Жестокость

Жесто́кость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.

Правовая оценка

Термин «жестокость» часто используется в правоведении и криминологии, в отношении обращения с животными и детьми. В настоящее время жестокое обращение с животными вызывает полемику среди юристов, философов и священнослужителей.

В УКРФ существует статья 105, часть 2, пункт «д» - убийство, совершенное с особой жестокостью , служащая наглядным примером определения жестокости, то есть перед убийством применялись пытки, глумления, нанесение большого количества телесных повреждений .

Причины жестокости

Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди - психически нездоровые люди. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента; долгого жестокого обращения с субъектом или из-за иной психической травмы) или временным обезумеванием (употреблением наркотика; шоком и тому подобное).

См. также

Фильмы по теме «Жестокость»

Примечания

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.

Ссылки

  • Жестокость . // azps.ru. Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 16 февраля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Жестокость" в других словарях:

    жестокость - Жестокость … Словарь синонимов русского языка

    Безжалостность, бессердечие, бесчеловечность, зверство, изуверство, кровожадность, неистовство, свирепость; ожесточение, озлобление. Прот. милосердие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские… … Словарь синонимов

    Жестокость - Жестокость ♦ Cruauté Стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. Этим жестокость близка к садизму, но еще более предосудительна. Садизм – одна из форм извращения, тогда как жестокость – порок. На мой взгляд,… … Философский словарь Спонвиля

    ЖЕСТОКОСТЬ, жестокости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к жестокий в 1 знач. Человеческая жестокость. 2. Жестокое обращение, жестокий поступок. Жестокостями усмиряли непокорных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод. Джордж Элиот Жажда наслаждений делает жестоким. Пьер Буаст Трусость мать жестокости. Мишель Монтень Жаждешь крови? Стань гнидой. Станислав Ежи Лец Отвращение к… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В искусстве. В XX в. под влиянием философии Ницше и исследований Фрейда и фрейдистов в художественном пространстве и особенно в ПОСТ культуре (см.: ПОСТ) видное место заняла репрезентация и эстетизация Ж., насилия, террора, войн, катастроф и им… … Энциклопедия культурологии

    ЖЕСТОКОСТЬ, и, жен. 1. см. жестокий. 2. Жестокий поступок, обращение. Допустить ж. Жестокости не прощаются. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ЖЕСТОКОСТЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, ч/б, 92 мин. Криминально психологическая драма. По мотивам одноименной повести Павла Нилина. Первые годы Советской власти на Дальнем Востоке. Работники уголовного розыска небольшого уездного городка Дудари… … Энциклопедия кино

    ЖЕСТОКОСТЬ - ЖЕСТОКОСТЬ, аффективно волевая установка, стоящая в тесной связи с аггрессив ностъю (см.). Биолог, основой Ж. являются нек рые компоненты влечений к пище и полового влечения (умерщвление и разрывание добычи, насилие над объектом полового… … Большая медицинская энциклопедия

    жестокость - ЖЕСТОКОСТЬ1, антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, жестокосердие, кровожадность, лютость, садизм, свирепость, устар. кровопийство, устар. свирепство ЖЕСТОКИЙ, бездушный, безжалостный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Жестокость - Жестокость, проявленная во сне по отношению к вам, предвещает беспокойство и огорчение. Если жестокости подвергся кто то другой – вы преподнесете своим близким некую неразрешимую задачу … Большой универсальный сонник

Мы часто жалуемся на то, как жесток по отношению к нам мир. Наше порицание обрушивается на злостные суждения коллег, агрессию, исходящую от подростков, безжалостное отношение зажиточных чиновников к нижестоящим на социальной лестнице людям. Что такое жестокость? Как с ней бороться? Ответ на эти непростые вопросы будем искать не только в окружающей нас действительности, но и в глубинах собственного сознания.

Характеристика понятия

Общая психология детально описывает, что такое жестокость. По словам специалистов, способность и возможность причинять боль и страдания людям, животным, природе. Человек в может наброситься с кулаками не только на собеседника, но и на обыкновенные предметы обихода: он ломает мебель, уничтожает технику. Вы скажете, что быть жестоким к неодушевлённым вещам невозможно. Да, это отчасти так. Но в этом случае выплеск негативных эмоций имеет косвенный характер. Ведь таким образом индивид поступает жестоко не с вещами, а с тем человеком, который их покупал, тратил заработанные деньги, с любовью обустраивал жилище.

Самая распространённая форма жестокости - детская. Сначала она возникает в силу незнания: малыш не понимает, что, калеча кошку, он приносит ей боль. Со временем воспитание и возраст дают плоды, у ребёнка вырабатывается сострадание, сочувствие, способность сопереживать. В этом случае жестокость легко устраняется. Если же малыш осознанно наносит увечья живому организму и получает от этого удовольствие, помощь психологов тут просто необходима.

Причины возникновения

Мы не рождаемся злыми людьми. Таковыми люди становятся, пережив тяжёлую травму или стресс. Обычно это происходит в детстве, когда неокрепшая психика не может справиться с глубокими переживаниями. Наблюдая за конфликтами и рукоприкладством в семье, малыш ожесточается, становится агрессивным. Причин может быть несколько: он копирует поведение того, кто причиняет боль, или же сочувствует жертве и проявляет озлобленность ко всему роду человеческому из-за перенесённых любимым человеком страданий.

Особая жестокость может развиться у подростка по причине его эгоизма: он ущемлён тем, что дома его не замечают, в школе не хвалят, во дворе не выделяют как лидера. Неспособный заработать репутацию другим образом, он применяет насилие по отношению к сверстникам и родным. Интересно, но приступы злости вызывают и некоторые неприятные запахи, например табака. Их причиной также могут послужить психические расстройства, соматические болезни, социальные факторы, любовные переживания, и даже просмотр боевиков, которые демонстрируют жёсткость и безжалостность.

Основные виды

Что такое жестокость и почему она возникает, мы уже выяснили. Теперь давайте выделим основные формы, которые она приобретает в процессе контакта злого человека с окружающим миром:

  • Физическая. Такая жестокость - это насилие, применение физической силы, нанесение телесных травм и увечий.
  • Косвенная. Выглядит как злые шутки, сплетни, ругательства, которые существенно портят жизнь другому человеку, приносят ему боль и неприятности.
  • Раздражительность. Состояние «на грани», когда негативные чувства готовы проявиться при малейшем замечании собеседника, жесте, взгляде.
  • Негативизм. Жестокость «назло». Проявляется в виде бессмысленных агрессивных поступков, направленных на сокрушение установленных канонов и традиций.

Жестокое отношение к людям проявляется и в виде угроз, проклятий, ругани, обзывания. В этом случае злость является вербальной. Она существенно похожа на косвенную, только в отличие от неё имеет открытую форму.

Как помочь жертве

Жестокость людей - чувство, которое возникает при определённых обстоятельствах. Не всегда и не со всеми. Обстоятельства складываются таким образом, что создаётся благоприятная почва для прорастания корня зла. Обычно жертвами становятся неуверенные в себе люди, которые постоянно сомневаются и переживают, имеют Такие люди убеждены, что заслуженно поддаются критике или побоям. Они, как магнит, притягивают к себе жестоких людей, которые желают обрушить им на голову целый набор разнообразных обид.

Если человек сам не может выйти из такого состояния, ему должны помочь близкие и родные люди. Потенциальной жертве нужно объяснить, что она индивидуальность, личность. И никто не имеет права её обзывать и бить, издеваться над ней. Человеку нужно дать понять, что обидчик сам скован множеством комплексом, которые скрывает за напускной агрессией. Одновременно все пути преодоления комплекса жертвы должны быть направлены на повышение самооценки и убеждение её в собственной успешности.

Другие способы защиты

Тому, кто пострадал от жестокости, нужно срочно принимать меры. Во-первых, записаться в школу боевых искусств. Изучив приёмы самозащиты, жертва сможет их применить на практике - на своём обидчике. Некоторые специалисты утверждают, что отвечать злостью на агрессию не стоит. Но часть психологов всё-таки уверена, что смена поведения вводит жестокого человека в ступор. Он не ожидает такого напора и отступает.

Во-вторых, нужно обратиться за помощью. Если агрессивное поведение исходит от детей, то поговорите с их родителями и педагогами. Когда жестокость проявляет взрослый человек, то тут существенную поддержку окажут они не только оградят вас от обидчика, но и определят ему наказание, если его действия носят особо насильственный характер. В случае вербальной жестокости можно просто проигнорировать неприятные слова или ответить на них с юмором - оппоненту вскоре надоест впустую тратить свои силы и он найдёт другой объект для притязаний.

Что такое жестокость? Это явление, которое вполне искоренимо. Самым главным оружием в борьбе против направленной к вам агрессии являются ваша твёрдость, уверенность, невозмутимость, грамотные действия и умение постоять за себя.

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью . Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные , но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением .

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

  • Физическое и словесное насилие - сигнал тревоги, на который надо реагировать, если оно становится для ребенка основным способом общения.
  • Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку преобразовать его агрессивные импульсы в приемлемые, человечные чувства.
  • Проявляя агрессию, ребенок всегда выражает свое страдание, реагирует на неблагополучие в семье.

В одном из престижных лицеев четвероклассники писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели поссориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку…

«Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, - говорит психолог Ольга Кардашина. - Конфликты нередко заканчиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблагополучных семей или c теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, - а ведь именно так многие привыкли считать».

Что делать в таких ситуациях - наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?

Когда родителям начинать беспокоиться?

Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, который заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Второклассника, который дерется на переменах? Или подростка, который при любой возможности пускает в ход кулаки?

«Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишеские шалости и начинаются ненормальные, - признается Лилия, мать двух близнецов-первоклашек. - Витя и Митя всегда были легковозбудимы, но мне по-настоящему стало не по себе, когда мама их одноклассника пожаловалась, что мои дети загнали в угол ее сына и устроили ему «темную».

Мы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал... отвести их в хорошую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, - уточняет психолог Эдвига Антье. - Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо, и он не станет демонстрировать силу на младших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством».

Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния

«Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, - подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. - По-настоящему проблемными можно назвать лишь тех детей, кто постоянно агрессивен до жестокости. Для них такой способ поведения - основная тактика: они оказываются затянуты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социального положения семьи».

Если же ребенок дерется лишь время от времени и при этом считается с авторитетом старших, готов воспринимать их объяснения и запреты - его поведение вполне нормально.

Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, добавляет: «Есть множество нюансов и деталей, которые и определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния». И их необходимо найти - иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно.

Агрессивность как этап развития

Понятно, что одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы.

«Для детей полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкнули, и я толкнул, - объясняет Ольга Кардашина. - Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердиться, противопоставляя себя окружающему миру».

Эту энергию детской агрессивности, подчеркивает психолог, важно направить в иное, не деструктивное, но конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно - так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали этот авторитет как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.

Семьи, где рождается жестокость

Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать свои агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже. «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, - говорит специалист. - Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».

«Нередко даже от трех-четырехлетних детей можно услышать: «Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим справиться», - говорит Мария Серебрякова. - Родители же, не вникая, лишь раздражаются: «Прекрати!» Но даже если ребенок замолкает, его агрессия не исчезает. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию - чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности».

Чтобы помочь ребенку, нужно самим научиться реагировать на его поведение адекватно

Так или иначе за проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья - нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты - и порождает детские проблемы.

«Самые тяжелые ситуации обычно складываются там, где родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответственность на других - на общество, преподавателей, врачей, - говорит Морис Берже. - Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реагировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не воспринимать стремление обругать или поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание».

Выдающийся английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт утверждал, что «антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Это именно то, что должны услышать в нем взрослые.

Как родителям реагировать на агрессию ребенка?

Детский психолог Эдвига Антье в книге «Агрессивность» объясняет причины агрессивного поведения детей разных возрастов и советует родителям, как лучше поступить, столкнувшись с подобными реакциями ребенка.

Дo 1 года

Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, потребность в постоянном подтверждении материнской любви.

Способы выражения: плач, крик.

Что делать: кормить, брать на руки, ласкать, улыбаться, разговаривать. Чаще бывать с ребенком; даже находясь дома, носить его на животе или спине в рюкзачке или перемещать за собой в стульчике-лежанке.

Чего не делать: не оставлять плачущего ребенка без внимания; не кричать на него; не успокаивать с помощью соски; не пугать громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю в игре.

1–1,5 года

Причины агрессии: недовольство вводимыми ограничениями и запретами.

Способы выражения: упрямство, отказ от еды и сна, ночное пробуждение, плач.

Что делать: доходчиво и сдержанно объяснять каждое свое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и исследовательский азарт; приходить на помощь плачущему ребенку со всей возможной поспешностью.

Чего не делать: никогда с силой не трясти ребенка за плечи (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчинять себя полностью его воле; не допускать, чтобы он подолгу плакал.

1,5–3 года

Причины агрессии: начавшаяся самоидентификация ребенка; конфликт неудовлетворенных детских желаний и потребностей с волей и взглядами родителей.

Способы выражения: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, битье игрушек.

Что делать: не подавлять ярость, а дать ей выплеснуться; призывать ребенка к порядку спокойно, доброжелательно и твердо; больше играть с ребенком.

Чего не делать: не высмеивать ярость ребенка, не отвечать агрессией.

3–6 лет

Причины агрессии: неуемная энергия, постоянная жажда познания мира и общения; ревность к матери.

Способы выражения: бранные слова, плач, капризы.

Что делать: больше разговаривать с ребенком, но избегать морализаторства и нотаций; развивать у него чувство юмора. Начиная с 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.

Чего не делать: не поддаваться на провокацию и игнорировать бранные слова, не сквернословить в присутствии ребенка; не оставлять его надолго одного, а прибегать к помощи других членов семьи или приглашать няню.

7–12 лет

Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессивность.

Способы выражения: перебранки со сверстниками, возня, драки.

Что делать: направить энергию ребенка на подвижные игры, занятия в секциях и кружках; учить его облекать эмоции в словесную форму; ориентировать на социальные ценности; дозировать время просмотра телепрограмм и компьютерных игр.

Чего не делать: не стыдить ребенка, если он не сумел победить в драке; не позволять ему смотреть телепередачи со сценами чрезмерной жестокости и насилия; не поощрять увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашему ребенку, чтобы лучше понять причины его агрессии.

А. Для ребенка характерны:

  1. Трудолюбие.
  2. Успешность.
  3. Чрезмерное честолюбие.
  4. Стремление быть первым.
  5. Делать все напоказ.
  6. Быть в любимчиках у учителя.
  7. Надежность.
  8. Обаяние.
  9. Остроумие.
  10. Впечатлительность.
  11. Склонность к пустословию.
  12. Хвастовство.
  13. Занудство.
  14. Надоедливость.
  15. Легкие проказы.
  16. Склонность дразнить.
  17. Крик, плач.
  18. Лень.
  19. Неловкость.
  20. Неопрятность.
  21. Застенчивость.
  22. Робость.
  23. Зависимость.

Если хотя бы на пять утверждений из раздела «А» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - стремление любыми средствами привлечь внимание.

Б. Для ребенка характерны:

  1. Дерзость.
  2. Непокорность.
  3. Вспыльчивость.
  4. Прогулы уроков.
  5. Склонность к спорам.
  6. Неподчинение.
  7. Упрямство.
  8. Забывчивость.
  9. Склонность к безделью.
  10. Склонность демонстрировать превосходство: моральное, интеллектуальное, в умении планировать дела, в умении справляться с делами.

Если хотя бы на три утверждения из раздела «Б» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка -стремление любыми средствами достичь главенства.

В. Для ребенка характерны:

  1. Привычка нарушать всевозможные правила.
  2. Злость.
  3. Жестокость.
  4. Воровство.
  5. Угрюмое сопротивление.
  6. Сильная пассивность.

Если хотя бы на два утверждения раздела «В» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его стремление отомстить, заставить других почувствовать его боль и обиду.

Г. Для ребенка характерны:

  1. Комплекс неполноценности.
  2. Безнадежность.
  3. Тупость.
  4. Лень.

Если хотя бы на два утверждения из раздела «Г» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его ощущение неспособности сделать что-нибудь, нехватка собственных сил.