История Хазарского каганата, крупнейшего и сильнейшего государства Восточной Европы в VIII-IX веках до сих пор вызывает много вопросов. Каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. Угры, тюрки, ираноязычные аланы — они были и завоевателями этих территорий, и побеждёнными. На эти и другие вопросы отвечает книга востоковеда Новосельцева «Хазарский каганат».

В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга известного востоковеда Анатолия Новосельцева «Хазарский каганат». Новосельцев (1933-1995) известен как крупнейший отечественный востоковед, в том числе — один из лучших исследователей хазар.

В книге «Хазарский каганат» он рассматривает версии происхождения этого этноса, устройство их государства и как оно повлияло на историю Восточной Европы.

Новосельцев, в частности, приводит мнения зарубежных и отечественных историков и археологов. Например, историк Грушевский отмечал роль Хазарии(до Х века) как заслона Европы от новых кочевых азиатских орд, справедливо считая Хазарскую державу в VIII-IX веках сильнейшим государством Восточной Европы. А американский историк Данлоп считал, что Хазарское государство существовало вплоть до XIII века (хотя его разгром русами в конце Х века сильно ослабил и фрагментировал каганат).

Интересна идея венгерского историка Барта о том, что Хазария была торговым государством (а не кочевым или полукочевым). Примечательно его наблюдение, что практически все поселения каганата были расположены в бассейнах рек. Это, кстати, общая характерная черта для Восточной Европы той поры, в том числе и для Руси.

Один из разделов книги Новосельцева касается вопроса этнического происхождения хазар. Как известно, каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. С разрешения издательства «Ломоносовъ» мы публикуем отрывок из книги Анатолия Новосельцева, в котором рассказывается об этническом составе Хазарии.

«С IV века вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдалённых районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское)население, с которым и вступили в этнические контакты. На всём протяжении IV-IX веков в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Кочевники гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники гуннского объединения устремились сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев)с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно, и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар, а прежде всего племя савиров — тех самых савиров (сабиров), чьим именем, по свидетельству ал-Мас’уди, тюрки называли хазар.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 года, когда, пройдя Каспийские ворота, они вторглись в Армению и далее в Малую Азию. Современные исследователи единодушно считают их выходцами из Западной Сибири.

Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири, и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Создается впечатление, что это было значительное племенное объединение юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило савиров и заставляло их группами покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов, перешли в Восточную Европу и, оказавшись на Северном Кавказе, вступили в контакты с разноэтническим местным населением. Они входили в различные племенные объединения и порой их возглавляли.

В период приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI века о савирах в этом районе особенно часто упоминают византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский, а также Агафий. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента), которые как раз в первой половине VI века были заново укреплены и приняли форму, сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. В то же время в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племён Азиатской Сарматии к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до реки Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны апахтарков. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд»; непросто идентифицировать и реку Талд (возможно, это Тобол).Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные», а потому возможно предположить, что эта часть текста восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда это известие относимо к VI веку. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы,у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристёгнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Вполне возможно, что именно Тюркский каганат стал виновником гибели Савирского союза. Вероятно, с этим событием связано переселение части савир в Закавказье, о котором говорит византийский историк VI века Менандр Протектор. Это, очевидно, те самые «сабартойаспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он ошибочно связывает их переселение с событиями IX века (войной«турок» и печенегов).

То, что Константин Багрянородный ошибается, доказать несложно. Писавший в начале Х века Ибн ал-Факих упоминает савир как ас-савардийа. Ал-Мас’уди по реке Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян. Армянский историк первой половины Х века Иованнес Драсханакертци помещает севордик (мн. число, ед. число — севорди) недалеко от города Гянджа. Если севардийцы в первой половине Х века были арменизированы, как полагает В.Ф.Минорский, то это не могло произойти при жизни двух-трёх поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX века, скорее всего в VI-VII веках.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы. После этого савиры, помимо Закавказья, появляются под названием савар в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария.

Но какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя коса, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним «хазары», хотя можно предположить и другие варианты. Возможно, именно это тюркское племя затем, в течение второй половины VI века и позже, ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племён была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х века — и в Среднем Поволжье(в форме баранджар). С этим этнонимом связан город Баланджар, который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

(Хазарская монета)

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака,Хосрова и Трдата III), причём один раз они выступают вместес хазарами, что для II-III веков, конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, они разве только свидетельствуют о том, что в Армении V-VI веков знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранайбаслацазгн») помещён на реке Атиль, очевидно, в её низовьях.

Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское)племя, которое затем было тюркизировано и в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (у Гардизи —дарсула). Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, то есть собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. Часто их причисляют к тюркам, однако само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI века не всегда определённым. Разумеется, в Средней Азии, да и в халифате IX-Х веков хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать«своих» тюрок, а другое — разобраться в пестроте этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х веках безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х века.

В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII веке тюрками, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х века), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров, и даже иногда славян.

(Реконструкция столицы Хазарии — города Итиль)

Но некоторые арабские писатели IX-Х веков всё же отделяли хазар от тюрок. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе, довольно сильно отличаясь от других тюркских языков, наиболее распространенных в IX-Х веках(огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. В XI веке, когда Махмуд Кашгарский составлял свой знаменитый «Словарь тюркского языка», хазарский язык уже исчезал, и его лексику учёный не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своём лексиконе использует, а это твёрдое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.

Хазары – одно из кочевых, воинственных племен, обитавших в древности на территории современного юга России.

Постепенно хазары захватили обширные территории от Черного моря до Нижнего Поволжья и превратились в сильное государство – Хазарский каганат.

Наибольшее могущество оно приобрело примерно в VII-X веках нашей эры. Столицей государства был город Итиль в устье Волги, недалеко от нынешнего города Астрахань.

Что мы знаем о хазарах

Все, что сегодня мы знаем о хазарах — это лишь гипотезы ученых разных стран. Они опираются на немногочисленные письменные и археологические источники. В основном это западноевропейские и арабские документы и хроники.

Этимология самого слова «хазары» не имеет однозначной трактовки.По некоторым сведениям хазары были кочевым тюркоязычным народом, или союзом тюркских племен, во главе которого стоял правитель — каган.

Но по мере расширения Хазарский каганат стал включать в свой состав многочисленные народности. Все они говорили на разных языках, имели разные верования. Мусульманство, христианство, иудаизм, язычество – все эти религии процветали здесь.

По отрывочным сведениям предполагается, что сам каган с наследниками примерно в VIII веке перешел в иудаизм. Как бы там ни было, Хазарский каганат прославился своей веротерпимостью.

Некоторые источники сообщают о случаях, когда жители придерживались трех вероисповеданий одновременно.Постепенно хазары создали процветающее государство.

Они много воевали, были искусными дипломатами, успешно вели международную торговлю. И все же в X веке Хазария приходит в упадок. Решающую роль в этом сыграло Древнерусское государство.

Сначала новгородский князь Святослав Игоревич разгромил в 965 году хазарское войско. Позднее князь Владимир вновь идет походом на Хазарию и накладывает на неё дань. Дальнейшие сведения о государстве становятся отрывочными и постепенно исчезают.

Краткая летопись хазар

  • 626г. – тюркско-хазарское войско захватывает Дербент.
  • 650г. — хазары получают независимость.
  • 700г. – первое упоминание в западноевропейской литературе.
  • VIIIв. – арабо-хазарские войны. Столица в городе Итиль.
  • 859г. — хазары берут дань со славянских племен.
  • 861г. — Константин (св. Кирилл) крестит хазар.
  • 965г. – разгром хазарского войска Святославом.
  • XIIIв. – хазар завоевывают монголы.

Короткая, но яркая история Хазарии тревожит умы ученых и писателей, во многом оставаясь загадкой. Не случайно одно из своих причудливых сочинений классик европейской литературы Милорад Павич назвал просто – «Хазарский словарь».

(А. Поляк , А. Рона-Таш),

  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен).
  • Происхождение

    По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени - белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы , савиры , баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.

    Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

    • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло , О. Прицак).
    • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар).
    • Хазары являются потомками эфталитов , мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг).
    • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками . (П. Голден , М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев , Д. Немет).

    Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской и украинской науке .

    Территория расселения, политическая экспансия

    До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е годы оказались в составе Тюркского каганата , после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат ( -), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе .

    Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана , хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму , на Дону и особенно в Нижнем Поволжье , куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье . Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата . Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами , из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм , вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались .

    Культура, религия и социальная система

    Социальная организация в целом не отличалась от подобных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов , которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека . К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах.

    Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам . В VIII-IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм .

    Общей для Хазарского каганата считается салтово-маяцкая археологическая культура , но твёрдо связанные с собственно хазарами памятники пока не идентифицированы .

    Исчезновение, возможные потомки

    Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм , по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин . Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных еврейских народностей - караимов и крымчаков , а также ираноязычные горские евреи . Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа .

    Проблема потомков хазар является предметом разнообразных теорий и спекуляций в популярной литературе .

    Галерея археологических находок (салтово-маяцкая культура)

    Женские украшения, VIII-IX века Детали мужского поясного набора, VIII-IX века Посуда

    См. также

    • Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

    Напишите отзыв о статье "Хазары"

    Примечания

    Литература

    • Артамонов М.И. / Под ред. и с примеч. Л. Н. Гумилёва . - Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. - 523 с.
    • Заходер Б. Н. Горган и Поволжье в IX-X вв.]. - М .: Наука , 1962. - 279 с.
    • Ивик О. , Ключников В. Хазары / Олег Ивик, Владимир Ключников. - М .: Ломоносовъ, 2013. - 336 с. - (История. География. Этнография). - 1500 экз. - ISBN 978-5-91678-148-9 . (в пер.)
    • Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. - СПб. : Евразия, 2001. - 320 с. - (Barbaricum). - 3000 экз. - ISBN 5-8071-0076-X . (в пер.)
    • Новосельцев А. П. . - М .: Наука , 1990. - 264 с. - ISBN 5-02-009552-4 .
    • Петрухин В. , Флёров В. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Том 1 - М.: Мосты культуры/Гешарим, 2010. - С. 149-161.
    • Плетнёва С. А. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков . - М .: Наука , 1976. - 96 с. - (Научно-популярная серия). - 120 000 экз.

    Ссылки

    • Audio. Археолог, д-р истор. наук Магомедов М. Г. о протоболгарах и хазарах.
    • Петрухин В. Я. // Еврейский журнал. 2007.

    Отрывок, характеризующий Хазары

    Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
    Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
    – Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
    – Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
    Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
    – Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
    – Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
    – Прикомандирован, дежурю.
    Они помолчали.
    «Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
    – Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
    – А чорт их знает, говорят.
    – Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
    – Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
    – Или у вас денег много завелось?
    – Приходи.
    – Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
    – Да что ж, до первого дела…
    – Там видно будет.
    Опять они помолчали.
    – Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
    Долохов усмехнулся.
    – Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
    – Да что ж, я так…
    – Ну, и я так.
    – Прощай.
    – Будь здоров…
    … и высоко, и далеко,
    На родиму сторону…
    Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

    Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
    – А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
    – Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
    И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
    Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
    – Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
    Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
    – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
    Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
    – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
    Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
    – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
    Он невольно оглянулся на адъютанта.
    – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
    Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
    Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
    Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
    «Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
    В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
    Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
    Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
    – Ну, что, князь? – спросил Козловский.
    – Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
    – А почему?
    Князь Андрей пожал плечами.
    – Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
    – Нет.
    – Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
    – Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
    – Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
    – Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
    Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
    – Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
    Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
    – Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
    Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.

    Фото: Переход князя Арпада через Карпаты. Циклорама написана к 1000-й годовщине завоевания мадьярами Венгрии.

    Может быть, ими бы не интересовались с такой страстью, если бы не предположение, что именно хазары являлись предками современных евреев. Многие ученые сходятся в том, что именно они являются прародителями этого народа. Это мнение значительно подкрепляется последними археологическими данными, которые позволяют достоверно говорить о том, что знаменитого исхода евреев с территории Египта не было. Народ есть, но его происхождение не выяснено до конца.

    Именно поэтому в последние два десятка лет к изучению хазар приступили с удвоенным рвением. Принято считать, что первое достоверное сообщение о хазарах датируется примерно 550 годом нашей эры, когда они начали активно проявлять себя на международной арене тех лет. Попробуем проследить их путь.


    фото: Карта Хазарского каганата около 820 г. н.э.

    Откуда же пошло само название "хазары"? Значение слова (если судить по словарю Даля) «хазить» можно понять как «грубить, ругаться». В некоторых источниках утверждается, что «хаз» - надменный, грубый человек. Впрочем, под «хазом» мог также пониматься пышный, качественный и дорогой товар. Вспомните слово «неказистый», которое как раз-таки содержит видоизмененный суффикс «хаз», но обозначает некую куцую, неприглядную вещь. Напротив, слово «показуха» применяется в случае, когда явление или предмет предстают преувеличенно пышными, роскошными.

    Кроме того, все тот же Даль утверждает, что слово «отхазовать» равноценно словам «ходить, слоняться». Так как же тогда интерпретировать термин «хазары»? Значение слова невозможно узнать, если не попытаться разобрать этимологию. Если разбить это слово на три составные части, то есть на «ха», «з» и «ар», то мы наверняка будем весьма близки к тому смыслу, который в этот термин вкладывали наши предки. В случае если перевести его как «идущие за Аром (Ярилой)», то получается, что слово «хазары» вполне можно трактовать как «идущие с Востока».


    Так кем по происхождению являлись хазары? Достоверно известно, что они представляли собой классическую кочевую народность тюркского происхождения. Первоначально они жили на территории, расположенной между Черным и Каспийским морями. Исторические документы говорят о том, что после вторжения гуннов хазары появились в Восточной Европе. Вот только сочетание «появились после гуннов» очень расплывчатое, а авторы солидных научных трактатов хранят на этот счет поистине партизанское молчание.

    Вполне возможно, что осевшие в тех местах гунны и тюркоязычные народы внезапно стали именоваться хазарами, но и прочие варианты также не исключены. Так что этот период в их истории является едва ли не самым таинственным.


    фото: П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами».

    Кстати, а кто такие сами гунны? Это также кочевой народ, который сформировался во II-IV вв. в Приуралье. Предками их были все те же тюркоязычные народы (народность хунну), которые прибыли туда ко второму веку из Центральной Азии. Кроме того, свою лепту в возникновение нового народа внесли местные угры и сарматы. Сами же хунну имеют довольно любопытное происхождение, так как они являются предками европеоидных выходцев из Северного Китая, которые ушли оттуда примерно за тысячу лет до начала нашей эры.

    Но исследования китайских археологов говорят о том, что до Приуралья хунну если и добрались, то в виде разрозненных полиэтнических групп, по пути превратившихся в классический кочевой народ. Дело в том, что в Северном Китае эта народность катастрофически быстро исчезала, не выдерживая конкуренции с сильными племенами. Таким образом, гунны явно были сформированы преимущественно уграми. Это обобщенное название тех манси и хантов, которые в то время проживали на этой территории. Скорее всего, эти народности обособились еще в третьем тысячелетии до нашей эры.

    Изначально угры жили в лесостепях Западной Сибири, в некоторых местах доходя до Иртыша. Сарматы также внесли не слишком большой вклад в формирование хазарского народа.


    Примерно в шестом веке нашей эры хазары были покорены могучим Тюркским каганатом. Как ни странно, но исследователи не нашли никаких упоминаний о межэтническом сплаве, хотя такое явление вполне могло быть.

    Исторический парадокс: несмотря на всю свою мощь, сам каганат просуществовал просто смехотворно малое время по историческим меркам - с 552 по 745 годы н. э. Сами же тюрки появились в результате того, что 460 году одно из гуннских племён (и снова мы возвращаемся к ним), которое называлось ашина, было завоевано народом жужан. Об ашинах не сохранилось вообще никаких достоверных сведений. По странному стечению обстоятельств, именно в то же время большая часть хунну была уничтожена жужанями. После этого народ ашинов был насильственно переселен на Алтай.

    Именно в этой местности и появился сильный кочевой народ, который известен нам как «тюрки». Обобщенное название этих племен происходит от русского слова «тюря», которым наши предки именовали самую простую еду: крошеный хлеб или сухари с квасом и луком (или вариации). Проще говоря, к тому времени тюрки состояли разве что из угров и сарматских племен, разбавленных полумифическими ашинами.


    В 545 году этот народ разгромил войска уйгуров, а в 551 году отомстил за выселение жужаням. В истории тех лет особенно отметился вождь Бумын, который еще при жизни провозгласил себя каганом. Это звание было принято только среди иудеев. Уже в 555 году все местные народы оказались под тюркской властью. «Верховная ставка» каганата была перенесена в верховья реки Орхон, где и обосновались практически и все хазары. Народ этот активно развивался и накапливал военную мощь.

    Уже в середине шестого века нашей эры в зависимость от кагана попали почти все народы Северного Китая. Вскоре тюрки заключают военный союз с Византией, после чего они совместными силами начали войну с Ираном за контроль над Великим Шелковым путем. Уже в 571 году граница каганата проходила по Амударье. Всего через пять лет тюрки сумели взять Боспор (Керчь), а в 581 году оказался полностью блокированным Херсонес.


    Возвратимся к хазарам. Они-то здесь при чем? Дело в том, что у историков есть немало доказательств того, что к тому времени в составе тюркского каганата уже имелся хазарский «филиал». Вот только кто и по какой причине дал завоеванному народу такие вольности? Тюрки уже точно не приветствовали такую демократию, да и логических обоснований для создания Хазарского каганата нет. Впрочем, есть одно мало-мальски внятное объяснение…

    Дело в том, что до распада тюркского государства оставалось всего 100 лет. Нарастали внутренние проблемы, были трудности с удержанием границ. Быть может, подчиненный этнос настолько лояльно относился к тюркам, что те позволили им создать свое государство хазар в обмен на гарантии их преданности в дальнейшем.

    Но и здесь полно противоречий. Дело в том, что современники отзывались о хазарах только как о кочевниках, которые могли быть грозной силой в момент набегов, но толкового взаимодействия между ними не было. На страницах практически всех трудов их современников мы видим, что образ жизни и занятия хазар были типичны для кочевников: скотоводство, постоянные набеги на врагов, внутренние распри.

    Да, у них имелась столица, наличествовал каган. Но он был всего лишь «первым среди равных», да и сил приказывать представителям крупных родов у него попросту не было. Сомнительно, что тюрки могли заключить с ними столь важное соглашение. Все же хазары – народ довольно специфичный, как и все кочевники.


    фото: Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век

    Как бы там ни было, но в VII-VIII веке нашей эры они уже смогли завоевать Киев и Крым. Многие историки утверждают, что в те времена славянские племена начали выплачивать им дань. Вот только сами хазары не имели ничего, что хоть как-то бы походило на сильное центральное государство хазар. Как они могли собирать эту самую дань, если у них в принципе не было более-менее развитой административной системы?

    В конце концов, до уровня Золотой Орды им было очень и очень далеко. Скорее всего, под «данью» понимались те эпизоды, когда жители осажденных городов предпочитали откупиться от очередного набега кочевников. Да и сам образ жизни и занятия хазар не способствовали установлению серьезной власти над другими народами: каганат был чрезвычайно неоднороден, а потому правитель тратил больше времени на удержание этой рыхлой структуры в рамках хотя бы относительного порядка.

    Во главе хазарского народа тогда стоял хакан и его «заместитель» бег. Столицей каганата был город хазар Валангиар (Астрахань), а потом Саркел (был полностью разрушен в 1300 году). Известно, что в те времена они вели активную торговлю с Индией. В 965 году войска хазар терпят поражение от войск князя Святослава. В 1016 году они были разбиты объединенными войсками русских и греков, которыми командовал Мстислав Тмутараканский.


    Многие исторические источники сообщают, что в восьмом веке хазары приняли иудаизм. Но возвратимся к началу статьи. Видные израильские ученые сообщают, что процесс слияния евреев и хазар произошел только в 1005 году. Но как тогда Бумын принял иудаизм за 500 лет до этого? В связи с этим у историков возникает масса вопросов. Вот наиболее распространенные из них:


    • Кто же среди тюрок и хазар мог в те годы исповедовать иудаизм, если евреев там еще и близко не было?

    • Как вообще можно исповедовать иудаизм, но при этом не быть евреем? Все священные книги израильтян говорят о том, что такого быть не может!

    • Наконец, кто был миссионером иудаизма за 500 лет до прихода евреев?

    К сожалению, на все эти вопросы пока нет внятных ответов. Скорее всего, здесь имеется какая-то путаница. Если это так, что ничего удивительного в этом нет: с тех времен осталось так мало внушающих полное доверие документов, что историкам приходится довольствоваться в основном летописями. А уж они-то точно не отражают всей сути происходившего, так как неоднократно переписывались в угоду правящим лицам.

    Так что даже сейчас мы не можем с абсолютной уверенностью говорить, кем по происхождению являлись хазары, так как с их вероисповеданием все не так просто. Если они не исповедовали иудаизм, то евреев среди их предков не было.


    фото: работорговля, хазария

    В советских исторических монографиях можно встретить теорию, что хазарский каганат пал из-за банальной нехватки жизненного пространства, которое скрылось под водами разлившегося Каспия. Автор этого предположения - Л. Н. Гумилев. Он предположил, что в VII-VIII веке крупные поселения хазар из-за трансгрессии почв были попросту смыты. Впрочем, Гумилев всегда выдвигал весьма смелые гипотезы

    Историки не израильского происхождения высказывают весьма любопытное предположение. Они считают, что распад каганата был вызван принятием иудаизма, которое произошло во времена правителя Обадии. Предположительно, что этот каган начал свою миссионерскую деятельность где-то на рубеже IX-X века. Упоминания о его деятельности можно встретить в «Житии Иоанна Готского».

    Арабский ученый Масуди писал о том, что после принятия иудаизма каганом в его царство начали стекаться иудеи со всего мира. Евреи быстро заселили большие кварталы практически всех хазарских городов, причем особенно много их стало в Крыму, да и столица хазар (Валангиар) переживал настоящий «бум» миграции. Очень многие осели в Итиле. По утверждениям современников, «евреи взяли в осаду трон Обадии». Они свидетельствуют о том, что каган дал евреям много привилегий, позволил селиться в любых городах. Каган способствовал строительству синагог и духовных школ, тепло встречал иудейских мудрецов, щедро одаривая их деньгами.

    Евреи были образованными, отлично разбирались в торговле… но их вера оказалась губительной для каганата. Мы уже говорили о том, что хазарское государство и без того не отличалось особенно развитым административным устройством. Принятие же верховной знатью иудаизма отвратило от них большую часть подданных, которые и без того относились к верховной власти без всякого пиетета. Для большинства хазар ключевым было мнение старейшин, а они не питали особенной любви к иудеям.

    Началась борьба за власть в каганате. Возникла междоусобица, часть хазар объединилась с турками и венграми, которые жили на печенежской земле. Они заключали взаимовыгодные военные и политические союзы. Современники прозвали их «кабарами». Об этом, в частности, нередко писал Константин Порфирородный.


    Неудивительно, что в пламени гражданской войны сгорел как сам Обадия, так и оба его наследника: Езекия и Манассия. Власть над обескровленным государством взял в свои руки Ханукка, приходившийся родным братом Обадии. К тому времени Крым, в котором проживало много «провинциалов», осуждавших сближение с Иудеей, перешел под протекторат Византии. В это время на земли хазар уже наступали орды печенегов, которым политические и религиозные распри были абсолютно неинтересны.

    Вы должны понимать, что без знания всех этих перипетий вы не сможете понять, кем по происхождению являлись хазары. В последние годы существования каганата его этнический состав стал удивительно пестрым. Если вы внимательно читали статью, то и сами наверняка поняли, что хазары никогда не были особенно цельным этносом. Превалирующие народы и религии сменялись в каганате с невероятной скоростью.


    Чтобы вы окончательно в этом убедились, приведем примеры из жизни позднего каганата. Итак, в 730 году каган Булан принимает иудаизм. В 737 году, всего через семь лет, хазары уже исповедовали ислам. С 740 по 775 год они становятся истовыми христианами под патронажем византийского императора Константина Копронима. С 786 по 809 год – снова ислам. На этот раз с благословения багдадского халифа Харун-ар-Рашида. С 799 по 809 годы известный нам каган Обадия вновь активно продвигает «иудаизм в массы».

    Этнографы считают, что менее чем за 100 лет хазары настолько ассимилировались с народностями, исповедовавшими христианство и ислам, что от их первоначального этноса практически ничего не осталось. Окончательный же разгром хазарского каганата (точнее, его самоуничтожение) еще раз убедительно доказал, что для формирования действительно мощного государства нужна крепкая центральная власть, которая, ко всему прочему, умеет учитывать желания всех своих подданных.

    фото: Святослав, разрушитель Хазар (Лебедев, Клавдий Васильевич).

    Всего лишь через год после последнего принятия иудаизма началась медленная агония государства: с 810 по 820 годы его терзали восстания уже известных нам кабаров; с 822 по 836 годы происходили постоянные вторжение венгров. С 829 по 842 год правил византийский император Феофил, который внес в уклад хазарского каганата окончательный разлад. В 965 году Святослав громит хазарские войска, после чего каган Булан III уже в третий раз провозглашает государственной религией иудаизм. Как же произошел полный разгром хазарского каганата?

    К концу десятого века вся эта этническая и религиозная чехарда закончилась тем, что хазары окончательно были ассимилированы с мусульманами. Таким образом, бывшие тюркские племена, которые смогли создать довольно значимое государственное образование, полностью утратили свою самостоятельность и собственные земли.


    Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Хазария вполне могла существовать в реальности. Кроме того, каганат и в самом деле мог быть исторической родиной евреев. Теологи же считают, что истоками иудаизма (равно как и христианства с исламом) в этом случае был шаманизм, широко распространенный у кочевых племен. Это, к слову говоря, очень сильно отражено и в христианстве: мы не знаем имени Бога, но предполагаем, что он есть Все, и Благодать его повсюду. Таким образом, тюркские племена сыграли чрезвычайно важную роль в развитии современной цивилизации, ибо они дали человечеству монотеизм.

    Хаза́ры араб. خزر ‎‎ (хазар ); греч. Χαζαροι (хазарой );ивр. כוזרים ‎ (кузарим ); др.-рус. козаре ; лат. Gazari, Cosri ) — тюркоязычный народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен.

    Имя является самоназванием , его этимология до конца не ясна. Высказаны предположения, что оно восходит:

    • к персидскому слову «хазар» — тысяча (А. П. Новосельцев).
    • к титулу кесарь (А. Поляк , А. Рона-Таш ),
    • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
    • к чеченскому идеоматическому выражению «хаз аре» - буквально «территория с благоприятным климатом».

    Хазарским назывались Чёрное, реже Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море — см. . На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).

    По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер ), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары ). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры , берсилы , савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были берсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе, что однако не помешало хазаров изгнать барсилов из их родных земель.

    Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

    • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак).
    • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп ).
    • Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг ).
    • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден , М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев).

    Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке

    В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к сыну Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда назывались потомками колена .

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазары

    ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Византийцы знают их в VII в. под именем восточных турков. В этом веке они утверждаются на берегах Понта (Черного моря), в VIII в. - овладевают большей частью Тавриды (Крыма) и Северного Причерноморья и образовывают государство Хазарский каганат (середина VII — конец X вв. См. ) во главе с каганом. Столица — Семендер (на территории современного Дагестана), с начала VIII века — г.Итиль (в дельте Волги). Смешанности племен, составлявших Хазарский каганат, соответствовало смешение религий: языческой, магометанской, христианской, еврейской.

    Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия.

    После смерти Мухаммеда в 632г. арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанеся ряд тяжелых поражений Византии и Персии, взяли Дамаск (635г.), изгнали византийцев из Александрии (642г.), в 667 году оккупировали Халкедон, уже непосредственно угрожая Византии, в том же году вторглись в Сицилию, через три года завоевали Северную Африку, а в711 году вторглись в Южную Испанию. Одновременно арабы вели войну в Средней Азии, которую покорили к 715 году.

    Наконец в 733 году после сражения северной экспедиции с Карлом Мартеллом они были остановлены почти в центре Франкского государства у г.Пуатье. Примерно в это же время арабы получили отпор со стороны хазар на юге Восточной Европы.

    Таким образом, эта ожесточенная война прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

    Ни война, ни идеологические разногласия не отменили объективной необходимости экономических связей между Западом и Востоком, который был заинтересован в получении железа и мехов, зерна и др. В регионе Средней Азии боевые действия арабов против "неверных" закончились сравнительно быстро, что способствовало формированию стабильного торгового обмена между ним и Европой, возникновению в Восточной Европе новых путей крупномасштабной транзитной торговли в обход охваченного войной Средиземноморья. К концу VIII века в Восточной Европе оформилась система трансконтинентальных коммуникаций с торговыми центрами и промежуточными пунктами, связывавшая Европу с Кавказом и Средней Азией и далее на восток.

    В рассматриваемое время отношения руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало "серебряного пути" вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей .

    Внешняя политика Руси в течение длительного времени характеризовалась стремлением обойти Хазарию в географическом плане, т.е. в попытках найти альтернативу Волжскому торговому пути, на котором терялась существенная часть торговых барышей в виде пошлины хазарам. Археологические данные позволяют утверждать, что по крайней мере с середины VIII века по первую треть IX века арабское серебро поступало на север минуя Нижнюю Волгу по Северскому Донцу до водораздела на территории нынешней Белгородской области. Отсюда через реки Сейм и Свапу открывался проход на Оку, по ней же в районы, находившиеся под властью руси, а по Десне на Верхний Днепр и Западную Двину. Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами, датируемые периодом с 786-833гг. По всей вероятности, перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в Причерноморье пусть не самым удобным, но неохраняемым маршрутом по хазарским землям. Во всяком случае, создается впечатление, что Тмутараканское княжество на Тамани существовало задолго до его первого упоминания в летописи.

    В 830-х годах византийскими инженерами построена хазарская кирпичная крепость Саркел (Белая Вежа), которая располагалась, по предположению В.И.Паранина, на территории нынешнего Харькова (сравните форму Саркел-Харьков с учетом характерного для древнеславянского языка чередования л/в и с/х). То обстоятельство, что здесь позже располагался главный город , как будто подтверждает это предположение. Крепость Саркел блокировала "контрабандный" торговый путь, который позднее потерял свое значение в связи с началом разработки в 964-969 годах крупных Раммельсбергских серебряных рудников в Гарце.

    Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

    Подробная библиография хазарского вопроса имеется по адресу: .

    Были такие веротерпимые-веротерпимые...

    ХАЗАРЫ, кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на западе до реки Днепр. Хазары построили важные в торговом отношении города и занимались торговлей с Русью и Византийской империей. Правитель хазар, именуемый каганом, был одновременно духовным лидером своих подданных. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм и сменил свое имя на Обадию. Тем не менее Хазарский каганат продолжал придерживаться принципа веротерпимости. Он был окончательно разгромлен в 965 объединенными усилиями Руси и Византии. Последние остатки хазар в Крыму были истреблены византийцами и русскими дружинами в 1016.

    Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"

    Не сгинули, а рассеялись

    Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, но лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки.

    Доведенные до отчаяния славяне, под начальством киевского князя Святослава и с финансовой помощью Византии, которой хазары также причиняли много неприятностей, сделали в 965г. «глубокий рейд» на Хазарию, сожгли и разграбили главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер, и с богатой добычей вернулись к себе домой.

    Невозможно предположить, что против закона и обычаев тех времен, славяне не отплатили своим мучителям-хазарам той же монетой и не угнали к себе в полон после набега столько хазарских пленников, сколько можно было поймать и захватить. Если тащить на плантации Америки черных рабов из Африки было делом сложным, то перегнать толпы хазарских преемников, посадив их на их же собственные арбы и коней, через степи Южной России было делом самым простым и легко выполнимым. Надо полагать, что и «заем», сделанный у Византии Святославом, был уплачен той же монетой, т.е. хазарскими рабами, выброшенными на рынок в громадном количестве после блестящего набега.

    Больше, чем 80 процентов всех иудеев, проживающих в мире, принадлежит к так называемым «ашкеназим", группе восточных иудеев, которые во многом отличаются от их западной группы — «сефардим» не только обычаями, но и обликом.

    Как некоторые русские историки давно предполагали, большинство «восточных» иудеев не являются семитами, но тюрко-татарами, потомками тех хазар, которые сперва были разгромлены Святославом, а потом добиты Чингиз-ханом и бежали в восточную Европу под натиском его орд.
    Даже в самом Израиле есть сейчас небольшие группы лиц, которые убеждены в правдивости этой истории. Так как поголовно все видные деятели Иудаизма и Сионизма принадлежат к числу «восточных» иудеев, то, по вполне понятным причинам, эта историческая правда не пользуется среди них большой популярностью.

    Но, к их большому огорчению, очень известный в кругах европейской интеллигенции писатель Артур Кестлер, сам по происхождению восточный иудей, выпустил недавно свою новую книгу под заглавием «Тринадцатое Колено», в которой он ясно и убедительно доказывает, что он сам и все его сородичи иудеи -«ашкеназим» никак не могут быть семитами, но являются прямыми потомками хазар. Как Кестлер справедливо утверждает, такое сильное и жизнеспособное племя, как хазары, никак не могло исчезнуть с лица земли совершенно бесследно. Как кочевники, они просто передвинулись на запад под натиском монголов и осели в центральной Европе, увеличив число своих сородичей, уведенных насильно Святославом. Известные в Польше и на Украине, как «ЖИДЫ», эти переселенцы с низовьев Волги и были как раз теми «жидами», о которых упоминают наши былины.

    Как это часто бывает, неофиты, приняв новую веру, стали выполнять все ее обряды с еще большим усердием, чем делали сами иудеи семитского происхождения, добавив к этим обрядам и свои, хазарские обычаи, Трудно предположить, конечно, что у восточных иудеев нет примеси семитской крови. Много иудеев-семитов жило в Хазарии, и часть западных иудеев, спасаясь от крестоносцев, перебралась в восточную Европу и сменялась со своими единоверцами, хазарами. Но тюрко-татарская кровь осталась доминирующей у так называемых «ашкеназим»-иудеев.
    Сам того, конечно, не подозревая, Кестлер своими историческими изысканиями приоткрыл уголок той завесы, которая скрывала до сих пор от глаз непосвященных некоторые странные «обычаи» хазарских владык Кремля.

    Так, на странице 54 его книги есть такая фраза: «Арабские и современные историки согласны, что хазарская система управления носила двойственный характер: Каган был представителем религиозной власти, а Бек гражданской»

    (былина из Собрание народных песен )