Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Поэзия Блока прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых "примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли (это мотив) открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали...

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце - и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери (мотив). Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни - сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви (мотив). Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и - сколько бы сам ни смеялся над этим - каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл - “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой - служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, - все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” - этот мотив, общий для всей лирики Блока, - необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе - все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке -

Я не утратил прежний свет...

23. Стихи «Незнакомка», «В ресторане»

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, - незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В ресторане. В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты (кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная, испытанные остряки, среди канав. И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно кривится диск. Лишь с помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее реальные черты (девичий стан, рука в кольцах) не контрастируют резко с ее туманным, расплывчатым образом (дыша духами и туманами, она садится у окна). Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица. Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое берег очарованный и очарованная даль? Нет прямого ответа, так символ этот многозначен. Скорее всего это своеобразная грань между реальным миром и ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром и злом. Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль (стан, очи) с низким (кривится, торчат, пьяницы с глазами кроликов); звуковой организации (в начале сочетания согласных пвчрм, ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л, м, н (Иль это только снится мне?) Дисгармония первой части противостоит гармонии второй. И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность и одновременно динамичность. Лирический герой одинок (И каждый вечер друг единственный//В моем стакане отражен+) Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки, рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном. Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни. Героиня стихотворения В ресторане, идя по ступеням вниз, на этом пути окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна чувству,. Развивающемуся долгое время. Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в Незнакомке: Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих: петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире, говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке. Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом говорит фраза: И этот влюблен. Но она выделяет его из толпы обожателей, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Драма отношений усиливается (грянули, исступленно запели) и, наконец, завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая и дробя образ новой незнакомки, рассеивают ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку: бренчит монисто пляшущей цыганки, которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

Рита Соловьева

Основные мотивы лирики Блока

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». В центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношении со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Поэтому по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин появился в работах литературоведа Тынянова в его статьях о поэзии Блока. По его словам, самой большой лирической темой Блока стала сама личность поэта. «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона, обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности, самоотрекающегося ради идеалов добра и красоты.

Система мотивов - образные, лексические, интонационные повторы, связывающие отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, категория формально-содержательная. То есть мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, цифрами, цветовыми обозначениями). Центральный цикл первого тома трилогии - «Стихи о Прекрасной Даме». В них отразился любовный роман Блока с Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С. Соловьева. В учении философа Блока привлекала мысль о вечной женственности, о том, что через любовь возможно устранить эгоизм и объединить человека и мир. В женщине необходимо узреть ее небесную природу. Сюжет стихов «О прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Лирические герой и прекрасная дама заведомо неравны, это противопоставление земного и небесного. В их отношениях атмосфера средневекового рыцарства, она на недосягаемой высоте. Повторяющиеся мотивы - «неведомые тени», «непостижимая тайна», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю». Герой тоскует от любви. Образные церковные знаки - лампады, свечи, алый, белый и золотой цвета. Герой в то же время боится встречи с музой: «… Весь горизонт в огне, и близко появление. Но страшно мне - изменишь облик Ты. И резкое возбудишь подозрение, Сменив в конце привычные черты.» (Короче, все это закончилось тем, что Блок ни разу не притронулся к Менделеевой, и так ей надоел своим рыцарством, что она ушла к Белому. Это как раз говорит о том, что Блок очень буквально воспринимал и переживал свою лирику, и это было не всегда совместимо с практической жизнью.) Второй том - мотив погружения в жизненные стихии. Теперь сознание героя обращено к НЕ придуманной жизни. Стихия природы, урбанистическая цивилизация, земная любовь нашли отражение в этой лирике. Поле зрения героя - национальная и общественная жизнь страны. Стихия - ключевой символ. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой - женщиной двух миров, напоминание об высоком идеале в мире разврата и пьяниц. Главное для Блока - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. Можно понять его философию на этом жизненном этапе на примере этого стихотворения: О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах... Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя! Третий том. Ведущий мотив - омертвение мира современной городской цивилизации. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - яркий пример. Герой греховен, черств, он устал. Ощущение безысходности, мысль о грядущем возмездии за измену идеалу. Новые ценности - народная жизнь, Родина. Тема России - отныне важнейшая в его творчестве. Для лирического героя любовь к Родине - интимное чувство. Образы Руси и Жены очень близки. Стихотворение «Россия» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. Мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный путь».

Отрывок из поэмы "Hа поле Куликовом". Александр Блок 1. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске.............................безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчится. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плач... Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь!

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - очеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых \"примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали...

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце - и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни - сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и - сколько бы сам ни смеялся над этим - каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл - “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой - служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, - все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” - этот мотив, общий для всей лирики Блока, - необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе - все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке -

Я не утратил прежний свет...

Александр Александрович Блок
(1880-1921)

По воспоминаниям М. Горького, «Блок был очень красив, как поэт и как личность». Общественный и писательский авторитет Блока был высокий неоспоримый. В сложном 1919 году, когда в огне революции сгорали многие даже устоявшейся репутации, М. Горький уверенно говорил: «Блока верьте, это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности».

Блок был убежден, что «великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений «исповеденческого характера». Поэзия Блока и является лирической исповедью: искренность и честность для Блока — необходимые условия творчества. Но ход собственной жизни Блок воспринимал в «всемирном» масштабе. По мнению Блока, — и в этом одна из основных, принципиальных черт его эстетики — у настоящего художника личное неразрывно связано с общественным. Тем более в грозовую революционную эпоху «в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем лучше чувствует он« свое »и« не свое », ибо, в эпоху бурь и тревог, нежные и интимные стремления души поэта также наполняются бурей и тревогой «.

Патриотизм, гуманизм и высокая культура, революционность и бескомпромиссность — все эти качества, присущие Блока, делают его ярким явлением в истории русской литературы и общественной мысли. Критический взгляд Блока остро отмечал трагичность окружающей его жизни. Но неверно было бы воспринимать его лирику как дневник человека, только ужаснулся «страшного мира». По воспоминаниям жены поэта, в Блоке было такое же источник радости, как и пессимизма.

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Ранняя лирика Блока была связана с символизмом — декадентским литературно-художественным течением конца XIX — чала XX века. Философскую основу символизма составлял мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и стоит стремиться. Отсюда и у Блока в начале творческого пути — отрешенность от общественной жизни, мистическая настороженность в ожидании неизвестных духовных событий. Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ в символистской поэзии заменен символом — образом, в котором наряду с первоначальным, конкретным началом предусматривается и другой, «идеальный» содержание.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства.
Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль.
Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Например, в творчестве М. Горького можно найти конкретные образы птиц. Но Сокол в «Песне о Соколе» — это уже образ-символ, это воплощение идеи, идеи борьбы, непокорства, свободолюбия.

Яркий современный пример перерастания образа в символ — голубь мира. Русский символизм возник в условиях глубокого социального и духовного кризиса. Растерянность перед противоречиями действительности, перед революцией, которая нарастала, что понимается отдельными представителями искусства односторонне, как разрушительное начало, вызвали отказ от общественной деятельности. Символизм побуждал уходить от социальной действительности и революционного движения в мир фантазий. Блок, стремился постичь правду жизни, не мог идти этим путем. «Стихи о Прекрасной Даме». Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье, отличавшейся широтой и глубиной культурных интересов.

Его мать — дочь известного русского ученого А.Н.Бекетова — была первым воспитателем и другом сына, навсегда сохранил привязанность к ней. Высшее образование Блок получил в Петербургском университете, что, по его признанию, дал ему знания и навыки, которые помогали в литературной работе. Но особую роль в становлении молодого поэта сыграл «угол рая неподалеку от Москвы», где среди прекрасной среднерусской природы находился имение деда Шахматово, двери дома открывались прямо «у липы и в сирень, и в синий купол небосклона …».

Любовь А. Блока к Л.Д. Менделеевой, дочери великого русского ученого, ставшей впоследствии женой поэта, выразилась в романтическом преклонении перед ним.
В «Стихах о Прекрасной Даме» (1904 г.) любовь выступает как чувство, непостижимым образом соединяя мир реальный и мир идеальный.

Образный строй ранних стихотворений Блока насыщен символикой. Особенно значительную роль играют развернутые метафоры. Они передают не столько реальные черты изображаемого, сколько чувства, настроения поэта: река «напевает», метель «шепчет», любовь «цветет». Чаще метафора перерастает в символ. Образ выходит за пределы собственного первоначального значения. Так, образы ветра, вьюги, метели воплощают в себе мотивы бездомности, душевной тревоги.

БОУ « Самсоновская средняя общеобразовательнвя школа» Омская область, Тарского района

Темы и образы ранней лирики А. Блока.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Гапеева Раиса Николаевн


Александр

Александрович

Блок

1880 - 1921


  • познакомиться с особенностями ранней лирики поэта;
  • знать особенности поэтики А. Блока на основе произведений, вошедших в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”;

- развивать ассоциативное мышление и навыки анализа поэтического текста.


Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив - и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени.... Я озарен - я жду твоих шагов.


2. Какое слово можно было бы добавить?

3. Кто избирал Дам сердца и в какие времена?


Символизм это литературно-художественное направление начала 20 века, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы при помощи интуиции.

Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.


Владимир Соловьёв – поэт, критик и философ, живший в конце 19 века. Особенностью его философских взглядов было стремление выразить принадлежность человека к двум мирам – земному и божественному. В поэзии эта идея выражалась символами «Вечной Женственности», «Души Мира» и т.д.


А. Блок с женой Л.Д. Менделеевой (1903)

Любовь Дмитриевна Менделеева (1898)




Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Все шесть лет об одном:

с 1898 по 1904-й,

Блок посвятил теме любви

687 стихотворений!


3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини ?

4. Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение ?

5. Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму?


1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?

2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние?

3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини?

4. Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении?


  • Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?
  • Чем, по-вашему, объясняется страх героя?

Название

Особенности

«Вхожу я в темные храмы»

Год написания

«Я, отрок, зажигаю свечи»

Наличие конкретных черт в образе

«Предчувствую Тебя»

Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)

Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.

Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения.

Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.


  • Как А. Блок изображает чувство любви?
  • Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.


Домашнее задание:

выучить стихотворение А.Блока наизусть