Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры. Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки. Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне. И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде. Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми. Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки. Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской. Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит. Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки. Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след. Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру. Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях. К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар». Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе. Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.

Первые неизбежные стрессы у ребенка связаны с расставанием с близкими (особенно их смертью), посещением стоматолога или предстоящей болезненной манипуляцией (операцией). Отношение ребенка к предстоящему неприятному событию связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым.

В случае предстоящей болезненной манипуляции необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно.

И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни.

Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но нервным детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно. Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование лекарств траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте о проведении «Благотворительной врачебной акции для кандидатов в депутаты Верховной Рады по определению их умственного развития». Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Как помочь переносить более сложные виды стресса в школьном возрасте .

Некоторые женщины, когда "перегреваются" от раздражения или внутренних переживаний, все бросают и начинаю печь пироги, затевают уборку или стирку. Говорит, что через пару часов от волнений не остается даже воспоминаний. А многие мужчины спасаются от невероятных нагрузок в бизнесе старыми проверенными способами - футбол, баня, пиво с друзьями. Известно, что те, кто сумел оптимально подобрать для себя способ избавления от психических и физических нагрузок, живут гораздо более счастливо и чувствуют жизнь во всей ее полноте и радости. А теперь подумаем: даже мы, взрослые, худо-бедно уже умеющие себя контролировать, порой ничего не можем сделать со своими нервами, как бы ни старались.

Но что же происходит с детьми в подобных ситуациях? Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда мы окунаем детей во взрослый мир, живущий по жестким правилам. Например, в спорт."Ты занимаешься серьезным делом, - говорит тренер своему воспитаннику, - забудь о том, что тебе одиннадцать лет, в спорте не бывает детей и взрослых, а бывают плохие спортсмены и хорошие". Может быть, подобные установки успешны с точки зрения результатов, но именно с чего-то подобного, скорее всего, начинаются истории, которые психологи иногда именуют как "раннее сгорание".

Стресс, безусловно, полезен для организма. Но в умеренных дозах и только при условии его преодоления. Если же ребенок испытывает постоянное давление и не имеет возможности "выходить" из-под него, его психика расшатывается. Кроме того, установлено, что подверженные стрессу дети чаще болеют так называемыми психосоматическими болезнями. Это аллергии, кожные заболевания, астма, энурез, нарушения сна. Позднее стрессы переносятся во взрослую жизнь. Специальные исследования подтвердили, что большинство сердечных недомоганий берет начало именно в детском возрасте, начиная с шести-девяти лет.

Каковы же основные источники излишнего стресса у школьника? Прежде всего, конечно, школа. Сегодня детям неизбежно приходится осваивать огромный объем информации. Родители же часто, увлекаясь разносторонним развитием, стараются заполнить все оставшееся от учебы время различными занятиями. Но перед тем, как погружать ребенка в область занятий, которая неизбежно потребует от него серьезных усилий, а возможно, станет профессией, хорошо бы понять, зачем это делается. Нужно поговорить с ребенком - выяснить, что ЕМУ нравится и почему. Понаблюдать - для того, чтобы понять ЕГО склонности и особенности темперамента. Если родителям кажется, что у ребенка есть талант и его нужно реализовывать, это тоже обязательно надо обсуждать с самим ребенком. И только в том случае, когда, как говорится, все сходится - и желание ребенка, и его возможности, и родительские возможности, тогда действительно есть вероятность прийти к настоящему успеху. Но и в этом случае психологи настоятельно рекомендуют соблюдать несколько важных правил:

  • оставлять ребенку свободное время, в которое он может заниматься тем, чем хочет;
  • помогать осознавать границы своих возможностей, трезво оценивать свою силу и выносливость;
  • в тех случаях, когда ребенок вдруг отказывается заниматься, подробно выяснять почему. Это может быть все что угодно - от внешности тренера до цвета купальника. Зная причину, всегда легче помочь;
  • исключить так называемую "гипермотивацию ". Проще говоря, не допускать ни у себя, ни у ребенка установок типа "если я этого не сделаю, я ничего не стою и никто не будет меня любить; если я не выиграю это соревнование, значит, ничего никогда не получится" и т.д. Подобные мысли порой приводят к попыткам самоубийства у детей, поэтому надо быть крайне осторожными;
  • внимательно относиться к жалобам на самочувствие . Частые головные боли, желудочные недомогания, плохой сон или усталость без причин могут быть первыми признаками перенапряжения.

Кроме этого, обязательно нужно сознательно обучать ребенка приемам релаксации. Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший "запас прочности". Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут. В дальнейшем короткие медитации дыхания помогут и на переменках между сложными уроками, и в конфликтных ситуациях, и особенно во время сложных экзаменов.

Еще одна серьезная проблема, которая встречает юных талантов - страх сцены. Часто излишние стрессы возникают именно перед публичными выступлениями. Здесь тоже есть некоторые правила, которые помогут преодолеть эти страхи:

  • не думать о том, что мог подготовиться лучше;
  • не сравнивать себя с другими;
  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с одновременным расслаблением тела;
  • представить, что нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию для выступления. Если появляется ощущение, что энергии слишком много, нужно попрыгать или встряхнуть руки, как это делают спортсмены перед стартом;
  • сконцентрироваться на своих движениях. Сосредоточившись на своем состоянии, человек расслабляется и перестает нервничать;
  • после выступления остановиться ненадолго, мягко растянуться или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • признать свои успехи и сделать выводы из ошибок (но именно в таком порядке, а не наоборот).

Конечно, уберечь ребенка от стрессов и срывов невозможно. Но сгладить их помогут воспитание уверенности в себе, самодостаточности, ощущения широты и полноты жизни. Очень важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Самое страшное - увязывать родительскую любовь и успехи в учебе или спорте. Ребенок при этом может потерять чувство защищенности и осознать себя одиноким и слабым. Ведь самым лучшим лекарством против невзгод обладает БЕЗОГОВОРОЧНАЯ И БЕЗУСЛОВНАЯ родительская любовь.

Проконсультировать ребенка вы можете на частном приеме доктора Биттерлиха

Консультация для родителей

В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад - это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребёнка регресс во всём достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его "подменили". Подменили не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребёнка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребёнок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

Чем спровоцирован стресс у ребёнка?

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребёнка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребёнок не знает этой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

Степени адаптации

  • Легкая адаптация
  • Средняя адаптация
  • Тяжёлая адаптация
  • Очень тяжёлая адаптации

Первый раз в детский сад...

Заведите будильник с таким расчётом, чтобы было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома. Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребёнка его любимую игрушку или дорогую ему вещь.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребёнка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой "потери" приобретённых навыков.

Что поможет справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с мамой?

Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т.Козак пишет: "Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику".

Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую фотографию или дайте на прощание "кусочек себя" (например, ваш носовой платочек, который пахнет вашими духами, или что-нибудь в этом роде). Если ребёнку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки. Если ваш ребёнок "впал в детство" (так называемый псевдо "регресс"), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, "разучился" что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

Ещё одно любопытное замечание психолога Н.Некрасовой: "Если ребёнок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите, например: "Умница, теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый..." или "Какой ты молодец, а я вот на твоём месте, наверное, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садик..." и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребёнку уверенность, ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями".

Когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивания под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Не совершайте ошибки и не делайте перерыв в посещении - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать своё время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребёнок не оставался там более двух-трёх часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

Если ребёнок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что всё это всё тот же малыш. Проводите с ним всё время, больше обнимайте его, лежите или сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.

ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЕЗ ИЛИ КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СТРЕССА!

Сразу хочу сказать, пишу сама, на основе данных, полученных от психолога, из лекций и от моей дорогой и любимой подруги, педагога Монтессори! Кого не устраивает, читайте инет.. ну или не читайте вообще))
Лично для меня эта тема ну очень важная и хочется своих деток подготовить к садику и сделать их адаптационный период максимально легким!
Так же предоставлю фото буклетов, которые у меня на руках, но повторюсь, в инете очень много инфы на эту тему, дорогие родители... читайте, очень вас прошу!

В моем понимании один из важных факторов - это спокойные родители, позитивные и уверенные в прекрасном!!! Дети вас чувствуют, помните! Будете дергаться, нервничать и переживать, тоже самое будет и с вашим ребенок !

НАЧНИТЕ ГОТОВИТЬ МАЛЫША К САДИКУ ЗАРАНЕЕ

Рассказывайте что это за место, чем малыш будет там заниматься, что его там ждет? Естественно все только хорошее, что там буду новые игрушки, красивые площадки для прогулки, что вы там будете петь песни, танцевать, будут ребятки, можно будет играть в догонялки! Тут я думаю стоит упереться в индивидуальность вашего ребенка, вот мои любят догонялки, поэтому я им про них и говорю в том числе, ну и т. п.
Можно гулять около садика, в том числе, когда в нем на прогулке детки, показывать, как там здорово, как ребятки играют, бегают, прыгают, кто-то даже сажает цветочки и т. д.
Так же очень даже можно и нужно сводить ребенка в садик, куда будете ходить, показать здание, площадки, группу, познакомиться с воспитателем, показать кроватку, обязательно рассказывая как ему будет весело и интересно тут.
Можно дома поиграть в детский сад и т. д. и т. п., включайте свою фантазию!
ОЧЕНЬ ВАЖНО соблюдать дома режим такой, какой будет в садике!!!
(можете попросить режим дня у заведующей или взять на сайте садика!). Если у вас не такой, начините прямо сейчас все перестраивать! Ребенку будет очень тяжело, если вы привыкли дома вставать в 10-11 часов, а ложиться спать в 23-00 ночи. Представьте, ребенок лег спать в 23 - в полночь, вставать в 7 утра, естественно он не выспался, это повлечет огромный стресс, тут могут быть и капризы, и истерики.. оно вам надо?
ПИТАНИЕ - дома оно должно быть максимально похожим на садиковское.
ГОРШОК - в идеале конечно чтоб сам все умел, но минимум, чтоб малыш не боялся садиться на горшок. Лично в нашем садике, зав разрешила даже первое время приносить свои горшки
Научить ребенка кушать ложкой, а малышей - хотя бы держать её.
Отлучить от груди, от соски (всякие случаи есть )
Желательно спланировать свой отпуск так, чтоб в первый месяц посещения ребенком ДС у вас была возможность водить его не на полный день
ОЧЕНЬ ВАЖНО - на время ДО посещения садика и на ПЕРИОД АДАПТАЦИИ - в вашей семье должно быть максимально спокойно и не конфликтно!!! Для малыша это очень важно!
На период ДО и адаптации - почаще говорить что вы его любите, что он вам дорог и любим! Порой детки начинают думать, что их хотят отдать и испытывают сильнейший стресс. А вообще... надо всегда, ежедневно говорить..."люблю тебя, солнышко!" Вы говорите?
Умение общаться с другими детьми и играть самостоятельно!
Бывают такие семьи, где вся среда малыша - это мама, папа, бабушка и дом/квартира, этого ооочень мало!!! У ребенка должны быть навыки общения в социуме, пусть этот социум еще в песке играет, но это социум! Если у вас так, то до садика - почаще гулять на детских площадках, ходить в гости, к себе звать гостей, парки, ДР и т. д. Иначе малышу придется довольно тяжело в непривычной для него среде!

ПЕРВЫЕ ДНИ В САДИКЕ - АДАПТАЦИЯ

Каждый ребенок индивидуален! Кто-то адаптируется за три дня, кто-то за неделю, кто-то за месяц.. три месяца. Считается, что в среднем период адаптации бывает 2-3 недели, может длиться и дольше конечно и меньше (выделяют степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая и очень тяжелая)

От всего сердца желаю вашим деткам легкой адаптации в садике!
Если у вас есть вопросы, задавайте, попробую ответить
Всем отличного настроения, мира и добра

Консультация для родителей

В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад - это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребёнка регресс во всём достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его "подменили". Подменили не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребёнка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребёнок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

Чем спровоцирован стресс у ребёнка?

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребёнка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребёнок не знает этой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

Степени адаптации

    Легкая адаптация

    Средняя адаптация

    Тяжёлая адаптация

    Очень тяжёлая адаптации

Первый раз в детский сад...

Заведите будильник с таким расчётом, чтобы было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома. Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребёнка его любимую игрушку или дорогую ему вещь.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребёнка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой "потери" приобретённых навыков.

Что поможет справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с мамой?

Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т.Козак пишет: "Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику".

Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую фотографию или дайте на прощание "кусочек себя" (например, ваш носовой платочек, который пахнет вашими духами, или что-нибудь в этом роде). Если ребёнку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки. Если ваш ребёнок "впал в детство" (так называемый псевдо "регресс"), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, "разучился" что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

Ещё одно любопытное замечание психолога Н.Некрасовой: "Если ребёнок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите, например: "Умница, теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый..." или "Какой ты молодец, а я вот на твоём месте, наверное, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садик..." и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребёнку уверенность, ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями".

Когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивания под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Не совершайте ошибки и не делайте перерыв в посещении - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать своё время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребёнок не оставался там более двух-трёх часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

Если ребёнок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что всё это всё тот же малыш. Проводите с ним всё время, больше обнимайте его, лежите или сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.