Оценка выпускной работы складывается из нескольких показателей:

Качество работы (уровень раскрытия темы, теоретическая и практическая значимость, оформление и др.);

Качество выступления (умение акцентировать внимание на основных положениях исследования, глубина и полнота ответов на вопросы, ориентация в материале).

При оценке качества работы учитываются оценка рецензента и отзыв руководителя.

Результаты защиты ВКР оцениваются на закрытом заседании ГЭК по окончании защиты отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Оценки объявляются в тот же день после оформления протокола заседания ГЭК.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите ВКР, выдается академическая справка.

При вынесении оценки за ВКР научный руководитель, рецензент, государственная экзаменационная комиссия могут руководствоваться следующими критериями:

Оценка «отлично»

1) Разработана четкая, логическая программа исследования.

2) Убедительно обоснована актуальность и новизна избранной темы.

3) Дан аналитический обзор научной литературы, исследованы научно-методические, документальные и другие источники. Основные теоретические понятия и представления разработаны четко, ясно, достоверно.

4) Проявлено умение оценить разные точки зрения на существо изучаемой проблемы, дан анализ передового педагогического опыта и проявлена научная самостоятельность, собственная позиция исследования.

5) Правильно сформулирована гипотеза и задачи исследования, выбраны адекватные методы.



6) Подробно и тщательно обработан опытно-экспериментальный материал, даны разнообразные иллюстрированные выводы по всей работе, обобщены данные теоретического и практического исследования, предлагаются обоснованные методические рекомендации, намечены пути дальнейшего изучения проблемы.

7) Работа правильно и грамотно оформлена.

8) Выступление выпускника в ходе защиты выстроено логично и последовательно.

9) Ответы студента на вопросы членов комиссии даны полные, точные.

8) Материалы исследования представлены на конференции, семинаре, в школе и т.п.

Оценка «хорошо»

Работа оценивается «хорошо», если выполнены вышеперечисленные требования, но имеются незначительные недостатки:

1) Материал изложен недостаточно убедительно.

2) Приведено мало примеров.

3) Имеются погрешности в оформлении работы.

4) Недостаточен список использованной литературы (менее 30 источников) и пр.

Оценка «удовлетворительно»

Выставляется в том случае, если выполнены основные требования, предъявляемые к исследовательским студенческим работам, однако она не производит впечатления четко спланированного, полного и завершенного исследования, а также, если допущены серьезные ошибки или имеются значительные недостатки в оформлении работы, препятствующие адекватной оценке проделанной работы, и (или) полученных результатов. Оценкой «удовлетворительно» оценивается также работа описательного характера.

Оценка «неудовлетворительно»

Может быть выставлена, если не выполнены требования, предъявляемые к ВКР (не представлен анализ литературы по теме исследования, современных теоретических концепций, методы исследования не соответствуют цели и задачам работы и т.п.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах: утвержден 5 ноября 2009 г. № 535- Москва, 2009.- 44 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании: утвержден 12 октября 2009 г. № 583.- Москва, 2009.- 46 с.

3. ГОСТ 7.1 - 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

4. ГОСТ 7.80 - 2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

5. ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

6. Положение о выпускной квалификационной работе в ГАПОУ ТО : утверждено 6 ноября 2014 г. № 301.

7. Бережнова, Е.В и др.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - Москва: Академия, 2013. – 128с.

8. Загвязинский В.И. и др. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. - Москва: Академия, 2010. – 208с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Форма заявления

ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж»

Председателю П(Ц)К

____________________________________

студента(ки) _________ курса, специальности_______________________ ____________________________________ _____________________________(Ф.И.О.)

«_____» ___________________ 20 ___ г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу закрепить за мной тему квалификационной работы: _________________________

_____________________________________________________________________________

Руководителем квалификационной работы прошу назначить: _______________________

____________________________________________________________________________

Подпись руководителя ___________________ подпись студента _____________________

«______» ________________ 20___ г. «_____ »____________________ 20___ г.

Решение П(Ц)К_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № _______ от «____» ___________________20__ г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание для выполнения ВКР

Тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель П(Ц)К

«___»___________20___ г.

ЗАДАНИЕ

На выпускную квалификационную работу

студента ___________________________________________________________________

группы __________ Специальность ___________________________________________

1. Тема: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

утверждена приказом директора № __ от «___»____________20___ г.

2. Срок представления работы на П(Ц)К « ___ » ___________ 20__ г.

3. Исходные данные для выполнения работы:

3.1. Цель работы:

_____________________________________________________________________________

3.2. Объект исследования:

_____________________________________________________________________________

3.3. Инструментарий (методы, методики и т. п.):

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.4. Основные предполагаемые результаты работы:

1) Теоретическая часть (глава) выпускной квалификационной работы, раскрывающая вопросы о ………….

2) Практическая часть (глава) выпускной квалификационной работы, включающая фрагменты уроков и их анализ ………..

4. Перечень подлежащих проработке вопросов:

5. Перечень иллюстративного материала:

2)……..

3)……

6. Контрольный график выполнения выпускной квалификационной работы:

7. Консультанты по смежным вопросам выпускной квалификационной работы:

База практики:

8. Дата выдачи задания: «____»____________ 20 _ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

График выполнения дипломной работы

Специальность __

Группа №

Ф. И. О. студента __

Тема дипломной работы

___ ___ _______________________________________________________________

Дата Подпись студента

Дата Подпись руководителя


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Форма отзыва

департамент образования и науки тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

руководителя выпускной квалификационной работы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специальность: ____________________________

Оценка соответствия требованиям ФГОС подготовленности автора выпускной работы

Требования к профессиональной подготовке Соответствует В основном соответствует Не соответствует
Уметь корректно формулировать и ставить задачи (проблемы) своей деятельности при выполнении ВКР, анализировать, диагностировать причины появления проблем, их актуальность +
Устанавливать приоритеты и методы решения поставленных задач (проблем) +
Уметь использовать психолого-педагогическую и методическую информацию – правильно оценить и обобщить степень изученности объекта исследования +
Владеть различными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности +
Владеть современными информационными, педагогическими и компьютерными технологиями и использовать их возможности при решении поставленных задач (проблем) +
Уметь рационально планировать время выполнения работы, определять грамотную последовательность выполнения поставленной задачи +
Уметь объективно анализировать и оценивать полученные результаты +
Уметь делать самостоятельные обоснованные и достоверные выводы из проделанной работы +
Уметь пользоваться научной литературой профессиональной направленности +

Отмеченные достоинства работы: __________________________________________________________­­­___________________

_____________________________________________________________________________

Отмеченные недостатки:_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Заключение: Работа соответствует (не соответствует) предъявляемым требованиям и может (не может) быть рекомендована к защите на заседании государственной аттестационной комиссии.

Ф.И.О. руководителя, ученое звание, степень, должность: ___________________________

_____________________________________________________________________________

«_____» _____________201__г. __________________________ (подпись)


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образец листа нормоконтроля

НОРМОКОНТРОЛЬ

Выпускной квалификационной работы студента(ки) ____________ группы ___ специальность ___________________________________________________

Тема выпускной квалификационной работы __________________________________________________________________

Анализ ВКР на соответствие требованиям

Объект Параметры Соответствует (+) / Не соответствует (-)
Название темы Соответствует утвержденной тематике
Размер шрифта 14 кегель
Название шрифта Times New Roman
Межстрочный интервал 1,5
Абзац 1,25
Поля (мм) Левое -30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм
Общий объем работы 40-50 страниц печатного текста
Нумерация страниц Сквозная, в нижней части листа, справа арабскими цифрами
Последовательность структурных частей работы Титульный лист, Оглавление, Введение, Основная часть, Заключение, Список литературы, Приложения.
Оформление структурных частей работы Оглавление включает в себя заголовки всех глав, параграфов, приложений с указанием начальных страниц
Каждая структурная часть начинается с новой страницы.
Наименования приводятся с абзацным отступом с прописной буквы.
Расстояние между названием и текстом – одна строка
Точка в конце наименования не ставится
Количество и оформление использованной литературы 30 библиографических, справочных и литературных источников, интернет-ресурсов
Список литературы в алфавитном порядке
Оформление ссылок на литературу Ссылки на литературу оформлены в квадратных скобках ()
Нумерация ссылок сквозная
Количество ссылок в тексте соответствует списку использованной литературы
Оформление таблиц
Оформление рисунков Располагаются после упоминания в тексте

Нормоконтроль выполнил руководитель ВКР _________________ /________________/

С результатами нормоконтроля ознакомлен: _________________ /________________/

Дата ____________

Замечания устранены: ______________ /_________­­­­­_____________/ _________

(подпись) (ф.и.о.руководителя) (дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Форма рецензии

департамент образования и науки тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рецензия

на выпускную квалификационную работу

на тему_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

студента (ки) __________________________________________________________________

(Ф.И.О., группа)

Выпускная квалификационная работа объемом _______страниц, содержит таблиц_______,

рисунков ________, приложений _________.

1. Посвящена (актуальность и значимость темы)____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обоснованность методологического и методического аппарата_____________________

__________________________________________________________________

3. Соответствие содержания работы теме__________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Теоретическая проработанность проблемы исследования__________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Анализ обоснованности эмпирических выводов и рекомендаций__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Практическая значимость работы_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Качество оформления________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Недостатки работы__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ф.И.О. рецензента, ученое звание, степень, должность _____________________________________________________________________________

«_____» _____________ 201_ _г. __________________________ (подпись рецензента)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Образец титульного листа

департамент образования и науки тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выпускная квалификационная работа

по специальности (название специальности)

(тема работы)

Тюмень, 2015

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1. Роль коммуникативных универсальных учебных действий в общении младших школьников
1.2. Характеристика дидактической игры как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
1.3. Методика применения дидактической игры для формирования коммуникативных универсальных учебныхдействий младших школьников
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1. Результаты исследования уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на констатирующем этапе экперимента
2.2. Применение дидактической игры на уроках для организации коммуникативной деятельности младших школьников
2.3. Проверка эффективности использования дидактической игр для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема – краткая формулировка проблемы исследования. Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Тема ВКР (КР) должна быть актуальной. Актуальность – значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, техники, общества. Умение сформулировать тему исследования и доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследований в процессе подготовки ВКР (КР). Цель формулируется исходя из названия работы. Цель, как правило, имеет практико-ориентированный характер и не ограничивается «исследованием», «анализом», «изучением».

Примеры удачного формулирования цели:

Разработка…;

развитие … методов государственного регулирования;

совершенствование инструментов стратегического и операционного маркетинга для динамичного развития рынка внутреннего туризма;

обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций, направленных на развитие методов и форм управления маркетинговой деятельностью в сфере …..

Задачи исследования формируются исходя из цели, раскрывают и конкретизируют ее. Количество задач не может быть менее трех (по числу основных разделов квалификационной работы), но не более 5–6, т.к. чрезмерная детализация задач усложняет адекватное представление материалов.

Под объектом исследования понимается явление (процесс), которое создает изучаемую проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. Предмет исследования является частью объекта исследования: под ним понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

Метод исследования – это совокупность приемов, способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах.



Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Если в работе нет научной новизны. следует указать на Существенные результаты , полученные в результате исследования.

Практическая значимость должна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования.

Тематика ВКР разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой в соответствии с ее научным направлением. Студент может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки. Квалификационные работы по одной проблеме могут выполняться несколькими студентами, если тема, цели и задачи исследования различны.

Выпускная квалификационная работа должна отражать умение студента самостоятельно собирать, систематизировать материалы преддипломной практики и анализировать ситуацию (тенденции) в данной сфере общественных отношений или деятельности.

При выборе темы работы студенту необходимо обратить внимание на исследование теории проблемы, используя при этом подходы разных авторов, фактический и статистический материал. Выбранная тема ВКР (КР) оформляется заявлением студента на имя заведующего выпускающей кафедрой (Приложение К) не позднее чем за 6 месяцев до начала защиты и оформляется приказом директора ШЭМ ДВФУ.

Тема ВКР утверждается кафедрой до начала преддипломной практики. Одновременно студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты, устанавливаются сроки выполнения.

Руководитель ВКР назначается из числа сотрудников кафедр ШЭМ, имеющих высокую квалификацию, а также ведущих специалистов предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов.

Руководитель составляет Задание на выполнение ВКР (Приложение В) или КР. Тема ВКР и задание на выполнение работы обсуждаются на заседании кафедры.

Задание подписывается студентом и руководителем ВКР, заверяется заведующим кафедрой и к моменту защиты вместе с работой предоставляется в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК).

На основе задания студентом разрабатывается план ВКР, который согласуется с руководителем. Выпускник несет ответственность за теоретическую и практическую разработку темы, качество, содержание и оформление ВКР.

Срыв сроков выполнения ВКР рассматривается как нарушение графика (Приложение Д) и учитывается при итоговой оценке. Руководитель присутствует при защите работы.

1.3 Работа с библиографическими источниками и составление плана выпускной квалификационной работы (курсовой работы)

Необходимо ознакомиться с фундаментальными источниками информации по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статистические сборники, справочники), периодическими изданиями (журналы, газеты, бюллетени нормативных актов, сборники научных трудов, материалы конференций).

Выбрав наиболее подходящие источники информации, необходимо их изучить, чтобы теоретически владеть проблемой, поставленной в работе, а также грамотно и полно составить план исследования.

При составлении плана необходимо учитывать требования, предъявляемые к структуре и содержанию ВКР (КР), а также проблемы, выявленные в процессе изучения литературы по выбранной теме. Названия разделов не должны повторять название темы, а названия подразделов (параграфов) не повторять названия разделов. Все названия должны отражать основные направления и ожидаемые результаты исследования. В процессе работы план может корректироваться, если это вызвано объективной необходимостью. Корректировка плана ВКР (КР) и контроль соблюдения графика ее подготовки осуществляется руководителем.

2 Структура и содержание выпускной квалификационной и курсовой работы

2.1 Структурными элементами ВКР и КР , следующими в нижеприведенной последовательности, являются:

– титульный лист – первая страница (Приложение А, Б). Оформление оборотной стороны титульного листа ВКР должно соответствовать Приложению Б;

– задание на выполнение работы – вторая страница (Приложение В);

– введение – четвертая страница;

– термины, определения и сокращения (при необходимости);

– основная часть (для ВКР – 1, 2, 3 разделы; для КР – 1,2 разделы, как исключение, возможен раздел 3);

– заключение;

– список использованных источников;

– приложение;

– график подготовки ВКР (Приложение Д);

– отзыв (Приложение Е);

– рецензия (Приложение Ж);

– справка на бланке предприятия о внедрении результатов ВКР – если имеется (Приложение И).

График подготовки ВКР, отзыв, рецензия, справка о внедрении результатов работы в ВКР не подшиваются, но прилагаются к работе.

2.2 Общий объем ВКР без учета приложений: специалиста – 70-100 страниц печатного текста, бакалавра – 50-60 страниц печатного текста, магистерской диссертации – 100-120 страниц печатного текста. Оптимальный объем курсовой работы – 30-35 страниц компьютерного текста (в случае необходимости объем может быть увеличен).

После заголовка и подзаголовка ставят отточие, затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент.

Введение размещают на следующей странице после страницы, на которой заканчивается элемент «Оглавление». Слово «Введение» помещают в верхней части страницы посередине, начинают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.).

Объем введение не должен превышать пяти страниц, в нем не следует давать определений, таблиц, графического материала. Во введении необходимо отразить:

1 актуальность темы ВКР (КР);

2 формулировку проблемы, требующей решения, и состояние этой проблемы на данный момент времени со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области;

3 постановку цели и задач исследования;

4 обоснование предмета и объекта исследования;

5 указание методов исследования;

6 описание логики исследования;

7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;

8 структуру работы с указанием количества использованных источников.

Основная часть может состоять из нескольких разделов (обычно трех). Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через точку. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Первый раздел , посвященный анализу теоретических положений и практических подходов, должен обеспечивать теоретическую основу для последующего изложения. Студент излагает только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения вопросов, определенных целями и задачами ВКР (КР). Отход от этого требования приводит к чрезмерному увеличению объема первого раздела, либо к отрыву от содержания второго и третьего разделов ВКР (КР).

Первый раздел должен представлять собой не изложение материала учебных дисциплин, а являться критическим анализом теории по выбранной теме. О качестве материала этого раздела обычно свидетельствует перечень источников литературы, на которые должны быть ссылки по тексту. В конце каждого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).

Во втором разделе анализируется отечественная и зарубежная практика решения рассматриваемой проблемы, как правило, на примере конкретного предприятия. Анализ решения проблемы должен содержать не только положительные, но и отрицательные оценки. Этот раздел предполагает анализ объекта исследования и должен содержать его краткую характеристику, включающую описание, экономический потенциал, степень использования ресурсов, эффективность функционирования, место в общественном разделении труда, рейтинг в системе аналогичных объектов.

Далее следует проанализировать состояние объекта за последние 2-3 года, выявить тенденции развития объекта за ряд лет, дать оценку этим тенденциям. Качественный и особенно количественный анализ экономического процесса (проблемы) в значительной степени зависит от полноты и достоверности используемой информационной базы. Получение доступа к этим базам является одной из задач, решаемых студентом самостоятельно.

По итогам исследования следует сделать выводы, которые должны подчеркнуть позитивные и негативные тенденции в развитии объекта исследования, подтвердить наличие проблемы, выявленной в первой главе, и констатировать необходимость ее решения.

В третьем разделе , представляющем собой проектную часть исследования, приводятся собственные данные о путях и методах улучшения (модернизации) объекта исследования. Предложения студента должны быть теоретически обоснованы, подкреплены соответствующими графиками, таблицами и расчетами. Здесь же следует определить экономический или социальный эффект, который может быть получен при внедрении предложений в практику хозяйствования и управления.

При отсутствии собственного решения проблемы студент должен изучить передовой отечественный и зарубежный опыт по рассматриваемой проблеме, рекомендации ученых и практиков и выбрать из них тот вариант, который можно осуществить в сложившихся условиях с наибольшей пользой. В любом случае необходимо представить стратегию (стратегическое видение) решения исследуемой проблемы на макро-, мезо- и микроуровнях. По результатам исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо сделать заключение (резюме).

Заключение объемом до 5 страниц отражает основные результаты работы. В нем формулируются выводы, указывается степень достижения поставленной цели. Если были сформулированы предложения по улучшению деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов. Рекомендации должны носить адресный характер, быть экономически обоснованными.

Желательно представить материалы, подтверждающие предполагаемый экономический эффект от внедрения. Если экономический эффект не может быть рассчитан, то указывается социальная, научная, правовая, национальная и другие ценности внесенного предложения.

2.7 Список использованных источников должен содержать источники литературы и сетевые ресурсы и давать представление об уровне теоретической и практической проработки проблемы. В список включается литература, на которую имеются сноски в ВКР (КР). Каждый источник в списке должен быть пронумерован:

Эта статья содержит пример структуры выпускной квалификационной работы (дипломной работы / проекта или бакалаврской / магистерской диссертации) — от введения до приложений.

Вот тут вы можете скачать сам шаблон выпускной квалификационной работы:

Заполнив по шагам разделы этого шаблона-примера, вы получите необходимую вам работу. Её нужно будет потом только оформить по методическим указаниям вашего вуза.

С вопросами вы можете обратиться вот сюда: Александр Крылов

Итак. Структура

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Этот лист вы берёте из методических указаний по выполнению ВКР , которые вам предоставляет ВУЗ

Также необходимо посмотреть методические указания по оформлению текстовых документов , там указаны:

— Размеры полей (обычно со всех сторон одинаково – например, по 2 см, а правое поле почти всегда – 1 см)

— Размер шрифта 14, интервал 1,5, сам шрифт – Times New Roman

— Вставьте номера страниц. Обычно они ставятся внизу по центру, на титульном листе номера нет

До и после каждого заголовка нажимайте Enter, чтобы между заголовком и текстом до и после него была одна пустая строка

Введение ……………………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретический обзор по теме ВКР ……………………………………………..

1.1. Обзор сути выбранной темы ВКР …………………………………………

1.3. Отраслевые особенности темы ВКР …………………………………………

Глава 2. Анализ состояния и деятельности объекта (предприятия) с точки зрения темы ВКР в соответствии с методами из п. 1.2 …………………………………………………

2.1. Краткая характеристика и основные показатели состояния и деятельности объекта …………………………………………………………………………

2.2. Комплексный экономический или финансовый анализ деятельности объекта …………………………………………………………………………

2.3. Анализ по теме ВКР ……………………………………………………………

Глава 3. Проектирование мероприятий по совершенствованию деятельности объекта в направлении, выбранном в ВКР ……………………………………………………………

3.1. Условия и предпосылки разработки мероприятий ………………………….

3.2. Наименование мероприятия 1 …………………………………………………

3.3. Наименование мероприятия 2 …………………………………………………

3.4. Наименование мероприятия 3 ………………………………………………….

3.5. Оценка эффективности комплекса предложенных мероприятий ……………

Заключение ……………………………………………………………………………………

Список использованной литературы ………………………………………………………

Приложения …………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . Почему вы выбрали такую тему? Пара абзацев, общий размер – примерно 70% первой страницы введения

Цель выпускной квалификационной работы (подробней о целях тут: )

Задачи ВКР:

  1. Первая задача
  2. Вторая задачи
  3. Обычно их – 5-7 штук

Объект исследования в ВКР – организационно-правовая форма и название объекта работы. Например, ООО «Старший преподаватель Александр Крылов»

Предмет исследования – то, что идёт после первого слова «совершенствование» или «улучшение» из темы ВКР. Если такого слова в названии темы нет, то предмет исследования обычно – первое словосочетание

Например, тема «Совершенствование финансового состояния предприятия (на примере ООО «Диплом 35»)»

Тогда предмет исследования в ВКР – финансовое состояние предприятия

Методы исследования – те методы, которые вы использовали в работе. Лично я – поскольку являюсь бывшим старшим преподавателем финансового менеджмента – постоянно тут пишу метод финансовых коэффициентов . Разумно этот пункт заполнить уже после написания всей работы

Кстати. Сами финансовые коэффициенты, как и финансовый анализ в целом можно рассчитать бесплатно, воспользовавшись вот этой ссылкой:http://anfin.ru/finansovyj-analiz-esli-net-dannyh/ .

Практическая значимость ВКР – есть далеко не во всех работах. Здесь пишем, для чего может быть использован теоретический обзор работы, как можно воспользоваться результатами анализа, насколько реально использовать мероприятия ВКР на предприятии

Структура работы – тоже не всегда есть этот раздел. Но если есть, то сюда пишем: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Основная часть содержит теоретический обзор, раскрывающий тему выпускной квалификационной работы, аналитический раздел, позволяющий выполнить оценку текущего состояния объекта исследования, проектную часть, содержащую перечень мероприятий по совершенствованию предмета исследования с расчётами, подтверждающими их экономическую целесообразность

Размер введения составляет 3-5 страниц, большего не требуется.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ВКР

1.1. Обзор сути выбранной темы ВКР

1.2. Методы и подходы к измерению показателей, характеризующих тему ВКР

1.3. Отраслевые особенности темы ВКР

Статью о том, как подготовить первую часть выпускной квалификационной работы, вы можете прочитать здесь: . Где брать теорию — вот тут:

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА (ПРЕДПРИЯТИЯ) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕМЫ ВКР В СООТВЕТСТВИИ С МЕТОДАМИ ИЗ П. 1.2

2.1. Краткая характеристика и основные показатели состояния и деятельности объекта

2.2. Комплексный экономический или финансовый анализ деятельности объекта

В этом разделе на основании исходных данных проводят общий анализ предприятия.

Вне зависимости от темы можно провести такие виды анализа:

2.3. Анализ по теме ВКР

В этом разделе проводится специфический анализ для темы работы. Его приходится либо самостоятельно придумывать, либо искать готовый и переделывать под свою тему работы

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА В НАПРАВЛЕНИИ, ВЫБРАННОМ В ВКР

3.1. Условия и предпосылки разработки мероприятий

В этом разделе пишем выводы по анализу из второй главы, поскольку именно они являются условиями и предпосылками разработки мероприятий. Конкретно этот раздел может находиться и в конце второй части – там он будет называться «Выводы». Либо он может быть и в конце второй части, и в начале третьей. Это зависит от того, что вам порекомендует руководитель.

О мероприятиях для третьей части вы можете почитать вот тут: . Мероприятий существует множество, их можно придумывать самостоятельно. Кроме того, их может порекомендовать ваш научный руководитель либо представитель объекта работы, то есть, например, начальник отдела предприятия, который впоследствии может писать рецензию на вашу работу ()

3.2. Наименование мероприятия 1

Тут вы описываете, как нужно реализовать первое мероприятие, какие ресурсы для него требуются, какие сроки реализации, обосновываете расходы и плановые доходы, описываете возможный эффект

3.3. Наименование мероприятия 2

Здесь вы действуете аналогично для второго мероприятия

3.4. Наименование мероприятия 3

Ну а тут вы описываете третье мероприятие

3.5. Оценка эффективности комплекса предложенных мероприятий

Тут вы описываете как минимум такие показатели – для всех мероприятий сразу:

— Единовременные затраты

— Постоянные затраты

— Переменные затраты

— Доходы

На основании этих показателей считаете показатели экономической эффективности. Как минимум это:

— Рентабельность комплекса мероприятий

— Изменение эффективности деятельности объекта ВКР в результате внедрения мероприятий

— Срок окупаемости

В конце данного раздела делаете выводы о том, насколько предложенные вами мероприятия позволили достичь цели выпускной квалификационной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении вы:

— Делаете выводы по достижению цели

— Делаете выводы по всем главам, подтверждая их цифрами анализа и проекта

— Описываете варианты использования результатов ВКР

— Описываете варианты дальнейших исследований, для которых ваша ВКР может стать основой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Это маразм, конечно, но часто работы отправляют на переделку, если в списке из 30-ти с лишним источников больше 5-ти источников, выпущенных 5 лет назад. Как-то наивно думать, что мнение десятка современных аналитиков, написавших свои статьи год назад, может хотя бы близко приблизиться к весомости мнения Генри Форда, который первым стал использовать конвейер, Джека Траута, придумавшего концепцию позиционирования товаров, или Джека Уэлча, легендарного CEO General Electric.

За два десятилетия правления Джека Уэлча, с 1981 по 2001 гг., общая стоимость корпорации возросла в 30 раз — с 14 до почти 400 миллиардов долларов. General Electric стала второй компанией по прибыльности в мире. После своего ухода из GE в 2001 году Уэлч написал автобиографию JACK: Straight From The Gut, которая стала бестселлером.

И вот за использование такой книги и указание даты её публикации вам могут работу «завернуть». Поэтому корректируйте даты выпуска информационных источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

В большинстве экономических работ приложением А будет бухгалтерский баланс объекта исследования за три года.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

В следующих приложениях будут расположены:

— Большие иллюстрации (размером более полстраницы)

— Большие таблицы (размером более 70% страницы)

Все приложения должны быть упомянуты в тексте ВКР.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки.

Количество приложений и их объём обычно не ограничивают.

Материалы для выпускных квалификационных (дипломных, бакалаврских, магистерских), курсовых работ и отчётов по практике по экономике, финансовому менеджменту и анализу:

  • Вторая глава ВКР по экономике называется обычно как часть названия дипломной работы, но с добавлением слов "анализ, оценка, диагностика" и т.п. в начало названия. Например,…
  • Доброго дня, уважаемый читатель. В этой статье расскажу о том, как писать введение дипломной работы. Введение пишется после составления плана дипломной работы. После написания введения…
  • Третья глава дипломной работы (бакалавра или специалиста) состоит обычно из трёх подразделов. Её заглавие часто похоже на наименование темы диплома и начинается со слов типа…
  • Существует несколько вариантов того, где взять баланс и отчёт о финансовых результатах для дипломной работы. Ну и для любой другой экономической работы тоже. Если вы…
  • Для того чтобы оценить результаты внедрения мероприятий в третьей главе диплома, очень часто имеет смысл придумать прогнозный баланс и отчёт о финансовых результатах. Для чего это… Доброго дня вам. В этой статье рассмотрим, что писать в заключении экономической работы - диплома, диссертации или обычной курсовой работы. Общий объём заключения составляет порядка…
  • Здесь вы можете ознакомиться с отзывами клиентов о работе со мной, а также посмотреть стоимость экономических дипломных работ. Сначала отзывы. Имён, как вы понимаете, привести не…
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа представляет собой исследовательскую работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню научно-технического развития. Выпускная квалификационная работа представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в работе результатов, должна свидетельствовать о наличии у студентов первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Выпускная квалификационная работа закрепляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, не опираясь на авторитет, традиции или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев.

Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание курсовой работы. Содержание курсовой работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.


  • «расщепить» ее на подвопросы, без ответов на которые невозможно получить ответа на основной проблемный вопрос;

  • сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

  • ограничить поле изучения в соответствии с потребностью исследования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.
Для оценки проблемы необходимо осуществить следующие действия:

  • выяснить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;

  • проверить наличные возможности и предпосылки;

  • выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;

  • найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой.
Для обоснования проблемы нужно:

  • установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;

  • привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

  • постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.
Вслед за проблемой исследования определяется его цель, объект и предмет.

Цель – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над ВКР. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего изыскания.

Формулировка цели исследования начинается с глагола – изучить, исследовать, выявить, установить, разработать и пр. Например, «разработать модель», «обосновать…» и пр. Формулировка цели в историческом исследовании может быть следующей: «охарактеризовать …», «раскрыть особенности …», «проанализировать и обобщить опыт … определить его значение для развития …», «выявить возможности применения … опыта в отечественной … науке» и пр.

Неточность формулировки цели исследования возникает тогда, когда определение научного результата (что должно быть основным итогом ВКР) студенты подменяют целями практическими, т.е. когда научная цель подменяется практической. Например, «повышение эффективности процесса управления ….», «совершенствование качества управления …» и т.п. - это не цели ВКР. Научные результаты в дальнейшем, конечно, при определенных условиях (внедрение в производство) могут стать основой для «повышения эффективности процесса …» и «совершенствования качества …», но их нельзя ставить как цель курсовой работы. И даже такая формулировка, как «разработать научно обоснованные рекомендации», может выступать только как сопутствующая, вспомогательная, но не как основная цель исследования, а скорее всего как одна из задач, способствующая повышению практической значимости курсовой работы.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Формулировка объекта – важный этап научного исследования, поскольку неправильный выбор объекта может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Если объект ВКР четко не установлен, то очень легко «соскользнуть» на исследование объекта другой науки. Объект всегда должен находиться в области той науки, в рамках которой осуществляется написание работы.

После объекта формулируется предмет исследования – это часть объекта, подвергающаяся научному исследованию. В одном объекте могут быть выявлены несколько предметов, которые в последующем будут изучаться в разных исследованиях или даже научных направлениях. При формулировке предмета необходимо помнить, что он должен совпадать с темой работы .

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента, предмет исследования определяет тему работы, обозначающуюся на титульном листе.

После формулировки цели, объекта и предмета работы разрабатывается гипотеза , направленная на доказательство реального существования предполагаемого. Формулируя гипотезу, студент строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Работая над ВКР, он постоянно ставит перед собой вопросы: в каком направлении двигаться, что необходимо предпринимать, что нужно изменить и как это сделать, т.е. каждый раз он выдвигает те или иные предположения, подтверждая или опровергая их. Тем самым студент постоянно работает с целой системой гипотез, только не формулирует их в письменном виде.

Научное предположение побуждает активно, целеустремленно изучать различные явления с тем, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающие его. Научный поиск, если им управляет гипотеза, перестает быть аморфным, обретает внутреннюю структуру и потому становится намного результативнее.

Гипотезу следует отличать от догадки, поскольку первая строится на основе обширного фактического материала, а вторая формулируется без достаточных на то оснований. Гипотеза в процессе ее разработки проходит следующие стадии:


  • накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения;

  • формулировка гипотезы, т.е. выделение следствий из сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории;

  • проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на базе результатов такой проверки.
Если при проверке полученных следствий оказывается, что они соответствуют действительности, тогда гипотеза превращается в научную теорию. В случае, когда полученные на основании некоторого предположения следствия противоречат опыту, необходимо или изменить, уточнить само предположение, или даже убрать его из работы. Порядок действий при построении и подтверждении гипотезы:

  • выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования;

  • детально изучить доступную совокупность явлений, причина которых должна быть найдена, в процессе данного изучения выявляются все связанные с этим явлением обстоятельства;

  • сформулировать научное предположение (гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления;

  • определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности была найдена;

  • проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности; когда выделенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной.
При построении гипотезы следует иметь в виду следующее обстоятельство – гипотеза может не подтвердиться. Для науки отрицательный результат не менее важен, нежели положительный. В этом случае необходимо построить многоаспектную гипотезу таким образом, охватывающую разные стороны изучаемого явления (процесса, феномена). В этом случае в выводах буде сказано, какие положения гипотезы нашли свое подтверждение и по каким причинам, и какие положения гипотезы ошибочны и соответственно не должны повторяться в последующих исследованиях. Т.о, выявлять отрицательные результаты необходимо, поскольку это научный долг исследователя .

Сформулированная цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи , которые представляют этапы реализации цели и проверки гипотезы. Формулировка задач начинается с глагола, например: 1) изучить..., 2) выявить …, 3) разработать …, 4) проверить … и т.д.

В задачах должны быть зафиксированы этапы работы над теоретической и эмпирической частями ВКР. Перечисление задач может определяться как временной последовательностью их выполнения, так и логической последовательностью, определяющейся внутренней логикой исследовательского процесса.

Формулировки задач должны быть точными, поскольку описание их решения составляет содержание глав курсовой работы. Формулировки задач определяют названия глав и параграфов работы.

Все задачи, заявленные в работе должны быть осуществлены, по результатам решения задач необходимо сформулировать выводы.

Любое научное исследование предполагает раскрытие его методологических основ , т.е. концепций и теорий, положенных в его основу. Указывать методологическую базу следует обязательно, поскольку именно данный раздел введения показывает уровень методологической подготовки студента.

Необходимость указания методологических основ работы продиктована также и этическими соображениями. В современной науке не может быть первооткрывателей, которые делают свой труд «с чистого листа». Каждый исследователь всегда строит свое изыскание на основе анализа работ ученых до него занимавшихся изучением данной проблемы.

Кроме того, необходимость указания методологических основ обусловлена также тем, что в психологии существует множество научных школ, разрабатывающих одни и те же проблемы, но с разных позиций, в разных направлениях. В научных школах могут быть сформулированы прямо противоположные точки зрения к изучению и интерпретации одного и того же вопроса. Поэтому студент, выстраивающий собственную работу, должен занять строго определенную позицию – какие теории, концепции он принимает за базовые и обосновывает почему, и на какие работы он лишь ссылается в ходе анализа научных источников.

Говоря о методологической базе исследования, необходимо указать и исследовательский подход (подходы) как некие исходные принципы, позиции, на основе которых строится работа.

В психологии существует большое количество научных подходов к изучению явлений и фактов. С середины 50-х г.г. ХХ в. наиболее распространенным является системный подход, представляющий собой системно-структурный анализ внутренних связей в объекте, рассматривающий любой объект в качестве целостного образования, состоящего из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия.

Системно-структурный анализ как метод очень плодотворен, однако он является лишь одним из многочисленных методов научного познания. Также доказать системность собственного исследования студенту бывает достаточно сложно, поэтому можно воспользоваться комплексным подходом к изучению явлений, имея ввиду, что комплекс – это совокупность предметов и явлений, составляющих одно целое. Также ВКР работа может быть выстроена в рамках целостного подхода, в котором целое обуславливается объединением частей в сложные комплексы с взаимовлиянием частей.

В методах исследования указываются названия теоретических, эмпирических, так и математико-статистических, интерпретационных методов применявшихся в исследовании.

При характеристике методик исследования указывается их полное и точное название, принятое в науке, авторы методики (авторы адаптации, модификации) и в квадратных скобках указываются номера научных источников из списка литературы, из которых были взяты данные методики.

В параграфе, посвященном описанию диагностического инструментария, должно быть приведено полное и четкое логическое обоснование выбора методик исследования.

ББК 67.400

Рецензенты: В. Л. Даниленков,заместитель директора ИФЭМ ФГБОУ ВО "КГТУ" по учебной работе, заведующий кафедрой учета, анализа и аудита ИФЭМ;Н. А.Сберегаев, заведующий кафедрой управления производством ИФЭМ.

Карлов А. М., Кузин В. И. Выпускная квалификационная работа студентов магистратуры: учебно-метод. пособие / А. М. Карлов, В. И. Кузин. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО "КГТУ", 2017. – 38 с.

В учебно-методическом пособии приведены этапы прохождения итоговой государственной аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы, методика выполнения выпускных квалификационных работ. Содержатся общие требования по структуре, содержанию выпускных квалификационных работ, определяются порядок и сроки их представления в государственную экзаменационную комиссию и критерии оценивания.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистратуры при написании и подготовке к защите выпускной квалификационной работы.

Ó Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калининградский государственный технический университет", 2017.

Ó Карлов А. М., Кузин В. И. 2017.

1. Общие положения. 4

2. Требования к структуре и содержанию ВКР.. 5

3. Выбор темы и планирование работы по подготовке ВКР.. 9

4. Правила оформления ВКР.. 10

5. Руководство подготовкой выпускной квалификационной работы.. 11

6. Обязанности студента при выполнении ВКР.. 11

8. Подготовка презентации ВКР.. 13

9. Подготовка тезисов доклада по ВКР.. 14

10. Защита ВКР.. 14

11. Критерии оценивания результатов защиты ВКР.. 16

Список использованных источников. 22

Приложение А. Основные этапы и календарный план-график подготовки ВКР очной формы обучения 23

Приложение Б. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы 27

Приложение В. Образец последнего листа текста выпускной квалификационной работы.. 28

Приложение Г. Список научных и учебно-методических трудов. 29

Приложение Е. Образец оформления титульного листа раздаточного материала презентации 35

Приложение Ж. Форма отзыва руководителя ВКР.. 36

Приложение И. Форма рецензии. 37

Приложение К. Форма справки о внедрении результатов выпускной квалификационной работы 38


Общие положения

Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является формой государственной итоговой аттестации, в ходе которой устанавливается соответствие уровня профессиональной подготовки студента магистратуры требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

ВКР представляет собой самостоятельно выполненное научное исследование конкретной научной задачи, имеющее внутреннее единство и отражающее ход и результаты разработки выбранной темы. Основой содержания ВКР является:

· новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей;

· новизна в установлении подходов к исследованию темы, методов решения проблемы;

· обобщение ранее известных положений с иных научных позиций.

ВКР предполагает оригинальность проводимых в ней исследований, принципиальную новизну полученных результатов и выводов. Любые формы заимствования полученных другими авторами результатов должны обязательно сопровождаться ссылками на соответствующий источник заимствования. Логическое единство работы предполагает целостность и взаимосвязь проблемы с целью ВКР, решаемыми в ней задачами, используемыми для их решения методами. Завершенность ВКР подразумевает достаточную широту охвата решаемой проблемы по поставленным задачам, глубину проводимых исследований, формулировку полученных результатов и выводов и оценку научной новизны, теоретической и практической значимости работы.

В процессе выполнения ВКР студент магистратуры должен показать способность самостоятельно вести научный поиск; ставить и решать поставленные задачи; грамотно использовать современные методы аналитических исследований; профессионально оценивать, научно аргументировать и защищать полученные результаты.

В ходе подготовки и публичной защиты ВКР студентом должно быть продемонстрировано соблюдение требований ФГОС ВО в части:

Углубления, систематизации и интеграции теоретических знаний и практических навыков;

Умения критически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы исследования;

Формирования навыков планирования и проведения научного исследования, сбора, обработки научной информации и аргументации полученных результатов;

Развития умений применять полученные знания при решении прикладных задач, разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения;

Закрепления навыков презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций.

Таким образом, ВКР, с одной стороны, представляет результаты проведенной студентом магистратуры научной работы, а, с другой стороны, - итоги освоения образовательной программы высшего образования. В связи с тем, что результаты научно-исследовательской работы подлежат апробации, к защите допускаются ВКР, по материалам которых опубликовано не менее двух научных статей и подготовлены тезисы доклада.

В соответствии с Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры ФГБОУ ВО "КГТУ" тексты ВКР размещаются в электронно-библиотечной системе ФГБОУ ВО "КГТУ" и проверяются на объем заимствования.

Для ознакомления заинтересованных лиц с результатами выполненной ВКР студентом магистратуры совместно с руководителем ВКР подготавливается автореферат, который оформляется с учетом требований Методических указаний по оформлению учебных текстовых работ .

Требования к структуре и содержанию ВКР

Структурными элементами ВКР являются: введение; основная часть, включающая, как правило, три-четыре раздела; заключение; список использованных источников; приложения.

2.1. Во введении обязательно отражаются следующие аспекты представленной к защите ВКР:

· Обоснование актуальности темы ВКР . Для этого приводится характеристика степени разработанности темы и формулируется суть проблемной ситуации, которая решается в ходе проводимого исследования, и отмечается важность ее решения для теории и практики.

· Формулировка цели исследования и решаемых задач .

Целью ВКР является решение сформулированной проблемной ситуации, получение желаемого результата в виде нового знания, методики или рекомендаций по преодолению проблемной ситуации. После формулировки цели формулируются задачи, решение которых необходимо для достижения цели ВКР.

Цель работы должна соответствовать названию темы ВКР. При формулировке цели исследований обычно используют слова: "выявить…", "обосновать…", "разработать..", "установить…" и т. д.

Задачи работы представляют собой шаги по достижению цели. Для ВКР не рекомендуется ставить более трех-четырех задач.

Задачи, которые решаются в рамках исследования, должны соответствовать логике этого исследования.

При формулировке содержания задач необходимо учитывать, что научное исследование состоит из этапов, на каждом из которых решаются соответствующие задачи. Результаты исследований описываются в соответствующих разделах ВКР.

Задачи формулируются в форме перечисления. При формулировке задач исследований обычно используют слова: "дать определение…", "уточнить…", "раскрыть…", "описать…", "предложить…", "проанализировать…", "уточнить….", "установить…", "выявить…", "обобщить…", "исследовать…", "разработать методику…" и т. п.

· Формулировка объекта и предмета исследования .

Объектом исследования в зависимости от темы ВКР могут являться процесс, явление, отраслевая или региональная экономика, хозяйственные комплексы, предприятия различных организационно-правовых форм, содержащие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения.

Предмет исследования представляет собой те стороны и свойства объекта, которые рассматриваются в ВКР с целью решения проблемной ситуации. Формулировка предмета исследования находится в тесной связи с темой ВКР.

· Характеристика методологических подходов и методов исследования.

Описываются используемые в ВКР теоретические подходы, методологические основы и методы решения поставленных задач, методика проведения эксперимента, обработки и анализа полученных информационных данных по объекту и предмету исследования.

· Формулировка основных результатов ВКР, выносимых на защиту.

Формулируются основные результаты, полученные при решении поставленных в ВКР задач, с оценкой их научной новизны, теоретической и (или) практической значимости.

Формулировки основных результатов должны быть конкретными и описывать итоги выполнения ВКР. Поскольку результаты достигнуты в рамках выполнения задач, поставленных в ВКР, их описание должно быть связано с их содержанием.

Не допускается формулировка основных результатов в следующей редакции:

§ изучены теоретические подходы и методы решения выявленной проблемной ситуации объекта исследования;

§ проведен анализ информационных, статистических данных, раскрывающих суть различных аспектов объекта и предмета исследования;

§ исследованы данные финансовой отчетности предприятия.

Основные результаты могут быть сформулированы, например, в следующем виде:

§ на основе сравнительного анализа различных теоретических подходов и методов обоснована целесообразность и перспективность использования (указать каких) теоретических моделей и методов решения исследуемой проблемной ситуации;

§ на основе анализа информационных данных, раскрывающих суть тех или иных аспектов объекта и предмета исследования, разработаны рекомендации, позволяющие достичь поставленной цели исследования;

§ выбранные перспективные теоретические модели и методы решения поставленных задач доработаны в связи с необходимостью учета (указать каких) факторов;

§ на основе разработанных теоретических моделей и методов разработан план мероприятий по реализации предлагаемых рекомендаций и проведена оценка их эффективности.

· Формулировка теоретической и практической значимости полученных результатов.

Необходимо указать, какое конкретно теоретическое значение имеют полученные результаты, обладают ли они научной новизной.

Приводится, какие полученные результаты имеют практическую значимость и в чем она выражается.

· Апробация результатов исследования.

Указывается, на каких научных конференциях, семинарах, "круглых столах" докладывались результаты, включенные в ВКР. Наличие не менее двух публикаций и представление тезисов доклада по ВКР является обязательным условием допуска к защите ВКР. Перечень публикаций по теме ВКР по установленной форме включается в автореферат ВКР.

· Краткая характеристика структуры ВКР

Пример: Выпускная квалификационная работа выполнена на ____ страницах компьютерного текста, включая ____ таблиц, ____ рисунков, _____ наименований использованных источников. Приложения к выпускной квалификационной работе представлены на ____ страницах формата А4.

Из всего вышеописанного следует, что во введении должна быть дана полная общая характеристика ВКР.

2.2. Основная часть ВКР в соответствии с логикой проводимого исследования компонуется по разделам, которые разбиваются на подразделы (не менее двух в каждом разделе). Названия разделов должны быть, по возможности, краткими и точно отражать их основное содержание. Название раздела не может совпадать с темой ВКР.

В первом разделе – теоретическом обзорном – проводится обзор различных теоретических подходов и методов решения выявленной проблемной ситуации, теоретических моделей, отражающих закономерности функционирования объекта исследования и его свойства, и делается их сравнительный анализ.

Проводится оценка возможности применения исследуемых теоретических подходов, методов и моделей для решения выбранной проблемной ситуации с учетом перечня факторов, которые должны быть учтены при ее разрешении. Выявляются наиболее перспективные с точки зрения применимости и достижения цели ВКР теоретические подходы, методы и модели.

Во втором разделе – аналитическом – проводится детальное рассмотрение объекта исследования, его различных аспектов, свойств. Приводятся результаты обработки имеющихся информационных данных. Обосновываются основные показатели жизнедеятельности объекта исследования. Выявляются закономерности функционирования и проблемные ситуации объекта исследования, решение которых позволит улучшить показатели его жизнедеятельности.

Выявляются основные факторы, которые должны быть учтены при разрешении выявленной проблемы.

По результатам исследований, проведенных в этих двух разделах, определяются основные задачи, решение которых предполагает получение результатов, обладающих научной новизной и практической значимостью, что позволит улучшить показатели жизнедеятельности объекта в соответствии с целью ВКР.

В третьем разделе – практическом - проводится обоснование рекомендаций по доработке теоретических подходов, методов и моделей разрешения выявленной проблемной ситуации. Материалы раздела, кроме перечисленного, могут включать описание опыта решения аналогичных задач.

В заключительном – последнем подразделе ВКР приводятся результаты оценки эффективности предлагаемых рекомендаций и перспективы их практического применения.

В последнем подразделе каждого раздела необходимо формулировать основные результаты и выводы и осуществлять постановку задачи на исследования, проводимые в следующем разделе.

2.3. В заключении приводятся:

· основные выводы по результатам выполненной работы;

· оценка полноты решений поставленных задач и степень достижения поставленной цели;

· оценка эффективности от внедрения разработанных предложений.

2.4. Список использованных источников должен содержать все упомянутые в тексте ВКР источники, включая законодательные и нормативно-правовые акты, учебники, монографии, справочные издания, научные статьи, опубликованные в периодических научных журналах, публикации автора ВКР. Правила оформления списка изложены в Методических указаниях . При подборе используемой литературы рекомендуется, чтобы публикации не были старше пяти лет. Это подтверждает актуальность и новизну проводимого исследования.

2.5. В Приложения выносятся все материалы, дополняющие и иллюстрирующие основное содержание ВКР. В них, как правило, размещают информационные данные, на основе которых проводились аналитические исследования, объемные (более одной страницы) таблицы с результатами аналитических исследований, необходимые текстовые организационно-правовые и справочные документы.

2.6. Объем ВКР (без Приложений) должен составлять 80-90 страниц текста формата А4, выполненного на компьютере.

3. Выбор темы и планирование работы по подготовке ВКР

Подготовка к написанию ВКР начинается с первого семестра обучения в магистратуре и осуществляется в рамках выполнения научно-исследовательской работы и технологической практики студента магистратуры.

Тема ВКР выбирается студентом в течение трех месяцев после начала обучения в первом семестре. Общее руководство написанием ВКР осуществляется руководителем ВКР. Перед выбором темы студент магистратуры должен определиться с направлением научных исследований в соответствии с предполагаемой или имеющейся сферой профессиональной деятельности. С актуальными направлениями исследований можно ознакомиться по паспорту специальностей научных работников, в том числе 080010 – Финансы, денежное обращение и кредит; 080005 – Экономика и управление народным хозяйством; 080012 – Бухгалтерский учет, статистика; 130008 – Теория и методика профессионального образования.

Выбранное направление научных исследований ВКР должно быть согласовано с заведующим выпускающей кафедрой по соответствующему профилю программы магистратуры. По согласованному с руководителем ВКР научному направлению студент подбирает список литературных источников и по их анализу готовит аннотированный перечень актуальных проблем, исследуемых в рамках выбранного направления. Этот подготовительный этап позволит студенту осознанно и ответственно подойти к выбору темы ВКР. Кроме того, при выборе темы ВКР студент магистратуры должен учитывать свои возможности в получении информационных данных по объекту исследования, которые будут необходимы для написания аналитического раздела работы.

Тема ВКР может быть выбрана из списка, утвержденного выпускающей кафедрой по соответствующему профилю программы магистратуры. Студент вправе самостоятельно сформулировать тему своей ВКР. В этом случае окончательная формулировка темы должна быть согласована и утверждена заведующим выпускающей кафедрой.

По выбранной теме ВКР студент готовит предложения по содержанию будущей работы. Предложения являются предварительным документом, в соответствии с которым формируется задание на выполнение ВКР. Порядок формирования задания определяется выпускающей кафедрой. В ходе выполнения различных этапов задания содержание ВКР может изменяться, дополняться и конкретизироваться по согласованию с руководителем ВКР.

Основные этапы и календарный план-график подготовки ВКР по формам обучения приведены в Прилож. А.

4. Правила оформления ВКР

При выполнении выпускной квалификационной работы студенту магистратуры следует руководствоваться правилами, изложенными в Методических указаниях по оформлению учебных текстовых работ . В Прилож. Г, Д, Е, Ж, И, К приведены образцы списка научных и учебно-методических трудов, автореферата ВКР, титульного листа, раздаточного листа презентации, отзыва руководителя ВКР, рецензии на ВКР и справки о внедрении результатов ВКР.


5. Руководство подготовкой выпускной квалификационной работы

Непосредственное руководство подготовкой, написанием и защитой ВКР осуществляет руководитель ВКР, назначаемый из числа преподавателей выпускающей кафедры, других кафедр института, а также практикующих работников – представителей работодателей, имеющих, как правило, ученую степень или ученое звание. Руководитель ВКР, начиная со второго семестра обучения, с учетом выбранной темы ВКР определяет этапы, согласовывает календарный план-график подготовки ВКР и контролирует их выполнение. Во время регулярных встреч со студентом руководитель оказывает научную и методическую помощь в подготовке ВКР, в частности:

· определяет этапы, согласовывает календарный план-график подготовки ВКР и контролирует их выполнение;

· проводит систематические консультации, на которых контролирует широту охвата и глубину проработки решаемых задач и проблем и вносит необходимые коррективы, дает рекомендации о целесообразности использования тех или иных методов исследования, целесообразности принятия того или иного решения;

· согласовывает структуру и содержание ВКР;

· оценивает соответствие содержания выполненной ВКР и ее оформление установленным требованиям;

· готовит отзыв руководителя на ВКР.

6. Обязанности студента при выполнении ВКР

При выполнении ВКР студент магистратуры института обязан:

· в течение трех месяцев с начала первого семестра обучения выбрать тему ВКР;

· подготовить и согласовать с руководителем содержание и календарный план-график выполнения ВКР;

· вести научно-исследовательскую работу по теме ВКР, результаты которой представлять на научных конференциях;

· самостоятельно подготовить текст ВКР и представить его на проверку и для подготовки отзыва руководителю ВКР в сроки, установленные планом-графиком подготовки ВКР и графиком учебного процесса;

· представить ВКР на рецензирование;

· направить ВКР для проверки на объем заимствований и брошюрование согласно регламенту подготовки ВКР для прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры ФГБОУ ВО "КГТУ" . По результатам проверки объем авторского текста в ВКР должен быть не менее установленного Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры ФГБОУ ВО "КГТУ" ;

· совместно с руководителем подготовить текст автореферата ВКР, оформить его в соответствии с требованиями и представить на выпускающую кафедру;

· подготовить тезисы доклада по ВКР и сдать их на выпускающую кафедру в печатном и электронном виде;

· подготовить презентационные материалы к защите ВКР;

· не позднее чем за два дня до даты защиты сдать секретарю ГЭК материалы, перечисленные в разеле10 настоящего пособия.

Ответственность за содержание ВКР и за достоверность всех приведенных данных несет автор – студент магистратуры.

Общую характеристику ВКР;

Основное содержание работы;

Заключение;

Общая характеристика работы включает в себя:

Актуальность темы исследования;

Цель и задачи исследования;

Объект и предмет исследования;

Степень разработанности выбранной темы;

Методологические подходы и методы, использованные в исследовании;

Теоретическую и практическую значимость полученных результатов;

Результаты апробации результатов.

Подготовка текста автореферата предусматривает обязательное участие руководителя ВКР. Автореферат - краткая, но емкая форма представления научных результатов, полученных лично автором. В автореферат не включается информация, не содержащаяся в тексте ВКР, производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность.

Подготовка презентации ВКР

Для защиты ВКР в ГЭК студент магистратуры должен подготовить презентацию, включающую доклад и иллюстративные материалы.

Структура доклада определяется студентом совместно с руководителем ВКР. Доклад должен отражать общую характеристику ВКР, информацию о исследованиях, проводимых в каждом разделе, а также основные результаты и выводы. Кроме того, в докладе указывается, какие результаты докладывались на научных конференциях, какие результаты опубликованы в форме научных статей. При наличии справок о внедрении указывается, какие результаты ВКР рекомендованы к внедрению.

Продолжительность выступления должна быть 7-8 минут.

Излагаемые в докладе положения и результаты должны иллюстрироваться на слайдах, демонстрируемых на большом экране с использованием компьютерных программ презентации. Эти слайды также должны быть предоставлены членам ГЭК в бумажном варианте на листах формата А4.

Иллюстративные материалы должны отражать основные результаты всех разделов ВКР в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм. Они необходимы для демонстрации обоснованности полученных результатов, выводов и предлагаемых рекомендаций.

Для внешней экспертизы представляемой к защите ВКР определяется рецензент из числа специалистов той области знания, по которой выполнена ВКР, не являющийся преподавателем выпускающей кафедры КГТУ.

В рецензии отражается актуальность темы ВКР, современные методы научного исследования, степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверность полученных результатов, их новизна и практическая значимость. Наряду с положительными сторонами обязательно указываются недостатки, в частности, недостаточная глубина проработки решаемых задач, сомнения в достоверности и обоснованности полученных результатов, фактические ошибки при проведении аналитических исследований, нарушение логики изложения материала, грамматические ошибки, отступления от требований к оформлению ВКР.

В заключительной части рецензии дается оценка ВКР и рекомендации по присвоению квалификации по соответствующему направлению и профилю программы магистратуры. Текст рецензии объемом 2-3 страницы оформляется в форме, приведенной в Прилож. И, подписывается рецензентом и заверяется печатью организации по месту работы рецензента с указанием его должности, ученой степени и звания (при наличии) и даты написания рецензии.

Подготовка тезисов доклада по ВКР

По итогам выполнения ВКР студент магистратуры готовит тезисы по теме исследования. Объем тезисов – три страницы формата А4.

Содержание тезисов включает основные вопросы и результаты проведенных исследований. Подготовленные тезисы подписываются студентом, проверяются и подписываются руководителем ВКР. Тезисы доклада сдаются в письменном и электронном виде на выпускающую кафедру не позднее чем за неделю до начала работы Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Тезисы доклада по ВКР публикуются в сборнике работ выпускников.

Защита ВКР

Защита ВКР проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии при участии не менее двух третей ее состава. Помимо членов ГЭК на заседании обязан присутствовать руководитель ВКР, а также по желанию – рецензент, преподаватели, аспиранты, студенты КГТУ, приглашенные лица и все желающие.

К защите допускаются студенты магистратуры, успешно завершившие в полном объеме основную образовательную программу, своевременно представившие в ГЭК все необходимые для защиты документы, имеющие не менее двух научных публикаций по теме ВКР, сдавшие на выпускающую кафедру тезисы доклада по ВКР.

В государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за два дня до защиты студент представляет:

Выпускную квалификационную работу, прошедшую брошюровку и проверку на плагиат, имеющую уровень оригинального текста не ниже установленного, подписанную студентом, руководителем ВКР, заведующим выпускающей кафедрой и директором ИФЭМ, с допуском к защите в печатном виде;

Отзыв руководителя ВКР (1 экз.);

Рецензию на ВКР (1 экз.);

Презентацию ВКР на электронном и бумажном носителях. Иллюстративные материалы на бумажных носителях представляются по числу членов ГЭК.

Процедура защиты ВКР начинается с объявления секретаря ГЭК о защите ВКР с указанием ее темы и фамилии, имени, отчества ее автора.

Затем слово для презентации ВКР предоставляется студенту. Он докладывает (не зачитывая) основные результаты выпускной квалификационной работы с использованием иллюстративного материала. Презентация должна осуществляться с использованием современных технологий и длиться не более 8 минут.

После окончания доклада члены ГЭК задают уточняющие вопросы, на которые студент должен дать четкие, исчерпывающие ответы.

Затем секретарь ГЭК зачитывает отзыв руководителя и рецензию.

В заключительном слове (по желанию) студент отвечает на замечания и пожелания рецензента и руководителя ВКР.

После окончания защиты всех ВКР, предусмотренных графиком на этот день, члены ГЭК на закрытом заседании подводят итоги защиты работ и принимают решение об их оценке простым большинством голосов членов ГЭК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя ГЭК. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса. Решение ГЭК по оценке ВКР является окончательным.

При успешной защите ВКР ГЭК принимает решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) магистра по соответствующему направлению магистратуры и выдаче диплома о высшем образовании.

Приложение А

Основные этапы и календарный план-график подготовки ВКР очной формы обучения

№ п/п Этапы выполнения ВКР магистров Сентябрь
1 год обучения, 1 семестр
1. Выбор направления программы. Написание заявления на имя директора ИФЭМ До 15 сентября
2. Выбор темы ВКР. Написание заявления на тему ВКР, согласование с руководителем ВКР, сдача заявления на выпускающую кафедру До 1декабря
3. Утверждение темы и закрепление научного руководителя Первая неделя декабря
4. Подбор информационных источников. Анализ проблематики по теме исследования Октябрь-декабрь
5. Подготовка и представление доклада по теме ВКР на конференции * Ноябрь
6. Подготовка проекта содержания ВКР До 15 декабря
7. Формирование задания на НИР До конца декабря
1 год обучения, 2 семестр
8. Согласование с руководителем ВКР плана НИР на второй семестр** До 15 января
9. Проведение НИР в соответствии с планом во втором семестре ** Январь-июль
10. Май
11. Май
12. Получение задания на технологическую практику Май
13. Защита отчета о технологической практике В соответствии с приказом
14. Подготовка отчета о проведении НИР** Июнь-июль
15. Защита отчета о проведении НИР** Июль
2 год обучения, 3 семестр
16. Согласование с руководителем ВКР плана НИР на третий семестр До 15 сентября
17. Получение задания на педагогическую практику До 15 сентября
18. Защита отчета о педагогической практике В соответствии с приказом
19. Проведение НИР в соответствии с планом в третьем семестре Сентябрь-декабрь
20. Подготовка и представление доклада по теме ВКР на конференции студентов магистратуры Ноябрь
21. Подготовка статьи по теме ВКР Ноябрь
22. Подготовка отчета о проведении НИР Ноябрь-декабрь
23. Декабрь
2 год обучения, 4 семестр
24. Согласование с руководителем ВКР плана НИР на четвертый семестр До 15 января
25. Проведение НИР в соответствии с планом в четвертом семестре Январь-июнь
26. Подготовка и представление доклада по теме ВКР на конференции студентов магистратуры Май
27. Подготовка статьи по теме ВКР Май
28. Подготовка отчета о проведении НИР в форме предварительного варианта ВКР Январь-июнь
29. Защита отчета о проведении НИР Июнь
30. Подготовка ВКР, представление на антиплагиат и рецензирование Июнь
31. Подготовка и представление автореферата ВКР на кафедру Июнь
32. Подготовка и представление тезисов доклада на кафедру Июнь
33. Представление ВКР, отзыва и рецензии и презентационных материалов секретарю ГЭК Июнь (не позднее чем за два дня до защиты)

Примечания:

* для подготовленных студентов;

** для профилей, у которых предусмотрено учебным планом.

Основные этапы и календарный план-график подготовки ВКР очно-заочной формы обучения