Среди моих сверстников не встретишь людей, которые зачитывались бы поэзией Гавриила Державина. Тем не менее каждый школьник знает о его особой роли в русской литературе. В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане "старины глубокой", и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин - младший современник Ломоносова, а с другой - тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина.

Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство. Что ни говори, для восприятия современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть. Но мне кажется, что в них живет душа очень умного, ироничного человека - их автора. И еще я думаю, что человек этот был смелым экспериментатором в языке и литературе.

Возьмем хотя бы его известные оды. Посвящены они по большей части императрице Екатерине Великой. Но героиня самой известной из них названа Державиным Фелицей, что значит "счастливая", а не "великая" или "мудрая", как можно было бы ожидать. И действительно, эта "царевна Киргиз-Кайсацкия орды" велика именно тем, что счастлива и человечна. Ее достоинства в том, что она ходит пешком и ест простую пищу, разрешает самостоятельно мыслить и говорить правду. Словно для того, чтобы подчеркнуть ее простоту, рядом автор рисует и "свой" портрет", на который, по его словам, "весь свет похож":

А я, проспавши до полудня.

Курю табак и кофе пью:

Преобращая в праздник будни.

Кружу в химерах мысль мою.

Хотелось бы особо отметить, что в своих одах Гавриил Романович Державин во многом отошел от правил классицизма. Так, в оде "Фелица" писатель смешал в одном произведении разные жанры, соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. Под пером Державина ода приблизилась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Нарушая строгие правила классицизма, Державин отверг установившуюся в литературе теорию трех стилей Ломоносова. Таким образом он осуществил "опрощение", "снижение" высокого слога, приспособив его к нормам разговорного языка, далекого от утонченности светского дворянского салона.

Очень красочно характеризует эту державинскую особенность смешения высокого слова с низким Н В. Гоголь: "Слог у него (Державина) так крупен, как ни у кого из наших поэтов; разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми.

И смерть как гостью ожидает,

Крутя задумавшись усы.

Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, как ожидание смерти, с таким ничтожным действием, каково кручение усов? ("Выбранные места из переписки с друзьями")

Обличая "свет" и придворную знать, поэт отмечает, что представители этого круга погрязли в суете, незаслуженных забавах и развлечениях, косности и непросвещенности. С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной. В оде "Вельможа" он пишет:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

В оде "Властителям и судиям" Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Согласитесь, поместить в оду не восхваление, а критику своего общества - это довольно смело! К тому же, если повнимательней перечесть заслуги Фелицы и примерить их к Екатерине II, то некоторые строки могут показаться злой сатирой:

Стыдишься слыть ты тем великой,

Чтоб страшной, нелюбимой быть;

Медведице прилично дикой

Животных рвать и кровь их пить.

…И славно ль быть тому тираном,

Великим в зверстве Тамерланом,

Кто благостью велик, как бог?

Державин говорит это женщине, потопившей в крови восстание Емельяна Пугачева, взошедшей на престол после убийства своего мужа! Недаром в последних строфах он с горечью вопрошает, обращаясь к Фелице:

Но где твой трон сияет в мире?

Где, ветвь небесная, цветешь?

Этим поэт как бы подчеркивает, как мало соответствует Россия образу идеальной страны.

Мысль о величии простых человеческих чувств, а также о бренности всего земного пронизывает оду "На смерть князя Мещерского". Мне кажется это очень характерно для Державина - посвятить оду одному из своих знакомых, чье имя так и кануло бы в историю, если бы поэт не написал о его смерти. Жизнь делит людей на богатых и бедных, сытых и голодных, царей и подданных, а смерть равняет всех:

Глядит на всех - и на царей,

Кому в державу тесны миры;

Глядит на пышных богачей,

Что в злате и сребре кумиры;

Глядит на прелесть и красы,

Глядит на разум возвышенный,

Глядит на слезы дерзновенны,

И точит лезвие косы.

Интересно то, что в самые разные годы, в самых разных стихах у поэта прорывается тема смерти. Державин был отважным человеком. Он не робел ни перед царевым, ни перед вельможным гневом, ни перед пугачевскими разбойниками, ни перед бушующим Белым морем. Но его умение полнокровно жить и чувствовать, страстно переживать жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти. В своей удивительной оде "Бог" он говорит о своем понимании жизни, смерти, бессмертия, обращаясь к Создателю:

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие:

Чтоб дух мой в смертность облачился.

И чтоб чрез смерть я возвратился.

Отец! - в бессмертие Твое.

Размышляя о жизни и смерти, поэт в своих исканиях пришел к постижению истины через веру в Спасителя. Себе и другим в утешение он оставляет слова надежды:

Почто ж терзаться и скорбеть,

Что смертный друг твой жил не вечно?

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою

И чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.

И не случайно Гаврила Романович Державин очень много стихов написал именно о земных радостях и печалях, которые близки всем людям без исключения. Это "Объявление любви", "Разлука", "Купидон", "Разные вина" и другие. Их слог очень прост, ярок и доступен читателю XX века, как доступны описанные переживания: любовь, печаль, расставания, радости дружбы. В знаменитом послании "Евгению. Жизнь Званская" поэт противопоставляет суетную придворную жизнь, полную интриг, клеветы, и жизнь простую, деревенскую. Он так подробно, со вкусом перечисляет прелести званского житья, что тоже хочется побывать среди прекрасных пейзажей, искупаться в пруду, глядеть, "как на воду ложится красный день", и пить "под небом чай душистый". Мне кажется, что Державину было очень важно утвердить в умах своих читателей эти вечные ценности человеческой души может быть

Ценность в том,как принимают и понимают его произведения народ. он хотел бы,что бы народ вникал в суть его творчества,разделял с ним и радостные дни,и самые тяжелые переживания. Ни один писатель не пишет для себя,все пишут для народа. и державин не ушел далека. у него даже фамилия говорит за себя! ДЕРЖавин! от слова державапатриот,истинный патриот своей родины!настоящий ценитель

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Вопрос какие сравнения эпитеты помогают создать портрет русской женщины?
приведите примеры.

Читайте также

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

обратите внимание на композиционные особенности стихотворения.в чем вы видите смысл почти дословного повторения второй и третьей строфы первой

части в финале(мысленное продолжение диалога поэтессы с однополчанкой Зиной)?

Зинка Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой 1 Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. - Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет... Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!" Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет. 2 С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить. ...Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав... Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. 3 - Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. №2- Почему в комедии основной проблемой является проблема крепостного права; в чем это выражается?
№3 В чем вы видите главный смысл комедии?

Вы находитесь на странице вопроса "в чем державин видит основную ценность своего творчества ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Попытка обзора творчества поэта. Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннего периода творчества, когда он приобщался к воителям нормативного стихосложения.В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние не только общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков, Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого Державина.

Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было Рассуждение о лирической поэзии или об оде, где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию. Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений.

Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова. Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой.Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна просвещение читателей и писателей, формирование правильного и только слога, правильной мысли и чувства.

Г. Н. Теплов в статье О качествах стихотворца рассуждение пишет стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании авторов которые от древних веков образцом стихотворству считались, уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики. Такой поэт никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.Итак, не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса - вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.

Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической критики. В уже упомянутой статье Рассуждение о лирической поэзии или об оде поэт так, например, объясняет значение слова ода в новейших временах она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня.Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма.

Далее Державин разъясняет такие понятия, как вдохновение, высокость, беспорядок лирический. Поэт пишет об оде восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, Поэтому ода плана не терпит. Державин рассказывает о единстве страсти и о разнообразии ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени, действия.Далее Даржавин ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что вымыслы истину только украшают.

Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения, о коих было уже говорено. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца.Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии соединение высокого и низкого.

Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах басня, эпиграмма, комедия. Нередко это создавало лексическую дисгармонию Прогаркни праздник сей крестьянский Крестьянский праздник. Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики. Метрические неточности часто трансформировались в новые размеры.Так, в стихотворении Ласточка Державин вводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия Уж не ласточка сладкогласая Домовитая со застрехи - Ах Моя милая, прекрасная Прочь улетела с ней утехи.

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая образная звукопись, т. е. с помощью которой создается образ. Глагол времен металла звон - бой часов На смерть кн. Мещерского, Северны громы в гробе лежат - образ полководца Суворова Снегирь.Державин широко пользуется неточными рифмами творенье перья, во тьме во сне и т. д. Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне.

В его поэзии появляется конкретный лирический герой Приглашение к обеду. Развитие идеи не сюжета связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построена духовная ода Бог заметим, что основной принцип построения - антитетичность.Идея в этой оде развивается следующим образом 1 сравнение величия Бога с ничтожностью человека, 2 но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3 человек - центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек - стремиться к Богу. Итак, Державин становится новатором, вернее, создателем новых философских од. Человек рассматривается не во внешней гражданской деятельности, а в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных - смерть Глотает царства алчна смерть, Солнца ею потушаются Появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности, происходит переоценка общественных ценностей Подите счастья прочь возможны, Вы все пременны здесь и ложны Я в дверях вечности стою. Однако поэт не проповедует пессимизм жизнь приобретает особую ценность Жизнь есть небес мгновенный дар. Для Державина Бог - первоначало, не существующее отдельно от природы.

Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом.

О существовании Бога свидетельствуют природный чин, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу Тебя душа, быть может, чает Образы здесь крайне эмблематичны и символичны.

Стихотворение Водопад1791 является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы Алмазна сыплется гора. Сам водопад Кивач - водопад в Карелии - олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении На смерть кн. Мещерского. Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения.По мнению классицистов, история - замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем.

Для Державина Велисарий - оклеветанный полководец, сравнивающийся с неким мужем седым, то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненным от службы. Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет Песни Оссиана, сочиненные шотландским поэтом Макферсоном.Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан. Основными темами стали война и любовь.

На фоне повествования выделялся мрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться оссиановским. Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий Под наклоненным кедром вниз, При страшной сей красе природы, На утлом пне, который свис С утеса на яры воды, Я вижу - некий муж седой Склонился на руку главой.Копье и меч и щит великой, Стена отечества всего, И шлем, обвитый повиликой, Лежат во мху у ног его. Сидит и, взор вперя к водам. В глубокой думе рассуждает Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает Он так же благом струй своих Поит надменных, кротких, злых. и т. д. Итак, Бог для Державина - источник жизни, жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как певец, а подобное сочетание для классицизма невозможно.

Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения.Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина.

В своей Оде на восшествие Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику бисер, порфира, зефир, душа, зрак, рай и патетический стиль Когда на трон она вступила Как Вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец Тебя прияв облобызала Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток. На день восшествия 1747 г. Приведем выдержки из произведения Державина Фелица богоподобная, курю табак, кофе пью, забавлюсь лаем псов, играю в дурака с женой.

Оба поэта дают правительнице наставления.Ломоносов описывает идеальную царицу Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас. Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу, использует вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет В безмолвии взирай вселенна. Ломоносов - поэт государства, подчиненного Филице, лишь воспевающий ее достоинства.

Он заставляет замолчать даже пламенные звуки поэзии. Державин же, обращаясь к Екатерине Фелица - лат. felix - счастливая, по словам Белинского, соединяет патетический элемент с комическим что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине.Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем Подобно в карты не играешь, Как я, от утра до утра Не слишком любишь маскарады, А в клоб не ступишь и ногой Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой Коня парнасска на седлаешь, К духам в собранье не въезжаешь Не ходишь с трона на Восток. Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути Образ мурзы меняется.Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов зашифрованных в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому Едина ты лишь не обидишь Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного.

В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг Или музыкой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух Или, о всех делах заботу Оставя, езжу на охоту И забавляюсь лаем псов Или над невскими брегами Я тешусь по ночам рогами И греблей удалых гребцов. Очевидно, Я Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического Я варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма почти всегда предполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи.

Слово в его произведениях теряет ту плоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретает новые осязаемые формы, становится весомым.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Гаврила Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт 18 - начала 19 века. Творчество Державина было во многим новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на дальнейшее ее развитие.

Жизнь и творчество Державина

Читая биографию Державина, можно отметить, что юные годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено стать великим человеком и гениальным новатором.

Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень небогата, однако принадлежала к дворянскому сословию.

Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом - игрой в карты.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. "Чаталагайские оды" (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие - он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Последние годы

В последние десятилетия жизни Державин перестает писать оды, в его творчестве начинает преобладать любовная лирика, дружеские послания, шуточные стихи.

Творчество Державина кратко

Сам поэт своей главной заслугой считал введение в художественную литературу "забавного русского слога", в котором смешивались элементы высокого и просторечного стиля, сочеталась лирика и сатира. Новаторство Державина было и в том, что он расширил список тем русской поэзии, включив в него сюжеты и мотивы из повседневной жизни.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока" уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары - разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них ("Будь на троне человек") указывает на то, что и царь - человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

"Фелица"

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица - это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные,

"На взятие Измаила"

В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении.

"Водопад"

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев - вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Философские оды

Темы творчества Державина продолжают философские "На смерть князя Мещерского" (1779) была написана после смерти наследника Павла, Причем смерть изображается образно, она "точит лезвие косы" и "скрежещет зубами". Читая эту оду, сначала даже кажется, что это своеобразный "гимн" смерти. Однако заканчивается она противоположным выводом - Державин призывает нас ценить жизнь как "небес мгновенный дар" и прожить ее так, чтобы умереть с чистым сердцем.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича - это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием "Анакреонтические песни". В предисловии он разъясняет, почему решил писать "легкую поэзию": поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение "Евгению. Жизнь званская", написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского "Вечер" и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение "Памятник", наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Творчество Г. Р. Державина, великого русского поэта, сохранило свое историческое значение до наших дней. Наследие Державина пережило годы забвения и восторг современников, но не утратило живой поэтической прелести.

Немолодым и много повидавшим человеком Державин пришел в литературу, воспевая в своем творчестве стремление к правде и справедливости.

Писать Г. Р. Державин начал во время солдатской службы, размышляя о смерти и бессмертии, о бренности жизни. О раннем периоде творчества Державина дают представление две сохранившиеся тетради с его стихами, в которых чувствуется влияние поэтов того времени – Ломоносова и Тредиаковского. В своем творчестве Державин применял созданный им художественный прием, соединяя в одном произведении “высокую” и “низкую” лексику, что вносило в произведение лексическую дисгармонию.

Державин никогда не был придворным поэтом, хотя современники считали его таковым. Стать ручным стихотворцем Державину не позволял его горячий нрав, а характер заставлял говорить царям и вельможам “истину… с улыбкой”. Державин старался добиваться своего, зная, что на его стороне правда.

В своих стихах Державин часто обращается к Богу, не мыслит существование Бога отдельно от духовной жизни и жизни в государстве. Державин часто проявляет себя в стихах как гражданина и “певца”, создает философские оды, рассматривая связь человека с природой и равенстве всех людей перед смертью.

Охватывая все мироздание в своем воображении, поэт как-будто стремится взлететь ввысь, но это не всегда ему удается. Яркая и запоминающаяся метафора: ” Я червь – я Бог” рисует образ поэта, стремящегося изобразить душу человека, словно художник, не отрывающий кисти от бумаги, пока не закончен рисунок.

Подводит итог своему творчеству Державин рядом работ, одна из них “Рассуждение о лирической поэзии, или об оде”. Автор объясняет значение слова “ода”, разъясняет понятия слов “вдохновение” и многих других, ратуя за правдоподобие и краткость оды. Только после изучения наследия автора, все что осталось недосказанным и что автор применял на практике получило признание.

За два дня до смерти Г. Р. Державин написал оду “На тленность”, завершив свой творческий путь. Назначение поэта Державин видел в посредничестве людей с Богом, говоря нам об истине и бессмертии души.