Поэма «Анна Снегина» Есенина отражает непростую судьбу людей, оказавшихся в мясорубке исторических событий в России в период 1917-1923 гг. На фоне социально-политического хаоса разворачивается любовная линия главных героев. Произведение, написанное Есениным в 1925 году, во многом автобиографично, и в полной мере раскрывает проблемы общества того времени сквозь призму мировоззрения автора.

При подготовке к уроку по литературе предлагаем читать онлайн краткое содержание «Анна Снегина» по главам. Также оно будет полезным и при заполнении читательского дневника.

Главные герои

Сергуша – главный герой, поэт, от лица которого ведется повествование. Образ имеет много общего с самим Есениным. Это молодой человек, дезертир, который, не вытерпев всех ужасов войны, возвращается в родное село.

Анна Снегина – молодая замужняя женщина, в которую был влюблен Сергуша в отрочестве. Отличается прекрасным самообладанием, живым и трезвым умом.

Другие персонажи

Мельник – радушный и гостеприимный мужчина средних лет, у которого останавливается Сергуша.

Жена мельника – простая, рассудительная женщина, отличная хозяйка.

Прон Оглоблин – один из жителей села, страстный агитатор и неплохой организатор. Но при этом отчаянный пьяница, драчун, смутьян.

Лабутя – брат Прона. Двуличный, трусливый и гоношистый крестьянин.

Мать Анны – решительная, хладнокровная женщина с чувством собственного достоинства.

Глава 1

Сергуша – «первый в стране дезертир» – отправляется в родные края. По дороге возница рассказывает ему все последние новости и сплетни. Выясняется, что мужики из богатого села Радово безуспешно воюют с менее благополучными соседями из села Криуши. Последние регулярно вырубают радовские леса, разворовывают припасы. В результате одной из стычек погибает старшина из Радово, за что с десяток крестьян оказываются в Сибири. С тех пор в Радово «скатилась со счастья вожжа» , и третий год местные жители страдают от пожаров и падежей скота.

Сергей отправляется к мельнику, у которого не гостил несколько лет. Мельник с супругой встречают его, как дорогого гостя.

Глава 2

Оказавшись в родных краях, Сергей любуется красотой природы, незамысловатым крестьянским укладом. Обладая чуткой душой, он восхищается – «Как прекрасна земля и на ней человек» . Но вместе с тем герой остро ощущает всю несправедливость войны, искалечивших тысячи людских жизней. Он выражает ярый протест против любых военных действий, в которых страдает, прежде всего, простой народ.

Жена мельника жалуется Сергуше на «сплошные мужицкие войны» , которые стали следствием безвластия. Открытые остроги принесли в эти края немало смуты, поскольку на свободе оказались воры и душегубы, в том числе и Прон Оглоблин – убийца старосты.

По дороге в Криуши герой встречает мельника, который сообщает ему о своем визите в дом Снегиных. Мельник рассказал им о приезде столичного поэта, и Анна узнала в нем некогда влюбленного в него мальчишку.

В деревне Сергей встречается с мужиками, которые признают в нем своего – «ты - свойский, мужицкий, наш» . Они просят им рассказать о войне, о переменах в жизни, о том, кто такой Ленин.

Глава 3

Сергей заболевает, и находится во власти лихорадки в течение нескольких дней. На момент выздоровления его навещает Анна Снегина – предмет его юношеской влюбленности. Они вспоминают былые времена, свои встречи, мечты, надежды.

Анна корит поэта за то, что тот ведет разгульную, бесшабашную жизнь, разменивая свой талант на пьяные дебоши. Сергей, в свою очередь, укоряет ее за раннее замужество. Однако взаимные упреки не волнуют главных героев. Оказавшись во власти воспоминаний юности, они расстаются только на рассвете.

На следующий день Прон Оглоблин обращается за помощью к поэту, чтобы тот посетил вместе с ним дом Снегиных, потребовав с них раздел земельных угодий. Оказавшись в родовом имении Анны, герой узнает, что ее муж погиб на фронте. Не сдерживая рыданий, она объявляет ему в лицо – «Вы – жалкий и низкий трусишка. Он умер… А вы вот здесь…» . Сергуша не в силах стерпеть подобное оскорбление, и его отношения с Анной прекращаются.

Глава 4

Обида, нанесенная Анной Сергуше, растворяется под влиянием безмятежного цветущего лета. Все время герой проводит на охоте, которая прогоняет его душевную тоску.

Прон сообщает герою важную новость – к власти в стране приходит Ленин. Для него это по-настоящему радостное событие, и он собирается незамедлительно устроить в своем селе коммуну. Забрав в Советы и своего разгульного братца Лабутю, он первым делом отправляется в имение Снегиных, чтобы описать все их имущество.

В доме мельника проходит последняя встреча Анны и Сергея. Между ними происходит разговор: Анна извиняется за излишнюю резкость и нанесенное оскорбление, а Сергуша ловит себя на мысли, что чувства по отношению к ней все еще живы.

Вечером все разъезжаются: поэт отправляется в Петербург, а Снегины навсегда покидают Россию.

Глава 5

После последних событий проходит 6 лет. «Суровые, грозные годы» , выпавшие на долю России, полностью изменили вектор ее исторического развития.

Сергей получает письмо от мельника, в котором узнает о гибели Оглоблина, расстрелянного казаками. Поэт поддается на просьбу мельника и приезжает погостить к нему. Вновь оказавшись в родных краях, он замечает, что политические катаклизмы никак не коснулись его села: природа все так же прекрасна, а его приятель мельник по-прежнему весел и радушен. Он преподносит Сергуше подарок – письмо от Анны, написанное из Лондона. В нем она делится своей ностальгией по России, выражает нежные чувства к поэту.

Поначалу герой не понимает значимость этого «беспричинного» письма. Но вскоре его одолевают воспоминания, в которых он был молод, счастлив, и безумно влюблен в «девушку в белой накидке» . Поэт понимает, что все это время любовь незаметно жила в его сердце, согревая своим теплом в минуты суровых жизненных испытаний.

Заключение

В произведении «Анна Снегина» автор ясно выказывает свою гражданскую позицию: он против войны, против любых насильственных методов, когда брат идет на брата. Также поэт раскрывает проблему нравственного выбора и ответственности за свои поступки.

После прочтения краткого пересказа «Анны Снегиной» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом поэмы Есенина.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 225.

Поэма хороша и проста. И всё в ней есть - "и жизнь, и слёзы, и любовь...".
Поэма "Анна Снегина" написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом -- воспоминания автора о ранней юности, о "девушке в белой накидке". Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и "решил лишь в стихах воевать".
Не одно поколение исследователей бьется над удивительным феноменом его лирики, но обычные читатели попадают под очарование его поэтической речи сразу - и навсегда.
Щемящая интонация, пронзительная исповедальность, гармоническая организованность, проникновение в сокровенные глубины русской души делают стихотворения Есенина узнаваемыми и запоминающимися, как песня, без особых усилий. Читатель готов присвоить себе есенинские строки - именно в них он наиболее часто находит слова, созвучные своим мыслям, чувствам, настроениям.

Прототипом Анны Снегиной была помещица Л. И. Кашина

Читает С.Юрский
Серге́й Ю́рьевич Ю́рский (16 марта 1935, Ленинград) - советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1987).

Сергей Александрович Есе́нин (21 сентября 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества и имажинизма.
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 гг. входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

С пектакль по мотивам одноименной поэмы Сергея Есенина.

«Анна Снегина» – автобиографическая поэма Сергея Есенина. В основу легли воспоминания поэта о посещении родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№95 и 96) 1 и 3 мая. Поэма была написана Есениным во время его поездки на Кавказ в 1924–1925 годах. Черновой автограф содержит пометку: «1925 г. Батум». В самой поэме отсутствует сквозное действие, последовательный рассказ о событиях. Собственные переживания и впечатления автора от происходящего даны яркими отдельными эпизодами.

Лирический герой выступает сразу в нескольких образах: он и рассказчик, и участник предреволюционного и революционного времени, и он же герой рассказа. Все произведение пронизано воспоминаниями поэта о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Герой поэмы возвращается в родные места после Февральской революции. Он хочет остаться в стороне от революционных событий, отдохнуть в гармонии с природой, вспомнить юность.

Поэма неоднократно инсценировалась. В 1966 году композитор А.Н. Холминов написал одноименную оперу, которую в 1967 году поставили в Мариинке (тогда Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова). Годом позже другой советский композитор, В.Г. Агафонников, также написал по поэме одноименную оперу, по которой был снят телефильм «Анна Снегина» с Виталием Безруковым в роли Есенина. Это было первое воплощение образа Есенина в кино в истории российского кинематографа.

История Анны Снегиной из очерка писателя Михаила Румер-Зараева «Ковчег поэзии» («Нева», 2014 г.):

«Как, верно, сладко ему жилось и писалось в Константинове на этом окском крутояре, откуда в ровной подоблачной дали виднелись зеленые волны холмов и черно-белыми пятнами – стада на заливном лугу. Лет за тридцать перед тем, в пятнадцатом году, на этом крутояре сиживали два молодых поэта (Есенин и Каннегисер. – Прим. ред.), сошедшиеся в пылкой юношеской дружбе. <...> Не знаю, водил ли Есенин Каннегисера к Лидии Ивановне Кашиной, прототипу Анны Снегиной, жила ли она тогда в своем константиновском доме, об этом в огромной есениане нет сведений. Кашина была последней местной помещицей, завершившей четырехсотлетней длины ряд владельцев этого большого приокского села. И кто только не отметился в том длинном ряду из представителей российских аристократических фамилий – и Нарышкины, и Голицыны, и Волконские, и Олсуфьевы. После отмены крепостного права им на смену пришли купцы, скупавшие здешние земли. А уж предпоследним хозяином усадьбы и угодий стал отец Лидии Ивановны Иван Петрович Кулаков – фигура колоритнейшая.

Крестьянин из Подмосковья, <...> он становится буфетчиком в знаменитом хитровском трактире «Каторга», этом, по словам Гиляровского, «притоне буйного и пьяного разврата», а затем – владельцем подворья доходных хитровских домов, трехэтажных зловонных корпусов, получивших название Кулаковка. Именно туда водил Гиляровский мхатовцев, пожелавших изучить жизнь своих персонажей в пору постановки горьковского «На дне». Разбогатев на этом дне, Иван Петрович становится благотворителем, попечителем церквей, ревнителем народного просвещения и, конечно же, своих детей воспитывает наилучшим образом. <...> Так вот Лидия Кашина, в девичестве Кулакова, с «золотым шифром» окончила Александровский институт благородных девиц, а брат ее – два университетских факультета – юридический и исторический.

Она была милой и доброй барышней, вышла замуж за сельского учителя, ставшего впоследствии профессором литературоведения. Получив в наследство константиновскую усадьбу, жила там скромно и тихо, что не помешало мужикам в революционные годы вознамериться сжечь господский дом, от чего их с трудом отговорил Есенин. Тем не менее Лидия Ивановна вынуждена была уехать из села, но вовсе не в Лондон, как Анна Снегина, а в Москву, где работала машинисткой и литературным редактором в газете «Труд», с тем чтобы погибнуть в 1937-м в мельнице Большого террора. Вот так и закончился роман пастушка с царевной, проступавший сквозь некрасовские ритмы поэмы, все тот же роман пастушка и царевны, преследовавший поэта всю его жизнь.

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас».

– великий русский поэт, сердце которого принадлежало родной стране. Он с упоением восхвалял ее пейзажи и натуру, быт и традиции в своем творчестве. Не обошел этот мотив и поэму «Анна Снегина».

История создания персонажа

Стихотворное произведение, опубликованное в 1925 году, стало своеобразным подведением итогов совместного пути поэта и его любимой страны. В нем пересекаются две темы: лирическая и эпическая. Первая выражается в описании возвышенных чувств главного героя к девушке.

Вторая представляет собой описание мыслей автора относительно судьбы его страны. Поэма описывает взгляды Есенина, сформировавшиеся в ходе определенных исторических событий. Поэт воссоздал в своем сочинении образ описываемого времени и наполнил его живым содержанием.

В «Анне Снегиной» нашла отражение биография Есенина. Он описывает юношу, выходца из крестьян, увлекшегося поэзией. Как и его создатель, герой стал известным в дореволюционные годы. Из уст мельника читатели не раз слышат имя Сергуша. Достоверно говорить о том, что поэт описывал в стихах себя, нельзя, но сопоставленные факты дают повод для размышлений на этот счет. Анна описывает поэта, и характеристика, которую она дает, подтверждает догадки.

Главный герой упоминает, что рожден осенью, а день рождения Есенина приходится на 3 октября. Подобно автору, персонаж не любит войну и устал от нее. Собственные воспоминания и переживания вдохновили Есенина на создание поэмы. Создавая героев произведения, поэт ориентировался на окружающих его личностей. Избранные персонажи – Лабутя, мельничиха и ее муж – это образы односельчан автора. Прон Оглобин похож на , пропагандировавшего ленинизм.


Лидия Ивановна Кашина стала прототипом Анны Снегиной. Она жила в деревне Константиново, которое в произведении обрело имя Радово. Это малая родина Есенина и его пристанище после ужасов войны. После революции дом помещицы стал собственностью крестьян, а Кашина переехала в другую усадьбу.

Вряд ли история любви и отказа имела место быть, но автор был вхож в дом Лидии Ивановны. Двое ее детей очень любили поэта. У женщины не ладились отношения с мужем. В 1918 году она переехала в Москву и стала работать стенографисткой. Анализ жизни и образов Кашиной и Снегиной показывает, что у этих персон множество отличий, но есть нюансы, которые их роднят.

Поэма «Анна Снегина»

Сквозь судьбу поэта, в образе которого Есенин видит собственное отражение, и любовную линию транслируются события, происходящие в России. Центральным действующим лицом поэмы оказывается женщина. Снегина – символ чистоты, воскрешения, утраченной юности.

Лирика в поэме раскрывается через несостоявшуюся любовную историю. Отношения двух героев поэмы развиваются на фоне классовой борьбы. Ясности не хватает в происходящем в мире и в отношениях героев. Революция разлучает их, уводя Анну в Англию.


Иллюстрация к поэме "Анна Снегина"

Поэт, понимающий закономерность расставания, остается холоден и не отвечает на горячие письма девушки взаимностью. Воспоминания о трогательном и нежном чувстве звучат лишь в финале произведения. Разлука с возлюбленной ознаменовала расставание героя с юностью.

По сюжету Анна – дочь помещицы, безэмоциональной, прагматичной и расчетливой женщины. Девушка стала супругой белогвардейца и обрела новый статус. При этом ее взгляды сильно расходятся с тем, что диктует ее новое положение в обществе. Поэт же остается верен себе и предпочитает крестьян обществу Снегиных.

Автор описывает Анну в двух временных измерениях. В прошлом, где девушка становится лелеемым воспоминанием героя, и в настоящем, во время эмиграции. Уехав в Лондон, она не испытывает ненависти к простым крестьянам, в ходе бунта присвоившим ее дом.


Книга Есенина "Анна Снегина"

Женщина понимает закономерность происходящего и пишет душевное письмо, проявляя благородство своей натуры и душевную глубину. Для поэта письмо оказывается ненужным фактом. Причина его появления раздражает героя.

Главная мысль произведения заключается в рассуждениях о бессмысленности войны, в которой человеку не находится места. Идеалы, проповедуемые революцией, не стоят тех жертв, которые принесены на ее алтарь. Поэт делает собственные выводы о России, попрощавшейся с патриархальным строем, равно как и с уехавшей Снегиной. Обеих – и страну, и женщину – он вспоминает с легкой светлой грустью.

  • Поэма «Анна Снегина» написана трехстопным амфибрахием – стихотворным размером, который безмерно любил Николай Некрасов.
  • Литературоведы не раз сравнивали «Анну Снегину» с произведением – «Евгением Онегиным». Сходства находили в фамилиях главных героев и поэтической традиции, которая повлияла на Есенина. Автор воплотил собственный идеал, описывая Снегину.

  • В 1966 году на стихи Есенина советский композитор Александр Холминов написал оперу, которая ставилась в известных театрах Советского Союза и обрела долгую сценическую жизнь.
  • В 1968 году композитор Владислав Агафонников написал одноименную оперу. В 1969 году Викентий Серков снял по ней музыкальный телефильм. В нем впервые образ Есенина был воплощен на экране. В роли поэта выступил Виталий Безруков, а в роли Анны – . Сольные партии исполнили певцы Александр Мищевский и Лариса Соколенко.

  • Поэму Сергей Есенин посвятил Александру Воронскому, литературному критику и журналисту, в чьих изданиях работы автора часто публиковали.
  • На многих театральных сценах ставят балет «Анна Снегина» по мотивам поэмы. Фото и видео постановок опубликованы в интернете.

Цитаты

Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?»
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор...»
«Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,

В селе крыши крыты железом, у каждого сад и гумно, по праздникам мясо и квас, “недаром когда-то исправник любил погостить у нас”. Старшина помимо оброка требовал себе еще “по мере муки и зерна”, но это “народу было не в тягость”. Но по соседству было село Криуши, в котором жили плохо, мужики оттуда украдкой рубили радовские дрова, однажды радовские их застали за этим занятием, схватились за топоры, в стычке случайно убили старшину, за это десятерых услали в Сибирь, с тех пор и в Радове начались неурядицы. Автор замечает, что он тоже игрушка в чужих руках, что война, которую вели “купцы да знать”, не имеет к нему никакого отношения.

И, твердо простившись с пушками,

Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку

Купил себе “липу”, и вот

С такою-то подготовкой

Я встретил 17-й год.

Свобода взметнулась неистово.

И в розово-смрадном огне

Тогда над страною калифствовал

Керенский на белом коне.

Война “до конца!”, “до победы!” –

И ту же сермяжную рать

Прохвосты и дармоеды

Сгоняли на фронт умирать.

Но все же не взял я шпагу…

Под грохот и рев мортир

Другую явил я отвагу –

Был первый в стране дезертир.

Автор приезжает на мельницу. Старый мельник очень ему рад, приглашает к чаю. Мельник расспрашивает автора о его планах, откуда он приехал. Автор отвечает, что приехал на год. Мельник говорит, что таких мест не найти нигде, напоминает, что уже четыре года автор уже не был здесь. Автор идет спать на сеновал, по дороге вспоминая о своей первой любви, когда в шестнадцать лет “девушка в белой накидке сказала мне ласково “Нет!”

Вчера дупелей. Автор выходит с сеновала, смотрит на окружающую его величественную природу, вспоминает, что из-за войны на земле теперь столько “уродов и калек”, чувствует несоответствие между этими двумя вещами. Автор утверждается во мнении, что он правильно сделал, не пойдя на войну. Старуха, жена мельника, сообщает автору, что и в селе теперь неспокойно, что “сплошные мужицкие войны – дерутся селом на село”. Добавляет, что все это из-за безвластия, из-за того, что прогнали царя, выпустили из острогов преступников. Каторжане вернулись по домам, старуха говорит, что и в соседнее село Криуши вернулся Прон Оглоблин – “булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян. И нагло в третьевом годе, когда объявили войну, при всем честном народе убил топором старшину. Таких теперь тысячи стало – творить на свободе гнусь. Пропала Расея, пропала, погибла кормилица-Русь”. Автор собирается и отправляется поздороваться с местными мужиками. По дороге ему навстречу попадается мельник на дрожках. Мельник рассказывает, что только что был у Снегиных, что дочь Онегиных, “замужняя Анна”, интересовалась автором, не он ли поэт, вспоминала, что он когда-то был в нее влюблен. Автор идет дальше, ему хорошо среди лесов и полей. Он доходит до Криуши, где не был три года. Деревня в запустении, хаты гнилые, никакого добра нет, на крыльце у Прона “горластый мужицкий галдеж – толкуют о новых законах, о ценах на скот и рожь”. Автор здоровается с мужиками, те приглашают его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь. Хотя они автора и считают не из своего круга, но все же “свойским, мужицким, нашим”. Интересуются, отойдут ли без выкупа крестьянам пашни господ, не понимают, почему с этим тянут. Наконец спрашивают: “Кто такое Ленин?” “Я тихо ответил: “Он – вы”.

Автор простудился и четыре дня пролежал, болея. Мельник, у которого он гостил, очень обеспокоен. “Поехал, кого-то привез… Я видел лишь белое платье да чей-то привздернутый нос”. На пятые сутки автор выздоровел, и выяснилось, что за ним ухаживала та самая младшая Онегина, в которую он был в юности влюблен. Она вспоминает о тех днях, когда они любили вместе сидеть у калитки и мечтать о славе. “И вы угодили в прицел, меня же про это заставил забыть молодой офицер”. Автор рад гостье, приглашает ее садиться, начинает читать стихи про кабацкую Русь. Онегина говорит о том, что ей обидно, что его пьяные дебоши известны по всей стране. Интересуется, не следствие ли это неудовлетворенной страсти, и когда узнает, что это не так, удивляется еще больше:

“Тогда еще более странно губить себя с этих лет. Перед вами такая дорога…” Все, что было в юности, оживает в душе автора, с Анной они расстаются на рассвете. Утром прибегает мельник с запиской от Прона Оглоблина, в которой тот приглашает автора прийти. Автор идет в Криушу, Оглоблин подбивает народ отправляться к Снегиной требовать угодья без всякого выкупа. Оглоблин приглашает автора ехать вместе с ними. Взяв лошадь, едут. Скоро приезжают в усадьбу Снегиных. Прон входит и с порога требует отдать угодья. Сергей входит к Анне, та плачет, так как получила известие, что ее муж убит на фронте. Она просит оставить ее в покое, обвиняет Сергея в том, что ее мужа убили, а он отсиживается здесь. Автор уходит, говорит Прону, что “сегодня они не в духе… Пойдем-ка, Прон, в кабак”.

Все лето автор проводит в охоте. Недавние события постепенно забываются. Мельник с Сергеем собираются на охоту на зайцев, в это время приходит Прон и приносит известие о том, что теперь новая власть – Советы – которая без всякого выкупа с лета отдает все пашни и леса, “и Ленин – старшой комиссар”. Оглоблин очень рад, говорит, что “я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе”. У Прона есть брат Лабутя, который с японской войны “носил на груди две медали”, но, несмотря на это, трус и хвастун. Заходя в кабак, он попрошайничал, потом, напившись, рассказывал о “сдавшемся Порт-Артуре” и о своей отваге. Когда к власти пришли Советы, медали он спрятал в сундук, “но с тою же важной осанкой, как некий седой ветеран, хрипел под сивушной банкой про Нерчинск и Турухан”. Прон не любит своего брата, постоянно его ругает, но тем не менее они едут вдвоем описывать снегинский дом. Мельник приводит бывших помещиц к себе. “И снова нахлынуло что-то…” Анна извиняется перед автором за то, что оскорбила его при их последней встрече, объясняет, что боялась “преступной страсти”, говорит, что любила мужа, ей не хотелось, чтобы Сергей ее бросил, “как выпитую бутыль…” Сергей переводит разговор на другое, интересуется, как они относятся к тому, что устроили в их усадьбе. Анна не отвечает, но “как-то печально и странно она опустила свой взор…”. Под вечер они уезжают, куда – неизвестно. Конца истории автор так и не узнал, так как “я быстро умчался в Питер – развеять тоску и сон”.

Эх, удаль!

Цветение в далях!

Недаром чумазый сброд

Играл по дворам на роялях

Коровам тамбовский фокстрот.

За хлеб, за овес, за картошку

Мужик залучил граммофон, –

Слюнявя козлиную ножку,

Танго себе слушает он.

Сжимая от прибыли руки,

Ругаясь на всякий налог,

Он мыслит до дури о штуке,

Катающейся между ног.

Шли годы, размашисто, пылко,

Удел хлебороба гас.

Немало попрело в бутылках

“Керенок” и “ходей” у нас.

Фефела! Кормилец! Касатик!

Владелец землей и скотом,

За пару измызганных “катек”

Он даст себя выдрать кнутом.

Мельник присылает автору письмо, в котором рассказывает о судьбе Оглоблина Прона. С момента последнего приезда Сергея в Криушу прошло шесть лет. Оглоблина Прона в двадцатом году расстреляли, когда в деревню нагрянул отряд деникинцев. Его брат Лабутя залез в солому, где просидел до отъезда казаков, а после этого “по пьяной морде” голосит: “Мне нужно бы красный орден за храбрость мою носить!” Мельник уговаривает Сергея приехать в деревню. Автор собирается и отправляется на родину. Скоро он снова на мельнице, мельник рад, сообщает, что у него есть письмо для Сергея, которое лежит здесь уже почти два месяца. На письме лондонская печать. Письмо от Снегиной. В письме Онегина тоскует о России, говорит, что часто ходит на пристань, заканчивает письмо словами: “Дорога моя ясна… Но вы мне по-прежнему милы как родина и как весна…” Автор берет овчинную шубу и идет на сеновал, вспоминая, что когда-то ему было шестнадцать лет и что у калитки, которая видна с сеновала, “девушка в белой накидке” ему ласково сказала “нет”.

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все эти годы любили,

Значит, любили и нас.

(No Ratings Yet)

  1. Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях....
  2. Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма “Анна Снегина” – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя...
  3. Лев Николаевич Толстой – великий русский прозаик XIX века. Его смело можно назвать автором, который способен уместить на страницах своего романа целую жизнь героя, раскрыть его характер, вложить в его...
  4. Л. Н. ТОЛСТОЙ АННА КАРЕНИНА Мне отмщение и Аз воздам. Это эпиграф из Библии, смысл которого в том, что воздаяние за грехи – в руках Божьих. “Все счастливые семьи похожи...
  5. Воспевание могучих Сил природы – одна из характерных черт творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение...
  6. Книга – это верный советчик в жизни, сокровищница неисчерпаемых знаний и настоящий друг. Мы учимся, развиваемся, взрослеем, и все время она рядом с нами. Итак, все начинается с книги. Современная...
  7. Сергей Антонович Клычков Чертухинский балакирь Роман (1926) Было это в Чертухине давно, “когда еще ямщик Петр Еремеич молодой был”. Жили два брата, Аким и Петр Кирилычи Пенкины. Аким рано женился,...
  8. Конфликт Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого...
  9. Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора “Фауста” Гете, который написал балладу под названием “Лесной царь” . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного...
  10. Нельзя не вспомнить знаменитое полотно Исаака Ильича Левитана “Осенний день. Сокольники”. Написал он егов 1879 году и по сей день оно находиться на почетном месте в Третьяковской галерее. Знаменитой и...
АННА СНЕГИНА