«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина

I. Отражение в поэзии Пушкина гармонической личности поэта и человека, ставшего «с веком наравне» (Пушкин).

II. «Лелеющая душу гуманность» (Белинский) поэзии Пушкина.

1. Воплощение в поэзии Пушкина торжества света, разума, правды.

2. Идеи гуманизма как отражение идеалов декабристской эпохи: защита свободы личности, творчества; «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный…»; «Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»; стойкая верность «прежним гимнам» в жестокий век расправы с рыцарями свободы.

3. Высокое нравственное начало дружеской лирики Пушкина.

4. Гимн возвышающему и вдохновляющему чувству любви.

5. Философская глубина лирической исповеди поэта: любовь к жизни и бесстрашие перед непреложными законами бытия.

III. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» (Тютчев). (Пушкин всегда с нами.)

Из книги Сталин и писатели Книга первая автора Сарнов Бенедикт Михайлович

Сюжет второй «Я ВЫРАЖАЛ НЕ СВОЮ ЛИНИЮ, А ЧУВСТВА НАШЕГО НАРОДА» Эта фраза - из письма Эренбурга Сталину, написанного 15 апреля 1945 года, то есть на другой день после появления в «Правде» статьи Г.Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает». Статья эта была шоком - не только

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Из книги Зов Ункаса автора Ветер Андрей

Из книги Каменный пояс, 1978 автора Бердников Сергей

Из книги Том 3.Свидание с Нефертити. Роман. Очерки. Военные рассказы автора Тендряков Владимир Федорович

«МОДЕЛЬ» ЧУВСТВА Искусство - общение… Я испытал чувство, передал его Тебе. Но как это делается? Не вынешь же из себя и не передашь из рук в руки…Воспользуемся примером Толстого.«Самый простой случай: мальчик, испытавший, положим, страх от встречи с волком, рассказывает

Из книги Собрание сочинений. Т.26. Из сборников: «Поход», «Новый поход», «Истина шествует», «Смесь». Письма автора Золя Эмиль

ДОБРЫЕ СТАРЫЕ ВРЕМЕНА © Перевод В. Балашов Я внимательно читаю газеты. И с недавних пор, раскрывая некоторые из них, я неизменно встречаю фразу, заставляющую меня призадуматься.Политическую информацию эти газетные листки теперь то и дело обрывают восклицанием, в котором

Из книги Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней автора Смирнов Игорь Павлович

Из книги Истории, связанные одной жизнью автора Штеренберг Юрий

Из книги Каменный пояс, 1979 автора Катаев Валентин Петрович

Добрые люди и счастливые животные Это не исследование о взаимоотношениях людей и домашних животных – это просто воспоминание о спутниках жизни нашей семьи. Написав этот заголовок, я понял, что его утвердительная форма, по крайней мере, не всегда соответствовала

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Счастливые животные и добрые люди Второго мая 1992 года мы с Нонной подъезжали к нашей даче. Настроение было хорошее – весна, начало дачного сезона. Нонна благополучно пережила операции, я об этом уже писал, и чувствовала себя неплохо. Я был уже на пенсии, но работал в одной

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

Луиза Гладышева, журналист ДОБРЫЕ ВСХОДЫ ТЕРЕНТИЯ МАЛЬЦЕВА О нем рассказывается в книге Л. И. Брежнева „Целина“ «С особым уважением отношусь к людям, которые спокойно, без суетни и шума ведут свою линию в сельском хозяйстве, видя всегда конечную цель. Пересматривать на

Из книги Антипутеводитель по современной литературе. 99 книг, которые не надо читать автора Арбитман Роман Эмильевич

«Весенние чувства» графа А. К. Толстого В конце весны – начале лета 1871 года А. К. Толстой пишет несколько разножанровых, но тесно меж собой связанных поэтических текстов: баллады «Илья Муромец» (май?), «Порой веселой мая…» и «Сватовство» (май-июнь?), стихотворения «То было

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Из книги автора

Из книги автора

А глаза добрые-добрые… Крис Хатчинс, Александр Коробко. Путин. М.: ОЛМА медиа группАксиомы тем и отличаются от теорем, что в доказательствах не нуждаются. Англо-русская биография Владимира Путина принадлежит к довольно редкому на Британских островах, зато популярному у

Из книги автора

«Добрые и сильные» (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») I. Значение подзаголовка романа – «Из рассказов о новых людях».II. «Человеку можно быть добрым и счастливым…» – лейтмотив романа.1. Противопоставление «новых людей» старому миру.2. Богатство умственной жизни


Первый вариант
«Подлинное искусство - это… откровение», - писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое «второе я», своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт? Чаще всего - лучшие чувства, на которые этот читатель способен. К таким поэтам относится и А. С. Пушкин.
Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы возродить (речевая ошибка: здесь нужен глагол «пробудить») в людях «чувства добрые». Наверно, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь, веру и вообще гуманизм (речевая ошибка: гуманизм - не чувство; кроме того, в соответствии с темой следовало бы написать «чувство прекрасного» или «любовь к прекрасному»). Почему же эти чувства имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?
Для начала обратимся к философской лирике. Он (грамматическая ошибка: местоимение «он» или «она» можно употреблять, если в предыдущем предложении было названо какое-то лицо - Пушкин, автор, поэт) восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум!», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становятся любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.
К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связано приятное времяпрепровождение («Пирующие студенты»). И в стихотворении «К Пущину», написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: «Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!» Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина «другом сердечным», а в стихотворении «Разлука» лирический герой определяет это родство как «святое братство». Дружба для поэта - это чувство, не подчиняющееся законам пространства (речевая ошибка: непонятно, при чем здесь законы пространства и как им можно подчиняться; следовало написать - неподвластное расстоянию). В стихотворении «19 октября» (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях разрушают его одиночество и грусть (речевая ошибка: одиночество и грусть нельзя разрушить, можно лишь развеять, в них можно утешить).
Дружба порождает доброту и желание почувствовать другого человека (речевая ошибка: не почувствовать, а разделить чувства). В стихотворении «Друзьям» Пушкин пишет: «И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я». Будучи от них (грамматическая ошибка: в предыдущем предложении не было названо существительное, которое заменяется местоимением) далеко, он испытывает к ним (та же грамматическая ошибка) «чувства добрые». Он (вновь та же грамматическая ошибка) пытается понять и принять «брата» не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: «Пусть будут счастливы все, все твои друзья!» («Разлука»). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.
Любовь - еще одно «чувство доброе». В ранней лирике лирический герой (речевая ошибка: тавтология, состоящая в контактном повторе однокоренных слов) Пушкина - романтик, а его любовь мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания «певца», его страдания. В 20-е годы любовь сливается (речевая ошибка: не сливается, а сближается, соотносится) с вдохновением. Например, в стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт пишет: «Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…» Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои «чувства добрые», в том числе и любовь, вызывая своими творениями ответный отклик (речевая ошибка: тавтология, так как отклик сам по себе может быть только ответом на что-либо) в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становилась божеством («Я помню чудное мгновенье…»). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение «Я Вас любил…», где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила любви (слово «любовь» уже столько раз повторялось, что лучше написать «чувство») настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. Это истинный гуманизм (слово не подходит, так как его значение не соответствует контексту; следует написать о благородстве, высоте чувств).
Гуманизм, или человеколюбие - это также одно из «чувств добрых» (гуманизм - не чувство!). Примером может быть даже стихотворение «К Чаадаеву», где герой готов бороться за свободу народа и всей страны. (Следовало бы подтвердить свою мысль цитатой.) За это же выступали декабристы, совершенно не задумываясь о последствиях своего протеста (неясно, какое отношение конец предложения имеет к «чувствам добрым»). С ними вместе был и лирический герой Пушкина (фактическая ошибка или речевая неточность: лирический герой Пушкина, как и сам Пушкин, не был вместе с декабристами, он был им близок - духовно, во взглядах). Например, в стихотворении «Арион» он даже после смерти (неточность: не просто смерти, а гибели, то есть преждевременной, насильственной смерти) своих «попутчиков» продолжает петь «гимны прежние». Но у «таинственного певца», кроме его идей и «гимнов», было еще что-то (лучше - нечто). Это «беспечная вера», которая, возможно, стала для лирического героя одним из важнейших чувств (вера - не чувство!).
Помимо веры в идеи (вера может быть в добро, в человека и т. д., но не в идеи вообще), существует, конечно, вера в Бога, которая может полностью изменить человека. В стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный…» вера и любовь к Деве Марии были единственным содержанием жизни героя, но это позволило ему попасть в «царство вечно». (Данный абзац, совершенно не относится к теме сочинения, поскольку вера не может рассматриваться в качестве «чувства доброго»; здесь скорее следовало бы написать о чувстве прекрасного, присущем Пушкину и его лирическому герою.)
Вспоминая все «чувства добрые», можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявилась в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Именно надежда нужна в этом «мрачном подземелье» для того, чтобы «любовь и дружество» дошли «сквозь мрачные затворы». Следовательно, без этого (повтор местоимения) «доброго чувства» невозможны в жизни и все другие.
Подводя итоги, можно сказать, что к традиционным, жизненно необходимым чувствам веры, надежды, любви у А. С. Пушкина добавляется дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, у которого так ярко представлены «чувства добрые». Конечно, многие из его последователей пытались отразить некоторые из тем (каких?), но не смогли сказать о жизненной необходимости всех этих чувств для человека. (Заключение очень слабое: во-первых, немотивированно выделяется именно дружба, во-вторых, нет логической связи между предложениями, а в-третьих, сильно принижаются все русские поэты, которые «не смогли» и которые почему-то все названы последователями Пушкина.)

Второй (исправленный) вариант
«Подлинное искусство - это… откровение», - писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое второе «я», своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт?
Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы пробудить в людях «чувства добрые». Наверное, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь и чувство прекрасного. Почему же они имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?
Для начала обратимся к философской лирике Пушкина. Он восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум!», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.
К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связаны приятное времяпрепровождение и веселье, как в стихотворении «Пирующие студенты». И в стихотворении «К Пущину», написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: «Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!» Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина «другом сердечным», а в стихотворении «Разлука» лирический герой говорит: «Святому братству верен я». Дружба для поэта - это чувство, неподвластное времени и расстоянию. В стихотворении «19 октября» (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях развеивают его одиночество и грусть. Вначале поэт говорит: «Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку…» Но в последних строках он пишет: «Пускай же он с отрадой хоть печальной тогда сей день за чашей проведет, как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».
Дружба рождает добро в душе и желание разделить чувства другого человека. В стихотворении «Друзьям» Пушкин пишет: «И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я». Будучи далеко от своих друзей, он тем не менее испытывает к ним «чувства добрые». Поэт пытается понять и принять «брата» не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: «Пусть будут счастливы все, все твои друзья!» («Разлука»). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.
Но счастье для поэта невозможно и без любви. Любовь - еще одно «чувство доброе». В ранних стихах лирический герой Пушкина - романтик, а любовь его мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания «певца», его страдания. В 20-е годы любовь сближается с вдохновением. Например, в стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт пишет: «Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…» Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои «чувства добрые», в том числе и любовь, вызывая своими творениями отклик в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становится божеством («Я помню чудное мгновенье…»). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение «Я Вас любил…», где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила чувства настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. В этом проявляется его благородство и истинное человеколюбие.
Удивительно, что чувства личные, такие как любовь, поэт приравнивает к общественному, к желанию свободы. В стихотворении «К Чаадаеву» он пишет: «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья». Борьбе за свободу «души прекрасные порывы» посвящали и декабристы. Им близок духовно и лирический герой Пушкина. Например, в стихотворении «Арион» он даже после гибели своих «попутчиков» продолжает петь «гимны прежние». Но у «таинственного певца», кроме его идей и «гимнов», было еще нечто. Это поэтический дар и чувство прекрасного.
Умение воспринимать прекрасное - в природе, в искусстве, в жизни - принципиально важно для Пушкина. Услышать «божественный глагол» («Поэт»), увидеть «прощальную красу» «в багрец и золото одетых лесов» («Осень»), понять красоту примиренья «с подданным» и «торжества прощенья» («Пир Петра Первого») может только сердце, которому чувство прекрасного не чуждо.
Вспоминая все «чувства добрые», можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявляется в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Именно надежда нужна в «мрачном подземелье» для того, чтобы «любовь и дружество» дошли «сквозь мрачные затворы». Следовательно, без этого «доброго чувства» невозможны в жизни и все другие.
Подводя итоги, можно сказать, что жизненно необходимыми для Пушкина становятся любовь и дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, в творчестве которого так ярко представлены «чувства добрые». Наверное, именно они порождают тот оптимизм, который характерен для творчества этого автора.

Сочинение.

«Чувства добрые» в поэзии А.С. Пушкина.

Ученик ГБОУ лицея 1367

9 «Л» класс

Цветет весна – и Пушкин отомщенный

Все также сладостно вольнолюбив.

Э. Багрицкий

Богато и разнообразно творчество великого поэта. И наверное, нет человека, прикоснувшегося к роднику пушкинской поэзии, который бы не знал этих слов: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Они всплывают в сознании помимо воли, когда о них совсем не думаешь. Мы произносим их как афоризм. Они чаруют музыкой стиха. Они одухотворяют одним удивительным сочетанием каких-то высоких слов: чувство, лира, пробуждение.

А сейчас я думаю о том, что стоит за ними, за этими словами, и испытываю истинное счастье вновь и вновь прикоснуться к нерасторжимому «союзу волшебных звуков, чувств и дум».

Все мы прошли через прелестные сказки Пушкина. Это он будил в наших детских душах нежное чувство к доброму, бескорыстному старику, маявшемуся со своей старухой. И весело смеялись, слушая о том, как «подпрыгнул поп до потолка» от щелчков умного, хитрого и доброго Балды.

Но вот, углубившись в стихи юного Пушкина, мы читаем торжественно звучащее название «Воспоминания в Царском Селе». Там есть удивительные своей простотой слова: «Края Москвы, края родные». И уже не надо ничего другого. Душа переполняется безмерной любовью к родной русской земле. Пусть все остальное кажется нам еще несколько наивным в своей торжественной серьезности, в своем официально казенном патриотизме. Ведь он совсем юн, будущий поэт. И как прав оказался «российский мудрец», подметивший в примечании к стихотворению «молодого поэта, талант которого так много обещает».

Этот талант молодого поэта очень скоро стал приобретать бунтарский характер. «Я рабство ненавижу», - заявляет он в стихотворении «Лицинию», - кипит в груди свобода. Во мне не дремлет дуз великого народа».

И отдавая дань классицизму, он пишет еще одну оду; но посвящает ее свободе. Читая «Вольность», мы чувствуем, как порой противоречивы симпатии юного поэта, неустойчиво его мировоззрение. Но никакой аллегорией не завуалируешь слова:

Самовластительный злодей,

Тебя, твой трон я ненавижу.

Это уже четкая гражданская позиция человека. А очень скоро, сбросив «с плеч долой обузу» классицизма, Пушкин формирует и свое поэтическое кредо:

Свободу лишь умея славить,

Стихами, жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой лирою своей.

И зазвучали стихи, направленные против сильных мира сего и их певцов. Пушкин пишет ставшие знаменитыми «Сказки (noel)», разоблачившие лживое обещание царя. Не щадит он и Карамзина с его «Историей государства Российского», где «доказывают нам без всякого пристрастья, необходимость самовластья и прелести кнута».

На борьбу с окружающим злом Пушкин страстно призывает свое поколение:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Какие светлые слова, какой порыв самых прекрасных человеческих чувств. Вечные слова и вечный призыв, потому что нет у человека призвания выше, чем служение Отчизне.

И разве можно удивляться тому, что у многих декабристов был текст стихотворения «Деревня», где «друг человечества» ярчайшими красками описал ужас жизни народа под властью «барства дикого». Такие стихи не могли не взволновать благородных людей. На вооружение первых русских революционеров были и стихи Пушкина. А. Пушкин особенно глубоко чтил высокое стремление дум и помыслов этих прекрасных людей. Поэтому так искренне и пламенно звучит знаменитое желание «В Сибирь», где он стремится поддержать «гордое терпенье» и уверенность в торжестве свободолюбивых идей.

В тяжелую пору жизни Пушкина согревало сознание того, что «пловцам» он пел, остался им верен. «Я гимны прежние пою», - заявлял он.

Конечно же, самые святые, самые добрые чувства связаны с борьбой за свободу народа, за лучшее будущее всего человечества.

Но жизнь многогранна. И гамма добрых чувств человека богата своими красками. И не последнее место занимает в жизни человека доброе чувство любви, нежности, верности:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Жаль, что эти стихи звучат как-то не очень часто. И мы порой привыкаем к тому, что бабушки наши преданно и самоотверженно служат нам, а у нас для них

А им бы ничего другого и не надо от нас.

В поэзии Пушкина особенно светло и чисто звучит чувство дружбы. Сколько нежности вложено в обращение к Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Дружбу с товарищами, озаренную «лучом лицейских ясных дней», поэт пронес через всю жизнь. Мне кажется, мы видим горящие восторги и подчеркнутые слезой глаза Пушкина, когда он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Или вечное чувство первой любви. Наверное, поэтому и зовется первой, что не единственная она в жизни человека. Но как порой оскверняется, опошляется минувшая дружба. А Пушкин учит нас по-доброму относиться к утрате первой любви, первого чувства:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

В поэзии Пушкина восхищает еще одна особенность. Это удивительное внимание к каким-то преходящим эпизодам, казалось бы, незначительным событиям. Меня поразило стихотворение «Дон», где он передает тихому Дону привет от его «сынов» - храбрых донских казаков, возвращающихся домой после победоносной войны и уже дошедших до русской границы:

Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Вот какие и многие другие добрые чувства пробуждает в нас поэзия А.С. Пушкина. Великий русский поэт поистине воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому по сей день не зарастет народная тропа. Поэт имел полное право сказать о себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил

Я свободу

И милость к падшим призывал.

Р.S. Композиция сочинения традиционна, но содержание нестандартное. Передано восхищение красотой и музыкальностью пушкинского стиха, раскрыто благотворное влияние на современников и потомков.

В исключительно богатом и разнообразном творчестве А. С. Пушкина большое и значительное место занимает лирика. Можно выделить несколько основных мотивов поэзии Пушкина: любовь и дружба, вольнолюбивая лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика. Но всю ее объединяет одно, характерное для этого поэта качество, – гуманизм. Можно смело сказать, что стихотворения Пушкина пронизаны светлым оптимизмом, чувством любви к людям, призывом к справедливости и милосердию, к истинной свободе.
Так, в оде “Вольность” звучат мотивы непримиримости с силами зла, желание бороться до конца. Поэт бесстрашно бросает вызов сильным мира сего, он азартен до безрассудства:
Увы! куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Но сам автор не верит, что тираны “склонятся” к справедливости. Он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.
В стихотворении 1828 года “Анчар” Пушкин дает глубокое философское осмысление свободы.
В первой же строфе стихотворения возникает образ “часового”. Он стоит на границе, охраняет один мир от другого – мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от его переизбытка (“Яд каплет сквозь его кору”):
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет.
Зло Анчара – абстрактное зло, страшное своею беспричинностью.
Пушкин обвиняет не только бесчеловечного “владыку”, пославшего своего слугу к смертельному Анчару, но и безропотного раба. Он считает, что каждый человек должен бороться за свою свободу. Только тогда власть прекратит притеснять более слабых.
Большую часть поэзии Пушкина составляет философская лирика, дающая ответы на вечные вопросы бытия. Стихотворение “…Вновь я посетил…” – один из ее образцов.
Оно было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином. Рассуждения лирического героя здесь сводятся к тому, что остановить поток времени и жизни, повернуть его вспять не под силу никому. Глубокое понимание быстротечности и неумолимости движения времени легло в основу произведения.
Общее настроение стихотворения можно охарактеризовать как светлую грусть. “…Вновь я посетил” представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское:
…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных…
Лирический герой приходит к выводу, что человек должен понимать и принимать мудрые законы Вселенной, наслаждаясь тем, что у него есть – каждой минутой жизни.
Пушкина, осознающего свою поэтическую миссию на земле, волновал вопрос о роли поэзии в жизни человечества. Свои размышления о целях поэтического творчества, о предназначении поэта художник воплотил в особом цикле. В него входят стихотворения “Пророк” (1826), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Я памятник себе воздвиг…” (1836).
Каждое из этих стихотворений имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта. Это человек, враждебный низменным интересам, погоне “за минутной славой”. Он всегда гоним, одинок среди враждебной среды, окружен ненавистью, подвергается преследованиям, травле, но остается твердым и непоколебимым.
Цикл о поэте и его роли имеет и более общий морально-этический смысл: здесь поэт не только “взыскательный художник” и учитель народа. Он становится для всех примером поведения человека-гражданина, примером стойкости, мужества, непримиримости к злу, несмотря на все преследования.
Важно отметить, что дружеская и любовная лирика Пушкина также наполнены жизнелюбием, теплом и светом. Поэт невероятно трепетно относился к своим друзьям и любимым женщинам, временами даже обожествляя их образы.
Любовь и дружба по Пушкину – это естественные состояния души человека. Это чувства, приносящие радость, даже если они не взаимны:
Я забываю мир земной,
Я нектар пью, срываю розы,
И не страшат меня угрозы
Судьбы и парки роковой.
Без любви и дружбы, утверждает поэт, нет настоящей жизни, а есть лишь пустое существование.
Творчество Пушкина открыло новую веху в истории русской литературы. Этот художник ввел в поэзию новые темы, новый язык. Но, кроме того, лирика Пушкина – явление поистине удивительное. Вся она пронизана светом, любовью, надеждой, гуманизмом. Воистину, прав был поэт, когда говорил о себе “Чувства добрые я лирой пробуждал”.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Тема свободы в лирике А. С. Пушкина. Двадцатые годы XIX столетия. Николаевское “безвременье”. Подавление декабристов. Царизм торжествовал победу над самыми...

«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина

Цель урока: показать учащимся гуманность лирики А.С.Пушкина.

Вступительное слово учителя.

Перед нами сегодня стоит непростая задача. Ведь поэзия А.С.Пушкина разнообразна по тематике. Мы увидим, что же объединяет несколько сот разнообразных стихотворений поэта.

Слайды

Стихотворение Пушкина «Памятник» написано почти 180 лет назад. Русское общество 200 лет назад и раньше жило по такой смысловой цепи: Бог – царь – отец – семья. В окружении Пушкина были такие люди, которые восстали против царя. - Кто были эти люди? Как были наказаны царем? Какие отношения связывали их с Пушкиным? - В борьбе за что декабристы пали в бою? (за свободу) -Что Пушкин ставит себе в заслугу – чем он будет любезен народу? (призывал милость к декабристам, которые пали за свободу) -Можем ли мы считать слова «свобода» и «воля» синонимами? Соответственно, слова «свободолюбие» и «вольнолюбие» мы тоже будем считать синонимами. -Обратимся к «чувствам добрым». Какие это чувства, на ваш взгляд? (можно ли назвать добрым чувство ненависти?.....какой любви, к чему? (к матери, к природе, к родине). .........вражды?.............подавления воли, гнета?.... (чувство необходимости свободы)..... Записать на доске все «добрые чувства», которые будут называть учащиеся Тема сегодняшнего урока – «Чувства добрые в лирике А.С.Пушкина». Именно об этом мы и поговорим на уроке. Мы начали урок со стихотворения «Памятник». Вернемся к нему. Перечитайте оба варианта 4 строфы. - Что Пушкин оставил без изменений? Какие слова главные, являются смысловыми основами? (народ, чувства добрые, жестокий век свобода, милость к падшим) . У нас получилось 4 смысловые основы (доминанты).

Вы прод о лжите изучение творчества поэта на следующих уроках. Но все, о чем вы будете говорить на уроках – это об этих смысловых основах – о народе, о свободе в жестокий век, о добрых чувствах и милости к падшим. Но всегда и во всем поэт выступает как свободолюбивая личность, свобода для него – это не только необходимое условие творчества, но и жизни. Он высоко ценит свою свободу и уважает свободу выбора другого человека.

Критик Белинский сказал, что « Пушкин – это наше все». Профессор Михаил Дунаев уточнил: «Все – это и гордость, и восхищение, и слава, и гений, поэтический восторг, идеал гармоничного в и дения мира…» А для меня Пушкин - это воплощение житейской мудрости, яркие эмоции, стремление к свободе. На доске записано начало предложения: «Пушкин для меня – это…..» Я предлагаю вам в одном предложении, словосочетании высказать, что для вас – Пушкин. Пусть это будет короткое высказывание, пусть это будет одно слово, самое главное – оно должно быть искренним, вашим от души. Пользуйтесь результатами нашей работы. Несколько человек зачитывают результаты своей работы (предложения, мини-сочинения – у кого что получилось).

Что такое гуманность? Как находит она выражение в стихотворениях поэта?

Если останется время до звонка, завершаем урок самыми любимыми стихотворениями Пушкина, изученными в прошлых учебных годах. На моих уроках это, как правило, «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный….»

Группа № 1

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

    Какие ситуации (благоприятные, неблагоприятные) располагает поэт в 1 строфе? Во второй строфе? В каких ситуациях человеку нужна Божья помощь? На какое место ставит поэт дружбу по отношению к «заботам жизни» и карьере?
На какие обстоятельства в жизни друзей намекает последняя строчка? (вспомните о лицейских друзьях, ставших декабристами) Может ли оборвать дружбу заточение, каторга?
    Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, выражают взгляды поэта на дружбу. Прикрепите их на доску.

Группа № 2

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим .
    Прочитайте стихотворение. Какова тематика этого стихотворения? Почему поэт говорит о чувстве в прошедшем времени? Только ли счастье привнесла в жизнь героя его возлюбленная? Докажите свою мысль строчками стихотворения. Несмотря на это, как относится к возлюбленной лирический герой? Удерживает ли он возлюбленную? Предоставляет ли ей свободу выбора: остаться с ним или быть любимой другим? Что ценит поэт в отношениях между мужчиной и женщиной? Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, выражают взгляды поэта на любовь, отношение к женщине. Прикрепите их на доску.

Группа № 3

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;


Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.


Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.


Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!


Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

    Прочитайте стихотворение. Какова тематика этого стихотворения? Какие 2 образа возникают в 5-8 строках стихотворения? Какими словами поэт характеризует власть? Какие синонимы можно подобрать к этому определению? (неожиданная, внезапная, жестокая, бесчеловечная, божественная, святая…) В каких отношениях власть и Отчизна находятся между собой в этом стихотворении? (слова-синонимы, противопоставлены друг другу, независимы друг от друга…) К чему призывает поэт юношество? В чем нуждается Отчизна? Выберите из предложенных словосочетаний те, которые, на ваш взгляд, выражают взгляды поэта на роль молодых горячих сердец в истории страны. Прикрепите их на доску.

Первоначальный вариант 4 строфы:

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрел

Что в свой жестокий век восславил я свободу

И милосердие воспел.


Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Окончательный вариант 4 строфы Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

МИЛОСЕРДИЕ - г отовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Взывать к чьему-нибудь милосердию.

Падший – погибший, убитый на поле боя в борьбе за что-либо. (Словарь современного русского литературного языка под ред. А.П.Евгеньевой) Падший – ангел, отпавший от Бога, восставший против него, и за это низвергнутый в ад.
Словосочетания, данные группам для работы (для выбора и размещения на доске. Каждой группе раздается комплект, распечатанный очень крупным шрифтом)

БЛАГОРОДСТВО

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ГЛУБИНА И ИСКРЕННОСТЬ ЧУВСТВА

ВОЗВЫШЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ

ТАИТЬ ОБИДУ И ЗЛОБУ

ПРЕЗИРАТЬ И НЕНАВИДЕТЬ СОПЕРНИКА

ВЫНУЖДАТЬ ВОЗЛЮБЛЕННУЮ ОСТАТЬСЯ

ВЫСОКОЕ СВЯТОЕ ЧУВСТВО

ВЕРНОСТЬ ДРУЖБЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

ДРУЖБА НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ЖИТЕЙСКИХ БУРЬ

ДРУЖБА НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ИСПЫТАНИЯ РАЗЛУКОЙ

СВОБОДА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ОТЧИЗНЕ

БОРЬБА С «САМОВЛАСТЬЕМ»

ОТДАВАТЬ ВСЕ СИЛЫ КАРЬЕРНОМУ РОСТУ

НЕ СЛУЖИТЬ РОДИНЕ, ПОКА НЕ ПРИДЕТ СВОБОДА

ДРУЖБА – ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

ДРУЖБА – ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

ДЛЯ ДРУЖБЫ НЕТ ПРЕПЯТСТВИЙ

НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ ВОЛЕ ПРАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ СВОБОДУ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ

УВАЖАЕТ СВОБОДУ ВЫБОРА