Вариант 1.
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фтора:
В. 2е, 7е.
2. Из перечисленных химических элементов наименьший атомный радиус у атома:
В. Фтора.
3. Из перечисленных химических элементов наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
В. Фтора.
4. Положение элемента брома в Периодической системе:
В. 4-й период, главная подгруппа VII группы.
5. Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные окислительные свойства имеет:
Б.Фтор.
6. Агрегатное состояние хлора при обычных условиях:
А. Газообразное.
7. Химическая связь в молекуле фтора:
Б. Ковалентная неполярная.
8. Пара формул веществ, в каждом из которых связь только ковалентная неполярная:
В.С12, Н2.
9. Раствор фтора в воде приготовить нельзя, так как:
Г. Фтор взаимодействует с водой.
10. Хлор взаимодействует с раствором вещества, формула которого:
Б. NaBr.
11. Приведите примеры соединений иода, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химических связей.
I2:Ï̤: Ï̤:
HI H: Ï̤:
KI K-[ I ]+
Cl2 -> НС1 -> NaCl ->AgCl.
Cl20 + H20 = 2H+Cl-
Cl02 + 2*1e = 2Cl- окислитель
H20 - 2*1e = 2H+ восстановитель
HCl + NaOH = NaCl + H2O
NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3
13. Как распознать растворы хлорида калия и нитрата калия? Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Добавить нитрат серебра, в пробирке с хлоридом калия выпадет белый осадок.
КCl + AgNO3 = AgCl↓ + КNO3
К+ +Cl- + Ag+ +NO3- = AgCl↓ + К+ +NO3-
Cl- + Ag+ = AgCl↓
По схеме реакции
NaF(T) + H2S04(KOH4) -> NaHS04 + HF
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 2 моль фторида натрия.
n (HF) = n (NaF) = 2 моль
m (НF) = 2моль*20 г/моль = 40 г
15. Запишите название и формулу вещества, которое применяют для обеззараживания воды, отбеливания ткани и бумаги.
хлор (Cl2)и его соединения.
Хлорная известь, хлорка: Ca(OCl)2 CaCl2 Ca(OH)2 2H2O
Вариант 2.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме хлора:
Г. 2е, 8е, 7е.
2. Из перечисленных химических элементов наибольший атомный радиус у атома:
Б. Иода.
Б. Иода.
4. Положение элемента хлора в Периодической системе:
Б. 3-й период, главная подгруппа VII группы.
5. Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные восстановительные свойства имеет:
Б. Иод.
6. Агрегатное состояние фтора при обычных условиях:
А. Газообразное.
7. Химическая связь в молекуле иода:
Б. Ковалентная неполярная.
Б. НС1, НВг.
9. Название галогена, который был применен в боевых условиях как отравляющее вещество:
Г. Хлор.
10. Бром не взаимодействует с веществом, формула которого:
А. NaCl(p-p).
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Приведите примеры соединений хлора, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химической связи.
12. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
NaCl -> Cl2 -> CuCl2 ->AgCl.
Реакцию 1 рассмотрите с точки зрения ОВР.
1. 2NaCl + 2H2О --> H2 + Cl2 + 2NaOH
Анод: 2Cl(-) - 2е (-) --> Cl2(0)
Катод: 2H2O + 2e(-) --> H2 + 2OH(-)
2. Cl2 + Cu = CuCl2
CuCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Cu(NO3)2
Реакция с нитратом серебра. В пробирке с бромидом выпадет осадок.
NaBr + AgNO3 = AgBr↓ + NaNO3
Ag+ + Br-= AgBr↓
14. Галогеноводороды в лаборатории получают путем взаимодействия концентрированной серной кислоты с галогенидами металлов.
По схеме
NaI(T) + H2S04(KOHЦ) - NaHS04 + Hl
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 1,5 моль иодида натрия.
n (HI) = n (NaI) = 1,5 моль
m (HI) = 1,5моль*127 г/моль = 190,5 г
15. Запишите название и символ галогена, соединения которого используют для успокоения нервной системы.
Вариант 3.
бром, Br2
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме брома:
В. 2е, 8е, 18е, 7е.
Б. Иода.
3. Из перечисленных химических элементов наименьшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
Б. Иода.
4. Положение элемента фтора в Периодической системе:
А. 2-й период, главная подгруппа VII группы.
5. Из перечисленных веществ наименее выраженные окислительные свойства имеет:
Б. Иод.
6. Агрегатное состояние иода при обычных условиях:
В. Твердое.
7. Химическая связь в молекуле брома:
Б. Ковалентная неполярная.
8. Пара формул веществ, в каждом из которых связь в молекулах только ионная:
В. NaCl, KBr.
9. Свойство, не характерное для фтора:
В. Самый пассивный.
10. Хлор взаимодействует с веществом, формула которого:
Г. Н2.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Приведите примеры соединений брома, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химической связи.
12. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
HBr -> КВг -> Вг2 -> СаВг2.
1. 2HBr + 2K = 2KBr + H2
2. 2KBr- + Cl02 = KCl- + Br02
Cl2(0) + 2е (-) --> 2Cl (-)
2Br(-) - 2е (-) --> Br2(0)
3.
13. Как распознать растворы иодида натрия и нитрата натрия? Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Реакция с нитратом серебра – качественная реакция на хлорид-, бромид- и иодид-ионы. Осадок иодида серебра - желтого цвета.
NaI + AgNO3 = AgI↓+ NaNO3
Na+I- + Ag+NO3- = AgI↓+ Na+NO3-
I- + Ag+ = AgI↓
14. Галогеноводороды в лаборатории получают путем взаимодействия концентрированной серной кислоты с галогенидами металлов.
По схеме
NaBr(T) + H2S04(KOHЦ) > NaHS04 + HBr
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 0,5 моль бромида натрия.
n (HBr) = n (NaBr) = 0,5 моль
m (HBr) = 0,5моль*80 г/моль = 40 г
15. Запишите название и символ галогена, соединения которого добавляют в зубную пасту для предупреждения кариеса зубов.
F2 фтор
Вариант 4.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме иода:
В. 2е, 8е, 18ё, 18е, 7е.
2. Из перечисленных химических элементов наибольший радиус у атома:
Б. Иода.
3. Из перечисленных химических элементов наименьшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
Б. Иода.
4. Положение элемента иода в Периодической системе:
Г. 5-Й период, главная подгруппа VII группы.
5. Из перечисленных веществ наиболее выраженные восстановительные свойства имеет:
Б. Иод.
6. Агрегатное состояние брома при обычных условиях:
Б. Жидкое.
7. Химическая связь в молекуле хлора:
Б. ковалентная неполярная.
8. Пара формул веществ, в каждом из которых связь только ковалентная полярная:
Б. HI, S02.
9. Спиртовой раствор этого галогена применяют для обработки ран:
Б. Иод.
10. Бром взаимодействует с веществом, формула которого:
В. Н2.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Приведите примеры соединений фтора, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химической связи.
12. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
HI -> KI -> I2 ->АLI3.
Реакцию 2 рассмотрите с точки зрения ОВР.
1. HI + KOH = KI + H2O
2. 2KI- + Cl02 = 2KCl- + I02
2I(-) - 2е (-) --> I2(0)
Cl2(0) + 2е (-) --> 2Cl (-)
3. 3I2 + 2Al = 2AlI3
13. Как распознать растворы бромида натрия и нитрата натрия? Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Реакция с нитратом серебра – качественная реакция на хлорид-, бромид- и иодид-ионы. Осадок бромида серебра -бледно-желтого цвета.
NaBr + AgNO3 = AgBr↓+ NaNO3
Na+ +Br- + Ag++NO3- = AgBr↓ + Na+ + NO3-
Ag+ + Br-= AgBr↓
14. Галогеноводороды в лаборатории получают путем взаимодействия концентрированной серной кислоты с галогенидами металлов. По схеме
NaCl(T) + H2S04(KOHЦ) - NaHS04 + HCl
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 3 моль хлорида натрия.
n (HCl) = n (NaCl) = 3 моль
m (HCl) = 3моль*36,5 г/моль = 109,5 г
15. Запишите название и символ галогена, соединения которого добавляют в поваренную соль для профилактики заболеваний щитовидной железы.
Йод I2
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока :
- Сформировать понятие об химических связях на примере ионной связи. Добиться понимания образования ионной связи как крайнего случая полярной.
- Обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: ионы (катион, анион), ионная связь.
- Развивать умственную деятельность учащихся через создание проблемной ситуации при изучении нового материала.
Задачи:
- научить распознавать виды химической связи;
- повторить строение атома;
- исследовать механизм образования ионной химической связи;
- научить составлять схемы образования и электронные формулы ионных соединений, уравнения реакций с обозначением перехода электронов.
Оборудование : компьютер, проектор, мультимедийный ресурс, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Ионная связь».
Тип урока: Формирование новых знаний.
Вид урока: Мультимедиа урок.
Х од урока
I. Организационный момент .
II. Проверка домашнего задания .
Учитель: Как атомы могут принимать устойчивые электронные конфигурации? Каковы cпособы образования ковалентной связи?
Ученик: Полярная и неполярная ковалентные связи образованы по обменному механизму. К обменному механизму относят случаи, когда в образовании электронной пары от каждого атома участвует по одному электрону. Например, водород: (слайд 2)
Связь возникает благодаря образованию общей электронной пары за счет объединения неспаренных электронов. У каждого атома есть по одному s-электрону. Атомы Н равноценны и пары одинаково принадлежат обоим атомам. Поэтому же принципу происходит образование общих электронных пар (перекрывание р-электронных облаков) при образовании молекулы F 2 . (слайд 3)
Запись H· означает, что у атома водорода на внешнем электронном слое находится 1 электрон. Запись показывает, что на внешнем электронном слое атома фтора находится 7 электронов.
При образовании молекулы N 2 . Образуются 3 общие электронные пары. Перекрываются р-орбитали. (слайд 4)
Связь называется неполярная.
Учитель: Мы сейчас рассмотрели случаи, когда образуются молекулы простого вещества. Но вокруг нас множество веществ, сложного строения. Возьмем молекулу фтороводорода. Как в этом случае происходит образование связи?
Ученик: При образовании молекулы фтороводорода перекрывается орбиталь s-электрона водорода и орбиталь р-электрона фтора Н-F. (слайд 5)
Связывающая электронная пара смещена к атому фтора, в результате чего образуется диполь . Связь называется полярная .
III. Актуализация знаний .
Учитель: Химическая связь возникает вследствие изменений, которые происходят с наружными электронными оболочками соединяющихся атомов. Это возможно потому, что наружные электронные слои не завершены у элементов, кроме инертных газов. Химическая связь объясняется стремлением атомов приобрести устойчивую электронную конфигурацию, подобную конфигурации «ближайшего» к ним инертного газа.
Учитель: Записать схему электронного строения атома натрия (у доски). (слайд 6)
Ученик: Атому натрия для достижения устойчивости электронной оболочки необходимо либо отдать один электрон, либо принять семь. Натрий легко отдаст свой далекий от ядра и слабо связанный с ним электрон.
Учитель: Составить схему отдачи электрона.
Nа° - 1ē → Nа+ = Ne
Учитель: Записать схему электронного строения атома фтора (у доски).
Учитель: Как добиться завершения заполнения электронного слоя?
Ученик: Атому фтора для достижения устойчивости электронной оболочки необходимо либо отдать семь электронов, либо принять один. Энергетически выгоднее фтору принять электрон.
Учитель: Составить схему приема электрона.
F° + 1ē → F- = Ne
IV. Изучение нового материал.
Учитель обращается с вопросом к классу, в котором ставится задача урока:
Возможны ли другие варианты, при которых атомы могут принимать устойчивые электронные конфигурации? Каковы пути образования таких связей?
Сегодня мы рассмотрим один из видов связей – ионную связь. Сопоставим строение электронных оболочек уже названных атомов и инертных газов.
Беседа с классом.
Учитель: Какой заряд имели атомы натрия и фтора до реакции?
Ученик: Атомы натрия и фтора электронейтральны, т.к. заряды их ядер уравновешиваются электронами, вращающимися вокруг ядра.
Учитель: Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов?
Ученик: Атомы приобретают заряды.
Учитель дает пояснения: В формуле иона дополнительно записывают его заряд. Для этого используют верхний индекс. В нем цифрой указывают величину заряда (единицу не пишут), а потом – знак (плюс или минус). Например, ион Натрия с зарядом +1 имеет формулу Na + (читается «натрий-плюс»), ион Фтора с зарядом -1 – F - («фтор-минус»), гидроксид-ион с зарядом -1 – ОН - («о-аш-минус»), карбонат-ион с зарядом -2 – CO 3 2- («цэ-о-три-два-минус»).
В формулах ионных соединений сначала записывают, не указывая зарядов, положительно заряженные ионы, а потом - отрицательно заряженные. Если формула правильная, то сумма зарядов всех ионов в ней равна нулю.
Положительно заряженный ионназывается катионом ,аотрицательно заряженный ион- анионом.
Учитель: Записываем определение в рабочие тетради:
Ион - это заряженная частица, в которую превращается атом в результате принятия или отдачи электронов.
Учитель: Как определить величину заряда иона кальция Ca 2+ ?
Ученик: Ио́н - электрически заряженная частица, образующаяся в результате потери или присоединения одного или нескольких электронов атомом. У кальция на последнем электронном уровне находятся два электрона, ионизация атома кальция происходит при отдаче двух электронов. Ca 2+ - двухзарядный катион.
Учитель: Что происходит с радиусами этих ионов?
При переходе электронейтрального атома в ионное состояние размер частицы сильно изменяется. Атом, отдавая свои валентные электроны, превращается при этом в более компактную частицу - катион. Например, при переходе атома натрия в катион Na+, имеющий, как указано выше, структуру неона, радиус частицы сильно уменьшается. Радиус аниона всегда больше радиуса соответствующего электронейтрального атома.
Учитель: Что происходит с разноименно заряженными частицами?
Ученик: Разноименно заряженные ионы натрия и фтора, возникающие в результате перехода электрона от атома натрия к атому фтора, взаимно притягиваются и образуют фторид натрия. (слайд 7)
Nа + + F - = NаF
Рассмотренная нами схема образования ионов показывает, как между атомом натрия и атомом фтора образуется химическая связь, которую называют ионной.
Ионная связь – химическая связь, образованная электростатическим притяжением друг к другу разноименно заряженных ионов.
Соединения, которые при этом образуются, называют ионными соединениями.
V. Закрепление нового материала .
Задания для закрепления знаний и умений
1. Сравните строение электронных оболочек атома кальция и катиона кальция, атома хлора и хлорид - аниона:
Прокомментируйте схему образования ионной связи в хлориде кальция:
2. Для выполнения данного задания необходимо разделиться на группы по 3–4 человека. Каждый участник группы рассматривает один пример и результаты представляет всей группе.
Ответ учащихся:
1. Кальций – это элемент главной подгруппы II группы, металл. Его атому легче отдать два внешних электрона, чем принять недостающие шесть:
2. Хлор – это элемент главной подгруппы VII группы, неметалл. Его атому легче принять один электрон, которого ему не хватает до завершения внешнего уровня, чем отдать семь электронов с внешнего уровня:
3. Сначала найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов, оно равно 2 (2x1). Затем определим, сколько атомов кальция нужно взять, чтобы они отдали два электрона, то есть надо взять один атом Са и два атома CI.
4. Схематично образование ионной связи между атомами кальция и хлора можно записать: (слайд 8)
Са 2+ + 2СI - → СаСI 2
Задания для самоконтроля
1. На основе схемы образования химического соединения составьте уравнение химической реакции: (слайд 9)
2. На основе схемы образования химического соединения составьте уравнение химической реакции: (слайд 10)
3. Дана схема образования химического соединения: (слайд 11)
Выберите пару химических элементов, атомы которых могут взаимодействовать в соответствии с этой схемой:
а) Na и O ;
б) Li и F ;
в) K и O ;
г) Na и F
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Сложное вещество – это:
2. Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:
3. Элемент 3-го периода главной подгруппы IV группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:
4. Какому из обозначений атомов химического элемента хлора соответствует изотоп, в ядре которого содержится 17 протонов и 20 нейтронов?
5. Ядро химического элемента, содержащего 16 протонов:
6. Два энергетических уровня (электронных слоя) имеет атом:
7. Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 3 электрона:
8. Электроотрицательность химических элементов в соединениях в пределах главных подгрупп с увеличением атомного радиуса:
9. Количество электронов в атоме равно:
10. Распределение электронов по энергетическим уровням 2ē; 8ē соответствует частице (атому или иону):
11. Соотнесите:
Знак элемента:1. Ca 2. Mg 3. He 4. F
Название элемента: А. Водород Б. Гелий В. Калий Г. Кальций Д. Магний Е. Фтор
Часть Б. Задания со свободным ответом
12. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак > (больше) или < (меньше):
13. Выберите химические элементы-металлы и расположите их в порядке уменьшения (ослабления) металлических свойств их атомов: Cl, Al, S, Na, P, Mg, Ar.
14. Изобразите схему электронного строения:
А. Атома углерода C0. Б. Иона фосфора P3-.
15. Приведите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:
А. Натрия и фтора. Б. Водорода и серы.
Укажите тип химической связи в каждом случае.
Контрольная работа №1. Атомы химических элементов. 8 класс.
Вариант 1
1 Сложное вещество - это:
А. Углекислый газ. Б. Медь. В. Водород.
A . H 2 S . Б. S 0 2 . В. K 2 S .
3 Элемент третьего периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева - это:
А. Алюминий. Б. Бериллий. В. Магний.
4 Обозначение атома - изотопа, в ядре которого содержится 8 протонов и 8 нейтронов:
A . 16 8 O . Б. 17 8 О В. 18 8 О
5 Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 16 электронов:
А. Кислород. Б. Сера. В. Хлор.
6 Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
А. Бора. Б. Калия. В. Магния.
7 Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 4 электрона:
А. Р и С. Б. Si и Ca . В. С и Si .
8 Наименее электроотрицательный элемент (из перечисленных):
А. Кремний. Б. Сера. В. Фосфор.
9 Информацию о числе электронов на внешнем энергетическом уровне атома элемента главной подгруппы дает:
A. Номер периода. Б. Номер группы. B. Порядковый номер.
10 Атом или ион, имеющий следующее распределение электронов по энергетическим
уровням: 2ē;
8ē; 8ē
A .Ne . Б. Са 2+ . В. Mg 2 +.
11 Соотнесите.
Знак элемента:
1. N. 2. А1. 3. Na . 4. Си.
Название элемента:
А. Азот. Б. Алюминий. В. Железо. Г. Медь. Д. Натрий. Е. Неон.
Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак (больше) или M r (Fe 2 0 3)*M r (BaCl 2).
Дополните фразу: «Металлические свойства простых веществ, образованных элементами главной подгруппы, с увеличением порядкового номера (сверху вниз)...»
А. Атома азота N 0 Б. Иона магния Mg 2+ .
А. Кальция и фтора. Б. Водорода и хлора.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение
Сложное вещество - это: А. Вода. Б. Сера. В. Кислород.
Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:
А. С0 2 . Б.СН 4 . В. CS 2 .
3 . Элемент второго периода главной подгруппы III группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:
А. Бор. Б. Кальций. В. Литий
4 Обозначение атома-изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 28 нейтронов:
A . 54 26 Fe B . 58 28 Ni . B . 56 26 Fe .
5 Атом химического элемента, ядро которого содержит 14 протонов, - это:
А. Азот. Б. Калий. В. Кремний.
6 Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
А. Бора. Б. Кальция. В. Серы.
7 Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 6 электронов:
A . O и Mg . Б. N и S . B . O и S .
8 Наиболее электроотрицательный элемент (из перечисленных):
А. Азот. Б. Водород. В. Хлор.
9 Информацию о числе энергетических (электронных) уровней атома элемента дает:
A. Номер периода.
Б. Номер группы.
B. Порядковый номер.
10 Ионы калия и хлора имеют:
A. Одинаковый заряд ядра.
Б. Одинаковую массу.
B. Одинаковое число электронов.
11
Соотнесите
.
Название элемента
:
1. Водород. 2. Железо. 3. Сера. 4. Хлор.
Знак элемента:
A. Fe. Б. Ag. В. Н. Г. С1. Д. N. Е. S.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак (больше) или Г (А1 2 0 3) * M r (Ag 2 0).
Дополните фразу: «Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами одного периода, с увеличением порядкового номера (слева направо)...»
Изобразите схему электронного строения:
А. Атома фосфора Р°. Б. Иона кислорода О 2- .
15 Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:
А. Магния и хлора. Б. Водорода и фтора.
Укажите в каждом случае тип химической связи.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение
1 Сложное вещество - это:
А. Азот. Б. Железо. В. Сульфид железа.
2 Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:
А. А1 2 0 3 . Б. Fe 2 0 3 . В. ВаО.
3 Элемент второго периода главной подгруппы V группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:
А. Азот. Б. Фосфор. В. Углерод.
4 Атом химического элемента, имеющего в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 5 электронов:
А. Бор. Б. Натрий. В. Углерод.
5 Атом химического элемента, содержащего в электронной оболочке 10 электронов:
А. Кальций. Б. Неон. В. Фтор.
6 Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
А. Бария. Б. Аргона. В. Серебра.
7 Пара химических элементов, имеющих во внешнем электронном уровне по 5 электронов:
A. Фосфор и кремний. Б. Азот и углерод. B. Азот и фосфор.
8 Электроотрицательность атомов химических элементов в соединениях в пределах одного периода с увеличением порядкового номера элемента:
9 Номер группы, к которой принадлежит химический элемент (для элементов главных подгрупп), указывает:
A. Заряд ядра атома.
Б. Число энергетических уровней.
B. Число электронов на внешнем энергетическом уровне.
10 Ионы натрия и фтора имеют:
A. Одинаковый заряд. Б. Одинаковую массу. B. Одинаковое число электронов.
11 . Соотнесите.
Название элемента:
1. Калий. 2. Кислород. 3. Углерод. 4. Фосфор.
Знак элемента:
А. Н. Б. К. В. Са. Г. Р. Д. О. Е. F .
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
12 Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак (больше) или M r (PH 3)*M r (N 2 0 5).
13. Выберите химические элементы-неметаллы, и расположите их в порядке уменьшения неметаллических свойств их атомов: Li , F , N , Be , О, В, С.
14 Изобразите схему электронного строения:
А. Атома натрия. Б. Иона серы S 2- .
15 Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:
А. Лития и хлора. Б. Водорода и кислорода.
Укажите тип химической связи в каждом случае.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение
1 Сложное вещество - это:
А. Хлорид натрия. Б. Углерод. В. Фосфор.
2 Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:
А.N 2 O 5 Б. Р 2 0 5 . В. N0.
3 Элемент третьего периода главной подгруппы IV группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:
А. Алюминий. Б. Кремний. В. Углерод.
4 Какому из обозначений атомов химического элемента хлора соответствует атом-изотоп, в ядре которого содержится 17 протонов и 20 нейтронов?
A . 35 17 Cl . Б. 36 17 Cl B . 37 17 Cl .
5 Ядро химического элемента, содержащего 16 протонов:
А. Кислорода. Б. Серы. В. Фосфора.
6 Два энергетических уровня (электронных слоя) имеет атом:
А. Алюминия. Б. Железа. В. Фтора.
7 Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 3 электрона:
A. Алюминий и бор. Б. Алюминий и кальций. B. Бериллий и бор.
8 Электроотрицательность химических элементов в соединениях в пределах главных подгрупп с увеличением атомного радиуса:
A. Возрастает. Б. Не изменяется. B. Уменьшается.
9 Количество электронов в атоме равно:
A. Номеру группы.
Б. Номеру периода.
B. Порядковому номеру.
10. Распределение электронов по энергетическим уровням 2ē;8ē соответствует частице (атому или иону):
A . Mg °. Б. Na + . В. Са 2+ .
11 Соотнесите.
Знак элемента:
1. Са. 2. Mg . 3. Не. 4. F .
Название элемента:
А. Водород. Б. Гелий. В. Калий. Г. Кальций. Д. Магний. Е. Фтор.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак (больше) или M r (KN 0 3)*M r (Al 2 0 3).
Выберите химические элементы-металлы и расположите их в порядке уменьшения (ослабления) металлических свойств их атомов: CI , Al , S , Na , P , Mg , Ar .
Изобразите схему электронного строения:
А. Атома углерода С 0 . Б. Иона фосфора Р 3-
15 Приведите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:
А. Натрия и фтора. Б. Водорода и серы.
Укажите тип химической связи в каждом случае