Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.

На доске написан эпиграф урока:

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

М. Горький

  1. Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.

По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.

Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании, значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».

Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»

А сюжет рассказа «После бала» - подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».

  1. Анализ рассказа После бала»

Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?

(стр. 167, учебник)

Кто рассказал нам данную историю?

(Иван Васильевич)

Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

Давайте возвратимся на бал.

Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

(Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

Все эти описания передают чувства героя. Какие?

(Любовь)

Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

(Стр. 174)

В кого же влюблён главный герой?

(В Вареньку)

Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,

грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?

(На отца Вареньки)

Найдите описание его внешности.

(Стр. 172)

Какое впечатление он на вас произвёл?

(Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

Но что настораживает в его описании?

(Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

Опишите его манеру танцевать.

(Стр. 172)

Что особенно умиляло рассказчика в нём?

(«Четвероугольные носки сапог»)

В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?

(«Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?

(К дому Вареньки)

Что он увидел, приблизившись к дому Б.?

(Как избивали солдата) - Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

Как вёл себя полковник во время наказания солдата?

Что особенно поразило Ивана Васильевича?

  1. Работа в тетрадях.

Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.

На балу

В поле, на плацу

Рассказчик

Счастл Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Полковник

Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой

Грозный, злобный

Варенька

Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки

-----

Татарин

-----

Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

Музыка

Музыка мазурки, великолепные музыканты

Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?

Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»

Какое было николаевское время?

Как звали Николая Павловича? (Николай Палкин)

(Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

Какова тема данного рассказа?

(Любовь, избиение солдата – татарина)

Какова идея?

(Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

(Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

1) Полковник на балу и после бала.

3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.

4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»


Составьте таблицу. На балу. После бала. Место действия. Цветовая гамма. Звуки. Портрет отца Вареньки. Эмоциональное состояние героя. Зала у предводителя. Описание улицы. Белый, розовый, сверкающий. Чёрный, серый, кроваво-красный. Мотив мазурки. Неприятная визгливая мелодия. Доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска. С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Красивый, статный свежий с белыми усами… С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Слайд 4 из презентации «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала"»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала".pptx» можно в zip-архиве размером 973 КБ.

Скачать презентацию

После бала

«Урок После бала» - Как закончилась любовная история героя? Гениальный писатель. Цели урока: История создания рассказа «После бала». Начало жизненного пути. Рано потерял родителей. Прочитайте описание пейзажа на страницах учебника-хрестоматии. Содержание. В.А.Корейш. Полковник Наказываемый. Почему ранним утром герой оказался на поле?

«Рассказ Толстого После бала» - 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха). Вступление. Нынче еду в Пирогово. [..]. Наблюдение над языковыми средствами На балу: Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Л.Н.Толстой "После бала". Зато “А вы говорите” недурно. Заключение. Значение рассказа «После бала».

«Толстой После бала урок» - Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала? Композиция рассказа «После бала». Наказываемый 1. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям… Сравнительная характеристика. После бала. Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Л. Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Портрет: Л. Н. Толстой.

«Лев Толстой «После бала»» - Позор. Рассказ. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Цветовая гамма эпизода. Николай I. Бал. Тайна названия рассказа. Разберёмся в противоречиях поведения полковника. Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Падение. Рассказ в рассказе. Психологическое состояние героя. Главный герой.

«После бала» - Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. Рассказ несколько раз переименовывался писателем. Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. «После бала». Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала.

Урок литературы с использованием технологии критического мышления. Л.Н. Толстой. "После бала".

8-класс

Цели урока:

    познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;

    стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», синквейн, телеграмма;

    способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм С.Бондарчука «Война и мир», раздаточный материал.

Ход урока

I стадия. Вызов

1. Подготовка к изучению новой темы.

Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)

Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).

Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)

2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.

3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.

II стадия. Осмысление

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».

Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).

После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.

«Чтение с остановками»

Читаю сама.

1 остановка (до слов «Бал был чудесный..» стр.329 учебника под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М. «Дрофа», 2005)

Вопросы классу:

Каким мы видим Ивана Васильевича?

2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом.» стр. 333)

Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?

Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)

Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?

3 остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…стр.334)

Что мог увидеть Иван Васильевич?

Читаю до конца.

Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?

Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)

Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)

III стадия. Рефлексия

Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.

На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)

Почему? (части противоположны, контрастны.)

Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

Появляется «сводная таблица»

После бала

Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся.

Линии сравнения

После бала

полковник

Иван Васильевич

детали(перчатка, перышко от
веера, сапоги полковника)

Я, ребята, добавила бы ещё одну линию: детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника). «Сводную таблицу» вы заполните дома , а теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? (Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).

А теперь задание на выбор: 1) составить синквейн (стихотворение из 5 строчек);

2) написать текст телеграммы Ивану Васильевичу, которую он получит утром, после бала.

Домашнее задание:

    заполнение таблицы;

    индивидуальное задание: сообщение о Л.Н.Толстом;

    индивидуальное задание: подобрать иллюстрации к произведению.

На следующих уроках учащиеся знакомятся с биографией Л.Н.Толстого из рассказа учащегося с использованием презентации (Приложение 1 ); с помощью приёма «инсерт» работают со статьёй учебника на стр 325-326; ещё раз осмысливают рассказ с помощью приёма «Шесть шляп», каждой группе даётся по одной «шляпе»-заданию: Белая шляпа называет все основные эпизоды рассказа; чёрная шляпа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора; синей шляпе надо объяснить значение слов – «надо всё по закону»; красной шляпе предстояло ответить на вопрос: «Почему Толстой изменил концовку рассказа?»;

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кон­чилась ничем, а я посту­пил, как хотел, в военную службу, и старался вырабо­тать в себе такое сознание своего долга, - я так назы­вал это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уве­ренностью и признавалось всеми необхо­димым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и ста­рался узнать это. но сколько ни ста­рался - и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

жёлтая шляпа подбирает текст к иллюстрациям (Приложение 2 ) по рассказу; зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ. Итоговым творческим заданием явилось рисование понятия «стыд» .

На балу После бала
Чувства героя Он «очень сильно» влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина — пьян — любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, «парит». Восторг и благодарность (за перо от веера), «весел и доволен», счастлив, «блажен», добр, «неземное существо». С умилением любуется на Варю и её отца в танце. «Обнимал любовью» весь мир. «Восторженно-нежные» чувства. Боится испортить счастье (запачкать?) Не может спать от избытка эмоций и чувств. «Любовно жаль» брата, который не ездит на балы и не влюблен. Умилен лохматым сонным лакеем (остатки бальных чувств). «Слишком счастлив». Всё и все кажутся «милыми и значительными». Ему страшно смотреть на наказание. Жаль татарина, стыдно за полковника? Перед ним? Ужас, доходящий до соматических проявлений: рвоты. Непонимание и недоумение. С Варей стало «неловко и неприятно». Любовь сошла на нет.
Эпитеты Возлюбленная его: «прелестна»; она: высокая и стройная, грациозна и величественна; улыбка у нее «ласковая, веселая»; глаза «прелестные» (2й раз употреблено в 1 абзаце) и блестящие; держалась «необыкновенно прямо»; вид у неё «царственный» (несмотря на худобу, костлявость); все её существо: «молодое и милое». Сам о себе: «веселый и бойкий», богатый; иноходец его — «лихой». Кроме того, — «не безобразен» (о своей внешности). Одна дама о нем же: «красавец». Старичок: «добродушный», «богач-хлебосол». Жена старика также добродушна; платье её: пюсовое, бархатное, фероньерка — «брильянтовая», плечи: открытые старые, пухлые, белые (избыточные, эмоциональные определения) и «елисаветинские». Бал: «чудесный», зала «прекрасная», музыканты «знаменитые», буфет «великолепный». Снова о Вареньке: локти «худые, острые» (подчеркивает её молодость, хрупкость, невинность), наряд — бело-розовый, нежный девичий. Башмаки — атласные (т.е. — гладкие, блестящие). Инженер — «противный» (потому что первым ангажировал девицу на танец). Варя — «высокая стройная», лицо «сияющее, зарумянившееся», глаза «ласковые, милые» (снова повтор прилагательного). Молодежь: «нынешняя» (отрицательная коннотация). Раньше были «бестелесные». «Бронзовые» одежды на возлюбленной (недоступность). «Дешевый» (минус?) «беленький» веер. Сам автор: весел, доволен, счастлив, блажен и добр». У отца Вари: серебряные эполеты, сам он «очень» красивый и статный, высокий и свежий. Лицо румяное, усы подвиты, бакенбарды подведены, виски зачесаны, улыбка веселая, радостная и ласковая. Глаза и губы — блестящие. Грудь: широкая, украшенная (орденами), выпяченная «по-военному», ноги длинные и стройные. «Старый» служака. «Высокая, грузная» фигура, «тихо и плавно», «шумно и бурно…» — описание танца. Снова Варя: ножки маленькие, фигура грациозная. Сапоги полковника: «хорошие», опойковые сапоги, не модные, но старинные, с «четвероугольными» носками. Сам он «грузен» (противоположность дочке), ноги не упруги. Жизнь брата «правильная», голова «уткнутая», одеяло «фланелевое». Петруша заспанный и сонный — «умилительно-трогательный». Комнаты натопленные. Погода «масленичная». Дуги извозчиков «глянцевитые», головы мокрые. (идет снижение накала и восторга) Дорога «скользкая», «проезженная». Одежда «засаленная». Автор увидел «страшное», человек «оголенный», «привязанный». Походка полковника «твердая», «подрагивающая», рука сильная, перчатка замшевая. Солдат испуганный малорослый, слабосильный. Лицо татарина «сморщенное», спина пестрая, мокрая, красная, неестественная.
Цвет Белые плечи «хозяйки бала». — Одежда Вареньки: платье белое, перчатки — тоже, пояс — розовый, башмачки — белые. На предмете любви одежды — «бронзовые». Веер «беленький». Отец Вари: лицо «румяное» (розовое), усы — «белые» (гармония цвета полная). У Вари ножки «белые атласные». Поле «черное» люди — тоже. Мундиры — черные. Лицо полковника «румяное», усы «белые». Спина наказываемого красная (2 раза).
Звуки Под конец музыканты играли «с отчаянием усталости», повторяли «все тот же» мотив. И снова «мазурочный» мотив. Полковник танцевал с топотом. Все «громко аплодировали». С поля «флейты и барабана». У него в душе «мазурка». Мелодия «жесткая, нехорошая». Барабанщик и «флейтщик» повторяли мелодию визгливую и неприятную. Кузнец говорил «сердито». Татарин «шлепал» ногами, всхлипывал «Братцы, помилосердствуйте». Барабаны били, флейта свистела. Голос полковника — «гневный».
Детали Подробнейшие описания зрительных эффектов и мало звуковых. Общее впечатление чистоты, возвышенности и невинности (свойственное многим произведениям Толстого о влюбленных «праведных» душах). Нет осуждения. Но — отвращение. Полная противоположность двух частей по «цвету и звуку».
    • Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и […]
    • К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия. Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик - отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: "Отец Вареньки был очень статный красивый, […]
    • Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания […]
    • 1. Почему рассказ называется «После бала»? План 1.Проблемы, которые поднимает автор в рассказе. 2. Бал у губернского предводителя. а) Счастливый влюбленный. б) Танец Вареньки с отцом. 3. Прогулка на рассвете. а) Наказание беглого татарина. б) Встреча с отцом возлюбленной. в) Ужас и переживания героя. 4. Выбор молодого человека. Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что […]
    • Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич охарактеризован как «всеми уважаемый» человек, рассказывал он «очень искренно и правдиво». После такого установившегося […]
    • На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» - такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]