Маркиз Мантуанский предоставил для Витторино и его учеников один из своих любимых дворцов, носивших название «Casa Giojosa», т.е. «Дом празднества». Витторино дал ему название «Casa Giocosa», т.е. «Дом игр». Как выражается один итальянский историк, «бывший дворец стал действительно домом литературных игр и умственных наслаждений, после того как перестал быть домом роскошных празднеств».
Местоположение школы было великолепно. Она стояла на возвышенности с чудным видом на реку Минчио, на одной из окраин города.

Вероятно, согласно указаниям Витторино, дом был заново декорирован, стены были украшены фресками, изображавшими играющих детей. Вообще все помещение школы и ее положение были настолько привлекательны, что вполне оправдывали название «Casa Giocosa». Под этим названием эта школа перешла и в историю. Мы будем ее называть «Счастливый дом», или «Дом счастья».
«Дом счастья» имел внушительные размеры: все комнаты были высокие с обилием света и воздуха, коридоры были также светлые и широкие. Витторино полагал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминировала в середине века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного заведения.
«Счастливый дом», наоборот, был окружен с трех сторон прекрасным большим лугом, примыкавшим одной своей частью к реке. Луг пересекало несколько широких дорог, вдоль которых были посажены чудные деревья. Витторино весьма ценил этот луг, так как он служил для игр воспитанников.
Не следует забывать, что в школе Витторино все учащиеся были пансионерами и что это входило, по-видимому, в планы Витторино, так как только при таком условии он считал возможным достижение вполне успешных результатов.
Хотя «Счастливый дом» по своей внешности и оставался дворцом, Витторино убрал из него всю роскошную по тому времени обстановку и вообще все лишние украшения, так что дети и юноши жили в сущности в скромной обстановке. Наиболее замечательным обстоятельством было, однако, то, что все ученики жили совершенно в одинаковых условиях и что с ними как сам Витторино, так и его помощники обращались совершенно одинаково. Лень, дерзость или непослушание, кто бы ни оказывался в этом виновен, наказывались одинаково, без каких-либо послаблений для детей знати.
Впрочем, Витторино приходилось весьма редко прибегать к наказаниям. Он жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, и даже отдавался им гораздо более, чем это может сделать отец.
В самом деле, Витторино не имел других интересов кроме детей: он их учил, вместе с ними ел, вместе с ними играл, вместе с ними отправлялся на экскурсии и т. п. Дети любили его и, вообще говоря, беспрекословно ему повиновались. Бывало, однако, что тех или иных приходилось подвергать наказанию, причем Витторино не отказывался принципиально даже от физического наказания, представляя его как альтернативу удаления из школы. lt;...gt;
Задача Витторино как пропагандиста гуманитарного воспитания заключалась в гармоническом развитии всего человека - его тела, ума, характера, и в этом отношении он стоит выше других замечательных педагогов своего времени, хотя бы Гуарино, который стремился, главным образом к тому, чтобы сделать из своих учеников знатоков латинского и в особенности греческого языка.

Витторино считал главной своей задачей приготовить будущих граждан, людей жизни, людей дела, таких людей, для которых литературные или научные интересы не могли бы заслонить очередных животрепещущих задач окружающей действительности.
Само собой разумеется, его ученики употребляли много времени на изучение латинского и греческого языков - ведь мы находимся на эпохе полного расцвета идей и увлечений Возрождения. Однако подобно другим даровитейшим выразителям идей этой достопамятной эпохи и даже в большей мере, чем многие из них, Витторино не закрывал глаз на важность других областей знания помимо классических языков. У него замечалось даже стремление к сообщению своим ученикам известной энциклопе- дичности знаний. lt;...gt;
Еще замечательнее практиковавшиеся в «Счастливом доме» методы обучения. Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр, причем, как говорил Витторино, он в этом случае шел по стопам древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, с работами по измерению площадей и объемов по съемке. Напомним, кстати, читателям, что Витторино был выдающимся математиком.
Далее в школе Витторино учили алгебре, астрономии, которой Витторино заменил прежнюю астрологию. Даже естественная история не была забыта Витторино, хотя, конечно, она проходилась в таком виде, который соответствовал младенческому состоянию этой отрасли знаний в описываемое нами время.
В центре всех школьных занятий были все-таки классические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разговорный, каким он в то время в значительной степени и был, особенно в Италии. Есть основание думать, что и греческий язык изучался так же, как живой язык, причем применялся разговорный метод...
Значительный вклад в педагогику эпохи Возрождения внес знаменитый французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1483 - 1553). Представив в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» едкую, красочную сатиру на бесплодность и беспомощность средневековой учености, он выстраивает систему нового воспитания. В него входят средства физического воспитания, прежде всего режим, прогулки, некоторые физические упражнения. Особое значение он придает знакомству ученика с явлениями природы, наблюдениям, беседам о виденном. Он отбрасывает средневековое учение о греховности плоти, едко высмеивает лицемерие и ханжество в поведении служителей церкви, утверждает религию как любовь к людям.
Сочинения Франсуа Рабле пользовались большой популярностью и были переведены на многие европейские языки.

Представитель северной части Европы, выходец из Голландии Эразм Роттердамский (1469-1536) снискал себе славу своим сочинением-памфлетом «Похвальное слово глупости». Это высмеивание бесплодности схоластических дискуссий, показ отупляющего их влияния на человека. Гуманист утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокого знания древних языков, истории, литературы.
Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в истории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влияние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практику школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения, уважения личности ребенка.
Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обогатили ее не только своим содержанием, но и как блестящие образцы оригинальной и яркой формы педагогического знания.
Фрэнсис Бэкон
О схоластической науке
Этот род выродившейся учености господствовал среди схоластиков: обладая острым и сильным умом и обильным досугом, они могли лишь очень мало разнообразить свое учение; их ум был заключен в узкий мир немногих авторов (главным образом Аристотеля, их властителя), подобно тому как они сами были заключены в кельи монастырей или учебных заведений; они почти не знали ни истории природы, ни истории человечества, и их ум из количественно ограниченного материала, но при непрерывном напряжении остроумия начал ткать трудолюбиво ту научную паутину, которую мы находим в их произведениях. Ведь остроумие и рассудок человека, если он обрабатывает материал, полученный им из созерцания творений Бога, приноравливается к предмету, который ставит ему известные границы; но если он имеет себя самого своим объектом и все черпает изнутри, как паук паутинные нити, тогда его работа бесконечна, тогда он ткет паутину учености, поражающую тонкостью ткани, но несущественную и бесполезную.
Публ. по: Хрестоматия по истории педагогики / Сост.
И.Ф.Свадковский. - М., 1936. - Т. 1. - С. 99.
Рекомевдуемая литература Безрогое В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Все-

мирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, историография. - М., 1996. Евстафьев П. В. Начальные основания педагогики: Учебник для институтов, гимназий и учительских семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей. - СПб., 1880. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. - М, 1989-1990. -Вып. 1.-Ч. 1-2. Культура Возрождения и Средние века / Под ред. Л.С.Чиколико. - М., 1992. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К. И. Салимовой. - М., 1988. - Ч. 1. - Гл. 4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - Л., 1938. - Кн. 1. - Гл. 14, 15, 21-24. Хофман Ф. Мудрость воспитания: Пер. с нем. - М., 1979. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. - М., 1991.

Введение. 3

Глава 2. Цели и методы придворной школы «Дом Радости». 6

§ 2.1. Цели деятельности. 6

§ 2.2. Методы деятельности. 7

Глава 3. Принципы деятельности придворной школы «Дом Радости». 9

Глава 4. Почему придворная школа «Дом Радости» является школой нового типа? 12

Заключение. 13

Список литературы. 14

Введение

XV в. – время рассвета педагогических идей гуманизма. Светские формы социальных отношений становятся на порядок выше религиозных. На смену средневековью в Западную Европу пришла эпоха Ренессанса, прошедшая под знаком гуманистических идей. В этот период идет постепенное изживание старых форм экономической деятельности, старых феодальных структур. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты -провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.

«В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека». «Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе».

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

Глава 1. Витторино де Фельтре «Дом Радости». История создания придворной школы.

Витторино де Фельтре родился в 1378 году в городе Падуе. В свое родном городе занимался изучением греческого языка и математики, в чем добился большого успеха. Позже он использовал полученные знания в своей педагогической практике. Витторино де Фельтре - это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино де Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.

В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи Джанфранческо I Гонзага, где предоставил для Витторино и его учеников один из своих любимых дворцов, носивших название «Casa Giojosa», т. е. «Дом празднества».

Местоположение школы было великолепно. Она стояла в Мантуи на возвышенности с чудным видом на реку Минчио, на одной из окраин города.

В 1423 году Витторино де Фельтре во дворце Джанфранческо I Гонзага основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Дом Радости». Она стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Развитие производства и распад феодализма в странах Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв, обусловили расцвет науки, техники, культуры и искусства Этот период называют эпохой Возрождения, характерной признаком которой является гуманизм, что возвышает человека в обществе, борется против ее унижения соответствии гуманистическая педагогика характеризуется уважением к детям, отрицанием физических наказаний, старайтесь енням к совершенствованию способностей детей Гуманисты значительное внимание оказывали физическое и эстетическое воспитание детей, изучению родного, греческого и латинского языков, математики, астрономии, механики, природо знавства, географии, литературы, искусства Они считали, что в процессе обучения и воспитания дети должны активно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный процесс нужно в сделать привлекательным для них, широко использовать наглядность, организовывать прогулки, экскурсии и др.

Итальянский педагог Витторино да Фельтре (1378 - 1446) создал школу"Дом радости", которой прославился как "отец гуманности" и как первый учитель нового типа Он первым воплотил идею школы на природе, про которую впоследствии заговорили и мечтали многие педагоги Школа была расположена среди аллей и фонтанов на берегу живописного озера. Стены дворца украшали фрески с изображением детей. . Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию (изучали греческий язык и литературу, математику, астрономию, естествознание, логику, метафизику, музыку, живопись) В школе не было телесных наказаний, значительное внимание уделялось в воспитании личному примеру воспитателистому прикладу вихователів.

Центром гуманистического образования стала гимназия, созданная в 1537 г. в Страсбурге И. Штурмом (1507 - 1589). Альфой и омегой обучения были классические языки и литература. В 1578 г., например, здесь обучалось до трех тысяч учащихся. Помимо новых программ, в гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам. Так, ученики имели персональные словари древних языков. В гимназиях "вульгарная" латынь уступила место классическому латинскому языку, формальная риторика - изучению литературы, средневековая диалектика - математике. Было возобновлено обучение древнегреческому языку, преподавали и древнееврейский язык. Гимназии Штурма давали крайне одностороннее образование, принося в жертву древним языкам все остальные предметы средней школы, не давая при этом практически никаких реальных знаний. Во Франции в середине XV в. появились коллежи. Эти учреждения ведут начало от постоялых дворов для неимущих школяров и стипендиатов. Первые учебные заведения такого типа возникли при Сорбонне и Наваррском университете. Статусом 1452 г. ученикам коллежа вменялось публично экзаменоваться на факультетах университетов. В XVI в. коллежи были платными и бесплатными пансионами и экстернатами. Ученики изучали частично или полностью курс наук соответствующего факультета. Постепенно коллежи выделялись в самостоятельные учебные заведения общего повышенного образования. Среди учреждений такого типа выделялся основанный в Бордо М. Кордьером Гюэньский коллеж (scola aquitanica). Программа десятилетнего обучения во многом совпадала с программой гимназии Штурма. При изучении классических языков и литературы акцент был сделан не на грамматику, а на разговорную практику. В отличие от германских гимназий учащиеся изучали родной язык. Довольно широко был представлен курс математики. Особое место в системе западноевропейского школьного образования XV - начала XVII в. занимали традиционные учебные заведения для дворянства -дворцовые школы. Дворцовые школы своеобразно ответили на новые веяния в педагогической мысли и школьной практике. В XVI -XVII вв. прочные позиции в сфере повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы. В XV -XVI вв. продолжала расширяться сеть университетов. В XV в. их в Европе насчитывалось до 80, в следующем столетии - уже около 180. Растет и число студентов в отдельных университетах. Так, в университете Лёвена (современная Бельгия) количество записавшихся студентов в 1426-1485 гг. составляло ежегодно в среднем 310 человек, а в 1528-1569 гг. - 622 человека, то есть увеличилось вдвое. А в Саламанкском университете (Испания) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов. Высшее образование стало ареной соперничества представителей уходящей и новой образованности. Созданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическая церковь, деятели Реформации и Возрождения. Так, в пределах германских государств в XVI -XVII вв. действовали семь университетов, контролируемых Ватиканом (в Кёльне, Лейпциге, Вене и других городах). Они являлись опорой традиций схоластической образованности. Свои университеты (studia superiora) открывал орден иезуитов. Их университетский курс состоял из двух циклов: трехлетнего философского и четырехлетнего теологического. В основе занятий философией лежало изучение аристотелизма в католической интерпретации. Кроме того, в первом цикле в ограниченном объеме изучались математика, геометрия и география.

Педагогика эпохи Возрождения.

Деятели эпохи возрождения – гуманисты, с уважением относятся к ребенку, против суровой дисциплины, стремились развит в ребенке любознательность, интерес к знаниям. Для детей знатного происхождения требуют полноценного физического и эстетического воспитания, овладение латинским и греческим языками. Развиваются городские школы. Появляются школы для девочек (частные). Некоторые сектантские общины организовывают всеобщее начальное обучение для детей общины.

Витторино да-Фельтре организовал школу «Дом радости», принципы гуманистической педагогики, большое внимание – физическому и духовному развитию, играм. Ф.Рабле: продуманный режим для ребенка, развитие самостоятельного мышления, творчества, активности; идея наглядности, жизненности обучения. Т.Мор: равное воспитание мальчикам и девочкам; широкая организация самообразования, огромная роль у трудового воспитания

Я.А.Коменский ()

«Великая дидактика»

Коменский своей педагогикой завершает период средневековья. Основные характеристики этого периода: обучение на латыни, подчинение церкви. Идеалы средневековья отложились на Коменском. Он был глубоко верующим, вера в Бога – главный момент воспитания. С другой стороны, он знаком с идеалами Возрождения: внимание к человеку, гуманизм, возрождаются идеалы античности (восхваление физической красоты, физическое воспитание, близость природы, жажда научных открытий). Все эти идеи Коменский приветствует. Он впервые детально занимается педагогическим исследованиями и придает педагогике характер самостоятельной науки. Коменский формирует, обобщая опыт прошлого, три закона педагогики: 1) закон всеобщего характера обучения: все дети, и богатые, и бедные, и тупые, и даровитые, должны получить школьное образование, «все дети – дети Бога», тупой ребенок больше нуждается в учителе. 2) обучение должно носить практический характер: учить тому, что пригодится человеку в его настоящей и будущей жизни. Задача учителя – тщательно отбирать материал, учитывая особенности возраста. 3) закон природосообразности обучения. Обучение должно согласовываться с законами природы (последовательность, систематичность, размерность). Чтобы реализовать законы обучения, Коменский разрабатывает первую возрастную периодизацию, с учетом которой он строит систему школ и для каждой школы разрабатывает содержание образования. Выделил школьный период, который, в свою очередь, делит на 4 периода: 1) до 6 лет (детство), материнская школа. Содержание образования: Простейшие представления об окружающем мире; развитие органов чувств, речи; ребенок знакомится с основными нравственными понятиями, развивается трудолюбие, любовь к богу; 2) 6-12 (отрочество), школа родного языка. Содержание образования: Чтение и письмо на родном языке, арифметика, отечественная история, география, родная литература, знание своего края, нравственность, труд, закон божий, музыка; 3) 12-18 (юность), латинская школа (гимназия). Содержание образования: Традиционные средневековые дисциплины: грамматика, риторика, диалектика; общеобразовательные: математика, астрономия, мировая история, география, литература, естествознание; воспитывающие: богословие, этика, труд; 3) 18-24 (возмужалость), обучение по выбору студентов.

Коменский создает классно-урочную систему обучения. Чтобы обосновать ее, он в своих трудах дает понятие класс – группа детей примерно одного возраста и примерно одинаковых способностей, совместно изучающих основы наук; урок – промежуток времени, в точение которого класс работает с одним учителем и изучает одну науку; учебный год – промежуток времени, в течение которого все дети посещают школу. Необходимо одновременно начинать и заканчивать обучение. Между занятиями должны быть каникулы, должны быть 4 периода обучения и 4 периода каникул. Тщательно разрабатывал дидактические принципы («правила»): последовательность, систематичность, прочность, посильность обучения, наглядность обучения («золотое правило дидактики»), активность учеников.

В своей дидактике Коменский много места отводит воспитанию. Разработал теорию воспитания, цель которой – воспитание добродетельного человека. Главных человеческих добродетели 4: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Лучший метод воспитания – метод примера. образцом примера должны быть родители и учитель. Взаимоотношения учеников и учителей должны строиться на основе гуманизма, относиться к детям нужно по-отечески. Обязательный элемент воспитания – дисциплина («школа без дисциплины, что мельница без воды»). Учитель — центральная фигура школы. Он обязан воплощать в себе все человеческие добродетели. Коменской впервые рассуждает о положении учителя в обществе («Должность учителя должна стать столь превосходной как никакая другая под солнцем»).

Ж.-Ж. Руссо (18 в., Франция)

«Теория свободного и естественного воспитания», «Эмиль, или о воспитании»

На личность человека, появляющегося на свет, влияют три фактора: природа, вещи (окружающая среда) и люди (общество). В древности все 3 фактора действовали едино и были положительны. Но с течением времени вещи и люди утратили свою естественность и их влияние стало отрицательным, положительное влияние сохраняет только природа, но если правильно, т.е. естественно организовать воспитание ребенка, то можно добиться того, что этот ребенок будет в дальнейшем придерживаться естественного порядка в жизни.

Руссо: «Естественное воспитание способно привести к мирному социальному переустройству общества». Естественное воспитание должно осуществляться в природосообразном режиме и среди природы; воспитание должно быть свободным (не приказывать, не распоряжаться, не наказывать, не требовать). Путь свободного воспитания – управлять внутренним миром ребенка, его эмоциями, желаниями. «Ученик должен хотеть того, что учитель от него ожидает».

Чтобы управлять внутренним миром ребенка, учитель должен знать возрастные особенности ребенка. 1) до2 лет (физический период). Соблюдение режима, закаливание, гимнастика. 2) 2-12 (период Сенсорного развития («сон разума»)). Опытное обучение («Чтобы Эмиль не выучивал науку, а выдумывал науку»). 3) 12-15 (период умственного развития). Классическое обучение, естественные науки, математика.4) от 15 до вступления в брак (период нравственного развития). Сравнительное образование.

Методы свободного воспитания:

Метод естественных последствий, действует в системе воспитания и позволяет избегать наказания. Наказанием являются естественные последствия поступка.

Метод косвенного воздействия, применим в дидактике. Воспитание должно осуществляться в процессе труда. Труд должен быть организован особым образом (Эмиль целый день в неделю провдит в семье труженика). Важен нравственный характер труда (Эмиль должен уважать жизнь труженика, сам процесс труда и результаты труда).

И.Песталоцци (18 в., Швейцария)

Исследует воспитывающий труд и развивающее обучение, ему принадлежит идея элементного воспитания. Необходимо воспитывать умственно, физически, нравственно. Первичные элементы умственного воспитания – число, форма, язык. Большое внимание уделяет наглядности. Умственные способности развиваются постепенно, поэтому обучение должно соответствовать каждому возрасту. Выступает за строгую последовательность обучения, связанность его ступеней. Придерживается принципа самодеятельности учащихся (надо руководить детьми, не побуждать их). Физическое воспитание: («Азбука умений») из инстинктивных, природой заложенных движений ребенка можно сформировать сложные трудовые навыки. Физическое и трудовое воспитание составляет единое целое. Нравственное воспитание: от элементарных инстинктивных чувственных порывов развитие идет к представлению о мире, от представлений – к взглядам о мире, затем к поступкам, далее к убеждениям, наконец, поведению, привычкам.

А.Дистервег. (19 в)

«Руководство к образованию немецких учителей».

Обучение нужно вести от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему. Процесс обучения имеет два субъекта: ученик и педагог. Они взаимодействуют через объект обучения – учебный материал. Ученик будет активным субъектом, если создать благоприятные условия обучения. Для этого учителям необходимо придерживаться правил, распределенных в 4 группы: 1) Правила, относящиеся к ученику как к субъекту (учи как можно меньше; заставь ученика работать сначала руками, потом языком, потом головой; следи за речью учащихся). 2) Правила, относящиеся к учебному материалу как к объекту обучения (распределяй материал на малые части; задерживайся на изучении основ, не спеши; выбор методов обучения соотноси с источником). 3) Правила, касающиеся места, времени и других условий обучения. 4) Правила, относящиеся к учителю как к субъекту (обучай живо, энергично; никогда не останавливайся, поскольку для учителя остановка есть шаг назад. Покажи мне твоих учеников, и в них я увижу тебя).

Обосновал 3 принципа, составляющих основу развивающего образования: 1) природосообразность (учитывать склонности, задатки, темперамент); 2) культуросообразность (опора на традиции и учет сложившихся тенденций); 3) самодеятельность (самостоятельность, активность, собственная деятельность ребенка).