Цели и задачи урока:

Предметные:

  • закрепить и обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения, учиться применять их на практике, пользуясь алгоритмом
  • повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, способ проверки проверяемых безударных гласных в корне слова
  • познакомиться с новым словарным словом ДОРОГА, с пословицами и фразеологическими оборотами с этим словом
  • повторить три склонения имен существительных.

Метапредметные:

  • применить на практике знания, полученные на уроке математики по теме «Доли»
  • учиться работать с таблицей
  • учиться классифицировать слова по определенным признакам

Личностные:

  • учиться осуществлять самооценку, работать в паре, осуществлять взаимопроверку
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
  • развивать мышление, речь, кругозор, умение высказываться и аргументировать свою точку зрения

Оборудование :

  • интерактивная доска (проектор),
  • компьютер,
  • распечатанные алгоритмы (индивидуальные),
  • распечатанный текст «Ягодные адреса» и таблица (на парту),
  • сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цвета
  • тетрадь, черновик.

Ход урока

Минутка чистописания .

Слайд 1 (К рощ…, на л…це, ст…лица, на бумаг…, с…бака, до н…зины, в неб…, о з…ме,ур…жай).

У . Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.

Какие это буквы? По какому принципу вы разделили слова на группы?

Д . Сегодня мы будем писать буквы Е, И, О. Буква О является непроверяемой безударной гласной в словах «столица», «урожай», «собака». Буква И – безударная гласная в корнях слов «лицо», «низина», «зима». Буква Е – безударное окончание в словах «к роще», «на бумаге», «в небе». Мы разделили слова на три группы по орфограммам.

Слайд 2. Проверка .

У . Словарные слова надо запоминать.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Д . Надо подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

У . Как проверить безударное окончание существительного? Тема урока «Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по этой теме.

Слайд 3 Тема урока. Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения.

Определите порядок написания слов в ряду и продолжите: ЕИ ЕОИ ИОЕ ЕИ и т.д. Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности. Одна из этих букв встретится нам в словарной работе.(Учитель пишет на доске).

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 4 . Словарь.

У . Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если сможете вместо каждого квадрата поставить соответствующую ему букву. При это исходите из того, что букве О соответствует квадрат, у которого заштрихована ½ часть, букве Д – ¼ часть, букве Р – ¾ части, буква Г – полностью заштрихованный квадрат. Какое слово вы составили?

Что означает слово ДОРОГА?

Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например, асфальтовым, или без него, предназначенная для движения.

Ученые утверждают, что слово ДОРОГА происходит от общеславянского ДОРГА, которое является однокоренным словам ДЕРГАТЬ, ДРАТЬ. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие ученые утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины – ДОРОГИ. До сих пор происхождение слова ДОРОГА остается неясным.

Напишите слово ДОРОГА в тетради, поставьте ударение. Что можно сказать о написании слова?

Д . в слове ДОРОГА непроверяемая безударная гласная О.

Слайд 5 . Прочитайте пословицы и фразеологические обороты . Объясните смысл пословиц и значение фразеологических оборотов.

  • По плохой дорог… далеко не уедешь.
  • Дорогу осилит идущий.
  • В дорог… сумка с хлебом тяжелой не бывает.
  • Пробить себе дорогу.
  • Идти по плохой дорожк… .
  • Дома спи, а в дорог… не дремли.

(Дети объясняют смысл и значение пословиц и фразеологических оборотов)

Сгруппируйте их в зависимости от того, в каком падеже стоит существительное ДОРОГА.

Д . В винительном падеже: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ и фразеологизм ПРОБИТЬ СЕБЕ ДОРОГУ, в дательном падеже: ПО ПЛОХОЙ ДОРОГЕ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ и фразеологизм ИДТИ ПО ПЛОХОЙ ДОРОЖКЕ, в предложном падеже: ДОМА СПИ, А В ДОРОГЕ НЕ ДРЕМЛИ и В ДОРОГЕ СУМКА С ХЛЕБОМ ТЯЖЕЛОЙ НЕ БЫВАЕТ.

У . Что пропущено у существительных? (Окончание). Безударные падежные окончания существительных представляют трудность для написания.

Слайд 6. Проверка пословиц .

Как правильно написать падежное окончание существительно?

Слайд 7. Перед вами алгоритм написания падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. (учитель раздает алгоритмы детям)

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.
  3. Выбери нужное окончание.

Физминутка

Я буду называть слова:
1 склонение – потянулись,
2 склонение – наклон вперед,
3 склонение – приседание.

Слова: Класс, комната, молодежь, суббота, ночь, плащ, ночка, местность, озеро, дочка, сын.

Слайд 8 Напишите существительные, которых нет в правом столбике. Укажите склонение и падеж, выделите окончание.

  • В огород…
  • Над пол…
  • К бригад…
  • Без бумаг…
  • К берез…
  • За почт…
  • На вырубк…
  • В болот…
  • На бархат…
  • До рек…
  • О петух…
  • На бархат…
  • К сестр…
  • На цветк…
  • К берез…
  • На кон….
  • О дожд…
  • К доске…

Для проверки поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. На доске верно выполненное задание.

Слайд 9 . Проверка .

  • В ОГОРОДЕ – 2 СКЛ. П.П.
  • ЗА ПОЧТОЙ – 1 СКЛ., Т.П.
  • НАД ПОЛЕМ – 2 СКЛ. Т.П.
  • НА ВЫРУБКЕ – 1 СКЛ., П.П.
  • К БРИГАДЕ – 1 СКЛ.Д.П.
  • В БОЛОТЕ – 2 СКЛ., П.П.
  • БЕЗ БУМАГИ – 1 СКЛ. Р.П.

Слайд 10 . Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи . Напишите. Выделите окончания существительных. Работаем в паре. При проверке соседние парты меняются работами. На доске верно выполненное задание.

«Ягодные адреса»
Кислую клюкву вы найдете на болот… .
За брусник… надо идти к ельнику.
Каждая ягодка лежит яркой бусинк… .
Малину можно чаще увидеть на вырубк… или в овраг… .
На низком кустик… висит эта поздняя ягода.
Душистая земляника созревает на лесной опушк…. или на солнечном пригорк… .

предл. Количество слов в данном падеже
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
1 1 - - - - 2
2 - - - 1 - 2
3 - - - 1 - 1
4 1 - - - 1 -
5 - - 1 - 1 -
6 1 - - - - 1

Слайд 11 . Ягодные адреса. Проверка.

Душистая земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке.
Малину можно чаще увидеть на вырубке или в овраге.
Кислую клюкву вы найдете на болоте.
Каждая ягодка лежит яркой бусинкой.
За брусникой надо идти к ельнику.
На низком кустике висит эта поздняя ягода.

Слайд 12. Раздели на группы .

О топол…, от редьк…, о рябин…, от фиалк…, о ясен…, от морковк …, о дуб…, от лили…, о гвоздик…, от ромашк… ..

На какие группы можно разделить эти существительные?

Напишите существительные с предлогами в родительном падеже.

Напишите существительные с предлогами в предложном падеже.

Слайд 13 . Проверка

Родительный падеж.

ОТ РЕДЬКИ, ОТ МОРКОВКИ, ОТ РОМАШКИ, ОТ ФИАЛКИ, ОТ ЛИЛИИ,

Предложный падеж.

О ТОПОЛЕ, О РЯБИНЕ, О ЯСЕНЕ, О ДУБЕ, О ГВОЗДИКЕ.

Рефлексия . Дети сами оценивают свои работы.

Итог урока

У . Что интересного, нового было на уроке?

Как правильно написать падежные окончания существительных?

Д . Надо воспользоваться алгоритмом.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью карточек красного (не усвоил), желтого (сомневаюсь) и зеленого (уверен) цветов.

Тема: «Повторяем правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Цель: закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Задачи урока:

образовательная: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг, упражнение в определении склонения и падежей имен существительных;

развивающая: развитие ключевых компетенций у учащихся;

воспитывающая: воспитание аккуратности, любви к родственникам.

Ход урока.

1 . Организация.

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Это к нам весна пришла

И разминку принесла.

На вопросы отвечайте

И ответ ей быстро дайте.

2. Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка .

- Отвечаем очень быстро!

      К I склонению относятся имена существительные …

2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…

3. К 3 склонению относятся имена существительные …

      Что значит поставить существительное в начальную форму?

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.

      Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?

Отгадайте загадку.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц...

(ответ: март)

Какой праздник отмечается в марте?

    Постановка проблемы.

Настя сделала к 8 Марта открытку и стала её подписывать (слайд ), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать, а в чем-то сомневалась.

Какие орфограммы Настя написала правильно?

Какие орфограммы она пропустила?

4. Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какова цель нашего урока?

(тема и цель на слайде)

Сегодня у нас необычный урок, мы будем выполнять задания в рабочих картах. Давайте их подпишем (Фамилия, имя в родительном падеже)

Свою работу на каждом этапе урока, вы будете оценивать сами. Для этого у вас на столах лежат фишки трёх цветов: зелёная – справился, жёлтая – справился, но не со всем, красная – не справился. В кружочках будете ставить баллы. Если задание выполнено верно - 3 балла, с ошибками - 2 балла, не выполнено – 1 балл.

5. Работа по теме урока.

Посмотрите какой рисунок нарисовала Настя. (Слайд)

Задание 1: найдите на рисунке как можно больше слов, обозначающих имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика в рабочей карте в задании № 2.

Проверим. (Слайд) :

1склонение 2 склонение 3 склонение

мимоза солнце глазурь

картина окно скатерть

корзина торт ветвь

вишня повар сирень

ветка мальчик скамья

весна колпак капель

стена фартук мышь

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

. Игра «Выбери окончание».

Давайте попробуем определить окончание имен существительных. Вы по очереди будете выходить к доске, выбирать нужное окончание и обосновывать свой ответ.

из кружки по котлете на травке

без ручки к девочке о лекарстве

около беседки к печке о сигнале

от нитки по области в тетради

Микроитог : Какой вывод вы можете сделать?

(в родительном падеже у имен существительных пишется окончание -и, в дательном падеже 1,2 склонения - е, в 3 –и, в предложном падеже 1,2 склонения – е, 3 – и.

Работа в парах по карточкам.

Возьмите карточки белого цвета, прочитайте задание. На выполнение отводится 2 минуты.После выполнения обменяйтесь карточками. Оцените друг друга.

1 вариант

Около стенк…

На стол…

Из-за пазух…

В серединк…

К дедушк…

По област…

2 вариант

Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.

О бесед…

От дедушк…

Из ткан…

В воздух…

Из-за стол…

Физминутка.

Посмотрите поскорей,

Прилетели сто грачей.

Побежал в саду ручей

И сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.

Дифференцированная работа .

Упражнение в написании падежных окончаний

У вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности.

Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные окончания, в скобках записать склонение и падеж.

Кто не уверен в своих знаниях, выберет задание на розовой карточке.

1-й уровень – самый легкий, т.к. по начальной форме определяем склонение и вставляем окончание.

По (дорога) дорог… (_______), в (торт) торт… (________), около (печь) печ… (________), к (сестра) сестр… (________), в (туман) туман… (_______), об (осень) осен… (________) .

Кто уверен в своих знаниях, тот выбирает желтую карточку.

2-й уровень – сложнее, т.к. в начальную форму существительное нужно поставить самим.

В тетрад… (________), по рек… (________), у цел… (________), на велосипед… (________), по погод… (________), в театр… .

Те, кто выбирает задание на зеленой карточке, должны знать, что в русском языке существуют несклоняемые имена существительные.

3-й уровень – более сложный, в нем встречаются несклоняемые существительные.

К дедушк… (_______), по тропинк… (________), после ноч… (________), на пианин… (________), к лошад… (________), в пальт… (________).

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вставь пропущенные окончания.

При солнышк… тепло, при матушк… добро.

Сердце матер… лучше солнца греет.

Птица рада весн…, а младенец – матер… .

Все прекрасное в человек… – от лучей солнца и от молока матер….

6.Рефлексия

Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

У имён существительных 3-го склонения во всех падежах пишется окончание – -и.

У имён существительных 3-го склонения окончание пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

У имён существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание -и.

.

У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание

Словом-подсказкой для имён существительных 1-го склонения с безударными окончаниями может быть слово весна .

Вставьте нужные окончания:

Дорогой бабушк… Вал …

от внучк… Наст…

Проверьте правильность своих ответов (слайд). Оцените себя.

7.Итог

- Посчитайте свои баллы и запишите.

Если вы набрали до 5 баллов, поставьте себе – 3

От 6-9 баллов – 4

Цели: проверить написание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять знания о жителях морских глубин; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок! Зима нам друг большой и умный

Начинается урок. Не даст скучать и унывать.

Нас солнца луч смешит и дразнит, Затеет спор веселый, звонкий,

Нам нынче весело с утра. Поможет новое узнать. Г. Мохначева

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы «опустимся» на дно океана и узнаем много нового и интересного о жизни обитателей глубин, а также будем учиться проверять безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

III. Проверка домашнего задания

IV. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

из подво.ной т.мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч.довищ, Эти тайны, эти ска.ки

все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Подберите синонимы к словам лелею, экспедиция,

Назовите имена существительные 2-го склонения. Как проверить безударную гласную в окончании слова подводником!

V. Чистописание

океан краб медуза

Составьте со словами словосочетания.

Под водой в прозрачных блузах

Важно плавают медузы.

Вот какие модницы,

Модницы-подводницы. И. Махонина

Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 183, с. 113. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2 . Работа с правилом (с. 113).

Физкультминутка

3 . Составьте из слов предложения.

1) У, а(п, пп)арат, д..льфина, г..л..совой, отлич..ный. 2) Он, лаять, хрюкать, умеет, св.стеть, фыркать. 3) Под, щелкает, в..дой, д..льфин, оглуш..тельно. 4) Выстрел, как, звучит, это.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Что вы еще знаете о дельфинах?

4 . Письмо по памяти.

Через море-ок..ан

Плывет ч..до-в..л..кан,

Прячет ус во рту,

Раст..нулся на в..тру. (Кит.)

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

Что вы знаете о китах?

5. Упр.185 , с. 114.

Что произошло ночью? Чем занимались дети все утро?

Как называются юные друзья природы? (Юннаты - юные натуралисты.) Чем они занимаются?

Что происходит с рыбой весной во время разлива рек? Как мы можем помочь природе? (Собрать мальков рыб, застрявших в траве на заливных лугах, и выпустить их в водоем.)

Физкультминутка

6. Работа с деформированным текстом:

1) Не беда, вырастет новая н..га. 2) Остановился, задумался. 3) Пора ее сбросить. 4) Б..жал кра.. по песчаному дну. 5) Ведь за новым панцирем в М..Г..ЗИН не идти. 6) Что-то неудобно стало в старой одс.де. 7) Сам вырастет. 8) Дернулся неосторо..но, идлиннаян..гасл..малась. 9) Напрягся кра.., приподнял жесткую крышку, подвинул в у..кую щель тело.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

О каком удивительном свойстве краба вы узнали?

Что вы еще знаете о крабе?

7. Самостоятельная работа:

1) Хорошо бродить с (лукошко) вдоль опушек и полян. (Болонский.) 2) Листья сыплются (дождь). 3) Сыплют (золото) березы, (серебро) звенят дубы. (В. Леваковский.) 4) Листик за (листик) падают с липы на крышу, какой листик летит (парашютик), какой (мотылек), какой (винтик). (М. Пришвин.)

УМК: «Начальная школа ХХ I века»

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс (Иванов С.В., Евдокимова А.О. ),рабочая тетрадь, презентация.

Тема урока : «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения»

Тип урока: урок закрепления

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. -ы, -и -а, -я -и Д.п. -е -у, -ю -и П.п. -е -е -и

купили Вареньк (е, и) Купили (кому?) Вареньк (е,и) – (д.п., 1-го склонения) купили Вареньк е

ЖДЕАРТИСТНДУ Артист

Артист На арене Цирка На велосипеде 1 скл.,П.п. 2скл., Р.п. 2 скл.,П.п

1 склонение – хлопок в ладоши 2 склонение – присели 3 склонение – прыгни на месте

Предварительный просмотр:

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из песни

2. Найти слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Д.п .

Д – пшеница

Ж – зайцем

Э – курицу

М – земле

3. Найти слово, выраженное им.сущ. 3-го склонения, Р.п

О – дочери

Л – братцем

Х – палец

Б – старика

П – мама(1 скл., И.п.)

Ц – забору (2 скл., Д.п)

Г – берег (3 скл., Т.п.)

Ю – морю (2 скл., Д.п.)

5. Найти ошибку в утверждении.

У – к 2-му склонению относятся слова: дочь,ночь.

Ш – к 3-му склонению относятся слова: рожь,

Ф – слова: пальто, пианино. Эти слова не склоняются.

Результат : _____________________

Ф.И.О.:____________________________________

1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – найти в коробки

Т – ехать на машине

С – мечтать о собаки

Ч – слова из песни

2. Найти слово, выраженное им.сущ. 2-го склонения, П.п.

Д – ноги

Ж – ночь

Э – печь

М – о небе

3. Найти слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Т.п.

О – землей

Л – гвоздя

Х – роза

Б – кота

4. Коля, выполняя упражнение, допустил ошибку. Найди ее.

П – лиса (1 скл., И.п.)

Ю – камня (2 скл., Р.п.)

Ц – окном (2 скл., Т.п)

Г –лошадью (2 скл., Т.п.)

5. Найти ошибку в утверждении.

Т – к 1-му склонению относятся слова: земля, вода.

Ф – к 2-му склонению относятся слова: окно, мальчик.

Ш – к 3-му склонению относятся слова: ночь,рожь,

У – слова: пальто, пианино. Эти слова склоняются.

Результат: ________________

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

Добрый день! Меня зовут Вероника Васильевна и я проведу урок русского языка. Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

− Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Дети! Сегодня мы отправимся с вами в цирк. Вместе с артистами цирка повторим и закрепим безударные окончания имен существительных всех 3х склонений.

А что называется именем существительным?

Как изменяется имя существительное?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Как проверить безударное окончание имён существительных?

– Т еперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Есть желающие ответить?

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

  1. По опорным словам:

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон, колесо

3 склонение – рожь

2. По таблице окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Ы, -и

А, -я

Д.п.

У, -ю

П.п.

А с кем же ждет нас встреча? Узнаете, если отгадаете шифрограмму .

ЖДЕ АРТИСТ НДУ

Выполните упражнения. Определить падеж в первом предложении у имен существительных и склонение.

На арене

Артист - цирка

На велосипеде

Для того чтобы он появился на арене, нужно выполнить следующее задание. Составить словосочетание, чтобы слово «артист» было в разных падежах, используя словарные слова.

Например: благодарны артисту (Д.п.), рассказали об артисте (П.п.)…

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

По числам и падежам .

Изменить их по вопросам или по падежам

Определяем склонение.
Если 3 (женский род на Ь), то только И.
Если 2(мужской с нулевым окончанием, средний О, Е) ,тогда Е.
А если 1 .(мужской и женский род на А, Я) ,тогда определяем падеж: Родительный -Только И, Дательный, предложный --Е.

1 скл. П.п.

2 скл. Р.п

2 скл. П.п.

Работа по теме урока

Откройте рабочие тетради на стр.22, упр.2.

Прочитай. Вставь окончания .

Ну вот, перед вами Винни - Пух. Как видите, он спускается по лестниц е (1 скл.,Д.п.) вслед за своим друг ом (2скл, Т.п) Кристофер ом (2скл, Т.п) Робин ом (2скл, Т.п), головой вниз,пересчитывая ступеньки собственным затылк ом (2скл, Т.п): бум-бум-бум. Другого способ а (2 скл. Р.п) сходить с лестниц ы (1скл, Р.п.) он пока не знает.

Физминутка

Я буду называть существительное. Если оно

относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему

– прыгаете на месте.

Сирень(3), берег(2), молодость(3), старик(2), помощь(3), ученик(2), книга(1), старость(3), степь (3), астра(1), георгин(2), морковь(3), свёкла (1), подъём(2), велосипед(2), радость(3), осень(3), лето(2), весна(1), снежинка(1), метель(3).

Продолжение работы по теме урока

Выполните упр.4.

Самостоятельная работа

(Приложение)

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ)

Оценивания работы

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

Рефлексия

Какую тему мы сегодня повторили?

Было ли Вам тяжело работать на уроке?

Что Вы запомнили?


Тема : Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Тип урока : урок актуализации знаний и умений.

Дидактическая цель : воспроизведение в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулирование поисковой деятельности.

Цели по содержанию :

Отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи и самооценки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности; уверенность в себе.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения : учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, технические средства обучения.

Этап урока

- Над изучением какой темы мы работали последнее время? (правописания безударных окончаний имён существительных)

Сегодня мы продолжим работу по этой теме. Прочитайте тему сегодняшнего урока на доске.

Так что же мы будем сегодня делать? (повторять основные правила правописания падежных окончаний и применять их на практике

- 1. Фронтальный опрос.
    Какие знания вы должны применить, чтобы правильно выбрать окончание? (мы должны уметь определять род, склонение, падеж существительного, знать опорные слова) А сейчас вспомним опорные знания по теме. (вопросы по теме задают группы друг другу)
2. – Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить ранее изученные орфограммы:

Объяснительный диктант.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости. - Какие задания вы предложите для выполнения к данной пословице? - Назовите существительные из пословицы. - Укажите склонение, выделите окончания.

- Какие задачи будем решать в ходе урока?

Физминутка.

    Повторим алгоритм определения безударных гласных падежных окончаний имён существительных.

- Вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.

    Работать вы сегодня будете по группам. «Одна голова хорошо, а много лучше».

1 группа : Списать в тетрадь существительные, раскрыв скобки, поставить их в нужную форму. Выделить окончания у этих существительных и определить падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка)

Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?

2 группа : У вас будет другое задание, посложнее: Расположить словосочетания в порядке следования падежей, указать склонение и падеж.

Играл на дудочке, подошёл к осине, отрезал для юбки, увидал мышь, шёл рощей, прилежный ученик. - Что такое склонение?

3 группа : Р аспределить существительные на 3 группы по склонениям, вставить окончания, указать падеж.

На ветк…, сердце дочер…, по тропинк…, на окошк…, на огород…, у черёмух..

Как проверить написание безударного окончания имени существительного 1 склонения?

Работать надо дружно и быстро, на работу даю 5 минут.

Давайте проверим вашу работу.

2 задание:

На верхушк… сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Списать предложение, вставить окончания, доказать их.

2 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, выделить главные члены.

3 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, определить и подчеркнуть все члены предложения.

(на работу дать 7 минут) Вывод:

Как проверить написание безударных окончаний имён существительных? -Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… - е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - и.

Физминутка. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3 склонению – прыгаете на месте.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Тест. Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и поставить около выбранного ответа с буквой «+».

    Найти словосочетание с ошибкой.
Р –мечтать о собаке Т – ехать на машине С – найти в коробки Ч – слова из песни
    Найти словосочетание с пропущенной буквой О .
Д – пшениц…й Ж – зайц…м Э - куриц…й М – нож…м
    Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен…ца Л – брат…ц Х – пал…ц Б - стар…ц
    Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать Ц – (у)летать Г – (на)берегу Ю – (не)жный
    Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н…летать У – п…бежать Ш – з…крыть Ф – н…дрезать Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант.

Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

(показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж у существительных;

проверить навыки правописания падежных окончаний имен существительных.)


Л: формирование мотивационной основы учебной деятельностиМ: формирование умения ставить учебную задачу.

Л: формирование мотивационной основы учебной деятельности, формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.П: актуализация имеющихся знаний.

Л:формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.П: формирование творческого мышления, умения работать в группах.К: формирование коммуникативных умений.

К: полное и точное выражение своих мыслей.

Л:Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Р: формирование умения адекватно оценивать результаты своих действий.П: вывод о написании окончаний существительных.

Л: формирование умения понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.Р: формирование способности критично и содержательно оценивать ход своей работы