С начала 20 века на южном магнитном полюсе Антарктиды побывало 4 экспедиции: британская (1912), советская (1962), американская (1962) и ещё одна советская. Первая погибла полностью, из второй вернулись лишь двое, третья с трудом вернулась лишь на одном вездеходе, а их рассказы сразу же засекретили, как и засекретили информацию о последней советской экспедиции, из которой вернулись не все. И вот, лишь спустя много лет один из участников решился рассказать шокирующую правду о том, что там случилось!

В 1911-1912 годах между экспедицией норвежского исследователя Руаля Амундсена и экспедицией англичанина Роберта Скотта развернулась настоящая гонка за покорение Южного полюса: английскому полярному исследователю Роберту Скотту не повезло – его опередили норвежцы. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный командой соперника за 33 дня до него. Обратно англичанин решил возвращаться, не повторяя маршрута Амундсена, а пошёл с четырьмя спутниками через область магнитного полюса и погиб…

Полвека спустя советская экспедиция, основавшая в Антарктиде станцию «Мирный», отправила группу из шести исследователей вглубь континента, чтобы достичь Южного магнитного полюса. Вернулись лишь двое. По официальной версии, причиной трагедии были жестокая буря, сильнейшие морозы и отказ двигателя у вездехода.

Следующей группой исследователей, отправившейся к Южному магнитному полюсу, стала американская. Было это в 1962 году. Американцы учли печальный опыт советских коллег - оборудование взяли самое совершенное, в экспедиции участвовали 17 человек на трёх вездеходах, с ними поддерживалась постоянная радиосвязь. В этой экспедиции никто не погиб. Но вернулись люди на одном вездеходе. Все они находились на грани помешательства. Исследователей немедленно эвакуировали на родину, но о том, что произошло в походе, известно до сих пор очень мало.

После американцев к Южному магнитному полюсу снова отправились советские исследователи. Один из участников этого похода Юрий Ефремович Коршунов до недавнего времени жил в Санкт-Петербурге. Одному репортёру удалось «разговорить» его по поводу случившегося в том давнем походе. Репортёр записал рассказ полярника, но опубликовать его так и не сумел. Коршунов тем временем умер.

И вот недавно рассказ Юрия Ефремовича, изобилующий невероятными подробностями, появился в американской печати. Приводим его в переводе с английского.

«Был полярный день, - рассказывал Коршунов, - и почти всё время нашего пути стояла прекрасная погода. Термометр показывал всего минус тридцать градусов по Цельсию, ветра не было - для Антарктиды это редкость. Мы прошли маршрут за три недели, не потеряв ни минуты на ремонт машины. Первая неприятность произошла, когда мы разбили основной лагерь в точке, соответствовавшей, по всем нашим замерам, Южному магнитному полюсу. Все были вымотаны, поэтому легли спать пораньше, но заснуть не могли. Чувствуя неясное беспокойство, я встал, вышел из палатки и метрах в трёхстах от нашего вездехода увидел… светящийся шар! Он подпрыгивал, будто футбольный мяч, только размеры его были раз в сто больше. Я закричал, и все выбежали наружу. Шар перестал подпрыгивать и медленно покатился к нам, на ходу меняя форму и превращаясь в какое-то подобие колбасы. Менялся и цвет - становился темнее, а в передней части «колбасы» начала появляться страшная морда без глаз, но с отверстием, похожим на пасть. Снег под «колбасой» шипел, будто она была раскалённой. Пасть шевелилась, и мне показалось, будто «колбаса» что-то говорит.

Фотограф экспедиции Саша Городецкий пошёл вперёд со своей камерой, хотя старший группы Андрей Скобелев кричал, чтобы он стоял на месте! Но Саша продолжал идти, щёлкая затвором. А эта штука… Она мгновенно опять изменила форму - вытянулась узкой лентой, и вокруг Саши возник светящийся нимб, будто вокруг головы святого. Помню, как он закричал и уронил аппарат…

В этот момент раздались два выстрела - стреляли Скобелев и стоявший справа от меня наш врач Рома Кустов… Мне показалось, что стреляли не разрывными пулями, а бомбами - такой был звук. Светящаяся лента вспухла, во все стороны брызнули искры и какие-то короткие молнии, и Саша оказался охваченным как бы огнём.

Я бросился к Саше. Он лежал ничком и… был мёртв! Затылок, ладони и, как потом оказалось, вся спина словно обуглились, полярный спецкостюм превратился в лохмотья.

Мы попытались связаться по радио с нашей станцией «Мирный», но из этого ничего не вышло, в эфире творилось нечто невообразимое - сплошной свист и рычание. Никогда мне не приходилось встречать такую дикую магнитную бурю! Она продолжалась все трое суток, которые мы провели на полюсе.

Фотокамера оказалась расплавленной, будто от прямого попадания молнии. Снег и лёд - там, где «проползла» лента, - испарились, образовав колею глубиной в полметра и шириной метра два.

Мы похоронили Сашу на полюсе.

Через двое суток погибли Кустов и Борисов, затем - Андрей Скобелев. Всё повторилось… Сначала появился один шар - прямо на Сашином холме, а минуту спустя - ещё два. Они возникли, будто сгустившись из воздуха, на высоте примерно сотни метров, медленно опустились, повисели над землёй и начали двигаться по каким-то сложным траекториям, приближаясь к нам. Андрей Скобелев снимал, а я замерял электромагнитные и спектральные характеристики - приборы заранее установили метрах в ста от машины. Кустов и Борисов стояли рядом с карабинами наизготовку. Они начали стрелять, едва только им показалось, что шары вытягиваются, превращаясь в «колбасу».

Когда мы пришли в себя от шока, шаров уже не было, в воздухе стоял запах озона - будто после сильной грозы. А Кустов с Борисовым лежали на снегу. Мы сразу бросились к ним, думали, ещё можно чем-то помочь. Потом обратили внимание на Скобелева, он стоял, прижав ладони к глазам, фотокамера лежала на льду метрах в пяти, он был жив, но ничего не помнил и ничего не видел. Он… это и сейчас страшно вспоминать… младенец. Ходил, извините, под себя. Не хотел жевать - только пил, расплескивая жидкость вокруг. Наверное, его нужно было кормить из соски, но, сами понимаете, сосок у нас не было, Кустова и Борисова мы даже не смогли похоронить - сил не было. Хотелось одного - смыться поскорее. А Скобелев все время хныкал и пускал слюни…

На обратном пути он умер. В «Мирном» медики определили у него сердечную недостаточность и следы обморожения, но не очень сильного, во всяком случае, не смертельного. В конце концов, мы решились рассказать правду - слишком давило то, что произошло, К моему удивлению, нам поверили. Но ведь не было никаких убедительных доказательств. Отравлять новую экспедицию к полюсу не было никакой возможности - не позволяли ни программа исследований, ни отсутствие нужного оборудования. Насколько я понял, то же, что и с нами, произошло в 1962 году с американцами, Теперь вы понимаете, почему больше никто туда не стремится? Когда-нибудь, может, туда пойдут опять. Но не думаю, что это произойдёт скоро, - слишком надёжная требуется защита. Такая затея стоит миллионы долларов. Даже американцы вряд ли настолько богаты - они ведь сейчас, как известно, сворачивают свои антарктические станции. Основной интерес сегодня - так называемая озоновая дыра. Если бы не необходимость постоянного контроля за ней, вряд ли там вообще были бы сейчас люди».

До сих нет объяснений для явления, которое наблюдали участники полярной экспедиции. В 1966 году исследователи назвали шары-убийцы – плазмозаврами. Американский физик Рой Кристофер предположил, что эти антарктические чудовища являются электризованными живыми существами, сгустками плазмы.

Он считает, что плазмозавры могут жить на высоте 400-800 километров над поверхностью Земли. Там они остаются в разреженном состоянии, что делает их невидимыми. Но возле Южного полюса плазмозавры могут спускаться к Земле. Плотная среда увеличивает их собственную плотность, позволяя их увидеть.

По версии исследователя, плазмозавры вызывают галлюцинации и могут поразить их электрическими разрядами. Кристофер полагает, что это живые существа, которые существовали еще до органических форм жизни. Естественно, что пока это лишь предположение.

Возможно, в будущем найдётся достоверное объяснение для этого загадочного явления.

«…Черный флаг, привязанный к полозу от саней, поблизости - остатки лагеря, следы саней и лыж, идущие в обоих направлениях, четкие отпечатки собачьих лап… Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса. Это страшное разочарование, и мне очень жаль моих верных товарищей. Мы многое передумали, немало поспорили между собой. Завтра мы должны идти дальше - к полюсу, а затем спешить домой с максимальной скоростью, на какую способны. Конец всем нашим мечтам; возвращение будет печальным» (запись из дневника Р. Ф. Скотта от 18 января 1912 г.).

Две попытки англичан покорить Южный полюс - в 1902 и 1909 гг. - оказались безуспешными. Роберту Скотту удалось продвинуться до широты 82° 17’, Эрнесту Шеклтону - до 88° 23’. К слову, известие о том, что Шеклтон, бывший участник похода Скотта 1902 г., собирается в самостоятельную экспедицию, стало для последнего неприятным сюрпризом. Он написал Шеклтону несколько писем, в которых требовал не использовать для устройства базы берег пролива Мак-Мёрдо, поскольку считал это своим исключительным правом. После того как Шеклтон был вынужден высадиться именно там, так и не найдя вокруг ничего мало-мальски подходящего, Скотт начал считать его своим личным врагом. Интересно, что бы предпринял капитан военно-морского флота Скотт в том случае, если бы Шеклтон достиг цели? Напомним, что как раз в 1909 г. начался скандал из-за другого полюса, Северного: Роберт Пири, узнав, что проиграл соревнование Фредерику Куку, использовал все свои связи и немалые деньги, чтобы смешать более удачливого конкурента с грязью.

Но Шеклтон «сошел с дистанции» за 180 км до финиша, и в 1910 г. британское правительство и Королевское географическое общество снарядили очередную экспедицию в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт, возглавив ее, получил второй шанс. В конце июня экспедиционное судно «Терра Нова» вышло в плавание. На его борту находилось 65 человек. Скотт взял с собой 33 ездовые собаки и 15 низкорослых китайских (а может быть, монгольских или бурятских) лошадей, а также двое моторных саней. На борту было много научного оборудования, достаточные запасы топлива, продуктов и теплой одежды.

А в сентябре того же года к берегам Антарктиды отправился знаменитый «Фрам» во главе с Руалем Амундсеном. Это была настоящая сенсация. Амундсен мечтал покорить Северный полюс и специально для этого много раз обращался к Фритьофу Нансену с просьбой предоставить ему это испытанное судно, к тому же приносящее удачу. Однако Нансен и сам был не прочь повторить попытку достичь полюса и потому медлил, но наконец все же согласился передать «Фрам» Амундсену. Тот подготовился к плаванию - через Атлантику, вокруг мыса Горн, далее по Тихому океану до Берингова пролива, а затем дрейфом, подобно Нансену, - вместе со льдами через центральную часть Арктики.

И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год - ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.

Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее - с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.

«Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки - шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет - мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.

Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта - настоящим потрясением.

Но надо было возвращаться. Сначала все складывалось удачно: пятерка продвигалась от склада к складу, и температура не опускалась ниже –30 °С. Однако с каждым днем встречный ветер

становился все сильнее. А потом сплошной чередой пошли несчастья. Младший офицер Эдгар Эванс, здоровяк и балагур, взятый Скоттом в штурмовую группу несмотря на серьезные нарушения дисциплины, еще у полюса сильно порезал руку, и это катастрофическим образом сказалось на состоянии его духа. Вскоре он упал в трещину и получил жестокие ушибы, а также сильное сотрясение мозга. Эванс стремительно терял силы и 17 февраля умер. Идти становилось все труднее, погода портилась - начиналась зима. Мороз за сорок, и страшный ветер, сбивавший с ног. Начались обморожения; особенно сильно пострадал Лоуренс Оутс, который уже не мог ходить. Однажды в одном из промежуточных лагерей Оутс уполз в метель и не вернулся. Никто его не остановил. Это случилось 17 марта.

До береговой базы оставалось немного, но сил еще меньше, а еда и топливо подходили к концу. В довершение всех бед - чудовищная метель, не позволявшая и шагу ступить. Дневник Скотта - свидетельство постепенного угасания надежды на спасение. Последняя запись в нем датирована 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти - до склада всего 11 миль - но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии писать. Р. Скотт».

Только следующим летом, через восемь месяцев, участники английской экспедиции отыскали палатку Скотта, устоявшую перед всеми ветрами. Тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Боуэрса лежали в спальных мешках. Скотт умер последним: только его мешок не был закрыт. Рядом с ним нашли записные книжки, фотоаппарат, кассеты с пленками. Среди вещей были и геологические образцы.

А что же победители? На весь маршрут - до полюса и обратно, всего около 3 тыс. км - у Амундсена с товарищами ушло 99 дней. На обратном пути норвежцы были окрылены победой, а англичане, наоборот, придавлены чудовищным грузом поражения. Англичане шли пешком, а норвежцев везли оставшиеся собаки. Амундсен с товарищами успел пройти весь маршрут до ухудшения погоды, Скотта со спутниками зима застигла на полпути к берегу. И наконец, та самая исходная фора - 100 км преимущества и более ранний выход в путь. Вот, пожалуй, и все причины победы одних и поражения других - вспомните высказывание Амундсена об удаче.

Впоследствии многие обвиняли Амундсена в жестоком обращении с собаками. Дело в том, что склады с продовольствием невозможно было установить на всем протяжении маршрута. Амундсен решил использовать своих собак не только в качестве тягловой силы, но и как источник продовольствия (эскимосская собака дает около 25 кг мяса), которое к тому же не надо везти. Он рассчитал, когда следует застрелить каждую собаку, чтобы превратить ее из средства передвижения в продовольствие. Жестоко? Конечно - по отношению к собакам, верой и правдой служившим людям. А по отношению к людям? Наверное, стоит признать правоту Амундсена, выбравшего оптимальный вариант - с точки зрения выживания людей. Сам норвежец полагал, что именно это обстоятельство стало главным фактором достижения Южного полюса и благополучного возвращения к береговой базе.

Англичане еще очень долго считали настоящим покорителем полюса Роберта Скотта.

Маршрут

Москва-Пунта Аренас (Чили)-Юнион Глетчер-Южный Полюс-Юнион Глетчер-Пунта Аренас (Чили)-Москва

Почему с нами?

1) У компании 7 Вершин самый большой опыт в организации коммерческих восхождений и сложных высотных экспедиций.

2) У нас самые опытные и квалифицированные гиды, включая знаменитых альпинистов.

3) Мы предоставляем самые лучшие условия проживания и питания. Мы учитываем особенности питания (можно заказать вегетарианское меню).

4) У нас вы можете получить комплекс услуг в одном месте: тур, страховку, билет, визу, снаряжение.

5) Есть персональный консультант по снаряжению на каждую программу. Плюс бесплатная консультация по снаряжению и бесплатная доставка снаряжения при заказе с сайта.

Аннотация

Программа начинается в Пунта Аренасе (Чили), первые дни будут заняты приготвлениями к полету - мы пройдём необходимый инструктаж, во время которого Вы получите информацию о перелёте в Антарктику, о погодных условиях и о том, что Вас может ожидать по прибытии в Антарктику. В этот же день мы договоримся о времени проверки Вашей "антарктической" одежды, чтобы удостовериться, что Вы ничего случайно не забыли.
Перелёт в Антарктиду осуществляется на самолёте Ил-76. На нём мы вылетаем на Юнион Глетчер - чилийский аэродром на льду в Антарктиде, который американцы арендуют для посадки своих туристических самолётов. По времени полёт занимает приблизительно 4,5 часа.
Здесь мы опробуем всё наше снаряжение и подготовим груз для перелёта на 89-й градус. Ваш полет на 89-й градус состоится в первый же день, когда позволят погодные условия.
Полет продлится примерно 6 часов от Юнион Глетчер, мы пролетим над Ледовой Полярной Шапкой - самым высоким плато в Антарктике. Она-то и была причиной многих проблем во время полярных путешествий Скотта и Амундсена в 1900-х. По пути мы останавливаемся в горах Тьель чтобы дозаправиться. Это будет примерно середина дистанции между Юнион Глетчер и Южным Полюсом. Заправка продлится полчаса. Ровно за 111 км до Южного полюса наш самолёт, оборудованный лыжами, совершит посадку в центре большого снежного плато - именно отсюда мы начнём своё путешествие к полюсу на лыжах. Обычно на переход до полюса группа затрачивает 8-10 дней, т е каждый день мы будем проходить расстояние примерно 12-15 км. Основная часть грузов будет находиться в санях, которые пристёгиваются к специальной поясной обвязке. На спине у Вас будет лишь небольшой рюкзак весом 10-15 кг. Дневной переход составляет 7-8 часов.
Температуры в Антарктиде низкие, но всё-таки мы будем находиться там летом, когда солнце не садится и даже не нужны фонари.

Программа тура

В стоимость тура входит

Бронирование гостиницы в Пунта Аренас
Инструктаж в Пунта Аренас за день до отправления
Трансфер из аэропорта
Перелёт из Пунта Аренас в Антарктику и обратно
Все запланированные перелёты в Антарктике
Питание и размещение в Антарктике в лагере на Юнион Глетчер
Гид один на 5 участников экспедиции
Снаряжение и питание для группы на время лыжного перехода (все снаряжение для установки промежуточных лагерей и проживания в них) сани, поясные обвязки, лыжи и палки
Праздничный обед после прибытия на полюс
Личный багаж не более 25 кг на перелёт в Пунта Аренас - Юнион Глетчер

Не входит в стоимость

Перелёт до Пунта Аренас (2300-2700$)
Питание и проживание в Пунта Аренас
Провоз багажа в Антарктиду свыше 25 кг ($70 за каждый лишний кг)
Личное снаряжение и одежда и лыжные ботинки (кое что можно взять в аренду в Пунта Аренасе)
Дополнительные расходы, связанные с задержкой рейса в Пунта Аренас
Стоимость за телефонные переговоры в Антарктике
Страховка - личная, медицинская, страховка на случай эвакуации или любая другая

Подбор билетов

Необходимые дополнения

ВНИМАНИЕ: В связи с погодными условиями, сроки вылета в Антарктиду и возвращения на материк могут сместиться (были редкие случаи,когда непогода стояла до 10 дней). При смещении сроков полётов выполнение программы гарантируется! В случае отказа клиента от участия в программе в связи с переносом срока полётов, ДЕНЬГИ ЗА ПРОГРАММУ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

При покупке программы участник получает скидку на закупку снаряжения до 22%

Чаевые гидам и обслуживающему персоналу (важная информация!)

Вы не обидите Ваших гидов, если дадите им чаевые за их хорошую работу.

Пожалуйста оставьте Главному гиду чаевые:

  1. Минимально - если все было неплохо, 80 долларов с каждого участника (5 долларов в день за 16 дней)
  2. Обычно - если все понравилось, 160 долларов с каждого участника (10 долларов в день за 16 дней)
  3. Максимально - если все было просто супер, 240 долларов с каждого участника (15 долларов в день за 16 дней)
Остальным вспомогательным гидам и обслуживающему персоналу вы можете дать чаевые на свое усмотрение.

Необходимые документы

Загранпаспорт, действительный не менее 3-х месяцев после планируемого возвращения из Республики Чили.
Заполненные формы для посещения Антарктиды
Чилийская мультивиза*

*для граждан Российской Федерации безвизовый режим с 2011 года (пребывание на территории Республики Чили без виз в течение общего суммарного срока 90 суток на протяжении каждого периода в 180 суток, считая с даты первого въезда.)

Подробнее: Консульский департамент МИД России
http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Чили.aspx

*для граждан Украины безвизовый режим с 2015 года

На границе необходимо предъявить обратный билет.

1. Обязательно уточните у нашего менеджера необходимость оформления визы для въезда в страну

2. Обязательно убедитесь в наличии свободных страниц в Вашем Заграничном паспорте и что действие паспорта заканчивается более чем через 6 месяцев

Транспорт

В стоимость входят все перелёты в Антарктиде.
В стоимость входит бесплатный провоз 25 кг личного багажа в Антарктиду.

Условия проживания

В Пунта Аренасе есть различные гостиницы **-****
Гостиница оплачиваются дополнительно на месте. В стоимость тура входит бронирование гостиницы.
В Антарктиде мы живём в хороших 2-3 местных палатках.

Питание

До вылета в Антарктиду вы питаетесь сами. Перед вылетом в Антарктиду мы закупаем в Пунта Аренасе все необходимые продукты.
В лагере на Юнион Глетчер мы готовим и питаемся в большой базовой палатке кухне-столовой.
Во время перехода еду участники экспедиции готовят сами в палатках на газовых горелках. Воду топят из снега

Обслуживающий персонал

С группой работает наш гид от Клуба 7 Вершин

Медицина и Страховка

В экспедиции всегда присутствует аптечка.
Однако, Ваши индивидуальные специфические лекарства необходимо привезти с собой.

Каждый участник должен быть застрахован на сумму не менее 300 000 долл. США.

Ни одна российская страховая компания не страхует поездки в Антарктиду.
Поэтому мы рекомендуем застраховаться в американской компании Tokio Marine HCC – Medical Insurance Services Group. Эту компанию также рекомендуют наши американские партнеры.

Для оформления полиса необходимо самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и оплатить страховку со своей карточки.

Шаг 1. На открывшейся странице Раздел QUOTE ESTIMATOR (справа):

Coverage Area – выбрать из списка Worldwile, excluding U.S. (Весь Мир, кроме США)
- Coverage Start Date: * (дата начала поездки) - выбрать дату из календаря.
- Coverage End Date: * (дата окончания поездки) - выбрать дату из календаря на неделю позже, чем плановая дата окончания, учитывая, что могут быть задержки с обратным вылетом.
- Travelers" Birthdates: * (дата рождения) - указать дату рождения.

*В США при обозначении даты используется последовательность: месяц-день-год (mm/dd/yyyy)

Get Quote Now – переход на следующую страницу

Шаг 2. Choose Coverage Customized For You

Страховая сумма Maximum (сумма страхового покрытия) - указать $1,000,000
- Deductible (франшиза) – указать $0

Рыжая кнопка BUY NOW – переход на следующую страницу

Появится предложение увеличить страховую сумму до $2,000,000
(Increase Your Maximum Coverage of $1,000,000 to $2,000,000)

Игнорируйте, нажимаете самую нижнюю серую кнопку -
Сontinue with my current selection – переход на следующую страницу

Шаг 3. Destinations
Территория действия – выбрать из списка Antarctica

Появится предложение включить доп. опции Customize with Optional Coverages
- Accidental Death & Dismemberment Coverage
- Crisis Response Coverage with $10,000 Natural Disaster Evacuation
- Personal Liability Coverage

Их использовать не обязательно.

Шаг 4. TRAVEL INFORMATION:

Email: (на этот адрес Вам придет копия полиса)
- First Name: имя, в соответствии с написанием в загранпаспорте
- Last Name: фамилия, в соответствии с написанием в загранпаспорте
- MI – не заполнять
- Gender: (Пол) Male (муж) / Female (жен)
- Home Country (страна проживания) – выбрать из списка Russia
- Passport No. (optional): номер паспорта
- Citizenship (гражданство) – выбрать из списка Russia
- Beneficiary – указать фамилию ближайшего родственника английскими буквами

NEXT STEP – переход в следующий раздет

Шаг 5. CHECKOUT:

Country (страна) – выбрать из списка Russia
- Address: почтовый адрес (в первой графе указывается дом, корпус, квартира - во второй название улицы на английском)
- City: (город)
- Postal Code: (индекс)
- Phone: телефон (включая код страны)

PAYMENT METHOD:
Вводятся данные банковской карты.
Внизу страницы Terms and Conditions: (условия) поставить галочку - принимаю условия

SUBMIT – подтверждение оплаты

Полученный полис просьба отправить также на наш Email info@сайт



План Скотта включал деятельность двух отрядов. Отряд под командованием Виктора Кемпбелла должен был пройти вдоль Великого Ледяного барьера до Земли Эдуарда VII. 26 января «Терра Нова» отправилась на восток, предполагаемым местом её базирования была Китовая бухта, которой Кемпбелл достиг 4 февраля. К великому изумлению британцев, в бухте стоял «Фрам» - судно снабжения экспедиции Руаля Амундсена. Командир Торвальд Нильсен не стал встречать гостей, но «Фрам» посетили сам Кемпбелл и лейтенант Пеннелл. Позднее Кемпбелл, Пеннелл и доктор Левик по приглашению Амундсена посетили базу норвежцев «Фрамхейм». Амундсен предложил англичанам располагаться поблизости, подчеркнув, что Антарктика открыта для всех. Однако результаты ледовой разведки показали Кемпбеллу, что Земля Эдуарда VII недоступна для исследования с моря. Амундсен, Нильсен и лейтенант Престрюд были приглашены на ланч в кают-компании «Терра Нова». Амундсен стремился разузнать побольше о моторных санях Скотта. Через полчаса после их ухода Кемпбелл поспешно покинул Китовую бухту.
«Терра Нова» в заливе Мак-Мердо

Вечером 10 февраля 1913 года в Лондоне стало известно, что «Терра Нова» вернулась на месяц ранее оговоренных сроков в связи с серьезной бедой. Тогда же было опубликовано «Воззвание к общественности» самого Скотта, написанное им перед смертью. Там анализировались причины провала экспедиции, причем особо оговаривались тяжелые погодные условия. Завершалось послание так:
Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твердости, выносливости и отваге наших товарищей! Мои неровные строки и наши мёртвые тела должны поведать эту повесть, но, конечно же, наша великая и богатая страна позаботится о том, чтобы наши близкие были как следует обеспечены.
Премьер-министр Г. Асквит заверил Палату общин, что призыв Скотта будет услышан. Первый лорд Адмиралтейства У. Черчилль заявил, что вдова Скотта получит ту же пенсию, которая полагалась, если бы ее муж погиб на действительной службе и стал кавалером ордена Бани. То же касалось вдовы Эдгара Эванса.
Центральные английские газеты учредили фонды имени Скотта. Первой была газета Daily Chronicle, чей владелец внес в фонд 2000 фунтов. Газеты Австралии учредили «шиллинговые фонды» для оказания помощи иждивенцам погибших.
В Лондоне 15 февраля 1913 года был объявлен траур, причём король Георг V участвовал в панихиде как простой военнослужащий, без полагающихся королевских почестей.
Кэтлин Скотт получила известия о гибели мужа только 19 февраля, находясь на полпути между Таити и Новой Зеландией, куда направлялась встречать экспедицию.
Председатель Королевского географического общества лорд Н. Кёрзон заявил 15 февраля, что долг экспедиции Скотта составлял на тот момент 30 тыс. фунтов. В тот же день фонды Скотта были слиты в единый фонд, и требуемая сумма была собрана за три дня. К 8 июля фонд собрал 75 000 фунтов. После погашения долгов и выплаты пенсий 17 500 фунтов были выделены на публикацию научных результатов экспедиции; полку, где служил Л. Оутс, была предоставлена субсидия для установки ему памятника. Оставшаяся сумма в 18 000 фунтов была разделена на три части: на сооружение памятника погибшим, на установку мемориальной доски в соборе Святого Павла в Лондоне и на учреждение фонда для финансирования полярных экспедиций. Фонд был ликвидирован в 1926 году, все его средства были использованы по назначению.
"Хижина" Скотта в наши дни

Отчёт о полярной трагедии был прочитан в Королевском Альберт-холле 21 мая 1913 года капитаном 2-го ранга Эвансом. На докладе присутствовали около 10 тыс. человек. Все участники экспедиции были награждены полярными медалями Королевского географического общества и короля, а Крин и Лэшли - удостоены медали Альберта за спасение капитана Эванса. Офицеры и матросы получили денежную премию.
Монумент в память о погибших на мысе Эванс

Памятник Скотту, сооружённый на средства фонда его имени, был открыт в 1925 году в Девонпорте. Мраморный памятник работы Кэтлин Скотт воздвигнут в Крайстчёрче (Новая Зеландия), ещё один поставлен в Порт-Чалмерсе, откуда Скотт отбыл в свою последнюю экспедицию. Памятники Скотту сооружены в Кейптауне и Портсмуте (последний - также работы К. Скотт). Кэтлин Скотт была и автором памятника шефу научной группы - Эдварду Уилсону в Челтнеме, открытого в 1914 году.
По инициативе французского полярника Жана-Батиста Шарко в Швейцарских Альпах, где испытывались моторные сани Скотта, был сооружен мемориальный гурий, воспроизводящий могилу Скотта на шельфовом леднике Росса. Обелиск установлен и в Норвегии - у подножья ледника Хардангер

Исследование учёных из Университета Нового Южного Уэльса проливает свет на детали гибели британской полярной экспедиции Роберта Скотта в начале ХХ века. В 1912 году Скотт достиг Южного полюса. Его группа на месяц отстала от аналогичной экспедиции норвежца Руаля Амундсена. В итоге Амундсен стал первопроходцем, а Скотт и его товарищи погибли на обратном пути. Долгие годы судьба экспедиции Скотта была примером героизма покорителей Антарктики в неравной борьбе с природой. Однако реальность оказалось намного более суровой и прозаичной.

  • Гибель одного из участников экспедиции Скотта. Картина Джона Доллмана
  • Wikimedia Commons

К началу ХХ века на Земле почти не осталось мест, куда бы не ступала нога человека. Колониальная гонка ведущих держав закрасила последние белые пятна на карте Африке и Азии, за исключением отдельных труднодоступных областей.

После того как в 1909 году американский исследователь Роберт Пири достиг Северного полюса, оставалось добраться до Южного. После впечатляющей экспедиции Пири, о которой писали все газеты мира, за дело покорения самой южной точки Земного шара взялись известные полярники.

Национальная принадлежность первого исследователя, достигшего Южного полюса, была политическим вопросом. Государственный флаг над Антарктидой становился символом научного и культурного доминирования. Вызов Пири приняла Великобритания, которая на тот момент была ведущей мировой державой и неофициально носила титул «владычицы морей».

13 сентября 1909 года капитан Британского королевского флота Роберт Скотт обнародовал план экспедиции к Южному полюсу.

Скотт ранее уже принимал участие в антарктических научных экспедициях, поэтому в успехе его амбициозного проекта никто не сомневался.

О намерении Скотта узнал и норвежец Руаль Амундсен, однако он не стал афишировать свои планы. Пресса и общество думали, что Амундсен продолжает подготовку к походу на Северный полюс, однако полярный исследователь был не согласен на роль второго плана.

Полярная гонка

4 января 1911 года экспедиция Скотта высадилась с судна «Терра Нова» на острове Росса у побережья Антарктиды. Остров находился на краю Шельфового ледника, носящего имя другого английского мореплавателя и исследователя — Джеймса Кларка Росса. По нему и был запланирован поход к полюсу. Британцы остановились на зимовку, в ходе которой совершали первые пробные походы на юг.

В конце января команда «Терра Нова», которая двигалась вдоль побережья на восток, сделала шокирующее открытие. Всего в 300 км от базы Скотта экипаж судна обнаружил базу Амундсена. Стало очевидно, что с выступлением следует торопиться, так как норвежцы не скрывали своей цели первыми дойти до Южного полюса.

Подготовка к походу была завершена лишь к осени 1911 года, когда закончилась суровая антарктическая зима, которая в южных широтах приходится на летние месяцы нашего календаря. Первым этапом броска к полюсу стала отправка на юг трёх групп, которые готовили продовольственные склады для обратной экспедиции. После того как эту работу завершили, 3 января 1912 года Скотт объявил окончательный состав отряда, который отправится к полюсу. Те, кто не вошёл в этот список, вернулись к месту зимовки на побережье.

  • Команда Скотта на Южном Полюсе. Роберт Скотт - в центре
  • Wikimedia Commons

Капитан «Терра Новы» и участник одной из вспомогательных экспедиций Эдвард Эванс так написал о моменте расставания:

«Тогда мы и думать не могли, что окажемся последними, кто видел их живыми, что наше троекратное «ура» на этом мрачном пустынном плато будет последним приветствием, которое они услышат».

Поход Скотта и пяти его товарищей продлился две недели. К Южному полюсу они вышли 17 января, и невозможно передать их разочарование, когда они увидели, что там развевается норвежский флаг. Отряд Амундсена побывал здесь 14 декабря, за месяц до британцев, и оставил им письмо с просьбой сообщить об успехе экспедиции, если норвежцы погибнут по дороге домой.

Сломленные разочарованием, холодом и усталостью, пятеро покорителей Южного полюса установили на этом месте британский флаг и отправились в обратный путь.

  • Могила отряда Скотта
  • Wikimedia Commons

До зимовья не дошёл никто. Все участники группы Скотта погибли в пути.

Иуда в Антарктиде

На протяжении более 100 лет поход Роберта Скотта был символом рыцарственной самоотверженности. Даже проиграв «полярную гонку», участники экспедиции остались до конца верны задачам похода и героически погибли во имя великой цели. В качестве основной причины гибели обычно называется плохая подготовка Скотта к походу: он пытался использовать пони, которые оказались неприспособленными к условиям Антарктики, не предусмотрел возможность заболевания цингой в отряде.

Однако смерть его группы не была предопределена. Недавно стало известно, что роковую роль в гибели отряда Скотта сыграли не только экстремальная температура и плохая подготовка — в смерти его участников виноват конкретный человек.

В академическом журнале Polar Record, который выходит в Кембридже, была опубликована статья профессора Криса Терни из Университета Нового Южного Уэльса, проливающая свет на обстоятельства гибели Скотта и его товарищей.

Терни долгое время работал с документами, связанными с британской экспедицией, и обнаружил, что смерть команды Скотта является результатом халатности или прямого саботажа со стороны капитана корабля «Терра Нова» Эдварда Эванса.

  • Лейтенант Эдвард Эванс, 1911 год
  • Герберт Понтинг/Wikimedia Commons

Эванс входил в состав групп, занимавшихся подготовкой продовольственных складов на обратном пути экспедиции. Из документов следует, что склады, которые должен был оборудовать Эванс, оказались пусты. В результате Скотт и его люди вынуждены были экономить остатки провизии, голодать — и это ускорило их гибель.

Кроме того, Терни узнал, что когда Скотт отправлял Эванса обратно на зимовку, то отдал ему прямой приказ — послать собачью упряжку навстречу возвращающемуся с полюса отряду, но Эванс проигнорировал его. Если бы приказ был выполнен, Скотт, скорее всего, остался бы в живых.

Эта информация была известна тем, кто занимался расследованием гибели группы Скотта ещё 100 лет назад. Но Комитет по расследованию причин гибели экспедиции быстро прекратил работу, а в публичных заявлениях по этому поводу роль Эванса всегда замалчивалась. По мнению Терни, это делалось для того, чтобы не разрушать привычную легенду о гибели Скотта, которая вошла в школьные учебники.

Эванс не понёс никакой ответственности за своё бездействие, написал об антарктической экспедиции две книги и умер в 1957 году, дослужившись до звания адмирала.