План
Введение
1 Биография
2 Политические взгляды

Введение

Сунь Ятсен (кит. трад. 孫逸仙, упр. 孙逸仙, пиньинь Sūn Yìxiān , палл. Сунь Исянь ) (12 ноября 1866 - 12 марта 1925) - китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

1. Биография

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Срединная Гора» - данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский вариант кантонского диалекта китайского. Несколько лет ходил в местную школу, затем уехал на Гавайи, куда раньше переселился его старший брат. Учился в медицинском колледже в Гонолулу. В 1883 году вернулся в Китай.

В 1892 окончил Гонконгский медицинский институт. В 1894 году основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая». После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, США, Канаде и Японии, собирая деньги на революционную борьбу. В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций - «Тунмэнхой».

После победы Учанского восстания в октябре 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден оставить этот пост в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1912 создал партию Гоминьдан. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.

В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна. Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав.

2. Политические взгляды

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Сунь Ятсена даже сравнивают с великими Конфуцием и Мэн-цзы. Говорят, что они просто верили, что их предназначение - спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен, напротив, вошёл в историю Китая не как мыслитель, а как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа - перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля - крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата.

Литература

· Матвеева Г. С. Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене. - М.: Политиздат. Пламенные революционеры, 1975. - 398 с, ил.

· И. Ермашев Сунь Ят-сен. Жизнь замечательных людей, Молодая гвардия, 1964 г.

· Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сборник статей, воспоминаний и материалов. М. Гл. Редакция Восточной литературы, 1966 г.

· Сунь Ятсен. Избранные произведения. М. Наука, 1985 г.

СУНЬ ЯТ-СЕН

(1866-1925) -выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель. И. В. Сталин характеризовал его как "организатора национально-освободительной борьбы рабочих и крестьян Китая за свободу и независимость китайского народа, за единство и самостоятельность китайского государства".

С. родился в зажиточной крестьянской семье недалеко от Кантона. Первоначальное образование он получил в миссионерской школе на Гавайских о-вах, а высшее (медицинское)-сначала в Кантонз, а потом в Гонконге. По окончании в 1892 медицинского института С. работал некоторое время врачом на о. Макао, но затем стал профессиональным революционером.

В 1894 С. основал на Гавайских о-вах среди китайских эмигрантов "Союз возрождения", ставивший целью свержение манчжурской династии. В 1895, после неудачи первого революционного выступления "Союза" в Кантоне, С. вынужден был эмигрировать. За границей С. продолжал революционную деятельность. В 1905 он организовал в Токио "Китайский союз единомышленников" (Чжунго Тунмынхуэй), программой которого стали выработанные С. "три народных принципа": 1) свержение власти чужеземной манчжурской династии ("национализм"), 2) установление народовластия ("демократизм") и 3) уравнительный передел земли ("народное благоденствие"). С. тогда ещё не предлагал вести непосредственную борьбу против иностранного империализма. Он питал иллюзии, что западные державы, в частности США, добровольно откажутся от своей политики захватов в Китае. Будучи в эмиграции, С. не раз безуспешно обращался к некоторым государственным деятелям США и Англии с призывом помочь китайскому народу освободиться от власти манчжурской династии.

Организованное Тунмынхуэем в октябре 1911 восстание в Учане послужило началом китайской революции. С. немедленно выехал на родину. В это время он посетил ряд европейских столиц, чтобы побудить державы отказаться от политической и финансовой поддержки манчжурской династии. В частности он вёл переговоры с правлением "Банковского консорциума четырёх держав" о приостановлении выплаты манчжурскому двору денег по заключённым ранее займам и добивался от английского правительства обещания нейтралитета в отношении начавшейся революции в Китае.

По прибытии в Шанхай С. 1. I 1912 был избран конференцией представителей восставших провинций на пост временного президента республики. Ï3 своём президентском манифесте С. обратился к державам с призывом признать республику и оказать ей поддержку. Но империалисты враждебно отнеслись к республиканцам. Обращение С. осталось без ответа. Только большевистская партия на происходившей в январе 1912 Пражской конференции приветствовала китайскую революцию. В принятой конференцией резолюции указывалось на необходимость противодействовать политике царского правительства, пытавшегося, как и другие империалистические державы, воспользоваться китайской революцией для дальнейшего закабаления Китая.

В феврале 1912 С, под давлением либеральной буржуазии, не желавшей дальнейшего развития революции, вынужден был отказаться от президентства в пользу Юань Ши-кая (см.). С. сделал этот шаг также и потому, что опасался открытой интервенции империалистических держав, поддерживавших Юань Ши-кая; 25. VIII С. созвал съезд демократических и либеральных групп, который учредил партию гоминдан. Однако вскоре, когда Юань Ши-кай предпринял наступление против республиканских институтов, С. возглавил силы сопротивления. В 1913 С. стал во главе восстания, которое развернулось в Южном Китае против Юань Ши-кая. Хотя репрессии против республиканцев заставили С. эмигрировать, но Юань Ши-каю всё же пришлось отказаться от плана реставрации монархии.

По возвращении из эмиграции С. возглавил силы либерально-республиканской буржуазии Юга и в 1917 стал премьер-министром образовавшегося в Кантоне правительства. С. рассчитывал, что сможет добиться от держав признания своего правительства, созданного в противовес реакционному пекинскому кабинету северных милитаристов. Но надежды С. оказались тщетными. Отказ Парижской мирной конференции признать равноправие Китая и возвратить ему территорию Шаньдунского п-ова убедил С. в необходимости борьбы против империалистов.

Особенно большое влияние на формирование антиимпериалистических взглядов С. оказали Великая Октябрьская социалистическая революция и начавшаяся в Китае борьба масс против полуколониального режима. Уже в 1918 С. послал приветственную телеграмму В. И. Ленину. В 1920 в одном из своих официальных манифестов С. открыто обвинял империалистов в том, что они вмешиваются во внутренние дела Китая. Он отрицал право пекинского правительства представлять Китай на Вашингтонской конференции 1921 -22 (см.) и объявил, что кантонское правительство не признаёт её решения действительными. В заявлении, разосланном всем делегациям на Вашингтонской конференции, С. требовал полной отмены полуколониального статута Китая.

В 1923, находясь в Шанхае, С. установил контакт с дипломатическими представителями СССР, которые в то время вели переговоры с пекинским правительством. Опубликованное 26. I 1923 коммюнике констатировало совпадение взглядов Советского правительства и С, стремившихся установить дружественные отношения между СССР и Китаем. С. правильно оценил политику СССР в отношении Внешней Монголии. Он заявил, что "не находит немедленную эвакуацию русских войск из Внешней Монголии ни настоятельно необходимой, ни соответствующей интересам Китая, особенно ввиду неспособности теперешнего пекинского правительства предотвратить возобновление, вследствие такой эвакуации, интриг и враждебных действий со стороны белогвардейцев против России..,"

В целях реорганизации партии гоминдан и армии С. пригласил в Кантон советских инструкторов и советников.

С этого времени С. проводил твёрдую политику сближения с СССР. В речи, произнесённой 31. XII 1923 на собрании молодёжи в Кантоне, С. сказал: "Отныне мы не смотрим больше на западные державы, наши взоры устремлены на Восток!"

После того как 5. X 1923 с помощью англо-американской дипломатии в Пекине президентом был избран Цао Кунь, С. потребовал от держав непризнания Цао Куня и признания кантонского правительства. Однако С. не получил ответа от дипломатического корпуса.

Стремясь укрепить свою финансовую базу, правительство С. осенью 1923 дважды через британского генерального консула в Кантоне обращалось к дипломатическому корпусу в Пекине с просьбой восстановить утвердившуюся с 1919 практику передачи кантонскому правительству 13,7% излишков таможенных доходов, остающихся после выплат по иностранным займам. Не получив ответа, С. 1. XII 1923 заявил, что кантонское правительство возьмёт в свои руки управление таможнями. Тогда Великобритания, США, Япония, Франция, Италия и Португалия провели 6. XII 1923 военно-морскую демонстрацию в водах Кантона и заняли своими войсками помещение кантонских таможен. С. выступил с протестом против провокационных действий держав и потребовал отвода иностранных военных кораблей. 12. XII 1923 дипломатический корпус ответил отказом. Ни к чему не привели и негодующая телеграмма С. "рабочему" правительству Макдональда и его послание к американскому народу. Однако борьба С. за независимость своей страны способствовала развитию антиимпериалистического движения во всём Китае. Его требования уничтожения неравноправных договоров становились общенациональными.

В этот период С. по-новому сформулировал свои "три принципа". "Национализм" означал требование освобождения Китая от империалистического гнёта. "Демократизм" и "народное благоденствие" стали развёрнутой программой борьбы против полуфеодального строя, а также против господства монополистического капитала в экономике страны. С. ориентировал свою партию гоминдан на союз с коммунистической партией Китая, на поддержку рабочего и крестьянского движения в стране и на союз Китая с СССР.

С. горячо приветствовал советско-китайское соглашение 1924 (см.). Британская дипломатия летом 1924 организовала в Кантоне реакционный мятеж. Когда же правительство С. приступило к ликвидации мятежа, английский генеральный консул предъявил С. ультиматум с угрозой подвергнуть Кантон бомбардировке, если правительственные войска откроют огонь по мятежникам. Несмотря на это давление империалистов, С. при активном участии китайской коммунистической партии ликвидировал мятеж и укрепил Кантон как базу антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае.

С. умер накануне китайской революции 1925-27. Перед смертью он написал письмо в ЦИК СССР и завещание гоминдану.

В письме Советскому Союзу С. писал: "Я твёрдо верю в неизменность поддержки, которую вы до сих пор оказывали моей стране. Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем, свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетённых народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку".

В завещании гоминдану С. требовал борьбы за осуществление его "трёх принципов" и проведения политики дружбы с СССР.

Однако гоминдан изменил заветам своего вождя. Реакционное руководство гоминдана превратило созданную С. партию в послушное орудие американских империалистов, стремившихся сделать Китай своей колонией.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТ-СЕН" в других словарях:

    - (в китайском литературном произношении Сунь И сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер демократ. Родился в… …

    - … Википедия

    - … Википедия

    - 孫逸仙 … Википедия

    СУНЬ ЯТСЕН - (в кит лит произношении СуньИсянь, др имена СуньЧжун шань, СуньВэнь). , кит полит. и обществ. деятель В 1892 окончил мед ин т в Сянгане (Гонконг), однако… … Российская педагогическая энциклопедия

    См. Сунь Ят сен … Большая советская энциклопедия

Сунь Ятсен (孙逸仙 ; 12 ноября 1866 — 12 марта 1925) — китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

Биография

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Срединная Гора» — данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский вариант кантонского диалекта китайского. Несколько лет ходил в местную школу, затем уехал на Гавайи, куда раньше переселился его старший брат. Учился в медицинском колледже в Гонолулу. В 1883 году вернулся в Китай.

В 1892 окончил Гонконгский медицинский институт. В 1894 году основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая». После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, США, Канаде и Японии, собирая деньги на революционную борьбу. В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций — «Тунмэнхой».

После победы Учанского восстания в октябре 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден оставить этот пост в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1912 создал партию Гоминьдан. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.

В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна. Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав.

Сунь Ятсен умер от рака печени 12 марта 1925 года в Пекине. Согласно его предсмертному желанию, он был похоронен на горе Цзыцзиньшань в Нанкине, в мавзолее на манер ленинского. Со вполне очевидным символизмом, мавзолей для отца-основателя республики был в сжатые сроки возведен на южном склоне этой горы, в километре к востоку от мавзолея Сяолин основателя Империи Мин Чжу Юаньчжана.

Политические взгляды

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Сунь Ятсена даже сравнивают с великими Конфуцием и Мэн-цзы. Говорят, что они просто верили, что их предназначение — спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен, напротив, вошёл в историю Китая не как мыслитель, а как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа — перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля — крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата.

Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен»

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен»

Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Шквал». Канлодка секциями была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июня 1909 г. спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка Вошла в состав Амурской речной флотилии 3 октября 1910 г.

6 декабря 1917 г. «Шквал» вошла в состав Красной АРФ. 1 сентября 1918 г. она взята в плен японскими интервентами, включена в состав их военной флотилии на Амуре, а 17 мая 1920 г. канлодка была уведена японскими интервентами на Сахалин. 1 мая 1925 г. возвращена Советскому Союзу. В 1927 г. восстановлена и 15 февраля переименована в «Сун–Ят–Сен». 6 ноября 1928 г. переклассифицирована в монитор. 1937–1938 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией.

В 1945 г. «Сун–Ят–Сен» имел: водоизмещение 1000 т; длину 71,0 м, ширину 12,8 м, осадку 1,43 м; энергоустановку общей мощностью 2970 л.с., скорость 11,3/5,7 уз., дальность плавания 4150 миль; вооружение: восемь 120–мм (в четырех башнях), два 85–мм, два 37–мм и шесть 20–мм орудий, два 7,62–мм пулемета; экипаж 156 человек.

Во время событий на КВЖД корабль под командованием И.Н. Никитина в октябре 1929 г. при взятии частями Красной Армии укрепленного района и главной базы белокитайской Сунгарийской флотилии города Лахасусу метким артиллерийским огнем уничтожил два вражеских вооруженных парохода и подавил плавучую батарею «Дун–И», захваченную затем советскими моряками; в дальнейшем совместно с другими кораблями высаживал десант и громил войска противника под Фугдином.

9 августа 1945 г. монитор встретил под командованием капитана 3–го ранга В.Д. Корнера в составе 1–й бригады речных кораблей в протоке Средняя близ устья реки Сунгари.

В дни войны с империалистической Японией участвовал в высадке десантов и захвате узлов сопротивления на реке Сунгари:

Тунцзян, Фуцзинь, Цзямусы. Особенно отличился экипаж монитора при взятии нашими войсками Фуцзиньского укрепленного района, уничтожив 5 вражеских дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей и склад с боеприпасами. С выходом кораблей флотилии в реку Сунгари «Сун–Ят–Сен», будучи в составе дозорно–разведывательного отряда, обеспечивал командование данными о неприятеле. Одновременно перебрасывал десанты и поддерживал артиллерийским огнем их действия на берегу, оказав тем самым большую помощь войскам 2–го Дальневосточного фронта в овладении населенными пунктами Аоцин, Хунхэдао и Саньсинь. 16 августа «Сун–Ят–Сен» получил повреждение от попадания снаряда среднего калибра.

20 августа, прибыв в Харбин, корабль участвовал в принятии капитуляции размещенного там японского гарнизона и кораблей Сунгарийской флотилии.

30 августа 1945 г. монитор был удостоен гвардейского звания, а его командир капитан 3–го ранга В.Д. Корнер Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы «Сун–ят–Сен» продолжал находиться в строю. 23 августа 1955 г. выведен из боевого состава, а 13 марта 1958–го разоружен и исключен из списков судов ВМФ.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ 16 ФЕВРАЛЯ 1810 г. - ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ЭКИПАЖА В 1810 г. было произведено коренное преобразование в составе морских команд. Личный состав флота был разделен на экипажи. Такая реорганизация личного состава была связана с климатическими особенностями России.

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» Заложен 19 октября 1913 г. в Николаеве на заводе «Руссуд» под названием «Адмирал Лазарев». Корабль был спущен 8 июня 1916 г., но в конце 1917 г. строительство «Адмирала Лазарева» из?за охватившей страну разрухи прекратилась. 14 декабря 1926 г.

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Марти» Императорская яхта «Штандарт» после Ледового похода в апреле 1918 г. долгие годы стояла на хранении в Кронштадтском порту. После подавления Кронштадтского восстания 1921 г. она была переименована в «18 марта».В 1933 г. ее перевели к

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–205 «Гафель» Заложен 12 октября 1937 г. в Ленинграде на Усть–Ижорской верфи (Заводе № 363) по проекту 53–у. Спущен на воду 29 июля 1938 г., вступил в строй 23 июля 1939 г. и вошел в состав КБФ.Водоизмещение полное 490 т, длина 62,0, ширина 7,2 осадка 2,37 м;

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Крым» 28 сентября 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана», а 11 ноября его заложили на Русско–Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. крейсер был спущен на воду. В октябре 1917 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» Заложен 15 октября 1936 г. в Николаеве на Заводе № 200 (им. 61–го коммунара) по проекту 7 под наименованием «Прозорливый», затем перезаложен по проекту 7–у 3 марта 1939 г. Спущен на воду 26 августа 1939 г. 25 сентября 1940 г.

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–411 «Защитник» Заложен 10 августа 1936 г. в Севастополе на Заводе № 201 («Севморзавод» им С. Орджоникидзе») по проекту 53, спущен на воду 31 июля 1937 г. Вступил в строй 31 июля 1938 г. и вошел в состав ЧФ.Водоизмещение полное 494 т; длина 62,0, ширина

Из книги автора

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии) Дивизион был сформирован в ноябре 1941 г. в составе 1–й бригады речных кораблей Волжской военной

Из книги автора

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской

Из книги автора

Гвардейский сторожевой катер «СКА–65» Катер типа МО–4 был построен в 1938 г., вошел в состав Морпогранохраны НКВД.Водоизмещение катера полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; мощность механизмов (три дизеля) - 2025 л.с., скорость хода максимальная 26 уз., экономическая 7

Из книги автора

Гвардейский сторожевой корабль «Метель» Заложен 18 декабря 1931 г. в Ленинграде на заводе Северная верфь по проекту 4. Секциями он был перевезен на Дальний Восток и в 1933 г. перезаложен на «Дальзаводе». Спущен 15 июня 1934 г., вступил в строй 18 ноября 1934 г. и вошел в состав МСДВ

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Охотск» «Охотск» был заложен 27 июня 1934 г. в Ленинграде на Заводе им. Марти (Адмиралтейские верфи) в качестве гидрографического судна. Спущен на воду 1 ноября 1935 г. и 10 апреля 1937 г. вступил в строй.В июле-октябре 1937 г. судно под

Из книги автора

Гвардейский монитор «Свердлов» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Вьюга». Секциями она была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июля 1909 г, спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка.

Из книги автора

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» пр. 58 В конце 1950–х гг. был разработан проект 58 - принципиально нового корабля с мощным ракетным вооружением Корабли имели стандартное водоизмещение 4300 т, поэтому первоначально отнесены к классу эскадренных миноносцев и получили

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» пр. 956 Заложен 23 ноября 1984 г. на заводе им. А.А. Жданова. Корабль спущен 30 мая 1987 г. и вступил в строй 30 декабря 1988 г. С 18 августа 1988 г. он носил Гвардейский Военно–морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца пр. 7 и ВПК

Из книги автора

Гвардейский корвет «Сообразительный» В начале 2000–х гг. после долгого перерыва началось строительство крупных надводных кораблей. Корвет «Сообразительный» пр. 20380 был заложен на «Северной верфи» С.–Петербурга 20 мая 2003 г., спущен 31 марта 2010 г. и вступил в строй 14 октября

Солнце встает здесь рано. Оно шлет свои яркие лучи и возвещает всей Поднебесной, что настал день. И ночь уходит все дальше и дальше на север и запад, в далекие степи и полупустыни. Солнечные блики взбираются все выше по ступеням зеленеющих холмов и гор. Тут нет ни клочка пустующей земли. Все тщательно обработано: и равнины, и долины рек, и горные склоны. Но земли все равно мало. Если поровну разделить ее между всеми обитателями этих южных мест, то каждому достанется всего-навсего по полторы тысячи квадратных метров - не поле, а огород. В среднем на одно крестьянское хозяйство, а значит и на целую семью, здесь не приходится даже по одному гектару. Но и эти жалкие лоскутки земли принадлежат, как правило, помещикам, а не крестьянам. А помещику надо платить за землю рисом, плодами, трудом. Как же жить крестьянину?

Земля никогда не отдыхает. Не знает отдыха и земледелец. Из года в год, из поколения в поколение, из столетия в столетие земля должна родить, а крестьянин - непрерывно трудиться, не разгибая спины, чтобы его семья хоть как-нибудь могла существовать. Крестьянин лелеет клочок земли, политый его потом, удобряет, обильно орошает. Единственный помощник земледельца - щедрая южная природа. Здесь почти неизвестна зима. Летом, с июня по сентябрь, жарко и влажно - много дождей. Сеют главным образом рис.

Деревни и деревушки лепятся плотно друг возле друга. Нет ни выгона, ни лужка, ни выпаса: все под посевами. Крестьянские дома - настоящие лачуги из серого кирпича, глины, тростника, тесные, низкие, темные; почти нет двора, для несложного домового хозяйства есть закуток - довольно! Густо стоят крестьянские лачуги на клочках земли между рукавами и протоками дельты Жемчужной реки, куда сливают свои воды более двадцати рек, стекающих с гор на севере, западе, востоке Гуандуна. И среди таких же ручьев, недалеко от берега моря, и совсем близко от косы, на которой расположилась португальская колония Макао, находится небольшая деревушка Цуйхэн, каких тысячи в этих местах. Запомним это название.

Юг Китая начал заселяться более двух тысяч лет назад. Здесь было сколько угодно свободной земли. А позднее, в четвертом веке нашей эры, туда бежали с Севера, спасаясь от нашествий полудиких кочевников, жители многих городов и сел. Бежали сюда тысячи семейств бедняков, укрываясь от помещиков. Бродили по горным дорогам беглые рабы. Так Юг стал очагом крестьянской вольницы. И долгие столетия был он краем непокорным, мятежным, родиной смелых народных предводителей, вождей великих восстаний.

И еще об одном следует помнить: Юг Китая - ворота во внешний мир. Через эти ворота вторглись первые пришельцы из западных стран. И Юг первым вступил с ними в бой. «Кантонская оборона» в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века прославила жителей Кантона (Гуанчжоу) и всей округи.

Не в первый раз взялись тогда кантонцы за оружие. На всем Юге не утихали народные восстания. Гуандун восставал против маньчжурских завоевателей еще в 1648 году. Восемь месяцев кантонцы выдерживали осаду маньчжуров, и только с помощью предателей удалось насильникам прорваться в город. Более ста тысяч патриотов пало тогда в боях. Были разгромлены и другие гуандунские города. Но борьба не прекратилась, мужество народа не угасло.

О кантонцах в одной тогдашней хронике говорится: «Никого не боятся». Кантонцы были бесстрашными патриотами. Вся округа знала об их смелой борьбе с врагами китайского народа - внутренними и внешними. Знали об этом и в деревне Цуйхэн, от которой до Кантона менее двухсот километров.

Мятежным духом был пропитан здесь, казалось, самый воздух. На гуандунской земле родился в 1814 году Хун Сю-цюань - «Хун, талантливый во всем», - ставший впоследствии вождем революционной войны тайпинов. Четырнадцать лет гремела она на китайской земле и оставила по себе глубокий след в памяти народа. Тайпины создали первое в истории Китая крестьянское государство, существовавшее до 1864 года. Отголоски этой борьбы еще долго проносились над страной, особенно над Югом. Гуандун был одной из тайпинских баз.

Когда в июле 1864 года столица Тайпинского государства - Нанкин - пала и отдельные отряды тайпинов стали отступать на юг, они добрались также и до Гуандуна, где осело много тайпинских воинов. Нашли они пристанище в деревнях дельты Жемчужной реки. Приютили их и в Цуйхэне.

Через два года после гибели Тайпинского государства, 12 ноября 1866 года, у жителя этой деревни, бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня родился сын - пятый по счету ребенок. Мальчику всегда были рады в китайской крестьянской семье; мальчик - будущий работник! У Сунь Дао-чуаня был сын - первенец Сунь Мэй. А-мэй - звали его дома. Жизнь в деревне была малопривлекательной, и впоследствии он уехал искать счастья на Гавайские острова. Родители вдвойне радовались новому сыну. Они были люди немолодые и рождение мальчика считали хорошим, даже счастливым, предзнаменованием.

Старый Сунь, по всей вероятности, не мог бы вспомнить, когда именно его предки поселились тут, в краю рек и каналов. Они, вероятно, были «хакка» - пришлыми, как и многие обитатели этих мест. Обосновались они здесь, должно быть, давно, говорили на местном, кантонском, наречии и ничем от коренных кантонцев не отличались. Домик из серого кирпича, обмазанный глиной, в котором жила семья Сунь Дао-чуаня, был построен или куплен одним из Суней. Собственно, это была убогая, тесная хижина, в которой жила семья Суней и хранился ее неприхотливый крестьянский скарб.

Как и во всех жилищах бедных людей, его украшением был «алтарь предков», перед которым в установленное время совершалась молитва и где возжигались ритуальные свечи. С особенным старанием его украсили по случаю рождения сына. Это ведь такое событие, которое должно быть достойно отмечено. Всей родне были по этому случаю посланы яйца, сваренные вкрутую и окрашенные в красный цвет, что означало, что родился мальчик.

Когда малыш подрос, ему дали имя-прозвище Вэнь. Он любил забираться на крышу или бегать по деревне. Мать только на мгновение отвернется, а Вэня уже и след простыл. Кричи, зови - не дозовешься.

И в эти первые годы жизни очень привязался мальчик к своему дяде, учителю деревенской школы.

Дядя - человек особенный. Он совсем недавно обосновался в Цуйхэне; всего несколько лет назад появился он в этих краях и избегал говорить, где пропадал более десяти лет. Дядя воевал. Он был солдатом Тайпинской армии. Так революция, волны которой бушевали вокруг столько лет, снова пришла в лице одного из ее бойцов в эту деревушку и тихо забралась в домик старого Суня. В рядах армии тайпинов дядя маленького Вэня прошел половину Китая, побывал и в тайпинской столице, знал дни великой славы, ему посчастливилось видеть вождей тайпинов и среди них Хун Сю-цюаня, своего земляка-гуандунца. И хотя все они погибли, а Тайпинская армия рассеялась, зажженное ею пламя теплилось в сердцах сотен тысяч уцелевших революционных солдат, которые хранили его, чтобы завещать молодому поколению, будущим революционерам. Тайпинский солдат из семьи Сунь передаст завет борьбы самому младшему Суню.

Они часто отправлялись бродить по окрестностям, по берегам ручьев и протоков.