Период жизни Александра Сергеевича Пушкина , в который был написано стихотворение под названием «Стансы» , пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого. Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение «Стансы», некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по сей день.

Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

Восстание декабря 1825 года сопоставляется Пушкиным с событиями 1698 года, когда произошел стрелецкий бунт с подачи Софьи Алексеевны, сестры Петра Великого. Бунт стрельцов был жестоким образом подавлен. Читатель может подумать, что поэт одобрительно относится к беспощадным казням бунтующих, однако отношение Пушкина к бунтам иное. Оно ясно выражено в повести «Капитанская дочка» : «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин высказывался и о том, что средства, которые используются для достижения революции, недостаточны для ее закрепления.

Образ Петра Алексеевича в «Стансах» Пушкин рисует идеализированный. Александр Сергеевич восхищен невероятной разносторонностью интересов и умений правителя, его удивительной работоспособностью, обучаемостью и живым, ясным умом:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

Большинство современников Александра Пушкина восприняли «Стансы» негативно. Люди, принадлежащие высшему обществу, поговаривали, что «Стансы» - это стихи на заданную тему, которые поэт написал в кабинете его Величества за пятнадцать минут. Особенно частыми были обвинения в угодничестве, восхвалении и лести царю, одобрении царского режима. В глазах некоторых представителей света произведение не соответствовало образу борца за свободу личности, мысли и слова, который прочно закрепился за Александром Сергеевичем. Мнение о том, что художник изменил своим взглядам, побудило его к написанию стихотворения «Друзьям».
В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник
Из стихотворения «Стансы» (1826) А. С. Пушкина (1799-1837). Так поэт говорит о разносторонней деятельности Петра Первого:
Самодержавною рукой,
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Цитируется: , чтобы указать на чью-либо разностороннюю деятельность, многие таланты и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник" в других словарях:

    - (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

    А, м. 1. Тот, кто работает, трудится. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Пушкин, Стансы. Как работник этот молодой и сильный человек не стоил и гроша медного. Рядом с силой в… … Малый академический словарь

    Толковый словарь Ушакова

    1. ТО1, союз. 1. употр. в начале главного предложения для большего выражения связи его с придаточным, начинающимся с условного или причинного союза, если это придаточное предшествует и, в особенности, если оно притом сильно распространено. Если… … Толковый словарь Ушакова

    1. ТО1, союз. 1. употр. в начале главного предложения для большего выражения связи его с придаточным, начинающимся с условного или причинного союза, если это придаточное предшествует и, в особенности, если оно притом сильно распространено. Если… … Толковый словарь Ушакова

    1. ТО1, союз. 1. употр. в начале главного предложения для большего выражения связи его с придаточным, начинающимся с условного или причинного союза, если это придаточное предшествует и, в особенности, если оно притом сильно распространено. Если… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. αντιθεσις противоположение) один из приемов стилистики (см. Фигуры), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: «Кто был ничем, тот станет всем» … Литературная энциклопедия

    Антитеза, антитезис (др. греч. ἀντίθεσις противоположение от ἀντί против + θέσις тезис) риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком… … Википедия

    Антитеза - АНТИТЕЗА (греч. Αντιθεσις, противоположение) фигура (см.) состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или… … Словарь литературных терминов

    ПЁТР I - Русский царь* с 1682 г., первый российский император (с 1721 г.). Младший сын царя Алексея Михайловича, Петр был возведен на царский престол в 1682 г. в нарушение прав его старшего брата Ивана. В результате в Москве* вспыхнуло восстание, основной … Лингвострановедческий словарь

«Стансы» Александр Пушкин

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

Он всеобъемлющей душой

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Анализ стихотворения Пушкина «Стансы»

Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них – стихотворение «Стансы», отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от обычной цензуры. В первом четверостишии «Стансов» Пушкин сравнивает начала правления двух императоров – Петра I и Николая I. Впрямую о восстании декабристов, с некоторыми из которых поэт был хорошо знаком, не говорится, но оно явно подразумевается. Его Александр Сергеевич сопоставляет со стрелецким бунтом 1698 года, жестоко подавленным Петром Алексеевичем. Может показаться, что Пушкин одобряет расправы над мятежниками, проведенные двумя императорами. В действительности все не так просто. Об отношении поэта к бунтам прекрасно говорит знаменитая фраза из «Капитанской дочки»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». И вот еще одна примечательная фраза: «Средства, которыми достигается революция, недостаточны для ее закрепления».

Петра Великого Пушкин в «Стансах» выводит идеальным правителем. Поэт восхищается невероятной работоспособностью императора и его разносторонними интересами:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Также отмечаются заслуги Петра I, касающиеся распространения образования («самодержавною рукой он смело сеял просвещенье»). Пожалуй, главное достоинство правителя описано в следующих строках:
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

Многие современники Пушкина резко отрицательно отнеслись к «Стансам». В высшем обществе ходили слухи, что «стихи на заданную тему» поэт сочинил за четверть часа. Нередко звучали обвинения в царедворческой лести. У некоторых представителей света «Стансы» вызвали искреннее удивление. Они полагали, что произведение противоречит репутации вольнодумца и борца за свободу, закрепившейся за Александром Сергеевичем. Конечно, рассматриваемый текст – ни в коем случае не лесть. Скорей всего, Пушкин действительно надеялся на перемены к лучшему и связывал их с Николаем I. Не зря вторая строка стихотворения гласит: «…Гляжу вперед я без боязни…».

- Где мои чулки?!
- Война началась.
- Неужели?! Я в этом не виновата, мне все равно нужны чулки!

Синенькая юбочка, ленточка в косе-е-е. Кто не знает Бурмена? Джона знают все-е-е. Это я сейчас заразился позитивом данного фильма. Так-с, ок. Бурмена знают многие, он подарил западному кинематографу «Экскалибур» и «Экзорцист 2: Еретик». Его легко любить и легко ненавидеть (весь смысл бурменовского кино ).

Джон всегда снимал о вещах, которые волнуют его , а не условного зрителя «Крепкого орешка 2». Режиссер заставил в 1995-ом году бегать по джунглям чумазую Патришу Аркетт, а американцы токмо почесали репу и пожали плечами. Что за Бирма? Столкновение диктатуры и демократии? Why, Патриша, why?..

«Надеждой и славой» проникнуться куда проще, тема Второй мировой понятна. Взгляд изнутри: режиссерский, с точки зрения участника данных событий, в тылу — интересен. Первый кадр фильма — черно-белый, постепенно возникает цвет. Возникает потому, что мир именно таков: не черно-белый. И даже не цветной. А как минимум десятимерный и многовариантный.

Бурмен рассказывает, не пытаясь давить на чувства и эмоции зрителей. Простой эпизод: мальчик (главный герой фильма) прощается со своим отцом, уходящим на фронт. Он не бросается вслед за своим отцом, не падает расшибая колени в кровь и не глотает тут же поднявшуюся в воздух пыль. Он просто швыряет ему мячик, а отец швыряет мячик обратно.

Следующий эпизод: оставшись одна, мать собирает детей и везет их на вокзал, чтобы отправить к родственникам в Австралию, пока на Англию совершаются налеты гитлеровских войск. Дети садятся в поезд, а мать не выдерживает: слезы, крики. Женщина не готова расстаться со своими детьми. Их выдирают с поезда и судорожно запихивают в объятия обезумевшей от чувств героини. На что сын, скривившись, заявляет, дескать: «Мать! Какого черта? Я уехать хотел. Что ты тут разнылась, на нас все смотрят». Ведро холодной воды. Молодая Сара Майлс играла в фильмах Лоузи и Антониони, но у Бурмена она хороша как никогда.

Очень странный фильм о войне, так как он не похож на другие фильмы о войне. Мальчик смотрит военную хронику и скучает, а потом начинают крутить старый вестерн — и вот уже глаза горят. На фоне — война, а мальчик плачет от того, что расплавились его солдатики во время пожара. Попутно мы узнаем: пожар явление обыденное и никак не связан с текущими военными действиями. Шелковый же парашют приземлившегося посреди городка немца в условиях дефицита определенно может пригодиться местным домохозяйкам.

В обычном военном фильме вы не найдете такой сестры, как у главного героя. Она рисует стрелки на ногах, в то время как идет бомбежка, а затем отправляется танцевать. Мать противится этому, а дочь кричит: «Мама, как я его хочу!», на что мать ей отвечает: «Ладно, доченька. Вдруг мы завтра погибнем, сохрани эту любовь в себе». «Любовь?! Да кто тут говорит про любовь?!»…

Ничего общего по интонации с милым семейством из классического голливудского «С тех пор, как вы ушли», ничего общего с храбрыми самоотверженными героями отечественного кинематографа. Это люди.

И детство. Когда практически любая гадость превращается в сказку и приключение, стоит только включить в себе внутреннего фантазера. Затянуты некоторые финальные сцены в усадьбе — с игрой в крикет и дезертирством персонажа Жан-Марка Барра. Их в полной мере искупает финал. Торжество детства и анархии. Очень неожиданно — смотреть фильм с войной и улыбаться дурацкой улыбкой. У джема нет нации, а школа взорвана. Убивать детей — плохо. Особенно в себе — без внутреннего ребенка мир слишком быстро превращается в болото.

Нельзя превращать его в болото.

Почему «дни Петра» поэт называет «славны­ми»? В чем автор «Стансов» видит заслуги само­держца?

«Дни Петра», по мнению поэта, принес­ли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца», «нравы укротил наукой», «сеял просвещенье», «знал предназначенье» своей страны, хотя начало правления бы­ло мрачным.

В стихотворении перечисляются качест­ва, свойственные царскому роду: неутоли­мость, твердость, незлобивость (незлопа­мятность). «Всеобъемлющая душа» царя Петра вмещает все эти достоинства, кото­рые и создали его величие. «Вечный работ­ник» на троне, Петр I был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

В «Стансах» поэт проводит историческую па­раллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя?

Историческая параллель между царст­вованием Петра I и Николая I, только что вступившего на трон, дана отчетливо. Уже в первой строфе упоминаются «мяте­жи и казни», которые сопутствовали на­чалу каждого из этих царствований. В по­следней же строфе автор просит взошед­шего на престол царя не помнить зла («быть незлобным памятью») и главное быть подобным «во всем пращуру».

Какие строки стихотворения особенно выра­зительны в звуковом отношении?

Любимый размер Пушкина ямб (в дан­ном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма то­же организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает сти­хотворение, что все остальные звучат от­кликом на эти четыре строки.

На этой странице искали:
  • почему дни петра поэт называет славными
  • анализ стихотворения пушкина стансы
  • анализ стихотворения стансы пушкин
  • анализ стансы пушкин
  • почему дни Петра поэт называет славными?

Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Стансы»

  1. Почему «дни Петра» поэт называет «славны-ми»? В чем автор «Стансов» видит заслуги само-держца?

«Дни Петра», по мнению поэта, принес-ли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца», «нравы укротил наукой», «сеял просвещенье», «знал предназначенье» своей страны, хотя начало правления бы-ло мрачным.

  • Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?

    В стихотворении перечисляются качест-ва, свойственные царскому роду: неутоли-мость, твердость, незлобивость (незлопа-мятность). «Всеобъемлющая душа» царя Петра вмещает все эти достоинства, кото-рые и создали его величие. «Вечный работ-ник» на троне, Петр I был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

  • В «Стансах» поэт проводит историческую па-раллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя?

    Историческая параллель между царст-вованием Петра I и Николая I, только что вступившего на трон, дана отчетливо. Уже в первой строфе упоминаются «мяте-жи и казни», которые сопутствовали на-чалу каждого из этих царствований. В по-следней же строфе автор просит взошед-шего на престол царя не помнить зла («быть незлобным памятью») и главное быть подобным «во всем пращуру».

  • Какие строки стихотворения особенно выра-зительны в звуковом отношении?

    Любимый размер Пушкина ямб (в дан-ном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма то-же организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает сти-хотворение, что все остальные звучат от-кликом на эти четыре строки.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • статья на стих стансы
    • анализ стихотворения стансы пушкина
    • с какой парафразой из басни крылова начинается Стансы Пушкина?
    • анализ стихотворения пушкина стансы
    • стансы ответы на вопросы

    Кто может помогите где мне найти анализ стихотворения Пушкина "Стансы". Очень надо

    В надежде славы и добра
    Гляжу вперед я без боязни:
    Начало славных дней Петра
    Мрачили мятежи и казни.

    Но правдой он привлек сердца,
    Но нравы укротил наукой,
    И был от буйного стрельца
    Пред ним отличен Долгорукой.

    Самодержавною рукой
    Он смело сеял просвещенье,
    Не презирал страны родной:
    Он знал ее предназначенье.

    То академик, то герой,
    Он всеобъемлющей душой


    Как он, неутомим и тверд,
    И памятью, как он, незлобен.

    Танюшка Профи (795) 7 лет назад

    Лада Донцова Ученик (227) 7 лет назад

    Одно из первых стихотворений, посвященных петровской теме в лирике А. С. Пушкина, - это стихотворение 1826 года «Стансы». 1826 год - начало правления Николая Пер­вого. Николай Первый еще не. был известен, никто с точнос­тью не мог сказать, что их ждет, как он будет править. Это пока была terra incognita. Пушкинское же стихотворение яв­ляется своеобразным наказом Николаю Первому. Петр Пер­вый при этом воспринимается А. С. Пушкиным как почти идеальный монарх; соответственно, он ставится Николаю в пример. Форсированный культ Петра Первого, а также па­раллель Петр Первый - Николай Первый особенно подчер­кивают скрытый упрек Александру Первому. (Петр, как пишет Пушкин, «. не презирал страны родной: //Он знал ее предназначенье. »). И как противопоставление следует строфа, начинающаяся словами «то академик, то герой, //То морепла­ватель, то плотник. ». где изображается весь спектр занятос­ти, деловитости Петра. Практически все стихотворение есть сплошное восхвале­ние Петра. В некоторых отдельных строках слышится недо­вольство Александром. Таким образом, в стихотворении по­являются два полюса: положительный (Петр) и отрицатель­ный (Александр). Николай в данном случае оказывается наи­более приближен к Петру. Пушкин хочет видеть Николая таким же идеальным монархом, каким был Петр. Последняя строфа заключает в себе прямое наставление Николаю: «Семейным сходством будь же горд; // Во всем будь пращуру подобен: //Как он, неутомим и тверд, //И памятью, как он, незлобен». Видя сходство в началах царствований Петра и Николая, Пушкин пишет: «. Гляжу вперед я без боязни: //Начало славных дней Петра //Мрачили мятежи да казни. » Можно сказать, что Пушкин прощает Николаю ис­торию с декабристами. Аналогия с началом петровского правления, видимо, оправдывает Николая и дает надежду на «славу и добро» .

    «Стансы» А.Пушкин

    В надежде славы и добра
    Гляжу вперед я без боязни:
    Начало славных дней Петра
    Мрачили мятежи и казни.

    Но правдой он привлек сердца,
    Но нравы укротил наукой,
    И был от буйного стрельца

    Пред ним отличен Долгорукой.

    Самодержавною рукой
    Он смело сеял просвещенье,
    Не презирал страны родной:
    Он знал ее предназначенье.

    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.

    Семейным сходством будь же горд;
    Во всем будь пращуру подобен:
    Как он неутомим и тверд,
    И памятью, как он, незлобен.

    Анализ стихотворения Пушкина «Стансы»

    Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них – стихотворение «Стансы», отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от обычной цензуры. В первом четверостишии «Стансов» Пушкин сравнивает начала правления двух императоров – Петра I и Николая I. Впрямую о восстании декабристов, с некоторыми из которых поэт был хорошо знаком, не говорится, но оно явно подразумевается. Его Александр Сергеевич сопоставляет со стрелецким бунтом 1698 года, жестоко подавленным Петром Алексеевичем. Может показаться, что Пушкин одобряет расправы над мятежниками, проведенные двумя императорами. В действительности все не так просто. Об отношении поэта к бунтам прекрасно говорит знаменитая фраза из «Капитанской дочки»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». И вот еще одна примечательная фраза: «Средства, которыми достигается революция, недостаточны для ее закрепления».

    Петра Великого Пушкин в «Стансах» выводит идеальным правителем. Поэт восхищается невероятной работоспособностью императора и его разносторонними интересами:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Также отмечаются заслуги Петра I, касающиеся распространения образования («самодержавною рукой он смело сеял просвещенье»). Пожалуй, главное достоинство правителя описано в следующих строках:
    Не презирал страны родной:
    Он знал ее предназначенье.

    Многие современники Пушкина резко отрицательно отнеслись к «Стансам». В высшем обществе ходили слухи, что «стихи на заданную тему» поэт сочинил за четверть часа. Нередко звучали обвинения в царедворческой лести. У некоторых представителей света «Стансы» вызвали искреннее удивление. Они полагали, что произведение противоречит репутации вольнодумца и борца за свободу, закрепившейся за Александром Сергеевичем. Конечно, рассматриваемый текст – ни в коем случае не лесть. Скорей всего, Пушкин действительно надеялся на перемены к лучшему и связывал их с Николаем I. Не зря вторая строка стихотворения гласит: «…Гляжу вперед я без боязни…».

    «Стансы(В надежде славы и добра)», анализ стихотворения Пушкина

    Период жизни Александра Сергеевича Пушкина. в который был написано стихотворение под названием «Стансы» . пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого. Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение «Стансы», некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по сей день.

    Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

    Восстание декабря 1825 года сопоставляется Пушкиным с событиями 1698 года, когда произошел стрелецкий бунт с подачи Софьи Алексеевны, сестры Петра Великого. Бунт стрельцов был жестоким образом подавлен. Читатель может подумать, что поэт одобрительно относится к беспощадным казням бунтующих, однако отношение Пушкина к бунтам иное. Оно ясно выражено в повести «Капитанская дочка». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин высказывался и о том, что средства, которые используются для достижения революции, недостаточны для ее закрепления.

    Образ Петра Алексеевича в «Стансах» Пушкин рисует идеализированный. Александр Сергеевич восхищен невероятной разносторонностью интересов и умений правителя, его удивительной работоспособностью, обучаемостью и живым, ясным умом:

    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.

    Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

    Большинство современников Александра Пушкина восприняли «Стансы» негативно. Люди, принадлежащие высшему обществу, поговаривали, что «Стансы» - это стихи на заданную тему, которые поэт написал в кабинете его Величества за пятнадцать минут. Особенно частыми были обвинения в угодничестве, восхвалении и лести царю, одобрении царского режима. В глазах некоторых представителей света произведение не соответствовало образу борца за свободу личности, мысли и слова, который прочно закрепился за Александром Сергеевичем. Мнение о том, что художник изменил своим взглядам, побудило его к написанию стихотворения «Друзьям».
    В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

    Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

    Слушать стихотворение Пушкина Стансы