М.В. Ломоносов написал «Оду надень восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику - автору вопрос, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств - залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды - тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.

1) Жанровое своеобразие произведения.
Ода - торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную личность или историческое событие. Для оды характерна строгая логика изложения.

2) Особенности композиции лирического произведения. Ода имеет трехчастную композицию:

1-я часть - поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед отечеством.

2-я часть - прославление прошлых успехов страны, её правителей; гимн современным просветительским успехам в стране.

3-я часть - прославление монарха за деяния на благо России.

3) Особенности «штиля» оды.
Ода написана «высоким штилем». Это произведение посвящено государыне, автор использует наряду с русскими словами церковно-славянскую лексику: утеха, пользуют, странствах и др.

Как молодые люди могут прослабить Россию? (упорным трудом)

Чем должна являться для человека наука, по мнению М.В. Ломоносова? (отрадой, пищей для ума, помощью в трудных ситуациях и др.)

Личность Г.Р. Державина.
Гаврила Романович Державин был крупнейшим представителем русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Всё состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала Г.Р. Державину получить систематическое образование.

Только в 1759 году (в 16 лет) он смог поступить в Казанскую гимназию, но и там проучился недолго.

В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских юношей он был вынужден начать службу рядовым и только в 1772 году получил офицерский чин. Служил Державин в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, поставившем на российский престол Екатерину II. Молодой поэт начал писать стихи ещё будучи на солдатской службе; сохранились две тетради того раннего периода творчества.

В 1773 году Г.Р. Державин начал печататься. Гаврила Романович был приверженцем просвещённой монархии, верил в разум и справедливость верховного правителя; резко отрицательно относился к крестьянским восстаниям и участвовал в подавлении Пугачевского бунта. За слишком решительный и смелый характер Державина несколько раз отправляли в отставку.

Слава пришла к поэту только в 1783 году после появления его знаменитой оды «Фелица», посвященной Екатерине 11. Царица, польщенная одой, вернула поэта на службу. Г.Р. Державин достиг высших государственных должностей: был сенатором, государственным казначеем, министром юстиции. Но чиновничья карьера Гаврилы Романовича не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина. Александр I, отстранив его от должности министра юстиции, объяснил свое решение недопустимостью столь «ревностной службы».

Литературная слава и государственная служба сделали Г.Р. Державина богатым человеком. Последние годы жизни он провел в достатке и спокойствии, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Умер поэт в 1816 году.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»

Ломоносов

М. В. Ломоносов - великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова - не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, - великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное - такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, -

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение - это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, - государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Личность М.В. Ломоносова уникальна. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя жил он почти два века спустя. Верой в безграничные возможности человека, его волю и разум была проникнута вся многогранная и многообразная деятельность Ломоносова. Особое место в ней занимало литературное творчество.

Как известно, М.В. Ломоносов является автором «теории трёх штилей», которая на многие годы вперёд определила деление русской литературы на жанры. Сам Ломоносов пробовал себя во многих поэтических жанрах. Ему с одинаковым успехом удавались как высокая лирика, так и сатира. Следуя обычаю своего времени, М.В. Ломоносов обращался к российским монархам с одами, которые отличались глубоким общественным содержанием, поскольку главный их смысл заключался не в похвалах. Ломоносов писал о том, что волновало его как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Приуроченная к очередному придворному празднику, эта ода явилась непосредственным откликом на изменения, касающиеся Академии наук, членом которой был Ломоносов. В 1747 году был утверждён её новый устав, улучшено положение отечественных учёных. В своей оде Ломоносов отстаивает программу дальнейшего развития русской науки и одновременно восхваляет мир, «тишину», откликнувшись таким образом на попытки некоторых западных держав втянуть Россию в войну против Франции и Пруссии. С обращения к «тишине», покою ода и начинается:

Возлюбленная тишина!

Коль ты полезна и красна!

Поэт восхваляет прелести мирной жизни, плавно переходя к непосредственной теме — вступлению Елизаветы на трон. Именно с воцарением новой императрицы связывает Ломоносов свои надежды на утверждение мира. Поэт выражает надежду на то, что дочь Петра I станет его достойной преемницей. Он сравнивает добродетели дочери и доблести отца. Так в произведении появляется образ «Человека» — Петра Великого, и ода превращается в рассказ о судьбе России.

Пётр в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для русских царей. Поэт вспоминает о делах Петра, который сумел свою страну «возвысить до небес», о военных кампаниях. Отдельные строки оды посвящены созданию российского флота:

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг...

В стенах внезапно укреплённа

И зданиями окружённа,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?».

Тогда божественны науки

В Россию простирали руки...

Невосполнимой потерей для России стала, с точки зрения поэта, смерть Петра I. Отныне насаждать науки предстоит Елизавете, его дочери. За мудрое правление императрицы и внимание к наукам российская земля, по мнению поэта, воздаст сторицей.

Мы дар твой до небес прославим

И знак щедрот твоих поставим...

Но богатство русской земли скрыто не только в её недрах. Земля богата талантами, самородками. Они-то и прославят императрицу, Россию своими делами и открытиями.

Таким образом, посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Он говорит о необходимости освоения пространств России и развития отечественной науки. В оде содержится не столько прославление просвещённой монархини (именно этого требовали каноны классицизма), сколько прославление наук, призыв к Елизавете внедрять образование по всей России.

Создал себе славу одами, которые можно разделить на похвальные, или торжественные, и на духовные оды. К первым (похвальным, торжественным ) относятся те, которые он писал на разные случаи жизни: есть оды, посвященные императрице Елизавете Петровне , Петру III -му, Екатерине II -й. Лучшая из этих од написана «На день восшествия на престол Императрицы Елизаветы» (см. на нашем сайте её полный текст и краткое содержание). В этой оде Ломоносов воспевает «тишину», которую Елизавета принесла с собой России, прекратив войны, установив надолго мир.

«Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов отрада,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли».

Михаил Васильевич Ломоносов

В эпоху Ломоносова очень часто писали оды, восхвалявшие какие-нибудь военные подвиги, завоевания: Ломоносов, наоборот, воспевает прекращение войны, мир, тишину. Затем, обращаясь к своей любимой теме, Ломоносов превозносит Елизавету за то, что она покровительствовала наукам.

«Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет».

Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Видео-презентация

Но кто же в России открыл дверь наукам? – Петр Великий . Ему принадлежит эта честь; он открыл ее путем войны и завоеваний Балтийских берегов.

«В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на Российский флаг».

Дочь Петра Великого, Елизавета, пользуясь завоеваниями отца, идя его путем, водворила мир и в «возлюбленной тишине» покровительствует распространению наук.

«Сия Тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит;
Пространная Твоя держава
О, как Тебя благодарит!»

Только распространение образования может возвысить благосостояние страны, в которой кроется такой богатый запас собственных сил и талантов; русские люди, окрыленные наукой, смогут показать:

«Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут!»

Эта ода, как и другие похвальные оды Ломоносова, построена по всем правилам классических од, как того требовала ложно-классическая школа . В подражание древним классикам, певшим свои оды в честь какого-нибудь героя, употребляется слово «пою». Часто упоминаются мифологические божества, – Марс, Нептун; для большего эффекта, для выражения восторга употребляется прием «лирического беспорядка» мыслей, быстрый переход с одного предмета на другой.

Почти во всех своих похвальных одах Ломоносов говорит о Петре Великом, который был всегда его любимым героем. Ломоносов преклонялся перед Петром и его реформами , он видел в них все только хорошее; он преклонялся перед той могучей энергией, с которой Петр «победил варварство» и возвысил Россию. «Зиждитель, говорит Ломоносов,

Послал в Россию человека (Петра),
Каков не слыхан был от века».

Образ Петра Великого, созданный Ломоносовым, образ «чудотворца-исполина», отразился в последовавшей за ним литературе и несомненно имел влияние и на Пушкина .

Духовные оды Ломоносова относятся к его лучшим поэтическим произведениям. Прекрасна «Ода, выбранная из Иова»; это – переложение библейского текста на стихи. Глубокая религиозность поэта чувствуется в его двух одах: «Утреннее размышление о Божием Величестве » и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния ». Замечательно поэтично описание вечера и звездного неба:

«Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен».

Затем следует описание северного сияния, неожиданно загорающегося на небе среди темной ночи:

«Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря –
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?»

Ломоносов дает яркое, красочное описание северного сияния и, обращаясь к «премудрым» (ученым), спрашивает: что же это за чудное явление природы? Никто из ученых не мог еще его окончательно объяснить!

«Сомнений полон ваш ответ»,

заканчивает Ломоносов:

Несведом тварей вам конец:
Скажите ж, коль велик Творец?