Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Лекция
Творчество И.А. Крылов а
Творчество Ивана Андреевича Крылова занимает особое место в развитии русской литературы и шире - культуры конца XVIII - начала XIX в. Оказавшись на стыке двух столетий, как бы соединяющий их собою, писатель связывает и две литературные эпохи.
Литературная позиция Крылова в 1800--1810-е гг. - период споров "о старом и новом слоге" между шишковистами и карамзинистами - остается своеобразной загадкой. Кажется, сам писатель сознательно оставляет возможность различно толковать свои художественные антипатии и пристрастия. Еще в опубликованной на страницах журнала "Зритель" (1792) "восточной повести" "Каиб" он с одинаковой силой высмеивает стилевые штампы и торжественной оды классицизма, и сентиментальной идиллии - эта тенденция в творчестве Крылова-баснописца сохраняется. Потому так сложен процесс выбора поэтом литературных единомышленников. С 1811 г. он становится членом "Беседы любителей русского слова", однако, по свидетельству современников, "тайно подсмеивался над нею". Сам баснописец высоко оценил творчество Жуковского, поддерживал появление в печати поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", - однако, присутствуя на одном из чтений "Бориса Годунова", высказался о трагедии неодобрительно, как казалось современникам, из-за "классических" симпатий. Поэт словно не был до конца "чужим" или "своим" той или другой полемизирующей группировке - очевидно, из-за несоответствия языковой и стилевой манеры его басен ни воззрениям на литературный язык Шишкова и его последователей, ни пристрастиям карамзинистов. В своем мнении о Шишкове ("Он хорошо знает, как писать не должно, но не знает, как должно писать") Крылов, по существу, определил направление собственных художественных поисков, равно далеких от архаики "старого" и "литературности" "нового" слога. В его баснях разговорный, народный язык, интонационная гибкость устной речи имеют реалистическую природу, основаны на стремлении сделать художественное слово как можно более близким его предмету. творчество крылов литература
В развитии Крылова-писателя выделяют два хронологически точно разделенных этапа: 1780--1790-е гг., когда он выступает как драматург и журналист, и собственно XIX в. начиная с 1805 г. - времени создания первых басен, переведенных из Лафонтена, - "Дуб и Трость", "Разборчивая невеста", "Старик и трое молодых". Они были высоко оценены И.И. Дмитриевым, который сам обращался к этим сюжетам. Слова Дмитриева "это истинный ваш род, вы нашли его", как и рекомендация басен для печати (в журнале "Московский зритель" за январь и февраль 1806 г.), ознаменовали начало нового периода в творчестве Крылова.
За три десятилетия (до 1834 г., года последних басен "Кукушка и Петух" и "Два извозчика") поэтом были написаны 204 басни, из них 67 - переводные или заимствованные, в основном из Эзопа и Лафонтена; в большинстве же произведений разрабатывались оригинальные сюжеты. Своеобразие басен Крылова сказалось, прежде всего, в том, сколь непосредственно откликались они на проблемы русской жизни. Аллегорические ситуации помогали поэту представить свое видение многих общественных, нравственных, литературных явлений - и потому произведения Крылова-баснописца тяготеют к своеобразной тематической циклизации. Среди них выделяются социально-политические басни (и особо - басни о событиях 1812 г.), нравственно-философские, нравоучительные.
Социально-политические басни.
Социально-политические басни занимают видное место в творчестве Крылова. Баснописец высказывает свою точку зрения на очень важные проблемы времени, и первая среди них - раскалывающее общество противостояние "сильных" и "бессильных" ("Волк и Ягненок", "Мор зверей", "Лев на ловле", "Мирская сходка", "Овцы и собаки", "Пестрые овцы", "Рыбья пляска"). Сам выбор персонажей в них не случаен, фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства.
В наиболее ранней басне цикла - "Волк и Ягненок" (1808) - целенаправленно вынесена в начало "мораль": истинность того положения, что "у сильного всегда бессильный виноват", к несчастью, несомненна и подтверждается - "историей", "молвой" и самой "басней". Надетая Волком маска вершителя закона лишь глубже оттеняет беззаконие и произвол сильного. Оправдываться бесполезно, на всякое самое убедительное оправдание сильный отвечает по-своему:
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"
И не менее однозначно подводящее печальный итог последнее: "Сказал, и в темный лес Ягненка поволок".
Найденный конфликт, обретающий в баснях Крылова большую заостренность, чем у его предшественников, будет развиваться и в других баснях. Пусть ничтожны грехи Вола рядом с преступлениями крупных хищников - Льва, Медведя, Волка, Тигра ("Мор зверей"), однако именно он будет принесен в жертву. Бессильный не смеет выбирать себе судьбу - об этом басни "Мирская сходка", "Овцы и собаки".
Наиболее остры прямо метившие в верховную власть басни "Рыбья пляска" и "Пестрые овцы", в которой решение Льва истребить пестрых овец "законным" путем, принятое по совету Лисы: "...прикажи овец волкам пасти. // Не знаю, как-то мне сдается, // Что род их сам переведется" - напоминало современникам Крылова о разгроме профессуры Петербургского университета в 1822 г., осуществленном Министерством просвещения и Комитетом министров по желанию Александра I.
Несовершенство судебной системы и в целом государственного управления ярко показано Крыловым в баснях "Лисица и Сурок", "Крестьяне и Река", "Волк и Мышонок", "Щука", "Крестьянин и Лисица", "Крестьянин и Овца".
Причиной общественных бед, по Крылову, может оказаться неумение правителей прямо взглянуть на нужды народа: в басне "Воспитание Льва" (1811).
Многие басни Крылова рисуют нравственное несовершенство стоящих у власти вельмож: "Оракул", "Осел", "Гуси", "Две собаки", "Сокол и Червяк", "Вельможа" и др. Мотив этот также перекликается с традициями жанра сатиры XVIII в. - и крыловский Осел, который по воле Зевеса стал... скотиной превеликой.
Особое место в творчестве поэта занимают басни о войне 1812 года. В них отражены практически все наиболее значимые эпизоды борьбы с наполеоновским нашествием; потому так важен реальный комментарий к произведениям.
"Ворона и Курица" (1812) посвящена событиям сентября 1812 г. и может прочитываться и как сатира на Наполеона - обманувшийся французский император "попался, как ворона в суп", и как выпад против части дворянства, ослепленной галломанией и потому не осознавшей вовремя масштабов опасности. О том, сколь глубока была в то время духовная драма воспитанных на французской культуре, однако не утративших патриотизма людей, можно судить по письмам К.Н. Батюшкова: "При имени Москвы, при одном упоминании нашей доброй, гостеприимной, белокаменной Москвы сердце мое трепещет <...> Варвары! Вандалы! И этот народ извергов осмеливался говорить о свободе, о философии, о человеколюбии; и мы до того были ослеплены, что подражали им, как обезьяны! Хорошо и они нам заплатили!". Трагическое разочарование должно стать уроком русскому человеку - именно поэтому события 1812 г. вызвали к жизни ряд басен Крылова, направленных против галломании, против ослепления ложным блеском просвещения. Стремление бездумно перенимать чужое ведет не просто к утрате собственной ценности, национального достоинства ("Червонец", "Бочка") - оно может стоить свободы и жизни (не случайно едва ли не перекликается с письмом Батюшкова басня "Обезьяны").
Басня "Волк на псарне" (1812) отразила тяжелое положение французской армии и попытку Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым. Мудрость действий Кутузова в сравнении с молодыми нетерпеливыми, а иногда и неспособными полководцами Крылов показал в баснях "Обоз", "Щука и Кот"; раздоры армейского начальства отразились в басне "Раздел". Откликом на вступление русских войск в Париж стала басня "Чиж и Еж" (1814); однако своеобразно подводила итог циклу написанная в том же году басня "Пожар и Алмаз".
Нравственно-философские, нравоучительные басни.
Они достаточно сложно отграничиваются от других: ведь практически каждая басня, написанная в связи с политическими или литературными событиями, несет в себе и моральный урок. Когда забывается конкретный повод к созданию басни, она может прочитываться как чистое нравоучение: политическая сатира на безуспешность мирных проектов состоявшегося в 1815 г. Венского конгресса в бас не "Собачья дружба" становится поучением любым ложным "друзьям"; выпад против Александра I, неоправданно ускорявшего работы по составлению каталога Публичной библиотеки, в басне "Трудолюбивый Медведь" превращается в остроумный укол невежественной торопливости вообще. Нравоучение - основа басенного жанра - всегда сохраняло свое значение для Крылова.
Крылов высмеивает многие общечеловеческие пороки: жадность
("Скупой и Курица", "Скупой"), хвастовство ("Муха и дорожные"), зависть, неумение довольствоваться тем, что дано судьбой ("Разборчивая невеста", "Лягушка и Вол", "Ворона"), невежество ("Мартышка и очки", "Свинья под дубом"), неразборчивость в друзьях ("Крестьянин и Змея"), легкомыслие ("Ягненок", "Плотичка") и т. п. Нередко уроки баснописца звучат достаточно жестко: он словно обращается не только к самим носителям порока (они неисправимы!), но и к простакам, доверяющим серьезное дело глупцу ("Осел", "Пустынник и Медведь"), падким на лесть ("Ворона и Лисица"); не потому ли так изящно хитра Лиса, что само строение стиха передает ее воззрение на мир - мир, в котором сильна лесть, а не тупая самоуверенность Вороны.
Большое место среди нравственно-философских басен Крылова занимают произведения, в центре которых - осмысление дружбы, одной из высших ценностей для человека. Поэт размышляет о дружбе, товариществе, верности и предательстве на всем протяжении творческого пути, начиная с 1806 г., когда написаны "Два голубя". Здесь Крылов вслед за Лафонтеном и Дмитриевым представил в обличии басни "вечный сюжет" - "странствователя и домоседа" (ср. сходный мотив у Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и др.). Идиллическая тональность соответствует духовно-философскому смыслу басни: только дружба как олицетворение не просто родной земли - духовной Родины, Дома в высшем значении спасает в несчастьях. Много страдавший, но решившийся вернуться "странник", по Крылову, "счастлив еще: его там дружба ожидает! // К отраде он своей, // Услуги, лекаря и помощь видит в ней, // С ней скоро все беды и горе забывает" - и прославлением единственно нерушимых ценностей звучит здесь авторский вывод:
Что б ни сулило вам воображенье ваше;
Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,
Где ваша милая и где живет ваш друг.
Ложная дружба, примеры того, как из-за корысти разрушаются самые естественные человеческие чувства, исследуются Крыловым в баснях "Собачья дружба", "Крестьянин в беде", "Собака, Человек, Кошка и Сокол", "Лев, Серна и Лиса", "Два мальчика". Среди нравственных уроков поэта - утверждение необходимости хранить душевную чистоту ("Гребень"), безусловное осуждение предательства ("Червяк").
Целый ряд нравственно-философских басен Крылова посвящен утверждению такой добродетели человека, как умеренность, умение довольствоваться малым, не поддаваться искушениям гордыни или беспочвенным мечтаниям. Этот мотив также связан с традициями русской поэзии XVIII в., "горацианскими" нотами в ней, прежде всего с творчеством Г.Р. Державина. Уже в первой басне Крылова "Дуб и Трость" (1805) самоуверенный, стоящий "наравне с Кавказом" Дуб противопоставлен Тростинке, которая видит ход вещей в более верном свете.
Побеждает умение довольствоваться малым: это следствие своеобразной "философии здравого смысла" открывает в творчестве Крылова важную нравственную истину - во всех испытаниях необходимо сохранить верность себе, остаться самим собою. Таковы басни "Откупщик и Сапожник", "Фортуна и Нищий", "Бедный богач", осуждающие безрассудное стремление к богатству в обмен на свободу и способность радоваться жизни; басни "Скворец", "Котел и Горшок" - о том, как пагубно, теряя свое лицо, подражать тем, кто выше и сильнее. Настоящий мудрец, оставаясь самим собой, чуждается дерзости и ропота на провидение ("Колос") - ведь песчинке не дано знать Божия промысла.
Своеобразие жанра басни в творчестве Крылова.
Основной новаторской особенностью басен Крылова стало изменившееся соотношение между их сюжетной частью и моралью. В большинстве произведений автор сохраняет традиционное двухчастное строение ("рассказ", в большинстве случаев с включенным в него диалогом действующих лиц - "мораль", идущие друг за другом в той или иной последовательности). Новаторство формально выраженной (казалось бы, традиционной) морали в баснях Крылова связано с тем, что она часто превращается у поэта из поучающей сентенции в живой диалог автора со своими персонажами и непременно - с читателями. Она обретает собственную художественную ценность, как яркое, стилистически маркированное повествование, в котором развивается собственная линия - сочетание различных эмоциональных и стилистических "тонов".
Но более всего меняется в баснях Крылова их сюжетная часть. Опираясь на художественный опыт Лафонтена и следовавших за ним русских баснописцев XVIII в. - А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Хемницера и др., поэт отдает предпочтение "картине", и в результате аллегорический смысл более развернутого художественного образа становится незаданным, получает возможность более глубокого толкования. Именно развитие сюжетной части произведения помогло крыловским басням выйти из сферы дидактической литературы, преодолеть рационализм поэтики классицизма и вобрать в себя реалистические художественные принципы.
Отличает сюжетную часть в баснях Крылова прежде всего ее формальное разнообразие; не случайно Белинский говорил, что "это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира - словом, все, что хотите, только не просто басня".
Сюжетное повествование в баснях Крылова характеризуется и избыточностью деталей. Оно насыщено подробностями, которые на первый взгляд не добавляют ничего к аллегорическому смыслу текста, - однако создают особый колорит, благодаря которому басня оказывается прямо обращена к проблемам русской жизни, наполнена конкретными национально-историческими приметами.
Персонажи, действующие в баснях Крылова, традиционны и типизированы; обобщенное видение характера в них основывается на фольклорных источниках, а также связано со стремлением баснописца сделать своих героев носителями определенного действия. Так, в баснях "Собака, Человек, Кошка и Сокол" или "Лебедь, Щука и Рак" выбор героев не случаен и противоречия в действиях определяются самой их сущностью:
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
а Щука тянет в воду.
Взаимодействие в образе-персонаже его обобщенной сюжетной роли и индивидуальной характеристики также стали отличительной чертой басен Крылова как реалистических произведений.
Стремление к непосредственному видению жизни сказалось у поэта и в том, насколько полно разрабатывает он в баснях систему изобразительно-выразительных средств. Метафоры, эпитеты, сравнения, антитезы оформляют неожиданные повороты сюжета, становятся выражением авторской иронии, создают неповторимый национально-русский "фон" крыловских басен, характеризуют персонажей.
Язык Крылова афористичен, многие строки из его басен стали крылатыми выражениями, вошли в народную речь: "А ларчик просто открывался", "Спой, светик, не стыдись", "Рыльце у тебя в пуху", "Услужливый дурак опаснее врага", "Да только воз и ныне там", "Слона-то я и не приметил", "А Васька слушает да ест" и мн. др. Оригинальные, запоминающиеся словесные обороты и были той "материей" текста, на которой основывалась главная отличительная особенность крыловских басен - ощущение живой, заинтересованной, искренней и веселой народной речи, такое важное при чтении.
Меткий, народный язык басен, богатство и яркость образной системы, живописность и и выразительность картин, мастерство сюжетосложения, изящное остроумие авторского слова - те краски художественной палитры Крылова, которые с максимальной полнотой и жизненностью воплотили мудрые уроки поэта. Для современного читателя значение Крылова - это и роль его в истории русской литературы рубежа XVIII--XIX столетий, и создание реалистической басни, и вклад в оформление нового литературного языка, воплотившего столь мудрые нравственные уроки.
Литература
1. Крылов И.А. (Любое издание)
2. Белинский В.Г. Басни И.А. Крылова. (Любое издание)
3. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова - баснописца. - М.,1986.
4. Степанов Н.Л. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. - Л.,1975.
5. Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М.,1988.
6. Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М.,1996.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
"Риторика" М.В. Ломоносова как основной источник пародий И.А. Крылова. Основные художественные средства создания пародийного (комического) эффекта в "речах". Поэтика "похвальных речей" Крылова в восточной повести "Каиб" и шутотрагедии "Трумф или Подщипа".
дипломная работа , добавлен 08.10.2017
Всенародная слава И.А. Крылова – баснописца. Языковые особенности слов разных частей речи в баснях И.А. Крылова. Роль антропонимов в басенном творчестве И.А. Крылова. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения, способы передачи чужой речи.
дипломная работа , добавлен 26.05.2012
Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отражение в баснях философских, социальных и нравственных взглядов.
курсовая работа , добавлен 06.03.2014
История басни как жанра сатирической публицистики. Произведения Эзопа и Лафонтена. Моральная аллегория в мировой басенной традиции. Усиление сатирического элемента в произведениях И.А. Крылова. Деятельность поэта Крылова в критике и журналистике.
дипломная работа , добавлен 08.05.2011
Изучение биографии и творческого пути поэта Крылова. Описание периода его работы журналистом, издателем журнала, театральным драматургом. Анализ художественного мира басен, яркой картины отображения действительности и афористической остроты концовки.
реферат , добавлен 12.07.2011
Влияние Эзопа и Лафонтена на творчество Крылова. Оригинальность сюжетов и связь басен с общественными явлениями. Близость языка к народной речи, умение создать яркий образ при скупости средств. Толкование некоторых фраз, ставших пословицами и поговорками.
реферат , добавлен 17.01.2010
Басня как жанр эпоса литературы. Какой моральный вывод можно сделать из басен Крылова "Волк и ягненок", "Квартет", "Волк на псарне", "Свинья под дубом", "Слон и Моська", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Щука и Рак", "Мартышка и очки" и "Демьянова уха".
презентация , добавлен 25.02.2017
Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.
курсовая работа , добавлен 12.01.2011
Идиостиль как система приемов, которые ориентированы на различные способы передачи художественных смыслов при помощи языковых средств. Использование лексики семейного родства - характерная особенность индивидуального авторского стиля И.А. Крылова.
Вслед за комической оперой Крылов принялся за трагедию, без сомнения, привлекавшую его значительностью и принципиальностью проблем, которые обычно разрабатывались в этом жанре, проблем этики и политики в первую очередь. Первый опыт Крылова в этом направлении – «Клеопатра» – до нас не дошел; Дмитревский, которому Крылов дал свою трагедию на отзыв, вежливо, но решительно забраковал ее. Тогда Крылов написал «Филомелу» (1786). Многое в этой трагедии восходит к образцам Сумарокова; заметно в ней стремление подражать и французским драматургам. Это – юношеская, незрелая и несамостоятельная вещь; но существенно в ней то, что юноша-автор стремится поставить в ней проблемы права царя на произвол и народа на восстание, проблемы семейной морали, что он стремится написать идейную, принципиальную и смелую пьесу в духе Вольтера.
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. Его отец был дворянином, но не был помещиком. Дворянство Крыловых было не родовое, а выслуженное по чину; по понятиям, крепко державшимся в среде помещиков, это было ненастоящее дворянство. Крылов-отец был подьячим при шпаге, человеком без прав, но с множеством обязанностей. Тринадцать лет он служил солдатом в армии, затем был брошен в Оренбург: в столичной воинской части он был «парадными вещами исправлять себя не в состоянии». На Урале А.П. Крылов участвовал в гражданской войне против восставшего во главе с Пугачевым народа. В конце 1773 г. он защищал от Пугачева Яицкий городок (Уральск).
Он ясно видел, кто его враг, но не видел достаточно мощной дружеской среды, которая научила бы его, за что и за кого бороться. Отсюда и неустойчивость крыловского протеста и туманность его положительных идеалов. И все же сила этого протеста, озлобленность нападок Крылова делали его одним из наиболее смелых и радикальных демократических писателей конца XVIII в.
Когда Крылов написал «Кофейницу», ему было около четырнадцати лет; но направление его мысли уже намечено в этом произведении достаточно отчетливо. Это социальная сатира. Дворянка-помещица, светская женщина, модница проявляет дикую жестокость по отношению к своим крепостным; она увлечена каким-то палочным вдохновением; в то же время она невежественна. Тема оперы – ужас крепостного права, бесправие и угнетение крестьян, выжимание из них всех соков. Крылов примыкает здесь как будто к традиции либеральной драматургии – отчасти «Недоросля» и в особенности «Несчастия от кареты» Княжнина (1779); с этой комической оперой «Кофейница» имеет немало общего и по сюжетной основе (вообще же схема: злой приказчик хочет жениться на крестьянской девушке и ведет интригу против ее возлюбленного – лежит в основе сюжета многих комедий и опер XVIII в., французских и русских).
В 1782 г. тринадцатилетний Крылов вместе с матерью перебрался из Твери в Петербург. В Петербурге он поступил в казенную палату и вскоре получил чин провинциального секретаря. Это был очень маленький чин. Служил он, по-видимому, без жалованья. Но в 1786 г. ему было уже назначено не то восемьдесят, не то девяносто рублей в год. В это время Крылов был уже писателем.
Крылов не обладал ни колоссальной образованностью, ни продуманной глубиной философских взглядов Радищева. Но он умел с детства ненавидеть дворянскую государственность и дворянскую культуру. Дворянин по паспорту, а на самом деле «маленький человек», по происхождению скромный «подьячий» он испытал и нужду, и унижение с первых же шагов своей сознательной жизни. Он мог ощущать себя «плебеем», хотя не дорос до сознания кровной связи с широкими массами порабощенного народа. Индивидуализм, бесперспективность личного бунтарства ставили предел революционизированию его взглядов.