"Столыпинский галстук"

Правительственный кризис, столыпинское невежество и как следствие – хаос в стране вынудили многие княжеские семьи, отказавшиеся работать в кабинете Столыпина на правах марионеток, покинуть Родину, спасая собственных детей от надругательства, безграмотности и превращения в безродных «Иванов».
Князья Бабичевы не были исключением и многие из них выехали в Париж, а затем в Канаду и Австралию. Единицы оставались патриотами и считали предательством покидать страну в столь трудное время. Они решили идти до конца со своим многострадальным народом, не предполагая, на какие лишения и страдания обрекают свои семьи.
Одним из таких патриотов был князь Андрей Бабичев. К нему пришли мужики и, пав ниц, спросили:
«Соседние села уже вывезли неведомо куда. Не ровен час, в любую ночь могут прийти, загрузить наши семьи в вагоны и отправить в сибирскую тайгу. Все окрестные сёла сидят на упакованных баулах в ожидании отправки. Мы всю жизнь у сохи стояли, хлебушек растили, коров да кур пасли, детишек на ноги поднимали, далее своей околицы мира не видели. Не знавали, как лес валить, как дома деревянные строить. Наши предки в саманных мазанках жили и нам заповедовали. Здесь жизни не стало, земское начальство лютует, всю кровь выпило, земля не родит, дети с голоду пухнут, и в Сибири от незнания тамошней жизни пропадем. Посоветуй, батюшка, как нам быть?».

Крестьянское безземелье и «земельную тесноту» Столыпин решал очень просто. Объявил, что бескрайние просторы, реки и озера, заливные луга и пастбища, тайга и недра, лежащие за Уралом, отдаются в вечное пользование любому, кто пожелает туда уехать. Он не сгонял местное население в резервации, как в свое время сделали американцы, а противопоставил им переселенцев. Специально для переселения были оборудованы железнодорожные «вагоны – столыпники», в которых можно было перевезти не только многочисленные семьи с имуществом, но и крупный рогатый скот.
О столыпинском полицейском терроре помнят до сих пор: если понятие "столыпинский галстук" пока еще является достоянием истории, то выражение "столыпинский вагон" всем знакомо.

Фото 4:Возможно, в этом вагоне прибыли в Сибирь князья Бабичевы.

Выражение из выступления члена партии кадетов депутата 2-й Государственной думы Федора Измаиловича Родичева (1856-1932) на заседании Госдумы 17 ноября 1907г.
Поводом к нему послужил доклад, который представил Думе председатель Совета министров России А. П. Столыпин. В нем он обещал и далее всемерно бороться с революционным движением в России. Такую политику горячо поддержал депутат-черносотенец В. М. Пуришкевич в своей речи в защиту военно-полевых судов (12 марта 1907 г.): «А где убийцы, все ли они вздернуты и получили Муравьевекий галстук?» (граф М. Н. Муравьев был прозван «вешателем» за жестокое усмирение польского восстания 1863 г.).
Отвечая В. М. Пуришкевичу, кадет Ф. И. Родичев сказал: «В то время, когда русская власть находилась в борьбе с эксцессами революции, только одно средство видели, один палладиум в том, что г. Пуришкевич называет Муравьевским воротником и что его потомки назовут, быть может, столыпинским галстуком». (Государственная дума, третий созыв: Стенографические отчеты. Сессия первая. Ч. 1. СПб, 1908).
В наказание за «непарламентское выражение» Ф. И. Родичев был исключен Думой на 15 заседаний, а П. А. Столыпин даже вызвал его на дуэль. Она не состоялась - депутат извинился перед премьером, но «столыпинский воротник» прочно вошел в ряд крылатых выражений того времени.

Фото 6: Столыпинский галстук

Продолжение:
"Сибирь"


До этого в 1906 г. министр внутренних дел Столыпин ввел военно-окружные и военно-полевые суды, запретив включать в состав этих судов профессиональных юристов - суды без адвокатов, без возможности подать апелляцию, с правом вынесения и исполнения в течение 24 часов смертных приговоров.

Более 70% губерний были объявлены на положении «усиленной» и «чрезвычайной» охраны. Губернаторы получили прямую директиву Столыпина «меньше арестовывать, больше стрелять… Убеждения полноте, действуйте огнем…»


Одесский генерал-губернатор доносит Столыпину , что казни «через расстрел производят неблагоприятное впечатление на войска» . Поэтому он попросил об отпуске средств на оплату палачей и сооружение виселиц «для казней через повешение вместо расстрела» . Столыпин получил прозвище "вешатель", виселицы получили название «столыпинские галстуки».

Ежедневно газеты сообщали о казнях. Одно из этих сообщений, по словам Льва Николаевича, заставило «меня выразить в этих страницах то чувство, которое давно уже мучает меня» .

Из его статьи «Не могу молчать » от 31 мая 1908 года.
*
«Семь смертных приговоров: два в Петербурге, один в Москве, два в Пензе, два в Риге. Четыре казни: две в Херсоне, одна в Вильне, одна в Одессе» .
И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни.
Помню, как гордился я этим когда-то перед европейцами, и вот второй, третий год неперестающие казни, казни, казни.
Беру нынешнюю газету.
Нынче, 9 мая, что-то ужасное. В газете стоят короткие слова: «Сегодня в Херсоне на Стрельбицком поле казнены через повешение двадцать крестьян за разбойное нападение на усадьбу землевладельца в Елисаветградском уезде»
<...>
И вот, один за другим, живые люди сталкиваются с выдернутых из-под их ног скамеек и своею тяжестью сразу затягивают на своей шее петли и мучительно задыхаются. За минуту еще перед этим живые люди превращаются в висящие на веревках мертвые тела, которые сначала медленно покачиваются, потом замирают в неподвижности.
Всё это для своих братьев людей старательно устроено и придумано людьми высшего сословия, людьми учеными, просвещенными.
<...>
Недавно еще не могли найти во всем русском народе двух палачей. Еще недавно, в 80-х годах, был только один палач во всей России. Помню, как тогда Соловьев Владимир с радостью рассказывал мне, как не могли по всей России найти другого палача, и одного возили с места на место. Теперь не то.
В Москве торговец-лавочник, расстроив свои дела, предложил свои услуги для исполнения убийств, совершаемых правительством, и, получая по 100 рублей с повешенного, в короткое время так поправил свои дела, что скоро перестал нуждаться в этом побочном промысле, и теперь ведет по-прежнему торговлю. ...»
31 мая 1908 года
Ясная Поляна

**
Потом в газетах появились опровержения - повесили 12 крестьян, о чём Лев Толстой сделал сноску-примечание, которую закончил словами: «... оставляю без перемены все то, что сказано здесь, так как сказанное относится не к одним двенадцати казненным, а ко всем тысячам, в последнее время убитым и задавленным людям»
***

Виселица с пресловутым «столыпинским галстуком», то есть петлёй, превратилась в один из символов тогдашнего российского государства.

Один из наиболее прогрессивных политических деятелей России начала XX века Пётр Аркадьевич Столыпин - автор целого ряда реформ, позволивших стране выйти на новый экономический уровень - стал в советский период жертвой пропагандистской лжи, исказившей его облик в глазах последующих поколений. В результате имя человека, принесшего огромную пользу стране, ассоциируется у большинства людей лишь с двумя получившими печальную известность выражениями - «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон».

Государственный деятель имперского масштаба

Пётр Аркадьевич родился в Дрездене 14 апреля 1862 года. В течение всей деятельной и насыщенной событиями жизни ему довелось занимать самые различные посты от предводителя дворянства небольшого уездного города до премьер-министра Российской империи.

Наиболее ярко его талант государственного деятеля проявился в восстановлении законного порядка, нарушенного событиями 1905-1907 года, а также в ряде реформ, главной из которых была аграрная. Его имя неразрывно связано также с мерами, предпринятыми для освоения Сибири, в частности, с переселением на её территорию почти 3 млн крестьян из густонаселённых районов России.

Полевые суды, как вынужденная мера

Но вернёмся, однако, к выражению, получившему жизнь благодаря советской пропагандистской машине и надолго очернившему имя одного из выдающихся политических деятелей прошлых лет. Предысторией возникновения выражения «столыпинский галстук» были события, связанные с волнениями 1905-1907 года, и той ролью, которую Столыпин, назначенный Николаем I министром внутренних дел, сыграл в их подавлении.

Поскольку для прекращения кровавых бесчинств, названных впоследствии Первой русской революцией, требовались экстренные меры, Пётр Аркадьевич был вынужден ввести так называемые полевые суды. Им предоставлялось право вынесения приговоров по делам, связанным с наиболее тяжкими преступлениями, наказания за которые были предельно ужесточены, в связи с чрезвычайностью сложившейся обстановки. Во многих случаях смертный приговор по ним приводился в исполнение через повешение.

Реакция либералов

Между тем, эти вынужденные и крайне необходимые для жизнеобеспечения страны меры подверглись резкой критике со стороны многих представителей либеральной общественности. Звучали подобные заявления также и на заседаниях Государственной думы, причём далеко не всегда ораторы считали необходимым оставаться в рамках общепринятых приличий. Появление выражения «столыпинский галстук» является ярким тому примером.

Произошло это на заседании Государственной думы, проводившемся 17 ноября (по старому ст.) 1907 года. На повестке дня стоял вопрос о законности предоставления полевым судам столь широких полномочий. Как это нередко бывало и прежде, обсуждение свелось к обвинению премьер-министра (Столыпин был к тому времени уже назначен на эту должность) в жестокости и попрании человеческих прав. Автором выражения «столыпинские галстуки» был поднявшийся в тот день на трибуну депутат от партии кадетов Фёдор Родичев. Волнение придало ему излишнюю эмоциональность.

Столыпинский галстук - что это такое?

В своей речи он провёл параллель между недавними действиями Столыпина и крайними мерами, предпринятыми генералом Муравьёвым, для подавления польского восстания 1863 года. Тогда, 44 года назад многие поляки закончили жизнь на виселице, что впоследствии дало повод видному государственному деятелю России В. М. Пуришкевичу назвать подобные методы усмирения «муравьёвским воротником».

Этим получившим популярность выражением и воспользовался кадет. Не стесняясь присутствия самого Петра Аркадьевича, он в запальчивости выкрикнул, что отныне «муравьёвский воротник» (то есть петля) войдёт в историю как «столыпинский галстук».

Реакция зала на оскорбление министра

Его слова были бестактны по отношению к уважаемому всеми министру и в то же время несправедливы. Широкое применение смертной казни, санкционированное Столыпиным, позволило пресечь происходившие кровопролития и избежать многих невинных жертв, тогда как жестокость генерала Муравьёва явно превосходила разумные пределы.

Свидетели того выступления впоследствии вспоминали, что выражение «столыпинский галстук» вызвало крайне бурную реакцию зала. Многие из присутствующих, вскочив с мест, криками выражали своё возмущение, а некоторые, прорвавшись к трибуне, пытались силой стащить с неё незадачливого оратора. Заседание в тот день было сорвано.

Несостоявшаяся дуэль

Сам Пётр Аркадьевич при первых же криках покинул зал. За ним последовал председатель Госдумы Хомяков и все присутствовавшие в тот день министры. Столыпин незамедлительно послал Родичеву вызов на дуэль - оба участника инцидента были дворяне, и кодекс чести требовал именно такой реакции на оскорбление. К счастью, зарвавшийся кадет не стал хвататься за пистолет, а тут же, в присутствии свидетелей, принёс извинения. Пётр Аркадьевич великодушно простил обидчика, но, по свидетельству многих, руки ему впредь не подавал.

Весть о примирении сторон быстро облетела депутатов и внесла в их ряды успокоение. Однако выражение, брошенное столь опрометчиво и едва не ставшее причиной дуэли, шагнуло в народ, и с этого времени петля, являвшаяся одним из традиционных орудий казни в России, получила название "столыпинский галстук". Фото одного из них приводится в нашей статье.

Очернение памяти Столыпина

По всей видимости, скандальное выражение постепенно забылось бы, но тому помешала новая жизнь, которую в него вдохнула советская пропаганда. В её интерпретации «столыпинский галстук» - это символ произвола военно-полевых судов, вешавших неповинных людей, прикрываясь полномочиями, данными им Столыпиным. Создателем этого идеологического клише стал Ленин, в одной из своих статей назвавший Столыпина «обер-вешателем» и погромщиком, получившим министерский пост ценой истязания крестьян.

На протяжении всех десятилетий советского режима власти продолжали обвинять Столыпина в предоставлении полевым судам широких полномочий, положивших конец насилию и грабежам 1905-1907 года и, как полагают исследователи, значительно отсрочивших трагедию 1917-го.

Люди старшего поколения помнят преподносившийся на уроках истории миф о, Столыпине как о палаче, залившем кровью факел Первой русской революции. В те годы всю многолетнюю и плодотворную деятельность этого реформатора пытались свести к набившему оскомину выражению "столыпинский галстук", определение которому кочевало из учебника в учебник.

Ещё одно выражение, ставшее крылатым

Попутно следует упомянуть ещё об одном словосочетании, укоренившемся в русском языке и имеющем отношение к Петру Аркадьевичу. Это - «столыпинский вагон». Его появление связано с деятельностью Столыпина, направленной на освоение восточных районов России и Сибири. Поскольку этот край заключал в себе неисчерпаемый потенциал для развития как сельского хозяйства, так и целого ряда отраслей промышленности, необходимо было принять меры по переселению на его территорию крестьян из других районов страны.

Программа эта была успешно проведена в жизнь, благодаря чему жителями Сибири за короткий срок стали около 3 млн человек, а в Алтайском крае их обосновалось более 600 тыс. Естественно, что одной из проблем, связанных со столь масштабным переселением, стал вопрос транспортировки огромного количества людей. Для его решения в 1910 году были выпущены специальные вагоны, получившие название столыпинских. Их особенность заключалась в том, что одна половина в них предназначалась для крестьянских семей, а вторая, отгороженная деревянной перегородкой, для скота и различного имущества.

В сталинские годы эти вагоны служили для принудительной отправки в Сибирь и Среднюю Азию кулаков, а также прочих «контрреволюционных элементов», для чего на окнах установили железные решётки. С этих пор вагоны, некогда перевозившие в новые края вольных хлебопашцев, стали чем-то вроде тюрьмы на колёсах. Название же за ними сохранилось прежнее. Таким образом, если выражение «столыпинский галстук», означает петлю, то «столыпинский вагон» - это символ неволи и произвола властей.

Возрождение доброго имени

В наши дни, когда коммунистическая идеология отошла в прошлое, развеиваются многие мифы, связанные с историей нашей Родины. По-новому начинают звучать имена людей, чья память была осквернена клеветой, порождённой интересами правившей партийно-номенклатурной верхушки. К их числу относится и Столыпин, чья роль в развитии России получила за последние годы совершенно иное освещение.

Наряду с признанием его заслуг как ведущего государственного деятеля своего времени, отдаётся дань и личному мужеству Петра Аркадьевича. Известно, что террористами, именовавшими себя борцами за счастье народа, на Столыпина было организовано 11 покушений, последнее из которых, совершённое 5 сентября (по старому ст.) в Киеве, закончилось его смертью. Многие исследователи склонны полагать, что если бы судьбе было угодно отвести тогда руку убийцы, то будущее России могло сложиться совершенно иначе. Возможно, что и так, но история, как известно, не терпит


18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 года умер после смертельного ранения великий русский реформатор Петр Аркадьевич Столыпин, дух которого ярко проявился в знаменитой фразе - «Вам нужны великие потрясения, а мне нужна Великая Россия!». По разным данным, на его жизнь покушались от 10 до 18 раз. Выстрел двойного агента - царской охранки и партии эсеров Мордехаема Богрова оказался роковым. Произошло это 14 (1) сентября в Киевском театре, где шла опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В жизни чуда не случилось - через четыре дня председатель Совета министров Российской империи скончался и погребен в Киево¬Печерской лавре. Убийцу же 13 (9) сентября Киевский окружной военный суд спешно приговорил к смертной казни, и еще через два дня «столыпинский галстук» затянулся на его шее. До сих пор идет дискуссия: кто убрал с политической сцены Петра Столыпина, какие силы вели руку молодого убийцы? Отражением этого спора являются и предложенные публикации. Верить или нет доводам, изложенным в них, - дело личное. Высказанные мысли не бесспорны, но интересны, дают повод для размышлений.

Выполнен приказ Троцкого
Военный исследователь и активный участник белого движения, генерал-майор Юрий Лариков видит за этим убийством масонскую организацию.
В своей книге «Парадоксы истории», издан-ной в 1982 году в Нью¬Йорке под псевдонимом В. Ушкуйник, он пишет: «В лице Столыпина, человека исключительной воли, административного таланта и бесстрашия, масоны видели своего смертельного врага. Как и Ленин, они прекрасно понимали: пока Столыпин у власти, никакие «великие потрясения» невозможны. За ним охотились, как за диким зверем.
Присяжный поверенный Мордка Богров, сын очень состоятельных киевских иудеев, каким-то непонятным и таинственным образом поступил в киевскую полицию секретным агентом. И вскоре был назначен (тоже неясно кем) в число агентов, которые должны охранять императора и Столыпина, присутствовавших на спектакле, ставшем трагическим. Богров подошел к Столыпину, сидевшему в партере, и выстрелил в него из казенного браунинга… Он никого не выдал на допросе и был вскоре повешен в «Косом капонире». Разъяренное население Киева готовилось перебить иудеев, и только энергичные меры правительства, вызвавшего три казачьих полка, остановили погром.
Как потом выяснилось, утром, в день убийства, Богров имел свидание с Бронштейном (Троцким) в одном из киевских кафе, очевидно, для получения последних инструкций. Следует указать: в начале своей политической карьеры Троцкий был масоном 9¬й степени. На мрачные размышления наводит более чем странное назначение такой заведомо подозрительной личности, как Богров, в состав личной охраны императора и Столыпина. Это назначение было явно кем-то умышленно подстроено. И на ум невольно приходит тот факт, что Лопухин, начальник департамента полиции, был масоном.
Убийство Столыпина прозвучало первым ударом колокола, возвещавшего миру о скорой кончине императорской России. Весьма возможно, что Столыпин, который понимал лучше других всю опасность войны для России, смог бы избежать ее, если бы летом 1914 года был жив…»
Насколько убедительны мысли кадрового офицера, воюющего с первых дней гражданской войны против красных? Трагический финал этой борьбы он пережил на Дальнем Востоке, откуда в 1921 году перебрался в Китай. После победы коммунистов Мао вместе с чанкайшистами эвакуировался на остров Тайвань, где вплоть до 1968 года возглавлял научно¬исследовательский институт военного министерства. Владея помимо родного русского языка китайским и многими европейскими, Юрий Романович имел возможность глубоко копаться в тайнах истории. Свои исследовательские усилия он направил на поиски корней трагедии, постигшей Россию. Некоторые из них увидел в усилиях вольных каменщиков.
Так, опираясь на книгу воспоминаний великого князя Александра Михайловича, а также признания Александра Керенского о принадлежности всех членов Временного правительства к масонским ложам, приходит к выводу: Февральская революция - дело их рук. «Масоны занимали многие ключевые посты в административном аппарате империи, - пишет он в своей книге, - и имели полную возможность влиять на ход событий. Фактически не было никаких государственных секретов, которые не были бы немедленно известны масонам и не переданы ими в Париж, в их «материнскую ложу».
В книге великий князь Александр Михайлович упоминает один чрезвычайный факт, мало известный широкой публике, о том, что тринадцать гвардейских кавалерийских полков по личному приказу государя должны были прибыть с фронта в Петроград для подавления беспорядков. Дальше великий князь пишет: «Позже я узнал, что изменники, сидевшие в Ставке, под влиянием лидеров Государственной Думы осмелились этот приказ отменить». Иными словами, заседавшие в Думе вольные каменщики, приказали своим «братьям» в Ставке отменить приказ государя и этим открыть дорогу Февральской революции. Слова государя из его дневника — «кругом измена, трусость и обман» относились, вероятно, к этому эпизоду, изменившему весь ход истории и погубившему в конечном счете самого императора, всю его семью…

«Масоны не причастны»
- с этих слов начал свой комментарий бывший Великий мастер Великой Ложи России, философ и специалист в области трансперсональной психологии Георгий ДЕРГАЧЕВ.
- Если говорить о Троцком¬Бронштейне, то у меня нет информации о том, что он был регулярным масоном, тем более в 9 градусе. Я подчеркиваю - регулярным, а не имитирующим масонство. Да, первая книга, которую Троцкий написал в заключении, была посвящена масонской тематике, но ему принадлежат и слова «гнать масонство железной метлой». Впрочем, за комментариями о Троцком лучше обратиться в партии и организации, которые считают себя его последователями, а то они, не дай бог, обвинят нас во вмешательстве в их внутренние дела. Российским масонам и без того приходится отдуваться за их исторические авантюры.
Что же касается иудея Мордки Богрова, убившего Столыпина, то при чем здесь масоны?! Во-первых, Богров был агентом охранки, а не масонов. Во-вторых, я всегда удивляюсь, когда масонство отождествляют с иудаизмом. Даже термин «жидомасонство» придуман, думаю, не без умысла, а лишь с тем, чтобы дискредитировать российских вольных каменщиков.
Однако вернемся к убийству Петра Аркадьевича Столыпина, заказчики которого, говоря современным языком, так и остались не известными. У Столыпина, политика волевого и принципиального, было слишком много врагов. Почитайте иную литературу и узнаете много других версий. Одна из них гласит, что он был неугоден как самому императору, так и его ближайшему окружению. Известный исторический писатель Валентин Пикуль, например, уверен: убийство Столыпина - на совести царской охранки.
Была ли Февральская революция делом русских масонских лож? Вопрос значительно сложнее и тоньше, чем кажется на первый взгляд. Действительно, большинство министров Временного правительства были членами организации «Великий Восток народов России», называющей себя масонской ложей. Истина заключается в том, что ее создал в начале прошлого века «Великий Восток Франции», где преобладали атеистические тенденции и политические цели. Это нарушает масонские традиции, и такая ложа является нерегулярной. Следовательно, нерегулярной ложей считается и «Великий Восток народов России». Она однозначно поставила себя вне масонства и своей конституцией, где были обозначены политические цели и задачи.
Так называемая ложа «Великий Восток народов России», еще раз хочу подчеркнуть, не являлась масонской организацией, и ее за таковую не признала ни одна Великая регулярная ложа мира. Так что Февральская революция творилась политиками, которые называли себя масонами, но таковыми не являлись ни по духу, ни по закону. Согласитесь, справедливо ли деяния людей, которые по своей прихоти назвали себя масонами, приписывать регулярному масон-ству России? Впрочем, русской истории характерно самозванчество. Вспомним, Лжедмитриев, Лжепетра III… А сколько было Анастасий!

«Столыпинский галстук»
«Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка, - говорил Петр Столыпин. - Где аргумент бомба, там естественный ответ - беспощадность кары».
8 июля 1906 года он возглавил правительство Российской империи в час, когда терроризм достиг своего пика. За три года было совершено 26268 покушений, 6091 убийство должностных и частных лиц, свыше 6000 ранено. Было убито 768 и ранено 820 представителей власти. Премьер решил обуздать революционный хаос.
Стремясь остановить волну террористических актов, зачинщики которых зачастую уходили от возмездия из¬за судебных проволочек и адвокатских уловок, он ввел «скорострельную юстицию». В соответствии с ней предание суду происходило в течение суток после акта убийства или вооруженного грабежа, разбор дела мог длиться не более двух суток. Приговоры военно¬полевых судов утверждались командующими военными округами и приводились в исполнение в 24 часа. Обычно через повешение, отсюда и удавки стали называться «столыпинскими галстуками».
За годы его премьерства казнено: 1906 г. - 574 человека, 1907 г. - 1139 человек, 1908 г. - 1340 человек, 1909 г. - 717 человек, 1910 г. - 129 человек, 1911 г. - 73 человека. Такая жесткость не принесла ему популярности, но, судя по статистике, он погиб, фактически сломив терроризм.
Подготовил Павел АНОХИН

18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 года умер после смертельного ранения великий русский реформатор Петр Аркадьевич Столыпин, дух которого ярко проявился в знаменитой фразе -
"Вам нужны великие потрясения, а мне нужна Великая Россия!"
........................................ ........................................ ....................................

Не учил Перун, - коли бью т в щеку,
Подставляй другую смирнёхонько,
А учил Перун дать отпор врагу,
Чтоб обидчик завыл тошнёшенько!

В Столыпинский галстук. Лев Толстой о 20 повешенных крестьянах

До этого в 1906 г. министр внутренних дел Столыпин ввел военно-окружные и военно-полевые суды, запретив включать в состав этих судов профессиональных юристов - суды без адвокатов, без возможности подать апелляцию, с правом вынесения и исполнения в течение 24 часов смертных приговоров.

Более 70% губерний были объявлены на положении «усиленной» и «чрезвычайной» охраны. Губернаторы получили прямую директиву Столыпина «меньше арестовывать, больше стрелять… Убеждения полноте, действуйте огнем…»
Одесский генерал-губернатор доносит Столыпину , что казни «через расстрел производят неблагоприятное впечатление на войска» . Поэтому он попросил об отпуске средств на оплату палачей и сооружение виселиц «для казней через повешение вместо расстрела» . Столыпин получил прозвище "вешатель", виселицы получили название «столыпинские галстуки».

Ежедневно газеты сообщали о казнях. Одно из этих сообщений, по словам Льва Николаевича, заставило «меня выразить в этих страницах то чувство, которое давно уже мучает меня» .

Из его статьи «Не могу молчать » от 31 мая 1908 года.
*
«Семь смертных приговоров: два в Петербурге, один в Москве, два в Пензе, два в Риге. Четыре казни: две в Херсоне, одна в Вильне, одна в Одессе» .
И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни.
Помню, как гордился я этим когда-то перед европейцами, и вот второй, третий год неперестающие казни, казни, казни.
Беру нынешнюю газету.
Нынче, 9 мая, что-то ужасное. В газете стоят короткие слова: «Сегодня в Херсоне на Стрельбицком поле казнены через повешение двадцать крестьян за разбойное нападение на усадьбу землевладельца в Елисаветградском уезде»
<...>
И вот, один за другим, живые люди сталкиваются с выдернутых из-под их ног скамеек и своею тяжестью сразу затягивают на своей шее петли и мучительно задыхаются. За минуту еще перед этим живые люди превращаются в висящие на веревках мертвые тела, которые сначала медленно покачиваются, потом замирают в неподвижности.
Всё это для своих братьев людей старательно устроено и придумано людьми высшего сословия, людьми учеными, просвещенными.
<...>
Недавно еще не могли найти во всем русском народе двух палачей. Еще недавно, в 80-х годах, был только один палач во всей России. Помню, как тогда Соловьев Владимир с радостью рассказывал мне, как не могли по всей России найти другого палача, и одного возили с места на место. Теперь не то.
В Москве торговец-лавочник, расстроив свои дела, предложил свои услуги для исполнения убийств, совершаемых правительством, и, получая по 100 рублей с повешенного, в короткое время так поправил свои дела, что скоро перестал нуждаться в этом побочном промысле, и теперь ведет по-прежнему торговлю. ...»
31 мая 1908 года
Ясная Поляна

**
Потом в газетах появились опровержения - повесили 12 крестьян, о чём Лев Толстой сделал сноску-примечание, которую закончил словами: «... оставляю без перемены все то, что сказано здесь, так как сказанное относится не к одним двенадцати казненным, а ко всем тысячам, в последнее время убитым и задавленным людям»
***

Виселица с пресловутым «столыпинским галстуком», то есть петлёй, превратилась в один из символов тогдашнего российского государства.