчитай»

Сколько елок? Выложи на красной полоске.

Белки тоже есть смотри, сосчитай и назови. Сколько белок? Выложи на зеленой.

– сколько у вас получилось?

А кто знает как на каз яз. слово белка?

Итог:

– а кто это прячется между елок?

Незнайка! Вот кто пригласил нас на острова Математики!

Вам понравилось занятие, а какое задание понравилось больше всего?

Кто сегодня лучше всех отвечал?

Незнайка приготовил для вас всех

угощение. Вы сегодня отлично поработали!

Лена Егорова
Технологическая карта по ФЭМП

Технологическая карта по ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Группа : вторая младшая

Тема : один, много, длинный-короткий.

Длительность занятия : 15 минут

Цели :

Образовательные :

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.

Обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – размер (длинный-короткий, количество (много-один) .

Развивающие :

Развивать умение обозначать совокупности словами один, много.

Развивать логическое мышление, умение устанавливать элементарные связи.

Развивать умение достигать намеченного замысла, исполнять роль, высказывать свое мнение.

Воспитательные :

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Воспитывать соблюдение культуру этикета.

Дидактический материал :

Демонстрационный материал : картинка , три-четыре групп игрушек, бумаги А4 .Раздаточный материал : детские бумажные кошельки, денежки разного размера.

Этап, продолжительность. Задачи этапа Используемые методы и формы, приемы работы на этапах Действия педагога Деятельность детей Предполагаемые результаты

1 Организационная часть.

2мин. Создание настроя на учебную деятельность Вводная беседа тема «Магазин» .

Рассматривание и рассуждение картинку про магазин . Спрашивает знают ли дети о профессии продавца. Показывает иллюстрацию про магазин.

Вопросы :

Дети, вы были в магазине?

Что интересного увидели?

Еще что в магазине можно купить?

Одежду откуда покупают?

Вспоминать что продают в магазине, отвечать на вопросы. Возможные ответы детей :

Я был (а) с мамой в магазине.

Там продается еда

Еще продают много игрушек

Мне купили платье (игрушку, сладкое)

Ознакомление с деятельностью продавца. Захотеть быть в роли покупателя

2 Мотивационно-побудительный.

3 минут. -включение детей в образовательную деятельность.

Сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения. Сюрпризный момент

Воспитатель :

Дети, я по пути в детский сад нашла на дороге шарфики, чьи эти шарфы? Воспитатель кладет на стол два шарфа-длинный и короткий.

Вдруг звонок в телефон. Воспитатель узнает по телефону, что пришли гости и выходит их встречать.

В гости приходит Мишка с другом. Он замерз, где-то потерял шарфик. Мишка :

Ой, это же наши шарфики, но мы не помним какой из них нам подойдет. Дети, пожалуйста помогите разобраться1. Задание. Выбрать подходящий по размеру шарфик. Дети :

Нет, это не наш шарфик, мы не теряли. Высказывают мнение почему нужно носить шарфик? Помочь Мишке завязывать шарфик.

Игровая ситуация

«Собери лестницу»

Дети группами собирают лестницу. Дети различают размер длины короткий-длинный.

Воспитатель показывает детям как правильно собрать лестницу, а потом все разбирает.

3 Динамическая пауза.

1мин. 20секунд Физ. минутка «Пяточка носочек раз, два, три» Выполнение движений под музыку.

4 Объяснение нового материала.

5-6 минут. -учить находить один и много предметов

Закрепить умение детей различать размер длинный-короткий

Игровая ситуация «Магазин игрушек» 2. Задание. Купить Мишке игрушку.

Воспитатель раздает детям кошельки с деньгами по одной или несколько штук. Дети по длинной дорожке идут в магазин и возвращаются по короткой. Если у ребенка в кошельке есть 1 денежка, то покупает одну игрушку, если много денег, то много игрушек. Умеют различать количество предметов (один-много) и длину (длинный-короткий) .

2 минуты -закрепление. Рассуждение Рассуждение.

Что мы делали сегодня?

Какие игры вам понравились?

Покажите каких игрушек у нас много?

Меня здесь много или я одна?

В нашей группе сколько детей?один или много?

Завязывали шарфики Мишек

Играли в «Магазин»

Составили «Лестницу»

Много машин,мячек и тд

Публикации по теме:

«Золотой луг» Технологическая карта ОУД в подготовительной группе Цель: пересказ рассказа от третьего лица Задачи: образовательные: учить пересказывать текст от третьего лица, различать литературные жанры;.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по аппликации «Лягушка-квакушка» Оу жмысыныны йымдастыруды технологиялы картасы Технологическая карта организованной.

Технологическая карта «Домашние животные» Технологическая карта организованной учебной деятельности №15 Группа: подготовительная Дата:. Тема: Домашние животные Обучающая- сформировать.

Технологическая карта НОД «Чем нам нравится зима» Тематический модуль «Говорят дети. Театральная неделя» Технологическая карта проведения занятия по физической культуре с детьми старшего.

Технологическая карта организованной учебной деятельности йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Технологическая карта.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по ФЭМП «Путешествие в сказку» Технологическая карта организованной учебной деятельности. Образовательная область: Познание Разделы: ФЭМП Тема: «Путешествие в сказку».