Действие происходит в уездном городке Покровске незадолго до революции. В центре повествования семья скромного земского врача. Дети, Лёля и Оська, выдумывают воображаемую страну, Швамбранию, с которой проходит все их детство. Автор увлекательно, с мягким юмором рассказывает о школьных годах Лёли, его друзьях и провинциальной жизни в царской России.

Главная идея книги – рассказать, как человек с раннего детства ищет свое место в жизни, познает окружающий мир и стремится бороться с несправедливостью. И как ему в этом помогают мечты и фантазии, которые скрашивают нелегкую подчас жизнь, расцвечивают ее яркими красками и будят творческое начало.

Читать краткое содержание Кондуит и Швамбрания Кассиль

Действие повести происходит в небольшом уездном городе Покровске. Главные герои – Лёля вместе со своим младшим братом Оськой растут в интеллигентной семье доктора и учительницы музыки.

Отбывая наказание в углу за потерю отцовской шахматной фигурки, дети придумывают новую игру - страну Швамбранию. С тех пор Ося и Лёля с увлечением играют в нее, сочиняя для «материка Большого Зуба» подробную карту, персонажей и проводя масштабные сражения. Хранительницей тайны Швамбрании становится шахматная королева, заточенная в шкатулке-гроте.

На новогодние праздники в семью приезжает кузен Митя, чтобы повидаться с родственниками. Юношу совсем недавно исключили из гимназии за непочтение к Закону Божьему. На святки в Коммерческом собрании Покровска устраивают ежегодный бал-маскарад, где собирается земское начальство и Митя, желающий отомстить за свое исключение, придумывает оригинальный ход. Он наряжает служанку Марфушу в необычный маскарадный костюм – анонимное письмо, на который уходит вся коллекция марок девушки. Земский начальник, заинтригованный появлением очаровательной незнакомки, стремится разгадать ее секрет, а узнав правду – впадает в ярость.

На следующий год Лёля поступает в гимназию, где царят свои порядки. Воспитанников ждет суровая муштра и скучная зубрежка. За любую провинность гимназистов записывают в специальный журнал – кондуит, после чего им грозит неминуемое наказание. Нельзя ученикам посещать и увеселительные заведения города, но когда у них отбирают последнее место для гуляния – Народный сад, решают отомстить.

В это время в Покровске в разгаре повальная мода на электрические дверные звонки. Гимназисты сговариваются с мастером Афонским Рекрутом, завсегдатаем воровского шалмана, и срезают звонки по всему городу. Заговор раскрывают, но школьникам удается избежать наказания, так как в проделке участвовали все, включая детей начальства. Противостояние учителей и школьников продолжается.

В спокойную и размеренную жизнь маленького городка врывается первая мировая война, а затем и революция. Повсюду проходят собрания и митинги, громят магазины богачей. Гимназию, в которой учится Лёля, объединяют с женской школой и высшим начальным училищем. В городе начинается эпидемия тифа, голод и разруха.

Семье Лёли и Оси приходится переезжать в другой дом – их уплотняют, подселяя военного. А затем к ним присоединяются родственницы - три тетушки и двоюродная сестра Дина. Школа тоже вынуждена кочевать по городу в поисках помещения. Ребята знакомятся с комиссаром и вместе со своим классом пытаются заниматься алгеброй, устраивая соревнования по математике. Несмотря на трудные времена, все увлекаются театром и ставят любительские спектакли.

Стараясь уйти от тяжелой действительности, Лёля с Осей продолжают играть в Швамбранию в старом полуразрушенном доме, но вскоре его разбирают на дрова для новой библиотеки. Так заканчивается детство героев и начинается новая жизнь.

Картинка или рисунок Кондуит и Швамбрания

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дидро Монахиня

    В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.

Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) вошел в литературу в конце 20-х годов, когда быстрыми темпами шло становление детской литературы. «Кондуит и Швамбрания» - первое крупное произведение молодого писателя. Повесть эта рассказывает о продуманной двумя братьями - Лелей и Оськой - фантастической стране Швамбрании, о старой гимназии с ее кондуитом - журналом, в котором учителя записывали все прегрешения гимназистов, о становлении новой советской школы. Повесть показывает сближение мечты героев с жизнью в первые послереволюционные годы. Она говорит об открывающихся горизонтах будущего перед подростками, жизнь которых до революции была ограничена тесными рамками семейного быта. Повесть Кассиля находится в ряду таких произведений, как «Школа» А. Гайдара, «Республика Шкид» Г. Белых и А. Пантелеева. А если продолжить аналогию, то, как считал сам писатель, у истоков традиции лежат «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского и «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

В произведении ощущается доброе авторское отношение к любознательным мальчишкам, разыскивающим место, «где земля закругляется». Читатель проникается симпатией к двум братьям, придумавшим справедливую страну, в которой даже географические блага были разделены симметрично: «налево - залив, направо - залив. На западе - Драндзонск, на востоке - Аргонск. У тебя рубль, у меня - целковый».

Юмор писателя отражает своеобразное восприятие мира детьми; игра, фантазия, выдумка тесно связаны с прекрасным реальным миром. Читатель не только узнает об устройстве быта провинциального городка Покровска, но учится критически воспринимать социальное устройство всего мира взрослых в дореволюционной России. Братья подвергли мир жесткой критике и с протокольной точностью перечислили по пунктам его неблагополучие, только не с обывательской точки зрения, а окинув его непредвзятым взором «швамбран». Они никогда не приняли бы к себе в игру хозяина костемольного завода, погубившего полсотни людей. Подтекст анализа «неблагополучия мира» так же серьезен, как подтекст «Приключений Тома Сойера» М. Твена с его протестом против социальной и расовой дискриминации, утверждением прав человеческой личности

Часто самая невинная ситуация, самое обычное выражение, слово, понятие неожиданно преображаются в восприятии ребят, обнажая те бытовые и социальные отношения, которые в действительности господствовали в России начала нынешнего века. Идет, например, Леля сдавать вступительный экзамен в гимназию; по пути домашний учитель репетирует с ним ответы. Начало сцены рисуется в тоне легкого каламбурного юмора, а конец неожиданно приобретает отчетливо сатирическое звучание: на вопрос добрейшего Дмитрия Алексеевича, какое существительное «гимназист», Леля без запинки отвечает: «Одушевленное». Выходивший же в это время из гимназии «огромного роста детина в гимназической форме» мрачно парирует: «Ошибаешься, юноша! Брешешь, гимназист - существо неодушевленное».

Действительно, гимназисты оказались в положении неодушевленной вещи; учителя и гимназическое начальство обращались с ними как кому вздумается. Гимназисты протестуют против неуважения к ним, мстят директору и учителям. В повести много сцен, показывающих протест против зубрежки, казенной муштры, записей в кондуит. Даже черты внешности отрицательных персонажей помогают писателю выявить их истинное лицо. Так, черты животности, автоматизма, подчеркнутые писателем во внешнем облике учителя Монохордова, помогают постичь мерзкую сущность «неистребимой», «зловещей» веселости звероподобного человека с «толстыми бегемотовыми щеками» и «неожиданно рыжими волосами». Показывая внутреннюю связь мечты и действительности, Кассиль заставляет читателя отчетливо почувствовать, как фантазия ребят приобретает новое содержание после революционных событий в стране. Сама игра в таинственную, справедливую Шаамбранию, начатая двумя братьями, получила новое направление. Оська начинает по-настоящему верить в существование придуманной им и братом страны.

В ситуациях, создаваемых Кассилем, много экспрессии, эмоциональности, внутренней логики. Так, естественным кажется появление Швамбрании на карте, логичным оказывается внимание всего класса к рассказу Оськи о новой стране, еще не нарисованной на глобусе. Формирование нового отношения ребят к событиям, происходящим в стране, совершается под влиянием комиссара Чубарькова. Комиссар, шутливо прозванный ребятами «Точка и Ша», раскрыт в повести как талантливый человек, который увлеченно работает в школе заведующим, умело организует борьбу с местными контрреволюционерами и активно занимается подготовкой новых воинских частей для отправки на фронт. Сама жизнь требует от него полной отдачи сил и способностей. Чубарьков - живой, реально обрисованный характер коммуниста, один из наиболее удачных не только в повести Кассиля, но и в советской детской литературе начала 30-х годов.

В «Кондуите и Швамбрании» определилась творческая индивидуальность Кассиля, наметилось основное направление его жанрового и тематического поиска. В 30-е годы писатель продолжает искать «формы и пути для создания большой книги о школе». В центре его внимания характеры детей и подростков, сформировавшихся в новое время, в условиях советской семьи и школы.

Повесть «Кондуит и Швамбрания» - произведение автобиографическое, автор обращается к событиям, в которых несколько лет назад участвовал он сам и его семья. Сохранено даже название места действия - город Покровск - и имена главных героев - Лёля и Оська, а в эпилоге и лирических отступлениях появляется и сам автор - повзрослевший Лёля. На поверхности лежит тема войны и революции: события повести развиваются именно в это время, между первой мировой и гражданской войной. Происходящее показано с точки зрения ребёнка: обо всех событиях рассказывает главный герой, автор доверяет повествование девятилетнему Лёле.

В основе композиции повести лежит явное противопоставление, её художественное пространство разделено надвое: на мир взрослых и мир детей. Эта оппозиция задана в самом начале повести, в разговоре двух братьев: «Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено». Так в произведение входит ещё тема - тема взаимоотношений детей и взрослых. «Взрослый» мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным, и в качестве протеста герои создают свою идеальную страну - Швамбранию. Литературоведы указывают на композиционный параллелизм повести: все события, происходящие в реальной жизни, находят своё отражение в Швамбрании: «В Покровске началась эпидемия сыпного тифа» - «И в Швамбрании учредили кладбище», «В Покровске голод» - «Швамбрания ела. Она обедала и ужинала. Она пировала». С одной стороны, Швамбрания - страна мечты, там всё так, как должно быть, там нет места голоду, болезням, несправедливости, лицемерию. С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: «Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена…Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие».

Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля. Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях. Герои взрослеют на глазах, это проявляется и в новом отношении к мечте и реальности - Лёля и Оська прощаются со Швамбранией:

Прощай, прощай, Швамбрания!

За работу пора нам!

Не зевать по сторонам!

Сказка - прах, сказка - пыль!

Лучше сказки будет быль!

И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из «книжных мальчиков» вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.

Страна Швамбрания - спасительное прибежище для детей: там можно мечтать, делать то, что хочется, придумывать себя и не бояться наказаний, потому что никто не наказывает главных: «...ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет», «Мы играли с братишкой в Швамбранию несколько лет подряд. Мы привыкли к ней, как ко второму отечеству».

Повесть «Кондуит и Швамбрания» - это «дань» детству двух братьев, их дружбе. С помощью повести «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль признается брату в любви, говорит «спасибо» и безмолвно просит прощения.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО КНИГЕ КАССИЛЯ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»

Общение с умной и полезной книгой на уроках внеклассного чтения для моих учеников всегда праздник. Именн о таким праздником был урок внекл ассного чтения по книге Л. Кассиля Кондуит и Швамбрания» в VI кл ассе.

П очему именно эта книга была вы рвана? Повесть имеет для школьников большое воспитательное и познавательно е значение. Произведение, написанное много лет назад, до сих пор считается одним из лучших и радует оптимизмом и ис кренностью, заразительным юмором и увлекательностью сюжета, острой са тирой и лирической манерой повест вования.

Подготовку к уроку я начала с выяснения знания школьниками жизни и творчества Л. Кассиля. Для этого пред ложила им несколько вопросов: что вы знаете о жизни Л. Кассиля? Какие его произведения вы читали? Знаете ли вы, что по произведениям писателя поставлены фильмы? Назовите их. Есть ли у вас любимое произведение Л. Кассиля?

Приведу ответы ребят. На 1-й вопрос они отвечали так:

- О жизни Л. Кассиля не знаю ничего. Нам не рассказывали, самому читать не приходи лось. Его биографию нигде не встречал.

- Знаю о Л. Кассиле только то, что напи сано в Детской энциклопедии. У нас дома она есть.

- Когда-то в библиотеке была беседа о Л. Кассиле для учеников младших классов о его книгах. Я услышала, что Кассиль - дет ский писатель, что много ездил по стране. В V классе нам говорили, что он был участником Великой Отечественной войны. В ответах на 2-й вопрос ученики на зывали в основном рассказы «Огнеопасный груз», «Федя с наганом», по вести «Черемыш - брат героя», «Вра тарь республики», «Будьте готовы, Ваше высочество!». Некоторые назы вали повесть «Кондуит и Швамбрания». Большинство ребят, отвечая на 3-й вопрос, назвали фильм «Улица младшего сына». Фильмы «Вратарь республики», «Ход белой королевы» смотрели многие, но не знали, что по ставлены они по книгам Л. Кассиля. На 4-й вопрос отвечали коротко и однозначно: «Нет» или «Все нравят ся».

Высказывания шестиклассников оп ределили мою главную задачу: озна комить их с жизнью писателя, с его произведениями и тем самым подготовить к более глубокому восприятию идейного содержания повести «Конду ит и Швамбрания».

Произведения писателя неотделимы от его судьбы. Чтобы лучше понять их, надо хорошо знать жизнь писателя. Вот почему мне представляется вер ным говорить не только о произведе нии, но и о жизни Кассиля (в нем был непочатый край талантов и спо собностей - художественных, музы кальных, математических), рассказать о том, что талант писателя открыл В. Маяковский (именно к нему пришел Л. Кассиль с рукописью «Кондуита»), рассказать о том, как он работал над своим произведением.

С этой целью одна группа учащих ся с моей помощью готовила краткие сообщения о жизни Л. Кассиля. Я ре комендовала им ознакомиться с кни гами о писателе: Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сборник. М., 1979; Аркадий Гайдар, Лев Кассиль. Повести. Вступительная статья Н. Богданова. М., 1977; Николаев Вл. Герои Льва Кассиля. М., 1975; Кассиль и о Кассиле. Сборник. М., 1972; Нико лаев В. Н. Дорогами мечты и поиска. Творческий путь Льва Кассиля. М., 1965; Беседы о книгах В. П. Катаева, Л. А. Кассиля, В. А. Каверина. Для учащихся VII - VIII классов. М., 1961.

Вторая группа оформляла выставку книг Л. Кассиля; третья группа, те, кто умеет хорошо рисовать, делала рисунки к произведениям писателя; четвертая группа собирала иллюстра ции художников, которые работали над произведениями Л. Кассиля (Кук рыниксы, А. Ермолаев, Ю. Ганф и другие); пятую группу составили в основном те ребята, которые увлекались спортом. Они искали материал к теме «Кассиль и спорт».

За две недели до урока ребятам были предложены вопросы:

    О каком времени рассказано в повести «Кондуит и Швамбрания»? О чем она?

    Под влиянием каких людей и событий начинает взрослеть Леля?

    Какой представляется война в воображении Лели, когда он играет в Швамбранию, и какой ее видят герои повести на самом деле?

Предварительное знакомство учени ков с вопросами помогло им обра тить внимание на наиболее важные эпизоды в повести. Урок проходил в форме беседы, которая активизирова ла память, воображение учащихся.

В кратком вступительном слове я рассказала, что сначала Л. Кассиль написал повесть «Кондуит» - так име новался в Покровской гимназии штрафной журнал, в который заноси лись даже малейшие провинности гимназистов; затем в 1933 году вышла его новая книга «Швамбрания. По весть с картами, гербом и флагом». В 1935 году Кассиль соединил обе повести в одну под названием «Кондуит и Швамбрания». Он много раз пе ределывал эту книгу. Я обратила внимание школьников на одну из

главных тем повести - формирование мировоззрения подростка в огне рево люционной борьбы. Затем приступили к обсуждению.

О каком времени рассказано в по вести? Этот вопрос не вызвал особых затруднений. Особенно оживленно разговор шел о том, «как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяснять в классе».

Вот некоторые рассуждения

    Все, что я прочитал в книге Кассиля о школе того времени, представляется страшным, нелепым. Мне трудно даже пове рить в это. Такой учитель, даже не учитель, а бездушный надзиратель Цап-Царапыч, вызы вает ненависть, неуважение...

    Страшно читать об издевательствах над учениками, об неуважении к ним. Учеников обзывали такими словами: «Шарлатаны! Брандахлысты!» У них не было ни имен, ни слова «ученики»...

- Ничуть не лучше директор гимназии; за холодные, равнодушные глаза его прозвали Рыбий глаз. Зло, метко, но правильно. И внешне он аккуратен, отутюжены у него брю ки, начищены ботинки, но все это только внеш не.

Как видим, ученики верно подмеча ют отрицательные стороны старой шко лы, чувствуют, что автор смеется над тем, что, по мнению М. Горького, «по лезно и необходимо высмеять перед детьми, опорочить перед ними, чтобы возбудить отвращение к пошлости ста рого мира». В таком мире трудно жить, поэтому, делают вывод учени ки, некоторые герои ищут выход... «Одни пытались бежать на войну и любыми путями добывали оружие. Эти попытки заканчивались записями в кондуите, а это влекло наказание. Другие, как докторский сын Леля, уходили в мечту о неведомой, краси вой стране «Швамбрании», и хоть она была придумана и были в ней цари, войны, но она была справедливая». Мечта ребячья, наивная, смешная о справедливой стране рождается из чувства протеста против мерзостей жизни захолустной Покровской слобо ды. Мечта о лучшей, справедливой жизни - первый шаг героя в борьбе за новую жизнь.

Школьники отмечают, что мир, в который играют Леля и Оська, - чудес ный, в нем нет бедных, все равны. В этом мире осуществляются их мечты о плаваниях и о победных сражениях. Но они замечают и другой мир - мир несправедливости. Это гимназия с ее кондуитом, бездушием учителей. До гимназии доходят отзвуки грозных со бытий: империалистической войны, ре волюции, гражданской войны. Именно эти события ускоряют процесс станов ления гимназистов, и это хорошо пока зал писатель в образе Лели.

В центре внимания подростков следующий вопрос: под влиянием каких людей, событий начинает взрослеть герой повести? Дети отмечают, что по натуре Леля - мальчик наблюдатель ный, деятельный, живо откликается на Происходящие события. «Кто же был самым нужным человеком для Лели большинства его товарищей в трудо вой школе и почему?» - спрашивает учитель. Таким нужным Человеком оказался командир Чубарько в. Ученик делает краткое заранее подготовленное сообщение:

- Чубарьков - это бывший грузчик, очень простой, обыкновенный, живой человек. Ком иссар нигде не учился, он не умеет красиво говорить, но он предан делу революции: идет туда, где трудно. Чубарьков обладает умом, организаторскими способностями, в школе он быстро завоевы вает авторитет среди бывших гимназистов, по тому что с ними он разговаривает по-челове чески, культурно, называет их «мои ребята»; он не приказывал, а просил. И Леля не мог не выполнить первого общественного поруче ния - рисовать плакаты, призывающие осте регаться тифа. Правдивость, честность, пре данность Чубарькова революции понравились бывшим гимназистам. Он умеет подойти к ре бятам, участвует во всех делах: борется с тифом, вылавливает контрреволюционеров, формирует части, ремонтирует бронетранспор тер. Поэтому за ним идут другие...

Далее учитель говорит ребятам, что создание новой жизни не шло гладко, спокойно. Были трудности: голод, раз руха, свирепствовал тиф, всячески вредили новой власти сынки бывших кулаков, лавочников. Именно они пы тались дезорганизовать жизнь начав шего складываться школьного коллек тива. Биндюг - кулацкий сынок - ста новится организатором этих беспоряд ков.

Мешает утверждению новой жизни и учитель истории Кириков, который появляется в школе тихо, незаметно, даже скромно. Внешне он тихий, доб родушный старичок, но постепенно бывшие гимназисты узнают, что скрывается за его мнимым добродушием. Шестиклассники отмечают, что позже ученики во главе со Степкой Атланти дой разоблачают этого скрытого и ко варного врага революции. Ребята при водят примеры его речи («не говорит, а шаманит, шамкает»; «от него несет водкой»), говорят о том, что в конце повести автор рассказывает, как он прячется в трущобах со своими со общниками, варит самогон.

Обобщая ответы, учитель делает вывод о том, что враг хитер, он умело маскируется, иногда втирается в доверие к людям, долго остается неразо блаченным.

Беседа об эпизоде повести - экс курсии учеников в «музей трофеев» - следующий шаг в уяснении - второго вопроса. Важен здесь разговор о бес смысленности, жестокости войны и ло зунга Временного правительства «Вой на до победного конца!».

Ответы большинства шестиклассни ков на вопрос, какой представляется война в воображении героев, сводятся к следующему:

    Леля представлял войну пышным тор жеством, картинно, он использует выражение «театр военных действий». Так думает и
    Оська.

    И Оська и Леля собирают картинки жур налов, папиросных коробок, на которых кра сиво изображается война. Они видят на этих
    картинках позолоченные эполеты на генераль ских плечах, видят, как на мундирах блестят награды.

    На этих картинках изображен Козьма Крючков, который, как былинный герой, рас правляется с целым эскадроном, армией. Все
    это выглядит красиво, парадно, интересно.

Задаем вопрос, какой представилась война Леле на парадных маневрах. Ответ ребята находят в главе «Брати ки-солдатики». С помощью учителя они дают правильный ответ:

- Леля увидел военные маневры, он услышал грубость офицеров по отношению к сол датам, увидел муштровку, увидел, что вой на - это жестокость. Глава «Братики-солдатики» рассказывает о раненых солдатах, кото рых встречают красиво, пышно. Солдаты из мучились в дороге, три дня не спали. Один солдат говорит, что встречают их красиво, но эта встреча не нужна, а нужен отдых. Вот почему Леля говорит Оське, что война - это «ни капельки не красиво». О такой войне Ле ля и Оська не читали, о такой войне в гим назии им ничего не говорили.

- Оська и Леля читали в книгах о краси вой встрече воинов, в захолустном Покров ске их тоже так встречали: везли в разукра шенных экипажах городских богачей, играла музыка. Но эта праздничность, пышность нужна была только для увеселения горожан, все это было фальшиво ; не по-настоящему.

Во время экскурсии в «музей тро феев» война предстала в еще более

ужасном виде. Выясняем, каково наз начение этого музея. В результате кол лективной беседы школьники прихо дят к выводу: музей организован, что бы поднять дух населения, но осмотр трофеев производит иное впечатление на посетителей. Бывшие гимназисты понимают, что война не принесет наро ду лучшей жизни, а принесет только одни страдания. Они становятся сопри частными к событиям большой важно сти.

Итак, мы подводим школьников к ответу на вопрос, как взрослеет юный герой. Революция изменила судьбы людей, утвердила равенство. Леля втянулся в общественную работу, его не устраивает и жизнь дома. Отец то недоволен переселением в другую квартиру и расценивает это как неува жение к его профессии, то приветству ет то, что новая власть лучше забо тится о здоровье людей.

Спрашиваю школьников: «Кто в этот период помог, герою повести понять окружающий мир и осознать свое место в нем?»

Приведу некоторые ответы:

- Во многом Леле помогла двоюродная «сестра, которая вступила в партию, работала библиотекарем. Она объединила большую группу ребят. Леля находит здесь себе дело. Организовались литературный и газетный кружки. Леля - их активный участник.

- Друзьями его становятся дети рабочих семей. Именно теперь Леля понимает, что ра бота в библиотеке интереснее швамбранских приключений. И он прощается с Швамбра нией.

- Приезд двоюродной сестры помог Леле перейти от «золотого детства» к живому уча стию в общественной жизни.

Учитель добавляет, что помогло ге рою и новое веяние времени, которое принес в советскую трудовую школу Чубарьков. Теперь Леля готовится плыть не в Швамбранию, а в револю цию, становится активным участником событий. Это окончательный вывод, к которому подвел учитель нынешних школьников.

В основном отвечая правильно на 4-й вопрос, они вспоминают отрывок из повести, где автор описывает во ображаемую встречу Лели со Степкой Атлантидой: А я мечтал. Вот вернется Степка. Я пойду ему навстречу в заплатанных валенках, с пре лой соломой в руках.

«Здорово, Степка,- скажу я.- Дай пять... (Только не жми, а то у меня руки отекли...) Вот видишь, Степка, я теперь главный муж чина в доме и запретил контрреволюцию с теткиной стороны. Немножко проголодался, но это ничего. Буду есть тыквенную кашу до победного конца».

«Молодец парень,- скажет мне Степка- хвалю за сознание. Держись. И каша - хлеб».

«Но мне обидно ехать пассажиром,- скажу я,- я хочу матросом!»

- «Будь! - скажет Степка.- Будь матросом революции».

. С помощью учителя ребята прихо дят к выводу, что рассуждения свидетельствуют о наступающей граж данской зрелости. Обстоятельства ни заставляют его взрослеть. Отец ухо дит на фронт лечить тифозных красноармейцев, в семье трудности, лишения, все обязанности мужчины ложатся на него.

Леля мечтает стать матросом ре волюции. Так кончаются его мечты «Швамбрании». Постепенно Леля становится скромным матросом револю ции.

Урок не прошел бесследно для моих шестиклассников, он вызвал интерес к личности писателя, а книга запомни лась надолго. Вот как об этом говорят ребята:

    Я с удовольствием читал повесть. Она увлекла меня, прочитал я ее очень быстро. Сначала мне казалось, что в этой книге все смешное. Я не видел неравенства людей, из девательства одних над другими. На уроке внеклассного чтения я разобрался в ней боль ше: увидел войну, которая приносит людям горе, страдания.

    Книга читается легко. Мне кажется, я за помню ее на всю жизнь. Некоторые главы я пересказывал своим младшим братишкам. Я долго ждал очереди в библиотеке за этой книгой. Она написана давно, но не пылится на полках.

    Книга меня захватила, не оставила рав нодушной. Это наша книга, ребячья. Повесть надолго мне запомнится. После обсуждения
    ее в классе мне захотелось прочитать все книги
    Кассиля.

Пройдут годы, десятилетия, а книга Л. Кассиля по-прежнему будет вол новать юного читателя, потому, что «это одно из наиболее ярких произве дений советской литературы для де тей» (С. Я. Маршак).

Написана в 1928-1931 годах, переработана и издана в новой редакции в 1955. Состоит из двух частей - «Кондуит» и «Швамбрания».

Сюжет

Двое детей из докторской семьи из Покровска - Лёля и Оська (их прототипами стали соответственно сам Лев Кассиль и его брат Иосиф) - придумывают воображаемую страну Швамбранию. Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания - настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера , а также реальностью России начала XX века. Дети дают своим героям имена из названий лекарств и других торговых марок (например, Бренабор, Беф Строганов, Уродонал), что порождает множество смешных ситуаций. К примеру, одну из знаменитых красавиц Швамбрании они назвали «Каскара Саграда» в честь пилюль от запора.

С поступлением Лёли в гимназию «швамбраны» сталкиваются с суровой реальностью. В гимназии строгие нравы, за малейшее нарушение учеников наказывают, а имя провинившегося вписывают в страшную книгу директора - Кондуит. Но и здесь Лёля находит хороших друзей, среди которых - Стёпка по прозвищу Атлантида, такой же мечтатель, как он сам.

Революция переворачивает маленький мирок Покровска. Отныне дети учатся в единой трудовой школе (ЕТШ), куда переходят и девочки, и ученики из Высшего Начального Училища - ВНУ, прозываемые «внучками». Старые гимназисты под предводительством хулигана Биндюга охотятся на внучков и всех, кто им симпатизирует. Новый конфликт вспыхивает, когда учителем истории становится анархист Кириков. Он почти ничему не учит детей, и лодырям это нравится; когда же «доброго» учителя увольняют, на его защиту становится всё тот же Биндюг с шайкой. Стёпка Атлантида становится вожаком более прогрессивных учеников, и Лёля склоняется на его сторону.

В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабора. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.

Война, голод и разруха заставляют детей взрослеть быстрее. Лёля помогает комиссару Чубарькову налаживать жизнь в Покровске. Для игр в Швамбранию остаётся все меньше времени и места. Лёля и Оська выбирают для этого развалины старого дома, где ненароком обнаруживают Кирикова, варящего самогон. Подслушав их игры, бывший учитель называет свою бурду «эликсиром Швамбрания», опошлив святое для детей слово. Лёля и Оська решают торжественно похоронить Швамбранию, пока её не испортил внешний мир, и предлагают Чубарькову и товарищам разобрать «Швамбранию» - заброшенный дом - на дрова.

Влияние

В музее Льва Кассиля в городе Энгельсе есть экспозиция, посвящённая Швамбрании. Ежегодно в день рождения Льва Кассиля, 10 июля, музей проводит праздник-карнавал «Виват, Швамбрания!»

В 2002 году Эдуард Лимонов использовал Швамбранию в качестве аллегории вымышленного государства-утопии в своём высказывании в прессе.

Как вспоминает Лев Кассиль, эта история началась в тот день, когда они с братом Оськой отбывали наказание в углу за утерянную шахматную королеву. Фигурки набора были изготовлены для отца под заказ, и он ими очень дорожил.

Страна, открытая в кладовке

В темном углу кладовки братья чувствовали себя, как в тюрьме.
- А давай убегём! - с надеждой сказал младший братишка Оська. - Как припустимся!
Но старшего брата Лельку внезапно осенила яркая мысль.
- Мы не будем никуда убегать! - заявил он. - Давай придумаем новую игру! Это будет открытая нами земля: дворцы, горы, пальмы, море. Там будет наше собственное государство, о котором не будут знать взрослые.

Новая земля требовала красивого названия. Лелька и Ося назвали Швамбранией, по ассоциации с книгой Шваба «Греческие мифы». Буква «М» была прибавлена для благозвучия.

Кондуит и Швамбрания. Краткое содержание книги

Швамбранию запечатлел на самодельной карте сам Оська. Формой она напоминала человеческий зуб, который юный художник скопировал с рекламы зубного врача.

Зуб символизировал мудрую политику нового государства.
Швамбрания представляла собой материк, окруженный «акианом», волнами и «морьем». На материке были города, бухты и горы. Некоторые слова с ошибками, что оправдывалось молодостью картографа. Была и клякса, под ней честно написано: «Остров не считается, - это клякса нечаянно».

Внизу карты был остров Пилигвиния, со столицей Заграницей. Для удобства на «морье» были начертаны две надписи для лоцманов проходящих кораблей: «так по течению» - «а так против».
Карта поражала симметричностью. Это объяснялось тягой к справедливости, о которой мечтали создатели страны.

Слева «морье» - справа «морье», тут - Аргонск, а там Драндзонск. Ты имеешь - рупь, а я - 100 копеек. Называется - справедливость!

Война начиналась так: с парадного к царю (Лелька) являлся почтальон (Оська) и вручал царю письмо с вызовом от врагов. Враги жили по ту сторону «заборов», изображенных на карте полуокружностями. Сражения происходили на прямоугольнике, обозначенном словом «война». По обе стороны «войны» размещались «плены», куда сажали захваченных солдат.

Брешка и Джек, спутник моряков

Параллельно со швамбранской баталией Россия тоже вступила в Первую мировую войну. Швамбрания всегда выходила победительницей из сражений, как и царская Россия, в школьных учебниках.

В Швамбрании Оська и Лелька проживали в Драндзонске, на последнем этаже тысячеэтажного дома. А в их родном городе Покровске под окнами проходила улица, называемая в народе Брешка.

По ней вечерами прогуливались парни и девушки с ближайших хуторов. Улица была усыпана шелухой семечек. С улицы доносились обрывки «утонченных» разговоров:
- Дозвольте до вас прицепиться, барышня! Как вас кличут? Маша, чи Катюша?
- Не замай… Дюже шустрый! - изысканно отвечала сельская красавица, сплевывая шелуху от семечек. - А впрочем, хай тоби грець, - чипляйся!

… По Волге ходило много грузовых пароходов, что не могло не отразиться на Швамбрании. Там тоже появился герой, известный как Джек, спутник моряков. Это получилось в связи с книжечкой, приобретенной на рынке. Это был международный словарик для моряков.

Как полиглот, Джек свободно говорил: «Кэн ай хелп ю?! Доннер ветер, гутен морген, здрасьте, человек за бортом, мама миа, как много возьмете за спасение корабля»?

Этим он отличался от обитателей Брешки, заплевывающих шелухой улицу, и мог служить образцом культуры для сознательных швамбранцев.

Каюты первого и третьего класса

Много забавных моментов описывает Лев Кассиль в книге «Кондуит и Швамбрания». Краткое содержание не дает возможности полностью погрузиться в жизнь маленьких героев, которая иногда напоминала корабль.

Каюты пассажиров условно делились на категории первого и третьего класса. Каютами первого класса служили гостиная, кабинет отца и столовая. Каютами третьего класса - комната кухарки и кухня.

Из иллюминатора кухни открывался вид на другой мир. В этом мире жили те, кого взрослые называли неподходящим знакомством. Среди них были: нищие, грузчики, трубочисты, дворники, слесари и пожарники. Может они были и неплохими людьми, но наших героев взрослые убеждали, что на них полно микробов.

Наивный Оська как-то задал вопрос Левонтию Абрамкину, мастеру помоечных дел:
- Это правда, что по вам ползают скарлатинки?
- Что еще за скарлатинки? - оскорбился Левонтий. - Обычные вошки. А скарлатинок - таких животных отродясь не упомню…

Оська любил вытаскивать рыбок из аквариума, а потом устраивать их похороны в спичечных коробках. Как-то раз он почистил кошке зубы, а она его исцарапала.

Однажды Оська встретился с попом, о котором подумал, что это девушка, а поп вступил с ним в религиозную беседу.

Оська был великим путанником и постоянно путал: каннибалов с Балканами; сенбернара с артисткой извергов с извергающимся вулканом.

Поездки в народ

Папа швамбранцев работал врачом. Иногда, из демократических побуждений, он заказывал повозку с лошадкой, надевал рубашку-косоворотку и в роли кучера садился на облучок. Если впереди шли знакомые дамы, папа просил Лельку, чтобы он попросил их уступить дорогу. Лелька подходил и смущенно говорил: «Тети, то есть мадамы… папа просит вас трошки подвинуться. А то мы вас ненароком придавим».

"Кончилась эта "езда в народ" тем, что папа однажды опрокинул нас всех в канаву. С тех пор поездки прекратились" (Лев Кассиль, "Кондуит и Швамбрания").

Русская Синдерелла

Однажды швамбранцы поняли, что в жизни что-то не так. Главными на этой земле были взрослые, но не все. А лишь те, на которых были дорогие шубы и форменные фуражки. Остальные заносились в разряд неподходящего знакомства и работали от зари и до зари. Миром правила основная мысль книги "Кондуит и Швамбрания", краткое содержание которой расскажет об основных положительных и отрицательных персонажах.

В гости к швамбранцам приехал кузен Митя, исключенный из гимназии. Митя не любил чиновников и предложил насолить земскому.

Предстоял бал-маскарад, и смазливой горничной Марфуше приготовили роль возмутительницы сердечного покоя земского. Для нее смастерили костюм в виде конверта. На него пошли почтовые марки, которые Марфуша собирала много лет.

На балу Марфуша всех покорила красотой и получила приз: золотые часы. влюбился в прелестницу, но ему сообщили, что Марфуша - простая служанка. Земский был посрамлен.

К его крыльцу ночью Митя прикрутил огромную калошу с запиской: «Кому калоша придется по ноге, та и будет женой земского».
Все - как в истории про Золушку…

Сизари и Кондуит

Лельку приняли в гимназию. Гимназистов называли сизарями из-за цвета шинелей. Сизари были вольными птицами и не желали подчиняться порядкам. В первый же день Лелька, зашедший с мамой в кафе, попал в Кондуит (или Голубиную книгу). Так назывался журнал, куда директор гимназии, прозванный Рыбьим глазом, заносил штрафников. Кафе считалось увеселительным заведением, а гимназистам посещать подобные места не разрешалось.

Записи в кондуите делал и надзиратель гимназии, по кличке Цап-Царапыч. Попасть в журнал было просто; за расстегнутую шинель и появление в городе после семи вечера; за посещение кинематографа или ношение рубашки-вышиванки.

В гимназии жилось весело. Сизари, в основном дети хуторян, дрались, курили в туалете и устраивали пакости учителям. Они придумывали хитрые приборы для передачи шпаргалок из соседних классов. Юные хулиганы мычали, жгли фосфор для вони - все для того, чтобы сорвать урок.

Единственным, кто нравился гимназистам, был языкастый инспектор Ромашов, воспитывавший сизарей нудными внушениями. После его лекций у многих пропадало желание хулиганить, вспоминает автор произведения "Кондуит и Швамбрания".

Герои книги прошли будни старой гимназии. Из наиболее ярких фигур книги выделялся Афонский Рекрут, герой шалмана, человек, чинивший электрические звонки и обожающий литературу.

Шалман, как его прозвали горожане, был пристанищем бедноты. Он находился возле мясных рядов на базаре. В нем китайчонок Чи Сун-ча, ассенизатор Левонтий Абрамкин, немецкий шарманщик Гершта, воры Кривопатря и Шебарша и мелкий Иосиф Пукис. В шалмане читали книги и гимназисты чувствовали себя взрослыми людьми, равными среди равных...

Об этом вспоминает Лев Кассиль. "Кондуит и Швамбрания" (краткое содержание книги не может передать этого в полной мере) описывает быт простого народа. Это описание познакомит юных читателей с жизнью, которая для многих станет настоящим открытием.

Тараканиус и Матрена

Директор из-за драки в Народном саду запретил гуляния. Ученики гимназии возмутились и в знак протеста срезали по всему городу звонки на парадных. Афонский Рекрут, неплохо заработавший на этом, был весьма рад.

Полиция искала загадочных хулиганов. Были пойманы Степан Гавря, по прозвищу Атлантида, и Биндюг, пользовавшийся авторитетом из-за своих мощных кулаков. Их, а с ними еще шестерых сизарей, участвовавших в этом деле, изгнали из гимназии. И лишь после вмешательства Иосифа Пукиса нарушителей восстановили.

Запомнился учитель по кличке Тараканиус, или Длинношеее. Он преподавал латынь и сыпал направо и налево двойки. Была еще обидчивая преподавательница-француженка Матрена Мартыновна. Она сильно не досаждала гимназистам, суровые сизари ее даже по-своему любили, но все равно беспощадно и жестоко разыгрывали на уроках.

Эхо войны донеслось до Покровска. Горожане встречали раненых, вернувшихся с фронта. Приближался 1917 год. Об этих исторических событиях повествует Л. Кассиль ("Кондуит и Швамбрания"). Главные герои книги являются очевидцами российской революции.

Тридцать первого декабря родители Лельки и Оськи пошли к знакомым встречать Новый год. К Лельке пришел одноклассник, и они отправились прогуляться. На беду, им попалась конная упряжка местного миллионера. Гимназисты решили прокатиться. Конь, учуяв чужих, понес похитителей по безлюдным улицам. Перепуганные гимназисты не могли его остановить. Как назло, им встретился Цап-Царапыч.

Завидев надзирателя, конь остановился. Цап-Царапыч пообещал сизарям записать их в кондуит и оставить без обеда. После этого он уселся на облучок, чтобы вернуть похищенную повозку хозяину. Животное, не видя разницы между похитителями, понеслось вскачь, а вышедший из дома хозяин повозки вызвал полицию.

Неизвестно, как оправдывался в полиции Цап-Царапыч, но про этот случай он больше не вспоминал.

Пропажа Атлантиды

Внезапно пропал Степка Атлантида. Как выяснилось - сбежал на фронт. Прежних преподавателей разогнали, а вместо гимназии создали Единую Трудовую Школу с совместным обучением девочек и мальчиков.

Делегация гимназистов пошла в женскую гимназию, чтобы выбрать самых красивых девочек для класса. Им тут же дали клички: Бамбука, Люля-Пилюля, Оглобля и Клякса. С появлением девочек в гимназии стали играть в «гляделки». Игра заключалась в том, чтобы часами глядеть на собеседника. Моргать не разрешалось. Бывали случаи, что доходило до обмороков.

В России произошла революция, царь отрекся от престола. Швамбрания, соответственно, тоже отреагировала беспорядками. После продолжительных и глубоких сомнений скончался Джек, Спутник Моряков. Последними его словами были: «Ферма ля машина! Стоп ди машина! Же вез а…» На могиле героя водрузили золотой якорь, вместо венков ее украсили спасательными кругами.

"Наука умеет много гитик" - утверждает Л. Кассиль. Такова книга "Кондуит и Швамбрания", автор которой умеет смешно и трагично говорить о простых вещах.

Заключение

В квартиру подселили красного комиссара Чубарькова. Он научил Оську игре в ляпки-тяпки. Игрой увлекся и папа. У игроков были красные от шлепков руки.

В гости приехали тетки-родственницы, которые начали воспитывать Оську и Лельку и водить их в театр.

В одной комнате поселился военный, Ла-Базри-Де-Базан, а другую комнату заняла комиссия по борьбе с дезертирами. Папу забрали на фронт. Маркиз Де-Базан, как его называли тетки, украл мыло, спрятанное мамой в пианино, но после того, как вызвали ЧК, мыло нашлось. А вместе с мылом пропавшие карты Швамбрании. Чекисты, увидев карты нового государства, смеялись до упаду.

Швамбранцы обнаружили в заброшенном доме алхимика Кирикова, варившего элексир жизни. Потом выяснилось, что это обычный самогон.

Папа вернулся с фронта. У него был тиф. Он выглядел худым и желтым и по его бороде ползали вши.

Страна Грез надоела нашим героям. Суровые будни оттеснили выдуманное государство, в котором никогда не применялся, как утверждает Кассиль, кондуит. И Швамбрания, отзывы читателей о которой звучат восторженно, навсегда запомнится тем, кто прочитал эту книгу.

Дом Угря, где Лелька и Оська играли, разобрали на дрова. Швамбрания перестала существовать.

Об этих событиях написал Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» - повесть о незабываемых временах - стала самой известной книгой из его произведений.