Тема урока: Роль имён прилагательных в речи.

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения уточнить и систематизировать знания учащихся о роли имён прилагательных в устной и письменной речи.

Задачи урока:

Образовательные:

— развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;

— устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Коррекционные:

— развивать речь, память, внимание учащихся;

— развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

— способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению их словарного запаса за счет употребления в речи имён прилагательных.

Воспитательные:

— способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося;

— воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

Тип урока — комбинированный.

Форма проведения - урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 25 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I . Организационный момент. Психологический настрой на урок.

— Ребята я хочу начать наш урок с вопросов: Как вы себя сегодня чувствуете? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

— Сегодня у нас необычный урок: к нам на урок пришли гости, поэтому, неудивительно, что кто-то из вас волнуется, но я уверена, что все у нас будет хорошо, что с задачами, которые перед нами возникнут, мы легко справимся.

— Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Тему урока мы запишем чуть позже. Слайд 2.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Готовы начать работу? Тогда отгадайте, о каких предметах идет речь.

Это предмет неодушевленный. Слайд 3.

— По цвету он — желтый,

— По вкусу - кислый.

— По форме - овальный.

  • — Поверхность гладкая. (Лимон)

— Что это за предмет? Назовите слова, которые помогли узнать этот предмет.

(слова, называющие признаки предмета)

— А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете своих друзей, товарищей, тех,

с которыми вы вместе учитесь. Отгадайте, чей это словесный портрет:

«Среднего роста, стройная. Волосы тёмный, глаза серые. Артистичная, Слайд 4.

общительная, спортивная» (Марина О.)

  • — Какие слова помогли вам узнать свою одноклассницу?
  • — К какой части речи относятся слова, которые помогли вам узнать предметы (неодушевлённые
  • и одушевленный)?

— По каким признакам имена прилагательные могут описать предмет?

(По цвету, запаху, вкусу, форме, величине, состоянию, материалу, описать черты характера и др.).

— Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признак, употребляются имена прилагательные?

— Ответ на этот вопрос должен стать результатом урока.

— Итак, тема сегодняшнего урока: «Роль имён прилагательных в устной и письменной речи».

Запишите тему в тетрадь. Слайд 5.

  1. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний. Упражнения на закрепление.

— Давайте вспомним: какая часть речи называется именем прилагательным?

(Правило с примерами).

— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Имена прилагательные связаны с именами существительными).

Задание № 1.

Работа с текстом (прилагательные закрыты).

— Прочитайте текст и скажите, понятно ли о чём или ком идёт в нём речь?

(Да, он о птице, но непонятно, о какой именно)

Синица. Слайд 6.

Живёт у нас в лесу небольшая птичка. У неё жёлтая грудка с чёрным галстуком и чёрная бархатная шапочка на голове. Повсюду звенит её радостная песенка.

— Чего не хватает в этом тексте?

(Имён прилагательных).

— Давайте прочитаем текст с прилагательными. Что изменилось?

(Теперь стало понятно, что речь в тексте идёт о синице).

— Какой вывод вы можете сделать о роли имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Имена прилагательные придают речи точность. Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета. Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах).

Задание № 2.

— А знаете ли вы, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место.

— Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

И, конечно, особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

— Вспомните стихотворение Александра Прокофьева «Берёзка». Прочитайте его самостоятельно, а потом выразительно вслух.

Люблю березку русскую, Слайд 7.

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

— Понравилось ли вам стихотворение?

(Имена прилагательные).

— Известно, что ни в одной стране мира нет такого изобилия берёз, как у нас в России. Берёза является символом России. Белоствольная нежная красавица с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию.

— А давайте прочитаем этот отрывок, исключив из него все имена прилагательные.

Люблю березку…,

То …., то ….,

В … сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С … застежками,

С …. сережками,

Люблю ее ….

…, … .

То …, …,

То …, … .

— Что-то изменилось?

(Текст некрасивый, сухой, невыразительный. Без имён прилагательных невозможно описать красоту и неповторимость русской берёзки).

— Какова ещё роль имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Для яркости, образности, выразительности речи. Имена прилагательные украшают нашу речь.)

— Давайте выпишем в тетрадь имена прилагательные, (Работа у доски, оценка).

характеризующие берёзку.

(Берёзку (какую?) русскую, светлую, грустную, нарядную, родную, Слайд 8.

ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую).

Динамическая пауза.

— А сейчас выполним несколько упражнений для снятия утомления и напряжения.

  1. Поднять — опустить плечи. Повторить 6-8 раз.
  2. Сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз
  3. Сидя на стуле, голову плавно наклонить назад. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.

Задание 3 .

  • А сейчас вам предстоит выполнить творческое задание.

— Но сначала я предлагаю посмотреть и послушать небольшую Слайды 9-17.

композицию, которая будет непосредственным образом связана с нашей творческой работой.

— А теперь познакомимся с текстом. Слайд 18.

Летняя гроза.

Был полдень. Светило яркое черная туча. Подул сильный ветер. Молодая Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

— Вместо пропусков вам необходимо употребить подходящие по смыслу имена прилагательные.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

Летняя гроза. (Оценить работу).

Был полдень. Светило яркое солнце. На горизонте появилась черная туча. Подул сильный ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

Изменился наш текст? За счёт чего?

(Помогли имена прилагательные).

  • Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный словарный запас именами прилагательными.

Зрительная гимнастика.

— Давайте проведём гимнастику для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Задание 4 .

— Давайте прочитаем ещё один текст.

Слайд 19 .

Осенью.

холодным полем. Пошли мокрые дожди. Опустели осенние дороги. Голый ветер срывал пустую листву и свистел в деревенских сучьях.

— Почему вы смеётесь?

— К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?

(Прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли).

— Сейчас я предлагаю вам отредактировать данный текст.

Слайд 20 .

Осенью.

Прошло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Пошли осенние дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

  1. Домашнее задание.

— Подобное задание вы будете выполнять на самоподготовке: в каждой загадке нужно найти неправильный признак предмета и заменить его на нужный.

Учебник стр. 108, упр. 138.

  1. Итог урока.

— Урок подходит к концу. Давайте подведёт его итог.

— Так какая же часть речи могла сказать о себе такие слова:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Имя прилагательное).

— Какую роль играют имена прилагательные в устной и письменной речи?

(Делают речь точной, меткой, богатой, красивой, яркой, выразительной, образной, живописной).

— Всё разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

  1. Рефлексия.

— Я прошу вас высказать свое мнение об уроке: что для вас на уроке было главным, а что интересным? (или подобрать имена прилагательные, которые могут охарактеризовать сегодняшний урок : необычный, скучный, бесполезный, интересный, увлекательный, ужасный). Слайд 21.

VI . Оценивание (по ходу работы учащихся на уроке).

— Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Я считаю, что вы сегодня поработали на уроке отлично и я искренне говорю вам спасибо за работу!

Имя существительное

Введение в тему:

Кто вас окружает? (запись на доске слов)

Что вас окружает? (запись на доске слов)

Что объединяет записанные нами слова? (предметность)

Обобщение: слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: «кто?», «что?» относятся к имени существительному .

Род имен существительных

I. На доске записаны слова.

Сказка: слова-существительные живут в королевстве. Их так много, что королева в них путается, когда какое слово употребить. Она издала указ: тот, кто придумает знаки различия для слов-существительных, будет награжден. В соседнем королевстве жили муж и жена. Они придумали, как помочь королеве. Часть слов забрал себе муж. Часть слов забрала жена. А остальные слова остались жить в королевстве.

Как вы думаете, какие слова забрали муж, жена? Почему?

Какие слова остались?

Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

II. Учитель берет портфель ученика и спрашивает:

Чей портфель?

Мой, - отвечает ученик.

Запись предложения: «Портфель мой».

Составьте еще одно предложение о портфеле («Портфель черный»).

Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово «портфель»?

Запись предложения: «Он черный». Подбор предметов, к названию которых можно добавить слово «мой» или заменить их словом «он» (учащиеся приводят примеры слов).

Обобщение: существительные, к которым можно поставить слово «мой» или заменить их словом «он», относятся к существительным мужского рода.

Аналогичные наблюдения проводятся над существительными другого рода: «тетрадь» и «перо».

Дети делают обобщение о том, какие слова относятся к существительным женского рода, какие – к существительным среднего рода, приводят примеры.

*Род мужской

Конечно, мой

Мой сад, мой брат

Стул мой.

Женский род,

Помню я,

То, про что скажу «моя»:

Моя ручка, моя тучка

и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Мое окно, село мое.

* Женский род –

Запомню я,

И скажу: «она моя»

И запомню род мужской,

И опять скажу: «он мой»

Средний род – оно моё.

Это правило твоё.

III. Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка от друга иностранца – Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. С разрешения Оли я выписала некоторые предложения из письма. Давайте их прочитаем.

«Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далекий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши теплые встречи в вашем уютном доме, особенно ту, когда твоя папа учил нас играть в лото».

Что вас рассмешило? Давайте прочитаем письмо правильно.

Число имен существительных

Фрагмент урока

1. Учитель показывает один предмет и предлагает записать существительное, которое является названием этого предмета (книга ). Затем показывает два, несколько этих же предметов и также предлагает написать имя существительное (книги ).

2. Наблюдение над словами:

Сравните слова «книга» и «книги».

Чем они сходны? (обозначают одинаковые предметы).

Чем они различаются? (обозначают разное количество предметов).

3. Обобщение:

Существительные, которые называют один предмет, имеют форму единственного числа. Существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.

4. Наблюдение над изменением окончаний.

Запишите в столбик существительные «город», «сестра», «село».

Определите их число.

Измените число этих существительных и запишите полученные слова.

Какая часть слова изменилась, когда мы изменяли существительные по числам?

Выделите окончания.

5. Обобщение:

При изучении имен существительных по числам изменяется окончание.

Число имен существительных

Существительное

↙ ↘ не изменяются по числам

Формы только

изменяются

по числам

↙ ↘ ед.ч. мн.ч.

множ.ч. единств.ч. серебро брюки

детвора очки

Елисей ворота

Изменение имен существительных по падежам

Словарная работа:

праз…ник

Какое ключевое слово получилось? (падеж)

А что означает это слово, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Введение в тему:

Загадка: Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня (река)

На доске текст:

Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.

Какое слово повторяется в каждом предложении?

Запишите в столбик все формы слова «река», предварительно задав к нему вопросы.

И.п. что? река

Р.п. чего? реки

Д.п. по чему? реке

В.п. что? реку

Т.п. чем? рекой

П.п. о чем? о реке

Какая часть слова изменяется (окончание). Выделите окончание.

Почему изменяются окончания? Или От чего оно зависит?

Выделите окончание.

Сколько вопросов в столбике?

В русском языке шесть падежей. В финском – 15, в венгерском – 22, в китайском – нет. Сказка о падежах, параллельно - работа по таблице.

Почему мы задаем два вопроса?

Все падежи, кроме именительного, употребляются с предлогами. Они называются косвенными.

Для того, чтобы правильно определить падеж, можно пользоваться вспомогательными словами.

И.п. (есть) кто? что?

Р.П. (нет) кого? чего?

Д.п. (дал) кому? чему?

В.п. (вижу) кого? что?

Т.п. (доволен) кем? чем?

П.П. (говорю о) ком? чём?

Для запоминания названия падежей: «Иван рубил дрова, велел топить печь».

План работы по падежу (в отдельности)

1. Вопросы

2. Предлоги

3. Окончания

4. Член предложения

5. Значение

Имя прилагательное

Введение в тему

1. Учитель:

Два предмета могут отличаться один от другого своими признаками. Признаки – это знаки, по которым мы различаем предметы: по материалу, форме, цвету.

карандаш (какой?) деревянный

материал ↗

↘ карандаш (какой?) пластмассовый

тетрадь (какая?) большая

размер ↗

↘ тетрадь (какая?) маленькая

Чем различаются данные предметы?

(признаками)

Какие бывают признаки?

II. Учитель показывает иллюстрацию (арбуз). Просит учащихся описать этот предмет. Какой он? Проводит работу со словами – прилагательными.

III. Учитель загадывает загадку. Какие слова нам помогли отгадать загадку? Проводит работу со словами-прилагательными.

Обобщение:

- Слова, обозначающие признаки предметов, называются именами прилагательными, т.к. они прилагаются к имени существительному и без него не употребляются. Не видя предмета, мы не можем назвать его признаки.

Роль имен прилагательных в речи

На доске – текст без прилагательных (прилагательные записаны в стороне). Задание – вставить прилагательные по смыслу в текст.

Под кустом притаился _________зверек. У него _____ уши, _______хвост. Тело покрыто _________шерстью. Есть ______ и ______зубы, но обороняться ими он не может.

Слова для справок: маленький, короткий, острый, крепкие, длинные, серый, мягкий.

Выводы :

- Для чего нужны имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Что обозначают?

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Прилагательное

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.

Я - имя прилагательное

Веселое и занимательное.

Я отвечаю на вопрос:

«Какой?» «Какие?»

Слова и предложения

Делаю живыми.

А иногда я грустное бываю,

Когда ребята обо мне все забывают.

Но стоит им ко мне лишь обратиться, я тут как тут –

Готово веселиться и трудиться!

3. Попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, начиная с «я».

Род имен прилагательных

Введение в тему:

I – Какое сейчас время года? (Осень).

А вам нравится осень?

Давайте попробуем составить словосочетания об осени.

легкий морозец поздняя заря осеннее настроение

мокрый лист дождливая погода серое небо

золотой лес

Определите род имен существительных.

Задайте от имен существительных вопросы к именам прилагательным.

Как вы думаете, от чего зависят окончания имен прилагательных?

Какие окончания имеют прилагательные м.р., ж.р., ср. р.?

Обобщение: род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.

IIНа доске запись:

лес большая

зимняя

дорога большое

зимнее

озеро большой

зимний

суровый

Прочитайте имена существительные. Подберите к каждому существительному соответствующие имена прилагательные.

Обобщение.

Полные и краткие прилагательные

1. На доске:

благородный человек – человек благороден;

праздничная обстановка – обстановка празднична

Задание: сравнить прилагательные и подумать – это однокоренные слова или разные формы одного и того же слова.

Иллюстрации: дуб, ландыш, еж, медведь

высок и могуч, свеж и пахуч, хорош, хоть и колюч, лохмат и неуклюж

Задание: подобрать к именам существительным соответствующие имена прилагательные.

Редактирование предложений на доске:

Спортсмены стройные, выносливы, ловки.

Я с его замечаниями согласный

Тренер строг, но справедливый

2 . – Я сейчас прочитаю четверостишие, а вы подумайте, о какой части речи мы будем говорить с вами на уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, вы правы, речь пойдет об имени прилагательном. Давайте вспомним, какую часть речи называют именем прилагательным? Для чего служат имена прилагательные?

Недавно, проходя по коридору, я услышала, как 2 ученика из нашего класса спорят, и удивилась. А что меня поразило, вы сейчас узнаете. Прошу участников спора выйти к доске.

1: – Я, между прочим, творческая личность. Я уже сочинила стишок:

В сказке девочка жила,

Как она была мила!

Как она была мала!

Как умна она была!

2: – Лично мне такой стишок не интересен. Он слишком короток и прост.

1: – Подумаешь, критик!

Не ссорьтесь, ребята! Вы сами того не зная, помогаете нам раскрыть еще один секрет об имени прилагательном. Присаживайтесь, пожалуйста.

(На доске выписаны слова: мила, мала, умна, прост, короток)

Прочитайте слова, которые употребляли в своей речи ребята, и подумайте, к какой части речи они относятся? Задайте к ним вопросы.

А как будут звучать эти имена прилагательные, когда мы зададим к ним вопросы «Какая? Какой?» (друг напротив друга в столбик записываются слова в полной и краткой формах).

Чем же отличаются формы полных и кратких прилагательных?

У кратких прилагательных мужского рода убегает окончание, т. е. становится нулевым, а у прилагательных женского и среднего рода окончание становится короче. То же самое можно наблюдать и в вопросах к кратким формам имен прилагательных.

Запомните вопросы, задаваемые кратким прилагательным. Работа с таблицей

полные краткие

Какой? Каков?

Какая? Какова?

Какое? Каково?

Какие? Каковы?

Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы попробуйте найти краткие прилагательные. Возьмите карандаш. Как услышите краткое прилагательное, ударите карандашом о парту. Все краткие прилагательные отвечают на квакающие вопросы:

Ква-ква-какова?

Ква-ков-каков?

Сказка наша о лягушке (иллюстрация лягушки-невесты)

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух:

Конечно, я немного толста, слишком зелена, лупоглаза, но особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша! Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!

Какой секрет русского языка на уроке мы раскрыли?. Для чего нам нужны краткие прилагательные?

На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

Глагол

Историческая справка: в старославянском языке слово «глагол» означало «слово» или «речь». Одна из 2-х славянских азбук называлась «глаголица». Глаголить значило «говорить».

Введение в тему:

1. - Что вы делали утром?

Что делали на уроках?

Что делали вечером?

В течение дня мы совершаем действие. Как вы считаете, действия могут совершать только живые существа? (Нет) Приведите пример. Придумать предложение с глаголом.

2. На доске – иллюстрации с изображением мяча и кота

Что вы видите на иллюстрациях?

Какой частью речи являются данные слова?

Давайте опишем кота. Какой он?

Давайте опишем мяч.

Слова какой части речи мы использовали для описания предметов?

Какие действия может совершать кот?

Какие действия можно совершать с мячом?

На какие вопросы отвечают эти слова-действия?

Введение понятия «глагол».

Можно ли обойтись в нашей речи без глаголов?

1) Что без меня предметы –

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

2) Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом

И счастливый мой удел таков

В речи быть одним из главных слов.

3. Сравнение записей (словесное описание картин):

1) Жаркое утро. Порт на берегу Средиземного моря. Пароходы с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов.

2) Наступило жаркое утро. В порту на берегу Средиземного моря замерли пароходы. Дымят трубы, повсюду толпятся пассажиры, суетятся носильщики с тележками, кричат продавцы бутербродов и фруктов.

Время глагола

Сказка о Глаголе

Машенька отправилась в путешествие. По дороге она встретила доброго волшебника, имя которого вы должны разгадать, отгадав загадки и вспомнив правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

Г азета, л опата, а втобус, г орох, о гурец, л естница (Глагол)

- Дядюшка Глагол, что ты делаешь в этой стране?

- Что я делаю? С тобой разговариваю, пишу носом, улыбаюсь, хлопаю в ладоши.

Или, может, ты хочешь узнать, что я делал, пока тебя не было? Читал книгу, поливал цветы, танцевал.

Я страшное дело, какой деловой!

В любые дела ухожу с головой!

Задачи решаю, голы забиваю

На вопросы «Что делать?» «Что сделать?» я отвечаю.

1) На доске : 3 примера с глаголами прошедшего, настоящего и будущего времени. Задание: выписать глаголы, выписать вопросы.

2) Прошедшее время –

То, что прошло:

Вчера мы писали,

Солнце ушло.

Настоящее время приходит теперь

Мы пишем имя, бегает зверь

Будущее время еще не пришло:

После уроков пойдем мы в кино

Спряжение глаголов

Фрагмент урока: - Глагол и местоимение, взявшись за руки, принесли нам новую тему урока – спряжение. Что называется спряжением мы сегодня узнаем.

Долго им пришлось идти

Чтобы спряжение принести.

Научить они хотят,

Как глагол нам проспрягать.

Прочитайте на доске глаголы, задавая от местоимений к ним вопросы.

Я (что делаю?) говорю, пою

Мы (что делаем?) говорим, поем

Ты (что делаешь?) говорю, пою

Вы (что делаете?) говорим, поем

Он (что делает?) говорит, поет

Она (что делает?) говорит, поет

Они (что делают?) говорят, поют

Ко 2-му же спряжению

Отнесем мы, без сомнения,


Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.

Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?

В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?

Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?

Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?

Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.

Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.

2. Описание тишины.

3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

живые тонкие звуки

веселый свист (клестов)

тяжелые шапки (снега)

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);

освобожденная (ветка) – свободная (ветка);

обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);

нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);

спеющая (малина) – спелая (шишка);

отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.

Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?

Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.

– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль имени прилагательного в речи.

Цели:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Ход урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам,

Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!»

Я желаю вам много «маленьких удач» и приятного общения на нашем уроке. А нашим гостям получить хорошее настроение от нашего урока.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним по какой большой стране мы путешествуем

Части речи

Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие? Слайд

СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ

Существительное, прилагательное

Молодцы, давайте уточним где мы побываем сегодня

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Слайд А вы внимательно прочитайте и отгадайте, о чем идет речь, посоветуйтесь в группе

Какой ответ?

Имя прилагательное

Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Чем является в предложении?

1. имя прилагательное это часть речи.

3.обозначает признак предмета

4. в предложении является определением

(На доске составляется кластер)

Прилагательное определение

Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.

Что вы хотели бы знать?

я бы хотела знать больше, для чего они нужны,

какую роль они выполняют

изменяются ли по родам и числам

Сегодня мы будем исследователями. И узнаем о роли прилагательного в речи.

Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.

Каллиграфическая минутка

А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова.(коллективная работа)

Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.

Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам, запишите в тетрадь.

- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?

- Это имена существительные.

- Докажите?

- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.

По какому принципу вы определили слова во второй столбик?

Это имена прилагательные.

Докажите.

имя прилагательное это часть речи.

2. отвечает на. вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?

Открытие новых знаний

Б) Групповая работа.слайд

Ну а теперь давайте наблюдать.. Ваша задача к предложенным именам прилагательным выбрать подходящие по смыслу предмет и записать их.

1группа. Бурый, мо хнатый, ко со лапый. (Медведь)

2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)

3 группа. Ароматное, круглое, слад кое. (Яблоко)

4 группа. Хитрая, рыжая, пуши стая (лисица)

Прочитайте. Что вы сейчас делали? Мы описывали предмет

Какой вывод?

Вывод: имена прилагательные описывают предметы Добавляем в кластер

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

– А теперь устно попробуйте описать себя.

(Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).

Слайд откройте конверт №1, прочитайте и выполните задание

Работа в парах


Какой день изображен на первой картинке, на второй?

Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?

Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первая пара запишет текст, описывающий первую картинку, а вторая – постарается описать второй пейзаж. (можно вставить и одно слово, и два – по желанию)

Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.

Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.

Обсудите в паре, для чего же нужны им.пр.

Вывод:имена прилагательные нужны для точности описания.

(Добавляем в кластер)

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

физминуткаТайк оф тачдаун

А теперь давайте поиграем, отдохнем. Я называю слова, если сущ., встает 2 класс, если им.пр. встает 3 класс,если другая часть речи хлопаем

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть,веселье, веселый, летняя, слушает, снег, снеговой, тает, день, весна, прекрасная, приходит

.Первичное закрепление.(работа в парах)

. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

(Индивидуальная работа).

Перед вами лежит конверт №2. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.

А). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Согласны ли вы со мной, что это текст? Докажите.

А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.

Б). Наступила ранн яя ве сна. Тает по следний снег . Журчат го во рливые ручь и.

Светит ласко вое сол нце. Летят пе ре летные птицы .

Чем отличается первый текст от второго?

Во втором тексте имеются имена прилагательные.

Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу по кругу для взаимопроверки. Сималтиниус раунд тейбл

Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.

С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания. Они делают нашу речь красивой, яркой, выразительной

Какой вывод сделаем?

Вывод : Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.

Определение Украшают речь

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

7. Включение нового знания в систему знаний.(работа в группе )

А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник? (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.

Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.открытка

Мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и будет у тебя _____________________ настроение.
(пишут)

Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

Подарите радость нашим гостям (дают открытки)

Домашнее задание. Слайд Почтальон

Это почтальон

Вам пришла телеграмма с разноуровневыми заданиями, которые вы должны выполнить дома каждый самостоятельно. Выберите пожалуйста (Конерс) делитесь мнениями

1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.

2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

8.Рефлексия. Итоги. (обзор кластера)

Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Узнать для чего нужны им.пр. в нашей речи.обзор кластера

Какой был девиз С малой удачи начинается большой успех!»

Достигли успехов

Как оценили вашу работу

А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.

Урок был (какой?)……., …….., ……. .

Открытый урок в 6 Б классе

«Роль имен прилагательных в речи».

Цели урока:

Обучающие:

    Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи;

    Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.

Развивающие:

    Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;

    Развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные:

    Формирование духовно развитой личности;

    Формирование интереса к родному языку, его богатству, желания пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно.

Тип: изучение нового материала

Вид: проблемно-исследовательский

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием мультимедийной техники, фронтальной и индивидуальной работы.

Ход урока.

    Организационная часть. Приветствие.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

С каким настроением вы пришли в школу?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Мы продолжаем разговор об имени прилагательном.

Давайте вспомним

Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.

3 .Запишите тему урока

Роль имен прилагательных в речи

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

В чём смысл этого высказывания?

Запишите его

Есть ли здесь прилагательные?

Назовите их.

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

3. Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о роли имен прилагательных в речи.

Как вы думаете, что нам предстоит делать, чтобы сделать вывод по теме в конце урока?.

Я предлагаю вам для анализа тексты о природе.

Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы говорим сегодня о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.

Сейчас зима, скоро новый год. Но, к сожалению, погода нас не радует, так давайте помечтаем.

О какой зиме вы мечтаете?

4 .А вот как описывал зимнее утро И.А.Бунин

Комплексный анализ текста

Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зеленым бором. (И.А. Бунин)

Задания к тексту:

1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному).

2.Тип речи – описание, повествование, рассуждение?

4 . Какие слова нам помогают ярче представить эту картину ?

5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?

Безусловно, важную роль в этом тексте играют прилагательные.

5.Давайте обратимся к учебнику и выясним, какие функции Выполняют прилагательные в речи.

Учебник стр._______

Выделительная и изобразительная

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над глубокими снегами, синее небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь - словосочетания с оценочными прилагательными

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом. огромное небо

6. Как называются оценочные прилагательные.

Обратитесь к учебнику.

Эпитет – художественное(образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

Эпитеты помогают передать авторскую оценку предмета, чувство и настроение, более точно рисуют картину, создают художественный образ.

По меткому выражению критика 19 века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы». Как вы понимаете это выражение?

7.А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

Почему?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Какие эпитеты вы подобрали бы к слову снег?

Составьте предложения с этими словами.

8. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем

9.Продолжим работу

Давайте вспомним стихотворения о природе, временах года А.С.Пушкина

Посмотрим, как меткими, «озаряющими» словами пользовался

А.С. Пушкин..

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Какие эпитеты к слову снег употребляет Пушкин в своих произведениях?

Назовите их.

10.Обратимся к тексту. Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Чего-то в нём не хватает?!

Описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

Как вы думаете, почему?

Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..

11.Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Молодцы!

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

12. Итоги

Над какой темой мы работали на уроке? (Употребление имён прилагательных в речи)

Работая над темой, что нового вы узнали?

Подведём итоги. Вместе сделаем это, продолжив предложения.

Сегодня на уроке я научился…

Ещё я понял, что прилагательные необходимы речи, потому что они…

Мне понравилось сегодня на уроке…

13.Объяснение домашнего задания.

На выбор:

    Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните в них имена прилагательные как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

или

    Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимняя сказка», используя эпитеты.