Стресс относится к числу явлений, неразрывно связан­ных с жизнедеятельностью человека. Повышенная нагрузка на организм человека, обусловленная специфическими усло­виями функционирования современного предприятия тор­говли, - интенсивные покупательские потоки, напряженная административная деятельность, участие в ответственных переговорах, принятие важных решений, психологические перегрузки, связанные с материальной ответственностью, - дополнительные факторы, учет которых в практике управ­ления позволит избежать деструктивного влияния стресса на результативность работы персонала. Физические и эмоцио­нальные перегрузки приводят к прямым потерям прибыли предприятий торговли, обусловленным снижением произво­дительности труда персонала, качества обслуживания поку­пателей, качества реализации торгово-технологических опе­раций, увеличением затрат на медицинское обслуживание и проч. Снизить ущерб позволит профессионализм менеджера в области управления стрессами. Он предусматривает пони­мание природы стресса и выработку навыков целенаправ­ленного воздействия на процессы его развития.

Слово «стресс» заимствовано из английского языка (stress - давление, нажим, напряжение). Всемирно известный канадский ученый-биолог и врач, исследователь проблем общего адаптационного синдрома и стресса, много лет за­нимавший пост директора Международный института стресса в Монреале Ганс Селье (1907-1982) использовал два понятия - стресс и дистресс (англ. distress - физическая боль, недомогание, душевное страдание, истощение). Он




Считал, что слово «стресс» вначале произносилось как «ди­стресс». Но, несмотря на общность происхождения, значение этих слов, по его мнению, следует различать .

Многообразие факторов, вызывающих стресс, и форм его проявления создают определенные трудности для форму­лирования обобщенного определение этого понятия. В медицине под стрессом понимают биохимические и струк­турные изменения в организме, вызываемые воздействием окружающей среды. Применительно к менеджменту под стрессом можно понимать психофизиологическую адаптаци­онную реакцию организма на воздействие разнообразных факторов, в том числе и социального взаимодействия. Ди­стресс является следствием чрезмерного «давления», развитие которого приводит к разрушительным последствиям для орга­низма, снижению его работоспособности. Чрезмерный стресс вызывает психологические и физиологические нарушения в организме. Управление персоналом и собственным трудом предусматривает регулирование механизма развития стресса, основанное на диагностике факторов, его вызывающих.

Механизм стресса реализуется в процессе любой деятель­ности человека. Стресс обеспечивает организм энергией, не­обходимой для поддержания жизни, сопротивляемости болез­ням и адаптации к внешним воздействиям. Стресс благотвор­но влияет на работоспособность персонала. Возрастание силы воздействия, в том числе и эмоционального, сопровождается возрастанием уровня стресса. Избыточное воздействие приво­дит к дистрессу. Граница между стрессом и дистрессом до­статочно условна. Она представляет собой смену позитивной реакции организма на ситуацию негативной.

Стрессовая реакция возникает в результате воздей­ствия факторов внешней среды - стрессоров. В обычных условиях существования человека стрессоры формируют нормальную реакцию организма на воздействие. При опре­деленных обстоятельствах (болезнях 7 , экстремальных усло­виях работы, нестандартных событиях) воздействие стрес­соров усиливается. Возможности адаптации организма к

"В свою очередь сам стресс может являться причиной заболевания.




изменениям ограничены объемом ресурсов человека. При слишком сильном или продолжительном воздействии этих ресурсов не хватает, и стресс перерастает в дистресс. По­этому дистресс возникает не вследствие специфики стрессо­ров (например, он может вызваться событиями, имеющими как положительную окраску, так и отрицательную), а в результате силы и продолжительности времени воздействия. Модель стрессовой реакции представлена на рис. 14.1.

Стрессоры активизируют физиологический аппарат организма, ответственный за определенные сферы его жиз­недеятельности, например, эмоциональное возбуждение. Общий адаптационный синдром или синдром биологическо­го стресса имеет три фазы:

1. Реакция тревоги. Представляет собой первоначаль­ную реакцию на воздействие, запускающую механизм стрес­са. Одно из ее проявлений - выброс адреналина в кровь на острой стадии фазы.

2. Фаза сопротивления. Наступает в результате адаптации организма к воздействию и выражается в различных фор­мах сопротивления организма. Продолжительность периода


14.1. Понятие и природа стресса



Зависит от врожденной его приспособляемости (врожденного запаса адаптационной энергии) и силы воздействия стрессора.

3. Фаза истощения. Ее наступление обусловлено огра­ниченностью запаса адаптационной энергии организма. Сокращение запасов энергии ведет к снижению жизнестой­кости организма. Полное его истощение приводит к гибели организма.

Сами стрессоры и реакция на них у разных людей может быть различной. Она зависит от ряда факторов: индивиду­ально-психологических характеристик человека, его воспри­ятия действительности, работоспособности и проч. Различают две формы реакции на стресс: физиологическая и психологи­ческая. Нормальный уровень стресса обеспечивает реализа­цию адаптационных механизмов организма, активизирует его физические возможности. Человек ощущает физический и психологический комфорт. Физиологическая реакция на ди­стресс может проявляться в головных болях, повышении кровяного давления, учащенном сердцебиении, повышении температуры, потере сознания. Длительное деструктивное воздействие стрессоров может привести к возникновению различных заболеваний (например, к образованию язв желуд­ка и кишечного тракта, кожным аллергическим реакциям и экземам, гипертонии, диабету, сердечно-сосудистым наруше­ниям, кровоизлияниям в мозг, разрушению иммунной систе­мы). Поражаются, прежде всего, те системы, которые являют­ся наиболее слабым звеном в организме человека. Однако однозначно сделать вывод о том, что именно дистресс явился причиной заболевания, нельзя. В некоторых случаях дистресс приводит к обострению заболеваний, носящих скрытые или недостаточно выраженные формы.

Психологическая реакция на стресс проявляется в повы­шенном жизненном тонусе, положительном эмоциональном настрое, ощущении успеха, активизации мыслительных и творческих возможностей. Дистресс приводит к повышенной раздражительности, подавленности, апатии, потере аппети­та, бессоннице. Следствием его развития является нервное истощение, глубокие депрессии, психические расстройства.

Источники стресса условно можно подразделить на внешние и внутренние. Внешние источники формируются



Глава 14. Управление стрессами


под воздействием событий, происходящих во внешней среде. Внутренние источники стресса обусловлены индивидуально-психологическими особенностями восприятия человека. Зна­чительная часть стрессоров определяется социальной при­родой человека, его целенаправленной деятельностью. В про­цессе своего развития и становления каждому человеку соответствует набор ценностей, представлений, воспринимае­мых им как некие стандарты жизни. В соответствии с ними формируются его потребности 8 , для достижения которых осознанно или неосознанно ставятся определенные цели - направления действий, необходимых для удовлетворения потребностей. Их совокупность условно можно разделить на три группы: физиологические, психологические и социальные. На пути достижения этих целей встречаются различные препятствия (болезни, неблагоприятное стечение обстоя­тельств, столкновение интересов и проч.). Стрессоры моби­лизуют внутреннюю энергию организма на их преодоление. Невозможность или достаточно длительный процесс преодо­ления препятствий обуславливают возможность возникнове­ния дистресса.

Природа стресса. Стресс (от англ. stress – «туго натянуть») – это состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из-за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объёма запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для её решения, но её надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс – обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Покажем модель стрессовой реакции (рис. 12.5.1).

Рис. 12.5.1.

Физиологические признаки стресса – язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организации.

Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являютсяперемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своём окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по схеме«битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от окружающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспосабливаться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 12.5.2).

Рис 12.5. 2.

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решить и насущные проблемы своих подчинённых, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Всё, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесёт пользу как ему, так и организации.


Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 12.5.3.).

Рис. 12.5.3

Организационные факторы. Широко распространённой причиной стресса в организациях являетсяперегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадёжности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства – с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределённость ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределённы.

Неинтересная работа травмирует человека, т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

Стресс может также возникнуть в результате плохих физиологических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что положительные жизненные события, как и отрицательные, например, свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., также могут вызвать такой же и даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

· оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объём и тип работы;

· разрешать работникам отказываться от выполнения какого-то задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

· чётко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

· использовать стиль руководства, соответствующий требованиям данной ситуации;

· обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

· выступать в роли наставника по отношению к подчинённым, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Природа стресса. Стресс (от англ. stress - "туго натя­нуть") - это состояние напряжения, возникающее у чело­века под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации сущест­вуют ситуации и характеристики работы, которые вызыва­ют стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под кон­троля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед от­ветственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс созда­ет проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физио­логическим напряжением (рис. 11.8) .

Физиологические признаки стресса - язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раз­дражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эф­фективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Рис. 11.8. Модель стрессовой реакции

Причины стресса. Существуют различные теории отно­сительно причин стресса. Основной причиной стресса яв­ляются перемены. Любая перемена, даже позитивная, на­рушает баланс, который мы поддерживаем в своем окруже­нии. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда чело­век пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разо­браться с симптомами стресса (рис. 11.9).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собст­венной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагиро­вать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, свя­занными с работой и деятельностью организации или собы­тиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис.11.10) .

Организационные факторы. Широко распространен­ной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежно­сти и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъяв­ляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят груп­пой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Неинтересная работа - четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Рис.11.10. Основные причины стресса

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что положительные жизнен­ные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необ­ходимо : .

    оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответ­ствующий объем и тип работы;

    разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите при­оритеты в их работе;

    четко описывать конкретные зоны полномочий, от­ветственности и производственных ожиданий, использо­вать двустороннюю коммуникацию;

    использовать стиль лидерства, соответствующий тре­бованиям данной ситуации;

    обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффек­тивную работу;

6) выступать в роли наставника по отношению к подчи­ненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

1. Совещание у директора фирмы "Атлант". Подводились итоги работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереа­лизованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

Определите природу и тип конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

2. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил Ваш оппонент?

Вопросы для повторения

    Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

    Определите возможные последствия функционального конфликта.

    Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

    Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.

    Назовите и поясните основные причины конфликтов.

    Опишите пять основных стилей отношений между людьми, исполь­зуемых для разрешения конфликта.

    Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

    Как Вы понимаете стресс?

    Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

10. Назовите причины стресса.

Список литературы

    Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество. Мн., 1994.

    Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

    Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

    Зигерт В., Лет Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

    Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... Мн., 1989.

    Селье Т. Стресс без дистресса/Пер. с англ. М., 1982.

    Скотт Дж.Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.

    Храмов О.В. Методы познания и преодоления конфликтных ситу­аций. Л., 1989.

  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.
  • 12.13. Государственный кредит и управление государственным долгом.
  • 17. Закупочная и транспортно складская логистика.
  • 21. Инновационный менеджмент и его особенности.
  • Для руководства инновационным мегапроектом требуется централизованное финансирование и управление из координационного центра.
  • Для руководства инновационным мультипроектом требуются координационные подразделения.
  • 23. Кадровая политика и кадровая стратегия в системе управления персоналом, виды и принципы кадровой политики.
  • 24. Кадровый маркетинг: сущность, основные принципы и элементы.
  • Кадровый маркетинг; hr-маркетинг
  • Направление маркетинга, включающее: изучение рынка труда, оценку потребностей в персонале, позиционирование компании в качестве привлекательного работодателя, продвижение брендакомпании и т.П.
  • Маркетинг персонала в России становится все более актуален, так как в некоторых отраслях конкуренция на рынке труда даже острее, чем на рынках сбыта и капитала…
  • 29. Концепция и функции логистики.
  • 37. Общая концепция стратегического менеджмента. Два основных стратегических стиля поведения организации. Потенциал организации и его оценка.
  • 44. Организация инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционных портфелей.
  • 45. Основные этапы и важнейшие школы менеджмента.
  • 46. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  • 47. Оценка персонала предприятия, методы оценки.
  • Виды сделок
  • 51. Понятие и природа стресса. Методы понижения уровня стресса.
  • 53. Понятие организационной культуры, ее содержание и особенности формирования.
  • 56. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
  • 61. Принципы инновационного менеджмента
  • 63. Природа управления и исторические тенденции его развития.
  • 66. Процесс принятия и реализации управленческого решения, его содержание и основные этапы.
  • 67. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
  • 68. Процессуальные теории мотивации.
  • 71. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
  • 73. Рынок труда, заработная плата и занятость.
  • 75. Система управления персоналом: понятие, цели, общая характеристика основных элементов.
  • 76. Система функционального менеджмента.
  • 83. Сущность и классификация методов управление персоналом.
  • 85. Сущность и процесс менеджмента: основные теоретические подходы.
  • 87. Технология управления: понятие, содержание и виды.
  • 90. Увольнение персонала: понятие, виды, проблемы.
  • 94. Управление работой группы: понятие и виды групп, факторы, влияющие на эффективность работы группы.
  • 51. Понятие и природа стресса. Методы понижения уровня стресса.

    Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

    Природа стресса – это уникальная реакция организма на опасность. Следует уточнить, что подобное разделение происходит на стыке характерных факторов вызывающих неспецифическую реакцию. Наш мир вместе со всеми взятыми благами цивилизации является источником стрессов (факторов вызывающих это состояние). Любая жизненная ситуация может стать причиной возникновения дисфункций. Например: технические поломки в важной ситуации будь то машина, ручка на экзамене или телефон при переговорах; конфликты в семье, на работе и конечно внутриличностные; болезни; неудачи и так далее – перечислять можно бесконечно. Большинство стрессовых ситуаций из физической области перерастают, как снежный ком в психологическую область, однако реакция на раздражители остается прежней и вот тут-то нужны активные действия.

    Слово стресс в переводе с английского означает напряжение. Под стрессом Г. Селье (1979) понимал систему реакций организма в ответ на любое требование к нему, направленное на создание адаптации или приспособления организма к трудностям.

    1972 г. Всемирная организация здравоохранения приняла такое определение: стресс - это неспецифическая (то есть одна и одна и та же на разные раздражители) реакция организма на любое предъявленное к нему требование. Стресс - это ответ на угрозу, реальную или воображаемую.

    Фазы и компоненты стресса

    Когда человек попадает в стрессовую ситуацию и старается адаптироваться к воздействию стрессора, этот процесс, по Г. Селье, проходит три фазы:

    1. Фаза тревоги. Организм мобилизуется для встречи с угрозой. Происходят биологические реакции, обусловливающие борьбу или избежание. В физиологическом плане наблюдаются определенные сдвиги: сгущение крови, повышение давления, увеличение печени и т.п.

    2. Фаза сопротивления. Если воздействие угрозы продолжается и ее нельзя избежать, организм старается сопротивляться ей или справляться с нею. Физиологические реакции превышают норму, поэтому тело становится более уязвимым для других стрессоров. Например, когда вы заболели, то острее реагируете на неприятности. Наконец, тело адаптируется к стрессу и возвращается к нормальному состоянию.

    3. Если стресс продолжается и человек не в состоянии адаптироваться, ресурсы организма могут истощиться. Фаза истощения, подверженность усталости, физические проблемы приводят к болезням и даже к гибели организма. Те же самые реакции, которые позволяют сопротивляться кратковременным стрессорам (усиление энергии напряжения мышц, недопущение признаков боли, прекращение пищеварения, подъем давления крови), при продолжительном действии вредны. Вот какова схема этого процесса:Стрессор → Стресс → Здоровая адаптация или болезнь

    Более поздними исследованиями было установлено, что не только биологические условия могут послужить причиной болезни. Во-первых, между стрессором и стрессом содержится индивидуальная оценка события - одни люди могут воспринять это событие как неприятное, другие как приятное, третьи как нейтральное. Во-вторых, между стрессом и его следствиями важным промежуточным звеном выступает то, как индивид справляется со стрессом. Не каждый в состоянии стресса ведёт себя одинаково, не все заболевают: для кого-то стресс будет даже приятным вызовом.

    ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА Преодоление - это изменчивые усилия, какими человек отвечает на требования, выдвигаемые стрессом. Преодоление - это не одна-единственная стратегия, применяемая всегда и везде. Люди преодолевают стрессы по-разному. Эффективный ответ на стресс, ведущий к адаптации - это применение такой стратегии взаимодействия со стрессором, которая значительно снижает переживание стресса.

    Не следует ожидать возможности полностью избежать стресса. Как мы видели, стресс сам по себе - не обязательно что-то плохое. Определённый объём или уровень стрессов в нашей жизни является естественным, и мы это учитываем. Стресс часто является естественным следствием жизни в реальном мире. Лишь использование неэффективных способов борьбы со стрессами может огорчать и приносить несчастье.

    Успешные способы преодоления стресса

    Многообразие способов преодоления стресса можно уместить в четыре большие категории:

    1) активное взаимодействие со стрессором или влияние на саму проблему;

    2) изменение взгляда на проблему, изменение отношения к ней или другая интерпретация проблемы;

    3) принятие проблемы и уменьшение физического эффекта от порождаемого ею стресса Как базовые методы снижения уровня стресса рассматриваются безлекарственные методы лечения - физические тренировки, отказ от курения, различные диетические мероприятия, психотерапия, и другие.

    И хотя с их помощью, как правило, нет возможности получить быстрый лечебный эффект, при длительном применении они способны замедлить развитие заболевания.;

    4) комплексные способы, которые объединяют в себе перечисленные выше группы.

    52. Понятие и сущность управленческого решения. Классификация управленческих решений. Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления.

    Управленческое решение:

    Формирует управляющее воздействие, связывая таким образом, субъект и объект управления;

    Становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта;

    Определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам.

    Таким образом, управленческое решение - это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практическим результатам

    Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

    Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и струк­туры решения создать простую и четкую их классификацию представ­ляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.

    Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений. В обоб­щенном виде классификация управленческих решений такова:

    По объекту управления : Маркетинговые, Производственные, Финансовые, Кадровые

    По характеру процесса принятия решения выделяют :

    Интуитивные решения - выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

    Решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

    Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

    По количеству альтернатив выделяют :

    Стандартные решения - однозначный выбор, но он не имеет характер безоговорочной правильности и не вполне может соответствовать истинной причине проблемы;

    Многоальтернативные решения. Многовариантная разновидность решений встречается не так часто, характеризуется множеством вариантов решения;

    Инновационные решения - выбор при отсутствии очевидных альтернатив. В данном случае идет процесс переключения с рационального на творческое мышление, а затем снова на рациональное. При анализе вариантов решения может быть использован метод комбинирования лучших черт известных альтернатив.

    По срокам действия: Постоянные (о технике безопасности), Длительного действия (должностная инструкция), Периодические (ежеквартальные) , Краткосрочные (диспетчирование), Разовые (о премировании)

    По частоте принятия решений выделяют:

    Единовременные решения - решения крупных проблем. Примером таких решений может быть решение о создании или ликвидации предприятия;

    Циклические решения - решения проблем, имеющих известный цикл.

    Частые решения - решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени по несвязанным между собой проблемам настолько часто, что процесс можно считать непрерывным.

    По форме: Письменные, устные

    По возможности автоматизации : Программируемые (связаны с большим объемом ин формации), Поддающиеся частичной автоматизации (когда необхо димо переработать большой объем информации за ко роткий срок, автоматизация - в рамках частных задач) , Принимаемые на основе только логического обосновании , Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)

    По времени наступления последствий для объекта управления выделяют:

    Стратегические решения - решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации посредством ее приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды.

    Перспективные решения - решения, направленные на принятие и реализацию перспективных планов;

    Текущие решения - решения, развивающие и уточняющие перспективные решения и принимающиеся в рамках подсистемы или этапа одного из его циклов, например цикла разработки.

    Стабилизационные решения - решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

    По природе и специфике способам воздействия на объект управления : Политические Экономические Технические

    По степени важности учета временных ограничений выделяют :

    Решения в реальном масштабе времени - решения, принимаемые и реализуемые достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления. К этой категории решений можно отнести все решения по реально протекающим процессам;

    Решения, принимаемые в течение одного из этапов, - решения,ограниченные по времени рамками определенного этапа;

    Решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия, - это прежде всего решения относительно начала какого либо процесса или единичного действия;

    По составу и сложности реализации решения выделяют:

    Простые решения - решения, реализуемые при выполнении одного действия;

    Процессные решения - решения, реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий:

    Алгоритмизированные решения - с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполнение;

    Размытые решения - слабоструктурированные по составляющим действиям и срокам их выполнения, т.е. решения, в которых не произведено однозначного распределения обязанностей и(или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения.

    По характеру учета изменения условий реализации решения выделяют:

    Гибкие решения - решения, алгоритмы реализации которых предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;

    Жесткие решения - имеют единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления…..

    Возможны и другие подходы к классификации решений. Это обусловлено многообразием решений и существенных для конкретного случая факторов.

    Природа стресса и управление им

    План

    1. Понятие, проблемы, причины стресса

    Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значение. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Автор теории стресса - Ганс Селье (H. Sеlуе) считал, что стресс– это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Т.е. стресс это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают две возможности для человека: 1) адаптации к новым условиям жизни; 2) . Потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации. Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.

    Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

    1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы ; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов – гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

    2) Фаза сопротивления , характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству;

    Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

    3) Фаза истощения , которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени. Продолжительные стрессы социальной жизни - это удел многих в нашем сложном современном мире. Основными источниками стресса могут служить неудовлетворенность делами на работе, попытки удовлетворить семейные потребности, финансовые проблемы, постоянная нехватка времени (недостаточное количество свободного времени для семьи и друзей) и т.д. Когда мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, стрессоры постоянно накапливаются, и мы больше не в состоянии справляться со ситуацией, тогда это состояние называют дистрессом . Человек становится вспыльчивыми и испытывает напряжение в ситуациях обыденной жизни как, например, автомобильная пробка или не слишком быстрое обслуживание в магазине. Иногда, мы “взрываемся” от самых простых вещей. Частые выбросы стрессовых гормонов заставляют нас раздражаться в тех ситуациях, которые избежать просто невозможно. В конце концов, какая разница с какой силой вы будете сжимать руль своей машины, все равно вы будете столько же времени находиться в пробке. Подобная неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (хронической усталости, депрессии, общему чувству раздражительности) или психосоматическому расстройству (сердцебиению, язве желудка, напряжению мышц, проблемам с холестерином, повышенному давлению и сердечно-сосудистым заболеваниям).

    Многие исследования подтвердили наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. В одном из исследований пять тысяч больных сообщили, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию: смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы или уход на пенсию, т.е. в большинстве случаев имели место драматические жизненные ситуации. В дальнейшем исследовании психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда способы этого преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость болезням. Эти выводы согласуются с концепцией Г. Селье о стадиях сопротивления и истощения.

    Другое исследование, где добровольцев подвергали воздействию электрического разряда, которого нельзя было избежать, показало, что предсказуемость внешних событий, возможность узнать о результатах собственных действий и связанное с этим чувство уверенности в своих силах служат защитой от стресса и его последствий. У тех, кому было сказано, что они могут прекратить (но не предотвратить) разряд, если будут сжимать кулаки или нажимать кнопку, отмечалось меньшее эмоциональное напряжение (судя по измерениям влажности кожи), чем у тех, кто знал, что прекратить разряд невозможно. Испытуемые, нажимавшие кнопку, были уверены, что их действие ведет к выключению тока. Благодаря этому они чувствовали себя способными справиться с ситуацией.

    Что происходит с теми, кто не имеет возможности изменить ситуацию? Мартин Селигман подвергал электрическим ударам две группы собак. Контрольной группе предоставлялась возможность научиться избегать ударов: собака могла перепрыгнуть через загородку в другую часть клетки, куда ток не подводился. Другой группе собак давали серию ударов, которых нельзя было избежать, а затем предоставляли возможность научиться избегать их. Но они уже не только не могли, но даже не пытались это сделать. Селигман назвал это явление “усвоенной беспомощностью”. Вейсс предположил, что беспомощность собак Селигмана, их неспособность обучиться избеганию, когда оно в конце становилось возможным, – это результат истощения (временного) запасов норадреналина в ткани мозга.

    Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуальными особенностями личности. Условно выделяют два типа людей: А – подверженных стрессу, Б – устойчивых к стрессу лиц. У представителей типа А чаще наблюдается выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Тип Б - это люди легко относящиеся к жизни, спокойные, не делающие трагедий из кризисных ситуаций. Как и все попытки разделить людей на две категории, деление на тип А и Б - нереально. Мы все имеем черты этих двух типов в той или иной степени. Тем не менее, если вы чувствуете, что вы подвержены стрессу, не стоит паниковать - существуют способы как нормализовать свою реакцию на стресс.

    Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение. По замечанию Р. Люфта, "многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати", а Г. Селье полагает, что "даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс", и приравнивает отсутствие стресса к смерти. Если к этому добавить, что стрессовые реакции присущи, по Селье, всему живому, в том числе и растениям, то это понятие вместе со своими нехитрыми производными (стрессор, микро- и макростресс, хороший и плохой стресс) становится центром чуть ли не космологической по своим притязаниям системы, вдруг обретая достоинство не больше и не меньше, чем "ведущего стимула жизнеутверждения, созидания, развития", "основы всех сторон жизнедеятельности человека" или выступая в качестве фундамента для доморощенных философско-этических построений.

    Подобные превращения конкретно-научного понятия в универсальный принцип так хорошо знакомы из истории психологии, так подробно описаны Л.С. Выготским закономерности этого процесса, что состояние, в котором сейчас находится анализируемое понятие, наверное, можно, было бы предсказать в самом начале "стрессового бума": "Это открытие, раздувшееся до мировоззрения, как лягушка, раздувшаяся в вола, этот мещанин во дворянстве, попадает в самую опасную... стадию своего развития: оно легко лопается, как мыльный пузырь*; во всяком случае оно вступает в стадию борьбы и отрицания, которые оно встречает теперь со всех сторон".

    И в самом деле, в современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р. Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл вслед за С. Сэллсом считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно "употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации". Ю.С. Савенко определяет психический стресс как "состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации".