Какого цвета эта ленточка?

Правильно, молодцы!

А эта? Правильно.

Чем еще отличаются ленты?

Давайте, сравним их по длине.

Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой.

Какого цвета длинная лента?

София, проведи по ней пальчиком. Молодец!

Какого цвета короткая лента?

Матвей, проведи по ней пальцем.

Какую ленту мы подарим большому медведю?

Какую ленту - маленькому?

По ходу завязываю игрушкам ленты.

У кого лента длиннее?

У кого короче?

Какие нарядные стали медвежата. Они очень рады, что мы правильно подобрали им ленточки и говорят нам «спасибо».

Ребята, посмотрите, а медвежата принесли нам вот такие две полоски.

Какого они цвета? Правильно, желтого. Молодцы!

Сейчас мы будем учиться сравнивать полоски по длине.

Какая полоска длиннее?

Как же это нам узнать?

Посмотрите, пожалуйста, я приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы.

Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска короче этой.

Биржан, покажи какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком.

Длиннее эта полоска или короче?

Действительно, она длиннее!

Давайте, все вместе скажем - «длиннее».

Ангелина, покажи какая полоска короче.

Короче эта полоска или длиннее?

Да, она короче - проведи по ней пальцем. Умница!

Посмотрите – эти полоски как будто дорожки. А здесь будет домик!

Какая дорожка короче, верхняя или нижняя? А какая длиннее? (Провожу рукой вдоль дорожки).

Правильно, верхняя дорожка короче, а нижняя длиннее».

Ребята, дайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

«У жирафа пятна – пятна»

Хорошо, ребятки мы с вами немного отдохнули - давайте продолжим.

Смотрите, к нам в гости еще пришла лошадка.

Сейчас она побежит по дорожкам. Сначала, вдоль короткой дорожки. Тпру! Дорожка кончилась.

Добежала лошадка до домика?

А теперь лошадка побежит по другой дорожке. Добежала лошадка до домика?

А теперь поменяем дорожки местами.

Какая дорожка длиннее, верхняя или нижняя?

А какая короче?

А как вы догадались?

Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее.

А у этой не хватает маленького кусочка - значит она короче.

Молодцы ребята- все правильно назвали.

Хорошо, а теперь дети возьмите полоски. Это как будто дорожки.

Как узнать какая полоска длиннее? Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева.

Какая дорожка длиннее?

Проведите по ней пальчиком.

А какая дорожка короче? - проведите по ней пальчиком.

Возьмите, матрешку в правую руку, а левой придерживайте дорожку.

Пусть матрешка погуляет по дорожкам. Какая дорожка короче?

Ведите по ней матрешку.

Какая дорожка длиннее?

Пусть матрешка по ней пройдет.


Математические задачи для детей от 3 до 4 лет. Упражнения на сравнение предметов
(Раздел профессора А.В. Белошистой)
Вернуться в начало >>>>

Занятие 15.

Цель занятия: Обучение детей сравнению предметов по длине приемом приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия.

Упражнение 1.

Цель упражнения: обучить сравнивать длины приемом приложения.

Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.

Покажи все короткие ленты.

Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:

Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?

Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:

На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено выше, и так, как изображено ниже:

Главное - должна быть явной разница в длинах.

Упражнение 2.

Цель упражнения: применение умения сравнивать количества установлением взаимно-однозначного соответствия.

Просим ребенка определить, у какой куклы лент больше. Это можно сделать любым способом: сосчитать, если ребенок уже может сделать это самостоятельно, или выложить ленты парами: длинная - короткая. Если ребенок пользовался счетом, все равно попросите его показать, каких лент больше, способом образования пар. (Кукла Маша не умеет считать. Разложи ленты так, чтобы ей было видно, каких больше.)

На основе этого предметного действия в дальнейшем ребенок будет знакомиться с отношениями "столько же" и "больше на /меньше на".


Упражнение 3. "Кто это?"

Цель упражнения: развитие внимания и воссоздающего воображения. Развитие анализа и синтеза.

Игра с разрезными картинками. Можно использовать готовые игры, где картинка разрезана так:

Но в этот набор надо добавить варианты:

Изготовить карточки для игры можно из любой открытки с ясным и четким рисунком или, наклеив на картон картинку из старого журнала. Не используйте открытки с букетами цветов, когда они разрезаны, в них трудно разобраться. Лучше, чтобы на картинках были дети, звери, птицы, машины, сюжеты сказок и т.п. Каждая картинка дается ребенку отдельно, т. е. он собирает один предмет из частей. Если ребенок хорошо справляется с этим, можно смешать части двух картинок.

Если ребенку трудно выделить предмет из фона, надо либо взять его изображение без фона, либо вырезать предмет по контуру и в таком виде наклеить на карточку, которую уже затем разрезать нужным образом.

Упражнение 4.

Цель упражнения: применение умения сравнивать длины предметов приложением.

В большой коробке (8-10 карандашей) просим ребенка положить карандаши "по росту", "красиво". Карандаши должны быть соответствующим образом заранее подготовлены к такому упражнению (его называют сериация), чтобы ребенок мог его выполнить.

Обсуждая результат, задаем вопросы:

Какой карандаш самый короткий? (Красный.)
- Самый длинный? (Черный.)
- Покажи синий карандаш. Где он стоит? (В середине.)
- Между какими карандашами стоит синий карандаш? (Между зеленым и голубым.)

Затем разрешаем ребенку порисовать этими карандашами, если ему хочется.

Вариант: Предлагаем ребенку рисунок "забор" и просим раскрасить так, как он разложил карандаши в коробке: самый длинный столбик - самым длинным карандашом и т. д.

Помогайте ребенку не сбиться в выборе соответствующих карандашей. Затем снова сложите карандаши в коробке "по росту" и сравните их порядок с раскраской забора. Если есть ошибки, помогите ребенку найти их.

Вводное задание. Предложите учащимся в парах попробовать сравнить по длине две полоски плотной бумаги способом наложения. Каждый учащийся возьмёт свою полоску бумаги, сравнит её с полоской соседа по парте и сообщит результат. Затем второй учащийся сравнивает свою полоску с полоской другого ученика. Таким образом, состав пар постоянно меняется. Время на проведение работы регулируйте сообразно результату работы. Это задание тренирует навык сравнения двух предметов по длине способом наложения друг на друга и способствует пониманию разностного сравнения.

Далее предложите учащимся выбрать мерки и измерить ими полоски бумаги. При необходимости помогите учащимся округлить числа. Попросите сообщить результаты измерения. Подведите учащихся к выводу о том, на сколько скрепок одна полоска длиннее или короче второй полоски. Способ сравнения по количеству мерок позволит закрепить разностное сравнение: на сколько единиц измерения одни предметы длиннее или короче других.

Какой карандаш длиннее?

    Какой карандаш самый длинный?

    Какой самый короткий?

    Назови карандаши по порядку: от самого короткого до самого длинного.

Сравни деревья по высоте. Объясните учащимся, что высота домов, кустов, деревьев (предметов, расположенных снизу вверх) - это тоже длина. Предложите сравнить деревья по высоте.

Выполнение задания организуйте фронтально. Задайте вопросы:

    Сколько деревьев изображено на рисунке?

    Они расположены по росту? (по высоте)

    Какое дерево самое высокое?

    Какое дерево самое низкое?

    Есть ли среди них деревья, равные по высоте?

Предложите расставить деревья по порядку: от низкого до высокого и наоборот. Расставь членов семьи по росту. Объясните, что длина тела человека, то есть высота человека, - это его рост. Сравнивая людей по росту, используют слова «ниже», «выше». Предложите рассмотреть иллюстрацию к заданию. Попросите расставить членов семьи по росту. Учащиеся сами должны выбрать, по какому порядку: от самого высокого до низкого или наоборот. Предложите учащимся подумать и рассказать однокласснику, в каком порядке по росту следует расставить членов их семей. Реши. Предложите учащимся рассмотреть картинку и определить, что длиннее: бусы или палочка. При выполнении задания учащиеся обратят внимание, что концы данных предметов совпадают. Однако следует заострить внимание учащихся на том, что бусы изогнуты, а палочка ровная. Если учащиеся будут испытывать затруднения, предложите им найти решение путем проведения практического опыта.

Ответ

Бусы длиннее палочки, потому что палочка ровная, а ниточка бус изогнута.

Попробуй.

В обсуждении принимают участие все учащиеся. Предложите учащимся внимательно рассмотреть предметы в классе и постараться на глаз определить самые высокие предметы и самые низкие. Какие предметы выше парты, ниже подоконника?

Развитие языковых компетенций

Для запоминания ключевого слова на казахском, русском и английском языках предложите учащимся игру. Дайте учащимся буквы вразброс и попросите собрать ключевое слово на трёх языках. Они соберут слово и назовут его хором.

Определи длину столовых приборов.

Пользуясь иллюстрацией, учащиеся определяют длину предметов по количеству мерок. В качестве дифференциации предложите определить самый длинный предмет и обвести его красным карандашом. Затем нужно определить самый короткий предмет и обвести его синим карандашом.

Ответы

длина вилки равна 4 гвоздям; длина ножа - 5 гвоздям; длина половника - 6 гвоздям.

Анастасия Антипина
Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по длине и ширине»

Тема занятия: Сравнение предметов по длине и ширине.

Тип занятия: закрепление изученного

Технология занятия: игровая

Цель: совершенствовать знания детей сравнивать два предмета по длине и ширине и обозначать результат сравнения словами «длинный-короткий», «длиннее-короче», «широкий-узкий», «шире-уже».

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине, используя метод наложения и приложения;

Закреплять умения различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «ни одного».

Развивающие:

Развивать внимание, память и речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание прийти к ним на помощь;

Воспитывать интерес к математике.

Планируемые образовательные результаты: дети без труда могут сравнивать предметы по ширине, длине, определять количество предметов («много-один-ни одного»).

Основные понятия: «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «широкий», «узкий», «шире», «уже», «один», «много», «ни одного».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация к занятию, две дорожки (длинная и короткая, речка и два мостика (широкий и узкий, корзинка с конфетами

План занятия:

I Вводная часть

1. Сюрпризный момент (на экране появляется медвежонок, который заблудился и хочет домой) – 1,5 минуты;

2. Постановка задачи занятия (дети отправляются в лес, чтобы помочь медвежонку найти его дом) – 1,5 минуты;

II Основная часть:

3. Потешка «По дорожке мы шагаем» - 0,5 минуты;

4. Сравнение дорожек -2,5 минуты;

5. Сравнение мостиков – 2,5 минуты;

6. П/игра «У медведя во бору» - 2,5 минуты;

7. Д/игра «Один-много» - 2,5 минуты;

III Итог занятия:

8. Рефлексия – 1 минута;

9. Угощение детей – 0,5 минуты.

Ход занятия:

I Вводная часть (сюрпризный момент)

Раздаётся плач медвежонка. Воспитатель спрашивает детей: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? (дети – да) На экране появляется плачущий медвежонок. (слайд 1)

Воспитатель: Медвежонок, почему ты плачешь? Что случилось?

Медвежонок: Я не слушался маму и далеко убежал от неё, вот и заблудился. Сейчас хочу домой к маме, а дорогу домой найти не могу. Помогите мне, ребята, пожалуйста, найти дорогу домой! Я к маме хочу!

Воспитатель: Ребята, поможем маленькому медвежонку? (Дети – да) Тогда, ребята, я предлагаю вам отправиться в лес на поиски домика медвежонка.

II Основная часть:

Воспитатель: Давайте построимся и в путь! (потешка с движением)

По дорожке мы шагаем

Топ-топ, ножки, топ!

И в ладоши ударяем,

Хлоп – хлоп, ручки, хлоп!

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Смотрите, ребята, перед нами две дорожки: одна длинная, другая короткая. (слайд 2 Медвежонок говорит: Надо идти по длинной дорожке!») Покажите, пожалуйста, какая дорожка длинная, а какая дорожка короткая? (дети показывают) Почему вы так решили? Давайте эти дорожки сравним! (воспитатель показывает детям дорожки на полу такие же, как на экране) Как мы будем их сравнивать? (дети – надо дорожки приложить друг к другу, и будет видно какая дорожка длиннее, а какая короче) Дети выполняют задание и озвучивают результат сравнения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, нашли длинную дорожку правильно! Идём дальше. Смотрите перед нами река и два мостика, один широкий, другой узкий. (слайд 3 Медвежонок говорит: «Надо идти по узкому мостику!») Какой мостик широкий? Какой мостик узкий? Давайте их сравним! Как мы это сделаем? (Дети – надо один мостик наложить сверху другого мостика, будет видно какой мостик шире, а какой уже) Дети выполняют задание и озвучивают результат сравнения.

Воспитатель: Всё правильно, ребята, молодцы! Ой, смотрите, медвежонок наш опять загрустил и плачет. (слайд 4) Давайте с ним поиграем и развеселим его! (Дети соглашаются)

Подвижная игра «У медведя во бору…»

После игры воспитатель опять обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Смотрите, ребята, медвежонок больше не плачет, он смеётся. Давайте пойдём дальше! Ой, какая красивая поляна! (слайд 5) Скажите, сколько на поляне грибочков? (Дети – много) Сколько ягод? (Дети – много) Сколько на поляне ёлочек? (Дети – одна) Сколько на поляне пеньков? (Дети – один) Сколько на поляне птичек? (Дети – ни одной) Сколько на ёлочке шишек? (Дети – ни одной)

Ребята, посмотрите, вот за той ёлочкой чей-то домик. (слайд 6) Это же домик нашего медвежонка! (из домика выходит мама-медведица, медвежонок и мама-медведица очень рады) (слайд 7)

3. Итог занятия :

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем маме-медведице, как мы помоги медвежонку вернуться домой. Какие задания вы выполняли? (Дети рассказывают о своём приключении, воспитатель задаёт наводящие вопросы, учит детей отвечать полным ответом)

Мама-медведица угощает детей яблоками. (слайд 8) Помощник воспитателя вносит корзинку с яблоками, угощает детей.

Уважаемые коллеги, извините, презентацию не могу скинуть, очень много весит.

Публикации по теме:

Цель: формирование понятий «выше», «ниже», «высокий», «низкий». Задачи: Учить детей сравнивать два предмета, контрастные по высоте, пользуясь.

ТЕМА: Сравнение предметов по ширине. Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги и ткани со способами изготовления из них предметов;.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по величине, ширине» Конспект НОД по ФЭМП в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине» Программное содержание: Цель: Учить сравнивать предметы.

Конспект НОД по математике в средней группе «Сравнение предметов по длине» Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Тема:"Сравнение предметов" Цель:Учить сравнивать предметы по высоте и длине,отражать в речи результат сравнения,продолжать устанавливать.

Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.

Конспект занятия по математике в средней группе «Сравнение по длине» Цель: уточнить и закрепить понимание слов «длинный» и «короткий». Задачи: - сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких.

Конспект занятия с детьми младшей группы. Тема занятия по ФЭМП «Сравнение предметов по высоте».

Организация НОД по ФЭМП «Прогулка по лесу. Сравнение предметов по ширине» (младшая группа) Организация НОД ФЭМП

  • Абуганипаева Айзанат Алиевна, воспитатель. МАДОУ "Машенька";
  • Маллаева Гури Керимовна Воспитатель МАДОУ "Машенька".

Программное содержание:

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине - длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

Задачи:

Обучающие: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.

2) Развивающие: Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества

3) Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.

Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

Ход НОД:

Вводная часть:

(Дети сидят на стульчиках на ковре)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно

Основная часть:

Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?

Дети: Три

Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?

Дима - Три!

Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?

Мила: У меня получилось три

Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?

Оскар: Три!

Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три

Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?

Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая

Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине

Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая

Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?

Леша: Мне кажется разные

Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?

Дети: Большую

Воспитатель: На второе место?

Дети: Среднею

Воспитатель: На третье?

Дети: Маленькую

Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?

Кристина: Да.

Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?

Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.

Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?

Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее

Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки

Какой он по длине?

Мила: Длинный

Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!

Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?

Настя: Да

Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?

Саша - Длинный

Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?

Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

Дети: Маленькой матрешке

Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?

Катя - Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф

Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?

Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке

Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?

Максим - Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой

Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?

Дети: Три

Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей

Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?

Дети: Большая

Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки

Кристина – Вот, большая

Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?

Тимофей – Из маленькой

Воспитатель: Дети вы согласны?

Дети: Да из маленькой

Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?

Мила, она какая по размеру?

Мила: Средняя

Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.

Дети: Одну!

Воспитатель: Спросить 5-6 детей

Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры

Заключительная часть:

Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!

Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали

Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры

Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?

Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.