НИЧЕГО. Так автору по совести хотелось бы кратко ответить на поставленный вопрос. Но поскольку меня тогда легко обвинить в политической предвзятости, недостойной настоящего историка, то необходимо сделать краткий ликбез по теме. Ведь вопрос действительно политически заострён и поляризован. И в настоящее время очень много людей, для которых Ленин - наше всё. И он для их России сделал как раз очень много хорошего. Да и, говорят, не бывает так, чтобы исторический деятель был либо только чёрным, либо белым. Всегда находятся у него какие-то деяния противоположного толка.

Кроме того, революция ведь, пусть даже самого отрицательного свойства по проявлениям и последствиям - дело не одного человека. И было бы глупо сваливать весь негатив революции на одного Ленина. Революция есть движение огромных масс народа. А раз так, то, значит, в ней пытаются решить, пусть запоздало и извращённо, какие-то очевидно назревшие в обществе проблемы. Вообще, говорят, всякая революция есть отражение породившего её режима. Это, пожалуй, справедливо. [С-BLOCK]

Даже если говорят, что та или иная проблема обязательно была бы решена в России, только менее болезненным и кровавым путём, чем она была решена путём революции, и была бы решена именно потому, что назрела, то мы ведь имеем дело с реальной историей, а не с сослагательным наклонением. И историческая слава достаётся тому конкретному человеку, который сделал конкретное дело в конкретное время. Иногда можно услышать, что вестернизация России была бы проведена, только менее болезненно, чем провёл её Пётр Великий. Но ведь в реальности провёл её именно он - ему и заслуженная слава, как бы её ни оценивать. Или что крепостное право было бы непременно отменено, а Александр Второй только подписал манифест, фактически подготовленный его отцом. Но ведь именно он его подписал - потому именно он и остался в истории как Царь-Освободитель.

Главное - все революции оставляют после себя такое наследие, полезность которых признают десятилетия спустя новые власти, на словах резко отвергающие идеологию и дела революции. Прежде всего потому, что многие из назревших преобразований проводятся революцией резко, рубя сплеча, а не дожидаясь решения в многолетних парламентских дебатах или в нестойкой царской милости. Ну, а коли вождём революции был Ленин, то справедливо отдать пальму первенства в решении этих проблем именно ему. Поэтому, конечно, постановка вопроса о том, что хорошего сделал для России Ленин, вполне правомерна, и односложным ответом на него не отделаться. [С-BLOCK]

Итак, начнём, пожалуй, с того наследия революции Ленина, которое столь прочно вошло в нашу жизнь, что без него мы её просто не представляем. Давайте, пожалуй, списком:

Равноправие женщины и мужчины, введение гражданского брака, разрешение развода, уравнение в правах «незаконнорожденных» детей с «законнорожденными»;

Упразднение сословий, равенство прав людей независимо от рождения (ограничения существовали до 1936 года как раз таки для лиц бывших привилегированных сословий), «общество равных стартовых возможностей» для сотен миллионов;

Уничтожение различий в правах, связанных с конкретным вероисповеданием, а также разрешение публично не исповедовать никакой веры, отделение школы и семьи от церкви;

Уничтожение национальных ограничений, разрешение создавать национально-территориальные самоуправляющиеся области (доныне являющиеся основой федеративного устройства России!), разрешение развивать школы и печать на национальных языках; [С-BLOCK]

Право на общественное призрение и воспитание детей родителей, занятых трудом;

Право на обеспечение государством после потери трудоспособности;

Обязанность государства предоставить каждому гражданину образование (до известного уровня; уровень этот, как мы знаем из советской истории, неизменно повышался).

Заметим, что указанные преобразования доныне не просто составляют фундамент гражданско-правового строя России. Они являются, по существу, либеральными и демократическими. Относиться к ним, конечно, можно по-разному. Многие будут всегда утверждать, что для России было бы лучше, если бы все они были осуществлены мирным, реформаторским путём. Ну что же их тогда не провели или хотя бы не провозгласили те оппоненты Ленина, которые владели властью до него? Сам Ленин всегда признавал, что большинство задач, которые решает его революция - буржуазно-демократические. Но буржуазия оказалась неспособна их решить, и теперь вот российский пролетариат вынужден доделывать историческую работу своей трусливой буржуазии.

Заметим ещё, что от изложенного в прежних пунктах не может в принципе отказаться ни одно современное демократическое государство, если оно хочет остаться демократическим. Как бы сказал, наверное, сам Ленин, такова диалектика истории.

Самая большая трагедия чеченского народа развернулась, когда в Кремле утвердился кавказец Иосиф Сталин. Его жестокая национальная политика привела к тому, что народы Кавказа, прежде поддержавшие власть Советов, стали ее самыми непримиримыми противниками. Одним из самых ярких лидеров чеченского сопротивления сталинскому режиму является писатель и публицист Хасан Исраилов, с кучкой повстанцев бросивший вызов огромной машине террора.

Путь чеченского комсомольца

Хасан Исраилов известен также, как Хасан Терлоев, по псевдониму, взятому им по названию своего тейпа. Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: 1903 год - по характеристике НКГБ СССР, 1907 год - по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе 1943 дневник Исраилова, 1910 год - по сведениям чеченского историка Абдурахмана Авторханова.

Родился он в селении Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев он был самым младшим. Примечательно, что он получил и исламское, и светское образование. В 1929 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. В том же году, уже будучи комсомольцем, вступил в ряды ВКП(б).

Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Писал преимущественно стихи и пьесы. В силу своей профессии и внутренней потребности рассказать внешнему миру правду, насколько это возможно при советских условиях, Исраилов сделался постоянным корреспондентом московской «Крестьянской газеты ».

Как пишет Авторханов, статьи Исраилова в «Крестьянской газете », сильные по аргументации и резкие по духу, имели только одну тему: как местные советские и партийные чиновники притесняют чеченский народ. Под видом защиты общесоветских законов от местных исполнителей Исраилов умело критиковал эти самые законы на конкретных примерах и людях. Конечно, такая «писательская карьера» не могла быть успешной и безнаказанной.

По инициативе местных чекистов весной 1931 года Хасан Исраилов был арестован и «за контрреволюционную клевету», «за связь с бандой» и осужден на 10 лет. Через три года, после энергичного вмешательства «Крестьянской газеты » и после того, когда выяснилось, что некоторые из чиновников, которых Исраилов критиковал как «грабителей и взяточников», оказались ими и на самом деле, Исраилов был освобожден и даже восстановлен в партии.

После своего освобождения Исраилов уехал в Москву на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина (КУТВ) - заведение Коминтерна, действовавшее в столице с 1921 по 1938 годы. Этим временем вышли две книги его художественных произведений, написанных в тюрьме.

Переход в оппозицию

Но Исраилов постепенно отходит от поэзии и переходит к активной политической деятельности. Уже, будучи в Москве, совместно с другими чечено-ингушскими работниками Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, Магомедом Мамакаевым, Шамсудином Айсхановым и Хасан-Беком Гелагаевым, он подает заявление Советскому правительству.

В заявлении указывается, что продолжение нынешнего курса советской политики, начавшей наступление на религию и национальное наследие чеченского народа, неминуемо приведет к всеобщему народному восстанию. Поэтому Исраилов и его соратники требовали смены курса и снятия с постов первого секретаря обкома ВКП(б) республики Егорова и народного комиссара внутренних дел Раева.

Советское правительство пересылает заявление для «проверки» на место. Все кончается обычным результатом: арестом Исраилова и его друзей. Когда же в начале 1939 года Раев и Егоров были арестованы как «враги народа», Исраилова вновь освобождают. Его вызвали в обком к новому секретарю обкома Быкову и предложили подать заявление, чтобы восстановиться в партии. Заявление он, действительно, прислал, но совершенно другого содержания:

«Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям - то, как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа».

«Я слишком хорошо понимаю, - продолжает Исраилов, - что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг».

«Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы », - заключил он.

Начало восстания

Вдохновленный примером финнов, сопротивлявшихся СССР, Хасан Исраилов в январе 1940 года начинает восстание против сталинского режима. В первые же дни оно имело успех. К началу февраля 1940 года Хасан Исраилов уже овладел Галанчожем, Саясаном, Чаберлоем и частью Шатоевского района. Повстанцы вооружались за счет разоружения и разгрома карательных отрядов.

После очищения большинства горных районов от большевиков был созван вооруженный народный съезд в Галанчоже и объявлено провозглашение «временного народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии» во главе с самим Хасаном Исраиловым.

Заключение советско-финского договора было сильным моральным ударом по движению Исраилова. Однако он не терял надежды, что будет поддержан не только другими народами Кавказа, что в начавшейся мировой войне Сталин погибнет под ударом объединенных сил демократических держав.

В своих воззваниях к народу Исраилов пророчил именно такой исход войны. Когда началась советско-германская война, разумеется, размах и масштаб восстания Исраилова разрослись. 28 января 1942 года Исраилов учредил «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ), ставившую себе целью создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа.

А в феврале 1942 года, то есть, когда еще немцы находились у Таганрога - в 500 километрах от Чечено-Ингушетии, чеченский юрист Майрбек Шерипов, брат известного революционера и национального героя Чечни Асланбека Шерипова, поднял восстание в Шатое и Итум-Кале и присоединился к Хасану Исраилову.

Обвинение в связях с немцами

Абдурахман Авторханов в своей книге «Народоубийство в СССР » пишет: «Когда, в связи с войной, усилилось существовавшее беспрерывно уже два десятка лет партизанское движение в горах Чечено-Ингушетии, советская власть решила, что чеченцы и ингуши имеют связь с немцами ». Данный поворот событий оказался роковым не только для чеченцев и ингушей, но и для других народов Кавказа.

Примечательно, что в отличие от прежних кавказских восстаний во главе с имамами и кадиями, это движение возглавлялось чеченской интеллигенцией новой волны - писателем Хасаном Исраиловым и юристом Майрбеком Шериповым. Это обстоятельство, что теперь во главе антисоветского партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стали люди с большим образованием и политическим кругозором, дало НКВД повод строить свою лживую версию о том, что чечено-ингушским партизанским движением руководят немцы.

Однако достаточно указать на тот общедоступный для проверки факт, что, находясь даже прямо у границ Чечено-Ингушской республики, немцы не перебросили в Чечено-Ингушетию ни одной винтовки, ни одного патрона. Перебрасывались только отдельные шпионы и большое количество листовок. Но это делалось везде, где проходил фронт.

Но главное - восстание Исраилова началось еще зимой 1940 года, то есть еще тогда, когда Сталин находился в союзе с Гитлером.

Ни большевикам, ни нацистам

Тем не менее, Исраилов пытался воспользоваться военной ситуацией так, как это было логично сделать в ситуации нападения на его противника третьей силы. Он предлагал воспользоваться борьбой гитлеровского режима против большевизма для освобождения всего Кавказа и объявления его полной независимости.

Тогда был создан объединенный военный штаб повстанцев и соответственно реорганизовано повстанческое правительство. Мятежники через своих представителей пытались донести до немцев, что если только «освобождение Кавказа будет заключаться в замене одних колонизаторов другими, то для кавказцев это явится лишь новым этапом продолжающейся национально-освободительной войны».

Таким образом, лидеры восстания предельно четко дали понять, что они не собираются быть ни под властью большевиком, ни под властью нацистской Германии, и что их конечной целью является именно независимость Кавказа от каких бы то ни было мировых держав. Но и этого факта сталинскому режиму хватило не только для обвинения повстанцев в пособничестве немцам, но и в бомбежках горной части Чечни и Ингушетии в 1942 году.

Эти бомбежки в горах Чечено-Ингушской республики привели к огромному количеству жертв среди женщин, детей и стариков. Как пишет Авторханова, в аулах Шатоя, Итум-Кале и Галанчожа жителей, убитых воздушной бомбежкой и артиллерийскими обстрелами большевиков, числилось больше, чем оставшихся в живых. Найти там не раненого человека было редкостью. И это при том, что немцы ни разу не вступали на чечено-ингушскую территорию.

Трансформация чеченского сопротивления

Стоит отметить, что характерной чертой повстанческо-партизанского движения Чечено-Ингушетии того времени являлось то, что, вместо бывших духовных авторитетов - имамов и шейхов, во главе его постепенно становились люди чисто светские и политически вполне разбирающиеся во всех тонкостях как советской колониальной политики на Кавказе, так и ее империалистическо-экспансивных устремлениях в мировом масштабе.

Это было связано с тем, что мусульманские народы Кавказа, приветствовавшие вначале Октябрьскую революцию, какосвобождение от гнета царизма, получившие равные права с остальными, со временем начали все больше разочаровываться в советской власти. Когда большевики начали наступление на Ислам, принялись за закрытие мечетей, отмену арабского алфавита, все больше кавказцев, веривших большевикам, начали становиться их противниками.

Среди молодой советской интеллигенции на Кавказе находились те, кто, сознательно отказываясь от соблазнительных перспектив иллюзорной личной карьеры, становились во главе общенационального, беспримерно тяжелого, а в глазах многих и безнадежного дела борьбы за свободу своего истерзанного и погибающего народа. К категории таких молодых национальных вождей чечено-ингушского народа и принадлежали Хасан Исраилов и Майрбек Шерипов.

В случае Майрбека Шерипова примечательно, что он был братом чеченского революционера Асламбека Шерипова, устанавливавшего советскую власть в горах Кавказа. А уже его брат Майрбек Шерипов разочаровался в этой власти и поднял против нее восстание. Но, как бы то ни было, активно выступал против этой власти все-таки не весь народ, а только его часть.

На "Эхе Москвы" прошла передача о Хасане Исраилове. Думаю, тем моим френдам, кого интересует тема Чечни, распечатку этой передачи будет интересно и полезно почитать.

Имя чеченского мятежника Хасана Исраилова сегодня фактически предано забвению. Даже на сайтах чеченских сепаратистов в Интернете не тек просто найти о нем подробные сведения. Тем не менее, именно этот тридцатилетний молодой человек, бывший начинающий литератор, учившийся в Москве в Коммунистическом Университете трудящихся Востока имени Сталина, в начале 1940-го года поднял в Чечне вооруженный мятеж против советской власти, который продолжался, с переменным успехом, до конца 44-го. Исраилов получил в Чечне известность как корреспондент «Крестьянской газеты», в которой он печатал резкие статьи, разоблачавшие злоупотребления советских чиновников, притесняющих и грабящих простых чеченцев. За эти публикации дважды арестовывался НКВД по обвинению в контрреволюционной клевете – сперва в 31-м году, потом в 37-м. Оба раза сумел каким-то образом уцелеть и даже выйти на свободу. Поначалу Исраилову сопутствовал успех. Уже к февралю 1940-го года он контролировал значительную часть горных районов Чечни. Спустя два года, в феврале 42-го к нему присоединился с отрядами своих сторонников другой мятежник – бывший прокурор Чечено-Ингушетии Маирбек Шерипов. Были созданы объединительный штаб и повстанческое правительство. Однако, в 43-м в результате постоянных боевых действий внутренних войск НКВД, артобстрелов и бомбежек горных районов Чечни позиции мятежников ослабли. Исраилов был также избран лидером нелегальной антисоветской организации Особая партия кавказских братьев. Летом 1942-го года эта партия выступила с призывом к населению Чечни и Дагестана сотрудничать с наступающими немецкими войсками. Призыв не встретил практически никакой массовой поддержки, но сыграл роковую роль в судьбе чеченцев, ингушей и других репрессированных народов Северного Кавказа, которые в начале 44-го подверглись насильственной сталинской депортации по обвинению в сотрудничестве с гитлеровскими оккупантами. После завершения операции НКВД по массовому выселению чеченцев Исраилов еще несколько месяцев скрывался в горах обезлюдевшей Чечни с горсткой своих сторонников. Но в конце декабря 44-го года был выслежен и убит агентами НКВД.
http://echo.msk.ru/programs/all/56324/

>Е.КИСЕЛЕВ: И вот скажите, пожалуйста. Может быть, с вас мы начнем. Вообще, когда мы пытались кого-то пригласить на эту программу, мы столкнулись с тем, что многие люди вообще не знают о существовании такого исторического персонажа как Хасан Исраилов. Вот вы сразу среагировали. «Ага, про Исраилова я всё знаю, всё про него сейчас расскажу». Вот расскажите нам поподробнее, что это был за человек. Разумеется, вы его лично не знали и знать не могли, но, судя по всему, в Чечне о нем помнят и легенды ходят, хоть и не очень афишируются.

М.МУРАДОВ: Ну, с одной стороны, то, что его не знают и многие удивлялись, что он оказался в числе героев этой передачи – даже я удивился, – в этом нет ничего удивительного. Действительно, на то есть даже причины. Например, в период существования советской власти то, что о нем не знали, не говорили и не писали, это понятно. Наверно, не стоит объяснять. Он возглавил антисоветское движение, антисоветское восстание. Но, что удивительно, о нем не стали говорить и писать в Чечне даже в период правления независимого от федеральной власти режима Дудаева. То есть тогда, когда вытаскивались на белый свет все герои предыдущей истории Чечни. Даже тогда я не помню никаких особых передач по телевидению или каких-то особых публикаций в местных чеченских изданиях. Поэтому он таким неизвестным остался и тогда. Тем не менее, тот, кто интересовался историей, даже не историки и не специалисты, те, кто помнил эту историю, конечно, знают и помнят этого человека. Хотя, я еще раз оговариваюсь, героем каким-то, героем чеченского эпоса он не стал.

Е.КИСЕЛЕВ: Почему, как вы думаете?

М.МУРАДОВ: Я думаю, что одна причина, я думаю, то, что его роль и роль его повстанческого движения несколько преувеличивают специалисты, историки. Преувеличивают значение этого движения, этой фигуры для чеченского общества. Оно не было таким массовым. Во-первых, оно было сосредоточено далеко в горах и у рядового обывателя чеченского Хасан Исраилов и его движение отождествляется, ассоциируется с абречеством. А абречество – это такое будничное, обычное для чеченского общества, для чеченской истории явление, что особо акцентировать на этом внимание даже никто и не …

Е.КИСЕЛЕВ: Что такое абречество?

М.МУРАДОВ: Абреки – это люди, которые в силу разных причин – не всегда, и даже очень редко, политических – вынуждены были уйти из общества, существовать вне законного общества, оказались в конфликте с властью и обществом.

С.АРУТЮНОВ: Близкие примеры абреков: Робин Гуд или Дата Туташхия, знакомые нашим читателям и телезрителям.

М.МУРАДОВ: А чеченский самый знаменитый абрек – это Зелимхан Харачуевский. Кстати, Зелимхан Харачуевский известен в Чечне во сто раз больше, чем Хасан Исраилов и почитаем даже.

С.АРУТЮНОВ: Он в эпос вошел, можно сказать. В современный эпос. Так же, как в Грузии был такой абрек Арсен Оджавашвили. Когда я учился в Тбилиси в средней школе, мы народную эпическую поэму про Арсена Оджавашвили проходили как элемент школьной программы.

Е.КИСЕЛЕВ: Ну, тем не менее, факт остается фактом – Исраилов поднял еще в январе 1940-го года восстание в ряде горных районов Чечни. И это восстание продолжалось с перерывами до конца 44-го года. Он был ликвидирован в декабре 1944-го года в результате, как бы сейчас сказали, спецоперации органов НКВД. Его убили агенты НКВД.

М.МУРАДОВ: Бывшие сподвижники собственные.

Е.КИСЕЛЕВ: Да, собственные бывшие сподвижники, которые были перевербованы органами советской Госбезопасности. В какой степени …

С.АРУТЮНОВ: Разрешите, я также расскажу один существенный момент. Это, действительно, были бывшие сподвижники. Не только по восстанию, но и по НКВД, возможно, тоже. Потому что ведь были материалы, которые утверждали, что Исраилов числился в числе агентов НКВД. Вполне возможно. Тут невозможно заглянуть в мотивацию каждого человека. Но вполне возможно, он нарочно вел такую двойную игру. И еще какая-то группа сочувствующих ему людей тоже вместе с ним вела такую двойную игру. Но эти люди, это был какой-то контингент людей, которых считали некоторое время, во всяком случае, своими на той и на другой стороне.

Е.КИСЕЛЕВ: Надо сказать, я обращаю внимание ваше, что два раза его арестовывали в 30-е годы и два раза освобождали. Вы знаете, не хочется, как говорится, наводить тень на плетень, и даже о человеке, который был мятежником и был фактически ликвидирован как объявленный вне закона преступник. Всё равно не хочется о покойнике говорить плохо, тем более, что это было уже так давно. Тем не менее, мы же понимаем прекрасно, что очень многие люди не просто так выпускались на свободу из сталинских тюрем.

С.АРУТЮНОВ: Он мог хранить свои идеалы, но ради этих идеалов он мог надевать любые маски.

Е.КИСЕЛЕВ: Разумеется.

М.МУРАДОВ: Конечно. Но я вам скажу другое в продолжение того, что вы сказали. В Чечне есть люди, которые интересуются этой темой и которые убеждены, что он был, действительно, фигурой НКВД и его восстание – это не что иное, как провокация НКВД. А для чего, вы понимаете.

С.АРУТЮНОВ: (неразборчивно, по-латыни)

М.МУРАДОВ: Потом последовало тотальное выселение. А мотивация сильнейшая: за спиной у советского солдата в тылу разрастается такой враг! Ничего не оставалось делать, как отвлечь огромные силы с фронта и бомбить горы Чечни.

С.АРУТЮНОВ: Хотя в это время уже шла война, но идеи о сотрудничестве с наступавшими гитлеровцами были представителями этого движения категорически отвергнуты.

М.МУРАДОВ: Да это даже физически невозможно было: не было в горах немцев, кроме отдельного десанта.

Е.КИСЕЛЕВ: Вот, кстати, я должен процитировать известного исследователя, Абдурахмана Авторханова покойного, который в книге «Убийство чечено-ингушского народа. Народоубийство в СССР» писал, в частности, о восстании Исраилова в 1940-м году и о том, что советская власть тогда утверждала, что чеченцы и ингуши имели связь с немцами. И о том обстоятельстве, что во главе антисоветского партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стояли люди с образованием и политическим кругозором. Там был не только Исраилов, но был и такой человек Маирбек Шарипов, юрист, брат чеченского героя времен революции …

Текст распечатки очень немаленький. Читайте окончание на

Хасан Исраилов (1903 – 1944) – родился в с. Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев был самым младшим. Выходец из чеченского тейпа Т1ерлой. Один из лидеров национально-освободительной борьбы чеченского народа.

В 1929 г. окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. Будучи комсомольцем в том же году вступил в ряды ВКП. Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Хасан Исраилов писал преимущественно стихи и пьесы. Получил высшее светское (окончил Московский Коммунистический Университет трудящихся Востока имени Сталина) и религиозное (Исламское) образование.
Исраилов получил в Чечне известность как корреспондент «Крестьянской газеты», в которой он печатал резкие статьи, разоблачавшие злоупотребления советских чиновников, притесняющих и грабящих простых чеченцев. За эти публикации дважды арестовывался НКВД по обвинению в контрреволюционной клевете – сперва в 31-м году, потом в 37-м. В том же году реабилитирован и возвратился из Сибири.

В январе 1940 года поднял в Чечне вооруженное антисоветское восстание. Координировал боевые отряды сил чеченского Сопротивления в предвоенное время, а также в годы советско-германской войны. РуководимыеХасаном Исраиловым повстанческие отряды контролировали целые районы Чечни, а Галанчожский район даже после депортации вайнахов контролировался силами Сопротивления вплоть до 1957 года. В 1944 году ХасанИсраилов был убит агентами НКВД. Сообщалось об этом Сталину в донесении от Л.П.Берия 29 декабря 1944 года:
«В горной Чечне агентами НКВД убит руководитель повстанческого движения Х.Исраилов, «труп опознан и сфотографирован. Агентура переключена на ликвидацию остатков бандглаварей». На территории бывшейЧечено-Ингушской АССР продолжают действовать свыше 80 бандитских группировок»…

Хасан Исраилов входил в круги вайнахской интеллигенции своего времени наряду с Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, МагомедомМамакаевым, Шамсудином Айсхановым, Хасан-Беком Гелагаевым и др.
Попытки оклеветать данного человека советской пропагандой провалились, и историческая справедливость восстановлена. Человек-легенда, наш земляк Хасан Исраилов.

В качестве приложения предлагаем Вам к ознакомлению отрывок из письма, написанного Хасаном Исраиловым секретарю обкома Быкову:

«Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям – то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныневедется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказутрудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот вваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, носвободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы.