Б альмонт Константин Дмитриевич (1867, 15 июня, деревня Гумнищи, Владимирская губерния - 1942, 23 декабря) - русский поэт, переводчик, эссеист.

Родился в деревне Гумнищи, около города Владимир. Отец, Бальмонт Дмитрий, был судьей. Мать - Лебедева Вера, родом из семьи генерала, где основным считалось культурное развитие человека. Она оказала сильное влияние на пристрастие Константина к музыке и литературе.

В пять лет уже умел читать, чему он самостоятельно научился. Первыми поэтами, с творчеством которых познакомился, были: , . В 1876 году семья переехала в Шую, где Бальмонт учился в гимназии. В десять лет начал писать собственные стихи. К тому времени он прочитал много книг на немецком и французском языках. В 1884 году был исключен из-за участия в «революционном» кружке.

Того же года Бальмонт переезжает в город Владимир, где продолжает обучение в гимназии на протяжении двух лет. 1886 года поступает в Московский университет на юридический факультет. Константин имел бунтарский характер, а свободная атмосфера в университете только усилила его. Он принял участие в студенческом бунте против нововведений в университете и вскоре был исключен и просидел несколько суток в Бутырской тюрьме. Вскоре он вернулся к обучению, но так юридическое образование и не получил из-за потери интереса. Он писал, что все знания в сфере литературы, истории, философии, филологии которые он получил, были приобретенные в результате самообразования. Он следовал примеру своего старшего брата, который был сильно увлечен философией.

1890 года Бальмонт делает попытку суицида, выпрыгнув с окна третьего этажа. После этого, он остался хромым на всю жизнь. По-видимому, Бальмонт имел генетическую склонность к психическим болезням. Это начало проявляться в ранние годы жизни писателя и имело влияние на протяжении всей жизни. Много историков и биографов считают, что на творческие способности Бальмонта позитивно повлияли его психические расстройства.

Дебют Бальмонта как поэта преследовало много неудач. На протяжении нескольких лет ни одна из газет не согласилась публиковать его стихи. В конце концов, он решил все сделать сам и издал в 1890 году книгу стихов. Но успеха книга не имела, ее не одобрили даже друзья и семья. Такая реакция на его книгу настолько задела Константина, что он сжег все копии.

Вместо написания стихов, Бальмонт фокусируется на переводе работ иностранных поэтов и писателей. Он обладал удивительными лингвистическими способностями, владея больше десятью языками. Это давало ему возможность читать Европейскую литературу и переводить ее на русский. Он работал с Английской и Испанской поэзией и переводил работы Кальдерона, Ибсена, Уитмена, Аллана По и многих армянских и грузинских поэтов. В 1893 опубликовал переводы всех работ Перси Шелли на русском языке. Бальмонт имел дело с работами на многих других языках: балтийских и славянских, индийский и санскрит.

Работа переводчиком приносила намного больше плодов чем написание стихов. Переводы работ Эдгара Аллана По были опубликованы почти в каждом журнале, который печатался на то время. Этот факт прибавил Бальмонту мужества еще раз попробовать свои силы в роли поэта. Сборники «Под Северным Небом» в 1894 и «Тишина» в 1898 наконец принесли ему признание и известность, которую он так долго искал. Кроме очевидного содержимого, символистская поэзия Бальмонта несла в себе скрытое послание, выраженное через завуалированные намёки и мелодичные ритмы языка.

В начале столетия, Бальмонт достиг вершины стихотворной деятельности. Книги «Будем как солнце» и «Только любовь» считаются лучшими творениями автора. Он принес моральное и почти физическое освобождение от традиционной мрачной и печальной поэзии, которая жаловалась на жизнь в России. Его гордый оптимизм и жизнеутверждающий энтузиазм призывает свободу от ограничений, которые навязывает общество. Поэзия Бальмонта стала новой философией, знаменующая начало Серебряного века русской поэзии.

В последующих работах Бальмонт изменил стиль написания на более агрессивный. Много его современников приняли это как призыв к революции. Бальмонт в своих работах протестовал, в основном, против несправедливости, но его пожизненное восстание закончилось написанием спорной поэмы «Маленький султан», в которой критиковал Николая Второго, заработал этим недовольство власти. Константин был изгнан из Санкт-Петербурга и получил запрет на проживание в университетских городах России.

Бальмонт покинул страну и стал политическим эмигрантом. Ему нравилось путешествовать, и он использовал это время для подавления жажды приключений. Кажется, мир еще не знал поэта, который проводил там много времени на палубе корабля или смотря из окна поезда. Он путешествовал через Европу, Мексику, Египет, Грецию, Южную Африку, Австралию, Океанию, Новую Зеландию, Японию, Индию. Его современники говорили, что он увидел больше стран, чем все другие русские писатели вместе взятые.

В 1905 Бальмонт публикует еще одну книгу поэм под названием «Литургия красоты». Критики заметили ухудшение поэтических работ Бальмонта - он начал повторять свои старые идеи, образы и техники. Его восхваление жизни больше не воспринималось убедительно, будто оно было наиграно и автор сам не верил своим словам.

В 1913 году в честь трехсотой годовщины Дома Романовых, все политические иммигранты были награждены амнистией и Бальмонт смог приехать в Россию. Он был сторонником Февральской революции в 1917 году, но вскоре пришел в ужас от хаоса и последующей гражданской войны. В большей степени он не мог согласиться с новой политикой, направленной на подавление личности. Он получил временную визу и в 1920 году покинул Россию навсегда.

Бальмонт вместе с семьей поселились в Париже. Здесь он написал большинство своих работ - около 50 книг. Не смотря на это, его лучшие годы, как писателя, давно прошли, стихи указывали на ослабление творческих сил. Он не поддерживал контакты с обществом русских эмигрантов и жил от него в изоляции. Не смотря на это, он сильно тосковал по родине и единственным выходом облегчить его страдание была поэзия, которую он посвящал ей.

После 1930 признаки психической неустойчивости начали сильнее проявляться и его состояние начало ухудшатся из-за бедности, ностальгии и потери навыков написания стихов. Бальмонт, фактически, сошел с ума.

Бальмонт умер в оккупированной нацистами Франции в возрасте 79 лет от воспаления легких. Похоронен в городе Нуази-ле-Гран.

Константин Бальмонт оказал огромное влияние на русскую литературу и поэзию, освободил ее от старых идей и внес новые способы выражения мыслей и идей.

Константин Бальмонт - биография и творчество

Биографическая справка.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии.

Отец-председатель земской управы в гор Шуе Владимирской губернии., помещик. Мать очень много делала в своей жизни для распространения культурных идей в глухой провинции, и в течение многих лет устраивала в Шуе любительские спектакли и концерты

По семейным преданиям, предками Бальмонта были какие-то шотландские или скандинавские моряки, переселившиеся в Россию. Фамилия Бальмонт очень распространен­ная в Шотландии. Дед Бальмонта, со стороны отца, был морской офицер принимал участие в Русско-Турецкой войне и заслужил личную благодарность Николая Первого своей храбростью. Предки его матери (урожденная Лебедева) были татары. Родоначальником был князь Белый Лебедь Золотой Орды. Быть может, этим отчасти можно объяснить необузданность и страстность, которые всегда отличали мою и которые Бальмонт от нее унаследовал, также как и весь свой душевный строй. Отец матери (тоже военный, генерал) писал стихи, но не печатал их. Все сестры матери (их много) писали стихи, но не печатали их. Мать тоже писала и пишет, но не стихи, а заметки и небольшие статьи, в провинциальных газетах.

Учился в Шуйской гимназии. Из 7-го класса в 1884 году был исключен, по обвинению в государственном преступлении (принадлежал к революционному кружку), но через два месяца был принят во Владимирскую гимназию, где кончил курс, прожив, как в тюрьме, полтора года под надзором классного наставника, в квартире которого ему было приказано жить. "Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему."

Затем, в 1886 году поступил в Мос­ковский университет, на юридиче­ский факультет. Науками юридиче­скими занимался весьма мало, но усиленно изучал немецкую литера­туру и историю Великой француз­ской революции. В 1887 году, как один из главных организаторов сту­денческих беспорядков, был прив­лечен к университетскому суду, ис­ключен, и после трехдневного тю­ремного заключения выслан в Шую. Через год снова был принят в Мос­ковский университет. Вышел из университета через несколько ме­сяцев, благодаря нервному рас­стройству. Через год поступил в Демидовский лицей в Ярославле. Снова вышел через несколько ме­сяцев и более уже не возвращался к казенному образованию. Своими знаниями (в области истории, фило­софии, литературы и филологии) обязан только себе. Впрочем, пер­вый и сильный толчок дан был Бальмонту его старшим братом, который очень увлекался философией и умер 23-х лет в помешательстве (религиозная мания). В юности более всего увлекался общест­венными вопросами. "Мысль о воплощении человеческого счастья на земле мне и теперь дорога. Но теперь меня всецело поглощают вопросы искусства и религии."

Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучении и неудач. В течение 4-х или 5-ти лет ни один журнал не хотел печатать Бальмонта. Первый сборник его стихов, который он сам напечатал в Ярославле (правда, слабый), не имел, конечно, никакого успеха, 1-й его переводной труд (книга норвежского писателя Генрика Неира о Генрике Ибсене) была сожжена цензурой. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач. Дальнейшие работы, переводы Шелли, сборник "Под северным небом", переводы Эдгара По имели значительный успех. Участвовал почти во всех главных журналах.

Самыми замечательными событиями своей жизни считал те внутренние внезапные просветы, которые открываются иногда в душе по поводу самых незначительных внешних фактов. "Я затрудняюсь поэтому отметить как более "значительные" какие-либо события из личной жизни. Однако попытаюсь перечислить. Впервые сверкнувшая, до мистической убежденности, мысль о возможности и неизбежности всемирного счастья (семнадцати лет, когда однажды во Владимире, в яркий зимний день, с горы я увидел вдали чернеющий длинный мужицкий обоз). Прочтение "Преступления и наказания" (16-ти лет) и в особенности "Братьев Карамазовых" (17-ти лет). Эта послед­няя книга дала мне больше, чем какая-либо книга в мире. Первая женитьба (21 года, через 5 лет развелся). Вторая женитьба (28 лет). Самоубийства нескольких моих друзей во время моей юности. Моя попытка убить себя (22-х лет), бросившись через окно на камни с высоты третьего этажа (разные переломы, годы лежания в постели и потом небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности). Писание стихов (первые в возрасте 9-ти лет, затем 17, 21). Многочис­ленные путешествия по Европе (особенно поразила Англия, Испа­ния и Италия)."

Псевдонимы: Гридинский (в журнале Ясинского “Ежемесячные сочинения”) и Лионель (в “Север­ных цветах”).

Константин Дмитриевич Бальмонт - один из самых знаменитых по­этов своего времени в России, самый читаемый и почитаемый из гонимых и осмеянных декадентов. Его окружали восторженные поклонники и почитательницы. Создавались кружки бальмонтистов и бальмонтисток, которые пытались подражать ему и в жизни, и в поэзии. В 1896 году Брюсов уже пишет о “школе Бальмонта”, причисляя к ней М. Лохвицкую и еще нескольких небольших поэтов. “Все они перенимают у Бальмонта и внешность: блистательную отделку стиха, щеголяние рифмами, созвучиями,-и самую сущность его поэзии” .

Не случайно многие поэты посвящали ему свои стихотворения:

М. Лохвицкая, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов, М. Волошин, С. Городецкий и др. Все они видели в нем, прежде всего, “стихийного гения”, “вечно вольного, вечно юного” Ариона, обреченного стоять “где-то там на высоте” и полностью погруженного в откровения своей бездонной души.

О, кто из нас в лирические бури Бросался, наг, как нежный Лионель?..

Брюсов находил объяснение и оправдание житейскому поведению Бальмонта в самой природе поэзии: “Он переживает жизнь, как поэт, и как только поэты могут ее переживать, как дано это им одним: находя в каждой минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя мерить общим аршином”. Но существовала и зеркальная точка зрения, пытавшаяся объяснить творчество поэта через его личную жизнь: “Бальмонт своей личной жизнью доказал глубокую, трагиче­скую искренность своих лирических движений и своих лозунгов”.

Многие известные художники писали портреты Константина Дмит­риевича Бальмонта, среди них были: М. А. Дурнов (1900), В. А. Серов (1905), Л. О. Пастернак (1913). Но, пожалуй, живее схвачены образ поэта, его манера поведения, привычки в словесных портретах Бальмонта. Одну из самых подробных его внешних характеристик оставил Андрей Белый: “Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из простран­ства попадает Бальмонт на землю-в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал, церемонно сдерживается, надевает пенснэ и надменно (вернее, испуганно) озира­ется по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой. Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, кротко и недоверчиво: они могут глядеть и мстительно, выдавая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг-все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным! И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!”

Возможно, этот портрет позволяет понять необыкновенную притя­гательную силу Бальмонта-человека: облик его выделялся среди толпы, не оставляя равнодушным даже случайного прохожего. “Я видел-в давние дни,-как в чопорном квартале Парижа-Пасси, прохожие останавливались, завидев Бальмонта, и долго глядели ему вслед. Не знаю, за кого принимали его любопытные рантье,-за русского “prince”, за испанского анархиста, или, просто, за обманув­шего бдительность сторожей сумасшедшего. Но их лица долго хранили след недоуменной тревоги, долго они не могли вернуться к прерванной мирной беседе о погоде или о политике в Марокко”.

Бальмонт написал 35 книг стихов, то есть 3750 печатных страниц, 20 книг прозы, то есть 5000 страниц. Перевел, сопроводив статьями и комментариями: Эдгара По-5 книг-1800 страниц, Шелли - 3 книги-1000 страниц, Кальдерона-4 книги-1400 страниц. Баль-монтовские переводы в цифрах представляют более 10 000 печатных страниц. Среди переводимых имен: Уайльд, Кристофер Марло, Шарль ван Лерберг, Гауптман, Зудерман, объемистая “История скандинавской литературы” Йегера (сожженная русской цензурой). Словацкий, Врхлицкий, “Витязь в тигровой шкуре” Ш. Руставели, болгарская поэзия, югославские народные песни и загадки, литовские народные песни, мексиканские сказки, драмы Калидасы и многое другое.

В своей статье “Революционер я или нет” Бальмонт писал о том, что в 13 лет узнал английское слово selfhelp (самопомощь) и с тех пор полюбил исследования и “умственную работу”. Он “ежегодно прочи­тывал целые библиотеки, писал регулярно каждый день, легко изучал языки”.

Творчество поэта условно принято делить на три неравномерных и неравноценных периода. Ранний Бальмонт, автор трех стихотворных сборников: “Под северным небом” (1894), “В безбрежности” (1895) и “Тишина” (1898).

Структура первых сборников весьма эклектична. В ней совмещены традиции “чистой поэзии” семидесятых-восьмидесятых годов (особен­но сильно влияние А. Фета) с мотивами “гражданской скорби” в духе Плещеева и Надсона. По точному определению А. Измайлова, лириче­ский герой раннего Бальмонта-“кроткий и смирный юноша, проник­нутый самыми благонамеренными и умеренными чувствами”.

Первые сборники Бальмонта-это предтечи русского символизма. Поэтический стиль Бальмонта намного точнее можно определить словом импрессионизм. Поэта-импрессиониста привлекает не столько предмет изображения, сколько его личное ощущение данного предме­та. Мимолетное впечатление, вмещенное в личное переживание, становится единственно доступной формой отношения к миру для художника. Бальмонт определил это следующим образом: “великий принцип личности”-в “отъединении, уединенности, отделеньи от общего” .

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в поместье своего отца недалеко от Иваново-Вознесенска. Его семья, по слухам, имела предками выходцев из Шотландии. В юности Бальмонта по политическим мотивам исключили из гимназии в городе Шуя, а потом (1887) с юридического факультета Московского университета. В университете он спустя два года восстановился, но вскоре вновь покинул его вследствие нервного расстройства.

Константин Дмитриевич Бальмонт, фото 1880-х гг.

В 1890 г. Бальмонт напечатал в Ярославле первую книгу стихов – совершенно незначительную и не обратившую на себя никакого внимания. Незадолго до этого он женился на дочери шуйского фабриканта, но брак оказался несчастливым. Доведённый до отчаяния личными неудачами Бальмонт в марте 1890 года выбросился на булыжную мостовую из окна третьего этажа московского меблированного дома, где тогда жил. После этой неудачной попытки самоубийства ему пришлось целый год пролежать в постели. От полученных переломов у него до конца жизни осталась лёгкая хромота.

Однако вскоре началась его успешная литературная карьера. Стиль поэзии Бальмонта сильно изменился. Вместе с Валерием Брюсовым он сделался зачинателем русского символизма . Три его новых стихотворных сборника Под северным небом (1894), В безбрежности мрака (1895) и Тишина (1898) были встречены публикой с восхищением. Бальмонта сочли самым многообещающим из «декадентов». Журналы, претендовавшие на «современность», охотно открывали ему свои страницы. Лучшие его стихи вошли в новые сборники: Горящие здания (1900) и Будем как солнце (1903). Вновь женившись, Бальмонт странствовал со второй супругой по всему миру, вплоть до Мексики и США. Он совершил даже кругосветное путешествие. Его слава была тогда необычайно шумной. Валентин Серов написал его портрет, с ним переписывались Горький , Чехов , многие знаменитые поэты Серебряного века . Его окружали толпы поклонников и поклонниц. Основным поэтическим методом Бальмонта являлась стихийная импровизация. Он никогда не редактировал и не правил своих текстов, полагая, что первый творческий порыв – самый верный.

Поэты России ХХ век. Константин Бальмонт. Лекция Владимира Смирнова

Но вскоре талант Бальмонта стал клониться к закату. Его поэзия не обнаруживала развития. Её стали считали слишком легковесной, обращали внимание на перепевы и самоповторы. В 1890-х гг. Бальмонт забыл о своих гимназических революционных настроениях и, как многие другие символисты, был совершенно «негражданственным». Но с началом революции 1905 г. он вступил в партию социал-демократов и выпустил сборник тенденциозных партийных стихов Песни мстителя . Бальмонт «все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы». Во время декабрьского московского восстания 1905 , Бальмонт произносил речи перед студентами с заряженным револьвером в кармане. Опасаясь ареста, он в ночь на Новый 1906 год спешно уехал во Францию.

Оттуда Бальмонт вернулся в Россию лишь в мае 1913 в связи с амнистией, данной политическим эмигрантам по случаю 300-летия Дома Романовых. Общественность устроила ему торжественную встречу, на следующий год вышло полное (10-томное) собрание его стихов. Поэт ездил по стране с лекциями, много занимался переводами.

Февральскую революцию Бальмонт поначалу приветствовал, но вскоре ужаснулся охватившей страну анархии. Он приветствовал попытки генерала Корнилова по наведению порядка, а большевицкую Октябрьскую революцию счёл «хаосом» и «ураганом сумасшествия». 1918-19 годы он провёл в Петрограде, а в 1920 переехал в Москву, где ему «иногда, чтобы согреться, приходилось целый день проводить в постели». Он вначале отказывался от сотрудничества с коммунистической властью, но потом поневоле устроился на работу в Наркомпрос. Добившись от Луначарского разрешения на временную командировку за границу, Бальмонт в мае 1920 выехал из советской России – и больше в неё не возвращался.

Он вновь поселился в Париже, но теперь по неимению средств жил в плохой квартире с разбитым окном. Часть эмиграции заподозрила в нём «советского агента» – на том основании, что он не бежал из Совдепии «по лесам», а выехал по официальному позволению властей. Большевицкая пресса, со своей стороны, клеймила Бальмонта как «лукавого обманщика», который «ценою лжи» злоупотребил доверием Советской власти, великодушно отпустившей его на Запад «для изучения революционного творчества народных масс». Поэт прожил последние годы в бедности, тоскуя по родине. В 1923 он выдвигался Р. Ролланом на Нобелевскую премию по литературе, но не получил её. В эмиграции Бальмонт издал ещё ряд стихотворных сборников, печатал воспоминания. Последние годы жизни поэт пребывал то в доме призрения для русских, который содержала М. Кузьмина-Караваева, то в дешёвой меблированной квартире. Он умер близ оккупированного немцами Парижа в декабре 1942.

Биография

«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой… И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! …мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти … сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается … и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: „Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!“» - таким запечатлел облик поэта Андрей Белый. Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем «молодой» русской литературы: «Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет - природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», - вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. «Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона», - заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию. Литературный дебют - сборник «Стихотворения» (Ярославль, 1890) - не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов - «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Уныло-романтическая тональность этих книг - поэзия «печали, угнетения, сумерек» - хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались «блистательной отделкой стиха», обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким «гениальным виртуозом формы», показал, «что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку». Отдельные стихотворения, такие как «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные «бальмонтистами». В сборниках «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь», вышедших в 1900 - 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел «путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да“, которое он мучительно тщетно искал всю жизнь». В это время Бальмонт - кумир публики, он - на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой». Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как «моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности». Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия - все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение. Поэтический метод Бальмонта - импровизация, «импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений». Они, полагал Брюсов, «властно берут» душу поэта «и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас … И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?» Бальмонт считал, что заслуга «новой поэзии» в умении «говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие»; в «символическом» произведении он видел «два содержания»: «скрытую отвлеченность и очевидную красоту». Уже со сборника «Литургия красоты» (1905) критика констатирует признаки очевидного «спада» в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять «свои образы, свои приемы, свои мысли». Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь «что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства» (В. Я. Брюсов). На революцию 1905 - 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник «Песни мстителя». В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские «распевцы» (сборники «Жар-птица», «Зеленый вертоград»), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий («Белый Зодчий», «Зарево зорь»). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство. В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт - то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд - впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий». Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках «Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в селе Гумнищи, расположенном во Владимирской губернии, в семье дворянина. С детства любил природу и фольклор своей родины, увлекался творчеством Пушкина, Некрасова, Кольцова и Никитина. В юности заинтересовался иностранными языками, к которым у него проявились способности. Благодаря этому поэт смог в подлинниках читать западноевропейскую литературу, а также занимался переводами.

Следующим увлечением стали путешествия. Бальмонт посетил многие страны Европы, Азии, Африки и т.д.

Первый сборник сочинений под простым названием «Стихотворения» вышел в 1890 году в Ярославле, однако он был плохо воспринят публикой. Далее публикуются еще три сборника: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» - и уже они приносят поэту известность. 1900-1903 гг. - выпускаются сборники «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь» с уже сформировавшейся индивидуально-бальмонтовской системой поэтических образов-символов, в итоге оказавшей влияние на всю поэтику символизма. Именно в них Бальмонт окончательно определился со своим литературным стилем. Это была кульминация славы поэта.

Начиная с 1905 года, когда вышел сборник «Литургия красоты», популярность творчества поэта пошла на спад. Он начал повторяться, в стихах чувствовалась тяжесть и принуждение. Во время революции 1905-1907 гг. К.Д. Бальмонт попробовал себя в политических стихах, основная часть которых вошла в сборник «Песни мстителя».

Чувствуя угасание своей музы, поэт обращается к фольклору (сборники «Зеленый вертоград» и «Жар-птица»), описывает впечатления от своих путешествий («Зарево зорь», «Белый Зодчий»). Однако эти книги уже неинтересны читателям и подвергаются критике.

В 1920 г Константин Дмитриевич переселился во Францию. Он продолжал по-прежнему активно работать, занимался переводами, издавал поэтические сборники. Основной темой его стихов в данный период стали тонкие ностальгические переживания, а центральным образом в эмигрантских сборниках («Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и т. д.) был образ потерянной родины.

Владимирская губерния, Шуйский уезд, крошечная деревня Гумнищи, скромное поместье - 3 июня 1867 года здесь родился Константин Дмитриевич Бальмонт, ставший одним из лучших поэтов-символистов эпохи «серебряного века» русской поэзии. Он был третьим ребенком в семье, а имя мальчику дали в честь деда, морского офицера. Дмитрий Константинович, его отец, всю жизнь прослужил в земстве и суде города Шуя, начав карьеру в должности коллежского регистратора, затем став мировым судьей, а впоследствии председателем земской управы. Его жена Вера Николаевна, дочь генерала, родила мужу семерых сыновей, но столь большое семейство не помешало ей заниматься литературой. Стихи ее публиковались в местной прессе, она устраивала любительские спектакли и литературные вечера, знала несколько языков и была склонна к некоторому вольнодумству - в доме Бальмонтов нередко гостили «неблагонадежные». Именно влияние матери сформировало мировоззрение поэта, именно она ввела его в мир словесности, истории и музыки и передала сыну страстность и необузданность натуры.

Читать Костя научился в пять лет, причем самостоятельно, подглядывая за уроками, которые мать давала его старшему брату. Узнав об этом, отец подарил Косте его первую собственную книгу, а мать принялась знакомить мальчика с русскими поэтами. Вскоре Бальмонты переехали в Шую, где в 1876 году Костю отдали в гимназию. Учеба наскучила ему довольно быстро, зато читать мальчик начал буквально запоем, причем французских и немецких писателей изучал в подлинниках. В десять лет он написал свои первые стихи, но мать их раскритиковала, и Костя оставил попытки творчества на целых шесть лет.

В седьмом классе будущий поэт вступил в нелегальный кружок, распространявший в Шуе прокламации народовольцев. Следствием этих революционных настроений стало исключение из гимназии. Мать сумела устроить юного народовольца во Владимирскую гимназию и поселить у преподавателя греческого языка, который «надзирал» над Костей. По словам самого Бальмонта, последние полтора года в гимназии стали для него настоящей тюрьмой, изуродовавшей нервную систему. Но в то же время он испытал первое потрясение литературным произведением, прочитав «Братьев Карамазовых» Достоевского.

В ноябре и декабре 1885 года три стихотворения Константина Бальмонта опубликовал популярный столичный журнал «Живописное обозрение». Из «взрослого» окружения поэта этот дебют заметил только Костин наставник, немедленно запретивший ему печататься до выпуска из гимназии. А вот соученики Бальмонта отправили тетрадку с его стихами писателю Короленко, который ответил очень благожелательным отзывом.

Летом 1886 года Константина Бальмонта зачислили на первый курс юридического факультета Московского университета. В юности поэт был бунтарем и революционером куда в большей степени, чем литератором - мечтал «уйти в народ» и воплотить мечту о всеобщем человеческом счастье. Неудивительно, что в университете он подружился с шестидесятником Николаевым и уже через полгода принял участие в студенческих беспорядках. Новый университетский устав многие студенты сочли реакционным и резко выступили против его введения. В результате Бальмонта исключили из университета, арестовали и после трех дней, проведенных поэтом в Бутырской тюрьме, выслали в Шую.

Два года спустя Константин женился - на дочери одного из Шуйских фабрикантов, Ларисе Гарелиной. Родители были категорически против этого брака и лишили сына финансовой помощи. Лариса Гарелина родила Бальмонту двоих детей, из которых выжил один - сын Николай.

В том же 1889 году Константин вернулся в Москву, но продолжить обучение в университете не смог. Причиной этому врачи назвали сильное нервное истощение. Бальмонт попытался продолжить образование в Ярославле, успешно поступив в демидовский лицей юридических наук, но так и не заставил себя всерьез изучать юриспруденцию - в то время он был увлечен немецкой литературой и много писал сам. В Ярославле в 1890 году состоялся настоящий дебют Бальмонта как поэта - он издал за собственные деньги стихотворный сборник. Правда, никакого интереса эта книга не вызвала даже у близких людей, и весь тираж Константин сжег.

В начале весны 1890 года двадцатидвухлетний поэт совершил попытку самоубийства, выбросившись из окна на третьем этаже. Поводом к этому было семейное и финансовое положение, а толчком - прочтение «Крейцеровой сонаты». Умереть Константину не удалось, но из-за серьезных переломов он проболел целый год. Осенью его отчислили из лицея - на сей раз за неуспеваемость. На этом «казенное образование» поэта завершилось, и всеми своими знаниями Бальмонт обязан исключительно самому себе и в некоторой степени старшему брату, который страстно увлекался философией.

Год, проведенный поэтом в постели, оказался для него очень плодотворным в отношении творчества и повлек, по его словам, «расцвет жизнерадостности и умственного возбуждения». Тем не менее, Бальмонт расстался с женой, обиделся на друзей-вольнодумцев (из-за литературной деятельности обвинивших его в предательстве «идеалов общественной борьбы») и довольно долгое время буквально нищенствовал. Журналы не желали публиковать его стихи, но духом Константин не упал. Нашлись и доброжелатели. Владимир Галактионович Короленко после встречи с поэтом написал редактору «Северного вестника». Профессору Московского университета Стороженко Константин отнес статью о творчестве Шелли, и Стороженко нашел ему работу, уговорив издателя Солдатенкова поручить Бальмонту перевод фундаментальных трудов. Три года поэт переводил «Историю скандинавской литературы» и «Историю итальянской литературы» - и переводы не только спасли его от голода, но и дали возможность осуществить собственные творческие мечты. Кроме того, благодаря протекции Короленко и Стороженко Бальмонт стал вхож в редакцию журнала «Северный вестник», вокруг которого группировались тогда молодые поэты.

Осенью 1892 года поэт познакомился в Петербурге с Николаем Минским, Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. Сблизился он и с князем Урусовым, знатоком западноевропейской литературы и известным меценатом. На средства Урусова вышли две книги Эдгара По в переводе Бальмонта, и меценат очень хвалил стихи самого Константина Дмитриевича, вошедшие в его первые сборники «Под северным небом» (1894 год) и «В безбрежности» (1895 год). По словам Бальмонта, именно князь Урусов помог ему найти себя и освободить душу.

В 1894 году произошла встреча Бальмонта с Валерием Брюсовым, который стал его лучшим другом. Год спустя поэт познакомился с поэтом Юргисом Балтрушайтисом и издателем журнала «Весы» Поляковым. В 1900 году Поляков основал издательство символистов «Скорпион», издавшее лучшие книги поэта.

Первые сборники стихов Бальмонта критиков не восхитили, но все же обеспечили Константину Дмитриевичу доступ в известные литературные журналы. Последние годы XIX века вообще стали для поэта временем активного творчества, причем в самых разных областях. Работоспособность Бальмонта была просто феноменальной - он изучал языки и историю, естественные науки и народное творчество, немыслимо много читал (от трактатов о живописи до исследований по санскриту).

В 1896 году Константин Дмитриевич вновь женился. Вместе с супругой, переводчицей Екатериной Андреевой, он уехал в Европу и провел там несколько лет. В 1897 году его пригласили читать лекции о русской поэзии в Оксфорд. Жизнь поэта была полна смысла и счастья, в ней царили исключительно эстетические и умственные интересы. Европейские впечатления Бальмонт изложил в сборнике 1898 года «Тишина», признанном в тот период его лучшей книгой. В 1899 году поэт вступил в Общество любителей российской словесности.

В конце девяностых Константин Дмитриевич обрел еще одного близкого друга, поэтессу Мирру Лохвицкую. Их отношения развивались в переписке, настоящем «романе в стихах». Эти платонические чувства Бальмонт пытался сделать реальностью - но замужняя и трезвомыслящая Лохвицкая попытки пресекала, не прекращая, правда, переписки. Несмотря на полную «виртуальность», связь поэтов оказалась очень прочной и серьезной и прекратилась лишь в 1905 году - из-за безвременной смерти Лохвицкой.

Впрочем, сей странный роман не мешал поэту вести в реальности далеко не размеренную личную жизнь. В 1901 году у него родилась дочь Нина, и примерно тогда же он познакомился с Еленой Цветковской, дочерью генерала, студенткой Сорбонны и страстной своей поклонницей. Цветковская ловила каждое слово поэта, и очень быстро он не столько влюбился в нее, сколько стал нуждаться в ее преданности. Бросать жену поэт не хотел, и его жизнь разделилась: он то возвращался к семье, то уезжал с Цветковской.

В 1900 году вышел сборник Бальмонта «Горящие здания», совсем не похожий на прежние и занявший в его творчестве центральное место. Стихи из этого сборника принесли автору всероссийскую известность и статус одного из лидеров нового поэтического движения - символизма. Десять лет после выхода «Горящих зданий» корона русской поэзии безраздельно принадлежала Бальмонту - остальные поэты или пытались подражать ему, или с неимоверным трудом отстаивали самостоятельность. К этому времени образ жизни поэта переменился: усидчивые домашние занятия чередовались с кутежами, и жена разыскивала его по всей Москве. Но вдохновение не уходило, и Бальмонт писал очень много, удивляясь и радуясь глубинам собственной души. Уже следующая книга «Будем как солнце», появившаяся в 1902 году, разошлась за полгода тиражом почти в две тысячи экземпляров - неслыханный успех для стихотворного сборника.

Однако и революционные настроения поэта не покинули. В 1901 году Константин Дмитриевич участвовал в студенческой демонстрации у казанского собора, требуя отмены указа о прохождении солдатской службы неблагонадежными студентами. В марте Бальмонт прочел на литературном вечере «Маленького султана» - стихотворение, критикующее режим террора и императора. Результатом стала ссылка из Петербурга и запрет на проживание в столице и университетских городах сроком на три года. Несколько месяцев Бальмонт прожил в имении Волконских, а весной 1902 года уехал в Париж. Больше года он путешествовал по Европе, затем ненадолго вернулся в Москву, откуда отправился в Прибалтику и снова в Европу. Слава следовала за ним - повсюду создавались поэтические кружки последователей-«бальмонистов», и их члены подражали своему кумиру не только в стихах, но и в образе жизни. По словам Валерия Брюсова, Россия буквально влюбилась в Бальмонта.

В 1904-1905 годах в издательстве «Скорпион» вышел двухтомник стихотворений Бальмонта (впоследствии превратившийся в десятитомное собрание сочинений), а сам поэт в начале 1905 года уехал в Америку - путешествовать по Мексике и Калифорнии. Его путевые очерки и заметки вместе с вольными переводами индейских космогонических преданий вошли впоследствии в книгу «Змеиные цветы», изданную в 1910 году.

Из Америки Константин Дмитриевич вернулся в 1905 году и немедленно окунулся в политическую жизнь России. Сблизился с Горьким, активно работал в социал-демократической газете «Новая жизнь» и в парижском журнале «Красное знамя». По счастью, в вооруженном московском восстании Бальмонт участвовал в основном стихами - но все же постоянно торчал на улицах, произносил перед студентами пламенные речи, строил баррикады и носил с собой заряженный револьвер. Правда, быть арестованным поэту больше не хотелось - и в новогоднюю ночь он уехал во Францию, где и остался на целых семь лет, полагая себя настоящим политическим эмигрантом.

Поселился Бальмонт в Пасси, парижском квартале, но все годы эмиграции очень много путешествовал - ездил по Европе. был на Балеарских островах, в Египте, на Канарских островах, в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Индии, в Полинезии и на Цейлоне. Особенно глубоко впечатлили его жители Океании.

О родине поэт тосковал постоянно и остро, но возвращаться опасался - и, скорее всего, опасался правильно. Царская охранка считала Бальмонта политически неблагонадежным и опасным, сохраняя над ним негласный надзор даже в Европе. Его книгу «Стихотворения», изданную в 1906 году в Петербурге, конфисковала полиция, сборник «Злые чары» того же года арестовала цензура «за богохульство», а «Песни мстителя», вышедшие через год в Париже, запретили распространять в России. Видимо, первая русская революция сказалась и на увлечении Бальмонтом былинной стороной славянской культуры - но о сборниках «Жар-птица. Свирель славянина» и «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные» критики отозвались весьма пренебрежительно.

В 1907 году Елена Цветковская родила поэту дочь Мирру, и его семейная жизнь запуталась окончательно. Душевные терзания вновь привели Бальмонта к нежеланию жить - но и второй его прыжок из окна к смерти не привел. До революционных событий в России он жил в Петербурге с Еленой и время от времени навещал в Москве Екатерину.

В 1913 году император объявил амнистию политическим эмигрантам, и в мае Бальмонт вернулся в Москву, где ему прямо на вокзале устроили торжественную встречу. Полиция запретила поэту выступать перед публикой с речью, и он, если верить прессе, разбросал в толпе встречавших живые ландыши. Несколько месяцев поэт ездил по России с лекциями, а в начале следующего года вновь уехал в Париж, а оттуда в Грузию, где изучал грузинский язык и начал переводить «Витязя в тигровой шкуре». В числе других крупных переводов Бальмонта в этот период - переложение древнеиндийских литературных памятников.

Первая мировая война застала Константина Дмитриевича во Франции, и в Россию ему удалось вернуться только в конце весны 1915 года. В сентябре он снова отправился с лекциями по российским городам, а через год повторил свое турне, завершив его на Дальнем Востоке и в Японии.

Февральскую революцию Бальмонт принял с воодушевлением и сразу начал сотрудничать с Обществом пролетарских искусств, но новая власть разочаровала его очень быстро. Поэт присоединился в кадетской партии, приветствовал деятельность Корнилова и с ужасом наблюдал, как родина катится к хаосу. Еще больше ужаснула его Октябрьская революция. На компромисс с Советской властью Бальмонт идти не жаждал, но его финансовое положение оставляло желать лучшего - тем более что поэту приходилось содержать две семьи. Потому пришлось быть лояльным: Константин Дмитриевич переехал вместе с Цветковской в Москву, устроился на работу в Наркомпрос, читал лекции, издавал стихи и переводы - и практически голодал. В начале 1920 года Бальмонт принялся хлопотать о поездке за рубеж, мотивируя ее необходимость плохим здоровьем жены. Благодаря Балтрушайтису он добился от Луначарского командировки во Францию и в мае уехал из России навсегда.

Жизнь в эмиграции оказалась немногим лучше, чем в Советской России - мизерные гонорары, нужда и бесконечная тоска по родине. Несколько скрасил существование вне России новый роман - княгиня Шаховская родила Бальмонту сына Жоржа и дочь Светлану. Но последние, самые страшные годы рядом с поэтом была Елена Цветковская.

В 1932 году врачи нашли у Бальмонта серьезное психическое заболевание, а в 1935 году он оказался в клинике. Ни болезнь, ни нищета не лишили поэта его знаменитой эксцентричности и чувства юмора, но стихов он писал все меньше. К 1937 году Константин Дмитриевич окончательно сдался душевной болезни и писать прекратил вовсе. Жил он то в меблированной дешевой квартире, то в доме призрения, который содержала для русских эмигрантов Кузьмина-Караваева. В редкие часы душевного просветления поэт перечитывал «Войну и мир» или листал свои собственные книги.

Константина Дмитриевича Бальмонта убило воспаление легких. Он скончался 23 декабря 1942 года, ночью, в парижском предместье Нуази-ле-Гран. Похоронили его на католическом местном кладбище и на серой надгробной плите написали под именем: «Русский поэт».