Это создание комфортных условий для человека, страдающего неизлечимым заболеванием в последней, терминальной стадии. Паллиативная помощь включает облегчение физических, психологических и эмоциональных страданий пациентов с тяжелыми прогрессирующими болезнями, поддержку членов семьи, ухаживающих за близким человеком. То есть это не просто освобождение от боли. Это комплексная помощь, благодаря которой уходящий из жизни человек остается активным, насколько это для него возможно, до самого конца. И этот свой путь он преодолевает не в одиночестве, а в семье — в кругу заботливых близких, которых поддерживают, как во время болезни пациента, так и в период утраты.

2 Что такое хосписы?

Хосписы — медицинские учреждения, в которых оказывают помощь пациентам в терминальной (последней) стадии онкологического заболевания. В хосписы обращаются, когда в домашних условиях нет возможности помочь пациенту — снять боль, откорректировать проявления осложнений. Направление дает онколог или участковый терапевт. Пациент или его родственники имеют право и сами обратиться в выездную хосписную службу и в стационарный хоспис.

3 Где найти паллиативную помощь?

Паллиативная служба создана для пациентов с неизлечимыми заболеваниями, страдающими от болевого синдрома и нуждающимися в медицинской помощи. Ее оказывают в кабинетах паллиативной медицинской помощи в поликлинике, специализированных отделениях больниц или диспансеров, в том числе в клиниках и отделениях сестринского ухода, в хосписах и на дому — патронажными службами.

4 Почему пациенты не получают обезболивание?

Освобождение человека от боли — самая важная часть системы оказания паллиативной помощи. По новым нормам каждый пациент может получить дозу препарата, необходимую для полного обезболивания. Но до сих пор, несмотря на смягчение правил выписки лекарств и измененные нормативы их потребления, в большинстве клиник не используются эти возможности. А также не все врачи знакомы с правилами выписки опиоидных анальгетиков и поэтому боятся их выписывать С одной стороны, по-прежнему опасаются ответственности, с другой, пациенты и сами нередко отказываются от лекарств, говорят: «Потерплю». Часто, кстати, родственники противятся применению сильнодействующих препаратов, опасаясь, что страдающий неизлечимым заболеванием «станет наркоманом и будет, как растение». Хотя с современными наркосодержащими препаратами этого можно избежать.

5 Нужно ли терпеть боль?

Человек не может и не должен жить в мучениях последние месяцы, недели и дни. Отсутствие боли дает ему возможность уйти из жизни достойно, продолжая общаться с близкими людьми — родственниками и друзьями. И близкие при этом не страдают рядом с тяжело больным человеком, а постепенно готовятся к моменту, когда понадобятся силы смириться с утратой.

Несмотря на то, что перечень препаратов для безинъекционного обезболивания невелик, специалисты утверждают, что сейчас есть чем снять боль любой интенсивности.

6 Сколько россиян нуждаются в сильнодействующих лекарствах?

К 1 января 2018 года Минздрав обещает создать в России регистр пациентов, нуждающихся в обезболивании. Это люди, которым необходимы препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества, а также пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи. Когда он будет создан, станет ясно, сколько пациентов в стране нуждаются в обезболивании.

Кроме того, в Минздраве обещали создать структуру электронной карты, в которую включат модуль по диагностированию болевого синдрома и алгоритмов выбора и назначения терапии. По стандартам, обезболивающую терапию следует назначать еще до появления нестерпимых болей. Значит, число нуждающихся в ней вырастет минимум на 20%.

7 Психологическая помощь пациенту и его семье

Психологическая помощь — важная часть всего комплекса услуг паллиативной помощи. Психолог — специалист, способный создать добрую и доверительную атмосферу в семье, чтобы скорбь и страх ожидания смерти не омрачали последние дни как страдающего неизлечимой болезнью, так и тех, кто живет с ним рядом. Это непросто — жить с человеком, который скоро уйдет. Но возможность избежать психологических проблем, приводящих к конфликтам с близкими, депрессиям, и даже к суицидам, есть. Надо только научиться ее использовать.

8 Как окружение должно относиться к неизлечимым больным?

Что такое тяжелая болезнь и мучительная боль, почему надо уметь общаться с неизлечимо больным человеком без страха и чувства вины, должны понимать все — от мала до велика. Поэтому так важно привлекать внимание к этой проблеме все общество, в том числе молодежь. Фармацевтическая компания «Такеда» делает это на протяжении нескольких лет. В рамках творческого конкурса «Такеда. Art/Help. Преодоление», финал которого состоялся в Институте им. И. Е. Репина, организаторы призвали молодых художников страны стать участниками конкурса работ, посвященных преодолению стереотипов в отношении к паллиативной помощи и паллиативным пациентам. «Такеда»: Терапия искусством

9 Искусство лечит

Лечит души тех, кто болен, и тех, кто помогает эту боль преодолевать. В этом уверен Андрей Потапов, генеральный директор «Такеда Россия», глава региона СНГ: «Человек не должен чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Через искусство мы обращаемся к людям и говорим о том, как важно протянуть руку помощи близким, проявить заботу по отношению друг к другу. Помимо этого, подобные акции позволяют на эмоциональном языке искусства донести информацию о том, насколько далеко вперед шагнула современная медицина, а значит - подарить надежду многим пациентам по всей стране».

Паллиативная помощь, как любовь, с трудом поддается определениям. Но ее отсутствие сразу ощущается, без нее – плохо и больно, без нее тяжелая ситуация вокруг тяжелобольного ребенка превращается в безнадежную. Паллиативная помощь – это не лечение заболевания, не реабилитация, не продление жизни, это работа по улучшению качества жизни, самочувствия, в нее входят и понятия, которые пока мало кто решается обсуждать в России – планирование ухода и качество смерти.

В 2008 году в Москве умирал от онкологического заболевания семилетний Жора Винников. После выписки из больницы мальчик прожил 12 дней, все это время он страдал от страшной боли. Рецепт на обезболивающее мальчик так и не успел получить, его документы ходили по кругу.

Что же такое паллиативная помощь? В одном из случаев, описанных в оксфордском руководстве «Паллиативная помощь детям» рассказывается о том, как умирала 7-летняя Трейси. Девочку обезболили, она была в поверхностной коме, но «выражение ее лица указывало на небольшую боль, тревогу и тошноту, которая раньше ее изнуряла». Во время болезни с девочкой работали специалисты, они учили ее расслабляться, представлять, что она на солнечном пляже. Когда отец включил умирающей Трейси диск со звуками волн, ее лицо стало спокойным, это выражение сохранилось до самой смерти, которая наступила через пять часов.

Так вот, паллиативная помощь детям – это когда как Трейси, как в оксфордском учебнике, но у нас, в России, пока все ближе к первому варианту. Но надежда – есть.

Десятки тысяч детей нуждаются в паллиативной помощи

За рубежом паллиативная помощь появилась более 30 лет назад, детская паллиативная помощь стала самостоятельным направлением чуть позже. В России история помощи умирающим людям началась меньше 10 лет назад. В Москве и других регионах сейчас уже появились первые детские хосписы и выездные службы, ситуация с обезболиванием тоже немного улучшилась, но, к сожалению о том, что такое паллиативная помощь в России до сих пор знает далеко не каждый врач, не говоря уже об обычных людях.

Главный внештатный специалист Минздрава Диана Невзорова, говорит о том, что в России в паллиативной помощи нуждаются не менее 60 000 детей.

Но эта цифра – не окончательная, ведь в такой помощи нуждаются не только дети в последней стадии рака, но и те, кто живет с хроническими заболеваниями, например неврологическими, такие дети могут жить долгие годы, но им нужна постоянная помощь и специальная реабилитация. Беда в том, поддерживать таких сложных пациентов почти никто не умеет, специалистов, как и многого другого в России, катастрофически не хватает.

5 принципов, без которых немыслима детская паллиативная помощь

  1. Врач должен уметь и не бояться обезболивать

Почему дети в России страдают от боли? С детскими лекарствами у нас беда – обезболивать детей толком нечем. В арсенале российских медиков значительно меньше препаратов, чем у зарубежных коллег. У нас разрешены морфин и промедол в ампулах, но такие уколы сами по себе очень болезненны. Детских лекарственных форм – капель, пластырей, таблеток, в России пока нет.

«Взрослую» ампулу приходится делить, медицинские работники не всегда готовы связываться с утилизацией наркотика. Существует проблема и с возрастными ограничениями – нет разрешения для использования некоторых обезболивающих препаратов для детей. Все эти вопросы на самых разных уровнях обсуждаются не один год.

На то, чтобы нужные препараты появились, по самым оптимистическим прогнозам уйдет несколько лет, это будет происходить поэтапно. Московский эндокринный завод уже проводит клинические исследования морфина в таблетках, а жидкий морфин прошел доклинические исследования.

Но даже если морфин в нужной дозировке окажется в ближайшей аптеке, этого будет недостаточно. Нужно, чтобы врач умел выписывать наркотические обезболивающие и не боялся этого делать. Наши врачи к этому пока не готовы.

Нюта Федермессер

Руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения Москвы Нюта Федермессер:

«В Ивановской области сейчас 7-недельный ребенок с диагнозом СМА I типа умирает без морфина. Абсолютно все чиновники позвонили туда и сказали: “Надо назначить”. Но выписать рецепт должен районный врач-невролог из Ивановской детской поликлиники. Эта женщина плачет и говорит: “Я не буду убивать ребенка”. Обезболиванию паллиативных пациентов ее никто никогда не учил. Можно сколько угодно раз позвонить и на нее наорать, но это – ее ответственность, она боится и рецепта не выпишет».

  1. Врач должен уметь выразить сочувствие и поддержку

Врач бодрым голосом призывает маму маленького пациента «стереть слезы и жить одним днем». Мама изо всех сил держится и бодрится. А потом они расходятся и обе плачут, каждая в своем углу. Получается удивительная история – и помощи нет и всем участникам тяжело.

Среди российских врачей не принято проявлять сочувствие к пациенту. На самом деле эмпатия помогает, она снижает риск профессионального выгорания. Но сочувствие нужно уметь выражать, для этого врачам нужно осваивать навыки коммуникации с пациентом.

Анна Сонькина-Дорман. Фото Анны Гальпериной

Анна Сонькина, педиатр, врач паллиативной помощи, ведущая коммуникативных тренингов для врачей:

«Считается, что пациенту не нужно сочувствие, а нужен только профессионализм. Эти понятия у нас почему-то противопоставляются.

Согласитесь, это очень странно, когда врач спокойно и отрешенно говорит человеку о том, что у него – плохой прогноз. Ему что – все равно?

На моем тренинге врачи часто спрашивают, как выразить пациенту сочувствие и поддержку. И я вижу, что у врачей очень много искреннего сочувствия внутри, но они не знают, как это выразить.

Запрет на проявление эмоций для врача – это очень неэкологично. Это очень тяжело – прятать от пациента живое, настоящее очень нужное всем переживание. Если снять этот запрет и разрешить врачу проявлять сочувствие – всем может стать легче. Врачам можно и нужно учиться выражать свои чувства».

  1. Врач должен сам принимать смерть

Какие качества важны для работы врача в паллиативной помощи? Кроме эмпатии паллиативный врач Анна Сонькина считает важным принятие смерти:

«Многие врачи идут в медицину, чтобы бороться со смертью. Попытки работать с умирающими таким людям даются тяжело. Один доктор мне говорил: “Я не могу на это смотреть, я же должен лечить, помогать. Мне нужно эту смерть отменить”.

Мне кажется, что принятие смерти внутри себя, в своем мироощущении, готовность ее принять, как факт, который иногда невозможно отменить это – важный критерий для работы в паллиативной помощи».

  1. Паллиативная помощь – это работа в команде

Один специалист помочь паллиативному больному не сможет, нужна команда разных врачей и других специалистов, может понадобиться реабилитолог, массажист, специалист по лечебному питанию, специалист, который сумеет поставить катетер, подключить ИВЛ, починить инвалидную коляску, обработать пролежни.

В России команды специалистов паллиативной помощи работают как в стационарах – хосписах и респисах, так и в форматах выездных служб. Их – немного, но они – есть. Командная работа с распределением ролей, обязанностей и нагрузки тоже снижает вероятность выгорания.

Обеспечить качество жизни паллиативных пациентов и поддержать их близких помогают волонтеры, они делают то, с чем не справится ни один врач – поднимают настроение, дают надежду, помогают исполнить мечты – отвезти тяжелобольного ребенка в зоопарк, сделать красивую прическу его маме, устроить в больнице музыкальный вечер или кинопоказ.

Например, мечту , девочки с тяжелым заболеванием, о собственной фотовыставке невозможно было бы реализовать без участия волонтеров.

В 90-летний юбилей Екатерины Ивановны Соловьёвой – уважаемого учителя, известного исследователя-историка, первого ректора-женщины НГПИ, любимого многими её друзьями человека, приятно отметить, что её биография представлена в автобиографических текстах, в большом количестве воспоминаний и публицистических статей . Авторы мемуарных и биографических текстов – представители разных поколений, возрастных и профессиональных групп, но все они объединены с Екатериной Ивановной благодарной связующей памятью. На основе имеющегося ресурса представляется возможным выявить доминирующие контексты восприятия её личности и универсальные репрезентанты, которые использованы авторами биографических статей и воспоминаний. Тем более что сама Екатерина Ивановна считает, что её судьба не только «превратна», но и «многолика». Задачей нашей статьи является также характеристика научно-исторической школы по истории крестьянства Сибири, созданной на кафедре отечественной истории НГПИ-НГПУ доктором исторических наук, профессором Екатериной Ивановной Соловьёвой.

Коллеги Е. И. Соловьевой, отмечая её замечательные качества, признавались, что относятся к ней «не просто с уважением, а с пиететом, выделяя её из числа учёных-сибиреведов за ряд несомненных достоинств», но при этом «терялись, какое поставить на первое место. Может быть, это такт, может быть, обаяние» . Во многих опубликованных биографических описаниях и очерках-воспоминаниях, выделяется преобладающий, универсальный контекст – благодарность за встречу с таким человеком, как Екатерина Ивановна. Авторы сборника «Верить, любить беззаветно…» используют аргументы, обосновывающие данную оценку: мощный импульс к самораскрытию и самосовершенствованию («училась и продолжаю учиться жизненной мудрости»); уникальность судьбы («тернистый, но великий путь»); талант учителя («повлияла на жизненный путь в целом»); «профессиональная и человеческая система ценностей» («слова у Вас не расходились с делом», «умение помочь в сложной жизненной ситуации не только добрым советом, но и делом»); «творческая свобода и независимость».

Вторым доминирующим контекстом становится способность Екатерины Ивановны производить впечатление. Это, по мнению тех, кто пишет о ней, проявляется в обаянии, чувстве стиля и вкуса («И как художник у мольберта иль холста: костюм, прическа, обаянье, мера, вниманье к слову, мимике – всегда!»). Многие отмечают, что Екатерина Ивановна была «всегда душой компании», «центром человеческого внимания». Образованность и доброта, богатый яркими событиями и фактами жизненный опыт позволяют Е. И. Соловьёвой не только производить впечатление, но и быть приятной собеседницей. Екатерина Ивановна великолепный рассказчик. Её воспоминания о военных годах в тылу, на учебе в Колпашеве, на лесозаготовках, на заготовках ягоды, бытовые описания того времени отличаются эмоциональностью, проникновенностью, сопереживанием и правдивостью.

Все, кто пишет о Екатерине Ивановне, обращают внимание на её профессиональные и человеческие качества. Преподаватели-историки Л. И. Дрёмова, В. С. Елагин, В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Л. В. Котович, В. А. Лозовик, Е. Г. Попова, Н. Н. Родигина, О. Н. Сидорчук, К. Б. Умбрашко, О. М. Хлытина и другие ее ученики пишут в своем «слове об учителе» об огромном вкладе Екатерины Ивановны в их преподавательскую биографию и карьеру. Приведем несколько описаний. К. Б. Умбрашко: «Энергия истории пронизывает аудиторию, электризуя собравшихся, призывая их к совершению только добрых поступков и, может быть, ратных подвигов во имя Родины, во имя Истории. Эрудиция лектора и глубина преподаваемого материала завораживала и больше никогда не отпускала. Казалось, сама Клио сошла в нашу аудиторию, чтобы преподать один из самых важных жизненных уроков» . К. Е. Зверева: «Лекции читала по памяти, не имея перед глазами ни одного листочка текста, читала так, что события “оживали”, наполнялись людьми» . Очень многие вспоминают спецсеминар, организованный Е. И. Соловьёвой, который был посвящен аграрным преобразованиям в СССР. Студенты учились анализировать источники: законодательные, делопроизводственные, мемуарные и пр. Желание работать с первоисточником и ощущение сопричастности историка к эпохе – вот что выносили студенты из работы в спецсеминаре.

Оценивая «уроки Соловьёвой», коллеги-историки и выпускники ИИГСО НГПУ отмечают их свойства: авторитетный ученый, сочетающий «академизм и живость», проявляющиеся в умении держать связь прошлого с современностью, далекие события делать близкими на основе примеров из личной жизни, современно интерпретируя историю на основе различных подходов и оценок. Особо хотелось бы подчеркнуть еще один талант Екатерины Ивановны – открытость к новому, интеллектуальная активность, инновационную позицию в образовании. П. В. Лепин очень точно определил эти качества: «Естественное состояние – опережать время» .

В анализируемом сборнике воспоминаний, изданном к 85-летнему юбилею Е. И. Соловьёвой, присутствуют и другие контексты: любовь к семье и материнское счастье как «абсолютные жизненные ценности», домашний уют и способность кулинара, доброта и поддержка, любовь к земле и восхищающий опыт дачницы – убеждающий факт, что «красивые цветы растут у красивых женщин», Доктор исторических наук В. Н. Худяков вспоминает о том, как ему перед защитой диссертации позвонила и поддержала его этим звонком Екатерина Ивановна. «Для меня это была великая поддержка и честь – услышать теплые дружеские слова» . Таким образом, авторы воспоминаний презентуют различные периоды жизни и черты личности Екатерины Ивановны как человека, историка, учителя-педагога, ректора, заведующего кафедрой, хозяйки дома и кулинара, друга, матери, бабушки.

Выделим еще один очень важный аспект для оценки её деятельности – вклад в академическую науку. Екатерина Ивановна основала научную историческую школу сибиреведов, успешно действующую на протяжении многих лет на кафедре отечественной истории ИИГСО НГПУ. В настоящее время коллектив исследователей, составляющих эту научную школу, продолжает её лучшие традиции, работает над темой: «История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях». Во вступительном слове к воспоминаниям Е. И. Соловьёвой отмечается, что Институт истории, гуманитарного и социального образования гордится своей историей, «в которой одно из главных мест занимает Екатерина Ивановна Соловьёва» .

В историографии становление научной школы представлено в работах В. А. Зверева, В. А. Скубневского, М. В. Шиловского и В. Н. Худякова. Профессор В. А. Скубневский обращает внимание не только на факт, «вызывающий восхищение», – создание женщиной-историком собственной научной школы, но и на следующее обстоятельство. «Так сложилось, что многие аграрные школы Сибири либо вовсе угасли, либо приостановили свое движение вперед. Между тем, для Сибири – в прошлом сугубо аграрного региона – несомненно, именно аграрная тематика должна играть ведущую роль, что мы и видим в НГПУ» . Своими истоками школа Е. И. Соловьёвой, по мнению М. В. Шиловского, принадлежит к томской исторической традиции. Именно в Томске Екатерина Ивановна закончила аспирантуру и успешно защитила кандидатскую диссертацию.

В период становления и роста научной школы кафедры истории СССР расширялись её связи с сектором ИИФФ СО АН СССР, Новосибирским, Томским, Московским государственными университетами и другими высшими учебными заведениями страны. Екатерина Ивановна актуализировала и разрабатывала направления исследований региональной истории, включала исследовательский коллектив в научные дискуссии, была «последовательным сторонником интеграции академической и вузовской науки, под руководством первой, для реализации крупных научных проблем» . В памяти доктора исторических наук М. В. Шиловского остались давние впечатления о том, что в работе научной конференции, где принимали участие студенты Е. И. Соловьёвой, «в глаза бросилась форма взаимодействия, вернее, воздействия научного руководителя на студента-докладчика» . Воздействие проявлялось в способности направить познавательную активность, порекомендовать литературу и источники, предложить варианты решения научных задач и, главное, «со студентами не играли в науку, а серьезно и скрупулезно учили, как ею надо заниматься» .

Создать собственную научную школу Е. И. Соловьёва смогла, состоявшись как крупный ученый-сибиревед, исследовавший переселенческое движение в Сибирь и промыслы пореформенного периода XIX в. Коллеги отмечают, что «в данной тематике её работы стали классическими, ибо темы были раскрыты глубоко и полно, но главное – очень интересно» . Список научных работ Е. И. Соловьёвой составляют шесть десятков книг, статей, разделов в коллективных монографиях, рецензий, тезисов выступлений на конференциях .

В 1978 г. на кафедре, руководимой Е. И. Соловьёвой, была открыта аспирантура по специальности «Отечественная история», в 2001 г. – аспирантура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (история)». В аспирантурах кафедры отечественной истории НГПУ подготовлены и защищены 4 докторских и 28 кандидатских диссертаций. Руководя аспирантами, Екатерина Ивановна, обладавшая основательной методологической подготовкой, широким кругозором, великолепным знанием источников и фондов разных архивов, делала нужные замечания, вносила поправки и предложения в структуру диссертационного исследования, но оставляла при этом за автором право на самостоятельное прочтение документа или интерпретацию текста, выстраивание его структуры.

На кафедру для проведения совместных заседаний, научных семинаров, конференций Екатериной Ивановной приглашались известные ученые – будущие члены-корреспонденты и академики, доктора наук Л. М. Горюшкин, Н. Н. Покровский, В. В Алексеев и др. По её инициативе аспиранты и ассистенты кафедр исторического факультета участвовали в семинарах молодых историков, организованных Институтом истории, философии и филологии СО АН СССР. Е. И. Соловьёва всегда, если дело касалось её аспирантов, организовывала дело так, что складывалось впечатление – это её защиты. При этом члены ученого совета понимали, что слабо подготовленную диссертацию она не выпустит в свет. Поэтому члены советов и относились к диссертантам-историкам из пединститута доброжелательно. Чтобы выйти на защиту, надо было пройти «кафедральное чистилище». Доброжелательная атмосфера на кафедре во время обсуждения диссертаций завершалась рекомендацией о допуске к защите только при условии доработки указанных принципиальных замечаний. С одной стороны, строгость и требовательность, с другой – доброжелательность и ощущение поддержки.

В 1981 г. Е. И. Соловьёва была назначена ректором НГПИ. Её деятельность как талантливого организатора стала заметна в масштабах всей страны. Новосибирский педагогический институт вошел в число лучших вузов страны по своей специализации. Вуз четырежды награждался Министерством просвещения РСФСР, Министерством просвещения СССР, Совмином РСФСР и Совмином СССР. В 1985 г. институт был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Екатерина Ивановна тоже стала кавалером этого ордена.

О периоде 1980-х – начале 2000-х гг. преемник Е. И. Соловьёвой на посту руководителя научной школы В. А. Зверев говорит: «Коллектив школы участвовал в реализации Целевой комплексной программы исследований Сибирского отделения АН СССР / РАН “Исторический опыт освоения Сибири”, выполняя модуль этой программы “Участие крестьянства в освоении Сибири (XVIII–XX вв.)”. Эта же проблематика позже стала основой для выполнения университетской комплексной темы НГПУ. Тема постепенно расширялась и дифференцировалась, сохраняя свою общую основу». Представители научной школы участвовали в подготовке фундаментальных изданий под эгидой Сибирского отделения АН СССР / РАН: «История крестьянства Сибири: в 5 т.» (1982–1989 гг.), «Сибирь в лицах» (2001), «Новосибирск: энциклопедия» (2003), «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока: в 5 т.» (2000–2005), «Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т.» (2009). Л. И. Дрёмова, ученица и коллега Екатерины Ивановны, видит её большую заслугу в том, что она включала молодых исследователей в «авторские коллективы таких солидных изданий, как многотомная “История крестьянства Сибири”. Только теперь я понимаю важность и значимость этой огромной работы. Даже робею от мысли, что мы по-настоящему попали в историю» .

Характеристикой научной школы стал и особый стиль работы. Всегда у коллег Екатерины Ивановны, преподавателей и сотрудников, было ощущение собственной нужности кафедре и коллективу факультета. Она старалась привить это чувство общественной полезности, что, несомненно, мотивировало исследовательский коллектив на эффективное и масштабное взаимодействие научного сообщества. Основные особенности стиля ее работы описаны исследователями и мемуаристами. Приведем некоторые из них. Коллега из НГУ профессор М. В. Шиловский: «Этот стиль отличают жесткие требования к себе и коллегам, высокая трудоспособность, внешне абсолютно равное и доброжелательное отношение к окружающим и талант сопереживания. <…> Екатерина Ивановна стойко держала “удар”, предельно сдержанно, артикулируя каждую фразу, излагала свое видение ситуации и формулировала свою позицию» . Далее Михаил Викторович пишет: «Как всякий самородок из народа, Е. И. Соловьёва обладает энциклопедическими знаниями, а действовать – это главная потребность таких натур, как она. Со своим большим здравым смыслом она сразу отделяет главное от второстепенного и идет прямо к цели, которую поставила» . Преемник нашей героини на посту ректора НГПУ П. В. Лепин в её стиле работы выделял «ясный взгляд на проблемы образования, широкие знания, коммуникабельность, обаяние, стиль и вкус в одежде, доверие и ненавязчивый контроль» . Её самоотдача, высокие интеллектуальные способности, трудолюбие, управленческие качества являются основой образа идеального руководителя, который создал исследовательский коллектив, «способный функционировать самостоятельно, подчиняясь однажды выработанному внутреннему ритму» .

Представители научной школы Е. И. Соловьёвой успешно продолжают начатое исследовательское направления, обогащая его новыми методологическими подходами, темами и проблемами, актуальными для исторической науки и системы образования в целом. Но главное, как отмечает сегодня признанный в научном сообществе лидер данной школы, первый аспирант Екатерины Ивановны, ныне д-р ист. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В. А. Зверев, «в центре внимания удерживается роль крестьянства в социально-экономическом, демографическом, социокультурном освоении Сибири» .

В каждом ученике продолжается учитель. В. А. Зверев осуществляет большую индивидуальную работу со студентами, магистрантами и аспирантами. Выпускники продолжают научные исследования под его руководством, защищают диссертации. В. А. Зверев является одним из лучших знатоков демографической ситуации в Сибири не только рубежа XIX–XX вв., но и общей ситуации в разные периоды истории нашей страны. Являясь главным научным сотрудником сектора историко-демографических исследований, он активно включен в работу коллектива Института истории СО РАН, продолжая традиции, заложенные Е. И. Соловьёвой. В последние годы особо проявился его талант ученого-исследователя, подготовившего и отредактировавшего несколько научных монографий и сборников статей. Он же заложил основы биобиблиографических описаний на кафедре, начав создавать биографические очерки о Е. И. Соловьёвой с 1999 г.

В русле заданного Е. И. Соловьёвой источниковедческого направления по исследованию роли периодической печати в истории России рубежа XIX–XX вв. работает д-р ист. наук, профессор Н. Н. Родигина. В 2013 г. она, выполняя работу руководителя Научно-образовательного центра ИИГСО, актуализировала существующие ранее традиции работы научной школы – научно-методологические семинары, где продуктивно взаимодействуют ученые и студенты, осваивающие ремесло историка. Вспоминая о своем учителе Екатерине Ивановне и отмечая незаурядность ее таланта педагога и историка, Наталия Николаевна обращает внимание на одну из ярких страниц – организацию Е. И. Соловьёвой работы спецкурса: «Студенческое выступление воспринималось и докладчиком, и аудиторией как значительное событие. Его предвкушали, к нему готовились, причем работали не только над его содержанием, но и над манерой его преподнесения» .

В. А. Скубневский, характеризуя научную школу, заметит: «Мудрость Екатерины Ивановны проявилась в подборе учеников, в выборе тем для исследований, разумеется, в руководстве кафедрой. В числе её учеников такие крупные исследователи, как В. А. Зверев, О. Н. Катионов, Н. Н. Родигина, З. П. Горьковская, В. И. Баяндин, К. Е. Зверева, О. Н. Сидорчук и др.» . Научное сообщество кафедры отечественной истории ИИГСО НГПУ сегодня объединяет усилия специалистов в двух областях знаний: 1) отечественной истории; 2) теории и методики обучения и воспитания (история). Организованная Екатериной Ивановной на кафедре группа преподавателей методики превратилась в целое методико-педагогическое направление. Руководители данного направления О. М. Хлытина и К. Е. Зверева достигли высоких результатов.

Сильной стороной деятельности коллектива является тесная связь фундаментальных исторических исследований с немедленной их апробацией и внедрением результатов в образовательный процесс вуза и общеобразовательных школ. На базе ИИГСО НГПУ в период 2000–2011 гг. подготовлено и проведено около 20 научных и научно-практических конференций высокого уровня – международных, всероссийских, региональных. По проблематике научной школы за эти годы опубликовано 5 авторских и 3 коллективных монографии, 12 сборников материалов конференций, а также 10 сборников научных трудов. В. А. Зверев выделяет следующие результаты деятельности научной школы: «Создана концепция участия русского старожильческого и переселенческого крестьянства в развитии и использовании социального (экономического, демографического, культурного) потенциала Сибири в XIX–XX вв. Созданы теоретические конструкты биосоциального образа жизни крестьянства, социокультурного образа страны и региона, начального этапа и основных вариантов демографической модернизации региона, досоветского этапа картографического изучения Азиатской России. Охарактеризованы формы социальной организации и образа жизни крестьянской семьи и сельской общины, организации и функционирования системы транспортных и торговых связей в досоветской Сибири».

В течение последних лет члены научно-педагогической школы являются руководителями и исполнителями различных научных программ, социально значимых проектов, получив соответствующие гранты (16 грантов). Под руководством Н. Н. Родигиной завершается работа по созданию двухтомного аннотированного указателя «Репрезентации Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начале XX в.». В результате выигранных конкурсов профессором Н. Н. Родигиной в 2009–2014 гг. сделаны доклады на международных конференциях по интеллектуальной истории, конференциях Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований в Оксфордском, Кембриджском, Брайтонском (Англия), Амстердамском (Нидерланды) университетах, в университете Сент-Эндрю (Шотландия), Европейском университете в Санкт-Петербурге и др. Ею опубликовано 5 статей в иностранных изданиях.

Содержание и научно-методическое обеспечение национально-регионального компонента исторического образования и профильного обучения истории разработаны и внедрены в общеобразовательных учреждениях Западной Сибири. В него входят учебно-методический комплекс «Сибирь: 400 лет в составе России», рабочая тетрадь «Путешествие с Городовичком по столице Сибири», методические пособия «Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории», «Устные исторические источники на школьных уроках истории», книга об Александре Ивановиче Покрышкине.

Коллектив исследователей имеет научно-общественное признание. УМК «Сибирь: 400 лет в составе России» номинировался на премию Правительства РФ в 2002 г. Комплексы учебно-методических изданий получили золотые медали на международных ярмарках «Учсиб-1999» и «Учсиб-2000». Проф. В. А. Зверев на юбилейной образовательной выставке «Учсиб-2002» стал лауреатом регионального конкурса «Через прошлое – к будущему» и был награжден медалью памяти проф. М. Н. Мельникова «за многолетнюю плодотворную деятельность по изучению и пропаганде культурных традиций Земли Сибирской». В 2011 г. он удостоен памятного знака мэрии «за большой личный вклад в воспитание талантливой молодежи города Новосибирска». Профессорам О. Н. Катионову, В. А. Звереву, доценту В. И. Баяндину Сибирским межрегиональным отделением Национального фонда «Общественное признание» присвоены звания кавалеров Золотого почетного знака «Достояние Сибири» в номинации «Наука и образование» за большой личный вклад в развитие исторической науки в Сибири.

Представители научно-педагогической школы удостоены государственных и ведомственных наград. Сотрудники научной школы являются членами авторитетных российских и международных исследовательских организаций: Российского общества интеллектуальной истории, Русского Географического общества, Российского общества историков-архивистов, Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований (BASEES) и Европейской ассоциации автобиографических исследований (IABA). Проф. В. А. Зверев – член редакционных коллегий ведущих всероссийских научных изданий из списка ВАК «Гуманитарные науки в Сибири», «Сибирский педагогический журнал». Он же и д-р ист. наук О. Н. Катионов являются экспертами Российского научного фонда и Российского гуманитарного научного фонда. Вместе с Н. Н. Родигиной они входят в диссертационные советы по отечественной истории и филологии (ИИ СО РАН, НГПУ, ОмГПУ), наряду с другими представителями школы выступают в качестве оппонентов по докторским и кандидатским диссертациям. НГПУ неоднократно назначался ведущим учреждением при защите докторских и кандидатских диссертаций по отечественной истории в советах Новосибирска, Омска, Барнаула, Томска.

Члены коллектива сохраняют традиции, заложенные учителем Е. И. Соловьёвой, вносят свой вклад в развитие коллектива, обеспечивая его мобильность по отношению к новым открываемым научным фактам и устойчивость к изменяющимся условиям.

В заключение отметим, что Екатерина Ивановна, обладая незаурядными личностными данными и широтой натуры, сумела направить их на служение Отечеству, студентам, коллегам и семье. Пройдя путь от аспиранта до заведующей кафедрой, проректора по научной работе, ректора НГПИ, доктора исторических наук, профессора, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, заслуженного работника высшей школы России, Екатерина Ивановна сохранила человечность, естественность в отношениях с людьми. За это ей огромная благодарность.

Ответом на все лучшие качества Е. И. Соловьёвой стала любовь близких и учеников, уважительное отношение окружающих, высокая оценка и признание со стороны государства. Жизнь Екатерины Ивановны Соловьёвой – это «живая история» личной судьбы человека и исторической науки. Термин «живая история» определяет не только многогранность и уникальность проявления биографии Екатерины Ивановны как целостного и емкого мира талантливого человека, но и линию жизни научной историко-педагогической школы НГПУ, созданной ею и успешно действующей в реальном времени истории.

Горьковская Зинаида Петровна, кандидат исторический наук, доцент НГПУ

Катионов Олег Николаевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, гуманитарного и социального образования, заведующий кафедрой отечественной истории НГПУ

Зверев В. А., Попова Е. Г. Наш дорогой Учитель // «Сибирь – мой край…»: проблемы региональной истории и исторического образования. Новосибирск, 1999. С. 3–10; Горьковская З. П. Соловьёва Екатерина Ивановна // Новосибирск: энциклопедия: дополнение, 2003. Новосибирск, 2004. С. 37; Лозовик В. А . Екатерина Ивановна Соловьёва: (биогр. очерк) // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве: (к юбилею проф. Е. И. Соловьёвой). Новосибирск, 2004. С. 3–7; Зверев В. А . Соловьёва Екатерина Ивановна // «Числюсь по России»: профессора и преподаватели кафедры отечественной истории НГПУ / авт.-сост. В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Е. И. Косякова. Новосибирск, 2007. С. 122–128; Его же. Катионов О. Н . Из чего возникают мемуары: вместо предисловия // Соловьёва Е. И. Черные и красные штрихи судьбы: мои воспоминания «о времени и о себе». Новосибирск, 2010. С. 3.

Шиловский М. В. Штрихи к научному почерку Е. И. Соловьёвой // «Верить, любить беззаветно…». С. 112.

11 января 2009 года безвременно ушёл из жизни член-корреспондент Российской Академии естественных наук, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод Российской Федерации, заведующий лабораторией экономики СевНИИЛХ Чупров Николай Прокопьевич.

Всю свою жизнь Николай Прокопьевич посвятил северному лесу, до последнего дня работая в Северном научно-исследовательском институте лесного хозяйства.

Н. П. Чупров родился 1 марта 1931 г. в д. Санниково Велико-устюгского района Вологодской области. В 1954 г. окончил Архангельский лесотехнический институт по специальности инженер лесного хозяйства. Кандидатскую диссертацию «Березняки Архангельской области и основы организации лесного хозяйства в них» выполнил в Архангельском институте леса и лесохимии в 1965 г. Доктор-скую диссертацию «Закономерности строения, роста чистых и смешанных березняков Европейского Севера и повышение их продуктивности» написал в 1969 г. в Архангельском институте леса и лесохимии.

Чупров Николай Прокопьевич - эрудированный научный сотрудник, хороший организатор научных исследований - проработал в СевНИИЛХ 50 лет.

Знание лесного хозяйства Европейского Севера, применение новых методов исследований, в том числе моделирования с использованием ЭВМ, позволили сделать большой вклад в решение проблем интенсификации лесного хозяйства и неистощительного пользования лесом на Севере, экономической оценки лесохозяйственных мероприятий, экономической оценки лесных ресурсов и лесных земель.

Учёным написано более 170 научных публикаций. Основные работы посвящены экономике лесного хозяйства, перспективам его развития, путям совершенствования лесопользования, экономическому обоснованию возрастов спелости и рубки, методике экономической оценки лесохозяйственных мероприятий в условиях Севера. Опубликованы результаты работы по вопросам устойчивого обеспечения древесным сырьём лесопотребляемых производств, разработке лесотаксационных нормативов, экономике использования продукции прижизненного и побочного пользования лесом. Важное место в публикациях отведено проблеме экономической оценки лесных ресурсов и лесных земель в условиях рыночной экономики.

Н. П. Чупров входил в состав областной комиссии по аренде лесов, двух специализированных советов при АГТУ по защите докторских и кандидатских диссертаций, комиссии по защите дипломных проектов на лесохозяйственном факультете АГТУ, проблемного совета по экономике и лесоустройству Гослесхоза.

Н. П. Чупров награждён медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовое отличие», «Ветеран труда»; имеет звание «Заслуженный лесовод России», «Ветеран труда»; награждён знаком «За сбережение и приумножение лесных богатств России», Почётной грамотой администрации Архангельской области за высокие показатели в научно-исследовательской работе; лауреат Ломоносовской премии за разработку по экономической оценке лесных ресурсов; Почётной грамотой департамента лесного комплекса Архангельской области.

Высокая требовательность к себе и доброжелательное отношение к людям снискали Николаю Прокопьевичу высокий авторитет, уважение сотрудников и всех, кого судьба свела с замечательным человеком.

Светлая память о Николае Прокопьевиче Чупрове навсегда сохранится в наших сердцах.