РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - в отечественной социологии это процесс позитивного развития обществ (социетальных систем), различных сфер общественной жизни, социальных структур и отношений, творческих возможностей и потенциала самого человека в течение некоторого промежутка времени. Более детальное понимание развития социального требует конкретного выделения его сферы, объектов и показателей. В научной литература можно встретить разные точки зрения на этот счет. Понятие «развитие социальное» часто употребляют для обозначения развития конкретного общества (например, российского) в целом, т.е. понимается как совокупное развитие различных сфер его жизнедеятельности на определенном временном промежутке. Такова «интегральная концепция социального развития России» (Г.В. Осипов), которая включает следующие блоки проблем: цивилизационные особенности российского общества и условия его перехода к постиндустриальному и информационному развитию; укрепление российской государственности; меры по формированию смешанной экономики в целях ее социально ориентированного функционирования; трансформация социальной структуры; обновление и развитие духовной жизни общества; место России в глобальном миропорядке; системы социальных показателей для различных сфер общественной жизни.
Вместе с тем нередко развитие социальное понимается как развитие непосредственно социальной сферы общества или отдельных ее компонентов: систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммуникации и связи, жилищного хозяйства и т.д. Некоторые авторы (Н.И. Лапин и др.) акцентируют роль социокультурного подхода к пониманию развития социального, который дает возможность обоснования двух типов социокультурных трансформаций - традиционализации и либерализации. Исследование социоструктурного аспекта социального развития (Т.И. Заславская и др.) направлено на раскрытие динамики социальной структуры общества, формирование инновационно-реформаторского потенциала общества, качества складывающейся соц. структуры.
В научной литературе обычно выделяют следующие структурные критерии развития социального: 1) структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по своей структуре объекты являются и более развитыми; 2) увеличение числа, усложнение характера или видоизменение социальных функций объекта; 3) повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности социальных и социетальных систем, структур, организаций. Развитие социальное в любом случае предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, социальных, духовных и т.д.) различные группы населения и отдельных индивидов, развитие самого человека. В этом смысле важнейшее значение имеет уровень развития социального предприятия, в котором заняты люди. Имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но, прежде всего, улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, правовой и социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня и т. д. Не меньшее значение имеет и развитие социальное района, города, региона, всего общества. В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура».
Как показано в литература (Ж.Т. Тощенко и др.), это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Развитие соц. инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры и может служить теоретической базой для управления развитием социальным на этом уровне. Управление включает в себя такие операции, как социальное прогнозирование, социальное проектирование и социальное планирование.
Всесторонняя оценка процесса развития социального требует фиксации позитивных и негативных тенденций (трендов). Для таких целей вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. В качестве примера можно привести «Систему социальных показателей российского общества», разработанную в ИСПИ РАН (разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальную, социально-политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, социальные индикаторы как количественные характеристики и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами (например, посредством опросов общественного мнения). «Система» позволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые могут служить основой оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений и общества в целом).
Вместе с тем органы статистики вырабатывают более детальные системы социальных, демографических, экономических, других статистических показателей, и их число, выраженное в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и других формах, достигает уже нескольких сотен. При этом наряду с разработкой отраслевых показателей осуществляется их синтезирование, объединение для оценки общего уровня развития социального страны и целей международных сопоставлений.
С начала 1990-х гг. в социологии и других социальных науках стал разрабатываться (и применяться) ИРЧП, который рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Данный индекс дает возможность на основе объективных критериев определять уровень развития физических и духовных возможностей человека в той или иной стране, а также косвенно и уровень развития самой страны. В качестве главных показателей ИРЧП выделяют (средние значения): ожидаемая продолжительность жизни людей; уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт (см. Потенциал человеческого развития). Вместе с тем ИРЧП нельзя абсолютизировать, ибо он не может дать представления по целому ряду крайне важных параметров, например, о политических, экологических, моральных и иных факторах развития человека.
Наряду с системами показателей, рассчитанными на общую оценку уровня социального развития страны или общества в целом, разрабатываются также системы конкретных показателей для оценки некоторых специфических объектов или особых ситуаций, например, кризисов. При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными ИСПИ РАН, заключающийся в определении предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада (см. Показатели предельно критические).
В западной социологии понятие «развитие социальное» в указанных выше смыслах обычно не используется. Эта проблематика анализируется в терминах эволюционизма и неоэволюционизма, экономического роста, теорий социальных изменений, а также социальных трансформаций. Впрочем, со 2-й половине 20 века стала развиваться «социология развития», которая анализирует процессы индустриализации и их социальных последствий, прежде всего, в странах «третьего мира» после 2-й мировой войны. Так, возникло несколько вариантов теории модернизации, в соответствии с которой менее развитые страны могут, в конце концов, поравняться с индустриализованным миром, если будут внедрять у себя экономические, социальные и политические системы западного общества. Критика этих взглядов, в т. ч. и со стороны западных социологов, подчеркивала политизированный уклон теории модернизации, детерминированный в первую очередь условиями периода «холодной войны». Реальная ситуация в странах «третьего мира» также свидетельствовала не в пользу линейного развития всей совокупности общественных отношений и социальных структур по западному образцу. В последние десятилетия под влиянием бурного развития ряда стран Юго-Восточной Азии возникают обновленные варианты теории модернизации, которые допускают возможность достижения развивающимися странами современного экономического и технико-технологического уровня при сохранении традиционных социальных структур и культурных ценностей.
Л.Н. Москвичев
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 377-378.
Литература:
Жуков В.И. Потенциал чел.: индекс соц. развития россиян. М., 1995; Показатели и индикаторы соц. изменений. М., 1995; Доклад о развитии чел. за 1999 г. Нью-Йорк, 2000. По заказу ПР ООН; Тощенко Ж.Т. Соц-я: Общий курс. М., 2000; Заславская Т.Н. Социоструктурный аспект трансформации российского об-ва // Социол. иссл-я. 2001. № 8; Лапин Н.И. Социетальная соц-я // Там же; Россия: трансформирующееся об-во. М., 2001; Осипов Г.В. Соц. мифотворчество и соц. практика. М., 2002; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.
Социальное формирование личности – естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности.
Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием. Данная глава предусматривает рассмотрение следующих проблем: социальное развитие человека; социальная активность человека как социально-педагогическое явление; особенности развития социальной активности подростков.
В результате изучения главы обучающийся должен:
знать
- закономерности, категории, принципы и методы социальной педагогики;
- специфику социального развития;
уметь
Анализировать и изучать основные тенденции социального развития;
владеть
Системой знаний о формах и методах социального развития, сущности социальной активности личности как факторе социального развития личности.
Социальное развитие и социальная активность личности
Основные понятия : социальное развитие, социальная активность личности, педагогические особенности поэтапного развития личности, типы родительских отношений, активность и стратегия жизни личности, производственно-трудовая активность, социальная активность, трудовая социальная активность, общественно-политическая социальная активность, формы социальной активности.
Сущность социального развития человека
Развитие – это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности – это количественное и качественное изменения личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания в определенной социальной среде. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.
Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера.
Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и др.
Под социальным развитием человека в общем смысле принято понимать процесс, при котором происходит усвоение традиций культуры и общества, в котором он растет, формирование ценностей. И семья как главная и основная его ячейка становится своеобразным проводником, который из поколения в поколение несет опыт и знания, накопленные ранее. Именно для того чтобы восприятие окружающего мира индивидом впоследствии не стало искаженным, родители создают в доме правильную психологическую атмосферу – атмосферу доверия и взаимного уважения. Это и есть первичное социальное воспитание детей.
Социальное развитие человека – это длительный воспитательный процесс, в котором участвуют педагоги, родители, дедушки и бабушки. В процессе социального развития не все стороны дают правильную оценку того, как ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя с друзьями, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он получает социальное развитие и учится жить рядом с людьми, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Правильное социальное развитие ребенка создает его характер социально адаптированным, компетентным к жизненным ситуациям и определяет его будущее. По сути, будущее ребенка формируется сегодня, каким и кем станет ваше чадо определяет именно социальное развитие ребенка.
Что влияет на социальное развитие человека?
Как правило, социальное развитие человека, в первую очередь, происходит в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребенка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. То, как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который, в свою очередь, определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. В одних семьях ценится "приспособленчество" – комфортное поведение, в других "конфликтность" – самостоятельность в принятии решения, в третьих "эгоистичность" – достижение собственного "Я".
В тех случаях, когда ребенок большую часть времени проводит в детском саду, в процесс его социализации включаются воспитатели и другие сотрудники дошкольного образовательного учреждения. В одних случаях речь взрослых, в других – их пример оказывают влияние на формирование личности ребенка, стиль его мышления и поведения. Таким образом, ребенок приспосабливается к жизни в сообществе, усваивает навыки взаимодействия и общения с другими людьми. Этот процесс происходит, с одной стороны, в форме прямых инструкций, которые взрослые дают детям, с другой – в форме контроля за их поведением, который взрослые часто осуществляют с помощью запретов или наказаний. В дошкольном возрасте у детей еще слабо развиты функции самоконтроля, поэтому для их социального развития большое значение имеет, какие средства и методы взрослые используют для контроля за поведением детей.
Следующий этап социального развития человека – это переход к личностной форме общения. Она характерна для детей возраста 6–7 лет. В это время вопросы малышей приобретают конкретную направленность – они все чаще спрашивают о человеке и его предназначении. На данном этапе взрослый является в глазах ребенка всемогущим, т.е. примером для подражания. Очень важно прочувствовать этот момент и оказать малышу необходимую помощь и поддержку, особенно если он в чем-то сомневается или переживает по какой-либо причине. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться свой собственный стиль поведения, правда, пока по аналогии с образом действий находящегося рядом взрослого. Поэтому очень важно, кто находится с малышом в данный момент, – он чрезвычайно подвержен влиянию и гибок как пластилин. В возрасте 6–7 лет ему жизненно необходимо общение с ровесниками: в этом случае социальное развитие ребенка протекает более гармонично и ровно. Социализация малышей должна проходить наиболее безболезненно, и подходящую атмосферу для этого процесса должен создать взрослый – учитель или воспитатель. Так каждый в коллективе будет чувствовать себя частью единого целого и одновременно сможет сохранить свою индивидуальность.
Проще всего дети адаптируются к социальной среде во время игр. Стоит обратить внимание на характер манипуляций, производимых детьми: чаще всего это действия, копирующие поведение взрослых. Малыш создает воображаемую ситуацию, примеряя на себя жизненные роли родителей, учителей, врачей, тем самым неосознанно подготавливая себя ко входу в большой мир. Игра полезна еще и тем, что в процессе ребенок учится находить выход из различных ситуаций, в том числе и тех, в основе которых лежит противоречие, конфликт. Конечно, игровая деятельность не единственный фактор, который способствует социальному развитию детей. Очень важны занятия и упражнения, позволяющие развивать кругозор, обязательны знакомство с литературой и музыкой и, конечно же, доверительные беседы с родителями и педагогами, в ходе которых у малышей появляется возможность обсудить поступки и мысли.
Понятия «социального изменения», «социального развития», «социального прогресса», «модернизации» Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмов, их основных форм и направленности. Понятие «социальные изменения» носит самый общий характер. Социальное изменение-это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Изменения присущи всем элементам социальной структуры общества и проявляются на всех этапах его существования. Взаимодействуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга: одни изменения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незаметным, а затем более существенным преобразованиям. На основе изменений осуществляется процесс социального развития.
Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие - необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется в социологии такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс». Социальный прогресс - это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от более развитых к менее развитым.
Социологами в понятия «социальный прогресс» и «социальный регресс» вкладывается различное содержание. Нередко этими понятиями характеризуется поступательное или нисходящее движение общества. Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе общества. Если же сумма негативных изменений превышает сумму позитивных, то считают, что имеет место регресс. Например, в античности идею регресса признавали древнегреческий поэт Гесиод и философ Луций Анней Сенека, а идея прогресса стала обосновываться только с 18 века (А.Тюрго, Ж.Кондорсе).
Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применяется для оценки направленности общественного развития. Социальным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам цивилизации при цивилизационном подходе и от первобытно-общинной формации к коммунистической при формационном подходе). Объективные показатели социального прогресса связываются с совершенствованием орудий труда - других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.
В этом случае понятие «социальный регресс» не может рассматриваться как полностью соотносительное понятию «социальный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные государства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространиться на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе говоря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в качестве его финальной цели.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революционным.
Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы - частичные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того или иного общества.
Революция - это комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, доступе к социальным благам. Примером экономических реформ является знаменитая столыпинская реформа сельского хозяйства (1905-1910 гг.), направленная на существенное ограничение общинного и феодального землевладения и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный характер и представляют собой форму перехода общества из одного качественного состояния в другое. Реформы и революции - это различные инструменты общественных преобразований, однако между ними нет непроходимой пропасти. Реформы, как правило, задумываются правящей элитой как одиночный акт или серия последовательных действий, вносящих какое-либо нововведение в общественную жизнь. Они начинаются каким-то законодательным актом и предусматривают проведение серии организационных мероприятий исполнительными органами власти. Но если эти нововведения носят серьезный характер, то в процесс реформ вовлекается все общество. На какой-то стадии правящая элита, и правительство в частности, может потерять контроль над социальным процессом, и реформы постепенно превращаются в революции. Первоначальные частичные изменения приобретают повсеместный характер, захватывают все сферы общественной жизни и превращаются в революцию. Именно таким образом развивалась «перестройка» Горбачева в СССР в 1985-1991 гг. Она началась с мероприятий по «ускорению» и «гласности», направленных на реформирование советского социалистического общества за счет внедрения в него элементов рыночных отношений и западной демократии, а закончилась в 1993 году ликвидацией советской власти, установлением капиталистических производственных отношений. Иначе говоря, капиталистической революцией, изменившей основы существующего строя в СССР, в том числе и распадом самого СССР.
Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Поскольку современный период «Новое время» в человеческой истории датируется с момента зарождения и расцвета капитализма, то суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация - это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.
Концепция эволюционного и революционного развития общества Социологи всех школ и направлений рассматривают общество как изменяющуюся систему. Однако при трактовке общественных изменений у представителей различных школ и направлений проявляются существенные различия. Абсолютизация того или иного типа изменений социальных систем породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетарной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разнородности в системах ускоряется темп дифференциации, так как каждая дифференцированная часть является не только результатом дифференциации, но й дальнейшим ее источником. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Однако накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.
Социальная эволюция, по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. В социологии Г. Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в. - идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.
Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества.
Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном полюсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом-высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.
Переход из одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население; 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает угроза сплоченности общества; 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.
В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог Ф. Теннис (1855-1936) в своей знаменитой книге «Община и общество». Ф. Теннис использует немецкие термины «гемейншафт» и «гезельшафт», чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Понятие «Гемейншафт» применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие «Гезельшафт» - к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Гемейншафт предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «Гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде; 2) Гемейншафт придает основное значение обычаям, в то время, как Гезельшафт основано на формальных законах; 3) Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Гемейншафт опирается на религиозные, Гезельшафт - на светские ценности; 5) в основе Гемейншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория стадий роста. Теория «стадий роста» У.Ростоу описывает поступательное развитие общества как переход от аграрного «традиционного» общества к современному «индустриальному », как прохождение 5 важнейших ступеней - стадий.
Первая стадия - традиционное общество, основу которого составляет примитивное сельскохозяйственное производство. Накопления здесь незначительны и расходуются непроизводительно.
Вторая стадия - «переходное общество» - на этой стадии создаются предпосылки для «сдвига»: рост производительности сельскохозяйственного труда, увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, возникновение централизованного государства и т.д.
Третья стадия - период «промышленной революции», характеризующийся мобилизацией внутренних накоплений и инвестирования более 10% национального продукта в производство, быстрым ростом основных отраслей промышленности и радикальным изменением методов производства.
Четвертая стадия - «путь к зрелости»- формирование индустриального общества. Этот процесс отличается бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20%, бурным ростом городов.
Для индустриального общества характерны: 1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления; 2) массовое производство товаров на широкий рынок; 3) механизация и автоматизация производства и управления; 4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности - индустрии обусловливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.
Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные ее представители - американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и французские социологи и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье. Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную и 3) постиндустриальную. Бжезинский третью стадию называет технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, на второй - вторичная сфера - промышленность, на третьей стадии - третичная - сфера услуг. Основная задача этой стадии - индивидуализация производства и потребления. В доиндустриальном обществе главная цель - власть. В индустриальном - деньги, в постиндустриальном - знание, обладание которым является главным, престижным фактором. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации: в аграрном обществе - это церковь и армия, в индустриальном - корпорация, в постиндустриальном - университеты. В соответствии с этим находится и социальная структура: в аграрном обществе господствующую роль играют священники и феодалы, в индустриальном - бизнесмены, в постиндустриальном - ученые и менеджеры-консультанты.
Теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д. Технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными конфликтами, социальными революциями.
Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании социальных изменений. Однако наряду с ней довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной общественно-политической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция - это коренной качественный переворот по всей системе общественной жизни. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития, служат мощным стимулом для всего общественного развития. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».
Эволюционистские и революционистские теории общества основываются на идее общественного прогресса. Они утверждают возможность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В одном случае критерием прогресса объявляется усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер), в другом - изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э. Теннис), в третьем - изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл), в четвертом - степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).
Теория культурно-исторических типов Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии является концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс | прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения - мирового господства.
Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ. Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский. Н. Я. Данилевский подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» - это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности и т. д. Поэтому они не в состоянии выработать свои своеобразные культурно-исторические типы. Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит «историческим» народам. Н. Я. Данилевский насчитывает 13 «типов», или «самобытных цивилизаций»: египетский, китайский, ассиро-вавилонский (древне-семитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, j новосемитический (аравийский), романо-германский, перуанский. | « Культурно-исторические типы », по Н. Я. Данилевскому, различаются 1 по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Почти все культурно-исторические типы, считал Данилевский, одноосновны, т. е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: например, в европейском - религиозный, в греческом - культурный, в романо-германском - общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом. Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы. Н. Я. Данилевский считал, что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа. Авангардная роль в этом процессе принадлежит России. Таким образом, теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского служила методологической основой славянофильской идеологии.
С точки зрения Н. Я. Данилевского, каждый культурно-исторический тип, если он не погибает насильственной смертью, проходит четыре основные фазы своего развития: первый период - «бессознательный», когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают на уровне «этнографического материала». Второй период- период государственного становления, формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов. Эти два периода занимают самый длительный промежуток в истории данных народов. Третий-период расцвета цивилизации, и четвертый-период упадка. Это относительно краткие периоды. Их продолжительность исчисляется двумя-тремя столетиями.
В западной социологии сторонниками теории культурно-исторических типов являются немецкий ученый О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби. О. Шпенглер выделял восемь культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждый из этих типов, по О. Шпенглеру, вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» - т. е. способа переживания жизни, подчиняется жесткому биологическому ритму и проходит основные фазы развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».
Для того, чтобы более резко подчеркнуть основные фазы в развитии культурно-исторических типов, О. Шпенглер вводит резкое противопоставление между культурой и цивилизацией. Первый этап в развитии культурно-исторического типа он называет культурой. Культура - это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-исторического типа. Она характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах общественной жизни - социальной и политической, религиозной и этнической, художественной и научной. Второй этап - цивилизация, характеризуется «механическим типом эволюции, представляющим собой «окостенение» творческих начал культуры и ее распад. Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах, цель которых, по О. Шпенглеру, глобальное господство над миром государства-победителя. Европа, по мнению О. Шпенглера, переживает стадию цивилизации. Отсюда вывод о неизбежном скором «закате» Европы.
Продолжателем и защитником идей Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера является английский историк, социолог и философ А. Тойнби. С точки зрения А. Тойнби, объектом изучения науки могут быть человечество в целом или какие-либо конкретные, национально-государственные образования, или определенные культурно-исторические типы, которые он называет цивилизациями. Цивилизации, по А. Тойнби, представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории, целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Цивилизации сопоставимы, сравнимы между собой, а также с примитивными обществами, которые еще не достигли стадии цивилизации. Это позволяет исследователю использовать сравнительно-исторический метод. На основе определенных критериев исследователь может определить, как далеко те или иные цивилизации продвинулись вперед, насколько они отстали от наиболее высокого уровня, и на этой основе можно будет говорить о значении каждой отдельной цивилизации.
Социализации человека
Социальное формирование личности – естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном зависят от его социального развития.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социальное развитие человека;
2) социализация человека как социально-педагогическое явление;
3) особенности социализации человека на различных этапах его возраста.
§ 1. Социальное развитие человека
Известно, что понятие развитие появилось на рубеже XVII и XVIII вв. Согласно исходному смыслу под ним понималось – разворачивание вовне изначально присутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с их естественными закономерностями роста.
В настоящее время под развитием понимается - направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходит качественное и количественное изменение. Человек, как природное существо развивается естественным образом, в том числе и в социальном направлении. В процессе развития он проходит сложный путь от естественного проявления до осознанного творчества собственной жизнедеятельности. Содержание этого пути связано с социальным становлением человеческого образа. Это становление носит социально-педагогический характер.
Отличительной особенностью человека как живого существа является его предрасположенность к социальному развитию. Социальное развитие личности – это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Оно представляет собою естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде. Социальная среда выступает одним из основных движителей социального развития человека, без которого не может быть формирования личности.
Понятие среда рассматривается в широком и узком смысле . В широком смысле она включает в себя: климатические, природные условия, в которых растет ребенок, государство, его общественное устройство, идеология, культура, а также условия, которые оно создает для развития детей. Все это определяет направленность и успешность социализации ребенка, существенно сказывается на формирование его менталитета, как представителя соответствующего государства, народа, жителя региона. В узком смысле среда представляет собой непосредственное предметное окружение ребенка, через непосредственное взаимодействие с которым, он познает мир, развивается как личность. В педагогике существует понятие «развивающая среда» () – это сложившееся предметное наполнение, особым образом организованное, способное эффективно влиять на развитие ребенка. Она может быть позитивной (активизирующей) и негативной (сдерживающей). В социальном становлении человека необходима педагогически организованная целесообразная развивающая среда . Такая среда способствует наиболее целесообразному социальному развитию растущего человека.
Социальное развитие человека носит непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности не стоит на месте. Оно обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т. д. Неравномерность в социальном развитии заключается в том, что оно не носит линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе: от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и пр.
Выделяют актуальный (зона актуального) и ближайший (зона ближайшего) уровень социального развития ребенка () . Актуальный уровень развития ребенка свидетельствует о состоянии личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого, возможности его самостоятельно решать задачи, определенной степени сложности. Другими словами, что по уровню развития он представляет собою как личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития – свидетельствует о ближайших возможностях в развитии ребенка. Она характеризует расхождение между уровнем его актуального развития и уровнем потенциального развития. Потенциальный уровень – это те индивидуальные возможности ребенка, которые могут быть реализованы в нем в процессе его дальнейшего развития. Зона ближайшего развития свидетельствует о реальной перспективе развития ребенка с учетом его потенциальных возможностей при активной целенаправленной самоактивности.
Социальное становление человека тесно связано с развитием его психики. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоциальное развитие». Особенности психосоциального развития ребенка на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джона Болби): приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до 10 месяцев); появление устойчивого чувства «Я» (от 9 до 18 месяцев); развитие эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).
Вопросы, раскрывающие специфику развития ребенка, в том числе социального, более подробно рассматриваются в учебном курсе возрастной психологии.
§ 2. Социализация человека как социально-педагогическое явление
Как отмечает, в науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» – земли, средств производства и т. п. Применительно к человеку он нашел отражение в связи с развитием социологии. В работе американского социолога (1887) «Теория социализации» термин «социализация» применяется в значении близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. В ходе этого процесса человек обогащает свое мировоззрение, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе (социокультурной среде).
По своей сущности социализация определяет своеобразие социального развития, самореализации человека, усвоения и воспроизводства им культуры общества на протяжении всей жизни. Постепенно человек, формируясь как личность, расширяет и углубляет свои социальные, социокультурные интересы, идеалы, ценности, усваивают и совершенствуют различные социальные роли, приобретают опыт социального поведения.
Интересы (от лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т. п.), участвующих в них индивидов, социальных групп.
Идеалы (от франц. – идея, понятие, представление) – то, что определяет высшую цель деятельности, стремления. Социальные (социокультурные) идеалы определяют направленность высших целей деятельности человека, обусловленные социально-педагогической деятельностью.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности, с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле – это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Роль – это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль – выполнение человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью , выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена человеком на уровне знакомства (знает существо деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет ролью на уровне специалиста, опытного человека).
Социальный опыт представляет собою совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей.
Социализация происходит в процессе взаимодействия человека с другими людьми, социокультурной средой жизнедеятельности. Эти люди и факторы среды (учреждения), с которыми взаимодействует социализирующийся человек, выступают в качестве агентов социализации . Выделяют агентов первичной и вторичной социализации:
· агентов первичной социализации важных на ранних этапах жизни человека, непосредственно окружающих его: родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
· агентов вторичной социализации важных на поздних этапах жизни человека, опосредованно или формально его окружающих: учреждений и институтов, представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партии, суда и т. д.
Выделяют различные виды социализации, в процессе которых усваиваются социальные роли. К основным из них относят: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. Поло-ролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяемых с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль – есть выполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль – это социальная роль, которую он усвоил и своеобразно проявляет с учетом той культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурное своеобразие поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружения, возраста, профессиональной деятельности и пр.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Как процесс , она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека с социокультурной средой обитания, адаптации к ней и самореализации в ней с учетом индивидуальных возможностей. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Как условие – это свидетельство наличия того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. Через проявление судят об уровне социального развития.
Как результат – она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
По своей сущности в процессе социализации происходит передача обществом и усвоение индивидом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентации. Овладение социальным опытом и культурой является естественной необходимостью, так как общество существует посредством передачи новым поколениям исторического опыта, а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря социализации. В процессе нее реализуются индивидуальные предрасположенности человека к социальному совершенству.
Наследственные и врожденные особенности составляют определенный потенциал, определяющий предрасположенность человека в развитии. В процессе же социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не реализован. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в развитии человека, становлении его как личности. Такие предрасположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности для развития человека.
Позитивные предрасположения – эта наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Особенно это важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.
Негативные предрасположения – это то своеобразие человека, которое либо ограничивает его в возможностях социального развития, либо имеет четко выраженный отрицательный социальный характер, что может негативно сказаться в его социальном развитии.
В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.
Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Они считают, что именно наследственность определяет, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности, нужны еще соответствующие условия для их реализации и определенная, порой значительная личная роль человека.
Отрицательные предрасположения от наследования в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и другие, являются условиями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение в создании условий, которые могли бы стимулировать развитие у них негативных предрасположений, превращение их в личностную реальность, позволяют предупреждать или в значительной степени сдерживать возможность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по своей сущности и проявляется профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком. Она предусматривает социально-педагогическую работу не только с ним, но и с его непосредственным окружением, прежде всего с родителями (лицами их заменяющими).
Сторонники социогенного (социогенетического) направления в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хочет воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся в саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностями ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность. Последствия такой воспитательной работы иногда могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам, когда потребуется значительная помощь психиатра или психолога в исправлении.
Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспитательной работе с ребенком. В процессе социального развития и воспитания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности . Одновременно следует уметь создавать средовые условия , позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ребенку.
Выделяют факторы, существенно влияющие на процесс социализации человека, а также агенты, при чьей помощи он реализуется.
Факторы среды – это все то, что непосредственно и опосредованно влияет на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив , личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации , книги и пр.
Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда – это все, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, обстановку в семье, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема – это складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема – это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т. д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема – это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе (она выступает нормативным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнедеятельности).
Выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы – космос, планета, мир; мезофакторы – этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы – институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации , группа сверстников и субкультура.
Десоциализация – (от фр. des... – приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + социализация) – утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.
Основные причины десоциализации, обусловлены различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.
Личностные факторы характеризуются потенциалами и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной для него среде, самоограничениями, либо сменой характера привычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Состояние организма, создает настроение, желание и способность проявлять себя в определенной деятельности. Негативное (нездоровое) состояние организма, сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.
Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека условия, сказывающиеся на его способности проявлять естественную активность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной личности.
Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Как результат ребенок не может проявлять себя в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую возможностям ребенка и сдерживающую его проявление в среде.
Десоциализация выполняет положительную или отрицательную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от негативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной деятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.
Ресоциализация (от лат. re – приставка, обозначающая повторное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие + социализация) – восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. На ресоциализацию также существенно оказывают влияние различные факторы, в том числе личностные, средовые и воспитательные. Они сказываются и на процессе и на результате ресоциализации человека.
Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Данный фактор активно используется в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека. Десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения) и ресоциализация (приобретение новых ценностей, норм, ролей и правил поведения взамен старых) - это две стороны одного процесса социализации. Если социализация в детстве и юности шла плавно, равномерно, представляя собой накопление новых знаний, ценностей, норм, то в зрелом возрасте на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Но в экстремальных условиях (колония, психиатрическая больница, армия, тюрьма) индивид дезориентируется (отвергает все старое, не имея возможности обрести новое), так как воспитание и социализация, которые он получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности. Этот опыт позволяет осваивать способность выполнять определенные жизненно важные социальные роли.
Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации человека он проходит определенные стадии (этапы) и ступени .
Стадия (от греч. stadios – устойчивый) – период, определенная ступень в развитии чего-нибудь. Существует множество подходов, выделения стадий (этапов).
По характеру протекания процесса социализации:
1) стихийная социализация человека, осуществляемая на основе естественной предрасположенности и под влиянием обстоятельств жизни;
2) относительно направляемая социализация - под воздействием воспитателей, СМИ;
3) относительно социально-контролируемая социализация - под воздействием среды, мнением которого не может не считаться растущий человек;
4) самоуправляемый - более или менее сознательное самоизмеиеиие , осуществляемое человеком в процессе формирования его самосознания и личной ответственности за себя и свое самопроявление в среде жизнедеятельности, достижения целей в жизни.
В 20-е годы XX века выделялись этапы, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка. В 70-е годы (1904–1984) предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники – игра; м ладшие школьники – обучение; п одростки – интимное личное общение; юноши – учебно-профессиональная деятельность . В 80-е годы предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Существует подходы, выделения стадий социализации человека в зависимости от :
· возраста: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраст, молодость (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
· ведущего вида деятельности : игровая - ранняя социализация; учебная - стадия обучения, трудовая - стадия высшей школы , стадия трудовой деятельности; послетрудовая - стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.
· ведущего института социализации : семейного; детсадовского; школьного; интернатного; производственного и т. д.
Человек, проходя этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость), меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройденного этапа образ жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, ему приходится приобретать новый социальный статус, новые социальные возможности.
В процессе социализации человека выделяют определенные ступени, качественные уровни в его социальном развитии. Основными ступенями социализации человека являются: идентификация, индивидуализация, персонализация.
Каждый человек в отдельности – индивид – это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от лат. individuum – неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Homo sapiens. Он носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин индивид иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. З. Фрейд (1856–1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:
а) первичная идентификация в младенчестве – как примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;
б) вторичная идентификация – как проявление защитного механизма. По Фрейду маленький ребенок старается идентифицировать себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые особенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя по отношению к любимому лицу, или к лицам, которых он ненавидит или которым завидует;
в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект, из-за желания оказаться в положении объекта, психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.
В процессе социализации происходит развитие особенностей конкретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этому индивиду, получает еще большее своеобразие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивидуальность означает – особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие выражения человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.
Наряду с индивидуализацией человека имеет место и деиндевидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях , в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление проявляется при жесткой регламентации жизни и деятельности, администрировании при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.
В процессе социализации происходит персонализация (от лат. persona – личность) человека. Она характеризует процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность ().
Имеет место и деперсонализация – как следствие отчуждения продукта труда от ее создателя или посредством присвоения плодов чужого труда. Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому. Например, отделение архитектора от результатов его деятельности.
Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, как результат его социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность определяется включенностью в общественные отношения как системным качеством индивида, формируемым в его совместной деятельности и общении.
На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.
Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, человеку принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития. Эта роль носит осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек включается в деятельность под воздействием различных факторов, которая обуславливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль личности в социализации проявляется в естественной активности ребенка в самопроявлении. В последующем, с развитием сознания, возрастает роль направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обуславливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах: игра, учение, общение, профессиональная деятельность.
§ 3. Особенности социализации человека на различных этапах
его возраста
Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности социализации человека. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной педагогики. Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.
Первый этап - детство (0-12 лет) - период первичного обучения и социализации. Социализация должна начинаться а детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность, хотя происходит только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девочки - в дочки-матери. В детстве закладывается фундамент социализации, хотя это самый незащищенный этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, так как социализация для них началась слишком поздно, а она не поддается искусственному управлению или манипулированию. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, тем необходимее становится потребность в специальном обучении и социализации.
Второй этап - юность (13-19 лет). В этом возрасте происходят психофизиологические изменения, которые не влияют на ход и содержание социализации. В этот период заканчивается формирование личности.
Трудности социализации в этот период связаны с несовпадением высокого уровня притязании (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса, который задан возрастом; несовпадением старого стиля родительства (для родителей подростки всегда дети) и новых потенциальных возможностей, заданных психофизиологическим повзрослением; противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
На двух первых этапах социализации выявляются факторы социализации: образование, идеологическое просвещение, усвоение определенной социальной информации, профессиональное обучение.
Ювеногогика (от лат. junior – младший + agoge – руководство, воспитание) изучает особенности социально-педагогической работы по стимулированию социализации человека на первом и втором возрастном этапе. Она представляет отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания детей, подростков, юношества (молодых людей).
Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте – это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка, подростка школьного возраста являются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессиональная ориентация. Особенности социализации человека на этапе его профессионального обучения (начального, среднего, вузовского): адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе профессиональной деятельности.
Данная отрасль изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового, сексуального и т. п. развития молодых людей.
Третий этап - зрелость (в зависимости от конкретных обстоятельств от 20 до 55-60 лет) охватывает период активной трудовой и общественно-политической деятельности, характеризуется расцветом человеческой личности. Зрелый возраст - это собирательное понятие из нескольких циклов человеческой жизни: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей. Взрослая жизнь - самый активный период социализации: в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой форме, а в реальной ситуации. Впервые уравниваются объемы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения. Здесь значительнее выступает фактор морального и материального стимулирования, а также регулятивно-контролирующий (предписания, нормы, эталоны духовных и материальный ценностей).
Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому, его саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению.
Андрогогика (от греч. aner, род. падеж andros – взрослый человек и agoge – руководство, воспитание) – отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых. Она изучает педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности включает: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной послепрофессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека: адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, в трудовом коллективе, в профессиональной деятельности); рост профессионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное развитие взрослого человек; самоутверждение человека; реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности.
Четвертый этап - старость. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, изменяется трудовой статус, содержание работы, мотивации и отношение к жизни, круг общения и самооценка. Пожилой человек превращается из производителя в потребителя, но перед ним раскрываются новые социальные возможности.
Геронтогогика (от греч. gerontos старец + agoge – руководство, воспитание) – отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы взаимодействия с людьми преклонного возраста. Особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: адаптация к новым условиям пенсионера; реализация потенциала человека в обществе; сочетание семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым в достойной жизни; социальная поддержка человека на завершающем этапе жизни; использование опыта, знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под социализацией?
2. Дайте характеристику социализации как процессу.
3. Дайте характеристику социализации как результату.
4. Дайте характеристику социализации как проявлению.
5. Каково влияние наследственных и врожденных особенностей человека на его социализацию?
6. Назовите и дайте характеристику основным этапам социализации человека.
7. Каковы возможности управления процессом социализации человека?
8. Каковы педагогические аспекты социализации человека?
9. Каковы основные факторы среды, обуславливающие социализацию человека?
10. Что понимается под десоциализацией?
11. Каковы основные причины десоциализации?
12. Что понимается под ресоциализацией?
13. Какова взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека?
14. Каковы проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного развития?
Примерная тематика рефератов:
1. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека.
2. Проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного развития, с которыми сталкивается социальный работник.
Литература:
1. Дюргейм Э. Социология образования / Пер. с франц. . – М.: ИНТОР, 1996.
2. Мудрик человека: Учеб. пособ. Для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2004.
3. Мудрик педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. . – 5-е изд., доп. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2005. – Главы II–IV.
4. Немов образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. – М.: Просвещение «Владос», 1994. – С.27–31, 122–143.
Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.
Е.В. Змановская определяет поведение как процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков.
По соотношению процессов адаптации - индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:
· радикальная адаптация - самореализация через изменение личностью существующего социального мира;
· гиперадаптация - самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;
· гармоничная адаптация - самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;
· конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;
· девиантная адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования;
· социально-психологическая дезадаптация - состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.
При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:
· мотивированность - внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;
· адекватность - согласованность с конкретной ситуацией;
· адаптивность - соответствие ведущим требованиям социальной среды;
· аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;
· продуктивность - реализация сознательных целей.
Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося.
В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты. Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.
«Нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме - эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50 % случаев.
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся - при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Наряду со статистическим, в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический.
Психопатологический критерий используется в медицине. Существует соблазн его применения к отклоняющемуся поведению личности и в других сферах. Возможно, это связано с тем, что исследование девиантного поведения традиционно проводилось в клинических условиях, а медикаментозная терапия в подобных случаях была широко распространена.
С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь».
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Болезнь - «жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь чаше характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного». Патология при этом - «любое отклонение от нормы», в смысле медицинской нормы. Или, по-другому, «это общее название конкретных нозологических единиц», т.е. то, что точно соответствует одному из случаев, перечисленных в классификации болезней и их признаков.
В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время, девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких, как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь. Перечисленные формы характеризуются сложностью, сочетанным характером проблем и неопределенностью диагностических признаков. Например, по Личко А.Е., «акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим».
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время, поведение многих людей с акцентуированными чертами характера не является отклоняющимся. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах приблизительно 50% населения относится к акцентуированным личностям. При этом большая часть из них проявляет нормальное поведение и даже имеет особые заслуги перед обществом.
Следующий, социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям.
С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. Например, советское государство культивировало такие качества «строителя коммунизма», как чувство долга, идейная преданность, коллективная ответственность, унитарное мышление. Со времен перестройки важную роль стали играть личная инициатива, самостоятельность, гибкость.
С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма - полного подчинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадаптация - это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, здоровье); конфликты с законом; изоляция.
В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться: негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции; конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; когнитивные искажения реальности.
Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.
В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.
Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье – предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение личности бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция». Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение.