Вариант 1.



1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фтора:
В. 2е, 7е.

2. Из перечисленных химических элементов наименьший атомный радиус у атома:
В. Фтора.
3. Из перечисленных химических элементов наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
В. Фтора.

4. Положение элемента брома в Периодической системе:
В. 4-й период, главная подгруппа VII группы.

5. Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные окислительные свойства имеет:
Б.Фтор.

6. Агрегатное состояние хлора при обычных условиях:
А. Газообразное.

7. Химическая связь в молекуле фтора:
Б. Ковалентная неполярная.

8. Пара формул веществ, в каждом из которых связь только ковалентная неполярная:
В.С12, Н2.

9. Раствор фтора в воде приготовить нельзя, так как:
Г. Фтор взаимодействует с водой.

10. Хлор взаимодействует с раствором вещества, формула которого:
Б. NaBr.


11. Приведите примеры соединений иода, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химических связей.
I2:Ï̤: Ï̤:
HI H: Ï̤:
KI K-[ I ]+


Cl2 -> НС1 -> NaCl ->AgCl.

Cl20 + H20 = 2H+Cl-
Cl02 + 2*1e = 2Cl- окислитель
H20 - 2*1e = 2H+ восстановитель
HCl + NaOH = NaCl + H2O
NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3

13. Как распознать растворы хлорида калия и нитрата калия? Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Добавить нитрат серебра, в пробирке с хлоридом калия выпадет белый осадок.
КCl + AgNO3 = AgCl↓ + КNO3
К+ +Cl- + Ag+ +NO3- = AgCl↓ + К+ +NO3-
Cl- + Ag+ = AgCl↓


По схеме реакции
NaF(T) + H2S04(KOH4) -> NaHS04 + HF
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 2 моль фторида натрия.

n (HF) = n (NaF) = 2 моль
m (НF) = 2моль*20 г/моль = 40 г

15. Запишите название и формулу вещества, которое применяют для обеззараживания воды, отбеливания ткани и бумаги.
хлор (Cl2)и его соединения.
Хлорная известь, хлорка: Ca(OCl)2 CaCl2 Ca(OH)2 2H2O

Вариант 2.


ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа


1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме хлора:
Г. 2е, 8е, 7е.

2. Из перечисленных химических элементов наибольший атомный радиус у атома:
Б. Иода.


Б. Иода.

4. Положение элемента хлора в Периодической системе:
Б. 3-й период, главная подгруппа VII группы.

5. Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные восстановительные свойства имеет:
Б. Иод.

6. Агрегатное состояние фтора при обычных условиях:
А. Газообразное.

7. Химическая связь в молекуле иода:
Б. Ковалентная неполярная.


Б. НС1, НВг.

9. Название галогена, который был применен в боевых условиях как отравляющее вещество:
Г. Хлор.

10. Бром не взаимодействует с веществом, формула которого:

А. NaCl(p-p).

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом


11. Приведите примеры соединений хлора, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химической связи.

12. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
NaCl -> Cl2 -> CuCl2 ->AgCl.
Реакцию 1 рассмотрите с точки зрения ОВР.

1. 2NaCl + 2H2О --> H2 + Cl2 + 2NaOH
Анод: 2Cl(-) - 2е (-) --> Cl2(0)
Катод: 2H2O + 2e(-) --> H2 + 2OH(-)
2. Cl2 + Cu = CuCl2
CuCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Cu(NO3)2


Реакция с нитратом серебра. В пробирке с бромидом выпадет осадок.
NaBr + AgNO3 = AgBr↓ + NaNO3

Ag+ + Br-= AgBr↓

14. Галогеноводороды в лаборатории получают путем взаимодействия концентрированной серной кислоты с галогенидами металлов.
По схеме
NaI(T) + H2S04(KOHЦ) - NaHS04 + Hl
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 1,5 моль иодида натрия.

n (HI) = n (NaI) = 1,5 моль
m (HI) = 1,5моль*127 г/моль = 190,5 г

15. Запишите название и символ галогена, соединения которого используют для успокоения нервной системы.
бром, Br2

Вариант 3.


ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа


1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме брома:
В. 2е, 8е, 18е, 7е.


Б. Иода.

3. Из перечисленных химических элементов наименьшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
Б. Иода.
4. Положение элемента фтора в Периодической системе:
А. 2-й период, главная подгруппа VII группы.

5. Из перечисленных веществ наименее выраженные окислительные свойства имеет:
Б. Иод.

6. Агрегатное состояние иода при обычных условиях:
В. Твердое.

7. Химическая связь в молекуле брома:
Б. Ковалентная неполярная.

8. Пара формул веществ, в каждом из которых связь в молекулах только ионная:
В. NaCl, KBr.

9. Свойство, не характерное для фтора:
В. Самый пассивный.

10. Хлор взаимодействует с веществом, формула которого:
Г. Н2.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом


11. Приведите примеры соединений брома, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химической связи.


12. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
HBr -> КВг -> Вг2 -> СаВг2.

1. 2HBr + 2K = 2KBr + H2
2. 2KBr- + Cl02 = KCl- + Br02
Cl2(0) + 2е (-) --> 2Cl (-)
2Br(-) - 2е (-) --> Br2(0)
3.

13. Как распознать растворы иодида натрия и нитрата натрия? Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Реакция с нитратом серебра – качественная реакция на хлорид-, бромид- и иодид-ионы. Осадок иодида серебра - желтого цвета.
NaI + AgNO3 = AgI↓+ NaNO3
Na+I- + Ag+NO3- = AgI↓+ Na+NO3-
I- + Ag+ = AgI↓

14. Галогеноводороды в лаборатории получают путем взаимодействия концентрированной серной кислоты с галогенидами металлов.
По схеме
NaBr(T) + H2S04(KOHЦ) > NaHS04 + HBr
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 0,5 моль бромида натрия.

n (HBr) = n (NaBr) = 0,5 моль
m (HBr) = 0,5моль*80 г/моль = 40 г

15. Запишите название и символ галогена, соединения которого добавляют в зубную пасту для предупреждения кариеса зубов.
F2 фтор

Вариант 4.


ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа


1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме иода:
В. 2е, 8е, 18ё, 18е, 7е.

2. Из перечисленных химических элементов наибольший радиус у атома:
Б. Иода.

3. Из перечисленных химических элементов наименьшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
Б. Иода.

4. Положение элемента иода в Периодической системе:
Г. 5-Й период, главная подгруппа VII группы.

5. Из перечисленных веществ наиболее выраженные восстановительные свойства имеет:
Б. Иод.

6. Агрегатное состояние брома при обычных условиях:
Б. Жидкое.

7. Химическая связь в молекуле хлора:
Б. ковалентная неполярная.

8. Пара формул веществ, в каждом из которых связь только ковалентная полярная:
Б. HI, S02.

9. Спиртовой раствор этого галогена применяют для обработки ран:
Б. Иод.

10. Бром взаимодействует с веществом, формула которого:
В. Н2.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом


11. Приведите примеры соединений фтора, в которых он образует ковалентную неполярную, ковалентную полярную и ионную связь. Ответ иллюстрируйте схемами образования химической связи.

12. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
HI -> KI -> I2 ->АLI3.
Реакцию 2 рассмотрите с точки зрения ОВР.

1. HI + KOH = KI + H2O
2. 2KI- + Cl02 = 2KCl- + I02
2I(-) - 2е (-) --> I2(0)
Cl2(0) + 2е (-) --> 2Cl (-)
3. 3I2 + 2Al = 2AlI3
13. Как распознать растворы бромида натрия и нитрата натрия? Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Реакция с нитратом серебра – качественная реакция на хлорид-, бромид- и иодид-ионы. Осадок бромида серебра -бледно-желтого цвета.
NaBr + AgNO3 = AgBr↓+ NaNO3
Na+ +Br- + Ag++NO3- = AgBr↓ + Na+ + NO3-
Ag+ + Br-= AgBr↓

14. Галогеноводороды в лаборатории получают путем взаимодействия концентрированной серной кислоты с галогенидами металлов. По схеме
NaCl(T) + H2S04(KOHЦ) - NaHS04 + HCl
рассчитайте массу галогеноводорода, полученного из 3 моль хлорида натрия.

n (HCl) = n (NaCl) = 3 моль
m (HCl) = 3моль*36,5 г/моль = 109,5 г

15. Запишите название и символ галогена, соединения которого добавляют в поваренную соль для профилактики заболеваний щитовидной железы.
Йод I2











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока :

  • Сформировать понятие об химических связях на примере ионной связи. Добиться понимания образования ионной связи как крайнего случая полярной.
  • Обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: ионы (катион, анион), ионная связь.
  • Развивать умственную деятельность учащихся через создание проблемной ситуации при изучении нового материала.

Задачи:

  • научить распознавать виды химической связи;
  • повторить строение атома;
  • исследовать механизм образования ионной химической связи;
  • научить составлять схемы образования и электронные формулы ионных соединений, уравнения реакций с обозначением перехода электронов.

Оборудование : компьютер, проектор, мультимедийный ресурс, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Ионная связь».

Тип урока: Формирование новых знаний.

Вид урока: Мультимедиа урок.

Х од урока

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания .

Учитель: Как атомы могут принимать устойчивые электронные конфигурации? Каковы cпособы образования ковалентной связи?

Ученик: Полярная и неполярная ковалентные связи образованы по обменному механизму. К обменному механизму относят случаи, когда в образовании электронной пары от каждого атома участвует по одному электрону. Например, водород: (слайд 2)

Связь возникает благодаря образованию общей электронной пары за счет объединения неспаренных электронов. У каждого атома есть по одному s-электрону. Атомы Н равноценны и пары одинаково принадлежат обоим атомам. Поэтому же принципу происходит образование общих электронных пар (перекрывание р-электронных облаков) при образовании молекулы F 2 . (слайд 3)

Запись H· означает, что у атома водорода на внешнем электронном слое находится 1 электрон. Запись показывает, что на внешнем электронном слое атома фтора находится 7 электронов.

При образовании молекулы N 2 . Образуются 3 общие электронные пары. Перекрываются р-орбитали. (слайд 4)

Связь называется неполярная.

Учитель: Мы сейчас рассмотрели случаи, когда образуются молекулы простого вещества. Но вокруг нас множество веществ, сложного строения. Возьмем молекулу фтороводорода. Как в этом случае происходит образование связи?

Ученик: При образовании молекулы фтороводорода перекрывается орбиталь s-электрона водорода и орбиталь р-электрона фтора Н-F. (слайд 5)

Связывающая электронная пара смещена к атому фтора, в результате чего образуется диполь . Связь называется полярная .

III. Актуализация знаний .

Учитель: Химическая связь возникает вследствие изменений, которые происходят с наружными электронными оболочками соединяющихся атомов. Это возможно потому, что наружные электронные слои не завершены у элементов, кроме инертных газов. Химическая связь объясняется стремлением атомов приобрести устойчивую электронную конфигурацию, подобную конфигурации «ближайшего» к ним инертного газа.

Учитель: Записать схему электронного строения атома натрия (у доски). (слайд 6)

Ученик: Атому натрия для достижения устойчивости электронной оболочки необходимо либо отдать один электрон, либо принять семь. Натрий легко отдаст свой далекий от ядра и слабо связанный с ним электрон.

Учитель: Составить схему отдачи электрона.

Nа° - 1ē → Nа+ = Ne

Учитель: Записать схему электронного строения атома фтора (у доски).

Учитель: Как добиться завершения заполнения электронного слоя?

Ученик: Атому фтора для достижения устойчивости электронной оболочки необходимо либо отдать семь электронов, либо принять один. Энергетически выгоднее фтору принять электрон.

Учитель: Составить схему приема электрона.

F° + 1ē → F- = Ne

IV. Изучение нового материал.

Учитель обращается с вопросом к классу, в котором ставится задача урока:

Возможны ли другие варианты, при которых атомы могут принимать устойчивые электронные конфигурации? Каковы пути образования таких связей?

Сегодня мы рассмотрим один из видов связей – ионную связь. Сопоставим строение электронных оболочек уже названных атомов и инертных газов.

Беседа с классом.

Учитель: Какой заряд имели атомы натрия и фтора до реакции?

Ученик: Атомы натрия и фтора электронейтральны, т.к. заряды их ядер уравновешиваются электронами, вращающимися вокруг ядра.

Учитель: Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов?

Ученик: Атомы приобретают заряды.

Учитель дает пояснения: В формуле иона дополнительно записывают его заряд. Для этого используют верхний индекс. В нем цифрой указывают величину заряда (единицу не пишут), а потом – знак (плюс или минус). Например, ион Натрия с зарядом +1 имеет формулу Na + (читается «натрий-плюс»), ион Фтора с зарядом -1 – F - («фтор-минус»), гидроксид-ион с зарядом -1 – ОН - («о-аш-минус»), карбонат-ион с зарядом -2 – CO 3 2- («цэ-о-три-два-минус»).

В формулах ионных соединений сначала записывают, не указывая зарядов, положительно заряженные ионы, а потом - отрицательно заряженные. Если формула правильная, то сумма зарядов всех ионов в ней равна нулю.

Положительно заряженный ионназывается катионом ,аотрицательно заряженный ион- анионом.

Учитель: Записываем определение в рабочие тетради:

Ион - это заряженная частица, в которую превращается атом в результате принятия или отдачи электронов.

Учитель: Как определить величину заряда иона кальция Ca 2+ ?

Ученик: Ио́н - электрически заряженная частица, образующаяся в результате потери или присоединения одного или нескольких электронов атомом. У кальция на последнем электронном уровне находятся два электрона, ионизация атома кальция происходит при отдаче двух электронов. Ca 2+ - двухзарядный катион.

Учитель: Что происходит с радиусами этих ионов?

При переходе электронейтрального атома в ионное состояние размер частицы сильно изменяется. Атом, отдавая свои валентные электроны, превращается при этом в более компактную частицу - катион. Например, при переходе атома натрия в катион Na+, имеющий, как указано выше, структуру неона, радиус частицы сильно уменьшается. Радиус аниона всегда больше радиуса соответствующего электронейтрального атома.

Учитель: Что происходит с разноименно заряженными частицами?

Ученик: Разноименно заряженные ионы натрия и фтора, возникающие в результате перехода электрона от атома натрия к атому фтора, взаимно притягиваются и образуют фторид натрия. (слайд 7)

Nа + + F - = NаF

Рассмотренная нами схема образования ионов показывает, как между атомом натрия и атомом фтора образуется химическая связь, которую называют ионной.

Ионная связь – химическая связь, образованная электростатическим притяжением друг к другу разноименно заряженных ионов.

Соединения, которые при этом образуются, называют ионными соединениями.

V. Закрепление нового материала .

Задания для закрепления знаний и умений

1. Сравните строение электронных оболочек атома кальция и катиона кальция, атома хлора и хлорид - аниона:

Прокомментируйте схему образования ионной связи в хлориде кальция:

2. Для выполнения данного задания необходимо разделиться на группы по 3–4 человека. Каждый участник группы рассматривает один пример и результаты представляет всей группе.

Ответ учащихся:

1. Кальций – это элемент главной подгруппы II группы, металл. Его атому легче отдать два внешних электрона, чем принять недостающие шесть:

2. Хлор – это элемент главной подгруппы VII группы, неметалл. Его атому легче принять один электрон, которого ему не хватает до завершения внешнего уровня, чем отдать семь элект­ронов с внешнего уровня:

3. Сначала найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов, оно равно 2 (2x1). Затем определим, сколько атомов кальция нужно взять, чтобы они отдали два электрона, то есть надо взять один атом Са и два атома CI.

4. Схематично образование ионной связи между атомами кальция и хлора можно записать: (слайд 8)

Са 2+ + 2СI - → СаСI 2

Задания для самоконтроля

1. На основе схемы образования химического соединения составьте уравнение химической реакции: (слайд 9)

2. На основе схемы образования химического соединения составьте уравнение химической реакции: (слайд 10)

3. Дана схема образования химического соединения: (слайд 11)

Выберите пару химических элементов, атомы которых могут взаимодействовать в соответствии с этой схемой:

а) Na и O ;
б) Li и F ;
в) K и O ;
г) Na и F

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа

1. Сложное вещество – это:

2. Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:

3. Элемент 3-го периода главной подгруппы IV группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:

4. Какому из обозначений атомов химического элемента хлора соответствует изотоп, в ядре которого содержится 17 протонов и 20 нейтронов?

5. Ядро химического элемента, содержащего 16 протонов:

6. Два энергетических уровня (электронных слоя) имеет атом:

7. Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 3 электрона:

8. Электроотрицательность химических элементов в соединениях в пределах главных подгрупп с увеличением атомного радиуса:

9. Количество электронов в атоме равно:

10. Распределение электронов по энергетическим уровням 2ē; 8ē соответствует частице (атому или иону):

11. Соотнесите:
Знак элемента:1. Ca 2. Mg 3. He 4. F
Название элемента: А. Водород Б. Гелий В. Калий Г. Кальций Д. Магний Е. Фтор

Часть Б. Задания со свободным ответом

12. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак > (больше) или < (меньше):

13. Выберите химические элементы-металлы и расположите их в порядке уменьшения (ослабления) металлических свойств их атомов: Cl, Al, S, Na, P, Mg, Ar.

14. Изобразите схему электронного строения:
А. Атома углерода C0. Б. Иона фосфора P3-.

15. Приведите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:
А. Натрия и фтора. Б. Водорода и серы.
Укажите тип химической связи в каждом случае.

Контрольная работа №1. Атомы химических элементов. 8 класс.


Вариант 1


1 Сложное вещество - это:

А. Углекислый газ. Б. Медь. В. Водород.

A . H 2 S . Б. S 0 2 . В. K 2 S .

3 Элемент третьего периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева - это:

А. Алюминий. Б. Бериллий. В. Магний.

4 Обозначение атома - изотопа, в ядре которого содержится 8 протонов и 8 нейтронов:

A . 16 8 O . Б. 17 8 О В. 18 8 О

5 Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 16 электронов:

А. Кислород. Б. Сера. В. Хлор.

6 Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

А. Бора. Б. Калия. В. Магния.

7 Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 4 электрона:

А. Р и С. Б. Si и Ca . В. С и Si .

8 Наименее электроотрицательный элемент (из перечисленных):

А. Кремний. Б. Сера. В. Фосфор.

9 Информацию о числе электронов на внешнем энергетическом уровне атома элемента главной подгруппы дает:

A. Номер периода. Б. Номер группы. B. Порядковый номер.

10 Атом или ион, имеющий следующее распределение электронов по энергетическим
уровням: 2ē; 8ē; 8ē

A .Ne . Б. Са 2+ . В. Mg 2 +.

11 Соотнесите.
Знак элемента:

1. N. 2. А1. 3. Na . 4. Си.

Название элемента:

А. Азот. Б. Алюминий. В. Железо. Г. Медь. Д. Натрий. Е. Неон.

    Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак (больше) или M r (Fe 2 0 3)*M r (BaCl 2).

    Дополните фразу: «Металлические свойства простых веществ, образованных элементами главной подгруппы, с увеличением порядкового номера (сверху вниз)...»

А. Атома азота N 0 Б. Иона магния Mg 2+ .

А. Кальция и фтора. Б. Водорода и хлора.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение

    Сложное вещество - это: А. Вода. Б. Сера. В. Кислород.

    Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:

А. С0 2 . Б.СН 4 . В. CS 2 .

3 . Элемент второго периода главной подгруппы III группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:

А. Бор. Б. Кальций. В. Литий

4 Обозначение атома-изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 28 нейтронов:

A . 54 26 Fe B . 58 28 Ni . B . 56 26 Fe .

5 Атом химического элемента, ядро которого содержит 14 протонов, - это:

А. Азот. Б. Калий. В. Кремний.

6 Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

А. Бора. Б. Кальция. В. Серы.

7 Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 6 электронов:

A . O и Mg . Б. N и S . B . O и S .

8 Наиболее электроотрицательный эле­мент (из перечисленных):

А. Азот. Б. Водород. В. Хлор.

9 Информацию о числе энергетических (электронных) уровней атома элемента дает:

A. Номер периода.
Б. Номер группы.

B. Порядковый номер.

10 Ионы калия и хлора имеют:

A. Одинаковый заряд ядра.
Б. Одинаковую массу.

B. Одинаковое число электронов.

11 Соотнесите .
Название элемента :

1. Водород. 2. Железо. 3. Сера. 4. Хлор.

Знак элемента:

A. Fe. Б. Ag. В. Н. Г. С1. Д. N. Е. S.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

    Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак (больше) или Г (А1 2 0 3) * M r (Ag 2 0).

    Дополните фразу: «Неметаллические свойства простых веществ, образованных эле­ментами одного периода, с увеличением порядкового номера (слева направо)...»

    Изобразите схему электронного строения:

А. Атома фосфора Р°. Б. Иона кислорода О 2- .

15 Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:

А. Магния и хлора. Б. Водорода и фтора.

Укажите в каждом случае тип химической связи.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение

1 Сложное вещество - это:

А. Азот. Б. Железо. В. Сульфид железа.

2 Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:

А. А1 2 0 3 . Б. Fe 2 0 3 . В. ВаО.

3 Элемент второго периода главной подгруппы V группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:

А. Азот. Б. Фосфор. В. Углерод.

4 Атом химического элемента, имеющего в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 5 электронов:

А. Бор. Б. Натрий. В. Углерод.

5 Атом химического элемента, содержащего в электронной оболочке 10 электронов:

А. Кальций. Б. Неон. В. Фтор.

6 Три электронных слоя (энергетиче­ских уровня) имеет атом:

А. Бария. Б. Аргона. В. Серебра.

7 Пара химических элементов, имеющих во внешнем электронном уровне по 5 элект­ронов:

A. Фосфор и кремний. Б. Азот и углерод. B. Азот и фосфор.

8 Электроотрицательность атомов химических элементов в соединениях в пределах одного периода с увеличением порядкового номера элемента:

9 Номер группы, к которой принадлежит химический элемент (для элементов главных подгрупп), указывает:

A. Заряд ядра атома.

Б. Число энергетических уровней.

B. Число электронов на внешнем энергетическом уровне.

10 Ионы натрия и фтора имеют:

A. Одинаковый заряд. Б. Одинаковую массу. B. Одинаковое число электронов.

11 . Соотнесите.

Название элемента:

1. Калий. 2. Кислород. 3. Углерод. 4. Фосфор.

Знак элемента:

А. Н. Б. К. В. Са. Г. Р. Д. О. Е. F .

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

12 Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вмес­то звездочки знак (больше) или M r (PH 3)*M r (N 2 0 5).

13. Выберите химические элементы-неметаллы, и расположите их в порядке уменьшения неметаллических свойств их атомов: Li , F , N , Be , О, В, С.

14 Изобразите схему электронного строения:

А. Атома натрия. Б. Иона серы S 2- .

15 Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:

А. Лития и хлора. Б. Водорода и кислорода.

Укажите тип химической связи в каждом случае.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение

1 Сложное вещество - это:

А. Хлорид натрия. Б. Углерод. В. Фосфор.

2 Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:

А.N 2 O 5 Б. Р 2 0 5 . В. N0.

3 Элемент третьего периода главной подгруппы IV группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:

А. Алюминий. Б. Кремний. В. Углерод.

4 Какому из обозначений атомов химического элемента хлора соответствует атом-изотоп, в ядре которого содержится 17 протонов и 20 нейтронов?

A . 35 17 Cl . Б. 36 17 Cl B . 37 17 Cl .

5 Ядро химического элемента, содер­жащего 16 протонов:

А. Кислорода. Б. Серы. В. Фосфора.

6 Два энергетических уровня (электронных слоя) имеет атом:

А. Алюминия. Б. Железа. В. Фтора.

7 Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 3 электрона:

A. Алюминий и бор. Б. Алюминий и кальций. B. Бериллий и бор.

8 Электроотрицательность химических элементов в соединениях в пределах главных подгрупп с увеличением атомного радиуса:

A. Возрастает. Б. Не изменяется. B. Уменьшается.

9 Количество электронов в атоме равно:

A. Номеру группы.
Б. Номеру периода.

B. Порядковому номеру.

10. Распределение электронов по энергетическим уровням 2ē;8ē соответствует частице (атому или иону):

A . Mg °. Б. Na + . В. Са 2+ .

11 Соотнесите.

Знак элемента:

1. Са. 2. Mg . 3. Не. 4. F .

Название элемента:

А. Водород. Б. Гелий. В. Калий. Г. Кальций. Д. Магний. Е. Фтор.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

    Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак (больше) или M r (KN 0 3)*M r (Al 2 0 3).

    Выберите химические элементы-металлы и расположите их в порядке уменьшения (ослабления) металлических свойств их атомов: CI , Al , S , Na , P , Mg , Ar .

    Изобразите схему электронного строения:

А. Атома углерода С 0 . Б. Иона фосфора Р 3-

15 Приведите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:

А. Натрия и фтора. Б. Водорода и серы.

Укажите тип химической связи в каждом случае