Год издания рассказа: 1894

Рассказ Алексея Павловича Чехова «Студент» - это совсем небольшое произведение. Тем не менее по словам современников писателя, именно этот рассказ был его любимым произведением. И по мнению многих критиков именно этот рассказ стал переломным в творчестве писателя и в его мировоззрении. Что и позволило автору до сих пор занимать высокие места среди .

Рассказа «Студент» краткое содержание

В рассказе Чехова «Студент» читать можно о возвращающемся домой студенте духовной семинарии Иване Великопольском. Дело было в канун Пасхи и погода сначала тихая, достаточно быстро переменилась. У сына дьячка быстро закоченели пальцы и разогрелось от ветра лицо. Все вокруг казалось серым и унылым, как и тысячу лет назад при Рюрике, Иоанне Грозном и Петре. И казалось пройдет еще тысячу лет, а бедность, невежество и голод так и останутся здесь.

Далее в рассказе «Студент» Чехова читать можно о том, как все больше замерзая наш главный студен вышел к костру, у которого грелись мать и дочь. Именно вдоль их вдовьих огородов все это время он шел. Вдова Василиса пухлая старуха грелась у костра. А ее дочь – вдова Лукерья с глуповатым лицом мыла котел и ложки. Ивана сначала не признали, но затем у них с Василисой завязался разговор. Ведь она была женщина бывалая и некогда служила у господ. Ее же дочь, деревенская забитая баба, молчала как глухонемая.

Далее в нашем кратком содержании «Студент» Чехова вы узнаете, как Иван, как в , начал разговор за апостола Петра. Ведь тот давал обещания Иисусу, что с ним он готов и в темницу, и на смерть. А Иисус на то отвечал, что не пропоет сегодня и петух, как ты трижды отречёшься от меня. Петр ушел спать. А Иуда поцеловал Иисуса и предал его первосвященникам. Петр шел за мучителями, а затем стал с рабочими смотреть как те допрашивали Иисуса. Рабочие разожгли костры и грелись, грелся вместе с ними и Петр. А когда его спросили не он ли был сегодня с Иисусом, тот ответил, что нет. А затем еще два раза сказал, что незнаком с допрашиваемым. И только он это сделал третий раз, как запели петухи. Тут то и вспомнил Петр их разговор с Иисусом. Вспомнил заплакал и ушел.

Далее в рассказе Чехова «Студент» кратком содержании читать можно как неожиданно Василиса заплакала, а Лукерья раскраснелась. Иван пожелал им доброй ночи и пошел дальше. В дороге он размышлял, что раз Василиса заплакала, то значит то, что происходило 19 веков назад ей близко. Значит есть связь между прошлым и настоящим и Ивану казалось он видит эти два конца. А когда он переправлялся на пароме через реку, то понял, что правда и красота направляют человеческую жизнь по сей день. И от этого понимания его наполнили молодость, сила и здоровье. Ведь на тот момент Ивану было только 22 года. А жизнь показалась восхитительной и наполненной смыслом.

Рассказ «Студент» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова А.П. «Студент» читать настолько популярно, что произведение заняло пристойное место в нашем рейтинге . При этом интерес к рассказу достаточно высок и стабилен. Поэтому наверняка еще не раз мы увидим его в рейтингах нашего сайта.

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

Рецензия на произведение Чехова "Студент"
Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг. Мрачные раздумья повлекли за собой философские рассуждения, и он вспомнил о Боге. Закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.
На чаше природных весов оказалась зима и весна, в душе справедливость и предательство. Перевешивал холод, а значит отчаяние и сознание бессмысленного существования.
Природа изображается неприветливой на протяжении многих веков, всё тот же колючий ветер, темень и желание человека погреться у спасительного огня.
Великопольский, бредя домой, пожимался, погружённый в мысли о царях и боге, государстве и ужасах лютой бедности: голоде и нужде, даже желание идти в родной дом у него пропало. Его раздражало невежество, тоска и пустыня мрака кругом.
У студента появилось мрачное настроение безысходности и уверенности в том, что так и будет через тысячу лет, в нем появилось чувство отрешенности от мира и равнодушное восприятие мира. Иван отправился к костру на вдовьих огородах, потому что он замёрз, а огонь так притягательно, жарко горел, освещая всё вокруг, к тому же, там были заняты работой его знакомые соседки. Это были Василиса - мать и Лукерья - дочь. Мать была высокая и пухлая, вся в раздумьях, с её лица не сходила мягкая степенная улыбка, она была более культурной, чем её дочь, т.к. работала нянькой у господских детей. Она стеснялась открывать свои чувства. Лукерья была с невыдающейся внешностью, забитая тираном-мужем, рябая деревенская баба, нужная лишь для труда. У неё было выражение лица, как у глухонемой, - отрешённое. Она тоже прятала свои переживания, скрывая их, как будто сдерживала сильную боль.
Мы перестаём различать Василису и Лукерью т.к. они хоть и разного возраста и воспитания, всё же живут в одинаковых условиях и так же страдают от ударов судьбы, обе набожны и чутко воспринимают рассказы о Боге, например, который рассказывает им их сосед.
Я считаю, что кульминация всего рассказа - слёзы, вызванные человеческим состраданием и пониманием пророческого и святого дара Спасителя. Он пришёл избавить людей от страданий и горя, а его самого подвергли испытаниям и загубили. Вдовы видят, что несчастны, может быть, даже из-за этого. Но слёзы, крупные и изобильные, стыдливые и искренние позволяют очиститься душой и видение ошибки, частично исправляет её. Иван решил рассказать историю о Петре, потому что горящий во мраке костёр напомнил ему этот рассказ. Он и не мог подумать, что затронет чуткие струны наглухо захлопнутых сердец этих женщин. Василиса плачет, я думаю, потому что ей жаль не только Иисуса, но и себя, прожитых дней не всегда лёгких и приятных. Их удел посуда, кухня, огороды и некому они не нужны в этой холодной ночи и мире. Студенту открылась печаль их сердец - грусть одиночества и тоски. Но настроение студента меняется на радостное, умиротворённое потому, что он вспомнил, что ему всего двадцать два года и весь мир перед ним, он полон молодости и здоровья, силы. Вера в то, что Бог есть и как жестоко его и не предали, он прощает и помогает людям, придали ему уверенности в завтрашнем дне и им овладело чувство «невыразимо сладкого ожидания неведомого, таинственного счастья». Жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной. Сознание собственной значимости, восхитили его. Времена менялись, но поведение людей всегда воспринималось, как нечто новое, хотя всё повторялось и повторяется. Природа тоже откликнулась на его запрос небесам узкою, светящейся багряной зарёй. Переосмыслив всё, Великопольский решил, что красота и правда, направляют человеческую жизнь. Я думаю, что это и есть главная мысль рассказа Антона Павловича Чехова. На первый взгляд произведение непонятно, но оно несёт глубокий философский смысл того, что настоящее и прошедшее как два конца цепи сцепляются иногда в событиях, которые затрагивают душу как в старые времена, так и сегодня.

Анализ рассказа Чехова Студент

Рассказ Студент был написан, когда писатель уже отошел от легких юмористических рассказов, но еще не раскрыл в себе таланта драматурга. В этот период творчества Чехов открывает для себя тему взаимоотношений внутреннего мира человека с окружающим. Человеческая натура показана с необычной стороны. Студент, являющийся главным героем этого рассказа от чувства пессимизма приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни Правда и красота всегда составляли главное человеческой жизни и вообще на земле. Этой идее подчинена композиция рассказа. Центральное место в произведении занимает сцена беседы Великопольского с крестьянами матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся то своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента приходится на канун Пасхи. В
это время душа человека должна очиститься от зла. Вдруг студент понимает, какая перемена произошла с ним, он ощущает связь себя самого с прошлым, которое представляет непрерывную цепь событий, вытекавших одно из другого. Он дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе слились гамма чувств: и чувство
молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья. Глубина его чувств показана посредством контраста. Чехов описывает одинаковые пейзажи, каждый из которых зеркальное отражение другого. Оба окрашены настроением Ивана. Сначала он видит вокруг себя лишь мрак, тоску, ужас, невежество, и ему кажется, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. В конце рассказа снова глядит на свою родную деревню, соломенные крыши, но теперь жизнь кажется ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, в конце концов все
стает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле. Чехов меняет краски с синих, темно зеленых, коричневых на голубые, оранжевые, розовые. Человеческая жизнь полна надеждой на красочное будущее. Вечное связывает эти жизни в одну единственную цепь. И моя, и ваша, и жизнь других только одно из звеньев длинной цепочки, связанных правдой и красотой.

Сюжет
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно. Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.

«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.

Анализ рассказа
1. Назовите стилевые черты чеховской прозы.
2. Основная проблема рассказа. Идея произведения.
3. Каков характер конфликта в произведении? Как он разрешается?
4. Какие библейские мотивы звучат в произведении?
5. Какие средства использует автор для раскрытия образа главного героя и идеи произведения?

Рассказ «Студент» был написан А.П. Чеховым в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. Рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность. Удивляет и лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека, в маленьком рассказе писателю удается сказать о большом - о смысле человеческой жизни.

«Студент» рассказ философский, в нём поставлена проблема, которую можно обозначить так: человек перед лицом бытия. Главный герой от чувства пессимизма, овладевающего им вначале, приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни. Этой идее духовного просветления подчинена композиция рассказа

Согласно чеховским художественным принципам в рассказе нет напряжённого действия, внешней занимательности. Событий немного: студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты, встретив двух крестьянок, рассказывает им евангельскую историю об отречении Петра, женщины, тронутые этим рассказом плачут. Однако чеховский рассказ полон глубокого смысла. Главным в этом произведении является развитие внутреннего конфликта. Перед читателем предстаёт история душевной жизни героя, попытка сориентироваться в мире, найти ту точку опоры, которая позволит жить в гармонии с миром. Используя внутренние монологи, психологические пейзажи, мотив повторяемости событий, автор раскрывает тревожное ощущение времени героем, его поиски и обретение правды жизни.

Из экспозиции рассказа мы узнаём, что событие происходит накануне Пасхи. Произведение открывает картина мрачной весенней природы: «Погода вначале была хорошая…затем стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо … самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно». Удрученное настроение студента передает не только психологический пейзаж, но и последующий внутренний монолог. Героя одолевают мысли о «мрачности и пустынности окружающего мира», «лютой бедности, голоде, чувстве гнёта». В его душе назревает конфликт, ощущение пустоты внутри себя. Он вспомнил, как дома «его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть». И, пожимаясь от холода, он еще думал о том, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и При Петре, и что при них была такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Центральное место в рассказе занимает беседа Великопольского с крестьянками - матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся от своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента об отречении Петра не случаен. Акцент в рассказе сделан на тяжёлое душевное состояние ученика Христа, видевшего муки учителя и переживающего за своё отречение. Слова студента находят отклик в сердцах Василисы и Лукерьи: по щекам Василисы потекли слёзы, Лукерья тоже еле сдерживает боль. Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья, их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Наступает кульминация рассказа. Вокруг героя ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

Перед читателем предстаёт внутренний монолог героя. Наступает развязка внутреннего конфликта. «Прошлое, - думал он,- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого»… Средством соединения этой цепи служат слёзы Василисы, появившиеся потому, что «Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Молодой человек открывает для себя важнейшие ценности в жизни: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе - гамма чувств: молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья: «…ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Все в сознании героя встает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка - это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле.

В этом небольшом рассказе автор сумел привести героев и читателей к мудрому, философскому осмыслению жизни. Следование правде, красоте, вечным библейским ценностям дает человеку веру, стойкость, помогает осознать смысл своего существования. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире.

Библейские мотивы. Рассказ студента приходится на канун Пасхи, праздника Воскресения Христова. В это время (согласно библейским поверьям) и душа человека должна очиститься от зла. Герой рассказа, возвращается к пониманию смысла жизни, происходит возрождение, воскресение души.

Несомненно, важное место в рассказе занимает отрывок из Евангелия, пересказанный Петром. Библейский мотив, расширяет художественное время и пространство произведения. Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц. Это следующие повторяющиеся образы: «работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись» - звучит в рассказе студента (Иван тоже подошёл к костру женщин погреться, «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр» - говорит он). Всё это вызывает невольное сопоставление Ивана Великопольского с Петром, да и вдовы Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии - сёстрах праведного Лазаря. Евангельская история о страданиях и мучениях Христа, о предательстве Иуды, об отречении Петра, его слабости и слезах невольно ассоциируется с состоянием самого студента: он тоже на какой-то момент, подобно Петру, поддался отчаянию, потерял веру в правду жизни, но вновь обрел ее.

Необходимо упомянуть и об образе-символе, каким в данном рассказе является огонь. Упоминаемый в самом начале огонь горит на вдовьих огородах, но ему не под силу разогнать вечернюю мглу. Затем, герой подходит к этому костру, на свет, чтобы погреться не только от тепла костра, но и от человеческого участия (Вспомним мягкую улыбку и последующие слёзы Василисы). Но в тоже время этот костёр напоминает Великопольскому другой, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра озарил душу Ивана, становясь образом-символом душевного просветления.

«Студент» — один из любимых рассказов А.П. Чехова. Автор находил его жизнеутверждающим и позитивным. Так ли это на самом деле?

Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства в своей жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, а также петь в церковном хоре. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Первая публикация этого сочинения состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно рассказ написан в Ялте, во время работы над книгой «Остров Сахалин». В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом. Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.
  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами. Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование. Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода. Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сюжет произведения начинается с описания природы и её дневных особенностей: мелодичного пения птиц, странных гудящих звуков со стороны болота и других атрибутов красочной русской природы в период начала зимы. Однако, практически сразу после наступления вечера окружающий мир перестал выглядеть так уж прекрасно: животные и птицы попрятались в свои жилища, атмосфера леса стала мрачной и даже пугающей, а с востока пришёл ледяной ветер, пронизывающий тело до самых пор, вынуждая нерасторопных путников идти быстрее, вызывая в них желание поскорее оказаться в тепле и наконец укрывшись от опасностей зимы.

Главный герой рассказа – студент Иван Великопольский, обучающийся в духовной академии. Был Иван сыном местного дьячка и сейчас шёл домой с тяги. Путь его пролегал по небольшой тропинке, проходившей через лес и окрестные луга. Вокруг было мрачно и безлюдно, ветер и мороз продолжали усиливаться, нещадно обдувая лицо молодого парня и медленно подмораживая его пальцы.

Стараясь отвлечься от неблагоприятной морозной погоды, Иван вспоминал о родителях, которых он оставил дома. Он помнил, что прямо перед его уходом мать затеяла чистку старого самовара, а отец в это время отдыхал на печи, иногда сотрясаясь в приступах кашля. Из-за наступления страстной пятницы, еду не приготовили, так что, нутро несчастного студента, шагающего сквозь холод и стужу, постоянно требовал пищи, найти которую, впрочем, было не так то просто.

Семья Великопольских никогда не отличалась богатством, даже наоборот, иногда они жили на грани бедности, однако, никогда не придавали этому особого значения. Ведь те, кто не привязан к материальным ценностям и роскоши, легче смогут принять духовный мир, развивая себя и помогая другим.

Из размышлений о доме Ивана вытянул очередной порыв холодного ветра. Вновь обратив внимание на окружающий мир, он начал думать о прошлом, о предыдущих поколениях, великих царях и проповедниках, во времена житья которых всё так же свирепствовали война, голод, страх, мороз и другие атрибуты человечества. Несмотря на искру надежды на лучшее будущее, интуитивно Иван понимал, что боль и страдания никогда не исчезнут. И через сотни лет ничего не изменится, ведь все эти ужасы стали неотъемлемой частью жизни, без которых человек вскоре начинает забывать о том, кто он есть. Удручённый внезапными грустными мыслями, Иван уже не хотел идти домой.

Недалеко он увидел огонь где-то на огородах, принадлежавших двум вдовам – матери и дочери. Подойдя поближе, студент увидел их самих: пожилую Василису – статную даму, которая, несмотря на мужицкую одежду, сохраняла остатки прежней гордости, и молодую Лукерью – некрасивую девушку невысокого роста и с несколько глуповатым взглядом. Лукерья сидела рядом с большим костром, отмывая котёл и пару ложек. Иван, решив, что они уже поужинали, пошёл прямо костру, поприветствовав старую Василису.

Погружённая в известные только ей раздумья, Василиса не заметила гостя, впрочем, быстро ответив на его приветствие. Ранее прислуживавшая знати, старушка сохранила привычку постоянно степенно улыбаться, а также впитав в себя вежливую манеру общения. Лукерья же, не раз битая бывшим мужем, была тихой и предпочитала больше слушать и меньше говорить.

После недолгой беседы на общие темы, Иван начал рассказывать о давних событиях из жизни апостола Петра, который, согласно преданиям, однажды тоже грелся у подобного костра, спасаясь от ненастной холодной погоды. Лукерья продолжала молчать.

Далее, Иван завёл разговор о Петре и его наставнике Иисусе, которого апостол очень уважал и любил, не раз признаваясь ему в этом. Однако, Иисус, знавший о том, что его ждёт в ближайшем будущем, слабо реагировал на очередное восхваление со стороны Петра, дав ему понять, что вскоре ему придётся отказаться от него. Так и случилось. После предательства Иуды, Петр пошёл вслед за Иисусом, которого вели на допрос. Апостол, следовавший за истязателями учителя, пришёл ко двору, где был костёр. Петр сел погреться, как находившиеся рядом люди начали вспоминать о его связи с Христом. Апостол, погружённый в свои печальные размышления, трижды сказал, что не знает Иисуса, тем самым подтвердив недавние слова последнего. Поняв, что наставник был прав, Петр ушёл со двора, убитый горем и проливая слёзы о любимом учителе.

Закончив рассказ, Иван заметил подавленное состояние Василисы, которой, очевидно, была небезразлична судьба Петра и его переживания. Смущённый слезами женщины, Иван попрощался с вдовами и продолжил путь домой. Вновь сражаясь с ледяными порывами усилившегося ветра, он стал размышлять о прошлом и его связи с настоящим.

Взобравшись на гору по дороге к дому, печальный Иван был поражён открывшимся ему видом. Он смотрел в сторону своей деревни и видел как начало восходить солнце, что придало ему уверенности и избавило от грустных мыслей. Он понял, что жизнь непостоянна и после периода горя и страданий начинается время радости и счастья, давая силы идти дальше и не сломаться под натиском судьбы.

Сначала погода была хорошая. Однако потом резко похолодало.

Иван Великопольский, студент духовной ака­демии, сын дьячка, возвращался домой. Он шел

заливным лугом по тропинке. Молодой человек порядком замерз. Вокруг было пустынно и мрач­но. По случаю Страстной пятницы (пятница по­следней недели перед Пасхой) дома ничего не ва­рили, и мучительно хотелось есть.

Молодой человек «думал о том, что точно та­кой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дыря­вые соломенные крыши, невежество, тоска, та­кая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошел к огороду, где старуха по имени Василиса вместе со своей дочерью Лу­керьей жгла костер. Иван сказал, что очень хо­лодно. Василиса едва узнала его. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, ког­да Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в тем­ницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Гово­рю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не зна­ешь меня». Он продолжал рассказывать стару­хам о том, что было написано в Евангелии.

Василиса заплакала. Лукерья молчала. Юноша пожелал вдовам спокойной ночи и по­шел дальше. Было уже темно, он еще сильнее замерз. Казалось, что вернулась зима, а ведь послезавтра Пасха. Погода была явно не весен­няя.

«…Студент думал о Василисе: если она запла­кала, то, значит, все, происходившее в ту страш­ную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отноше­ние…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходи­ло девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Такие мысли вызвали радость в его душе. И дальше, продолжая свой путь, студент «думал о том, что правда и красота, направлявшие чело­веческую жизнь там, в саду и во дворе первосвя­щенника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в че­ловеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание сча­стья, неведомого, таинственного счастья овладе­вали им мало-помалу, и жизнь казалась ему вос­хитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Главный герой рассказа Чехова «Студент» Иван Великопольский очень молод, он полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него пре­красна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.

Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша по­стигает связь веков и поколений. Он понимает, что все происходящее когда-то имеет смысл и для современных людей. Иван в тот день осоз­нал, что правда и красота - главное в жизни че­ловека.