В четверг, 7 декабря, в Москве Собянин вручил награды лауреатам конкурса «Московская реставрация-2017». Как я уже неоднократно писал, можно по разному относиться к тому, как и что реставрируется, можно придираться к деталям, но то, что в последние годы Москва испытывает бум реставрации - факт. С чем это связано? Сложно назвать одну причину, здесь и реконструкция пешеходных зон, и работа с инвесторами по стимулированию сохранения объектов культурно-исторического наследия, здесь и, наверное, главная причина, чему я очень радуюсь, ИЗМЕНИЛАСЬ ПСИХОЛОГИЯ многих горожан. Я начал водить экскурсии больше 10 лет назад и тогда история Москвы и «трущобы» интересовали лишь узкий круг краеведов. Сейчас же одних экскурсионных проектов с пешеходными экскурсиями десятки. Если раньше экскурсоводы знали друг друга не просто в лицо, а дружили семьями, то теперь появились целые коммерческие курсы гидов (!!!). С одной стороны в дело пришло много дилетантов, с другой же город стало любить гораздо большее количество людей и людям не всё равно. Появился европейский запрос на изменения и реставрацию, более того, сейчас любое изменение городской среды как под лупой и сразу оказывается в центре общественного внимания, а не как лет 15 назад, когда без шума и общественногопорицания сносились целые исторические кварталы.

Но хватити лирического отсутпления, давайте посмотрим, какие же здания стали лауреатами премии «Московская реставрация-2017» и как были отреставрированы.

Лауреаты премии :

Городские усадьбы

1) Усадьба фон Рекк, 2-я пол. XIX в." - улица Пятницкая, д.64, стр.1

ПОСЛЕ реставрации в наши дни дом отчистили от грязи и пыли и привели в надлежащий вид:

До реставрации шикарное здание выглядело довольно жалко: всё в подтеках и пыли:

Больное место Пятницкой. «Дом со львами» ветшал на глазах. Во время одного из фотоутренников в 2011 году мы его подробно отсняли и выглядел он плачевно, как на фото выше, особенно старение было видно в деталях:

2) Усадьба Остафьево (Вяземских), XVIII в. - п. Рязановское, с. Остафьево

Вид дома в 2013 году.

С расширением Москвы и включением в нее множества подмосковных территорий усадьба Остафьево стала частью города. Собственно, это ее и спасло, почти сразу там началась реставрация и хотя бы за спасение этой усадьбы уже стоило расширять Москву. Усадьба шикарная, с хорошо спланированным парком, если не были, то обязательно посетите. Про эту усадьбу мы писали в публикации про Новую Москву .

Вид усадьбы в наши дни:

3) Жилой дом Н.К. Боля - К.А. Гутхейля, нач. XIX в., 1870-1880- е гг. в Денежном переулке

Помню одно время постоянно водил экскурсии мимо этого особняка и каждый раз удивлялся, что дом, где в 1890-х бывал сам Рахманинов находится в таком плачевном состоянии. На старой фото здание явно сфотографировано ещё в конце 1990-х - начале 2000-х (судите даже по машинам), уже к середине 2000-х оно выглядело гораздо хуже =(((Зданием явно долго не занимались.

Теперь после реставрации здание выглядит так:

Интерьеры ДО:

Интерьеры ПОСЛЕ:

Ещё одним достойным памятником больше. Теперь хоть иностранным туристам можно показывать. Образованные американцы Рахманинова знают и каждый раз удивлялись, что здание в таком плачевном состоянии было.

4) Городская усадьба купца М.Н. Гусева, 1-я половина XIX в., 1858 г., 1882 г. - Флигель, 1858 г., 1885 г. (1858 г., 1882 г.)" - улица Большая Полянка, д.65/74, стр.3

Здесь вообще не то, что состояние оставляло желать лучшего, здесь во многом пришлось полностью восстанавливать внешний вид.




По-моему, без комментариев.

И фото ПОСЛЕ:



Мы можем бесконечно ругать стеклопакеты и, разумеется, за дело, но не всё сразу. Окна-то потом гораздо проще заменить, чем весь дом отстроить.



5) "Жилой дом Н.П. Баулина (в основе палаты XVIII в.), 1820-е гг., 1880-е гг., архитектор Н.Д. Струков" - улица Николоямская, д.52, стр.1

Здесь вообще сложно что-то комментировать, кроме того, что практически в центре историческое здание было доведено до совершенно руинированного состояния:

Обратите внимание на искуссную кладку

Теперь выглядит так:

По-моему, просто невероятно, что здание смогли настолько восстановить и законсервировать.

6) "Усадьба Е.В. Татищева, 1776-1778 гг., арх. М.Ф. Казаков - Главный дом" - Петровский бульвар, д.8, стр.2

Здесь очень интересно получилось. Основные работы проходили внутри. До реставрации здание выглядело так:


А вот так после реставрации:

НИЧЕГО СЕБЕ! Вот это удивительно! У нас потихоньку стали понимать, что стеклопакеты в исторических зданиях - зло. Здесь мало того, что поменяли окна на нормальную расстекловку и деревянные рамы, ещё и внутри, например, отреставрировали дореволюционные перила.


Двери резные в порядок привели

Зал отчистили:

ПАРКЕТ ОТРЕСТАВРИРОВАЛИ!!!

7) "Городская усадьба (бывш. дом Боткина): - Главный дом, конец XVIII в., перестроен в 1817 г. (часть) - Ограда и служебные корпуса, 1841 г. (часть)" - Петроверигский переулок, д.4, стр.1,2,4

На усадьбц знаменитой московской семьи Боткиных еще лет 7 назад без слёз невозможно было взглянуть:

В хозяйственном флигеле так и вообще периодически бомжи ночевали. Как только не спалили, диву даюсь!



Состояние усадьбы внутри:



Теперь опять же выглядит так, что показать не стыдно:

Удивительно трепетно отнеслись к лепнине:

Лепнина в реставрациях вообще одно из самых больных мест. Бывает, снимут леса после реставрации, а там... лучше б не делали. Даже черты лица маскаронов меняются, не говоря уже о мелких деталях, которые просто размываются.


Отдельно хорошо, что внутренний двор усадьбы перед хозяйственной постройкой замостили:

Теперь в усадьбе, в частности выставочный зал РВИО.

8) "Жилой дом, XVIII-XIX вв." - Старосадский переулок, д.9, стр.1

Один из прекрасных примеров возвращения к истокам: просто - не значит плохо. Старое здание Исторической библиотеки просто отчистили до старого кирпича и привели в порядок и как хорошо оно заиграло сразу:


9) "Гостиница В.А. Кокорева, 1860-1867 гг., 1880-е гг.

Знаковое здание Кокоревского подворья. Можно сказать, первый в Москве бизнес-центр класса А отреставрировали (советскую надстройку, правда, не снесли, но пусть будет уж). Самое главное, за что стоит порадоваться - зданию вернули длинный чугунный балкон по весь фасад с опорами, который у него был, но исчез в советское время:

Внутри здание также претерпело изменения.

Объекты культового зодчества:

10) "Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв. - Церковь Михаила Архангела, 1806-1809 гг. (усыпальница Голицыных)" - Донская площадь, д.1-3, стр.20

На территории Донского монастыря отреставрировали храм-усыпальницу Голицыных.

11) "Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в.: - Колокольня, 1835 г.

Интересно, что за монастырь принялись отностительно недавно, ведь еще до середины 2000-х на его территории располагалось много помещений МАрхИ. Отреставрировали колокольню монастыря:

12) "Церковь Рождества Христова, 1689-1692 гг., кон. XVIII-XIX в. в Варварино, 1693 г." - пос. Краснопахорское, дер. Варварино (ТиНАО)

Храму 17 века также повезло попасть из Московской области на территорию города.

Объекты садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры

13) Реставрация и приспособление под современное использование выявленного объекта культурного наследия «Центральный парк культуры и отдыха им. Горького. Главный вход (пропилеи, циркумференции) с металлической оградой (ковка, литье) в каменных столбах и Ленинской площадью перед главным входом, 1955 г., арх. Ю.В.Щуко, А.Спасов, инж. Л.Шохейт, Б.Новиков».

Кроме обустройства самого парка был отреставрирован главный вход (в арке сделан музей и доступ на смотровую площадку, если не были, то обязательно сходите). Здесь и совсем комментариев не требуется, сами всё знаете и видели.












14) Система цветочных партеров, 1954 г. на ВДНХ

Про реконструкцию ВДНХ, я уже столько писал, что, думаю, масштаб уже и так всем понятен, но удивительно, что премию получили цветочные партеры. Видимо, большая часть работ еще не завершена.


фото gre4ark





Памятники

15) "Памятник А.С. Пушкину, 1880 г.

На то, что памятник Пушкину стоит в коробке, не обратил внимания только ленивый. Самый известный наш памятник отчистили, подновили и покрыли защитными составами



16) "Памятник М. Горькому, 1951 г.

НАКОНЕЦ! УРА! После долгих лет ремонта площади Белорусского вокзала памятник вернулся на законное место, в отреставрированном виде. Эпохальное событие:



17) Некрополь Армянского кладбища. Надгробие Тарасова Н.Л.

Надгробие и ограда одного из самых известных светских персонажей начала 20 столетия, одного из людей, спасших Художественный театр от банкротства, да и просто неординарной личности () было в совершенно упадочном состоянии:



После реставрации ограда вновь поражает тонкой работой кузнецов:



Археологическое наследие:

18) Остатки укреплений Белого города, 2-я пол. XVI в. н.э. - Хохловская площадь

На Покровском бульваре в 2000-х годах затеяли строительство и раскопали нижнюю часть и фундамент средневековой стены Белого города, которая до екатериниских времен проходила по всему бульварному кольцу. Строительство было остановлено, стена накрыта навесом, поставлена на охрану и так продолжалось не один год.

Мое фото 2012 года:

ПОСЛЕ реставрации здесь открыли фундаменты стены Белого города, да и вдобавок сделали неплохое общественное пространство:





19) Подземные конструкции и остатки укреплений Китай-города XII-XIX вв. н.э.

На бывшей исторической территории Китай-города во время раскопок были найдены остатки старых мостовых, колодец и множество предметов обихода:



ОТДЕЛЬНО БЫЛИ ОТМЕЧЕНЫ:

Реставрация зданий бывшей окружной железной дороги (ныне МЦК)

Были приведены к изначальному виду и цвету старые здания станций: "Лихоборы", "Угрешская", "Андроновка", "Владыкино", "Кожухово", "Пресня", "Белокаменная", "Канатчиково", "Воробьевы горы", "Кутузово", "Черкизово", "Серебряный бор", "Лефортово"

Например, одно из крупных зданий - "Воробьевы горы":



Отдельно было отмечены работы, сделанные под началом федеральной структуры - МИД РФ. У высотки был полностью реконструирован пришедший в полную негодность проржавевший шпиль:


Был также подновлён и герб СССР на высотке:

В общем, реставрация вошла в моду и это не может не радовать!

|

Реставрация усадьбы Лопухиных

Первые реставрационные исследования на территории усадьбы начались в 1965 году. В это время из главного дома и флигеля выселяются жильцы и усадьба передается в пользование Министерству тяжелого машиностроения СССР. Реставрационными работами руководили специалисты Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Министерства культуры РФ. На основании научных исследований и архивных изысканий архитектором-реставратором И.В. Ильенко была разработана концепция проекта реставрации, направленная на выявление сочетающихся в синтезе, как на фасадах, так и в интерьерах, наиболее ценных и значительных элементов XVII, XVIII и XIX веков. Проектом предусматривалось сохранение главного фасада в классических формах, сложившихся во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв. Одновременно на дворовом фасаде максимально выявлялась архитектура палат XVII века, включая «Красное» парадное крыльцо входа на второй этаж.

В течение 1960 – 1980 годов фрагментарная реставрация коснулась лишь отдельных элементов фасадов и интерьеров первого этажа с подвалом, но не затронула основных конструкций разрушающегося здания.

В 1992 году на территории усадьбы работала Московская археологическая экспедиция под руководством А.Г. Векслера. Раскопки дали чрезвычайно богатый материал, охватывающий длительный исторический период, начиная с домонгольской эпохи.

Историческая ограда с парадными воротами
усадьбы Лопухиных. 1996

Новый этап в истории реставрации усадьбы связан с Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха, разместившимся в усадьбе с 1989 года. К тому времени, несмотря на реставрационные работы середины 1970-х – 80-х годов, главный дом и флигель находились в аварийном состоянии. Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит «оторвался» от здания и наклонился. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших облик дома с уникальной историей. От исторической ограды остались лишь полуразрушенные пилоны и ржавые рассыпающиеся створки ворот.

С 1993 года Международный Центр Рерихов начинает полномасштабную реставрацию памятника по проекту реставрации ЦНРПМ (авторы: И.В. Ильенко и И.Д. Любимова). Контроль за ходом работ осуществляет Главное Управление охраны памятников города Москвы (ныне Москомнаследие). Весь комплекс работ по укреплению и реставрации несущих конструкций здания и фундаментов, стен, сводов, перекрытий, лестниц, кровли, фасадов, а также по воссозданию интерьеров зданий, благоустройству территории МЦР проводит исключительно за счет собственных и привлеченных средств, без всякой государственной поддержки.

В 1997 году вдоль Малого Знаменского переулка была восстановлена историческая ограда «в каменных столбах» с отреставрированными парадными воротами середины XVIII века, украшенными ажурными коваными металлическими створками и белокаменными карнизами пилонов.

В течение ряда лет в главном доме воссоздавалась отделка его интерьеров: палат первого этажа и белокаменных подвалов XVII века, парадной дубовой лестницы 70-х годов XVIII века, ведущей на второй этаж. В парадных анфиладах второго этажа по сохранившимся образцам были восстановлены наборные дубовые паркеты, белые изразцовые печи, камин из белого мрамора с вставками из лазурита, зеркала в резных позолоченных рамах, хрустальные люстры и колонны коринфского ордера с отделкой из искусственного мрамора. В двух залах расчищен от поздних масляных покрасок и отреставрирован подлинный искусственный мрамор отделки откосов оконных и дверных проемов XVIII века. Отреставрированы сохранившиеся во многих проемах дверные полотна. Наряду с этим в интерьеры второго этажа органично включены отреставрированные элементы архитектуры XVII века, уникальные порталы и оконные проемы.

Во флигеле при откапывании подвалов были обнаружены и восстановлены стены древней палаты XVII века.

В 2006 году воссозданием «Красного» крыльца XVII века на сохранившихся в земле белокаменных фундаментах завершена реставрация главного дома, проведены работы по благоустройству территории. Под наблюдением московских археологов был снят и исследован поздний культурный слой на глубину до двух метров. Теперь гости усадьбы могут любоваться нарядными и оригинальными трехэтажными боярскими палатами с парадным «Красным» крыльцом.

Смелое решение архитекторов-реставраторов объединить в гармоничном синтезе элементы архитектур XVII, XVIII и XIX веков наилучшим образом выявляет наиболее ценные грани уникального памятника, подчеркивает глубину и многомерность данного исторического пространства.

Особо следует отметить высокий научный уровень реставрации усадьбы Лопухиных. Все эти годы она велась строго в соответствии с основными методологическими реставрационными принципами и правилами, на основании археологических, архивных и натурных исследований, научного анализа, с соблюдением реставрационных технологий. В процессе производственных работ изучение усадьбы продолжалось, что позволило уточнить первоначальные решения проекта, получить новые неизвестные данные его строительной истории. Поэтому вполне закономерен тот факт, что уже несколько лет в стенах усадьбы Лопухиных по материалам ее реставрации Академией переподготовки работников культуры постоянно проводятся учебные лекции для студентов-архитекторов и специалистов-реставраторов.

Одновременно с реставрацией памятник приспосабливается под нужды Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Все реставрационные работы с 1995 года проводятся под авторским руководством И.Д. Любимовой. Наряду с профессионалами-реставраторами и строителями, выполнявшими основной объем работ, в восстановлении усадьбы принимали участие добровольные помощники из разных городов России и ближнего зарубежья.

К настоящему времени завершен один из основных этапов работ по реставрации и приспособлению усадьбы Лопухиных под функции Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Доказательством высокого качества реставрации, проведенной Международным Центром Рерихов, и признанием историко-культурной значимости усадьбы Лопухиных являются высокие государственные и международные награды, которыми отмечен коллектив МЦР.

В 2007 году в Президент-Отеле (г. Москва) состоялось знаменательное событие – творческий коллектив, руководимый Людмилой Васильевной Шапошниковой – первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, стал обладателем Национальной Премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор». Премия вручена Л.В. Шапошниковой за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных», в котором размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха. Премию присуждал Национальный Фонд «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Л.В. Шапошниковой была также вручена «Благодарность» от министра культуры и массовых коммуникаций.

В июне 2010 года Л.В. Шапошникова стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд». Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в вопросах сохранения богатейшего архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы. Высокая награда стала знаком высокого уважения международной общественности к деятельности Международного Центра Рерихов по сохранению культурного наследия России.

В ноябре 2010 года Департамент Культурного Наследия г. Москвы в числе одиннадцати лучших реставрационных работ Москвы представлял усадьбу Лопухиных на реставрационной выставке «Denkmal 2010» в Лейпциге.

Так будет выглядеть усадьба Лопухиных к 2020 г.

Десятки тысяч старинных усадеб разрушаются в запустении в России. Лишь несколько сотен из них находится в частных руках. Что мешает памятникам архитектуры обрести новых владельцев, способных сохранить, отреставрировать и вдохнуть в них новую жизнь? Как сегодня устроен рынок российской исторической недвижимости?

На декабрь намечена продажа двух подмосковных усадеб в рамках новой программы «Зеленый коридор». На торги выставлены принадлежавшая отцу Александра Герцена усадьба Покровское-Засекино первой четверти XIX века и Дедешино — редкий пример архитектурного ансамбля 1770-х годов. Стартовая цена каждой усадьбы — 26 млн руб. «Зеленый коридор» — концепция государственной поддержки, гарантий и контроля для частных инвесторов в сфере реставрации объектов культурного наследия, которую реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». Возможно, новая инициатива поможет желающим владеть старинными усадьбами. Пока что несовершенство законодательства в вопросах передачи усадеб, жесткие условия реставрации для инвесторов и отсутствие отработанной системы мониторинга состояния российских усадеб — главные проблемы рынка исторической недвижимости в России. Такова цена многолетнего разрыва преемственности во владении усадьбами между прежними и малочисленными нынешними собственниками. Как же устроен этот рынок на самом деле?

По рублю метр, но только после реставрации

Семь тысяч — таково официальное число усадеб, находящихся на учете у федеральных, региональных и местных властей. Это официальные цифры, реальные же не знает никто, уверен вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас. Если умножить известное число усадеб на пять, получится более или менее реальное количество таких памятников в сегодняшней России в разной степени сохранности, считает он. С присоединением Крыма еще 50 усадеб и дворцов, от Фороса до Алушты, вернулись в Россию, напоминает член Общества изучения русской усадьбы Вадим Разумов .

Из числа зарегистрированных усадеб чуть более 10% находятся в удовлетворительном состоянии, то есть не требуют срочного ремонта или не пребывают в руинах. Отследить уровень износа и потерь таких ансамблей, а также их точное количество не под силу ни одному ведомству или самой активной общественной организации.

Обычно усадьбы находят своих владельцев следующим образом: федеральные или региональные власти проводят аукцион, по итогам которого победитель арендует объект с условием обязательной реставрации. Только после ее окончания и сдачи объектов в эксплуатацию устанавливается льготная арендная плата — 1 руб. за 1 м2 в год.

А вот до этого стоимость аренды вполне себе рыночная — та, какую и определяет, собственно, аукцион. Цены бывают разными. К примеру, арендная плата за московскую усадьбу Чернецовой — Вагиных — Барановых (площадь чуть больше 1 тыс. м²) XVIII-XIX веков на прошлогоднем аукционе начиналась от 3 тыс. руб. за 1 м² в год. Ежегодная аренда 1 м2 усадьбы Морозовых рубежа XIX века площадью 827 м² на Николоямской улице в Москве после торгов составила больше 13 тыс. руб.

Ежегодно в длительную аренду или собственность передается от 30 до 50 российских усадеб, подсчитал Дмитрий Ойнас . Часть из них была передана по программе «Усадьбы Подмосковья»: за десять месяцев ее работы владельцев обрели шесть усадеб, находящихся в собственности Московской области, и четыре муниципальных. До конца 2014 года планируется передать еще пять усадеб, а с начала будущего года — 23 муниципальные усадьбы.

Власти обещают, что будут передавать в собственность и парки несохранившихся усадеб. «Они будут вовлекаться в хозяйственный оборот путем передачи в аренду с возможностью воссоздания ранее утраченных исторических построек», — рассчитывает министр культуры Подмосковья Олег Рожнов .

Сегодня в руках частных лиц или организаций находится около 350-400 усадебных комплексов. Темп, с которым российские усадьбы находят новых владельцев, нельзя назвать высоким. «Очереди из желающих владеть усадьбами я не заметила, хотя занимаюсь изучением усадебного наследия больше 20 лет», — свидетельствует заведующая отделом архитектуры Нового времени НИИ теории и истории архитектуры, член Общества изучения русской усадьбы Мария Нащокина .

Кто хочет быть помещиком?

Крупный и средний бизнес, потомки разоренных «дворянских гнезд», да и самые обычные люди, бюджетные и коммерческие организации, аффилированные с государством, — вот основной контингент владельцев.

Каков идеальный портрет собственника из крупного или среднего бизнеса? Это должна быть инвестиционная компания, обладающая достаточными собственными средствами, специалистами, курирующими реставрацию, и входящими в саму компанию предприятиями, деятельность которых прямо пересекается с реставрационными задачами — от правовых до строительных вопросов. Дело за тем, чтобы собственники такой компании захотели потратиться на восстановление усадьбы. Подобных примеров немного.

Так, Мария Нащокина называет владельца ГК «Конкор» Владимира Кононова чуть ли не единственным в России бизнесменом, продемонстрировавшим профессиональный подход к реставрации имений. Эта компания восстановила две усадьбы в Тверской области: дом Ивана Белюстина в Калязине и знаменитейшую усадьбу второй половины XVIII века Знаменское-Раек (шедевр Николая Львова ) между Тверью и Торжком (см. справку).

Директор «Северо-Западной инвестиционной компании» Николай Загоруй не только спас от полного разрушения псковские палаты Подзноева XVII столетия, но и открыл в восстановленном памятнике экспозицию по материалам археологических раскопок, а также ресторанный и гостиничный комплекс «Двор Подзноева».

Казанский бизнесмен и меценат Алексей Семин , пожалуй, наилучшим образом соответствует портрету «идеального собственника»: его инвестиционная компания ASG обладает достаточными ресурсами, которые готова тратить на восстановление усадеб. В ASG входят все необходимые для проектирования и реставрации подразделения — от правового до реставрационного. Сохранение исторического наследия и превращение его в эффективный инструмент инвестиций стало, по сути, одним из основных направлений деятельности бизнеса Алексея Семина: 10-15% доходов от активов инвестиционной группы предприниматель отчисляет на свои усадебные проекты, а их целых семь (см. справку).

На подмосковные усадьбы компания планирует потратить около 5 млрд руб. за три-четыре года, говорит пресс-секретарь ASG Татьяна Славкина . Стоимость восстановления начинается со 100 тыс. руб. за 1 м², не считая интерьеров и парков. В среднем усадьба «под ключ» обходится в 0,5-1 млрд руб., подытоживает Славкина. Сам Семин — обладатель коллекции западноевропейского искусства XVI-ХIX веков. В числе 5 тыс. предметов его собрания — живопись, мебель, декоративно-прикладное искусство.

Крупный бизнес стремится превратить объекты культурного наследия в эффективный инвестиционный инструмент — обычные граждане становятся обладателями усадьбы по зову сердца. И уже потом рассматривают возможности возврата вложений и получения прибыли.

Наименее эффективные (иногда не по своей воле) владельцы усадеб — бюджетные учреждения и коммерческие организации, действующие в интересах государства. К числу малоэффективных собственников, увы, относятся и некоторые региональные музеи, ведущие столичные вузы и, как ни удивительно, приходские храмы.

Пожалуй, наиболее эффективные собственники — потомки бывших владельцев усадеб. Люди, знающие свой род, нутром чувствующие, чем жили их предки, — истинные и преданные энтузиасты-подвижники. Они не только восстанавливают усадьбы, но и возрождают традиционный быт, продолжают историю рода, его традиций и ценностей. А зачастую и сами живут в родовых имениях. «Ясная Поляна» и ее директор Владимир Толстой , музей-усадьба Михаила Шолохова и ее директор Александр Шолохов , «Поленово» с директором Наталией Поленовой , владелец подмосковной усадьбы Александрово-Щапово ученый-историк Ярослав Щапов и другие…

Какими бы ни были цели, подвигшие сегодняшних владельцев заняться восстановлением имений, проблемы, с которыми они сталкиваются, у всех одинаковы.

Парк с привидениями

К передаче в собственность исторических усадеб общество относится с недоверием, утверждает Дмитрий Ойнас . Под давлением общественности и при плохо работающей системе мониторинга за уже переданными усадьбами государство старается подстраховаться — стремится сохранить за собой максимальный контроль над памятниками.

В итоге владельцев и арендаторов в кратчайшие после обретения усадеб сроки обязывают заняться полноценной реставрацией. Хорошо это или плохо? Для усадеб, у которых уже есть владельцы, скорее, хорошо. Добросовестный арендатор понимает, чем он владеет, и старается выполнить жесткие условия государства. Проблема в том, что уложиться в график реставрационных работ способно существенно меньшее число людей, чем тех, кто в принципе хотел бы взять усадьбу на условиях долгосрочной аренды или в собственность. Это и есть один из основных сдерживающих факторов развития рынка, уверен Ойнас.

Причем арендатора больше пугает не то, что в случае невыполнения графика он может быть лишен своей усадьбы, а компенсация средств вряд ли совпадет с его реальными тратами. Стратегически важнее то, что из-за негативного отношения властей к владельцам существует реальный риск утраты самих памятников: усадьбы просто не находят своих владельцев. «Мы их и теряем — еженедельно», — подтверждает Мария Нащокина.

В Европе нет жесткой связи между приобретением объекта культурного наследия и его восстановлением, для европейцев важно сохранить то, что получил. «Взял в аренду руину — будь добр сделать все, чтобы она дальше не разрушалась, — комментирует Дмитрий Ойнас. — Арендатор платит налоги, вносит арендную плату и вправе сам решать, когда заняться восстановлением. Это нормально: довольно жесткие обязательства по восстановлению потянуть может не каждый». Словом, на Западе консервация важнее реставрации.

«Жесткие требования к реставрации необходимы, поскольку гарантируют воссоздание исторического объекта, а не новое строительство его копии», — возражает Олег Рожнов.

Еще один фактор риска — передача в аренду усадеб без земли. Десятилетиями территории усадеб вместе с прудами и парками делились между разнообразными собственниками. И даже если у самой усадьбы появился надежный владелец, готовый инвестировать средства в ее восстановление и развитие, законных путей передать ему территорию целиком уже нет.

Чиновники это признают и призывают собственника потерпеть. «В процессе разработки проекта реставрации и в ходе самих работ можно рассмотреть возможности присоединения отдельных участков для воссоздания единого усадебного комплекса», обещают власти. Пройти такой путь под силу лишь крупному бизнесу. В случае с обычным собственником положительных примеров подобной тесной кооперации с властью пока не видно.

К слову, в сложившейся европейской практике именно парки, а не сами имения представляют, с точки зрения владельца, главную ценность. Парк — универсальное средство привлечения посетителей, получения прибыли, поэтому европейские арендаторы прежде всего занимаются его развитием, а уже потом обращают внимание на другие сервисы.
«Может пройти не один год, прежде чем арендатор решит, что с доставшейся ему усадьбой тоже стоит что-то сделать. Например, кормить и поить посетителей кофе или размещать своих гостей, — комментирует Ойнас. — Владельцы работают прежде всего с культурно-историческими смыслами, связанными с объектом наследия, и вокруг них выстраивают систему сервисов, а уже потом думают, какие для этого требуются капитальные вложения».
Российская общественность относится к историческим усадьбам в первую очередь как к антикварной ценности. А планы развития усадеб редко выходят из набора стерео-типов «отель, ресторан, музей, бани, балы». В чем причина?

Используя — сохраняем

«Мы потеряли опыт жизни в усадьбах, просто разучились там жить», — считают владельцы многих усадеб. Умение жить в деревне означало и использование имения как художественного пространства: состоятельные и образованные владельцы собирали художественные коллекции, поддерживали традиции публичных театральных представлений.
Российский рынок исторической недвижимости только начинает формироваться. До 1990-х годов рынка не существовало, памятники были исключительно государственной собственностью, напоминает Олег Рожнов. Усадьбы наряду с другими объектами недвижимого имущества стали предметом свободного оборота лишь в начале 1990-х.

Сегодняшние федеральные и региональные программы развития (вроде «Усадьбы Подмосковья») далеки от совершенства. По сути, они загоняют в рамки арендаторов и лишают права на появление хозяина множество российских усадеб. «Эти программы — компромисс между общественным мнением и потребностями рынка в исторической недвижимости, это переходные формы к реальному рынку», — считает Дмитрий Ойнас.
Впрочем, все то, что как-то способствует возрождению усадеб, уже хорошо. Поэтому не столь важны условия, на которых усадьбы находят нового хозяина, — в собственности или на условиях аренды, но у них должны быть владельцы. Главное для сохранения памятника — его использование.

Олег Рожнов признает, что «государство должно выполнять не только надзорные функции, но и предоставлять ряд преференций для добросовестных инвесторов, которые реализуют эти проекты». И уже готов предложить более мягкие условия. Так, по инициативе Минкультуры Подмосковья готовится законопроект, предусматривающий снижение платы за земельные участки, на которых расположены усадьбы, переданные в аренду по программе «1 рубль за 1 м²».
Сами же игроки рынка исторической недвижимости более всего заинтересованы в установлении охранных зон, признании парков недвижимым имуществом и повсеместном внесении сведений об усадьбах и парках в государственный кадастр недвижимости. А пока этого не произошло, требуют ввести мораторий на новую застройку вблизи парков и усадеб. Это поможет найти новых хозяев старым усадьбам.

Усадьбы, которым повезло

Усадьба Марьино,

родовое имение Строгановых — Голицыных
Ленинградская область

Собственник : Галина Степанова
Условия владения: в личной собственности с 2008 года

Петербургская предпринимательница и владелица музейно-выставочного центра «Петербургский художник» Галина Степанова купила усадьбу XIX столетия Марьино в 2008 году у обанкротившегося завода «Сокол». Почему именно Марьино? Галина Степанова предпочитает говорить, что «усадьба нашла ее сама».

За три года ей удалось полностью восстановить ансамбль и обустроить на территории английский парк, где высадили более тысячи деревьев и кустарников и вылечили старые посадки, воссоздали каскад прудов с плотинами и водопадами. В 2011 году обустроили конюшню с двумя лошадками — Радой и Монетой. Открыли ресторан с европейской, восточной и русской кухней и отель (цена номеров от 8 тыс. до 13 тыс. руб.). Галина Степанова мечтала заказать скульптору Михаилу Шемякину скульптуру Пиковой дамы: прототипом известного персонажа стала прежняя хозяйка усадьбы Наталья Голицына . «Такой факт нужно непременно увековечить, но пока нам не удалось договориться», — говорит Степанова.

Зато удается превратить имение в разновидность дорогостоящего отдыха: зимние и летние забавы, экскурсии по усадьбе. Обед или чай с пирожками оплачиваются отдельно и «являются обязательной составляющей экскурсионных программ» (цитата с сайта).


Усадьбы «Дом Ивана Белюстина» (XIX век) и Знаменское-Раек (XVIII век)

Тверская область
Собственник: ГК «Конкор»
Условия владения: аренда на 49 лет
К совладельцу ГК «Конкор» Владимиру Кононову в тесном мире усадебной общественности питают особые чувства не случайно: это первый российский бизнесмен, всерьез занявшийся восстановлением усадеб.

В 2001 году в Калязине был восстановлен дом Белюстина, известного тверского священника, жившего в усадьбе более 70 лет. Нарядные бело-сиреневые ампирные постройки, дом с мезонином и розовый сад с изящной ротондой — Кононову удалось осуществить реставрацию на высоком профессиональном уровне. Восстановлены также интерьеры и домашняя обстановка.

К 2015 году будет завершено масштабное восстановление еще одного имения — Знаменского-Райка архитектора Николая Львова , одного из самых известных примеров русского палладианства XVIII века. Впрочем, уже несколько лет в северо-восточном флигеле усадьбы работает мини-отель, который Кононов пообещал превратить в «музейно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям ЮНЕСКО». С этой целью он привлек к реставрации французское архитектурное бюро Fevre&Gaucher . Объем вложенных в реставрацию средств Владимир Кононов не скрывает: калязинская усадьба обошлась ему в $6,5 млн, а Знаменское-Раек — не менее $20 млн.


Усадьба Красково-Убережное

Тульская область
Собственник: Александр Ситников
Условия владения: в личной собственности
Московский предприниматель Александр Ситников приобрел усадьбу дворян Киреевских XVIII века в 2000 году у одного из тульских оборонных заводов. После революции и вплоть до 1980-х годов в имении была школа, в 1985 году ее закрыли, а усадьбу передали тульскому заводу, организовавшему там дом отдыха. То, что усадьбу использовали, сохранило ее от забвения. Однако из-за отсутствия должных реставрационных работ она сильно пострадала: разрушились перекрытия, а флигель при главном доме рабочие и вовсе разобрали.

Красково-Убережное Ситников восстанавливал девять лет, в консультанты привлек профессиональных архитекторов и реставраторов. Уже восстановленные части фасада и лепнину на карнизах сравнивал с архивными фотографиями — и добивался полного исторического сходства. Он сохранил старинную лестницу, оставил неизменной сводчатую трапезную площадью 100 м², а пол в имении набрал из лиственницы.

Александр Ситников — один из немногих владельцев усадеб, которые не используют в коммерческих целях каждый квадратный метр. А мог бы — содержит же в усадьбе целое хозяйство из лошадей, овец, бычков и коров, а в пруду разводит рыбу. И так уже больше десяти лет.

Усадьбы, которым не повезло


Усадьбы Гончаровых и Чернышевых

Ярополец, Московская область
Собственник: Московский авиационный институт (МАИ)
Условия владения: федеральная собственность,
переданы на баланс в 1969 году
В Великую Отечественную войну обе усадьбы серьезно пострадали: были утрачены кровли, перекрытия, фасады. В 1959 году комплекс усадеб был передан на баланс МАИ, а земли — в оперативное управление. Институт восстановил кровлю и фундамент усадьбы Гончаровых XVIII века, связанной с именем Александра Пушкина , отреставрировал стены, уложил металлические балки, изготовил и установил новые оконные блоки. Сегодня в бывшем имении работает пансионат для студентов МАИ «Ярополец». Парк превратился в лес.

А вот на соседнюю усадьбу Чернышевых, основанную вельможей екатерининского времени, средств, увы, не хватило. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец» (предположительно архитектора Жан-Батиста Валлен-Деламота ), парк с Версальской аллеей и обелиском Екатерине II — красивейшее подмосковное имение фактически утрачено. Жизнь едва теплится лишь в церкви-усыпальнице графов Чернышевых, где еще сохраняются остатки монументального надгробия.

Пресс-секретарь МАИ Юлия Романова рассказала, что два года назад институту удалось включить усадьбу Чернышевых в Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы)». Министерство культуры РФ выделило 3 млн руб. на разработку проектно-реставрационной документации по усадьбе. В 2013-2014 годах на эти же цели было выделено еще 12 млн руб. Не так давно МАИ подал заявку на проведение реставрационных работ на всех объектах усадьбы. Сроки и другие параметры будущего проекта пока не известны.

«Таких ситуаций, к сожалению, очень много: формально объект остается в федеральной собственности, а балансодержателем становится некая организация, — говорит вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас . — Эксплуатация объектов наследия не является их профильной деятельностью, а потому соответствующим образом и финансируется. Но забрать у них эти объекты и передать другому владельцу непросто, механизм не отработан».


Усадьба Покровское-Стрешнево

Москва
Собственник: Высшая школа экономики (ВШЭ)
Условия владения: передана в оперативное управление в 2012 году
«Ситуация сложная и удивительная», — так в Высшей школе экономики характеризуют происходящее. С момента передачи усадьбы в оперативное управление ВШЭ в 2012 году для Покровского-Стрешнева хорошие времена так и не наступили. Эта старейшая усадьба Москвы основана еще в первой четверти XVII столетия, принадлежала она роду Стрешневых (на Евдокии Стрешневой был женат первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович ). Помпейская комната, Ванный домик, библиотека, роскошный парк — эти и многие другие уникальные уголки усадьбы ветшают с каждым годом. В имении еще не так давно собирались «неформалы».

Глава пресс-службы ВШЭ Вадим Воробьев объясняет ситуацию так: пока действует распоряжение суда о наложении Росимуществом ареста на распоряжение зданием усадьбы Покровское-Стрешнево; в связи с этим свидетельство о передаче права оперативного управления имением ВШЭ так и не оформлено, а без него она не вправе расходовать средства на ремонт, реконструкцию, консервацию здания.

«Все, что мы можем сделать сейчас, — организовать охрану объекта и закрыть оконные и дверные проемы для того, чтобы никто не смог проникнуть внутрь», — говорит Воробьев. Когда появится нужный документ, не знает никто. Окончательного решения относительно того, как ВШЭ будет использовать переданные в оперативное управление помещения, тоже пока нет.


Усадьба Николо-Урюпино

Московская область
Собственник: ОАО «Распорядительная дирекция Министерства культуры РФ»
Условия владения: в государственной собственности

Самый трагичный пример в нашей подборке. В 1999 году известный в те годы депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов взял в аренду усадебный комплекс Николо-Урюпино XVIII-XIX веков сроком на три года.

Бизнесмен намеревался провести полную реставрацию зданий и реконструкцию парка. Взамен Владимир Брынцалов рассчитывал на передачу всех строений в собственность. Это намерение согласовать с властями Брынцалову не удалось, и он отказался от планов по восстановлению усадьбы. Усадьба ветшала и разрушалась.

В 2001 году решением суда по иску Министерства культуры Московской области договор с Брынцаловым был расторгнут. Но и это не спасло усадьбу от забвения. Настоящего хозяина, готового заботиться о ней в должной мере, у нее нет и сегодня.

Восстановление усадьбы "Дом управляющего Балашихинской мануфактурой" планируют закончить в конце 2018 года, на данный момент в работы уже вложили не менее 30 миллионов рублей, сообщает пресс-служба Министерства имущественных отношений Московской области.

"На данный момент реставрационные работы в усадьбе закончены более чем на 50%, а в программу восстановления вложено не менее 30 миллионов рублей" , - сказал министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев, которого цитирует пресс-служба.

Дом управляющего Балашихинской мануфактурой был построен в середине XIX века. Он относится к объектам культурного наследия Московской области. Планируется, что объект .

Реставрация дома управляющего Балашихинской мануфактурой проходит в рамках губернаторской программы Усадьбы Подмосковья . Суть проекта состоит в том, что объекты культурного наследия , которые находятся в неудовлетворительном состоянии, выставляются на торги и по рыночной ставке достаются частному инвестору для последующего восстановления. С победителем торгов заключается договор аренды сроком на 49 лет с обязательным условием проведения реставрационных работ за счет инвестора.

Согласно условиям срок реставрации не должен превышать семи лет. Льготную арендную плату - 1 рубль за 1 квадратный метр в год - арендатор получает после восстановления усадьбы.

/ Понедельник, 19 февраля 2018 года /

темы: Культурное наследие Балашиха

. . . . .


С начала действия губернаторской программы Усадьбы Подмосковья в регионе в аренду сдали 35 усадеб, две из которых были успешно отреставрированы, говорится в сообщении пресс-службы министерства имущественных отношений Московской области.

Губернаторская программа Усадьбы Подмосковья реализуется на территории Московской области с 2013 года. Ее необходимость обусловлена тем, что из 320 объектов культурного наследия региона порядка 30% находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в восстановлении.

"С начала проекта сданы в аренду под воссоздание 35 усадеб. Успешно отреставрированы и сданы по льготной цене "рубль за метр" две из них - это усадьбы Аигиных в селе Талицы Пушкинского района и “Дом Круминга ” в Люберцах", - говорится в сообщении.

Из 320 усадеб Подмосковья в региональной собственности находится 47 усадеб, в муниципальной - 56, в федеральной - 75, в собственности Москвы - 10, в частной собственности - 73, смешанная форма собственности - 26, а также шесть бесхозных усадеб и 27 парков. Большинство усадеб расположены в Коломне, а также в Одинцовском, Дмитровском и Солнечногорском районах, Клину и Чехове.

Как уточняется в сообщении, в частности, в 2017 году арендаторам переданы для восстановления четыре объекта культурного наследия - усадьбы “Любвино ” в Тучкове в Рузском округе и "Дом купца Е.И. Шевелкина" в Павловском Посаде, а также нежилые здания в Орехово-Зуеве (улица Багрова, дом 1) и Коломне (Водовозный переулок, дом 6).

Интерес к загородным резиденциям стал заметен с 2009 г. По словам эксперта, после кризиса усадьбы стали выкупать либо брать в аренду обеспеченные люди, но вовсе не миллиардеры: «Мотивация у всех разная – у кого-то это интерес к истории собственной семьи, у кого-то есть представление, как это может работать и приносить прибыль». Но пока из 70 вновь открытых в России для посетителей усадеб серьезную прибыль новым владельцам ни одна не принесла, уточняет Ойнас.

Отдают дешево

В Московском регионе действует программа льготной аренды объектов культурного наследия «Рубль за квадратный метр». В столице программа заработала в 2012 г., в области – в 2013-м. В Москве, по данным департамента культурного наследия, в аренду передано 19 усадеб, еще на четыре хотят найти арендаторов в этом году. В Подмосковье, как сообщили в областном минкульте, новых хозяев обрели чуть более 30 объектов культурного наследия.

Победитель аукциона обязан в течение пяти лет (в Москве) и семи лет (в Подмосковье) полностью отреставрировать объект. Если есть стены, то восстановить их. Если остались руины – заказать архитектурный проект, который будет аутентичен тому, что возвели зодчие прошлых веков. Как только реставрация будет завершена и принята экспертами департамента культурного наследия Москвы / Минкульта МО, начинает действовать льготная ставка аренды – 1 руб. за 1 кв. м (до этого инвестор платит рыночную ставку). Аренда на 49 лет, включая период реставрации. Усадьба и земля под ней остаются в собственности государства. Арендатор может использовать здание по своему усмотрению, может сдать помещения в субаренду, если только это не наносит вред зданию. Например, нельзя размещать в исторических стенах производства, склады или объекты, связанные с химией, вроде салонов красоты или бассейнов. Жить в усадьбах можно – зарегистрироваться нельзя. По документам это нежилой объект недвижимости, и опрошенные «Ведомостями» эксперты не припомнили, чтобы его переводили в статус жилого.

Аналогичные программы работают и в других регионах: в Твери в этом году планируется выставить на торги 17 исторических зданий. По местным условиям объект передается в аренду на 20 лет, льготные условия начинают действовать сразу же. В 2016 г. правительство Республики Чувашии приняло постановление о передаче инвесторам неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, уже определены восемь усадеб, которые планируется предложить для аренды в первую очередь. В сентябре 2016 г. первый подобный аукцион, на котором были определены арендаторы для четырех местных исторических объектов деревянного зодчества, прошел в Томске. Подобные планы озвучивали власти Самарской, Кировской, Астраханской и Нижегородской областей. В Башкирии министерство земельных и имущественных отношений предложило передавать объекты исторической недвижимости, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, инвесторам для восстановления, а впоследствии в собственность с аукциона с начальной символической ценой в 1 руб. Условие для нового владельца – восстановить дом до аутентичного состояния. Если реконструкция выполнена не будет, сделку расторгнут. Эту схему, но уже в масштабах всей страны хочет в этом году начать реализовывать и Росимущество.

Также продажей старинных усадеб занимается Распорядительная дирекция Минкультуры России, 100% акций которой принадлежит государству. Как рассказывает ее директор Вадим Соловьев, за три года им удалось реализовать через торги 26 объектов культурного наследия. Шестнадцать из них являются памятниками федерального либо регионального значения. Сейчас в продаже уникальная по былой красоте и истории усадьба «Гребнево», расположенная в 21 км от Москвы в Щелковском районе. В ближайшее время дирекция ждет одобрения Росимущества на передачу в собственность еще около 50 объектов культурного наследия, находящихся в различных регионах страны.

На торги усадьбы выходят в разном состоянии. «Гребнево» в Щелковском районе – усадьба князей Голицыных, построенная на рубеже XVIII–XIX вв. (объект культурного наследия федерального значения), – разрушается буквально на глазах, – приводит пример Соловьев. – Мы много времени потратили на переговоры с госкорпорацией «Ростех», которая создает в Щелковском районе внедренческую зону «Исток». Им хотелось, чтобы в шаговой доступности от их предприятий появился объект социально-культурной направленности – концертная площадка, кинотеатр, выставочный комплекс. Усадьба позволяла все это разместить на своей территории». Оценена усадьба была в 180 млн руб. «Поначалу такая цена не смущала потенциальных покупателей, но на сделку они так и не вышли. Ищем новых претендентов», – рассказывает Соловьев.

Зеленый коридор

Распорядительная дирекция уже два года по программе «Зеленый коридор» проводит открытые торги по реализации объектов культурного наследия. С победителем аукциона подписывается договор купли-продажи с отлагательными условиями: инвестор выплачивает только 20% стоимости приобретенной усадьбы и получает беспроцентную рассрочку на оставшуюся сумму на весь период реставрации. Основное требование к инвестору – безотлагательное проведение реставрационных работ (на это отводится не более семи лет), право собственности на имение он получит только после их завершения.

Нового собственника – Российское военно-историческое общество – уже обрела усадьба «Перхушково» в Одинцовском районе. Одноименное село в старые времена было известной почтовой станцией, на которой останавливались Гоголь, Пушкин. В главном доме усадьбы бессонную ночь провел Наполеон, шедший со своей армией к Москве. В реставрацию главного дома нужно вложить не менее 100 млн руб., говорит Соловьев.

В Солнечногорском районе так продана усадьба «Болдино» в одноименной деревне. Это поместье когда-то принадлежало «отцу русской истории» Василию Татищеву, его могила находится неподалеку. Именно здесь он закончил работу над «Историей российской».

«Болдино» сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. Остались лишь остовы кирпичных стен, когда-то роскошный фруктовый сад зарос борщевиком. Более чем за 4,5 млн руб. усадьбу купил миллиардер из Татарстана Алексей Семин. Всего компании, входящие в инвестиционную группу ASG, которую возглавляет Семин, получили право аренды 10 усадеб в различных районах области. Среди них «Черкизово», «Пущино на Наре», «Тарасково» и др. В конце 2015 г. была завершена реставрация усадьбы Аигина в деревне Талицы Пушкинского района. Семин привез туда немало вещей из личной коллекции антиквариата – шкафы, столики, секретеры, диваны. В коммерческих целях усадьба пока не используется. Весной прошлого года приступили к восстановлению «Зенина» (XIX в.) в Люберецком районе. Семин рассматривал возможность превратить «Зенино» в зону отдыха. В планах ASG было создание в отреставрированных поместьях островков агрокультуры, с гостиничным комплексом и фермерским хозяйством по соседству. Пока этот план не реализуется. «Мы [с Семиным] обсуждали различные концепции и довольно много спорили, – рассказывает Ойнас. – Я пытался доказать, что сельский туризм и бутик-отель – это разные форматы. Слез с золотого унитаза и пошел корову доить – такое вряд ли возможно в реальной жизни. Не поедут ради этого обеспеченные люди в провинцию. Если и поедут, то единицы. И расходы на восстановление усадьбы и последующее содержание дорогой инфраструктуры никогда не окупятся. Но у Семина своя точка зрения».

Отели в загородных поместьях далеко не везде будут востребованы. Создавались усадьбы для уединенного семейного отдыха или постоянной жизни на природе, вдали от городской суеты. Туристический интерес к поместью, спрятанному в лесах и полях вдали от цивилизации, ограничен. Детский лагерь, работающий на коммерческой основе, более эффективный вариант. В усадьбе «Покровское-Засекино» в Одинцовском районе работает военно-патриотический лагерь. Технически вполне возможно, как считает Соловьев, создавать в отреставрированных усадьбах дома для одиноких пожилых людей. Такая практика распространена на Западе, но в России пока толком не прижилась, хотя и создано уже около 50 таких объектов.

Горизонты окупаемости

По подсчетам гендиректора Hospitality Income Consulting Елены Лысенковой, стоимость восстановления 1 кв. м барской усадьбы стремится к 150 000 руб., минимум – 60 000 руб., все зависит от состояния объекта. Дороже всего обходится воссоздание оригинальных элементов зданий и сооружений, инженерия, коммуникации, благоустройство прилегающей территории. Приносить доход впоследствии будет лишь четверть территории усадьбы – там, где появятся гостиничные номера, заведения общепита. Срок окупаемости вложений, по словам Лысенковой, не менее 12 лет. «На восстановление арсенала Нижегородского кремля было потрачено 140 000 руб. на 1 кв. м, и это не самая низкая цена. Но она в 8 раз превышает коммерческую стоимость 1 кв. м при редевелопменте (15 000–30 000 руб.)», – сравнивает Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию инвестиционной компании Key Capital.

Ресторанное будущее

«В городских усадьбах после реставрации, как правило, открываются отели и рестораны, – рассказывает Вадим Соловьев. – Как, например, в купеческом особняке на Школьной улице в Москве, который нашел нового собственника в 2014 г. за 150 млн руб. (при стартовой цене в 120 млн руб.). В Иркутске, где первыми стали продавать памятники истории с отлагательным условием, уже больше десятка зданий стали частной собственностью и почти половина из них уже начала новую жизнь после реставрации».

«У каждого такого объекта есть история, какие-то тайны и легенды, связанные с этим местом. Если человек, который задумал арендовать или выкупить поместье, сможет извлечь эту историю, а затем «упаковать» и представить посетителям уже в современном прочтении, тогда проект заработает и начнет приносить прибыль», – рассуждает Ойнас. Главное и самое сложное, на его взгляд, – заставить туристов доехать до усадьбы: «Экскурсию интересную придумать, пирожками накормить, главное, как говорится, заманить посетителей. А показывать можно и руины». Поэтому первоначальные расходы в проект могут быть совсем небольшими, уверен он. А отреставрировать скромную сельскую усадьбу, считает Ойнас, можно и за миллион рублей. На дворец уже потребуется несколько десятков миллионов долларов.

В качестве примера Ойнас приводит ростовский опыт. Усадьбу дворян Леонтьевых в селе Воронино под Ростовом Великим за $50 000 выкупили у местных властей наследники дворянского рода. На восстановление территории, усадебного дома, хозяйственных построек ушло 10 лет. В главном доме открыли музей, в котором рассказывается об истории крепких хозяйственников Леонтьевых, в оранжереях которых когда-то росли ананасы в промышленных масштабах. Для туристов построено два гостевых дома с номерами вплоть до «люкса», подготовлены специальные программы и развлечения: бал XIX в., катание на лошадях верхом и в санях, бега борзых за механическим зайцем. В среднем загрузка гостевых домов за 1,5 года после открытия составляет 7–8%. «Самоокупаемыми» считаются январь, май и июль. В остальное время для поддержания жизнедеятельности усадьбы хозяевам приходится выкладывать собственные деньги (благо есть еще один бизнес). Содержание, по словам владельца Сергея Леонтьева, обходится в 400 000–500 000 руб. в месяц. А отдача сейчас практически нулевая. Понятно, что так долго продолжаться не может, но новый стратегический план, который сочетал бы поддержание элитарной атмосферы и туристов, хозяева еще не придумали.

Другой ростовский объект – «Усадьба Плешанова» – на отсутствие интереса пожаловаться не может. Находится она в самом Ростове, где всегда много туристов и мало мест для проведения досуга. Отельер Иван Синюшкин планирует расширение гостинично-музейного комплекса из четырех домов до музейного квартала.

Первое здание «Усадьбы Плешанова», без крыши, было приобретено в 2001 г. за 60 000 руб. В его реставрацию и «насыщение историческим смыслом» – небольшой музейной экспозицией с историческими артефактами, произведениями резчиков по дереву, которые были привезены местным краеведом-художником из деревень Ярославской области, было вложено 8 млн руб. В 2003 г. в доме открылась гостиница, которая сразу начала приносить прибыль. В 2005 г. Синюшкин купил еще одно здание, уже в лучшем состоянии, за ним третье и четвертое. Всего за 10 лет, по словам Синюшкина, в проект вложено 40 млн руб. Среднегодовая загрузка гостиницы из 21 номера составляет 56%. «А поначалу загрузка была вообще 82% и номеров просто не хватало. Приходилось делиться с конкурентами», – рассказывает владелец усадьбы.

В будущем музейном квартале планируется новая гостиница, ресторан, сауна, конференц-зал, туристическое бюро, мастерские народных промыслов. Расширится развлекательная и сервисная составляющие: прогулки на катере, конные и велопрогулки, прокат спортивного инвентаря, небольшая парковая зона, кухня, музейные экспозиции, по замыслу Синюшкина будут побуждать туристов остаться в городе на лишнюю ночь. Необходимые вложения он оценивает в 120–130 млн руб.

«Сегодня у государства нет нескольких сотен миллиардов рублей для того, чтобы спасти все памятники. Они разрушаются быстрее, чем мы их реставрируем. Поэтому единственный выход – это полноценная передача памятников в частную собственность», – говорит Соловьев. Если воссоздать в глубинке островок русского дворянства или купечества, проложить к нему туристический маршрут, это же вдохнет жизнь во всю округу, обеспечит рабочие места для местного населения, уверена руководитель Центра усадебного наследия при Институте всемирного наследия им. Лихачева Вера Стерлина. «Но чтобы старинные усадьбы всерьез заинтересовали меценатов, нужна программа поддержки, – считает эксперт. – Прежде всего в развитии усадебного наследия должны быть заинтересованы региональные власти. Почему бы, например, последним не подвести к усадьбам коммуникации, проложить дороги? Вот это будет по-настоящему эффективная помощь со стороны государства»