В конце ХХ в. общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников. Главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта, разговор с читателем идёт на равных.

В своем интервью классик детской литературы Владислав Крапивин сказал: «– То, что дети меняются, я, разумеется, вижу. Они и раньше постоянно менялись, поскольку менялась жизнь. Но в своей внутренней сути дети всегда остаются носителями одних и тех же черт (по крайней мере, в своем большинстве). Они любознательны, откровенны, склонны к бескорыстной дружбе, материальные блага для них менее привлекательны, чем естественная радость бытия: игры, товарищество, общение с природой и т. д. Такие черты характерны для детей любой эпохи – от древнеегипетской до компьютерной».

Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в. , прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.

Возродились детские периодические издания, появились новые газеты и журналы для детей, переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения.

Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей.

Данное исследование может быть использовано на классных часах, уроках внеклассного чтения, и заинтересовать ребят в создании своих творческих работ.

Анкетирование учащихся.

Результаты анкетирования приведены на диаграмме.

1. Фольклор - детям.

Фольклор - это сокровищница не только народной поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли. Он позволяет изучить творчество народа, педагогику, уклад жизни, традиционное представление о мире, его язык. Фольклорные тексты также являются прекрасным материалом для детского чтения.

Труды Г. Е. Верещагина являются «энциклопедией» жизни удмуртского народа. В них произведения народной словесности (песни, загадки, поверья и приметы, рассказы, байки, шутки, детские игры и т. д.) закладывают основы нравственного и трудового воспитания, учат детей видеть красоту человеческих взаимоотношений, окружающей действительности.

Большая часть произведений, вошедших в названные труды, относится к жанрам детского фольклора. Например, волшебные сказки «Медвежонок-богатырь», «Плешивый мужик», «Кукри-баба» и др. ; мифологические сказки «Нюлэсмурт» («Леший»), сказки о животных «Петух и лисица», «Лиса и заяц» и др. В фольклорно-этнографических работах Г. Е. Верещагина обнародовано более 500 загадок. В них также включены байки, поговорки и пословицы, детские игры удмуртского народа.

В издательстве «Удмуртия» было опубликовано литературно-художественное издание «Куазие, куазие. » («Погода моя, погодушка. », 2001). Сюда включены художественные произведения Г. Е. Верещагина. Книга адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста. Произведения отличаются небольшим объемом, образностью. Подобраны те жанры произведений, которые сопутствуют детям с раннего возраста: песни, прежде всего - колыбельные, игры, байки, считалки и т. д. .

Издательством «Удмуртия» выпущен сборник А. А. Седельниковой «Удмуртский фольклор – детям» . Сказки, песни, игры, загадки, пословицы на музыкальных занятиях.. Вышел сборник «Чингыли» – песни о родном крае для детей и юношества.

2. Детская литература на Удмуртском языке.

Книжным издательством «Удмуртия» выпущена ярко иллюстрированная антология стихотворений для детей «Зарни дэремен шунды» («Солнышко в золотой рубашке»). В книгу включены произведения 81 автора - от классиков до современных поэтов удмуртской детской литературы, иллюстрации 16 известных и молодых художников, представляющих разные направления и традиции изобразительного искусства.

«Солнышко в золотой рубашке» - новинка издательской серии «Книга для семейного чтения». Составитель - член союза писателей России, заслуженный работник культуры России Вениамин Ившин.

Популярным и востребованным является «Удмуртско-русско-английский картинный словарь» , выпущенный издательством «Удмуртия» в 2001 году. Он состоит из 600 удмуртских слов, их перевода на русский, английский языки с иллюстрациями. .

3. Литература по краеведению.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста будет интересна книга-энциклопедия о столице нашей республики «Мой Ижевск» под редакцией Бободжановой Н. Г. («Удмуртия», 2006г.) Ее основное назначение - воспитание у детей любви к своей малой Родине. Издание книги – это праздничный подарок маленьким ижевчанам в честь предстоящего 250-летия города. Состоит она из четырех глав: «История и современные дни Ижевска», «Путешествие в прекрасное», «Город и природа», «Признание в любви». В ней использованы материалы из источников краеведов, писателей, поэтов, художников Удмуртии, а также стихи и рассказы детей из детских садов и школ.

Вышло в свет очень красочное издание Людмилы Молчановой – этнографа, кандидата исторических наук, - «Удмуртский народный костюм» . В комплекте открыток представлены реконструкции костюма предков удмуртов – древних племен Прикамья, удмуртский костюм средневековья и костюмные комплексы XIX-XXвв. Таким образом показана история развития удмуртского костюма с древнейших времен до наших дней.

Для детей младшего и среднего школьного возраста издаются книжки-раскраски «Удмуртский народный костюм». На базе данных археологии, этнографии, лингвистики и искусствоведения авторами Молчановой Л. А. и Молчановой Е. Н. преподнесен богатый иллюстративный ряд вариантов народного костюма, раскрывающий детям его историческую динамику, особенности локальных видов, богатство и самобытность декорировки.

К 450-летнему юбилею добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства в Сарапуле планируется выпустить шесть книг для детей с развивающими приложениями на местном материале.

Первая книжка из серии «Сарапульское детство» уже дошла до юных читаталей. Это книга-раскраска «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал» , которая с большой любовью и теплотой рассказывает о детстве ребят, живших в Сарапуле много лет тому назад. В увлекательной форме и хорошим языком автор книги заслуженный работник образования Удмуртской Республики Татьяна Пеганова знакомит юных читателей с историей родного города, традициями и бытом, жизнью Сарапула в XVII веке. Забавное прозвище Баля Т. Пеганова нашла в «Дозорной книге Осипа Зюзина и подъячего Терентия Матвеева - описание села Вознесенского на Сарапуле» (1621 год). Балями звали ягнят, что означает «робкий и тихий». Однажды весной в ледоход ледяная глыба ударилась о курную избу, где жила семья Ивашки. Заскрипела избенка, зашаталась и вся по бревнышкам развалилась. Сильно Ивашко испугался - ни рукой, ни ногой двинуть не мог и онемел словно. В ушах ледяной треск стоит. Говорить с тех пор тихо стал, словно каша во рту застряла. Его Балей и прозвали. Много в книге занимательных историй, тонко передан дух времени.

От прозвища Баля пошли в Сарапуле Балины. А сам Баля давно уже в Москве. Ведь «Дозорная книга», в которой записано это прозвище, хранится там. .

Вторая книжка из серии «Сарапульское детство» называется «Гусарская пуговица. Детские годы Надежды Дуровой» . Надежда Андреевна Дурова первая в России женщина-офицер, «кавалерист-девица». В 20 лет, переодевшись в мужское платье, она присоединилась к направлявшемуся на войну с французами донскому казачьему полку и выдала себя за «помещичьего сына Александра Соколова». За участие в боях и за спасение жизни офицера 1807 была награждена знаком отличия Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом). Была адъютантом фельдмаршала М. И. Кутузова. .

Третья книжка «Рождественские картинки» помогает детям больше узнать об истории города и его достопримечательностях.

Произведения для детей создаются и в нашем городе. Большой популярностью у детей пользуются книги Эвелины Цегельник. Эвелина Цегельник окончила Уральский политехнический институт, и работает инженером на ОАО «ЧМЗ». В детстве Эвелина занималась в музыкальной школе и с удовольствием посещала кружок юных корреспондентов, сотрудничала с газетой «Пионерская правда». Эвелина Цегельник (Солякова) - заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, лауреат премии Союза писателей России «за лучшее произведение для детей и юношества», победитель Всероссийского литературного конкурса «Русская Земля», номинант Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2005/2006. Она автор веселых стихов и рассказов для ребят младшего и среднего школьного возраста. Глазовчане называют Эвелину Цегельник глазовской Агнией Барто.

В рассказах Э. Цегельник ребят ждет много интересных открытий о природе вещей, об окружающем нас мире: «Грибной секрет», «Как люди узнают точное время», «Таинство химических превращений» и т. д.

После победы в литературном конкурсе в издательстве «Ижевская типография» одна за другой выходят шесть книг Эвелины Цегельник для детей. Книга «Про Ваню и его друзей» - удостоена диплома 1 степени Регионального фестиваля. По рассказам Эвелины Цегельник подготовлено несколько радиоспектаклей для детей, а цикл стихотворений о природе включен в республиканскую программу « Радуга Удмуртии».

К 450-летию присоединения Удмуртии к России вышла новая книга стихов для детей «Дом, в котором я живу». На очереди книга об Удмуртии и нотный сборник песен для детей.

К 325-летию города Глазова вышел в свет двойной СD- альбом песен для детей, написанный в содружестве с глазовским композитором Виталием Соколом. Эти песни заслужили признание не только глазовской публики, но и за пределами Глазова.

В 2005 году в Глазовской типографии выпущен сборник рассказов Майи Московкиной «На качелях моего детства». Эта книга предназначена для семейного чтения. Рассказы из детства писательницы, в которых присутствует юмор, грусть и радость, написаны с любовью для юных читателей.

5. Детское творчество.

При поддержке Республиканского центра развития молодежного и детского движения и Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи, а также различных организаций и ведомств, заинтересованных в развитии детского творчества, в Ижевске создано общественное объединение - Центр культуры и творчества «Солнцеворот».

Литературное направление в жизни «Солнцеворота» началось с детского сказочного фестиваля «Я пишу, рисую, мастерю книгу-сказку». Именно отсюда берет свое начало городской проект «Планета детей», которому в этом году исполняется уже двенадцать лет. А поэтический фестиваль «Собственный голос», также детище «Солнцеворота», некогда объединил и юных поэтов, и юных чтецов. Теперь «Собственный голос» ежегодно собирает около полутысячи начинающих стихотворцев, представляющих собственные произведения. В «Солнцевороте» говорят, что они не ставят цель воспитывать профессионалов, максимум, что получают дети, – это безграничное общение со своими талантливыми сверстниками и возможность публикаций. Но при этом юные поэты и писатели растут от книжки к книжке, повышается их мастерство, меняются взгляды на жизнь и искусство.

Стихи и проза молодых авторов, совсем юных и тех, кто постарше, - это наглядная иллюстрация того, как чувствует себя юное поколение. Их произведения весьма далеки от абстрактных форм и неких художественных поисков, они социальны, они взывают к нравственному началу в жизни человека. Дети потому и начинают писать, что им необходимо чувство самосохранения. Остаться личностью в этом непростом мире. Сохранить любовь в своей душе. Обратить внимание на потерянных и бездомных животных. Рассказать о своем прекрасном городе. Предотвратить угрозу терроризма и войны. Сохранить мир на Земле. Такие вот совсем недетские проблемы решаются в художественном творчестве юных авторов.

В 2006 году в рамках проекта «Планета детей» вышли в свет несколько новых книжек. Ника Сабрекова представила православный календарь для детей «Мой храм – моя душа». В канун Дня города появился сборник стихотворений юного поэта Саши Лапина «Крылья добра» и книга «Чудный город», куда вошли 14 песен об Ижевске, написанных маленькими сочинителями, признающимися в любви к своему городу.

В 2006 году появился поэтический сборник Анны Волковой «Мы пишем жизнь», куда вошли ее новые стихотворения. Эта книга объединила под своей обложкой три начала: стихотворения 15-летней Ани, графические иллюстрации Никиты Щукина и музыкальные импровизационные пьесы Арсения Москалева.

«Юная Удмуртия» - это еще один благотворительный книгоиздательский проект, который реализует Центр культуры и творчества «Солнцеворот» в рамках республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» на 2004-2008 годы и подпрограммы «Одаренные дети». Проект объединит в серии книг творческие силы нового поколения, предоставит слово юным в поэзии, живописи, музыке, театре, науке, архитектуре, спорте, социальных проектах. Книга является одной из самых выразительных и массовых форм пропаганды молодежной культуры. А главная задача проекта – создание условий для духовной самореализации молодого человека в разных областях культуры, науки и искусства.

Весной 2005 года в рамках проекта «Юная Удмуртия» вышла книга стихотворений Кати Гричик «Я так хочу, чтоб в мире нашем!».

Катя Гричик – это девочка, которая родилась и живет в селе Сюмси Удмуртской Республики. Каждое стихотворение для Кати – это ее шаг к людям, искреннее, неудержимое стремление рассказать о самом главном: о дружбе, мире и красоте. У Кати тяжелая болезнь позвоночника. Каждый шаг ей дается с огромным трудом. Она прошла через две серьезные операции. Она понимает, что такое страдание, боль Но друзья ее знают как шалунью, хохотунью и большую умницу!

Катя Гричик – дважды лауреат республиканского фестиваля «Радуга надежды», дипломант Десятого Всероссийского фестиваля «Мир экологии». Вместе с юным поэтом из Воткинска Герой Поветкиным Катя представляла Удмуртию на Всероссийском фестивале художественно-поэтического творчества детей «Я – автор».

В этой книжке рядом с Катиными стихами нашлось место и для фантазии ребят из можгинской детской образцовой художественной студии «Ника». Юные художники из «Ники» придумали замечательные иллюстрации, где любые краски оживают и становятся волшебными. В Катину книгу «Ника» приехала на «глазастом» автомобиле, примчалась на озорных котах и солнечных жирафах, прилетела на красавице-бабочке, для того чтобы подружились юные поэты, художники, композиторы и музыканты!

В сентябре 2005 г. вышла книга «Я был на той войне, которая была», куда вошли дневники поисковиков Удмуртского республиканского молодежного общественного объединения «Долг» и стихи юных поэтов, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В классе на уроках чтения и русского языка, а также дома мы пишем сочинения, стихи и сказки. Большинство учеников выполняет это с большим удовольствием. В рамках данной исследовательской работы мы оформили книжку «Зимние деньки» . В эту книжку вошли стихи, рассказы, сказки и рисунки учеников нашего класса. Такая творческая работа повышает интерес к чтению других книг, развивает способности правильно и интересно выразить свою мысль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется ответить на поставленный вопрос – существует ли детская литература Удмуртии как феномен художественного творчества?

Литература для детей в Удмуртии не только существует, но и развивается в ногу со временем. Есть все основания сказать: на протяжении чуть более века писателями Удмуртии создана полноценная проза и поэзия для детей разных возрастов, которая получила признание не только в республике, но и далеко за её пределами. Творения для детей полны жизни, написаны языком легким, свободным, игривым. Детские книги издаются на русском и удмуртских языках, с красочными иллюстрациями и комментариями.

Анкетирование в классе показало, что менее 20% ребят знают удмуртских писателей, но 90% ответили положительно на вопрос: «Хотелось бы тебе познакомиться с творчеством детских писателей Удмуртии?». Для того чтобы заинтересовать ребят, я предлагаю в школах проводить литературные викторины, конкурсы творческих работ, знакомить учеников с произведениями на уроках литературы и классных часах. Без знания национальной культуры нельзя постичь и понять красоту и глубину окружающего мира.

Детская литература ведет начало с античных времен, как и литература для взрослых. На протяжении веков мировая художественная словесность интенсивно пополнялась всеми жанрами искусства слова для детей – от повести, пьесы и романа. Развитие детской литературы для молодых начинающихся культур так же важно, как и развитие литературы для взрослых. Она проходит те же этапы формирования: «детство», «отрочество», «юность» и «зрелость». Однако у каждой из них есть своя специфика развития, зависящая от истории народа, его менталитета, его фольклора и зрелости духовной культуры. Вот какое определение дает Краткая литературная энциклопедия(1964): «Детская литература – в прямом смысле художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей». В 20 веке настольными книгами для детского чтения стали произведения М. Горького, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова, стихи для детей В. Маяковского. Воспитание подрастающего поколения было государственной политикой, чему способствовали октябрьские, пионерские, комсомольские организации. В области образования в школах придавалось особое значение знакомству с лучшими образцами детской поэзии и прозы, в вузах читался курс «Детская литература». За годы перестройки внимание к детской литературе снижено. Литературное дело в России перестало быть делом государственной политики. Но по утверждению библиотекарей страны, детского читателя по-прежнему интересуют книги Маршака, Михалкова, Носова, Успенского и других. Детская литература – предмет многих поколений научного исследования литературоведов в России и Удмуртии.

В наши дни в удмуртском литературоведении назрела необходимость исследования путей становления удмуртской детской литературы. Научное

4 осмысление формирования этой области культуры необходимо для создания более глубокой научной истории всего искусства слова удмуртского народа.

Актуальность темы обуславливается необходимостью целостного исследования удмуртской литературы для детей. Кто же был предшественником в удмуртской детской литературе, и кто закладывал традиции, чей художественный опыт используют поэты и прозаики, пишущие для детей сегодня?

Целью работы является исследование истоков и механизмов формирования удмуртской детской литературы. Существует ли детская литература Удмуртии как феномен художественного творчества, как явление национальное, удмуртское? Знакомы ли современные школьники с творчеством удмуртских литераторов?

Мною были изучены научная, публицистическая и художественная литература; проведено анкетирование учащихся школы № 15 (См. приложение № 1-6), сделан историко-литературный и сравнительно- сопоставительный анализы.

Материалы исследования могут использоваться на классных часах и внеклассных мероприятиях по изучению удмуртского творчества.

5 1. К истокам удмуртской литературы

Рождение самостоятельной литературы для детей не одномоментное явление, это длительный сложный процесс, тесно связанный с общим литературным процессом, с духовной жизнью общества. Изучение её истоков невозможно в отрыве от рассмотрения важнейших историко-культурных процессов. У каждого народа есть свое прошлое, без которого нельзя понять созидания настоящего и будущего. Опираясь на прошлое, создаются новые произведения.

Загадочные люди жили около большой реки Камы. Без слов пели песни. Или, в крайнем случае, что увидят в природе, о том и поют. Например: «Береза, береза, береза. ». Это было время «первобытного коммунизма», когда между людьми существовала кровная, родовая связь. Первобытное общество состояло из нескольких десятков людей – мужчин, женщин и детей. Основным занятием их была охота, рыболовство. Добычу распределяли равномерно между собой. Все взрослые женщины считались женами всех взрослых мужчин, и наоборот. О том времени, о золотом веке остались только сказки, как погибли Алангасары. Они были наивными и бесхитростными. Но они пели, подражая природе, птицам, зверям, ветрам.

С приходом эпохи матриархата женщина-мать, связанная детьми, стала приручать зверей при своем жилище. Она не могла далеко ходить за мужчинами. Это начало скотоводства и земледелия. Женщина растит детей, поет им свои колыбельные песни «Изь, изь, нуные/ спи, спи, дитятко»

В патриархально-родовую эпоху появились старейшины (вожди - Торо). Они считали себя душой, организатором, а исполнителей – телом. Вожди удмуртов в мирное время были знатными охотниками, рыбаками, умелыми пчеловодами, безусловно, во всех отношениях они были лучше простых смертных. С этого времени начинается почитание и культ предков.

6 О них складывались легенды, сказки. Например: богатырь Идна (См. приложение № 7) помимо силы славился быстротой, он уходил охотиться на расстояние более 25 верст, но теплый хлеб не успевал остыть в его суме, как он был уже дома. (См. книгу «Сказки и легенды удмуртского народа», приложение № 7).

Потом возникает культ главных сил природы – солнце с его светом, тьма, лес и вода. В удмуртской мифологии силам природы посвящены десятки сказок, легенд и песен.

Под листвою лиственных деревьев

Под хвоей хвойных деревьев

Мы уходили;

По беличьим тропкам

По бору, где глухари кудахтают,

Мы уходили.

Мы, как ястреб, мчась уходили

Не в ту ли пору правления Торо появляются профессиональные певцы- музыканты, поэты. Словесные произведения первоначально передавались устно из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку. Таким образом, многие произведения народного творчества сохранились до нашего времени.

2. Удмуртское просветительство.

2. 1. Первые специализированные книги для удмуртских детей.

В начале 18 века европейское просвещение начинает проникать на территорию Поволжья и Приуралья. С распространением грамотности удмуртского населения возрастала потребность в удмуртских изданиях.

Первые детские учебники были созданы без учета возрастных особенностей юного читателя. В1747 году священниками Иваном Анисимовым (на глазовском наречии) и Григорием Решетниковым (на сарапульском наречии) для учащихся удмуртов были составлены первые азбуки. Но они были труднодоступны для детей, т. к. в них недостаточно хороший перевод текстов для чтения, потому что они насыщены чуждыми оборотами речи, и имеют много придаточных предложений. Тексты для упражнения в чтении подобраны без особенностей восприятия детей. Это были грамматические статьи, переводы Священной истории, азбука, составленная из российских церковной, и гражданской печати. Несмотря на недостатки первых удмуртских учебников, следует заметить, что они являются первыми попытками создания детских изданий. Они нужны были для воспитания в духе религиозности, покорности судьбе.

Основоположником в области переводных изданий в 19 веке являлись труды педагога и просветителя Николая Ивановича Ильминского (См. приложение № 8). Он выработал систему первоначального обучения детей, не владеющих русским языком. Она заключалась в том, что преподавание в школах должно вестись по учебникам, созданным на родном языке учащихся, а преподаватель должен свободно владеть этим языком, создавать учебную и вспомогательную литературу на национальном языке.

Для учебных пособий этого периода главным были не художественное совершенство, а нравственно- эстетическая и воспитательная

8 направленность. Они были созданы, в первую очередь, ради приобщения народа к книжному знанию и распространения грамотности.

2. 2. Фольклор – один из жанров, используемых для детского чтения.

До 1917 года труды можно было публиковать только на русском языке, но в некоторых иллюстрациях мог звучать удмуртский язык. В учебниках могли иметь место удмуртские отрывки, цитаты, через некоторое время стали появляться удмуртские буквари, в которых были напечатаны оригинальные удмуртские произведения. В это же время образовываются первые удмуртские общества, организации, которые ставят своей целью – развитие удмуртской культуры. Издаются национальные журналы, иллюстрируемые студентами и учителями. Эти журналы по праву могут считаться колыбелью национальной литературы.

В сборники для чтения того времени включались песенные тексты, загадки, сказки и предания. В создании «учебников для вотских детей» принимали участие этнографы и фольклористы. Фольклор – это сокровищница не только народной поэзии, музыки, но и народной педагогической мысли. Он позволяет изучить творчество народа, его язык, уклад жизни. В фольклорных обычаях и обрядах народ тысячелетиями накапливал педагогический и словесно – творческий опыт, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки и юмора, практических и трудовых навыков. Фольклорные тексты также являются прекрасным материалом для детского чтения. Например:

Шундые, шундые,

Пилем сьорысь шундые,

Пот но шунты музъемез,

Соку си войын нянез.

Солнышко, солнышко

За тучкой солнышко,

Выйди и согрей землю,

Съешь хлеб с маслом.

2. 3. Художественное своеобразие произведений Г. Е. Верещагина адресованных детям.

Распространением грамотности, переводческой деятельностью с целью просвещения, занимались как русские просветители, так и хорошо подготовленные, владеющие русской и родной речью, удмурты. Одним из прогрессивных деятелей удмуртской культуры является Григории Егорович Верещагин. (См. приложение №9). Именно его принято считать одним из первых педагогов, ученым и литератором.

Детская удмуртская литература начиналась с его стихотворения, ставшей колыбельной песней «Чагыр, чагыр дыдыке»(Сизый, сизый голубок). Эта колыбельная песня является образцом выражения материнской любви, заботы, планов и мечтаний, вызывает в читателе образ заботливой, ласкающей своего ребенка женщины. Песня готовит ребенка к тяжелой, но обещающей много человеческих радостей жизни: Чагыр, чагыр, дыдыке!

Малы пыдде жобаськод?

Чебер Пие, гыдыке!

Малы ялан бордиськод?

Голубочек сизый, ты мой

Что ножками ты стучишь?

Сыночек мой дорогой!

Зачем ты плачешь, малыш?

Года пройдут - подрастешь,

Возьмешь топор, наточишь.

И с песней в лес ты пойдешь,

Чтоб ель большую срубить.

Тебя у наших ворот

Я буду ждать, мой родной.

А ты лишь солнце зайдет,

Придешь усталый домой.

Лепешек я напеку,

Намаслив русую прядь.

Ты скажешь, выпив медку:

Его сварила мне мать!

Из очень небольшого фольклорного материала Верещагин создал прекрасную колыбельную песню. Первая ласточка удмуртской детской литературы была порождена деревней, оттуда она взлетела и туда вернулась. Её по сей день распевают в народе.

Фольклорные жанры и средства образности устного народного творчества помогли Верещагину впоследствии создать оригинальные авторские произведения для детей. Например: «Медвежонок – богатырь», «Петух и лисица», «Нюлесмурт» (Леший). В издательстве «Удмуртия» в 2001 году было опубликовано литературно- художественное издание «Куазие, куазиё» («Погода, моя погодушка») Сюда включены художественные произведения, вычлененные из научных трудов Г. Е. Верещагина удмуртским поэтом В. И. Ившиным. Произведения адресованы детям младшего школьного и дошкольного возраста. Они отличаются небольшим объемом и образностью. Подобраны те жанры произведений, которые сопутствует детям с раннего возраста: песни, игры, байки, считалки.

Произведения Г. Верещагина переведены в настоящее время на эстонский, венгерский, русский, финский языки. Он был поэтом, вышедшим из народа, без преднамеренного желания становиться отцом удмуртской литературы, начав с чистого и звучного тона, заложив своими реалистическими и гуманистическими произведениями основу для литературы своего народа. Путем стилизации и «облагораживания» фольклора он сделал его книжной литературой.

3. Обзор поэзии и прозы для детей в удмуртских изданиях «Дедушкин родник», «Чипчирган», «Солнышко».

В удмуртской литературе следует отметить детские антологии прозы - «Дедушкин родник» (1981, составитель и автор предисловия В. М. Ванюшев), поэзии – «Чипчирган» (1985, составитель и автор предисловия Г. А Ходырев). В этих сборниках собраны произведения поэтов и прозаиков Удмуртии от основоположников, до наших современников. В их произведениях воспет человек – труженик, жизнь родного края, дружба наций, красота родного края.

Когда по родимому краю иду

И песнею сердце полно,

Березок листва

И песни слова

Сливаются в чувство одно.

Такие просторы полей и лесов!

И небо такой высоты!

И рек синева,

И луга трава,

И все это, Родина, ты! (Степан Широбоков)

Для детей в сборнике «Чипчирган» (См. приложение 10) писали такие известные деятели удмуртской литературы Г. Верещагин, Кедра Митрей, Кузебай Герд, А. Клабуков, Д. Майоров, С. Широбоков, Н. Байтеряков, С. Перевощиков, П. Поздеев, и многие другие. Каждый из них своим долгом считал писать для детей, посещал занятия литературных кружков, встречался с учениками школ.

Об этом писал Василий Ванюшев в предисловии к «Дедушкиному роднику»: «Почти каждый значимый писатель, творя для взрослого читателя,

13 непременно писал для детей. Объединяет их одно: стремление постичь дух времени и на конкретных примерах дать почувствовать его юному читателю»

Антология названа «Дедушкин родник» по рассказу Г. Ходырева, в основе которого легенда о роднике, открытом юношей, а когда он умер в преклонном возрасте, люди стали называть его так в память о человеке, который сделал для них доброе дело.

«Дедушкин родник – не только собрание лучших произведений формы прозы, но и как бы вся удмуртская проза в миниатюре, в лучших её образцах. Авторами рассказов являются зачинатели прозы, и те, кто пришел в литературу в 20-30-е годы, и те, кто прошел огненные дороги войны, и те, кто в послевоенное время открывал новые художественные горизонты родной литературы (Г. Красильников, С. Самсонов, В. Садовников, Л. Емельянов, С. Перевощиков, Е. Загребин, В. Ившин, Л. Чернова).

Следующий сборник «Солнышко» 1987, в него вошли стихи и рассказы ведущих авторов Удмуртии (составитель Т. Поздеева) о нашей земле, о природе, людях. Примечательно, что рисунки сделаны не профессиональными художниками, ребятами, учащимися города Ижевска.

После дождя

Посредине двора

Розовый гриб появился вчера

Вырос за вечер

Огромный такой-

В шляпе невиданной над головой.

Гром ли гремит

Или молния блещет,

По шляпе невиданной хлещет,

Град или солнечный зной за окном-

Все для такого гриба нипочем.

Рады и взрослые,

И ребятня:

Гриб охраняет тебя и меня,

Дожди проливные не злились

Все мы под шляпой дождя уместились (Владимир Михайлов)

С развитием науки и техники расширяется диапазон ребенка, что и должно найти отражение в литературе для детей. Необходимо повышать её интеллектуальный, а значит и художественный уровень. Перед детской литературой Удмуртии стоят такие же проблемы, что и перед литературой для взрослых: глубже отражать реальную жизнь, т. к. меняется государственное устройство страны.

Если представить удмуртскую литературу в виде большой полноводной реки, то - как всякую реку – её должны подпитывать многочисленные родники. Таким родником - пусть небольшим – является литература глазовских авторов

Произведения для детей создаются и в нашем небольшом городе. «Стихи для детей. Мои друзья»,- так называется книга Серафимы Соломоновны Адаевой. (См. приложение 11). Эта книга вышла в редакции газеты «Красное знамя» в 1993 году. Творческие искания автора вызвали положительную оценку известного детского поэта Удмуртии Германа Ходырева. С. С. Адаева работала в одном из детских садов нашего города. Поэтому она хорошо знает потребности маленьких читателей. Её произведения привлекают знанием детской души, стремлением наполнить мир детей добром и милосердием, пониманием и любовью.

Трое маленьких котят

У печурочки сидят,

С огонька не сводит взгляд,

Глазки радостью горят.

Вдруг из печки уголек

Прыгнул киске на бочок.

Киска постаралась

Смелости набралась:

Победила уголек,

Залечила свой бочок

Её рассказы и стихотворения интересны и в познавательном смысле, они открывают читателю своеобразие поведения животных и птиц, заставляют пристальней вглядываться в мир природы.

Произведения С. С. Адаевой публиковались в местной печати, они находят отклик у детской аудитории.

Эвелина Цегельник - заслуженный работник культуры Удмуртской Республики. Ей дано говорить на языке детей. Она автор веселых стихов и рассказов для ребят младшего и среднего школьного возраста (См. приложение № 12). Глазовчане называют Эвелину Цегельник глазовской Агнией Барто. После победы в литературном конкурсе в издательстве «Ижевская типография» одна за другой выходят шесть книг Эвелины Цегельник для детей. Книга «Про Ваню и его друзей» - удостоена диплома 1 степени Регионального фестиваля «Путь к успеху-2002». По рассказам Эвелины Цегельник подготовлено несколько радиоспектаклей для детей, а цикл стихотворений о природе включен в республиканскую программу « Радуга Удмуртии».

Трещит стекло проталин,

Струится лед свечей,

Искринки засверкали-

Пошла плясать капель!

Смахнуло с окон солнце

Узоры февраля,

И моет мать оконце,

Весну рукой маня.

К 325-летию города Глазова вышел в свет двойной СD - альбом песен для детей, написанный в содружестве с глазовским композитором Виталием Соколом. Эти песни заслужили признание не только глазовской публики, но и за пределами Глазова. (См. приложение № 13)

Заключение

В заключении хочется ответить на поставленный вопрос – существует ли детская литература Удмуртии как феномен художественного творчества?

Литература для детей в Удмуртии не только существует, но и развивается в ногу со временем. Есть все основания сказать: на протяжении чуть более века писателями Удмуртии создана полноценная проза и поэзия для детей разных возрастов, которая получила признание не только в республике, но и далеко за её пределами. Творения для детей полны жизни, написаны языком легким, свободным, игривым. Детские книги издаются на русском и удмуртских языках, с красочными иллюстрациями и комментариями.

Мною было проведено анкетирование в 7 классах. По результатам – знакомы с удмуртским языком – 24% опрошенных ребят, 76% - не знают языка; 45% ребят хотели бы изучить удмуртский язык, 55 – нет. Удмуртских писателей знают -5% , из произведений 29% учеников знают только мифы и легенды Удмуртии, 71%- не знает ничего из удмуртской детской литературы. С литературным творчеством наших земляков хотели бы познакомиться – 67% ребят. Почему не все? На вопрос – «Любишь ли, читать?» 21% опрошенных ребят ответил – нет. Это одна из причин, что дети не любят читать. Для того чтобы заинтересовать ребят, я предлагаю в школах проводить литературные викторины, конкурсы и смотры, знакомить учеников с произведениями на уроках литературы и классных часах. Без знания национальной культуры нельзя постичь и понять красоту и глубину окружающего мира.

Маленькая Родина моя - Удмуртия,

Милые родимые поля – Удмуртия

Деревеньки, села, города - Удмуртия,

Вместе мы с тобою навсегда, Удмуртия!

Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель. Родился 8(21) ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.

В 1937 г. группой критиков был объявлен «врагом народа», националистом и троцкистом. Обвинение было признано несостоятельным.

В годы Великой Отечественной войны прошел с оружием в руках от Москвы до Кёнигсберга, завершил войну в должности помощника командира полка по артснабжению. В послевоенные годы был директором Удмуртского госиздательства (1945 – 1947), председателем правления Союза писателей Удмуртии (1950 – 1952), редактором журнала «Молот». Член Союза Писателей СССР с 1934 г., но в 1937 г. исключался, затем был восстановлен.

В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек, созданные в духе времени. Наибольшее признание получили лирические стихотворения, многие из которых до сих пор живут в народе как песни. Такова судьба стихотворений «Укно улын» («Под окном»), «Арама Кузя» («Вдоль рощи»), «Марым, лэся» («Кажется, влюбился»), «Ой, шулдыр» («Как весело»), «Лыз сяська» («Голубой цветочек»), «Малы меда» («Почему же»), «Уй тылёс» («Ночные огни»), «Мон усьтй укноме» («Я открыла окно»), «Огаз сылэ беризь» («Одиноко стоит липа»), «Милям колхоз нылъёсмы» («Наши колхозные девчата») и др. В суровые годы войны, в короткие перерывы между боями поэт писал стихи, в которых воспел героические дела солдат Oтечества и показал картину бесчинств немецких фашистов. Лучшее стихотворение этого периода - «Друзьям» - опубликовано на десяти языках народов нашей страны.

В 30-е гг. в поэзии М. Петрова ведущее место занимает гражданская лирика. Поэт выступает как певец родной Удмуртии. В 1934 г. выходит в свет первый его сборник «Ошмес син» («Родник»), в котором рядом с гражданскими мотивами находит место и интимная тематика. В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.

В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова. В первой, под названием «Былое» (1935), на основе автобиографического материала он показал путь становления юноши-удмурта. В патетической поэме «Слово родному народу» (1938) описана жизнь удмуртского народа в противопоставлении нового прошлому. В поэме «Песня не умрёт» (1950) отражены события Великой Отечественной войны, она посвящена поэту Ф. Кедрову, погибшему на фронте. Очень тепло были приняты поэмы «Наташа» (1946) и «Италмас» (1946), ставшие настоящими гимнами любви. Последняя послужила основой для первого удмуртского спектакля – балета, осуществлённого Г.М. Корепановым-Камским. Поэзия М. Петрова задушевна и глубоко лирична.

Наряду со стихами М. Петров создал драматические произведения – сценки, скетчи, а в конце 20-х гг. - полноактные пьесы. Его драма «Батрак» шла на сценах Удмуртского клуба и только что созданного Удмуртского драматического театра. Из десяти пьес шесть были поставлены на сцене театра, среди них «Тыл пыр» («Сквозь огонь»), «Италмас», «Зйбет зурка» («Иго содрогается»), «Вормон вамыш» («Победный шаг»), «Старый Мултан».

Первые очерки и рассказы М. Петрова были опубликованы в конце 20-х гг. (в марте 1928 г.). В 1931 г. вышел первый сборник рассказов «Зуб за зуб», где речь ведётся о классовой борьбе в деревне в эпоху коллективизации. В рассказах и очерках 30-х гг. показано становление колхозной действительности. Острые социальные конфликты и запоминающиеся образы тружеников села характерны для послевоенных очерков и рассказов писателя. Такова повесть «3:ардон азьын» («Перед рассветом»), по поводу которой П. Домокош подметил, что произведение М. Петрова «говорит о существе советской жизни лучше и глубже, чем дюжины томов». Повесть отличается реалистическим воспроизведением жизни удмуртского села, истинной озабоченностью автора судьбой сельского хозяйства и созданием выразительных, ярко индивидуализированных образов героев. В 1934 г. создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны писатель вновь обратился к коротким жанрам, создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).

Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954) о трагическом периоде жизни удмуртов, являющийся одним из лучших произведений удмуртской литературы о «мултанском деле», названном Горьким «идиотским мракобесием самодержавной власти». В основу романа легли события конца ХIХ в., когда несколько крестьян-удмуртов д. Старый Мултан обвинялись в ритуальном человеческом жертвоприношении («мултанское дело»). Затеянное царской полицией дело, всколыхнуло всю Россию, за удмуртов заступились многие прогрессивные деятели страны во главе с писателем В.Г. Короленко и адвокатом Н.П. Карабчевским. События тех лет послужили основой романа М. Петрова. В 1934 г. он приступил к выполнению замысла и в 1937 г. завершил повесть «Жильыен дуремъёс» («Закопанные в цепи»), но она не увидела свет. Второй вариант был завершён в 1947 г. и набран, но набор был рассыпан, а третий вариант книги был готов в 1952 г., опубликован в 1954 г. на русском языке роман издан в 1956 г. после смерти писателя. В общей сложности писатель работал над романом около 20 лет. На русском языке он был выпущен издательством «Советский писатель» в 1956 г.

В произведении с большой художественной силой раскрыты бесправная жизнь удмуртов, терпящих тройную кабалу, пробуждение их сознания и бескорыстная помощь лучших представителей российского общества. В романе действуют жители русских и удмуртских деревень - состоятельные и беднота. Произведение знакомит читателя с народными обычаями. Роман отличается широтой охвата жизни: читатель из роскошных кабинетов попадает в деревенскую избу, посещает судебные палаты и молельные шалаши, дepeвeнские сходки и тюремные камеры. Наряду с запоминающимися образами мултанских удмуртов нарисованы герои самого различного сословного плана. С одной стороны, министры и чиновники, полицейские, попы, кулаки, клевещущие на мултанских удмуртов, и с другой - честные люди, защищающие их от злого навета. С большой теплотой создан образ В.Г. Короленко. Великий гуманист предстает как стойкий, мужественный, в то же время мягкий, добродушный, чистый сердцем человек. Высокую оценку романа дали зарубежные учёные: профессора И. Эрдёди и П. Домокош из Венгрии, Д. Дечи из Германии, Ж.-Л. Моро из Франции.

М. Петров известен и в драматургии: им написано десять пьес: «Батрак», «Тыл пырти» («Сквозь огонь»), «Старый Мултан», «Италмас» и др.

М.П. Петров известен как лучший переводчик с русского и татарского на удмуртский язык. Им на родном языке представлены фрагменты эпосов «Слово о полку Игореве», «Давид Сасунский», повесть «Детство», рассказы и три пьесы А.М. Горького, пьесы Л.Н. Толстого и А.Н. Островского, романы М.А. Шолохова «Поднятая целина», Н. Островского «Рождённые бурей». Стихотворения А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова, Т.Г. Шевченко, И. Франко, Я. Райниса, Г. Гейне, А. Мицкевича, М. Джалиля, В. Маяковского, поэма «Василий Теркин» А. Твардовского, стихи известных русских и советских поэтов.

Во всех родах искусства слова М. Петров оставил глубокий след, без его произведений трудно представить удмуртскую литературу. В последние годы жизни Петров неоспоримо являлся лидером удмуртской литературы.

М. П. Петров был награжден орденами Красной Звезды(1944), «Знак Почета»(1950), Трудового Красного Знамени(1955) и медалями, несколькими Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР.

Удмуртские писатели не так хорошо известны в нашей стране, как российские. Но и среди них есть выдающиеся личности, на творчество которых стоит обратить самое пристальное внимание. О самых заметных удмуртских авторах расскажем в этой статье.

Один из самых известных удмуртских писателей - поэт и прозаик Митрей Кедра. Он родился в 1892 году, участвовал в Первой мировой войне.

Его литературная деятельность началась, когда он служил в Благовещенске на Дальнем Востоке. Много писал о жизни и судьбе удмуртского народа, развитии национального языка.

Среди его самых известных произведений - стихотворная трагедия "Эш-терек", которая посвящена богатырю из удмуртского фольклора. Юноша решается на преступление ради того, чтобы стать вождем своего народа и добиться сердца любимой девушки. Но когда он понимает, что совершил предательство, кончает с собой, бросившись со скалы.

В произведении "Идна-батыр" описана история борьбы удмуртов за власть. На этот раз главный герой - языческий жрец, который толкает лидера удмуртов на кровопролитную войну. Только когда старому вождю удается раскрыть заговор, пьеса заканчивается примирением двух народов. Как и предыдущее произведение, преимущественно основано на фольклоре.

"Тяжкое иго" стало первым историческим романом, написанным удмуртским писателем. В нем рассказывается о прошлом и судьбе этого народа, когда удмурты вошли в состав Московского государства, испытывали религиозные и национальные гонения. В произведении много этнографического материала. Главным героем становится молодой охотник Дангыр, который живет вместе с матерью.

Писатель скончался в 1949 году в возрасте 57 лет.

Удмуртский писатель Аркаш Багай родился в 1904 году. Он происходил из крестьян, окончил педагогический техникум в Ижевске и пошел в учителя, чтобы бороться с неграмотностью.

В 1930 году окончил МГУ, вернулся в Удмуртию, чтобы трудиться в книжном издательстве, был принят в Союз писателей СССР. Его настоящее имя - Аркадий Клабуков. Свой псевдоним он придумал еще в 1926 году, когда вышла его первая книга "Тараканы". Под ним он печатался до конца 50-х годов.

Благодаря Багаю можно познакомиться со стихами удмуртских писателей. Он писал преимущественно для детей, его произведения выдержали множество переизданий, а некоторые стали хрестоматийными.

Среди его самых известных произведений - сборники рассказов "Твой маленький друг" и "На крыше", повести "Пестрый" и "Дуб Можая", поэма "Гусята и Макси".

В 1984 году писатель умер в возрасте 80 лет.

Михаил Петров

Удмуртский писатель Михаил Петров появился на свет в 1905 году. Его творчество было посвящено Красной армии, коллективизации и жизни в простой советской деревне.

Как и многие удмуртские писатели и поэты, уделял повышенное внимание поэтическому и устному творчеству своего народа. Петров рос в бедной удмуртской семье, с детства столкнулся с произволом царской власти по отношению к удмуртам, нищетой и горем. Когда победила советская власть, активно включился в преобразование сел, поддерживал социализм.

Позже закончил партшколу, вступил в партию. Его самый известный роман называется "Старый Мултан". Его ключевой темой становится идея дружбы между рабочими самых разных национальностей. Среди советских критиков бытовало мнение, что Петрову удалось выразить социально-экономические отношения, существовавшие в те годы, трагизм расслоения крестьянства, трагизм их положения, отсутствие моральных ценностей у представителей царских властей.

Петров умер в 1955 году в возрасте 50 лет.

Филипп Александров

Со стихами удмуртских писателей на удмуртском языке можно познакомиться в наследии Филиппа Александрова. Он родился в 1907 году. Окончил педагогический техникум, а затем и педагогический университет.

Занимался ликвидацией безграмотности, преподавал в начальных классах. В годы Великой Отечественной войны пропал без вести. Считается, что погиб в феврале 1943 года.

Писать начал в 1926 году. Известны сборники его стихотворений "Будон" и "Будись геройес", что в дословном переводе с удмуртского означает "Рост" и "Растущие герои" соответственно. В них он выражал радость, которую испытывают дети, добиваясь первых в своей жизни успехов в труде. Некоторые его стихи в будущем стали популярными песнями.

Биографию удмуртского писателя Филиппа Кедрова стоит начать с того, что он родился в 1909 году в бедной семье крестьян. Его родители рано умерли.

Сам он поступил в педагогический техникум, участвовал в литературном кружке. В 30-х его призвали в Красную армию, он служил на Украине, а демобилизовавшись, начал работать учителем. В 1936 году его приняли в союз советских писателей.

На Великой Отечественной войне был контужен, попал в окружение, но сумел выбраться и сражался вместе с партизанами. Был награжден орденом Красной Звезды.

Свои первые стихи опубликовал еще в 1927 году. Поначалу его произведения предназначались только детям. В 30-е годы творчество Кедрова было проникнуто духом времени, поэт воспевал строительство новой жизни, сравнивая ее со старым миром. Пьесу "Красное знамя" посвятил распространению фашизма на территории Германии. В годы войны его творчество приобрело новую силу.

Самым известным произведением считается повесть "Катя", посвященная классовому расслоению в дореволюционном селе в Удмуртии. В ней он создает образ удмуртки, которая выступает против угнетателей народа. Повесть легла в основу первой удмуртской оперы, получившей название "Наталь".

Кедров погиб на войне. В 1944 году он попал под минометный огонь, но сумел добраться вместе с отрядом до траншей неприятеля, нанеся противникам значительный урон. В решающей схватке погиб на поле боя.

Удмуртский поэт и писатель Степан Широбоков родился в 1912 году. Как и многие его коллеги, рос в бедной крестьянской семье. Работал в школе, высшее образование получил на естественно-географическом факультете в ижевском институте.

Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне. Профессионально литературой занялся только в 1955 году.

Широбоков - автор поэм, песен, прозаических произведений. Стихи про войну удмуртского писателя особенно проникновенны, так как он остро чувствовал, о чем писал. В 1945 году вышел его знаменитый сборник "На поле боя", а через год - поэма "Два брата".

Всего поэт выпустил десять поэтических сборников, самыми популярными из них стали "Пусть поют соловьи", "Говорит Чепца", "Давние мечты", "Проводы", "Золотая осень", "Не смогла забыть".

В конце 50-х годов начал пробовать себя в драматургии. Создал более 10 пьес и комедий для театра. С успехом шел спектакль "У волка своя тропа", поставленный по мотивам его одноименного произведения.

Умер в 1983 году.

Писатель Игнатий Гаврилов родился в 1912 году. Его самым известным творением стала пьеса "Шумит река Вала", которая была посвящена процессу коллективизации в удмуртской деревне.

Специализировался на драматургии, в начале 30-х годов был даже художественным руководителем только что основанного Удмуртского национального театра, а в 1948 году стал его директором.

В 1973 году умер после продолжительной болезни.

Писатель Ульфат Батретдинов появился на свет в 1957 году. С детства писал рассказы и статьи для газет.

Со временем его произведения стали публиковаться в журналах "Мурзилка", "Миша", "Луч". Некоторые его рассказы переводились на русский, татарский и другие языки. Около десяти произведений Бадретдинова включены в учебники по удмуртской литературе.

Сейчас писателю 61 год.