Содержание:

Психосоциальное развитие

Каждый человек развивается в конкретном обществе, которое через свои социальные институты и специфические культурные паттерны детского воспитания глубоко воздействует на способы, которыми человек разрешает конфликты. Эго связано не только с биологическими (психосексуальными), но и межличностными аспектами, которые Эриксон назвал психосоциальными. Эриксоновское понимание роли культуры явилось его фундаментальным вкладом в психоанализ.

Вопреки мнению Фрейда о главенствующей роли сексуальности, Эриксон (Erikson) предположил, что первичная к развитию является социальной:
О личности… можно сказать, что она развивается и соответствии с шагами, детерминированными готовностью человеческого организма быть движимым в направлении расширяющегося круга значимых индивидов и институтов, осознавать этот круг и взаимодействовать с ним .

Многие психологи расценивают социальные детерминанты как имеющие особое значение. Возможно, это объясняет широкую популярность теории психосоциального развития, выдвинутой Эриксоном.

Обзор теории Эриксона

Как показано в табл. 1, теория Эриксона затрагивает основные теоретические вопросы.
Таблица 1

Предварительный обзор теории Эриксона

Индивидуальные различия Индивиды различаются силой своих эго. Мужчины и женщины различаются в степени обусловленности личности биологическими различиями
Адаптация
и приспособляемость
Сильное эго есть ключ к душевному здоровью. Оно возникает при хорошем разрешении восьми стадий развития эго, в которых позитивные силы эго преобладают над негативным полюсом (доверие над недоверием и т. д.)
Когнитивные процессы Бессознательное является важной силой в личности. Опыт претерпевает влияние со стороны биологических состояний, которые выражаются в символах и игре
Общество Общество оформляет пути человеческого развития (отсюда термин «психосоциальное» развитие), Культурные институты продолжают поддерживать силы эго (религия поддерживает доверие или надежду и т. д.)
Биологические влияния Биологические факторы являются важными детерминантами личности. Половая специфичность личности находится под сильным влиянием специфичности «генитального аппарата».
Детское развитие В своем развитии дети проходят четыре психосоциальные стадии, каждая из которых представляет кризис, в условиях которого развивается отдельная сила эго
Взрослое развитие В своем развитии подростки и взрослые проходят четыре дополнительные психосоциальные стадии. Опять-таки каждая из них подразумевает кризис и развивает отдельную силу эго.

Эпигенетический принцип

Свое понимание развития Эриксон основывал на эпигенетическом принципе: «Все, что растет, обладает основным планом, из этого основного плана возникают части, каждая из которых имеет свое время господствующего влияния, покуда все возникшие части не сформируют функционирующее целое». Этот принцип приложим к физическому развитию плода перед его рождением (где легко увидеть постепенное появление все более дифференцированных частей) и к психическому развитию людей на протяжении жизни. Для развития единого здорового эго должны последовательно развиться несколько частей. Эти части идентифицированы Эриксоном как силы эго, они развиваются в восьми стадиях. На каждой стадии существует специальная сосредоточенность на каком-то одном аспекте развития эго: доверии в младенчестве, автономии при первых шагах и т. д.

Восемь стадий психосоциального развития

Эриксон (Erikson, 1959) пересмотрел психосексуальные стадии Фрейда, выделяя в каждой из них социальные аспекты. Далее, он распространил концепцию стадийности на всю жизнь, предлагая подход к развитию, исходящий из продолжительности жизни. Первые четыре стадии Эриксона соответствуют оральной, анальной, фаллической и латентной стадиям Фрейда. Фрейдовская генитальная стадия охватывает четыре последние стадии Эриксона (табл. 2).

Стадии психосоциального развития в сравнении со стадиями психосексуального развития

Психосоциальная стадия Психосексуальная стадия, или модальность Сравниваемая стадия Фрейда Возраст
1. Доверие- недоверие Орально-респираторная, сенсорно-кинестетическия (инкорпорирующая модальность) Оральная Младенчество
2. Автономия- стыд, сомнение Анально-уретральная, мышечная (ретенциоино-элиминирующая модальность) Анальная Раннее
детство
3. Инициатива - вина Инфантильно-генитальная локомоторная (интрузивная — присваивающая, инклюзивная — исключающая модальность) Фаллическая Игровой возраст
4. Трудолюбие-
неполноценность
Латентная Латентная Школьный
возраст
Генитальная Пубертат
6. Интимность — Изоляция Генитальиость Генитальная Юность
7. Продуктивность — инертность Прокреативность Генитальная Зрелость
8. Интеграция- отчаяние Генерализация чувственных модальностей Генитальная Старость

Каждая стадия подразумевает кризис, и конфликт сосредоточивается на отдельной проблеме. Кризис можно рассматривать как поворотную точку в развитии. Точно так же как сердце, руки и зубы биологически наиболее быстро развиваются в разное время, то же самое происходит с эго-силами надежды, волн, цели и т. д. Из каждого кризиса возникает сила эго, или «свойство», специально соответствующее данной стадии. Затем сила на всю жизнь включается в репертуар эго-навыков индивида. Каждая сила развивается в отношении к противоположному, или негативному, полюсу. Сила доверия развивается в отношении к недоверию, сила автономии - в отношении к стыду и т. д, При здоровом развитии процент сил выше процента слабостей. Кроме того, эти силы развиваются в отношениях со значимыми людьми, начиная с матери и заканчивая расширенным кругом лиц, на который они распространяются в течение жизни (табл. 3).

Таблица 3

Силы, развивающиеся на каждой стадии психосоциального развития, и их социальный контекст

Психосоциальная стадия Сила Значимые люди Соответствующие элементы в обществе
1. Доверие — недоверие Надежда Материнская персона Космический порядок (например, религия)
2. Автономия — стыд, сомнение Воля Родительские персоны Закон и порядок
3. Инициатива- вина Цель Базальная семья Идеальные прототипы (например, мужской, женский, социо-экономический статус)
4. Трудолюбие- неполноценность Компетентность Соседи, школа Технологический порядок
5. Идентичность- смешение идентичности Верность Сверстники и группы вне круга общения. Модели лидерства Идеологическое мировоззрение
6. Интимность — изоляция Любовь Партнеры по дружбе, сексу, конкуренции, кооперации Паттерны кооперации и конкуренции
7. Продуктивность- инертность Забота Разделенный труд и общее хозяйство Направления образования и традиции
8. Интеграция- отчаяние Мудрость «Человечество» и «Лично я» Мудрость

Хотя каждый эго-навык имеет свой период наибольшего роста в отдельный период жизни, дорогу для этой силы мостит более раннее развитие, а более позднее способно в некоторой степени модифицировать раннее разрешение (рис. 1).

Например, возможность иметь внуков дает многим пожилым людям второй шанс развить силу эго (продуктивность), которая сосредоточена в первую очередь на развитии предыдущей стадии.

Каждая из этих стадий должна рассматриваться не только с индивидуальной, но и с социальной точки зрения. Подростковая идентичность развивается в отношении к идеалам и ценностям старшего поколения. Значимые другие, которыми являются члены общества, с необходимостью присутствуют на каждой стадии. Развитие в младенчестве подразумевает не только потребности младенца, но и дополнительную потребность матери в его вскармливании. Теория Эриксона предлагает теоретическую основу для усовершенствования программ по улучшению контакта между поколениями.

Стадия 1: доверие — недоверие

В первые годы жизни у младенца развиваются базальное доверие и базальное недоверие. Базальное доверие есть ощущение того, что окружающие зависимы и обеспечат все необходимое, равно как и чувство себя как заслуживающего доверия. Оно основывается на хорошем отношении родителей (Эриксон традиционно выделял хорошее материнство) с адекватным поступлением пищи, уходом и стимуляцией. Младенец подходит к миру в инкорпорирующей модальности, вбирая не только молоко и пищу, но также сенсорную стимуляцию, взгляды, прикосновения и т. д. Первоначально этот процесс начинается как сравнительно пассивный, но становится все более активным в позднем младенчестве. Эта стадия взаимности, а не просто получения; младенец ищет материнской заботы и стремится исследовать окружающую среду тактильно, визуально и т. д.

На этой стадии, в той мере, в какой младенец не получает отклика от мира в ответ на свои потребности, у него развивается базальное недоверие. Определенное недоверие неизбежно, ибо никакое вскармливание не может быть надежнее связи через пуповину, Некоторый уровень недоверия даже необходим для последующей адаптации. Мир, с которым столкнется индивид по завершении младенчества, не всегда будет достоин доверия, и реалистическая адаптация потребует умения не доверять. При здоровом разрешении кризиса между базальным доверием и базальным недоверием доверие будет преобладать, обеспечивая силу для продолжающегося развития эго на последующих стадиях, Во взрослой жизни умение доверять другим людям даже при том, что они могут обмануть это доверие, является важным качеством, которое способствует приспособляемости и счастью.

Стадия 2: автономия — стыд и сомнение

На втором году жизни у ребенка развивается чувство автономии. Этот период включает в себя обучение туалету, которое выделял Фрейд, но также и более широкие проблемы контроля над мускулатурой вообще (научение хорошо ходить) и контроля в межличностных отношениях. Начинающий ходить ребенок экспериментирует с миром через модальности удержания и отпускания. Ребенок требует поддержки взрослых, чтобы постепенно развить в себе чувство автономии. Если детская ранимость не находит поддержки, развиваются чувства стыда (преждевременной демонстрации) и сомнения. Здесь, как и на первой стадии, должен главенствовать позитивный полюс (автономия), но для здоровья и ради общества необходимы также некоторые стыд и сомнение.

Стадия 3: инициатива — вина

Четырех- и пятилетние дети стоят перед третьим психосоциальным кризисом: инициатива — вина . Ребенок может выбирать, каким ему быть, отчасти основываясь на идентификации с родителями. Эриксон соглашался с Фрейдом в том, что ребенок в этом возрасте интересуется сексуальностью и половыми различиями и развивает сознательность (суперэго). Маленький ребенок действует в интрузивной модальности, физически и вербально вторгаясь в чужое пространство. Ребенок приближается к неизвестному с любопытством. Для мальчика эта интрузия совпадает с ранним осознанием сексуальности, описанной фаллической стадией Фрейда. Для девочки на этой стадии важно осознание ее отличного физического строения согласно Эриксону, который утверждал, что дети отражают эти, различные типы сексуальности в своих играх (описанных ниже). Если эта стадия получает удовлетворительное разрешение, у ребенка в большей степени развивается инициатива, нежели вина.

Стадия 4: трудолюбие — неполноценность

Остаток детства, вплоть до пубертатного периода, посвящен главной задаче школьного возраста, соответствующего стадии 4: развитие чувства трудолюбия . Негативный полюс — неполноценность. На этой стадии ребенок «учится завоевывать признание путем производства вещей». Ребенок, который работает над заданиями, пока не выполнит их до конца, достигает удовлетворения и развивает упорство. Качество продукции является важным. Если ребенок не в силах произвести приемлемый продукт или не может снискать за него признания, то в этой ситуации преобладает неполноценность. На этой стадии особенно важны педагоги, поскольку значительная часть данного развития происходит в школе.

Стадия 5: идентичность — смешение идентичности

Наибольшей известностью пользуется эриксоновская концепция кризиса идентичности - стадии развития, соответствующей подростковому возрасту. В это время перехода к взрослым ролям подросток борется за приобретение чувства идентичности. Эриксон определил чувство эго-идентичности как «осознание того факта, что в методах синтезирования эго имеются внутренняя однородность и целостность, стиль собственной индивидуальности, и этот стиль совпадает со значимостью индивида для значимых других из непосредственного окружения». Задача состоит в отыскании такого ответа на вопрос «Кто я?», который обоюдно бы устраивал как индивида, таки окружающих. Ранние идентификации с родителями и Другими ролевыми моделями оказывают свое влияние, однако подросток дол жен развить личную идентичность, которая выходит за рамки этих идентификации, од занятий часто является важным стержнем идентичности, а изучение различных карьерных возможностей представляет часть процесса ее достижения.

Смешение идентичности происходит в случае, когда не может быть достигнута гармоничная идентичность. Ни одна идентичность не преобладает в качестве стрежня. Другое нежелательное разрешение кризиса идентичности — развитие негативной идентичности, то есть идентичности, основанной на нежелательных для общества ролях — такой как идентичность с малолетними правонарушителями. Когда юные нарушители порядка оказываются в тюрьме вместе с преступниками, это может стимулировать развитие подобной негативной идентичности. Культура обеспечивает четкие образы таких негативных идентичностей, делая их привлекательными для тех, кто находит позитивно оцениваемую идентичность недостижимой.

Общество может способствовать разрешению этой стадии, обеспечивая мораторий - период, когда подросток свободен исследовать разнообразные взрослые роли, не отягощаясь обязанностями, которые появятся при наступлении подлинной зрелости. Мораторий обеспечивается возможностью исследовать различные сферы и даже менять изучаемые в колледже дисциплины, прежде чем остановиться на какой-либо профессии. Эриксон подчеркивал важность исследования, опасаясь, что слишком раннее избрание конкретной идентичности чревато неудачным выбором. Кроме того, этим бы не создавалась возможность развивать на данной стадии такую силу эго, как верность, которую он определял как «способность поддерживать свободно объявленные привязанности, невзирая на неизбежные противоречия ценностных систем». До обретения идентичности подросток спрашивает и экспериментирует; впоследствии взрослый «уже взявший на себя обязательства, стремится их соблюсти».

Стадия 6: интимность — изоляция

Первой из трех стадий взрослого возраста является кризис интимности - изоляции. Согласно Эриксону, психологическая близость с другим человеком не может наступить, пока не будет установлена идентичность индивида. Интимность предполагает способность к психологическому слиянию с другим человеком - другом или возлюбленным - при уверенности, что идентичность индивида не будет поглощена этим объединением. Эриксон рассматривал дистанцирование как противоположность интимности, определяя ее как «готовность отречься, изолироваться и, если необходимо, уничтожить силы и людей, которые представляются опасными для “я” индивида». Взрослый, который не разрешает этот кризис удовлетворительным образом, остается погруженным в себя и изолированным.

Интимность повышается в юношеские годы. Многие молодые люди переживают этот кризис через социальную роль брака, хотя брак не гарантирует его успешного разрешения. Кроме того, психологическая интимность не равнозначна сексуальной интимности, и супруг не - единственный значимый другой, могущий сыграть роль в разрешении этой стадии.

Стадия 7: продуктивность — инертность

Седьмая задача состоит в развитии эго-силы продуктивности, «интереса к становлению и воспитанию следующего поколения». Современные исследователи предложили описание высокоразвитой продуктивности: «Продуктивные индивиды глубоко поглощены своей работой и воспитанием молодежи, а также озабочены социальными проблемами более широкого характера. Они терпимы к отличающимся идеям и традициям и способны сохранять равновесие между заботой о собственных и чужих интересах» (Bradley & Marcia). Продуктивность часто, но не обязательно, выражается через родительские роли. Альтернативой может быть роль учителя или наставника. Неудача в оптимальном развитии на этом стадии оставляет человека с чувством застоя (инертности), неспособности полностью погрузиться в заботу и воспитание других людей.

Стадия 8: интеграция — отчаяние

Задача преклонного возраста состоит в разрешении кризиса интеграции — отчаяния. Чувство интеграции означает способность оглянуться на свою жизнь оценить ее как прожитую со смыслом и не мечтать об ином развитии ее событий. В этом воспоминании выделяются периоды важных поворотов и выборов. Согласно данным исследователей, анализировавших автобиографии знаменитых психологов последние фокусировались на годах, проведенных в колледже и аспирантура которые определили их профессиональную жизнь. При отсутствии чувства интеграции наступает отчаяние, а также неготовность принять смерть.

Роль культуры в развитии восьми стадий

По словам Эриксона, сами по себе стадии универсальны, но каждая культура по- своему организует опыт своих членов. Путь, которым люди разрешают каждую стадию, вбирает конкретные особенности культуры. Культура не только обеспечивает условия, в которых люди встречаются и справляются с психосоциальными кризисами; она также непрерывно поддерживает силы эго, когда те оказываются под угрозой в последующей жизни. Каждая стадия обладает собственным культурным институтом, который поддерживает ее развитие. Эриксон перечислил эти соотношения и заметил, что точно так же, как проблема базального доверия изначально родственна институту религии, так проблема автономии отражается в базальной политической и правовой организации, а проблема инициативы - в экономическом строе. Аналогичным образом трудолюбие родственно технологии; идентичность - социальным слоям; интимность - паттернам любовных отношений; продуктивность - образованию, искусству и науке; и наконец, интеграция - философии.

Влияние осуществляется в обоих направлениях. Социальные институты поддерживают индивида. Но, кроме этого, «каждое поколение может и должно оживлять каждый институт как раз тогда, когда врастает в него».

Первая стадия: религия

Позитивное развитие на первой психосоциальной стадии оставляет человека со способностью к надежде. Эриксон писал, что «религия веками служила возрождению через регулярные интервалы времени чувства доверия в форме веры, в то же время придавая ощутимую форму чувству зла, которое она обещает предать анафеме». Таким образом, она поддерживает развитие эго, свойственное первой стадии психосоциального развития: базальное доверие и базальное недоверие. Религию могут заменить другие формы культурной поддержки этих сил эго. К источникам веры для некоторых людей Эриксон причислил «товарищество, продуктивную работу, социальные акции, научный поиск и художественное творчество».

Вторая стадия: закон

Позитивное развитие на второй психосоциальной оставляет человека со способностью к воле, или с силой воли, которая развивается из борьбы в ребенке автономии и стыда. Институциональная поддержка воли обнаруживается в законе, который легитимизирует и обеспечивает границы индивидуальной автономии. Закон также обеспечивает наказания. В прошлом наказание иногда заключалось в публичном поношении. Людей, пойманных за неблаговидными занятиями, выставляли у позорного столба, с руками и головой, заключенными в деревянную раму, и подвергали общественному презрению. Сегодня ожидаемые наказания — тюрьма и/или штраф. Кое-кто предлагал, чтобы судьям позволили приговаривать к публичному поношению как современному наказанию, но эта идея спорна.

Третья стадия: идеальные прототипы

Третья стадия психосоциального развития закладывает в ребенке базальное свойство обладания целью. Соответствующим элементом социального порядка для этой стадии выступают идеальные прототипы общества. Эриксон заявил, что примитивные культуры обеспечивают небольшое количество неизменных прототипов, которые близки образу жизни племени - например, охотников на бизонов из племени сну. Последние дают наглядные модели для детей, помогающие направить их инициативу в игре (например, играть в охоту на бизона с игрушечными луками и стрелами), и для взрослых с целью направить и поддержать их инициативу в серьезных аспектах этих ролей. В отличие от примитивных культур, в цивилизованных - прототипы многочисленны, фрагментарны и изменчивы. Какие же детские роли сохраняют свою значимость и продолжаются во взрослой жизни?

Американцы ценят социоэкономический статус и на угрозу ему реагируют чувством вины, как это предписывается развитием на третьей стадии. Однако такой социоэкономический статус абстрактен и фрагментарен по сравнению с целостной личностью прототипа охотника на бизонов. Другим идеальным прототипом, который рассматривал Эриксон, является военный прототип, направляющий в соответствующие русла важные на этой стадии агрессивные идеалы. Сексуальные роли, занимающие центральное место в психоаналитической теории этого возраста, обеспечивают идеальные прототипы для поддержки инициативной силы эго.

Четвертая стадия: технологические элементы

Чувство компетентности, которое развивается на четвертой стадии, в культуре поддерживается технологическими элементами, прежде всего формами разделения труда. Возможности, несправедливо ограниченные дискриминацией, наносят особый ущерб развитию на этой стадии, как это бывает при чрезмерной поглощенности работой, превращающейся в основу для идентичности.

Пятая стадия: идеологические взгляды

Верность - свойство, возникающее на пятой психосоциальной стадии, позволяет индивиду быть преданным идеологии. Поэтому идеологические взгляды общества укрепляют, а иногда эксплуатируют эту силу эго. Причина может быть политической. социальной, профессиональной или принимать иную форму. Эриксон указал на сложную связь между стадиями развития и изменением в культуре:

Именно через идеологию социальные системы впитываются следующим поколением и пытаются оживить свою кровь омолаживающей силой юности. Поэтому отрочество является регенератором жизни в процессе социальной эволюции, поскольку юность может предложить свою преданность и энергию как сохранению того что продолжает ощущаться истинным, так и революционной правке того что утратило свою регенеративную значимость.

Эта стадия позволяет пересмотреть роль технологии и подыскать для нее подходящие рамки. Другая возможность состоит в создании более инклюзивной «включающей в себя» идентичности, которая может вместить как расовую, так и американскую идентичность чернокожих американцев. Поскольку индивид и общество взаимосвязаны, постольку невозможно полное разрешение идентичности на индивидуальном уровне. Однако развитие личной идентичности у таких людей, как, скажем, Ганди, способно помочь в указании пути, по которому должно направляться развитие общества.

Шестая стадия: паттерны кооперации и конкуренции

Успешное разрешение шестой стадии дает силу эго, которую Эриксон назвал способностью к любви. Эта сила поддерживается и направляется через то, что Эриксон обозначил как «паттерны кооперации и конкуренции». Для многих эту роль выполняет брак, хотя, помимо семьи как ядра, культуры могут обеспечивать и другими видами формирования чувства общности. Последнее также может быть развито в гомосексуальных и несексуальных отношениях.

Седьмая стадия: направления образования и традиции

Сила заботы развивается на седьмой стадии развития. На этой стадии человек выполняет функцию воспитания младшего поколения старшим - например, как родитель, учитель и наставник. Социальное условие этого явственно проступает в таких институциализированных формах, как школьные системы. Эриксон полагал, что психосексуальное прокреативное побуждение (которое, на его взгляд, было недостаточно оценено Фрейдом) можно перенаправить в профессиональную деятельность типа учительства, если личный выбор или иные причины не позволяют индивиду стать родителем.

Восьмая стадия: мудрость

При существующих демократических изменениях культура все чаще вспоминает о своих пожилых представителях. Что предлагает им общество для продолжения психического развития и что могут предложить обществу они? Силой эго, развивающейся в преклонном возрасте, является мудрость, описанная Эриксоном как «осознанная и бесстрастная озабоченность жизнью как таковой перед лицом смерти как таковой». В идеальном случае индивид обретает с вязь с «мудростью веков», которая стремится постичь смысл индивидуальной и коллективной человеческой жизни. Этот интерес выражается в религии и/или философии. Пожилые калифорнийцы, которых интервьюировали Эриксон с женой и младшим коллегой, отмечали это развитие, заявляя по сути следующее: «Я совершенно не жалею ни о вещах, которые случились в моей жизни, ни о моих поступках» (Erikson, Erikson & Kivniсk).

Этими связями между развитием индивидуального эго и культурной поддержкой (религия, закон и т.д.), особенно подчеркнутыми Эриксоном, эмпирическое исследование пренебрегало. Его предположение о взаимном переплетении личности и культуры получило широкое одобрение, тем не менее оно требует более детального научного изучения. Логичными здесь стали бы межкультурные исследования. Любая теория, которая пытается рассматривать культурные факторы, рискует запутать дело из-за определенного опыта и ценностей теоретика, а эриксонианский перечень сил эго критиковали как отражающий идеологию среднего западного класса.

Различные общества практикуют различные ритуалы, каждый из которых уникальным образом поддерживает силы эго членов данного общества. Молитва и искупление — например, в ритуальном Танце Солнца у дакотских сиу - поддерживают «рай оральности», доверие первой стадии. Культурные обряды имеют тенденцию к усилению сил эго, необходимых для удовлетворения специальных культурных потребностей. Например, племя юрок, жизнь которого зависит от улова лосося за короткий период года, когда рыбу в реке можно брать сетью, отправляет ритуалы, развивающие черты орального характера, включая строгие пищевые обряды. Последние готовят индейцев к непредсказуемости каждого лова лосося. Такие культурные обряды адаптивны.

Для поддержания сил эго индивиды могут развить и свои собственные ритуалы (например, навязчивое мытье рук). Когда подобные ритуалы застывают, скорее защищая эго, чем укрепляя его, они превращаются, согласно Эриксону, в ритуализмы.

Расовая и этническая идентичность

Эриксон отмечал, что впервые обратил внимание на идентичность во время своей психиатрической практики, когда иммигрировал в Соединенные Штаты. Местное население, отличающееся разнородностью происхождения (особенно в крупных городах), должно по-новому защищать себя, как это пришлось делать самому Эриксону. когда он сменил имя. Даже для не иммигрантов, расовые и этнические меньшинства обладали достаточной определенностью, чтобы интегрироваться в формировании их идентичности. В 1960-х Эриксон писал, что особые трудности с идентичностью он наблюдал у чернокожих американцев, что было вызвано глухотой общества к их нуждам.

Межкультурные исследования сообщают о различиях, проявляющихся между национальными и этническими группами на некоторых психосоциальных стадиях. Например, в различных выборках чернокожих взрослых Южной Африки обнаружена меньшая идентичность, чем у белых. О мексиканских американцах сообщалось, что они чаще, чем англоамернканцы, оказывались обделенными идеологической, но не межличностной идентичностью (Abraham). Теория Эриксона относит такие различия на счет культурных факторов типа расизма, а исторические изменения, в соответствии с ней влияют на вопросы идентичности каждого поколения. Несмотря на такие различия, эти процессы влияют сходно на развитие идентичности в различных группах, как сходны они и в других исходах развития.

Со времени выдвижения Эриксоном идентичности в качестве конструктивной идеи другие ученые расширили эту концепцию для лучшего понимания расовой и этнической идентичности. Человек может развить у себя сильную идентичность со своей этнической, расовой или культурной группой: этническую идентичность или гендерную идентичность. Эта идентификация может обеспечить основу для силы и повышенного чувства собственного достоинства. Однако на последнее это способно оказывать и пагубное воздействие, поскольку группа может оцениваться как позитивно, так и негативно (ср.: Deaux). Влияние статуса меньшинства позитивно, когда этническая идентичность предполагает сильное чувство членства в этнической группе и когда группа позитивно оценивается более крупной культурой (Phinney) или когда в группе развилось чувство ее собственной позитивной ценности. Такое возможно, когда уважаются характерные для группы язык, традиции и ценности. Для преодоления современных трудностей, с которыми сталкиваются подростки из меньшинств при разрешении вопросов идентичности, иногда обращаются к специальным программам по повышению идентичности меньшинств (Spencer & Markstrom-Adams).

Недавняя история зафиксировала перемены в общественном восприятии расовых меньшинств в Соединенных Штатах, включая принятие термина «афроамериканцы» взамен «черные» в качестве предпочтительного определения с целью подчеркнуть, скорее, культуру, чем расу. Многие индивиды, особенно в обществах, где господствует плюрализм, могут объявлять о своих законных связях более чем с одной культурной группой. Многие коренные американцы (индейцы) имеют индейских предков из разных племен, а также афроамериканские и иные корни. Смешанная родословная может породить конфликт, особенно в случае, если одна из этих идентификаций обесценивается. В поисках позитивно оцениваемой личной идентичности подростки to смешанным происхождением могут обесценить один из наследственных корней и в этом процессе обесценить часть себя. Поскольку разрешение идентичности наступает в ходе диалога между индивидом и обществом, такие конфликты и подавления более вероятны при обесценивании обществом меньшинствуюших групп. Другим источником затруднений является ситуация, когда общество сваливает в одну кучу группы, которые представляются различными их членами, и считает, например, латиноамериканцами чикано, мексиканцеви кубинцев. Для тех, кто в состоянии разрешить ценностные конфликты, которые возникают в случае принадлежности к двум разным культурам, возможны даже психологические преимущества по сравнению с теми, кто обладает лишь основным, монокультурным опытом: они, к примеру, могут добиваться успехов в русле основной культуры, одновременно черпая поддержку в обширной семье и чувстве общности, которое характерно для разнообразных этнических меньшинств.

Для групп меньшинств процесс разрешения идентичности подразумевает учет дополнительных факторов — в отличие от основного потока молодежи, поскольку коллективная групповая идентичность должка быть установлена и, кроме того, объединена с личной идентичностью. Были теоретически описаны стадии этого процесса. Согласно Кроссу (Cross), первая стадия является предстолкновением : черная молодежь мало задумывается о расовой принадлежности или даже может рассматривать статус меньшинства как препятствие, перенимая от белой культуры пренебрежение к черным. На второй стадии - столкновения - человек, «обнаружив» свою чернокожесть, начинает развивать «черную» идентичность. Эта стадия может форсироваться личным опытом дискриминации или историческими событиями — например, смертью чернокожего лидера. Третья стадия погружения-всплытия - время значительной включенности в черную культуру: манера одеваться, речь, праздники и т. д. На последней стадии — интернализации — человек приобретает внутренние уверенность и спокойствие, основанные на его идентичности.

Другие группы в известной мере могут проходить через сходные стадии, хотя будут сталкиваться с большими трудностями при отсутствии достаточной культурной группировки, способной обеспечить поддерживающие идентификацию традиции, как это бывает со многими группами американских индейцев (Mihesuah). Однако мы не должны принимать априори, что теоретические идеи об идентичности приемлемы для любой из культур. Многие психологи исследовали различия между индивидуализмом и коллективизмом в различных культурах. Идентичность имеет врожденный индивидуалистический характер. Из этого следует, что задача формирования идентичности (которая считалась бы здоровой), исходя из оценок индивидуалистической западной теории Эриксона, будет особенно проблематичной для подростков со смешавшимися культурными аффилиациями: одной - индивидуалистической (такой, как для белых американцев), а второй - коллективистской (такой, как для латиноамериканцев или азиатов). Для индивидов задача развития состоит в интеграции релевантных социальных идентичностей или категорий, а также более индивидуальных черт и интересов в единую индивидуальную идентичность (Deaux).

В том, как каждое поколение определяет свою идентичность, Эриксон видел силу, которая изменяет мир так же, как она изменяет индивида. Мы, следовательно, можем ожидать, что среди этих подростков со смешанными корнями есть те, которые помогут психологии и обществу стать более инклюзивными по отношению к взглядам каждого человека (Sampson). Эта инклюзивная цель соответствует духу ценностей, представляемых Эриксоном: четкое изложение этих этических представлений содержится в его описании псевдоспецификации. Этим термином обозначается преувеличенное чувство, которое свойственно многим - особенно национальным и этническим - группам, считающим себя кардинальным образом отличными от других. Во времена первобытных культур, когда межгрупповых контактов было меньше, чем сегодня, эта убежденность не представляла опасности. Однако Эриксон предупреждал, что в ядерный век подобные взгляды повышают напряженность и угрозу ядерной войны. В качестве решения он предлагал развитие более широкого, более инклюзивного чувства идентичности, которое вобрало бы все человеческие группы с их разнородными членами, преодолевая тенденции к псевдоспецификации.

Пол

Эриксона критиковали за неадекватное понимание женщин (например, Gergen). Несмотря на свое осознание социального контекста развития, Эриксон всё же соглашался с положением психоанализа, согласно которому различия между мужчинами и женщинами в основном определяются биологией. Будучи чутким к значимости культуры, он недооценивал ее роль в создании (а потенциально — в модификации) различий между мужчинами и женщинами. Давайте рассмотрим, как разрешают проблемы идентичности подростки и занятые игрой дети.

Детская игра

Описание детской игры у Эриксона ярко иллюстрирует его «биологическую» точку зрения па гендерные различия. На протяжении двух лет Эриксон наблюдал 300 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 12 лет. Он предоставил в их распоряжение большое количество игрушек, включая человеческие фигурки и строительные кубики, и попросил каждого ребенка сконструировать что-нибудь интересное, похожее на сцену из фильма. В итоге было отмечено, что девочки спокойно и поступательно сооружали закрытые, мирные строения с продуманной системой входов-выходов. Мальчики же строили высокие башни и вносили больше движения и активности, что иногда приводило к разрушению построек. Эриксон интерпретировал эти различия как проекции детского генитального аппарата: ограждения символизировали матку, а башни - пенис. Женственность, в соответствии с его выводами, начиная с детства, предпочитает «внутреннее пространство», предоставляя мужчинам для добра или зла «внешний мир» (рис. 2).

Рис. 2. Игровые конфигурации, описанные Эриксоном для мальчиков и девочек.

Хотя метафора «внутреннего пространства» может показаться не очень точной, исследование чувства «я» в подростковом возрасте все же покрывает что женщинам больше, чем мужчинам, свойственно «частное я». Кроме того девушки-подростки больше используют психоаналитические защиты эго, классифицирующиеся как «интернализация» (восстание против «я»), тогда как юноши больше прибегают к защитам «экстернализации» (проекция и «агрессия, направленная вовне») (Levit).

Паула Каплан (Caplan) проанализировала данные Эриксона и сделал вывод, что они не подкрепляют его пространных утверждений о сексуальных различиях. Те его утверждения, которые имели статистическую значимость, касались менее 2 % расхождений, и в любом случае мальчики строили ограды и башни в соотношении 3:4. Более того — возраст субъектов Эриксона составлял 11-13 лет, но тот тем не менее представил свои интерпретации как общие для всех возрастов: например, что эти различия существовали и в дошкольные годы.

Далее Паула Каплан предположила, что социализация сексуальных ролей могла бы объяснить остающиеся различия. Основываясь на том, что типизированные по половому признаку игрушки детям давали на протяжении нескольких лет, она доказала, что мальчики чувствовали себя комфортнее, играя с блоками, а девочки — с мебелью и фигурками людей. Из блоков легче построить башни, а мебель и человечки побуждают построить комнату, в которую их можно поместить. Когда мальчики и девочки пользовались одними и теми же игрушками, девочки строили башни и другие сооружения, которые были такими же высокими, как и постройки мальчиков, и оба пола в равной пропорции возводили ограды и башни. Другие также сообщали о значимости специальных материалов для игр (Budd, Clance & Simerly). Похоже на то, что открытия Эриксона не столь достоверны, какой утверждал, что заставляет усомниться в его анатомической интерпретации.

Мужская и женская идентичности

Эриксон (Erikson) постоянно настаивал, что мужчины и женщины были и будут разными. Даже в своем футуристическом видении мирового сообщества, не разделенного конфликтующими групповыми идентичностями, он описывал вклад мужчин как изменение деструктивного использования технологии на конструктивное, а женщинам отводил развитие — «мощного потенциала охранительного материнства». Хотя он вскользь отмечал технологическую и воспитательную роли обоих полов, последние в его послании четко разделены в соответствии с традиционными ролями.

Эриксон, подобно Фрейду, принимал анатомическую основу половых различий в личности. Эта биологическая интерпретация контрастирует с более явным социальным акцентом, свойственным теоретикам феминистического и социально-ролевого толка (например, Eagly; Eagly & Wood; Gilligan), которые объясняют половые различия различием переживаний в мире, полагающим разнополость в основу своих ожидании. Критики говорят, что Эриксон недалеко продвинулся в замещении фрейдистского биологического детерминизма признанием культурного влияния на половые роли (Lerman). Наверное, сама по себе биологическая метафоричность эпигенетического принципа не позволяет теории Эриксона быть полностью культурологической.

О чем говорят факты? Они, несмотря на многие утверждения, будто в развитии идентичности присутствуют важные половые различия, говорят в пользу сходства. Многие исследователи, разделяющие точку зрения «разница», полагают, что женщины разрешают проблемы идентичности иначе, чем мужчины, в большей степени останавливаясь на межличностных вопросах, в противоположность мужскому акценту на вопросах профессиональных и идеологических. Они полагают, что последовательностью развития от идентичности к интимности можно описывать развитие мужчин, но не женщины. Согласно этому доводу, развитие женской идентичности задерживается до более полного развития аспектов интимности (Douvan & Adelson; Hodgson & Fischer), и женщины могут переживать кризис идентичности при кризисе отношений, а не профессиональной деятельности (Josselson).

Однако этот аргумент опровергается исследованием, которое показывает, что идентичность одинаково развивается у обоих полов. Полы не отличаются друг от друга уровнем идентичности и другими показателями индивидуализма (самоактуализацией, внутренним локусом контроля и принципиальной моральной аргументацией). Более того - эти показатели предсказывают позитивное психологическое функционирование, одинаково хорошее для мужчин и женщин, из чего следует, что полы и в самом деле абсолютно схожи в процессах разрешения идентичности и психологического индивидуализма.

Один из путей разрешения этого очевидного конфликта заключается в разграничении между процессом разрешения идентичности (который может быть одинаковым для всех) и содержанием идентичности. Эриксон не связывал разрешение идентичности только с профессиональным выбором. Некоторые люди могут разрешать идентичность через другие роли - например, религиозные, семейные или политические (Kroger). Для девушек, несмотря на культурные изменения, выбор семья — карьера остается более важной проблемой в преддверии зрелости, нежели для юношей (Curry et al.). Данное наблюдение находит подтверждение в исследованиях, результаты которых свидетельствуют о большей развитости девочек в разрешении проблем идентичности, касающихся семейных ролей (Archer) и сексуальности (Orlofsky; Waterman & Nevid).

Разрешение идентичности студентками, ориентированными на карьеру, исторически тормозилось ограниченными карьерными возможностями и отсутствием соответствующих женских моделей достижения в обществе и, что наиболее важно, отсутствие подобных моделей, созданных «материнским» поколением (Ceila, DeWolfe & Fitzgibbon), хотя это положение дел сегодня меняется (Stewart & Ostrove). Более того, Движение женщин для многих из них обеспечило социальную идентичность, поддерживающую их личностный рост. Результаты одного из лонгитюдных исследований свидетельствуют, что женщины, разделявшие основные идеи Движения женщин, развили в себе за годы после окончания колледжа большую уверенность, инициативность и чувство собственного достоинства.

Мы могли бы ожидать большого успеха в разрешении проблемы идентичности от мужественных мужчин и женственных женщин (ср. Lobel & Gilat), но это не подтверждается изучением половой типизации и идентичности: при тестировании личности обычно выявляется связь маскулинности с разрешением идентичностн и благополучием обоих полов. Термин маскулинность способен ввести в заблуждение. Шкалами «маскулинности» измеряются личностные характеристики, которые отражают индивидуализм и автономию, улучшающие развитие личности для обоих полов. Идентичность переходит на более высокий уровень у женщин, выходящих за рамки традиционных женских ролей. Лонгитюдные исследования показывают, что такие женщины достигли больших успехов в развитии идентичности (Vaudewater, Ostrove & Stewart).

Исследование развития на психосоциальных стадиях

Эриксон (Erikson) основывал свою теорию на клинических данных. Наверное, именно поэтому его теория, как и другие психоаналитические подходы, подверглась критике как эфемерная и потому плохо поддающаяся верификации (Chess, Fitzpatrick, Wurgaft). Вероятно, эта критика более оправдана в отношении его психоисторических трудов, нежели выдвинутых им стадий развития, которые стимулировали солидные эмпирические изыскания - особенно в плане развития подростковой идентичности.

Статус идентичности

В исследовании идентичности преобладали труды, фокусирующиеся на статусах идентичности, или уровнях развития. Эта парадигма статуса идентичности развивалась своим собственным путем, некоторым образом обособившись от теории Эриксона (Cote & Levine; Waterman). Идентичность чаще всего оценивается посредством интервью. Вопросами «нащупываются» кризис и предпочтения в сферах занятости и идеологии (Marcia). Джеймс Марсиа сделал вывод, что полное развитие идентичности наступает в случае, если индивид пережил кризис и прошел через него с обоснованно твердой приверженностью своему делу и/или идеологии. Этот зрелый итог Марена называет достижением идентичности . Возможны н три менее зрелых исхода: диффузия идентичности , при которой обязательства и кризис отсутствуют (наименее зрелый исход); мораторий, при котором кризис переживается в настоящее время, но пока еще не взяты никакие обязательства, и лишенность идентичности , когда обязательства были взяты без переживания кризиса и без особого исследования альтернативы - часто путем простого принятия родительского выбора (Марсиа использовал термин «диффузия идентичности» вместо «смешения идентичности», поскольку последнее являлось более ранним термином Эриксона, которым тот по-прежнему продолжал пользоваться в период разрабатывания шкалы).

— Достигший идентичности: ясная, целостная личность; продуктивен
— Мораторий: озабочен философскими материями, мятежен, нонконформист
— Диффузия идентичности: непредсказуем; нерасположен к поступкам
— Лишенность: консервативен; склонен к морализаторству.

Марена доказывал, что люди начинают с состояния диффузии идентичности и для оптимального разлития должны через мораторий проследовать к достижению идентичности. Лишенность является нежелательным исходом; она может стать окончательным тупиком или быть временной, если позднее на пути к достижению идентичности выбирается исследование (моратории). Эта теоретическая последовательность развития обнаруживается не всегда. Взрослея, люди подчас делаются менее убежденными в своей идентичности (Cote & Levine, 1988а, 1988с).

Другие психосоциальные стадии

Установление Эриксоном стадийных последовательностей предполагает, что в надлежащие периоды своей жизни люди будут больше поглощены определенными вопросами: идентичностью - в отрочестве, продуктивностью — и зрелости и т, д. Одним из способов проверить эту гипотезу — проанализировать записи человека, если бы он их делал на протяжении многих Лет. Такой личностью была британская романистка и хроникер Вера Бриттен (Vera Brittain), чьи дневники и художественное творчество были проанализированы с точки зрения эриксоновской идентичности, интимности и продуктивности. Как прогнозировалось теорией Эриксона с возрастом, она все реже обращалась в своих записях к вопросам идентичности и интимности и чаще - к темам продуктивности (Peterson & Stewart).

Возрастные изменения обнаруживаются и при проведении объективных тестов. Джордж Домино и Диана Аффонсо (Domino & Alfonso) разработали анкету-самоотчет для оценки позитивных и негативных аспектов всех восьми стадии развития. Этот опросник психосоциального равновесия требует от субъектов оценки степени, в которой они согласны с каждым из 120 высказывании. Отдельные пункты звучат так:

  1. Как правило, я могу положиться на других (Шкала доверим)
  2. Мне по-настоящему нравится работать (Шкала трудолюбия).
  3. Иногда мне интересно, кто я такой на самом деле (Шкала идентичности).
  4. Жизнь была благосклонна ко мне (Шкала интеграции эго).

Как и ожидалось, баллы Опросника психосоциального равновесия в целом повышались у субъектов из более старших групп. Фактически лонгитюдное исследование с использованием Опросника психосоциальною развития указывает, что взрослые, перешедшие 20-летннй рубеж, продолжают развиваться не только, как можно было этого ожидать, на стадиях идентичности и интимности, но и на более ранних стадиях, которые должны были бы с детства оставаться стабильными. При других измерениях было обнаружено, что стадии также могут обгонять биологический возраст.

Корреляты показателей стадии

В ряде исследовании более высокие показатели психосоциальных стадий связаны с лучшим функционированием. Говард Протинский наблюдал, что, по сравнению с нормальными подростками, проблемные набрали более низкие баллы на трех из пяти психосоциальных стадий (доверие, инициатива и идентичность). Хотя для идентификации специальных бихевиоральных импликаций различных стадий еще многое предстоит сделать, уже проделана большая исследовательская работа — особенно в отношении пятой стадии.

В стадиях Эриксона чаще всего изучается идентичность . Многие исследования показывают, что субъекты, демонстрирующие высокие показатели при различных измерениях идентичности, функционируют лучше. Как правило, студенты колледжей, обладающие более развитыми статусами идентичности, заранее выбирают себе карьеру. Они прибегают к более зрелым защитным механизмам; в условиях стресса лучше, чем другие, справляются с задачей по приобретению общих представлений; получают лучшие оценки; обладают более высокими концепциями «я» и обнаруживают более высокие показатели при оценке моральных суждений. Они лучше вспоминают события личной жизни, а их ранние воспоминания отражают более зрелые темы с заметной психодинамикой образов.

Субъекты моратория переживают более высокую тревогу, которая может замедлить их деятельность. У них выше показатели тревожности, связанной со смертью, и они меньше удовлетворены обучением в колледже. Они менее склонны к профессиональному выбору. Субъекты, лишенные идентичности, более авторитарны и импульсивны.

Разрешение интимности коррелирует с самозаявленным поведением в межличностных ситуациях. Студенты-юноши, которые демонстрируют невысокие показатели разрешения на стадии интимности (изоляты), сообщают, что в пору взросления у них было меньше друзей (Orlofsky). Среди студентов, но не среди студенток, разрешение вопросов интимности коррелирует с женственностью в Полоролевом опроснике Бема (Bem Sex-Role Inventory).
Высокопродуктивные взрослые, выбранные из среды школьных учителей и общественных волонтеров, описывают свою жизнь, упоминая в качестве основных целей облегчение чужих страданий, улучшение условии жизни других люде и службу на благо общества. В своих семьях и на работе продуктивные женщины выражают просоциальные установки, помогая окружающим. Продуктивность объединяет индивидуальный поступок (действие) с заботой об обществе (единение) по мере того, как индивид активно осуществляет нечто (действие) для других (единение), и выше у людей прективное ТАТ-тестирование которых обнаруживает потребность во власти (действие) и интимности (единение). Продуктивность некоторых людей выражается в работе; других в их родительской деятельности, а некоторые направляют ее в русло политической деятельности и общественной активности/ Продуктивность влияет на родительский стиль в сравнении с авторитарными родителями, которые склонны наказывать детей, продуктивные родители более авторитетны: они скорее управляют, чем заставляют, и потому добиваются лучшего результата.

Интеграция эго (восьмая стадия), оцениваемая посредством письменного опроса, исследовалась у пожилых мужчин и женщин, проживающих в доме престарелых и стационарном жилом комплексе. Лица с более высокими показателями сообщали о меньшем страхе смерти. Домино и Ханна (Domino and Hannah) изучали долгожителей. Высокие показатели по шкале продуктивности Опросника психосоциального равновесия (Domino & Affonso)предсказывали высокую самореализацию, измеренную по Калифорнийскому личностному опроснику. Но фактически предиктивными были и все остальные семь стадий развития, даже при учете их положительных взаимных корреляций. Одна из интерпретации этого открытия состоит в том, что, как следует из эпигенетического принципа Эриксона, силы и слабости каждой стадии продолжают влиять на функционирование на протяжении всего периода жизни.

По теории стадий, предложенной Эриксоном, человек, который не достигает успешного разрешения конфликта на какой-либо стадии, окажется неполноценным на последующих стадиях (в чем-то уподобляясь студенту, который не владеет базовым математическим или языковым курсом и которому, следовательно, труднее усвоить дальнейший материал). Исследователи изучали прогноз, согласно которому люди, чьи показатели личностного тестирования указывают на их несостоятельность на одной стадии, обладают низкими показателями и на последующих стадиях. Отдельно от теоретического прогноза такие положительные корреляции могли бы проявиться и в случае, если в измерения показателей на различных стадиях был бы случайным образом включен какой-нибудь общий фактор типа социальной желательности.

В направлении к психоаналитической социальной психологии

Подобно многим теоретикам, Эриксон верил, что из его теоретических построений следуют выводы, способные послужить как улучшению человеческого бытия, так и его познанию (Wurgaft). Эриксон ясно представлял себе психоаналитический подход, который учитывал бы социальные и культурные реалии, вместо того чтобы сосредоточиваться исключительно на индивиде, как это сделал Фрейд. В своих изысканиях и теоретических разработках Джеимс Коте и Чарльз Левин создали такую психоаналитическую социальную психологию (Cote и Levine). Как общество влияет на личность и ее развитие Как влияет на общество личность? Эти вопросы — главные для теории личности, учитывающей социальный контекст.

Согласно этому направлению психологические процессы претерпевают культурное воздействие. Гендерные различия зависят от культурного контекста и вряд ли имеют универсальный характер. Этнические и межкультурные различия понимаются с точки зрения социальных процессов, а не через неправильно употребленные биологические концепции типа псевдоспецификации. Как отражаются в культуре психические структуры (ид, эго, суперэго)? Джеймс Коте предполагает, что эти психические структуры отражаются и управляются социальными институтами.

Например, ИД выражается в музыке, танцах, спорте и публичных домах; суперэго — в религиозных, правовых и военных институтах, а эго — в работе, управлении и образовании.

На развитее личности влияет культура, которая обеспечивает период моратория на время самоопределения и поиска самоидентификации, особенно для студентов, изучающих гуманитарные науки (Cote & Levine). Моратории - это не просто время для выбора профессии. Это также время для разрешения проблемы личной системы ценностей, которая на языке психоанализа звучит как борьба между суперэго (воплощающим ценности, представленные индивиду семьей и обществом) и эго (воплощающим собственные ценности, принятые индивидом). Гуманитарные дисциплины побуждают к большему размышлению над человеческим бытием и человеческими дилеммами (Cote & Levine).

Эта связь между развитием индивидуальной самоидентичности и культуральностью карьеры — пример откровенной социальной направленности, позволяющей исследовать способы, которыми «культура, структура общества, социальный класс, переплетения интеракций и прочее могут функционировать поддерживая пли ущемляя определенные фирмы развития», Такие исследования индивида в социальном контексте воплощают мечту Эриксона: «Мы нуждаемся… в концепциях, проливающих свет на взаимную комплементацию синтеза эго и организации общества, культивация которой на самых высоких уровнях есть цель всех терапевтических усилии, социальных и индивидуальных».

Резюме

Эриксон создал теорию психосоциального развития , которая описывает восемь стадий, составляющих человеческую жизнь. Согласно эпигенетическому принципу , эти стадии надстраиваются друг над другом и приходят с неизменной последовательностью в разных культурах. Индивид на каждой стадии переживает кризис, который решается в контексте общества. Этими стадиямиявляются: доверие — недоверие, автономия — стыд и сомнение, инициатива — вина, трудолюбие — неполноценность, идентичность — смешение идентичности, интимность — изоляция, продуктивность — инертность и интеграция — отчаяние. На каждой стадии на развитие влияет культура. В свою очередь индивиды также воздействуют на культуру посредством своего развития на каждой стадии, прежде всего — развитием своей идентичности. Психологические стадии подверглись серьезному изучению. Были найдены описанные в теории возрастные изменения, а показатели формирования идентичности предсказывают позитивные личностные корреляты высшего статуса идентичности.

В своих межкультурных исследованиях племен сиу и юрок Эриксон исследовал связь между развитием индивидуального эго и культурой — тему, которая была продолжена исследователями статуса идентичности. Он говорил, что биологические факторы серьезно влияют на половые различия, и подкреплял свою точку зрения наблюдениями за игровыми постройкам детей. Эти выводы подвергались критике за пренебрежение социальными детерминантами гендерных различий. Эриксон предупреждал, что конфликт между группами возрастает из-за псевдо- спецификации, и настаивал па развитии более инклюзивных идентичностей ради уменьшения политических и социальных конфликтов в мире.

Глоссарий

Автономия — позитивный полюс второй психосоциальной стадии.
Верность — способность поддерживать свободно заявленные привязанности; базальное свойство, развивающееся на пятой психосоциальной стадии.
Вина — негативный полюс третьей психосоциальной стадии.
Воля — убежденность в том, что то, чего желает индивид, может произойти; базальное свойство, развивающееся на второй психосоциальной стадии.
Диффузия (смешение) идентичности — негативный полюс пятой психосоциальной стадии (в более ранней терминологии).
Доверие — позитивный полюс первой психосоциальной стадии.
Достижение идентичности — статус, воплощающий оптимальное развитие на пятой (подростковой) психосоциальной стадии,
Забота — способность опекать развитие следующего поколения; базальное свойство, развивающееся на седьмой психосоциальной стадии.
Идентичность — чувство тождественности значения индивида для себя со значением его для других в социальном мире; позитивный полюс пятой психосоциальной стадии.
Изоляция — негативный полюс шестой психосоциальной стадии.
Инертность — негативный полюс седьмой психосоциальной стадии.
Инициатива — позитивный полюс третьей психосоциальной стадии.
Интеграция — позитивный полюс восьмой психосоциальной стадии.
Интимность - позитивный полюс шестой психосоциальной стадии.
Компетентность — ощущение мастерства, развивающихся навыков; базальное свойство, развивающееся на четвертой психосоциальной стадии.
Лишенность идентичности - неадекватное разрешение пятой психосоциальной стадии, при котором идентичность принимается без адекватного исследования.
Любовь - способность формировать интимные взаимоотношения с другим человеком; базальное свойство, развивающееся на шестой психосоциальной стадии.
Мораторий — период, обеспечиваемый обществом, когда подросток достаточно свободен от обязательств, чтобы быть способным исследовать идентичность; также является стадией развития идентичности, на которой происходит такое исследование и которая предшествует достижению идентичности.
Мудрость - зрелое чувство осмысленности и целостности опыта; базальное свойство, развивающееся на восьмой психосоциальной стадии.
Надежда — фундаментальная убежденность в том, что мир заслуживает доверия; базальное свойство, развивающееся на первой психосоциальной стадии.
Негативная идентичность — идентичность, основанная на социально девальвированных ролях.
Недоверие — негативный полюс первой психосоциальной стадии.
Неполноценность — негативный полюс четвертой психосоциальной стадии.
Отчаяние — негативный полюс восьмой психосоциальной стадии.
Продуктивность — позитивный полюс седьмой психосоциальной стадии.
Псевдоспецификация — преувеличенное чувство, которым обладают многие — особенно национальные этнические — группы, говорящее об их отличии от других и приводящее к конфликту между группами.
Психосоциальность — эриксонианский подход к развитию, предложенный как альтернатива психосексуальному подходу Фрейда.
Ритуал — культурная практика или традиция, поддерживающая силы эго.
Ритуализм - неадекватные, повторные действия индивида, призванные компенсировать слабые аспекты развития эго.
Смешение (диффузия) идентичности — негативный полюс пятой психосоциальной стадии.
Стыд — негативный полюс второй психосоциальной стадии.
Трудолюбие - позитивный полюс четвертой психосоциальной стадии.
Цель — ориентация на достижения через устремленность; базальное свойство, развивающееся на третьей психосоциальной стадии.
Эпигенетический принцип — принцип психосоциального раз вития, основанный на биологической модели, в которой части проявляются в порядке возрастающей дифференциации.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте - их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линий личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные варианты личностного развития человека (табл. 2.).

Таблица 2. Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.

Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

3. Раннее детство (около 3-5 лет)

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4.Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими, людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

5.Половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие

на себя лидерства в группах

сверстников и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей. Смещение и. смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей, в лидировании.

Путаница в моральных и мировоззренческих установках.

6. Ранняя взрослость (от 20 до

Близость к людям. Стремление

к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких,интимных отношений с ними.

Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возни

кающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

7.Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм.

Непродуктивность в работе.

Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная

забота о самом себе.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные

раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка.

Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным.

Понимание того, что смерть не страшна.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других

людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в

мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э. Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э. Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э. Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

(эпигенетическая теория)

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994), будучи последователем З.Фрейда является представителем эго-психологии . В центре его концепции развитие «Я» человека и его отношения с обществом.

Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее - рост компетентности чело­века во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон подчеркивал значимость историческо­го и культурного контекста развития личности. Помимо традиционной для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных слу­чаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Он также использовал кросскультурный (этнографический) метод: изу­чал особенности воспитания детей в племенах американских индей­цев и в условиях современного технологического американского об­щества .

Главное положение теории Эриксона состоит в том, что ка­ждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий , на ка­ждой из которых ему выдвигается социальное требование. Стадии З.Фрейда не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

Центральным понятием периодизации Э. Эриксона является понятие идентичность - набор черт или индивидуальных характеристик, кото­рый делает человека подобным самому себе и отличным от других людей. Эго-идентичностъ - это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я . Группо­вая идентичность - чувство принадлежности к данной социаль­ной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формиру­ются прижизненно.

Механизм формирования идентичности по Эриксону связан с процессом ритуализации - определенными закрепившимися формами поведе­ния, через которые осуществляется взаимосвязь людей, их отношения. Ритуализация имеет исторический характер и особенности в различных культурах.

Ритуализация в человеческом поведении – это основанное на соглашении взаимодействие двух или более людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для всех участников . Ритуальные формы взаимодействия не выдуманы Эриксоном, а заложены историческим ходом развития человеческих отношений. Примером ритуала может служить обращение мамы к: ребенку по имени. Система формальных отношений (правил) поведения ребенка в школе (ребенок-ученик), его отношения со взрослым-учителем тоже являются примером сложившегося ритуала поведения в условиях школьной ситуации.

Таким образом, ритуал – это принятая форма взаимодействия, которая помогает человеку адаптироваться в обществе. Для каждой стадии развития личности характерен свой ритуал, свои формы отношений «Я» и общества. В зависимости от того, как социальное окружение ребенка построит с ним отношения (ритуалы), насколько адекватные требования будут предъявляться ребенку на том или ином этапе развития, сумеет ли ребенок адаптироваться к ним – от этого зависит, какие личностные характеристики на этом отрезке развития приобретет ребенок, будут ли они способствовать его идентификации.


Поскольку все характеристики личностного развития на каждой стадии перечислить невозможно (они многовариантны) Эриксон определил крайние варианты развития: положительные и отрицательные, в зависимости от того, какое отношение испытывал человек со стороны окружающих (какие ритуалы диктовала ему социальная среда).

В структурном изложении периодизация Э.Эриксона представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Периодизация психического развития Э.Эриксона

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из практики психоанализа. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и 3. Фрейдом. Следовательно, она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени.

Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание - Эго - составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развиваются Оно и инстинкты. Такой взгляд на природу человека назвали Эго-психологией.

Психосоциальная концепция развития личности , выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей. Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре свойствен свой стиль воспитания детей: он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка общество, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется

задачами определенного возраста, а они выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психического развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов , специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности. Каждый личный и социальный кризис представляет собой своеобразный вызов, стимулирующий личностный рост и преодоление жизненных проблем. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых проблем или как неадекватное разрешение ранних затруднений лишило его возможности справляться с дальнейшими, составляет, по мысли Эриксона, ключ к пониманию жизни этого человека.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у младенца развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, - недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии . Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы . Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины .

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа - рождение детей - покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности ), выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя и приводит к оскудению межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Таким образом, согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое сексуальное созревание), взаимодействующими с расширяющейся сферой социальных отношений, и исходами психосоциальных кризисов, которые образовались в зависимости от степени сформированности Эго человека. Результаты первых 4 стадий почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение последующих кризисов больше зависит от Эго и меньше - от внешних факторов. Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества Эго и меняется.